Полезные статьи

Правила написания никогда

Правила написания хокку

Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.

Аналогов стихам хокку нет ни в одной поэзии мира. Объясняется это тем, что у японцев особое мировоззрение, весьма аутентичная и самобытная культура, иные принципы воспитания. По своей натуре представители этой нации – философы и созерцатели. В моменты наивысшего подъема у таких людей рождаются стихи, известные во всем мире, как хокку.

Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен. Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.

В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хокку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и лишенным условностей внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением емко и красочно излагать свои мысли.

Стоит отметить, что правило 5-7-5 не распространяется на стихи хокку, если они создаются на других языках. Связано это, в первую очередь, с лингвистическими особенностями японской речи, ее ритмом и певучестью. Поэтому хокку, написанные на русском языке, могут содержать в каждой строчке произвольное количество слогов. То же самое касается и количества слов. Неизменным остается лишь трехстрочная форма стихотворения, в котором отсутствует рифма, но при этом фразы строятся таким образом, что создают особый ритм, передавая слушателю некий импульс, заставляющий человека мысленно нарисовать картинно того, что он услышал.

Существует еще одно правило хокку, которого, впрочем, авторы придерживаются по собственному усмотрению. Оно заключается в контрастности фраз, когда живое соседствует с мертвым, а сила природы противостоит умению человека. Однако стоит отметить, что контрастные хокку обладают гораздо большей образностью и притягательностью, создавая в воображении читателя либо слушателя причудливые картины мироздания.

Написание хокку не требует целенаправленных усилий и концентрации внимания. Процесс написания подобных стихов происходит не по воле сознания, а продиктован нашим подсознанием. Только мимолетные фразы, навеянные увиденным, могут в полной мере соответствовать концепции хокку и претендовать на звание литературных шедевров.

pishi-stihi.ru

Слитное/раздельное написание не

Вводные замечания. С существительными, прилагательными (полными и краткими формами и формами сравнительной степени), с наречиями на -о, полными формами причастий не может писаться как слитно, так и раздельно (за исключением случаев, указанных в § 145). В § 147 приводятся условия, выявляющие частицу не (раздельное написание не ) в сочетании с существительными, прилагательными и наречиями, в § 148 — условия, выявляющие приставку «е- (слитное написание не ) в тех же частях речи. Особое правило (§ 150) касается слитного и раздельного написания не с полными формами причастий.

§ 147. С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.

1. В составе конструкций с противопоставлением: не. а, не. но, . а не. В таких конструкциях не может быть только отрицательной частицей, напр.:

Не счастье, а просто везенье; Сказал не правду, а полуправду ( ср. Сказал неправду); Не любовь, а увлечение ( ср. его нелюбовь к животным);

Не хороший человек, а скорее дурной ( ср. Нехороший он человек); Заглавие причудливое, а не оригинальное ( ср. неоригинальное заглавие); Не простое яичко, а золотое ( ср. непростой вопрос); Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Он находчив, а не хитёр; Новый приговор не справедливее, а лишь суровее;

Ты поступил не плохо, а ужасно; Разобраться в этом не просто, а очень просто.

Так же пишется частица не в конструкциях с противопоставлением и при отсутствии союза а, напр.: Это не развлечение, это урок; Не приятное — захватывающее зрелище; Не дорог подарок — дорога любовь; Он действует не энергичнее — суетливее.

Примечание. Следует отличать подобные конструкции от противопоставления иного рода, при котором союзы а и но близки по значению к хотя, всё-таки, тем не менее, напр.: Река была неширокая, но полноводная; Он некрасивый, но умный; Она невысока, но стройна; Недорогой подарок, но приятный; Некрасивый, а симпатичный; Неглупый, а скучный. Здесь не отрицается, что река была широкая, что он красивый и т. д., а утверждается, что река неширокая, что он некрасивый и т. д.

2. В составе конструкций, усиливающих отрицание:

а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, ни- мало не, напр.: Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уни- кален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б) с отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п., напр.: Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

в) с союзом ни. ни, напр.: Ни хозяевам, ни гостям не известный мужчина; Не нужный ни мне ни тебе.

Примечание. Конструкции, усиливающие отрицание, следует отличать от конструкций, подчеркивающих утвердительное значение (см. § 148, п. 4).

3. В сочетаниях едва ли не. чутьли не. разве не. не далее как. не позже чем. не раньше чем.

§ 148. С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание не пишется слитно в следующих случаях.

1. Если слово с не можно заменить близким по значению словом без не . Такая возможность говорит о том, что не — приставка, образующая особое слово, напр.: невмешательство (нейтралитет), неправда (ложь); несерьёзный (легкомысленный), нездоровый (болезненный), неглубокие знания (поверхностные), недружелюбный (враждебный); негромко (тихо), нередко (часто), нелегко (трудно), неблизко (далеко), немало (много).

2. Если существительные и прилагательные в сочетании с не обозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений, напр.: неврачи, нефраниузы, немарксисты, нехристиане, неспециалисты, немосквичи, нерусские, недемократы, непоэты, нетермины, неметаллы, нестихи; Нерусский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную музу (Некр.); Неврач не разберётся в этом; Неспециалистам доклад понравился; Неегиптолог его не поймёт; Нематематику не решить этой задачи; Нелингвист не напишет такой диктант; неакадемические институты, непищевые добавки, невоенные отрасли.

3. Если перед существительным с не имеется определение или предлог. Наличие этих слов является признаком того, что не с данным существительным образует единое слово, напр.: Уволен за невыход на работу; Во всём виновато вечное моё невезение; К нерасчётливости прибавилась и всегдашняя его нерешительностъ; Все знают о её невоспитанности; Дремлю на балах я, / До них смертельный неохотник (Гр.).

4. Если при прилагательном, а также при наречии на -о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени — слова со значением степени проявления признака, подчеркивающие утверждение, напр.: очень недобросовестная работа, спал очень неспокойно, стал крайне неактивен и нерасторопен, отвечал крайне невразумительно и неудовлетворительно, весьма незаурядный, весьма необдуманно, чрезвычайно неотзывчивый человек, чрезвычайно неприятно, явно нецелесообразная затея, довольно неудачный финал, достаточно непротиворечиво, вопиюще неграмотный, исключительно небла- гоприятные обстоятельства, в высшей степени неприлично.

Примечание. Однако такие слова, как абсолютно, совершенно, могут употребляться и в сочетаниях этого типа (подчеркивая утверждение), и при словах, пишущихся с не раздельно (усиливая отрицание, см. § 147, п. 2). Ср., напр.: абсолютно (совершенно) неудачное выступление и он человек абсолютно (совершенно) не старый (возможно синонимичное сочетание вовсе не старый ).

5. Если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия, напр.: ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее, а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем. или в конструкции с союзами чем. тем, напр.: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее.

