Полезные статьи

Правила выполнения домашнего задания

Правила выполнения домашнего задания

Организация домашнего задания в режиме начальной школы

Домашнее задание в начальной школе – это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий способствует закреплению изученного в классе материала, развитию самостоятельности и ответственности, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, даёт ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Выполнение домашних заданий формирует у младшего школьника соответствующие умения и навыки, обеспечивает ребёнку успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни.

Домашние задания не должны превратиться для ребёнка и его родителей в тяжкий труд. Главное не работа, выполненная дома, а интерес к познанию и уверенность в своих силах.

Цели, которые ставит учитель, задавая учащимся задание, могут быть разными. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано или от урока, который следует за домашним заданием. Перечень целей домашнего задания:

  • повторение и закрепление изученного материала;
  • создание предпосылок к изучению нового материала на уроке;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • рост личного потенциала одарённых учащихся;
  • развитие умений и навыков проектной деятельности;
  • формирование качеств самообразования.
  • В основе методики задавания на дом лежит поэтапное обучение самостоятельной деятельности. Необходимо с первого класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Большую помощь учащимся оказывают простейшие алгоритмы выполнения заданий самостоятельно.

    Памятка выполнения домашнего задания для учащихся 2 класса:

  • Готовлю рабочее место для выполнения домашней работы по математике. Достаю дневник, учебник по математике, тетрадь по математике, пенал.
  • Открываю дневник и читаю задание по математике.
  • Открываю учебник по математике и нахожу задание.
  • Открываю тетрадь по математике и пишу «Домашняя работа», «Задача».
  • Читаю задачу.
  • Решаю задачу, используя черновик.
  • Записываю решение задачи в тетрадь.
  • Даю тетрадь на проверку.
  • Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания.

    СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирует организацию домашнего задания в группе продлённого дня начальной школы.

    Памятка для родителей учащихся

    «Правила организации выполнение ребёнком домашнего задания»

  • Следует транслировать своему ребёнку, что домашняя учебная работа является важным и необходимым трудом, обязанностью.
  • Желательно организовать и оснастить своему ребёнку в квартире или доме место для выполнения домашней учебной работы. Такое место не должны занимать другие члены семьи. Кроме того, нужно приобрести необходимые словари, справочники, организовать доступ ребёнка в интернет.
  • Организовать режим дня таким образом, чтобы на выполнение домашней учебной работы отводилось необходимое время.
  • Нужно учить ребёнка выполнять домашнее задание без посторонней помощи, помогать, направлять, подсказывать, консультировать, но не решать и не писать вместо него.
  • Рекомендуется поощрять ребёнка, избегать семейных споров и конфликтов вокруг домашней учебной работы, обращаться в трудных случаях за помощью к учителю или школьному педагогу-психологу.
  • В тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала, желательно оказывать посильную помощь ребёнку в приготовлении домашнего задания.
  • В случае сложной ситуации, связанной с выполнением домашней работы, следует обращаться к учителю.
  • При организации выполнения ребёнком домашнего задания не рекомендуется:
    • требовать выполнения домашних заданий сразу после возвращения из школы;
    • самостоятельно добавлять к домашнему заданию упражнения, задачи и примеры без согласования с учителем;
    • кричать на ребёнка, унижать его при выполнении домашнего задания, отзываться негативно об учителе в вопросах организации и объёма домашнего задания в присутствии ребёнка
    • заставлять переписывать домашнюю работу в случае допущения ошибок;
    • заставлять ребёнка ожидать родителей с работы для выполнения домашнего задания;
    • перегружать ребёнка в выходные, каникулярные и праздничные дни самостоятельно подобранными заданиями для повторения и закрепления учебного материала, для изучения нового материала.

    www.licey60.ru

    Материал (2 класс) по теме:
    Памятки по выполнению домашнего задания

    Данные памятки — это полезная информация для детей и их родителей при подготовке домашнего задания.

