Полезные статьи

Правила обращения с твердыми бытовыми отходами

Правила обращения с твердыми бытовыми отходами

Введите ваш запрос для начала поиска.

В 2017 году вступают новые правила обращения с твёрдыми бытовыми отходами

В следующем году в России вступят в силу нововведения в системе обращения с твёрдыми отходами.

Одно из главных нововведений — централизация процессов обращения с отходами под эгидой региональных операторов.

Сегодня на Ставрополье действует восемь лицензированных объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, а также мусоросжигающий завод. За последние пять лет в развитие отрасли инвестировано свыше трёх миллиардов рублей. В рамках подготовки к началу деятельности единых региональных операторов сформированы восемь кластеров по обращению с мусором, охватывающие всю территорию региона.

Однако система обращения с твёрдыми отходами в крае ещё далека от совершенства. Например, Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике почти ежедневно сообщает о выявленных фактах размещения твёрдых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения.

Правительство края планирует создать службу экологического контроля, которая сможет «ловить за руку» недобросовестных предпринимателей, засоряющих окружающую среду ради экономии на услугах полигонов.

Между тем уже сегодня от множества видов отходов можно избавляться не только цивилизованно и бесплатно, но и с выгодой. Так, в крупнейших городах региона — Ставрополе и Пятигорске работает оператор по сбору и переработке вторсырья «Юг ТАРА».

Благодаря услугам компании «Юг ТАРА» такие отходы, как макулатура, упаковочная стрейч-плёнка, деревянные поддоны, архивы — будут утилизированы без хлопот и затрат для любых организаций. Более того, сдавая отходы оператору «Юг ТАРА», можно получить неплохую прибыль!

ugtara.ru

Правила обращения с твердыми бытовыми отходами для предприятий жилищно-коммунального хозяйства

Мы уже рассказывали читателям, как рассчитывается плата за размещение отходов для специализированных организаций ЖКХ [1] и как получить льготу по плате в части, приходящейся на размещение отходов населения. Прошло достаточно много времени, появились новые нормативные документы, разъяснения уполномоченных органов, накопилась разнообразная арбитражная практика. В статье мы уделим внимание основным вопросам, которые волнуют наших читателей.

Разрешающая документация

В первую очередь напомним предприятиям ЖКХ, какая экологическая документация должна быть в их распоряжении.

В соответствии с п. 4 Правил [2] юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Ростехнадзором, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют эти проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора. Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица представляют в Ростехнадзор пакет документов, перечисленных в п. 7 Правил. Помимо заявления, содержащего сведения о заявителе, это проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Лицензия на обращение с отходами

Согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ[3] лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, то есть по обращению с отходами, за исключением их образования.

Минэкономразвития в Письме от 14.05.2007 № Д05-1605 разъяснило: лицензированию подлежит деятельность специализированных организаций, которые осуществляют сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов. Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, получать лицензию не обязаны. Информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию, должна предоставляться потребителям услуг по вывозу ТБО (п. 3. Постановления Правительства № 155 [4] ).

Лицензия единая на все виды деятельности (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение), но конкретный вид деятельности, на который она выдана предприятию, указывается в выписке из реестра к лицензии. Основной документ, регламентирующий порядок выдачи лицензии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 . В нем определены лицензирующие органы и их функции, стандартный пакет документов, предъявляемых в лицензирующие органы соискателем, а также порядок надзора за соблюдением предприятием лицензионных условий. Основополагающий момент для получения лицензии – положительное заключение экологической экспертизы. Проводит ее региональный орган Ростехнадзора в порядке, установленном п. 2 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного Приказом Госком-экологии РФ от 17.06.1997 № 280 . На практике экспертиза длится 2 – 3 месяца, а процедура получения лицензии занимает около 6 месяцев. Правда, срок ее действия – 5 лет.

Паспорт опасных отходов

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ [5] на опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности [6]. Паспорт оформляется для отходов:

  • I – IV класса опасности для окружающей природной среды;
  • V класса опасности, обладающих опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней) (п. 2 Приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» ).
  • В ФККО[7] опасные свойства отхода кодируют 11-я и 12-я цифры тринадцатизначного кода отхода, а последняя цифра обозначает класс опасности. Код инертного отхода, то есть не обладающего опасными свойствами, заканчивается на 99 5 (например, 57102902 01 99 5 – отходы полиэтилена в виде пленки, V класса опасности, не имеет опасных свойств). Если соответствующий отход V класса опасности, не обладающий опасными свойствами, назван в ФККО, то паспорт на него оформлять не нужно.