Примечание. От ряда прилагательных с приставкой не- и соответствующих наречий формы сравнительной степени не образуются. К ним относятся образования с не- от слов, имеющих формы с суффиксом -е и -ше (напр., небогатый, непростой, негромкий, нетонкий, недалеко ), с ударным суффиксом -ее (напр., несильный, неясный, несложный, невесело ). Поэтому обычны написания не богаче, не проще, не громче, не дальше, не сильнее, неяснее, не веселее.

Однако очень редко формы сравнительной степени от таких образований с не- встречаются, напр.: Плывучий призрак сделался ещё неяснее (П.); Непроще, скрытнее его не было малого во всех Извалах (Бун.).

§ 149. Во всех прочих случаях (не регламентируемых § 147 — 148) при отсутствии в контексте слов, помогающих распознать отрицание или утверждение и, следовательно, отличить частицу не от приставки не- , пишущий должен проверить, какие слова — усиливающие отрицание или подчеркивающие утверждение — возможны по смыслу в данном контексте.

При возможности подстановки слов, выражающих противопоставление или усиливающих отрицание ( вовсе, отнюдь и др., см. § 147), не пишется раздельно, напр.: Путь туда (отнюдь) не далёкий; Погода была (нисколько) не жаркая; Он (далеко) не спокоен; Они (ничуть) не виновны; Живут они (вовсе) не богато; Признаться в своей ошибке (вовсе) не унизительно; Уехал, но (отнюдь) не надолго; Может быть, (вовсе) и не плохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (ничуть) не легко.

При возможности подстановки слов, подчеркивающих утверждение ( очень, достаточно и др., см. § 148, п. 4), не пишется слитно, напр.: Путь туда (очень) недалёкий; Живут они (весьма) небогато; Погода была (достаточно) нежаркая; Он (очень) неспокоен; Они (явно) невиновны; Уехал, но (очень) ненадолго; Может быть, (очень) и неплохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (весьма) нелегко.

Примечание. В отличие от причастий (см. § 150), при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание, см. § 147, п. 2) написание таких прилагательных с не остается слитным, напр.: несвойственная ей роль, незнакомый мне человек, неизвестные ранее стихи, непохожий на сестру мальчик, несклонный к хвастовству, в недоступных для детей местах, остров давно необитаем.

Таким образом, пишущий должен отдавать себе отчет в том, чтб он хочет выразить: отрицание признака — и тогда написать не отдельно от следующего слова (напр.: он не здоров, не важно, не редки случаи, не случайно, не существенно, не удивительно, не демократическим путём ) или утверждение признака — и тогда написать не слитно (ср.: он нездоров, нередки случаи, неважно, неслучайно, несущественно, неудивительно, недемократическим путем ). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного читающими.

§ 150. С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно:

а) если при них имеются зависимые слова, напр.: человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша;

б) в составе конструкций с противопоставлением (см. § 147, п. 1) или конструкций, усиливающих отрицание (см. § 147, п. 2), напр.:

Это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый — любимый;

отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый.

С полными формами причастий отрицание не пишется слитно:

а) при отсутствии зависимых слов, напр.: невооружённые солдаты, нераспечатанное письмо, невозвращённые ценности, неработающие пенсионеры, невоюющие стороны, нераспустившийся цветок, нереализованное преимущество, недоказанная теорема, незавершённый роман, непризнанный гений, неопознанный объект, незакрытая дверь, неполитые растения;

б) в составе конструкций, подчеркивающих утверждение (см. § 148, п. 4), напр.: крайне незаслуженное порицание, весьма необдуманный поступок, явно необоснованные требования.

orthographia.ru

Правила написания никогда

Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

Слитные и дефисные написания

Правописание не и ни

§ 88. Не пишется слитно:
  • Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостаёт (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто , нестерпимый, непоколебимый, невредимый.
  • С существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придаёт слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).
  • С полными и краткими прилагательными и с наречиями на (), если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).
  • С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребёнок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребёнок, ещё не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).

    Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих случаях причастия с не близки к прилагательному), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).

    В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.

    Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог и существительное или прилагательное (например, невдомёк, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.

  • В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.
  • В глагольной приставке недо- , обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

    Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до- , имеющие впереди себя отрицание не и обозначающие не доведённое до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

    therules.ru

    Учимся правильно писать эссе для ЕГЭ — советы и примеры

    Здравствуйте, мои любимые читатели.

    Если вы уверены, что пишите прекрасные эссе — забудьте об этом!

    Ладно, как-то грубо получается. Но в действительности это оказывается правдой. Все мы — русскоговорящие люди, — прекрасно пишем сочинения на русском языке, но вот если дело касается эссе по английскому языку для ЕГЭ — тут у нас начинаются проблемки (мягко сказать). Все дело в том, что мы не следуем их правилам и структуре, а надо бы…

    Поэтому сегодня мы будет учиться, как писать сочинение правильно, каким требованиям подчиняться, а также я дам вам готовые эссе, чтобы вы наглядно увидели, как они должны выглядеть.

    Для качественной подготовки к ЕГЭ нужно использовать тренажеры, которые максимально приближают вас к ситуации экзамена. Подобный тренажер можете использовать тут . Тренируйтесь и сдавайте на 100 баллов!

    Что такое эссе и его виды

    Начнем, пожалуй, с основного вопроса. Уже, наверное, очевидно, что эссе — это своего рода сочинение на определенную тему. Но все не так просто. Первое, что нужно четко понимать, — это разницу между двумя видами эссе. К ним относятся сочинения, выражающие личное мнение , а также сочинения структуры « за и против» . И вот разницу между ними вы должны знать наизусть.

    О тонкостях выполнения устных заданий читайте в моих статьях:

    Требования к эссе

    Основное требование к этому заданию в 2017 году — это объем слов. Увы, но вы ограничены количеством в 180-275 слов . Кроме того, ваше сочинение должно быть грамматически корректным, а лексика, естественно, должна соответствовать уровню языка. Использовать слова из уровня Elementary, когда вы пытаетесь сдать экзамен на Upper-Intermediate, не советую.

    Также очень важным элементом в оценке качества написанной работы считается его стиль. Да, обычно мы не очень внимательны к этому аспекту. У нас чем «богаче» и «неформальнее» язык ты используешь, тем лучше. Но вот англичане любят четкую структуру, поэтому ничего иного, кроме формального стиля написания я вам не просто не советую, а даже запрещаю!

    План эссе

    Планы для разных видов эссе также различные.

    План эссе «за и против»

    Для эссе типа «за-против» обычно используется следующая структура:

    Начните с четкого выражения существующей проблемы, а также с предложения, которое выражает двойственность.

    Определитесь с аргументами «за». Выражайте их четко и, главное, не забывать, чтобы они все же были связаны с проблемой.