    Предварительный просмотр:

  • Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено.
  • Всё должно быть на своих местах (тетради, ручки, книги).
  • Стол соответствует росту ребёнка (120-129 см стол 59 см, 130-139 см стол 62 см, 140-149 см стол 68 см).
  • Разница между высотой стула и стола от 21 до 27 см. Расстояние от глаза до поверхности стола – 35 см. Между грудью и столом проходит ладонь. Ноги на полу.
  • При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.
  • К д/з приступать через 1 час после школы, чтобы ребенок отдохнул от занятий, но еще не устал от домашних развлечений.
  • Время, которое ребенок должен тратить на выполнение д/з во 2 классе – 1,5 часа.
  • Памятка №1 «Садимся за уроки»

  • Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  • Проветри комнату до начала занятий.
  • Выключи радио, телевизор
  • Сотри со стола пыль
  • Свет с левой стороны
  • Уточни расписание уроков на завтра
  • Приготовь письменные принадлежности для занятий
  • Убери со стола все лишнее
  • Сядь на стуле удобно и открой учебник.
  • Памятка № 2 «Как готовить Д/З по русскому языку»

  • Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  • Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  • Прочитай задания упражнения.
  • Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  • Выполни упражнение письменно.
  • Проверь всю работу
  • Памятка № 3 «Что следует и чего не следует делать родителям»

  • Проверьте, правильно ли организовано рабочее место
  • Всё должно быть на своих местах
  • Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  • Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  • Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихи и пожелания школьнику, таблицы учебные.
  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  • На рабочем месте должен быть порядок, если ребенку трудно навести порядок, то помогите ему.
  • Нужно вслух читать задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность
  • Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
  • Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  • Письменные задания нужно выполнять чисто, без помарок.
  • Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.
  • Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выполнять домашнее задание всегда труд. Родители могут стать помощниками в этом нелёгком деле. Вместе с ребёнком могут обсудить памятки по выполнению домашнего задания, что-то взять для себя, что-то д.

    Советы для учащихся.

    Вашему вниманию предлагаются памятки по выполнению письменных заданий по русскому языку и математике, по чтению и окружающему миру в начальной школе.

    Материал можно использовать для классного уголка по чтению,можно использовать на родительских собраниях.

    Алгорит выполнения домашнего задания по русскому языку, литературному чтению, математике.

    Данные памятки будут полезны как для учащихся, так и для их родителей.

    Материал на тему:
    Памятка по выполнению домашнего задания в начальной школе

    Данный материал поможет родителям правильно организовать подготовку домашнего задания по предметам

    Памятка родителям по выполнению домашнего задания

    с учащимися начальной школы.

    Без должного участия семьи не может быть продуктивна решена задача обучения и воспитания младших школьников. Кто как не учитель, специалист, может дать верный совет по многим проблемам воспитания ребёнка в семье. Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Всё что ученик познаёт в школе в процессе урока несомненно должно закрепляться дома, и именно закрепительную роль играют домашние задания.

    При выполнении домашнего задания у многих детей возникают традиционные проблемы.
    • не знают или забывают, что задано на дом;
    • не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
    • тратят много времени на его выполнение;
    • делают работу не полностью, допускают много ошибок.
    У этих проблем есть и свои причины
    • ученик просто не записал домашнее задание в дневник;
    • по характеру он — ребенок медлительный, несобранный, не умеет самостоятельно подготовиться к работе;
    • учитель плохо разъяснил суть, порядок и способы выполнения задания;
    • ученик невнимательно слушал объяснение учителя о том, как лучше выполнить задание;
    • задание оказалось сложным для школьника;
    • у ребенка нет навыков самоконтроля.

    Но всё поправимо. Позвольте мне дать несколько советов по выполнению домашних заданий.

    К выполнению домашнего задания лучше всего приступать после 1-2 –часового отдыха. Оптимальным временем для выполнения домашнего задания считается период между 15.00-17.00 часами. Учащимся начальных классов, не умеющим долго сосредоточенно работать, рекомендуется начинать с письменных заданий. Выполнение письменных домашних заданий необходимо чередовать с устными. После 25-30 минутных заданий для 7-8-летних школьников необходимо сделать 10-15-минутный перерыв.

    — Начинайте домашнее задание в одно и то же время, после обеда или прогулки

    — По записи в дневнике определите, какие уроки нужно выполнить, и установите последовательность выполнения уроков.