    Для отходов, отсутствующих в ФККО, класс опасности может быть также установлен в соответствии с п. 3 Приказа № 511 [8] расчетным или экспериментальным методом лицом, у которого они образовались. Определение класса опасности отходов осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями (п. 2.3 СанПин 2.1.7.1386-03 [9]). Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально (п. 2.5 СанПин 2.1.7.1386-03).

    В случае отнесения отхода расчетным путем к V классу опасности (практически неопасные) требуется подтверждение этого экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения отходы могут быть отнесены к IV классу опасности (малоопасные). Согласно п. 15 указанного документа экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности применяется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

    Материалы об отнесении отхода к конкретному классу опасности передаются на рассмотрение Ростехнадзора, при подтверждении класса опасности отхода этот орган оформляет и выдает свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовывает паспорта опасных отходов. Порядок паспортизации отходов установлен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 .

    Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

    В силу п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают ПНООЛР.

    Для разработки проекта чаще всего прибегают к услугам проектных институтов, способных квалифицированно выполнить этот вид работ[10]. Однако предприятие может и своими силами составить проект. Главное, чтобы отраженная в нем информация соответствовала действительности. Рекомендации по составлению проектов лимитов на отходы изложены в Приказе Ростехнадзора № 703 [11] .

    Составленный проект отдают на рассмотрение Ростехнадзора. Если нормы проекта обоснованны, управление выдает предприятию соответствующее разрешение, которое устанавливает перечень отходов, образуемых предприятием, и их количество, допустимое к размещению.

    Напомним, предприятию ЖКХ не обойтись без проекта, если оно планирует получить освобождение от обязанности внесения в бюджет платы за размещение отходов населения, на основании п. 7.5.2 Инструктивно-методических указаний [12], п. 4 Постановления от 28.08.1992 № 632 .

    В отсутствие разрешения на размещение отходов освобождение от соответствующей платы не получить (Постановление ФАС СЗО от 22.08.2007 № А21-7660/2006 ).

    Отметим, что и сейчас, когда практически всеми экологическими вопросами ведает Ростехнадзор, оформление льготы находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, которые согласовывают свои действия с территориальными органами МПР и Государственного комитета санэпидемнадзора.

    На практике нередко предприятия ЖКХ просто рассчитывают плату за объем отходов (сброса сточных вод, выброс загрязняющих веществ) от собственного предприятия. Ростехнадзор, в свою очередь, доначисляет плату за НВОС и, кроме того, привлекает предприятие к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение платы в установленный срок. Естественно, арбитры – на стороне Ростехнадзора (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 № 09АП-12329/2007-ГК ).

    Некоторые предприятия ЖКХ, которым доначисляют плату за НВОС, избирают такую тактику – ссылаются на отсутствие прибыли от осуществляемой хозяйственной деятельности. По их мнению, п. 7, 8 Порядка определения платы [13] предоставляют «неприбыльным» предприятиям освобождение от соответствующих платежей. Однако арбитры справедливо указывают, что отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя не являются основаниями для освобождения от внесения платежей (Определение ВАС РФ от 15.10.2007 № 12550/07 , Постановление ФАС УО от 17.03.2008 № Ф09-743/08-С1 , ФАС СЗО от 01.10.2007 № А21-7219/2006 ). Ни в одном нормативном акте это не прописано.

    Заключаем договор на вывоз мусора. По желанию или необходимости?

    Все вроде бы знают, что договор на вывоз мусора заключить необходимо. Однако на практике многие предприятия и собственники жилых домов от этого уклоняются. Следует сказать, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 3ст. 7 Закона № 7-ФЗ[14] , п. 2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ ). На этом основании на местном уровне в большинстве случаев действуют нормативные акты, в которых прямо предписано всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями. Однако ссылка на данные документы в обоснование необходимости заключения договора действует не всегда, и предприятия продолжают «упираться». Причина этого – уверенность в том, что даже властный орган не вправе принудить к заключению подобного договора.

    Предприятие ЖКХ как сторона, заинтересованная в заключении договора на вывоз мусора, должна располагать убедительными аргументами для потенциальных потребителей их услуг. Мы постараемся назвать эти аргументы.

