Полезные статьи

Пособие по соломке

Областной мастер-класс «Аппликация из соломки»

1 Департамент образования и науки Кемеровской области ГАОУ ДОД КО «Областной Центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения» МБОУ ДОД «Центр развития личности» г.новокузнецк Областной фестиваль мастер-классов для педагогических работников образовательных учреждений Кемеровской области в 2014/2015 учебном году (Приказ ГАОУ ДОД КО ОЦДТТДДД от г. 100 о присвоении статуса базовой образовательной площадки на уч.год) Областной мастер-класс «Аппликация из соломки» Место проведения: г.новокузнецк, МБОУ ДОД «Центр развития личности» Время проведения: г Аудитория: педагоги дополнительного образования УДО Кемеровской области Ответственный: Хохлова Нелли Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Прокопьевск

2 МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Прокопьевск Хохлова Нелли Александровна, педагог дополнительного образования Областной мастер-класс «Аппликация из соломки» Цель: Обучение основам изготовления объемной аппликации из соломки. Задачи: 1. Формировать интерес к изготовлению художественных изделий из природных материалов. 2. Воспитывать эстетический вкус в оформлении изделия. 3. Способствовать распространению педагогического опыта. Материалы и оборудование: Соломенные ленты различных оттенков Картон для основы изделия или рамка Бархатная бумага темного цвета Калька Клей ПВА, «Момент» или «Мастер» Скальпель, ножницы Мягкий карандаш, ручка с черным стержнем Кисть, деревянная палочка Бумажная или тканевая салфетка, ватные диски Английская булавка Наглядные пособия: инструкционная карта, подборка эскизов, выставка работ План проведения мастер-класса 1. Введение Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас повсюду. Но, одно дело, видеть вещи, созданные руками талантливого мастера, а другое создавать красивое своими руками. Атмосфера красоты всегда создает соответствующее настроение, повышает культуру, облагораживает человека. С глубокой древности человек, изготовляя различные вещи, стремился делать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил их удивительный мир природы, а материалом служило то, что дарила им сама Природа! Самые обыденные материалы в руках мастера превращались в драгоценные. Так обыкновенная солома стала излюбленным материалом, из которого с большим искусством изготавливались и крупные интерьерные панно, и игрушки, и шкатулки, и головные уборы. Особенно распространены были изделия из соломы в Белоруссии, Молдавии, Украине. 2. Теоретическая часть Необычайной привлекательностью и самобытностью отличается одно из направлений декоративной работы Аппликация из соломки, которое пользуется большой популярностью у взрослых и детей. Соломка обладает свойственными только ей качествами ровность, гладкость, мягкий блеск. Поэтому панно из соломки прекрасно вписываются в современный интерьер помещений и могут служить великолепным подарком. Подготавливаем необходимые инструменты и материалы.

3 Для создания аппликаций используют ржаную, пшеничную или овсяную соломку. Неочищенный стебель соломы (1) нужно очистить от листа, вырезают толстые узлы (2), а междоузлия-соломенные трубочки (3) сортируют по цвету и размеру в коробку. Для картин применяют соломенные ленты, которые нужно заранее приготовить. Солому нужно немного пропарить. Для этого нужно положить солому в кастрюлю и залить ее водой. А можно воспользоваться электрическим чайником, но без автоматического отключения. Достаточно минут и солома становится мягкой, тогда ее удобно расслаивать. Скальпелем или ножницами с острыми концами разрезаем соломинку вдоль. Затем проглаживаем утюгом с двух сторон. Сначала разглаживаем с внутренней стороны, а потом с внешней стороны. Получаются вот такие соломенные ленты. В аппликации используется темный цвет соломы. Для этого применяют тонирование соломы горячим утюгом. Чем выше и продолжительнее температура нагрева утюга, тем больше насыщенность темного оттенка соломки.