    -Прикиньте время выполнения задания по каждому предмету

    Как подготовить домашнее задание по чтению

    Приобщить ребёнка к чтению, воспитать любовь к книге – задача и семьи тоже. К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребёнок поступает в школу, они перестают читать ему книги. Рассуждая при этом: ребёнок должен читать сам, повышать технику чтения. Однако это не верно. Чтение поддерживает любознательность ребёнка, более того, совместное чтение обеспечивает единение взрослого и ребёнка. Отмечу, что зачастую ваши дети просят почитать вас не для того, чтобы получить информацию, а пополнить свою энергетическую силу.

    Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам. Без достаточно высокого темпа осознанного чтения не удастся преодолеть перегрузку домашними заданиями. Поэтому чтение должно стоять при выполнении домашнего задания первоклассниками на первом месте.

    Вот несколько рекомендаций по выполнению домашнего задания по чтению.

    nsportal.ru

    Рекомендации по выполнению домашних заданий

    Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. Очень важно уже с первых дней пребывания ребенка в школе выработать его положительное отношение к домашним заданиям.

    Время для выполнения домашних заданий

    Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов

    ЧТО ЗНАЧИТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

    Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков, достигнутых в развитии школьников.

    Это означает, что ребенок может:

  • сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
  • спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
  • распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
  • понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
  • применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
  • представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю как перевести задание, то я: а) смотрю в словарь в конце учебника; б) нахожу нужные слова и перевожу их; в) перевожу все задание и понимаю, что следует делать для его выполнения
  • Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Так как усвоенные на уроке знания просто забудутся и сведут все усилия учителя на нет, если их после урока не закрепить их при выполнении домашней работы.

    Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей, этапов развития школьников.
    Если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг в развитии школьника на пути к самостоятельности. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности, а впоследствии — к неуверенности.

    Можно выделить ряд существенных моментов, на которые следует обратить внимание при воспитании самостоятельного выполнения домашних заданий. Для развития школьника имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий. Так, при низкой мотивации к обучению, выполнение домашних заданий превращается для ребенка и родителя в «пытку». Нежелание учиться в свою очередь может быть вызвано конфликтами с одноклассниками, «пробелами» в знаниях, недостатком произвольного внимания и т.д.

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

    1. Развитие школьника начните с беседы. Готовя ребенка к самостоятельности, скажите ему: «Перед выполнением домашнего задания проветри комнату, выключи телевизор. В комнате, должно быть тихо. Убери со стола игрушки и все, что не относится к школе. Приготовь то, что нужно для выполнения задания (учебник, тетради и т.д.)».

    2. Задание лучше выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке.

    3. Заданные уроки необходимо распределять равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто».

    4. Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше, чем 30 минут, поэтому к выполнению некоторых заданий нужно возвращаться несколько раз.

    5. Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 мин.
    6. Желательно все задания сделать в будни, чтобы в выходные полноценно отдохнуть.

    На заметку родителям.

    1. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудия пыток. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой; помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
    2. Не пытайтесь выполнять задания за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашние задание не сделает, чем сделаете его вы;
    3. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
    4. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
    5. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
    6. ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

      Работа с текстом:

      — Чтение и перевод (вспомнить правила чтения; прочитать текст вслух не менее 2-х раз; выписать все незнакомые слова и найти их значение в словаре; проговорить перевод текста вслух).

      — Ответы на вопросы по прочитанному тексту (внимательно прочитать текст еще раз; прочитать предлагаемые вопросы к тексту; по ключевым словам найти соответствующие предложения в тексте; ответить на вопросы, помня о том, что чаще всего часть ответа уже содержится в вопросе; если нужно, записать ответы в тетрадь).

      — Пересказ текста (прочитать текст; разделить на логические части; составить план пересказа; по каждому пункту плана выписать ключевые слова; написать предложения с ключевыми словами; заучить предложения; проговорить пересказ вслух с опорой и без на ключевые слова.

      Работа с поэтическими произведениями и песнями.