    Итак, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ (п. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ [15] ). Статья 51 данного закона, среди прочего, запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В статье 11 Закона № 52-ФЗ среди обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц названа обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    За нарушение установленного уполномоченными органами местного самоуправления порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов организации очень часто наказывают рублем по основаниям, изложенным в ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, административная ответственность может быть предусмотрена и законом субъекта РФ. Так, судьи признали правомерным привлечение к ответственности организации, сбрасывающей мусор в контейнеры при отсутствии договора на вывоз твердых бытовых отходов (что было установлено административной комиссией в ходе проверки) (Постановление ФАС СКО от 22.11.2006 № Ф08-5761/2006-2515А ).

    Теперь проанализируем любимый довод организаций о том, что заставить их заключить договор никто не вправе. В гражданском законодательстве этот принцип именуется свободой договора. Пункт 1 ст. 421 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

    Будем справедливы: действительно, требование заключения договора со специализированной организацией ЖКХ, выраженное в подзаконном нормативном акте органа местного самоуправления, в принципе, противоречит ст. 421 ГК РФ. В соответствующих правилах или положениях содержания территорий местные власти могут лишь рекомендовать заключить договор со специализированной организацией.

    То есть невыполнение «обязанности» заключить договор на вывоз мусора само по себе не свидетельствует о нарушении организацией-природопользователем экологических, санитарных и иных требований природоохранного законодательства, и привлечь предприятие к административной ответственности нельзя (Постановление ФАС ВВО от 22.06.2006 № А43-711/2006-26-51 ).Однако эти требования не нарушаются лишь в одном случае – если у организации есть собственная лицензия на размещение, сбор, утилизацию отходов и в ее распоряжении обученные специалисты и спецтехника для вывоза отходов.

    Разумеется, к большинству предприятий это не относится. Поэтому удаление бытовых и хозяйственных отходов, их вывоз и складирование должно производиться по договорам, заключенным с организацией, осуществляющей вывоз ТБО (Постановление ФАС ДВО от 15.08.2007 № Ф03-А51/07-2/3124 ).

    Что касается жилищного фонда, то в соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда[16]организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

    • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
    • своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
    • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
    • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
    • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
    • проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
    • О некоторых особенностях заключения договора

      Предоставление услуг по вывозу мусора регламентировано Постановлением Правительства РФ № 155 . Мы обратим внимание на несколько ключевых моментов.

      Во-первых, предприятие ЖКХ, вывозящее отходы, обязано своевременно предоставить потребителю необходимую информацию об услуге, а именно: о правилах оказания услуг, предельных сроках вывоза отходов, тарифах, гарантийных обязательствах, льготах (п. 4). Эту информацию предприятие ЖКХ должно разместить в удобном для ознакомления месте. Лучше всего включить ее в документ на заказ услуг, подписываемый сторонами. Заметим, потребитель, ссылаясь на ее отсутствие, вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

      Заказ на услуги по вывозу ТБО оформляется в письменной форме. Причем, как следует из п. 7 Постановления Правительства РФ № 155 , это может быть не только договор, но и квитанция, талон и пр. Единственно, в этом документе должны содержаться сведения о наименовании исполнителя, месте его нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их предоставления, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия документа обязательно выдается потребителю.

      Обратим внимание еще на одно требование: исполнителю услуг по вывозу отходов запрещается обуславливать предоставление одних услуг обязательным оказанием других услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушений его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме (п. 9).

      Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

      [1] Статья Е. В. Пресняковой «Расчет платы за размещение ТБО для специализированных организаций ЖКХ» в № 12, 2006.
      [2] Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461.
      [3] Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
      [4] Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».
      [5] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
      [6] Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
      [7] Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786.
      [8] Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
      [9] СанПин 2.1.7.1386-03 «Почва. Очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы».
      [10] Расходы по оплате услуг сторонних организаций по разработке лимитов организация может учесть в налоговых расходах на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 04.09.2007 № 03-03-06/4/127).
      [11] Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
      [12] Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. МПР РФ от 26.01.1993.
      [13] Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.
      [14] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
      [15] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
      [16] Утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

      www.waste.ru

      Новые правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами как источник права и глубокой печали. Часть 2

      Если рассмотренный в первой части заметки вопрос о раздельном сборе отходов — проблема, главным образом, административного права, то нормы, посвящённые договорам по обращению с отходами, безусловно, относятся к праву гражданскому. Потратим на них несколько минут.