  • Аргументы «против».
  • Определитесь с аргументами «против». Вы можете даже объединить их с предыдущим абзацем. Главное, чтобы ваши мысли были четко определены и аргументированы.

    В заключении четко и ясно подведите итог сказанному, но все же повторите противоречащую тему еще раз, выражая некую надежду на ее решение.

    Что я обычно рекомендую своим ученикам, так это составлять план вашего сочинения перед тем, как вы будете его писать. Самая ужасная ошибка — это писать наобум. Тогда вас ждут множество ошибок, а также полный разлад в мыслях.

    План эссе «личное мнение»

    Если же вам необходимо выразить свое мнение, то структура текста будет совершенно иной:

    В этом типе сочинения начало идентично предыдущему: вам нужно просто определить волнующий вопрос.

    • Выражение своего мнения.
    • Здесь вы высказываете свою точку зрения и даете несколько аргументов, почему же вы считаете ее верной. Не тратьте на эту часть все свои аргументы. Один или два вам еще пригодятся в будущем. Здесь же можете привести 2-3 аргумента.

    • Выражение мнения, противоположного вашему.
    • У любой точки зрения есть противоположные ей аргументы. Вот и представьте их здесь. Меньше, чем два писать нежелательно.

    • Ваши контраргументы.
    • А вот тут уже и используйте те пару аргументов, которые я советовала вам приберечь. В этом случае 1-2 будет вполне достаточно.

      В выводе снова звучит мнение автора. В этой части вы уже закрепляете его и показываете свою уверенность в этом мнении.

      Слова-помощники

      Правила написания эссе — важный этап, но не менее важно использовать вводные конструкции и выражения, которые покажут ваш уровень владения языком, а также разбавят скучный формальный текст нейтральными фразами. Давайте посмотрим некоторые примеры с переводом:

      People say…/ It is thought… — Говорят…

      Firstly… / Secondly… — В первую/вторую очередь…

      To begin with… — Начиная с…

      In addition to… — В дополнение…

      Besides … — Кроме того…

      Despite… — Несмотря на…

      As a result… — В результате …

      On the one hand… on the other hand… — C одной стороны… / С другой стороны…

      The problem is/might be/seems to be… — Проблема заключается в том/может быть в том/кажется…

      While … — В то время, как…

      What is more… — Более того…

      Summing up… — Подводя итог…

      In conclusion … — В заключение…

      Предполагаемые темы

      Конечно, сказать с уверенностью, какие темы для эссе будут в этом году, я не могу, но по опыту могу сказать, что темы всегда общего характера. Причина этому в том, что на банковскую тему, например, мало кто сможет писать. А вот на общие тематики любой из нас может написать что угодно на основе собственного опыта. Поэтому вот вам предположительные темы для эссе:

    • Food — Еда.
    • Travelling — Путешествия.
    • Fashion — Мода.
    • Love and friendship — Любовь и дружба.
    • Money — Деньги.
    • Environment — Окружающая среда.
    • Family problem — Проблемы в семье.
    • Work and career — Работа и карьера.
    • Leisure time activities — Дела в свободное время.
    • Кстати, есть замечательное пособие, которое поможет каждому научиться писать эссе на отлично! Просто следуйте правилам и практикуйтесь. Автор дает здесь максимум того, что может получить учащийся при подготовке к письменной части экзаменов.

      Примеры

      Конечно, я не могла оставить вас ни с чем, и даже не дать шаблон или образец, как справится с этим заданием. Читайте и анализируйте.

      Have domestic appliances improved the quality of our lives?

      Nowadays, many people have a great variety of devices at home that are thought to make our life easier. However, they also have some disadvantages. (Помните, что начинать нужно с четкой установки проблемы)

      On the one hand (не забывайте использовать вводные слова) , they definitely reduced the amount of time we spend on doing household chores. Cleaning, for example, has become much easier due to the invention of vacuum cleaner. What is more, washing clothes does not seem to be a big problem anymore. Women do it far more quickly than they used to. In addition, the process of cooking for a big family has become much easier. You can have a microwave as long as multi-cooker to prepare food in an hour instead of spending the whole evening in the kitchen. ( В этом типе сочинения важно сделать четкую структуру: сразу пишите только про преимущества, а затем только переходите к недостаткам. Или наоборот. Но никогда не смешивайте).

      However, even though all this equipment was made to save our time, it also encourages people to work more, or spend their free time in front of television or computer. And that does not necessarily makes people happier. They become lazier and in case something happens — they will no longer be able to survive without all these appliances.

      Summing up, it must be said that although technology has made the life easier it should not define the quality of our lives. (Не забудьте в конце сделать вывод, но тем самым подчеркните свою точку зрения).

      Структура эссе, как я уже говорила, отличается в зависимости от вида. Поэтому я дам вам пример с разнообразными клише и второго типа.

      Is it better to go on holiday with family or friends?

      It is usually thought that going on holidays with friends is much better than spending free time with your family. I completely disagree with it. (Аналогично предыдущему комментарию — не забудьте установить проблему и упомянуть о ней).

      First of all, it is much more economical as parents usually pay for their children so you do not have to spend much of your money. Secondly, it may seem that going on holidays with your parents may be boring, but the reality shows that you can have as much fun with your relatives as you could have with your friends. (Выражаем 2-3 аргумента в поддержку вашего мнения).

      There is also an opinion, that spending time with your friend or without your parents makes you more responsible and confident. It is thought that you learn to live on your own. (Не забудьте, что указать чужое мнение, противоположное вашему, также необходимо).

      I cannot agree with this point of view as the adolescence is the process that cannot be fulfilled during your holidays. And sharing time with you family, on the other hand, strengthens your relationship and encourages you to develop core human values. (Противопоставляем новые аргументы против контраргументов, что вы получили).

      So whether there is a question who to spend your vacation with, make sure that it will be spent with those who love you most — your family. (И, в конце концов, не забудьте сделать правильный вывод, утверждая свое мнение).

      Типичные ошибки

      Конечно, без ошибок никуда. Но есть ошибки, характерные практически для 50% учеников, сдающих экзамен. Поэтому я хочу выделить те, за которые будет стыдно:

    • Забывать про структуру. Использовать неформальные слова, фразовые глаголы или просто неподходящую по стилю и формату лексику.
    • Писать сокращения don’t, haven’t и т.д.
    • Не использовать вводные конструкции.
    • Писать меньше или больше положенного лимита слов.
    • Не раскрывать тему эссе или «уходить» от нее, надеясь, что вас оценят за то, что вы хоть что-то написали.
    • Глупые ошибки в грамматике. Лучше 10 раз проверьте и исправьте.
    • Ребята, если вы серьезно хотите структурировать свои знания и усовершенствовать свои скиллы к ЕГЭ 2017 под руководством классного преподавателя:

      Скорее записывайтесь на бесплатный вводный урок в онлайн-школе EnglishDom . Там определят ваш уровень владения языком, узнают слабые стороны, подберут самого подходящего для вас преподавателя, и вы сможете индивидуально заниматься через удобную онлайн платформу в оптимальное для вас время и за умеренную плату.