      Выразительное чтение (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз).

      Заучивание наизусть (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз, выучить).

      Художественный перевод (прочитать; сделать подстрочный перевод; найти рифму, стараясь сохранить стиль автора, красиво оформить работу).
      Работа с грамматическими упражнениями

      Прочитать и выучить правило; проанализировать примеры; выполнить упражнения письменно с опорой на учебник.
      Работа с лексикой.

      Устный зачет по лексике (внимательно прочитать слова, опираясь на правила чтения; соотнести значение иностранного и русского слова; проговорить вслух несколько раз; проговорить слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот; попросить взрослых проверить запоминание слов).

      Словарный диктант (внимательно прочитать слова; написать каждое слово по 2 строчки в черновике; написать слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот; самостоятельно проверить правильность написания; слова, в которых были допущены ошибки, написать ещё раз; написать слова под диктовку; проверить).

      Лексические упражнения (повторить лексику по теме; внимательно прочитать предложения с пропущенными словами; перевести их; вставить пропущенные слова, при необходимости опираясь на текст; переписать в тетрадь).

      Сочинение, письмо, открытка (внимательно прочитать тему сочинения, составить план или воспользоваться планом, который дал учитель; выписать необходимую лексику, опираясь на словарь; составить предложения в соответствии с планом, употребляя необходимые вводные фразы; оформить в соответствии со структурой написания сочинения, письма, открытки).

      АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    7. Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания.
    8. 2. Решите, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные задания должны чередоваться с письменными.

      3. Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед выполнением задания (это поможет вспомнить изложение данной темы учителем).

      4. Прочитайте задание.

      5.Составьте (при необходимости) план выполнения задания. Составление плана позволяет достаточно легко справиться с его выполнением.
      6. Не забывайте о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину. Проверять свои знания и способы действий требуется и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

      tlgym.ru

      Правила выполнения домашних заданий

      1. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Любой материал, полученный на уроке, быстро забывается. Немецкий психолог Г.Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов установил скорость забывания. В первые часы после запоминания свежего материала полнота запоминания стремительно падает вниз. Именно в эти часы пропадает основной объем информации. В течение первых 10ч после запоминания пропадает 65% полученной информации. Далее интенсивность забывания снижается и к концу вторых суток пропадает еще 10°/о информации. Таким образом, через два дня в памяти человека остается только 25% того, что он запомнил ранее.

      Это психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. Дело в том, что вновь образованные нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо сразу же провести работу но их закреплению. Именно поэтому во всех методических пособиях настоятельно рекомендуется выполнять домашние учебные задания в день их получения. Так, если урок по предмету «Окружающий мир» был во вторник, а следующий будет через неделю, то учить домашнее задание необходимо во вторник после уроков. Через неделю, в понедельник вечером, накануне следующего задания необходимо повторить то, что учили ранее.

      Учебный материал, закрепленный в день его восприятия, дольше сохраняется в памяти. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока.

      2. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работы над учебником.

      Повторение теоретического материала, необходимого для выполнения письменных заданий, вызвано в основном двумя причинами.

      Во-первых, перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнить теоретический материал, для того чтобы проще было найти способ решения письменных заданий и обосновать свой выбор.

      Во-вторых, повторение материала в результате устной и письменной работы повышает прочность закрепления материала. Дело в том, что различают четыре типа памяти: зрительную, слуховую, моторную (двигательную) и смешанную. У большинства людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени развиты элементы всех трех основных типов памяти (зрительной, слуховой и моторной). В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.

      По данным психологии восприятия, даже если человек имеет тип памяти с ярко выраженным доминированием одного основного типа (например, только зрительную память), то он усваивает материал значительно лучше, если использует все три основных способа.

      При работе с учебником порядок действий учащихся следующий:

      — вспомнить то, что осталось в памяти от урока (по записям в тетради и рисункам в учебнике);

      — прочитать заданный на дом параграф учебника, выделяя в нем основную мысль текста, выделенные правила;

      — попытаться воспроизвести материал (пересказать вслух или про себя, составить план прочитанного, ответить на вопросы учебника);

      — в случае возникновения затруднений необходимо еще раз проштудировать учебник и добиться свободного воспроизведения материала.