      Итак, Правилами утверждена примерная Форма договора на оказание услуг по обращению с бытовыми отходами. Указание на необходимость утвердить ее содержится в ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления (далее – Закон), поэтому Правила в этой части, несомненно, являются источником гражданского права п. 4 ст. 3 ГК РФ). Однако значение этой Формы (является ли она обязательной?) не ясно ни из Закона, ни их Постановления Правительства.

      С одной стороны, п. 5 ст. 24.7 Закона и п. 5 Правил говорят о том, что договор на обращение с ТКО заключается в соответствии с Формой, намекая тем самым на её обязательность.

      Однако гораздо больше аргументов можно найти в поддержку противоположной точки зрения. В самом деле, форма носит «типовой» характер, что в соответствии с буквальным толкованием позволяет сторонам включать в неё и иные, не противоречащие закону положения (например, условие неустойке за просрочку платежа или вывоза отходов). Да и сам Закон указывает в том же п. 5 ст. 24.7, что договор может быть дополнен по соглашению сторон иными положениями, если они не противоречат законодательству.

      Таким образом, представляется, что утверждённая Форма носит рекомендательный характер. Её значение – обучить участников оборота новым правилам, позволив им на первое время не думать об условиях новой для них разновидности сделок. Ни дополнение Формы иными условиями, ни изменение или отказ от части её положений не влечёт её недействительности (при соблюдении, разумеется, императивных условий законодательства, которых, замечу, не так и много).

      В соответствии с нормами Закона и Правилами договор носит консенсуальный, возмездный и взаимный характер. Эти положения едва ли требуют подробных комментариев. Сторонами договора являются Региональный оператор и потребитель. Региональный оператор — компания, которая получила соответствующий статус по итогам торгов (п. 4 ст. 24.6 Закона) и может заключать и исполнять договоры с потребителями только на время действия своего особого статуса. Потребитель – собственник отходов или уполномоченное им лицо. Если собственником отходов практика считает лицо, в чьей хозяйственной деятельности они образуются, то «уполномоченным лицом», видимо, следует считать управляющие компании всех видов.

      Договор носит срочный характер – он может заключаться только на срок полномочий Регионального оператора. Из Правил совершенно не ясно, каковы последствия досрочного лишения Регионального оператора соответствующего статуса. В соответствии с п. 41 Правил в подобном случае Региональный оператор обязан исполнять свои обязанности до дня, когда к своим обязанностям приступит новый Региональный оператор. После этого, «старый» оператор обязан передать «новому», среди прочего, реестр заключённых договоров и их копии. Означает ли это автоматическую замену стороны в договоре, то есть и переход соответствующих прав требований, и перевод долгов (ст. 392.3 ГК)? Я, если честно, подобных оснований не вижу ни в нормах ГК о перемене лиц, ни в нормах Закона об отходах. Более того, для «нового» Регионального оператора сохраняется публично-правовая обязанность направить всем потребителям предложения заключить договор (п. 6 Правил), так что, полагаю, смена Регионального оператора влечёт начало новой договорной компании.

      Ещё одним общим вопросом является обязательность заключения договора. Пункт 1 ст. 24.7 Закона устанавливает, что договор является публичным для Регионального оператора на одинаковых для всех сторон условиях. Именно в связи с этим Оператор и обязан направить всем потребителям на своей территории предложения заключить договор. И здесь начинается самое интересное. Обязан ли заключать договор Потребитель? Я не увидел в Законе или в Правилах положений, которые бы на это указывали. Иными словами, для потребителя заключение договора обязательным не является — по закону. Более того, предложение заключить договор направляется по адресу МКД или адресу, который содержится в ЕГРЮЛ – наверное, излишне доказывать, что в подобных случаях письма могут и не дойти до адресата.