      Ну что, мои хорошие, я уверена, что ваши сочинение не хуже, а может даже и лучше. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока писать вам станет намного проще, а слово «сочинение» перейдет из разряда «о, какой ужас» в разряд «ну замечательно же».))

      А чтобы улучшать не только свои письменные навыки, но и все остальные, что понадобятся вам при сдаче пугающего всех своим грозным трехбуквенным видом ЕГЭ — подписывайтесь на рассылку моего блога. Там я регулярно делюсь полезными материалами, советами и рекомендациями на основе личного опыта.

      lizasenglish.ru

      КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

      ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ «С» ЕГЭ.

      В исходных текстах рассматривается множество проблем:

      — философские (затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления);

      — социальные (касаются устройства и жизни общества);

      — политические (связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп);

      — экологичес­кие (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

      — нравственные (этические) (связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения).

      Проблематика может быть:

      – социально-политической,

      – культурно-бытовой,

      – нравственно-этической,

      – национально-исторической,

      – эстетической,

      – литературной…

      Применительно к сочинению на ЕГЭ аргументом следует считать пример, который определённым образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста. Поэтому самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором проблеме, другими словами, — подбор фактов (не мене двух) для подтверждения собственной позиции.

      Исходя из этого, предложенный вам материал содержит 7 тематических рубрик. Он поможет вам вспомнить тематику и проблематику изученных произведений. Вы можете также по предложенной схеме составлять свой банк аргументов по прочитанным вами литературным, научным и публицистическим текстам.

      Чтобы получить 2-3 балла за эту часть работы, нужно хорошо ориентироваться в литературе, особенно в тех произведениях, которые изучались нами в школе.

      Такие требования будут предъявлены к выпускнику на ЕГЭ в 2012 г.:

      К4

      Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

      Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

      Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

      привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

      Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

      Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

      или

      мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

      вообще не отражено в работе.

      НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА.

      Рубрика №1. Общественное устройство.

      1. И. С. Тургенев. «Муму». Судьбу немого крепостного Герасима, Татьяны решает барыня. У человека нет прав. Что может быть ужаснее?

      2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». В рассказе «Бирюк» главный герой, лесничий, по прозвищу Бирюк, живёт убого, несмотря на добросовестное исполнение своих обязанностей. Социальное устройство жизни несправедливо.

      3. Н. А. Некрасов. В стихотворении «Железная дорога» говорится о том, кто построил железную дорогу. Это рабочие, подвергавшие беспощадной эксплуатации. Устройство жизни, где царит произвол, достойно осуждения. В Стихотворении «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Власть не считается с положением народа.

      4. Л. Н. Толстой «После бала». Показана разделённость России на две части, богатую и бедную. Социальный мир устроен несправедливо по отношению к слабым.

      5. Н. Островский «Гроза». Ничего святого, правого не может быть в мире, котором правит самодурство, дикое и безумное.

      6. В.В. Маяковский. В любом обществе присутствует мещанство, об этом нельзя молчать. В пьесе «Клоп» Пьер Скрипкин мечтал о том, что его дом будет «полная чаша». Другой герой, бывший рабочий, утверждает: «Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть». Такая позиция была чужда Маяковскому. Он мечтал о духовном росте современников.

      7. И. С. Тургенев «Записки охотника».Личность каждого важна для развития государства, но не всегда талантливые люди могут развивать свои способности с пользой для общества. Например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева есть люди, таланты которых не нужны стране. Яков («Певцы») спивается в кабаке. Правдоискатель Митя («Однодворец Овсянников») заступается за крепостных. Лесник Бирюк ответственно несёт службу, а живёт в нищете. Такие люди оказались ненужными. Над ними даже смеются. Это несправедливо.

      8. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на страшные детали лагерной жизни и несправедливое устройство общества, произведения Солженицына оптимистично по духу. Писатель доказал, что и в последней степени унижения возможно сохранить в себе человека.

      9. Андрей Вознесенский «Прорабы духа» (стихотворение). А. Розенбаум «Гуливер» (песня). Изображению проблем молодёжи посвящены стихи многих поэтов. Андрей Вознесенский утверждает, что обществу нужны не те, кто разрушает Петергофы, а те, кто их строит. Также песня Александра Розенбаума «Гуливер» написана о нашем времени, о житейских проблемах, об отсутствии жилья у многих молодых людей. Проблема очень актуальна. Действительно, молодым сейчас жить нелегко.

      ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

      1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек, не привыкший трудиться, не находит себе достойного места в жизни общества.

      2. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин говорит, что он чувствовал в своей душе силы, но не знал к чему их приложить. Общество таково, что в нём нет достойного места незаурядной личности.

      3. И А. Гончаров.«Обломов». Илья Обломов, добрый и талантливый человек, не смог преодолеть себя и раскрыть свои лучшие черты. Причина – отсутствие высоких целей в жизни общества.

      4. Л. Н. Толстой.«Война и мир». Смысл жизни лучшие герои романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов видели в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям».

      5. А.М Горький.О смысле жизни рассуждают многие герои рассказов М. Горького. Старый цыган Макар Чудра удивлялся, зачем люди работают. В таком же тупике оказались и герои рассказа «На соли». Вокруг них – тачки, соляная пыль, выедающая глаза. Однако никто не озлобился. В душе даже таких угнетённых людей зарождаются добрые чувства. Смысл жизни, по Горькому, в труде. Начнёт добросовестно работать каждый – глядишь, и станем мы все вместе богаче и лучше. Ведь «мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей».

      6. М. И. Веллер «Роман воспитания».Смысл жизни есть у того, кто сам посвящает свою деятельность ради дела, которое считает нужным. Об этом заставляет задуматься «Роман воспитания» М. И. Веллера, одного из самых издаваемых современных российских писателей. Действительно, всегда целеустремлённых людей было немало, и сейчас они живут среди нас.

      7. В поисках смысла собственной жизни находились любимые герои Л. Н. Толстого. Взгляды самого писателя на духовный мир человека были таковы: «Жить по-божьи, творя любовь и добро».

      8. Все любимыегерои Л. Н. Толстого были заняты напряжённым духовным поиском. Читая роман «Война и мир», трудно не отнестись с симпатией к князю Болконскому, думающему, ищущему человеку. Он много читал, обо всём имел понятие. Смысл собственной жизни герой нашёл в защите Отечества. Не ради честолюбимого стремления к славе, а из-за любви к родине.

      9. В поискахсмысла жизни человек должен выбирать своё направление. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» судьба Андрея Болконского- сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно то, что, идя по этой тернистой дороге, он сохранил истинное человеческое достоинство. Не случайно М. И. Кутузов скажет герою: «Ваша дорога – дорога чести». Мне тоже по душе люди неординарные, старающиеся жить не бесполезно.