      Активное воспроизведение знаний и самоконтроль в процессе усвоения изучаемого материала повышают заинтересованность учащегося при осмыслении и усвоении им знаний. Благодаря этому материал запоминается прочнее.

      Работа по усвоению и воспроизведению трудного учебного материала имеет свою специфику. Сложный материал (текст) целесообразно разделять на несколько смысловых единиц. Если текст очень большой и сложный, то каждую часть необходимо учить и воспроизводить отдельно. При этом между каждыми из частей желательно устраивать короткий отдых (5-10 мин).

      При выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой форме учебной работы, большую роль играет уровень интереса учащихся к изучаемому вопросу и данному виду учебной работы. Высокий уровень интереса не только усиливает упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и повышает стремление учащихся самостоятельно преодолеть трудности — ученик старательно выполняет упражнения и подбирает наиболее удобные способы и приемы учебной работы.

      Очень важное значение имеет степень осознания учащимися изучаемого материала. Знания, основанные на понимании закономерностей и причинно-следственных связей, сохраняются более продолжительное время. Поданным профессора Н.А.Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического. Поэтому при усвоении изучаемого материала не нуж но в первую очередь обращать внимание на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, основные усилия учитель должен направлять на поиск внутренней связи знаний, на то, чтобы учащиеся увидели и осознали причины, которые привели к появлению того или иного явления. Д затем уже, когда ученик понял — «почему», переходить к заучиванию правил и обобщенных выводов. Необходимо, чтобы выводы и обобщения заучивались не механически, а выступали в сознании школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала.

      3. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполнялись в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе, быстрее вспомнить особенности выполнения заданий данного типа.

      4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.

      Это означает, что после выполнения заданий по всем предметам необходимо сделать перерыв на 10-15 мин, и после этого по вторить выполненные задания, воспроизводя их в той же последовательности, что и и первый раз. Такое отсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствует выработке у учащегося навыка быстрого переключения с одной темы на другую.

      Циклы особенно эффективны при выполнении заданий высокой степени сложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу. Обычно такие задания учащиеся младших классов оставляют «для родителей» и обращаются к ним за помощью. Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенок не знает решения этой задачи, решают ее за него и затем объясняют способ решения или (что бывает значительно реже, так как не у всех родителей есть развитые педагогические способности) «наводят» учащегося на правильный способ решения задания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитив ное значение, однако если бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был бы значительно выше. Поэтому надо предложить учащимся циклический способ выполнения сложных заданий.

      Если ребенок при выполнении домашнего задания по математике не смог решить задачу, то не надо отчаиваться, а следует просто отложить эту задачу и закончить выполнение остальных заданий по этому предмету. После этого следует начать выполнять задания по другому предмету. Когда задания по всем другим предметам выполнены, необходимо сделать перерыв. После небольшой передышки, перейдя ко второму циклу, учащийся проводит повторение уже выполненного и опять возвращается к решению невыполненной задачи. Здесь он, повторив теоретический материал проведенного в классе урока, опять делает попытку решить задачу. Если задание опять не решается, то после некоторого времени он оставляет ее и заканчивает повторение других предметов. После окончания второго цикла необходимо сделать небольшой перерыв и в третий раз попытаться решить сложную задачу.

      Такое цикличное обращение к заданию позволяет повысить вероятность его решения. Это обусловлено в основном тем, что во время перерывов и выполнения других заданий условие сложной задачи продолжает осваиваться и осознаваться. Ведь если ребенок неудовлетворен тем, что задание не решается, то даже при выполнении заданий по другим предметам в подсознании идет работа над этой неподдающейся задачей. Установлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвердевание» знаний происходит в течение 10-20 мин после перехода к другим заданиям.

      Последний цикл повторения весьма полезно в течение 10-15 мин проводить непосредственно перед сном в спокойном состоянии. Это создает оптимальные условия для более глубокого усвоения изучаемого материала.