      Однако мусор вывозить ему нужно — иначе он быстро станет нарушителем экологического законодательства или вынужден будет «подкидывать» кому-то свои отходы (так могут вести себя собственники частных домов, нося мусор к муниципальным или чужим контейнерам. В посёлках вблизи Петербурга это весьма распространённая ситуация. Зачем платить за вывоз отходов, если можно подарить их соседу). Однако, Региональный оператор на определённой территории всего один. Маловероятно, что он будет готов вести переговоры с каждым, кого не устроит его предложение. Следовательно, Потребитель попадает в положение, когда он вынужден либо соглашаться на предложенные условия, либо обходиться без вывоза отходов. Создав региональных монополистов, государство де-факто сделало заключение договоров с ними обязательным на условиях оператора.

      Сказанное возвращает нас к вопросу о значении примерной Формы договора. Если Региональный оператор в своём предложении заключить договор отступит от Формы в пользу Потребителя, он ничего не нарушит, однако кто же станет действовать себе в убыток? Если же он отступит от неё «в свою пользу», его монопольный характер может послужить основой для обвинения в злоупотреблении доминирующим положением. Поэтому с точки зрения Регионального оператора целесообразнее следовать этой Форме буквально, тем более, её неконкретный характер оставляет ему достаточный объём свободы в исполнении обязательств. В этой связи велика вероятность, что основная часть предложений заключить договор будет сделана путём буквального воспроизведения Формы. С учётом экономической невозможности для Потребителей что-то в предложении изменить, Форма будет воспроизведена, полагаю, в подавляющем большинстве заключаемых договоров и станет де-факто обязательной.

      zakon.ru

      Правила обращения с твердыми коммунальными отходами

      Более известные как ТБО, твёрдые коммунальные отходы – это остатки продуктов и предметы, использовавшиеся в быту и утратившие свои потребительские характеристики. Разберемся, что такое ТКО или ТБО?

      Федеральный закон от 29.12.2014 №458 – ФЗ внес изменения в само понятие ТБО. Появился новый термин, ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы? Это бытовые отходы жилых домов. А вот понятие ТБО шире, к нему также относится мусор, образовавшийся на предприятиях, схожий по составу с бытовыми ТКО. Понятие твердые коммунальные отходы включает в себя еще несколько групп отходов.

      Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:

      1. Биологический мусор.
      2. Бытовые отработки, иными словами обычный мусор.

      Таким образом, ТКО – самая разнообразная группа отходов. Из всего разнообразия можно выделить основные разновидности:

    • биологические остатки
    • синтетические ТКО
    • целлюлоза
    • нефтепродукты
    • Обращение с ТКО

      Изменения в федеральном законе также коснулись вывоза отходов ТКО. Если раньше этим должны были заниматься управляющие компании, они же и устанавливали стоимость вывоза для жителей. То сейчас это обязанность региональных операторов. Установлена определенная схема вывоза. Мусор вывозят на близлежащие полигон ТКО.

      Стоит понимать, что невозможно резко перейти со старой системы на новую. Это планируется сделать постепенно. Ориентиром служит 2017 год. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами прописаны в нормативных документах и постепенно дорабатываются.

      Региональный оператор

      Под этим термином понимается юридическое лицо, занимающееся обращением с ТКО на установленной территории. Для этого необходимо заключение договора на оказание услуг с управляющими компаниями или непосредственно с собственниками.

      Оператор выбирается конкурсным путем. Договор с ним заключается на срок от 10 лет. Прежде плата за эту услугу рассчитывалась исходя из площади помещения, имеющегося у собственника. Сейчас же плата будет устанавливаться из расчета норматива твердых коммунальных отходов на человека.

      Норматив накопления – средний объем ТКО за единицу времени, согласно ФЗ № 89.

      Утилизация ТКО

      Существует несколько способов избавления от нежелательного мусора.

      Захоронение

      Наиболее финансово выгодный способ. Но вместе с тем он пагубно влияет на природу и нерационально занимает территорию. Складирование ТКО осуществляется на специальных свалках и полигонах, оборудованных необходимыми объектами.

      Полигоны для захоронения должны находится за пределами жилых, рекреационных, водоохранных зон, лечебных учреждений, мест массового отдыха. Недопустимо захоронение радиоактивных, токсичных, то есть опасных отходов.

      В процессе разложения отработок вырабатываются вредные пары. Они наносят ущерб состоянию почвенного покрова, близлежащим грунтовым и поверхностным водам, атмосфере, а также могут причинить вред человеку. При выделении газов велика вероятность их возгорания. В такой ситуации свалочный газ требует должного обращения, то есть нуждается в сборе и утилизации.