4 Подготовив соломку к работе необходимо выбрать фон для будущего изделия. В качестве фона может служить цветной картон, бархатная бумага, ткань, древесный спил. Фон закрепляется на основе. Основа, на которой будет располагаться аппликация, должна быть плотной (картон, ДВП, фанера, пластинка). Цвет фона может быть различным, но обязательно темным и однотонным. 3. Практическая часть. Технология изготовления аппликации из соломки: Выбрать эскиз, рисунок, композицию. Например, панно «Лилия». Обозначить номер и цвет деталей, направление наклеивания соломки. Подготовить фон для аппликации: на картон, соответствующий размеру эскиза или рамки, наклеить бархатную бумагу. Перенести рисунок цветка на кальку подетально мягким карандашом или ручкой с черным стержнем. Каждый лепесток цветка рисуется на расстоянии друг от друга, нумеруется в соответствии с эскизом, и стрелкой обозначается направление соломки.

5 Отмерить соломенные ленты по размеру детали с припуском не менее 5 мм. При помощи клея ПВА наклеить соломенные ленты на кальку плотно друг к другу, не допуская просветов. Излишки клея вытереть ватным диском или салфеткой. Так подготовить все детали рисунка. Из темной соломки изготовить листья цветка. Наклеивать ленты нужно «ѐлочкой» на каждую половинку листа. Вырезать детали после высыхания. Маникюрные ножнички пригодятся для мелких деталей. Придать объем лепесткам лилии при помощи накручивания на круглый карандаш или фломастер, как бы протягивая деталь большим и указательным пальцами. Можно воспользоваться кончиками ножниц, как в бумагопластике.

6 Можно собрать центральный цветок большую лилию. Перевести на кальку цветок с эскиза. В середину цветка наклеиваем сначала самые нижние лепестки. Клей Момент накладываем на деталь только одной каплей и даем ему выдержку для лучшего склеивания поверхностей. Далее, с изнаночной стороны цветка лишнюю кальку обрезать. Приступить к сборке композиции: разложить детали на основе и закрепить английскими булавками в соответствии с эскизом; начинать приклеивать клеем «Момент» или «Мастер» самые нижние детали это стебель и листья; затем приклеиваем верхние это цветок лилии и бутоны; и, наконец, декорируем дополнительными деталями (мелкие цветы, завитки, бабочки). Ваше произведение искусств готово. Не правда ли, красиво! Маленькие хитрости. Все детали крепятся на фон-основу клеем «Момент» или «Мастер» капельным способом! Чтобы сохранить объемность аппликации, детали приклеиваются только в местах контакта с фоном. И не закрываются стеклом в раме. Желтый цвет соломки получается, если еѐ прокипятить в растворе пищевой соды, а белый в отбеливателе. Соломка хорошо сочетается с сухоцветами и мелкими семенами. 4. Заключительная часть Подведение итогов. Обмен опытом участников мастер-класса. Заполнение анкеты. Выставка выполненных работ. 5. Литература 1. Газарян С.С. Прекрасное своими руками / С.С. Газарян. — М: Детская литература, Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных классов. / Г.И. Перевертень. М: Просвещение, Лобачевская О.А. Плетение из соломки. / О.А. Лобачевская. М: Дрофа, Голубева Н. Аппликация из природных материалов / Н.Голубева. М: Культура и Традиции, Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов / И.В. Новикова, А.В. Базулина. — Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

docplayer.ru

О.М. ФОКИНА, А.В. СОЛОМКА

Транскрипт

1 О.М. ФОКИНА, А.В. СОЛОМКА Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям МОСКВА 2009

2 УДК 658(075.8) ББК я73 Ф75 Рецензенты: Б.Г. Преображенский, заведующий кафедрой экономики, финансов и менеджмента Воронежского филиала Российской академии государственной службы при Президенте РФ, д-р экон. наук, проф., Ю.П. Анисимов, проф. кафедры экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства Воронежского государственного технического университета, д-р экон. наук Фокина О.М. Ф75 Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / О.М. Фокина, А.В. Соломка. М. : КНОРУС, с. ISBN Даны теоретические положения по курсу «Экономика предприятия», практические задания и хозяйственные ситуации. Представлено содержание всех определенных Государственным образовательным стандартом дидактических единиц по дисциплине по направлению «Экономика», учтены межпредметные связи. Для преподавателей и студентов экономических специальностей высших учебных заведений, слушателей факультетов и курсов профессиональной переподготовки, практических работников организаций и предприятий. УДК 658(075.8) ББК я73 Фокина Ольга Михайловна Соломка Анна Владимировна ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от г. Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,0. Уч.-изд. л. 9,91. Тираж 3000 (1-й завод ) экз. Заказ ООО «Издательство КноРус» , Москва, ул. Большая Переяславская, 46, стр. 7. Тел.: (495) , , Отпечатано в ОАО «Тверской полиграфический комбинат» , г. Тверь, пр-т Ленина, д. 5. Фокина О.М., Соломка А.В., 2009 ЗАО «МЦФЭР», 2009 ISBN ООО «Издательство КноРус», 2009