      10. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Даженеудачи и разочарования незаурядного талантливого человека значительны для общества. Например, в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров, борец за демократию, назвал себя ненужным для России человеком. Однако его взгляды предвосхищают появление людей, способных на более великие дела и благородные поступки.

      11. В. Быков«Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

      ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ.

      1. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». В Автобиографической трилогии, главный герой, Николенька Иртеньев, постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

      2. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.

      3. В. Г Распутин «Уроки французского». На формирование личности главного героя в трудные военные годы оказала учительница. Её душевная щедрость безгранична. Она привила ему нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

      4. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера.

      5. «Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное внимание. В «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

      6. И А. Гончаров.«Обломов». Атмосфера лени, нежелания учиться, мыслить уродуют душу маленького Ильи. Во взрослой жизни эти недостатки мешали ему в обретении смысла жизни.

      7. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

      8. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин признается, что всем приносит несчастье. Неправильное воспитание уродует человеческую личность.

      9. Мих. Дудин.

      Земля- твой мир, твой отчий дом,

      Твои любовь и дети.

      Храни её своим трудом и песней на рассвете.

      Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – одна из ведущих тем в творчестве поэта…

      10. Защиту природы осуществляли когда-тозелёные патрули. Пора нам снова всерьёз заняться охраной окружающего нас мира. Тогда едва ли у кого поднимется рука, чтобы вырезать ножом на дереве своё имя. Если же и найдётся такой, то его надо остановить, а не проходить мимо. Воспитание в подрастающем поколении бережного отношения ко всему остаётся одной из важнейших проблем современного общества.

      11. Н. Рыленков( Стихотворения). О том, как себя вести, говорит Рыленков во многих своих стихотворениях. Воспитанному человеку легче адаптироваться во взрослой жизни. Советы поэта:

      со словом обидным нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться. На доброе слово не надо скупиться.

      12. А.С. Грибоедов «Горе от ума». Воспитание и обучение – основные аспекты человеческой жизни. Своё отношение к ним выразил в монологах Чацкий, главный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он критиковал дворян, которые набирали для своих детей «учителей полки», но в результате грамоты никто « не знал и не учился». Сам же Чацкий имел ум, «алчущий познанья», поэтому и оказался ненужным в обществе московских дворян. Таковы изъяны неправильного воспитания.

      13. А. Суворов – выдающийся русский полководец. Огромное влияние на его воспитание оказали два исторических примера: Александр Македонский и Александр Невский. Будучи хрупким и болезненным мальчиком, Суворов стал подражать этим известным историческим личностям. О них ему рассказывала его мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Поэтому Александр Суворов стал замечательным военачальником.

      ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДА В ЖИЗ­НИ ЧЕЛОВЕКА.

      1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Митраша и Настя в годы Великой Отечественной войны остались без родителей. Но упорный труд помог маленьким детям не только выжить, но и заслужить уважение односельчан.

      2. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

      3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

      4. М. Горький.

      — Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества.(О значении писательского труда для М. Горького).

      — Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь хорошо работать.

      — Хозяин тот, кто трудится. Так считал Максим Горький.

      5. В. Брюсов. Стихотворение «Труд» —Гимн человеческому труду на благо общества.

      — Нет священней слова «Труд!».

      — И на место в жизни право

      Только тем, чьи дни в трудах…

      — Только труженикам слава…

      6. Ч. Айтматов. Роман «Материнское поле».Лейтмотив романа – душевная отзывчивость трудолюбивых сельских женщин. Алиман, что ни случись, с рассвета трудится на ферме, на бахче, в теплице. Она кормит страну, народ! И не видит писатель ничего выше этой доли, этой чести.

      7. Н. Добролюбов, литер. критик: «Только труд даёт право на наслаждение».

      ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ХОД ИС­ТОРИИ.

    • Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
    • А.С. Пушкин. Говоря о роли личности в истории, можно вспомнить поэзию великого А. Пушкина. Он своим даром воздействовал не на одно поколение. Он видел, слышал то, чего не замечал и не понимал обыкновенный человек. О проблемах духовности в искусстве, а его высоком назначении поэт говорил в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Читая эти произведения, понимаешь: талант не только дар, но и тяжёлая ноша, большая ответственность. Сам поэт был примером гражданского поведения для последующих поколений.
    • Л.Н. Толстой.Роман «Война и мир». В чём заключается величие человека? Оно там, где добро, простота и справедливость. Именно таким создал Л.Н. Толстой образ Кутузова в романе «Война и мир». Его писатель и называет истинно великим человеком. Толстой уводит своих любимых героев от «наполеоновских» принципов и ставит их на путь сближения с народом. «Величие не там, где нет простоты, добра и правды», — утверждал писатель. Это знаменитая фраза имеет современное звучание.
    • ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ.

      ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?

    • Н. Толстой. «Война и мир». Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
    • Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». По его теории, личность способна творить историю, как Магомет, Наполеон. Они во имя «великих целей» совершают злодеяния. Теория Раскольникова терпит крах. В действительности истинная свобода заключается в подчинении своих чаяний интересам общества, в умении делать правильный нравственный выбор.
    • В. Быков «Обелиск». Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск». Учитель Мороз, имел выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками. Он их всегда учил добру и справедливости. Ему пришлось выбрать смерть, но он остался нравственно свободным человеком.
    • А.М. Горький «На дне».Есть ли на свете способ вырваться на свободу из порочного круга жизненных забот и желаний? На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе «На дне». Кроме того писатель поставил ещё один насущный вопрос: а можно ли считать свободным человеком того, кто смирился. Таким образом, противоречия между правдой раба и свободой личности – вечная проблема.
    • А. Островский «Гроза». Противостояние злу, тирании привлекало особое внимание русских писателей 19 века. Гнетущая власть зла показана в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Молодая, одарённая женщина, Катерина, — сильная натура. Она нашла силы бросить вызов тирании. Конфликт между обстановкой «тёмного царства» и светлым душевным миром, к сожалению, завершился трагически.
    • БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ.

    • А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг». Картины издевательств, жестокое отношение к политическим заключённым.
    • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». О неоднократных арестах мужа и сына, под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме написана эта поэма.
    • Н. Некрасов «В окопах Сталинграда». В повести Некрасова есть ужасная правда о героизме тех людей, которых в тоталитарном государстве всегда считали «винтиками» в огромном корпусе государственной машины. Писатель беспощадно осудил тех, кто спокойно посылал людей на смерть, кто расстреливал за потерянную сапёрную лопату, кто держал людей в страхе.
    • ЧТО ТАКОЕ ПОДЛИННЫЙ И МНИМЫЙ ПАТРИОТИЗМ?