      Преимуществом этого метода является его дешевизна. Но вместе с тем, для этого необходимы большие территории, которые в дальнейшем будут непригодны для хозяйственных работ и жизнедеятельности. Чтобы исправить ситуацию необходимо будет потратить большое количество времени и вложить в это много средств.

      Самый популярный способ. На выходе образуется зола, занимающая значительно меньше места, нежели первоначальные ТКО. Как правило, оставшаяся зола вывозится. Этот способ имеет недостатки. В процессе сжигания ТКО выделяется большое количество токсичных веществ.

      Остатки веществ пагубно влияют на природу поблизости этого места.Чтобы избавится от этого недостатка, необходимо применять печи дожигания. Они осуществляют нейтрализацию вредных веществ. Современные мусоросжигательные печи имеют систему очистки и генератор электроэнергии.

      Преимуществами этого метода являются небольшие финансовые затраты, уменьшение объема остатков. Кроме того, выделившееся в процессе сжигания тепло можно использовать для выработки электроэнергии и для отопления. Главным недостатком является токсичность.

      Разновидностью сжигания является пиролиз – термическое разложение отработок в отсутствии воздуха. Он способствует сохранению окружающей среды.

      Компостирование

      Расшифровка этого слова обозначает разложение. Способ подходит только для органических ТКО. Происходит разложение веществ под действием микроорганизмов, в результате чего выделяется тепло. Получившийся компост широко используется в сельском хозяйстве, как натуральное удобрение. Площадка для компостирования выбирается влажная и тенистая с возможностью отведения влаги. Этот способ достаточно простой в осуществлении, незатратный с финансовой точки зрения. В результате приумножается количество полезных микроорганизмов в почве. К недостаткам можно отнести выделяемый неприятный запах в процессе гниения, что может привлечь нежелательных паразитов.

      Благодаря компостированию утилизируется до 30% ТКО, это касается безопасных органических отходов. Для облегчения борьбы с ТКО необходима их систематическая сортировка. Все чаще в российских дворах можно увидеть контейнеры для определенных видов ТКО. Например, контейнеры для пластиковой тары, стеклобоя, бумаги.

      Все более популяризируются мусоросборники для опасных ТКО:

    • использованных батареек
    • отслуживших градусников
    • старых ламп
    • Чтобы опасные бытовые отходы не успели нанести непоправимый вред среде, они подлежат сортировке.

      Переработка вторсырья

      ТКО являются востребованным вторсырьем, вторичное использование бытового мусора позволяет производить большое количество продукции, например бумажная продукция, стеклотара, разнообразные отработки из металла и пластика.

      Переработка мусора во вторсырье позволяет не только уменьшить количество утилизируемых отходов, но и сэкономить природные ресурсы, количество которых с каждым годом все уменьшается.

      Виды мусора, подходящие для повторной переработки:

    • Лом черных и цветных металлов. Металлические остатки сортируются в процессе магнитной сепарации, прессуют, пакетируют и отправляют на предприятия литейного производства для переплавки.
    • Пластмассы. Повторное использование полимерных остатков проблематично ввиду степени их загрязнения. К тому же вторсырье не соответствует качественным требованиям. Перерабатывать полимеры во вторсырье более затратно, нежели производить первичное. Вторичная переработка осуществляется только в случае отсутствия жестких требований к полученному материалу.
    • Стеклотара. Используется для производства технического стекла, применяющегося в строительстве. Для этого стеклобой сортируют, очищают, сушат, измельчают и нагревают с последующей переплавкой.
    • Макулатура. После сбора бумажных отходов, в первую очередь сырье сортируют. После получают макулатурную массу и очищают ее. В дальнейшем массу могут подвергнуть обесцвечиванию и в конечном итоге отправляют на производство бумаги. Новая бумага производится при помощи обработанного вторсырья и первичного сырья в совокупности.
    • Древесина. Этот материал востребован в строительстве. Переработка позволяет сэкономить на затратах производства первичной продукции.
    • Отслужившая электроника. При переработке отслуживших электронных плат можно получить золото, серебро, палладий, а также, никель, железо, медь и стеклополимеры. Отсортированный металл затем отправляется в плавильную печь.
    • Нефтепродукты. Асфальт, битум, масла.

    Каждому виду отходов соответствует своя технология переработки. Смешанные ТКО сортируют при помощи разнообразных видов сепарации.


    vtorothodi.ru