      5. Очень важно, чтобы для выполнения домашних заданий у ребенка было свое постоянное место и отводилось для этого одно и то же время дня. Это правило при всей кажущейся простоте имеет существенное значение для эффективности домашней работы. Постоянные место и время способствуют быстрому сосредоточению внимания учащегося, приучают к дисциплине процесса учения.

      Таковы наиболее существенные правила оптимальной организации умственного труда, которые следует знать всем учащимся и которых они должны придерживаться при выполнении домашней работы.

      Многообразие и сложность правил выполнения домашней работы обусловливают необходимость проведения специальной работы с учащимися по формированию у них соответствующих умений и навыков. Учащимся следует помочь обрести навыки работы с учебником и правильной последовательности выполнения письменных и устных заданий, освоить приемы повторения и самоконтроля, выработки рационального режима работы и отдыха и т.д.

      Факультативные и дополнительные занятия. Наряду с обязательными учебными занятиями в общеобразовательных учреждениях используются и разнообразные формы учебной работы, проводимой вне рамок учебных занятий (расписания уроков)г Такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными.

      В первую очередь к внеклассным занятиям относятся факультативные занятия. Как самостоятельная форма организации те кущей работы они появились в конце 60 — начале 70-х годов во время проведения очередной реформы системы образования, затрагивающей в основном содержание школьного образования. Факультативные, занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной основе.

      Факультативные занятия призваны решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении от дельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся.

      Содержание факультативных занятий представляет собой дополнение к учебной программе. Оно может включать в себя либо более глубокое изучение отдельных тем и разделов школьной программы, либо новые темы, не входящие в школьную программу, но крепко связанные с ней.

      Помимо учебных занятий, обязательных для всех учащихся, специально для слабо успевающих учащихся проводятся дополнительные занятия. Дополнительными занятиями называют сверхпрограммные. занятия с одним или группой учащихся по дополнительной отработке пройденного на уроках материала.

      Форма и время проведения дополнительных занятий жестко не регламентируются. Это может быть занятие-консультация, на которой учитель еще раз излагает новый материал для тех, кто не понял его на уроке, или беседа с двумя-тремя учащимися по тематике классной работы, в которую вкраплено выполнение письменных заданий. Время таких занятий может быть и 20 мин, и 1 ч. Воз можно и выполнение учащимися самостоятельной работы, по окончании которой они уходят.

      Другие формы внеклассной учебной работы. Принято считать, что внеклассная работа носит для учащихся добровольный характер и признана удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы, а для их проведения не требуется полного состава класса. Считается также, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов. К таким

      формам внеклассной учебной работы относят предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

      Предметные кружки и научные общества создаются на добровольных началах из учащихся одной параллели или же, если желающих немного, из учащихся соседних классов (V-VI, VII-VIII классов и т.д.). В них входят учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, имеющие склонность к рисованию, лепке, техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии, химии, физике и т.д. Ведут работу кружков учителя-предметники.

      Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятельности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры.

      Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повышения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, физике, химии, родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих способностей. Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее: составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление лучших школьников. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к ним позволяют косвенно оценить стиль работы учителя, уровень его творческих и организаторских способностей.

      Контрольные вопросы

      1. Чем отличается метод обучения от формы обучения?

      2. Какие вы знаете формы организации деятельности учащегося? В чем их основное отличие друг от друга?

      3. Какие формы организации учебной работы использовали учителя, когда вы учились в школе? Какие формы организации текущей учебной работы еще могли бы использовать учителя?

      4. Какие существуют формы обучения? Назовите основные признаки каждой из них.

      5. Какие классификации уроков вам известны? Какая классификация наиболее удобна? Почему?

      6. Какие правила выполнения домашней работы должны знать и выполнять учащиеся?

      7. Какие формы организации текущей учебной работы наиболее эффективны для обучения?

      8. Зачем нужны формы внеклассной учебной работы? Какие из них вы бы использовали в своей школе?

      Литература

      Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.-М., 1989.

      Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В Долженко -М.. 1986.

      Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1983.

      Харламов И. Ф. Педагогика; Учебное пособие. — 2-е изд. — М., 1990.

      Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М., 1987.

      studopedia.org