    • Н. Толстой. «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм – одна из центральных проблем романа. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки. Наташа Ростова уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Болконский был смертельно ранен на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.
    • Н.С. Лесков «Очарованный странник».Русскому человеку принадлежит, по определению Н.С. Лескова, «расовое», патриотическое, сознание. Им проникнуты все поступки героя рассказа «Очарованный странник», Ивана Флягина. Пребывая в плену у татар, он ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину. Пожалев несчастных стариков, Иван добровольно идёт в рекруты. Душа героя неисчерпаема, несокрушима. Он с честью выходит из всех жизненных испытаний.
    • Маршал Г. Жуков. Статья «День Победы». Говорит об основных чертах нашего народа, которые помогли одолеть врага. Это терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к отечеству. Это качества подлинного патриотизма, «проверенные огнём войны».
    • В.П. Астафьев.В одной из своих публицистических статей писатель В.П. Астафьев рассказал о том, как отдыхал в южном санатории. В приморском парке росли растения, собранные со всех сторон мира. Но вдруг он увидел три берёзки, которые чудом прижились к чужой земле. Автор глядел на эти деревца и вспоминал свою деревенскую улицу. Любовь к своей малой родине – проявление истинного патриотизма.
    • Л.Н. Толстой.В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» некоторые герои мнят себя патриотами и громко кричат о любви к отечеству. Другие отдают жизнь во имя общей победы. Это простые русские мужики в солдатских шинелях, бойцы из батареи Тушина, сражавшиеся без прикрытия. Истинные патриоты не думают о своих выгодах. Они чувствуют потребность просто защищать землю от вражеского нашествия. У них в душе неподдельное святое чувство любви к родине.
    • КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

    • В.А. Обручев, литературный критик.Считал, что каждый человек должен избрать профессию, ту «жизненную работу», которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать не за страх, а за совесть.
    • Борис Житков.Кем бы ты ни стремился стать, надо много знать и уметь, быть активным. Например, замечательный писатель Борис Житков с детства отличался жаждой знаний. Кем только он ни был! Химиком, кораблестроителем, инженером, рыболовом. Умел рисовать, играть на скрипке, много путешествовал. Трудолюбие, настойчивость, стремление к знаниям – вот составляющие жизненного успеха. Причём не важно, кем именно человек станет, какую профессию он выберет.
    • А.Леонов о Ю. Гагарине. Трудолюбие, умение быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение – качества, полезные при выборе любой профессии. Космонавт А. Леонов видел всё это в Юрии Гагарине, который был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Умным и душевно щедрым. Итак, выбирать надо ту профессию, к которой душа лежит, но важно быть ещё и полезным людям, стране.
    • А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Дмитрий Ионыч Старцев выбрал прекрасную профессию. Он стал врачом. Однако отсутствие настойчивости и упорства сделало некогда хорошего доктора простым обывателем, для которого главным в жизни стало стяжательство и собственное благополучие. Итак, недостаточно выбрать правильно будущую профессию, надо сохранить в ней себя нравственно и морально.
    • А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч».Приходит время, когда каждый из нас стоит перед выбором профессии. Честно служить людям мечтал герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», Дмитрий Старцев. Выбранная им профессия – самая гуманная. Однако, поселившись в городе, где самые образованные люди оказались мелкими и ограниченными, Старцев не нашёл в себе сил противостоять застою, косности. Доктор превратился в простого обывателя, мало думающего о своих больных. Итак, самое ценное условие для того, чтобы не прожить скучную жизнь – честный творческий труд, какую бы профессию ни выбрал человек.
    • О. Бальзак, фр. писатель: «Не существует больших талантов без большой воли».
    • БЕЗНРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.

      Рубрика №2. Единство человека и природы.

      1. .М. Булгаков. «Роковые яйца». Говорится о тяжких последствиях бездумного вмешательства в жизнь природы.

      2. А. Блок. Проблема бездумного, жестокого человека к миру природы отражена во многих литературных произведениях. Чтобы бороться с ней, нужно осознать и увидеть ту гармонию и красоту, которая царит вокруг нас. В этом помогут произведения А. Блока. С какой любовью он в своих стихах описывает русскую природу! Необъятные дали, бесконечные дороги, полноводные реки, вьюги и серые избы. Такова блоковская Россия в стихотворениях «Русь», «Осенний день». Истинная, сыновняя любовь поэта к родной природе передаётся читателю. Приходишь к мысли о том, что природа самобытна, прекрасна и нуждается в нашей защите.

      3. Н. Сладков раскрывал проблему «Человек и природа». Он признаётся, что любит русскую природу за красоту, за загадки, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие. Всё это надо бережно сохранять. Улучшать, а не разрушать.

      4. С. Т. Аксаковпризнавался, что никогда не мог равнодушно видеть вырубленные рощи, но даже падения одного большого дерева. В этом он чувствовал что — то невыносимо грустное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигало дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибло, нередко от пустой прихоти человека! Такое отношение человека к природе недопустимо.

      5. А. Т. Твардовский.Читая стихотворение Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-жёлтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь лёгкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше.

      6. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

      7. М. Пришвин «Жень-шень».Человек и природа. Эта тема вызвана к жизни нравственно – этическими мотивами. К ней обращались многие писатели и поэты. В повести М. Пришвина «Жень-шень» герои умеют молчать и слушать тишину. Для автора природа – это сама жизнь. Поэтому у него скала плачет, камень имеет сердце. Именно человек должен сделать всё для того, чтобы существовала и не умолкала природа. В наше время это очень важно.

      8. И.С. Тургенев «Записки охотника».Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. С. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой — природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться.

      9. Ф. И. Тютчев.Непревзойдённым мастером, описывающим жизнь природы и её влияние на человека, был Ф. И. Тютчев. Читая стихи поэта, сразу замечаешь, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты. Становится ясно, что природа полна движения, благодаря которому, может быть, существует человек.

      10. Ф. И. Тютчев «Слёзы людские…»(стихотворение).Неразрывную связь природы с жизнью людей показывает в своих стихах Ф. Тютчев. Его произведения о природе – не что иное, как выражение дум о человеке. Например, в стихотворении «Слёзы людские…» дождевые капли – это слёзы человека. Так, поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи людей с окружающим миром.

      11. В. Астафьев «Царь — рыба». В процессе эволюции общества люди отделялись от земли, возвышались над нею. Человек тешил свою гордыню и тщеславие. О том, как бесконечно терпелива наша природа, говорит В. Астафьев в «Царь — рыбе». Писатель также беспощадно карает распоясавшихся в стрельбе по зверю и птице туристов. Ведь насилие над природой грозит уничтожением самому человеку.

      12. С. Алексеев роман «Рой». О наступлении человека на природу говорит С. Алексеев в романе «Рой». Вырубка тайги, браконьерство – вот интересы людей. Природа живуча. Однако так продолжаться не может. Правда, нелегко изменить мировоззрение современного человека, но это необходимо.

      ЖЕСТОКОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЖИВОТНЫМ.

      1. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям. «Мы все немножко лошади», — утверждает поэт. У людей не хватает гуманности не только по отношению к животным, но и к друг другу.
      2. Троепольский.«Белый Бим, Черное Ухо».
      3. С. Есенин.«Песнь о собаке»
      4. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. ПОЧЕМУ НЕ КАЖ­ДЫЙ ВОСПРИНИМАЕТ КРАСОТУ ПРИРОДЫ?

      5. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Настя, Митраша в полной мере испытали на себе силу влияния природы. Они понимали её красоту, знали её секреты. Поэтому окружающая среда была по отношению к ним не безжалостной, а дружелюбной.
      6. Произведения Тургенева.Роль пейзажа в них.
      7. Сложности взаимоотно-шений лю­дей, негуман-ность, равноду-шие к окружа-ющим, отсутствие ответствен-ности человека перед другими людьми.

        Рубрика №3. Человеческие взаимоотношения.

      8. А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоистом поневоле» сделала среда Онегина. Он равнодушен к судьбам других людей, делает их и самого себя несчастливыми. Взаимопонимание, гуманное отношение к окружающим отсутствует. Всё это порождает глубокое разочарование и одиночество героя.
      9. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».
      10. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но важные дела не дают ей поехать к матери. Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Иногда даже родные люди равнодушны к судьбе друг друга.
      11. В. Г. Распутин«Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.
      12. М. Лермонтов «Герой нашего времени».Целая галерея неординарных личностей, а потому и «лишних» людей создана писателями-классиками. Так, Печорин, лермонтовский герой, — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Приложить свои незаурядные способности негде, а он жадно ищет этого. Поэтому хочется надеяться, что не всегда такие люди обречены на одиночество. Ведь если человек любит сомневаться во всём, то он уже не равнодушен к своей судьбе.\
      13. А. Островский «Гроза». Наверное,не зря мы много говорим о нравственной слабости, эгоизме, приспособленчестве. Ведь это вечные человеческие проблемы. Ещё в 19 веке Островский в пьесе «Гроза» показал купеческий мир, основанный на страхе и денежном расчёте. Почтителен был Борис с «ругателем» Диким. Безропотно послушен матери был Тихон. Хитрили и изворачивались Кудряш, Варвара. Как ни больно об этом говорить, эти человеческие черты не исчезли и из современной жизни.
      14. А. Островский «Гроза». Человекхозяин своей судьбы, нельзя быть похожим на героя пьесы Островского «Гроза» Тихона, разучившегося жить «своим умом». Таким людям остаётся лишь проклинать себя за то, что у них нет воли. Не надо стараться угождать и бояться, что тебя «съедят, живого проглотят». К сожалению, ограниченность, порождённая общей отсталостью жизни давних лет, часто встречается и сегодня.
      15. М. Салтыков – Щедрин «Господа Головлёвы». Научить ценить подлинные чувства, преодолевать мелочность и эгоизм могут произведения М. Салтыкова-Щедрина. Иудушка из романа «Господа Головлёвы» стал жертвой собственного пустословия, за которым он скрывал своё безразличие к судьбе семьи. Итог жизни людей, подобных Иудушке, — одиночество.
      16. Пословицы:
      17. — Хочется есть, да не хочется с печи лезть.

        — На печи не храбрись, а в поле не трусь.

        — Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

        — Суди о людях не по словам, а по делам.

        — Не спеши языком, торопись делом.

      18. В.В. Маяковский «Баня». Проблема взаимоотношенийчуть ли не основная в творчестве многих писателей и поэтов 20 века.
      19. Бесполезных трутней на теле общества изобразил В.В. Маяковский в пьесе «Баня». Тип бюрократа, ограниченного чиновника актуален и по сей день. Герой пьесы, Победоносиков, озабочен лишь тем как он выглядит в глазах окружающих. Интересы дела ему безразличны.

      20. А. П. Чехов «Человек в футляре». Герой рассказа А. П. Чехова Беликов ( «Человек в футляре») в любую погоду, даже когда ярко светило солнце, носил с собой зонтик. Любимое его выражение – «как бы чего не вышло». Гипертрофированная осторожность и подозрительность таких людей показывают их неспособность радоваться жизни и полное равнодушие к судьбе других.
      21. Недостаток доброты и всепроще-ния.

        1. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Он прощает даже прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть.

        ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПРОСТУПКИ.

      22. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.
      23. И.А. Крылов. Басни.За безнравственные поступки (взятки, воровство…) необходимо наказывать, а не поступать, как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшем мёд. Они
      24. «Отставку Мишке дали

        Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.

        А Мишенька и ухом не ведёт».

        Трудно бороться с воровством, если царит безнаказанность. А ведь всем должно быть ясно – каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.

        — Долг платежом красен.

        — В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем.

        — Не всякий в дело гож, кто лицом пригож.

        — Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

        — Конь о четырёх ногах, да спотыкается.

        — Двумя ложками кашу не едят.

        — Не с кого спрашивать, когда сам виноват.

        — Как постелешь, так и выспишься.

      25. В. Солоухинв одной из публицистических статей говорит о том, что красота живёт в душе человека. Однако у строителей, увлёкшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий: насколько эстетично сооружения будут выглядеть сегодня и тем более завтра. Действительно проблема ответственности за свои дела ещё остро стоит в нашем обществе.
      26. А. Куприн.О том, что жизнь коротка и человеку порой остаётся с «неопределённым сожалением» на склоне лет вспоминать о «прошлых вёснах», размышляет А. Куприн во многих своих произведениях. Читая их, невольно задумываешься о том, что жить надо интересно, содержательно, с пользой для себя и других. Тогда не придётся сожалеть ни о безответственных поступках, ни о напрасно проведённом времени.
      27. В. Астафьев. Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и не ладно. Можно жить, как Федя Лебеда, герой произведения Астафьева. Он имеет дачу в три этажа на скромную милицейскую зарплату и остаётся безнаказанным. Другой герой поддался на уговоры жены и перешёл на «добычливое место». Ему не повезло. Придётся детям и жене ждать его пять лет из колонии. Таким образом, надо отвечать перед обществом за свои дела и поступки.
      28. НЕПОНИМАНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ «ОТЦОВ» И «ДЕ­ТЕЙ». КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ.

      29. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. О взаимопонимании не может быть речи. Конфликт неизбежен.
      30. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев, постепенно познавая мир, понимает, что многое в нём несовершенно. Он сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»).
      31. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна. Дела, которые кажутся ей важными, не позволяют поехать к матери. Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Подлинная любовь детей к родителям проявляется в заботе о них.
      32. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Раздумьями о взаимоотношениях родителей и детей, а также о конфликте поколений полны произведения И.С. Тургенева.Писатель чутко угадал назревшие в обществе проблемы и противоречия, а споры «отцов» и «детей» актуальны и по сей день. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего. Так всегда происходило, когда в обществе назревали перемены. С течением времени всё изжившее себя уступает дорогу новому.
      33. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Сменяядруг друга, уходили всегда в небытие одни государства, на их обломках рождались другие. Таков объективный ход истории. Всё в мире течёт и изменяется. Эта мысль очень стара и восходит своими корнями к временам расцвета Древней Греции. Естественно, старое освобождает дорогу не сразу. К этой мысли подводят читателей и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Писатель показал, что замена старого прогрессивным богата конфликтами. К тому же, построить новый мир, полностью и бесповоротно отвергнув ему предшествующий, невозможно. Выход – во взаимном уважении и любви «отцов» и «детей». Как этого добиться? Вечный вопрос!
      34. М. Исаковский.Стихотворение «Весна» (Связь поколений — вечный вопрос человеческой жизни).
      35. … И шумно солнцу радуются дети,

        И думают о жизни старики.

      36. Д. Писарев.Статья «Базаров» (Связь поколений – вечный и трудноразрешимый вопрос):
      37. «Старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях».

      38. И.С. Тургенев «Отцы и дети».Конфликт старого и нового обычно происходит на фоне социально-экономических преобразований. Поэтому мировоззренческие позиции людей старшего и нового поколения не совпадают. Эту проблему показал в своём романе И. С. Тургенев. Он противопоставил Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Первый из них не хотел лишаться своего сытого и легкомысленного стиля жизни крепостника. Евгений настойчиво придерживался философии практической пользы. В данной ситуации избежать конфликта было невозможно.
      39. И.С. Тургенев «Отцы и дети».Изображению новых людей и их конфликт со старым обществом особое внимание уделяли писатели-классики. Например, И.А. Тургенев в р. «Отцы и дети» показал правдивую картину борьбы отжившего и реально существующего. В этой борьбе он отдал победу «новому» герою. Таким образом, идейная позиция человека наглядно проявляется в спорах, в совместном поиске истины.
      40. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Идейная позиция человека может
      41. наглядно проявиться в спорах. Так было во все времена. Конфликт спорящих представлен, например, в р. И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нём автор противопоставляет яркие индивидуальности. Кирсановы не хотят лишаться привычной сытой, беспечной жизни. Базаров вызывает симпатию своим остроумием, резкостью суждений, смелостью. В таких случаях избежать конфликта поколений невозможно.

        1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».Можно ли избежать конфликта поколений? Этот вопрос волновал И.С. Тургенева. Проблему взаимоотношений «Отцов и детей» писатель показал на примере жестокого спора Павла Кирсанова и Е. Базарова. Первый из них, ссылаясь на прошлое, пытался убедить собеседника в ошибочности нигилистических взглядов. Евгений спокойно и смело обобщал что русскому человеку ни аристократизм, ни устаревшие принципы «даром не нужны». Так, идейные позиции обеих сторон ярко проявились в спорах между старшим поколением и молодёжью. Конфликт неизбежен, так как мнения отцов и детей противоположны, между ними нет ничего общего.

        ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ. ДРУЖБА, ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

      42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
      43. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
      44. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
      45. И А. Гончаров.«Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
      46. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
      47. И.А. Гончаров.«Обломов». Великая сила любви – тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
      48. Л.Н. Толстой.Любовь – великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь – великая сила.
      49. А. Куприн.Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
      50. И.А. Гончаров «Обломов».Влияние дружбы на формирование личности – серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
      51. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца – всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
      52. И.С. Тургенев «Отцы и дети».Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
      53. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».
      54. ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИСКУССТВА. ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ЧЕЛО­ВЕКА. ОТСУТСТВИЕ ДУХОВНОСТИ В ИСКУССТВЕ. ОХРАНА ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.

        Рубрика №4. Человек и культура (искусство).

      55. А.П.Чехов. «Человек в футляре». «Крыжовник». Проблемадуховности в искусстве волновала многих философов, художников слова. О том, какой жизни достоин человек, рассуждал в своих рассказах А.П. Чехов. Он выразил протест против «обыденщины». Писатель всегда считал, что человек создан для яркой, созидательной жизни. Поэтому классик и показал, как скучно, неинтересно живут его персонажи. «Человек в футляре» Беликов, герой рассказа «Крыжовник» Чимша – Гималайский стараются уединиться от мира. Разве такой жизни достоин человек? К решению такого вопроса подводит А.П. Чехов своих читателей.
      56. А.П.Чехов. Проблема восприятия искусства – не нова. В драматургии выдающимся художником новатором был А.П. Чехов. Правдивое изображение жизни – отличительная особенность его произведений. На сцену он перенёс действительность, без эффектов, без красивых поз и необычных ситуаций. Всё это даёт возможность читателям и зрителям воспринимать искусство драматурга как мастера правдивого изображения жизни.
      57. А.М. Горький «На дне».Произведения искусства, затрагивающие вечные вопросы, обычно имеют долгую жизнь. Они всегда находят отклик в сердцах людей, заставляют задуматься о жизни. Такова, например, пьеса А.М. Горького «На дне». Её основная проблема гуманизма является наиболее современной и в нашей жизни. Человек и сейчас хочет быть услышанным, а ещё лучше – понятым. Урок человечности преподал нам великий писатель. Его произведения воспитывают эстетический вкус. Не потому ли наш современный кинематограф и лучшие театры возвращаются к постановке этой пьесы?
      58. А. Блок. Что такое истинная красота? Это очень хорошо понимал А. Блок. Что же давало ему такую власть над людьми, чем он притягивал их к себе? Во-первых, Блок вошёл в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была названа «живой водой», источником, испив из которого, человек становился чище. В «Стихах о Прекрасной Даме» поэт выразил идеал красоты, поэзии, родины. Поэт учит нас вглядываться в себя и мир. Он поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, к прекрасному.
      59. Д. Лихачёв.Статья «Экология культуры». Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы – так считал Д. Лихачёв. В своей статье «Экология культуры» академик возмущается, что в современном обществе вопрос о нравственной чистоте не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой «как нечто целое и жизненно важное для человека». Таким образом, проблема не решена до сих пор.
      60. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Конечно же, произведения великих классиков русской литературы. Они первой целью искусства считали воспроизведение действительности. Об этом с уверенностью и восхищением говорил Н.Г. Чернышевский в своих статьях. Именно такую цель преследовал сам писатель в своём романе «Что делать?»
      61. Почему следуетберечь памятники культуры? Для истинно интеллигентного и воспитанного на лучших традициях человека этот вопрос не вызывает затруднений. Например, Пушкиногорье… Этот край, где всё дышит Пушкиным, раскрывает перед каждым удивительный мир великого поэта, который делает человека духовно богаче, чище, культурнее.
      62. www.openclass.ru