3 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. 7 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Структура национальной экономики: сферы, секторы, комплексы Организация как хозяйствующий субъект Предприятие как субъект предпринимательской деятельности Практикум Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Понятие производственной программы предприятия и теории оптимального выпуска продукции Натурально-вещественные и стоимостные результаты деятельности предприятия Качество и конкурентоспособность продукции Практикум Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 3.1. Производственный процесс и основные принципы его организации Типы и методы организации производства Производственная структура предприятия Управление предприятием. Организационная структура управления Практикум Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4.1. Понятие основных фондов, их классификация и структура Износ основных фондов

4 ГЛАВА 5. ГЛАВА 6. ГЛАВА 7. ГЛАВА Оценка основных фондов Амортизация основных фондов Показатели использования основных фондов Производственная мощность предприятия Источники финансирования воспроизводства основных средств Практикум Вопросы для самоконтроля ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 5.1. Сущность оборотных средств. Кругооборот оборотных средств Состав и классификация оборотных средств Определение потребности в оборотных средствах Показатели эффективности использования оборотных средств Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств Практикум Вопросы для самоконтроля ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ОПЛАТА ТРУДА 6.1. Персонал предприятия Производительность труда: понятия, методы измерения, уровень, динамика Факторы роста производительности труда Нормирование и оплата труда персонала Практикум Вопросы для самоконтроля ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ 7.1. Понятие себестоимости. Классификация затрат по элементам и калькуляционным статьям расходов Классификация затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные Методы отражения косвенных расходов в себестоимости отдельных единиц продукции Факторы снижения себестоимости продукции Практикум Вопросы для самоконтроля РЕЗУЛЬТАТЫ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ 8.1. Понятие доходов и расходов предприятий Экономическая сущность прибыли Формирование, использование и распределение прибыли

5 8.4. Пути увеличения прибыли Система показателей рентабельности Планирование прибыли Практикум Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 9. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ 9.1. Сущность налогообложения Виды налогов Практикум Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 10. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Понятие цены как экономической категории Система цен и их классификация Ценовая политика предприятия на различных типах рынка Установление цен на товары и услуги. Основные ценовые стратегии Практикум Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 11. ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Инновационная деятельность предприятия Понятие инвестиций. Виды инвестиций. Источники финансирования инвестиционной деятельности Регулирование инвестиционной деятельности Основные инвестиционные программы предприятия Понятие эффективности инвестиций Технико-экономическое обоснование проекта мероприятия Инвестиционная политика предприятия Практикум Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Понятие и виды стратегий. Факторы выбора стратегии Составляющие экономической стратегии Разработка товарной и маркетинговой стратегии Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 13. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Планирование как важнейшая функция управления Планирование производства продукции Разработка бизнес-плана предприятия Вопросы для самоконтроля

6 ГЛАВА 14. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА Понятие эффективности деятельности предприятия Показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия Анализ баланса предприятия Практикум Вопросы для самоконтроля СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7 ПРЕДИСЛОВИЕ Экономику понимают, во-первых, как совокупность производственных отношений общества, его экономический базис; во-вторых, как народное хозяйство страны; в-третьих, как научную дисциплину, экономическую теорию. Экономика это наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей. Система экономических наук изучает теоретические основы и практические формы функционирования рыночных структур и механизмы взаимодействия субъектов экономической деятельности общества в целом по народному хозяйству, в отдельных его отраслях, отдельных видах экономической деятельности. Объектом изучения выбрана самостоятельная производственнохозяйственная единица, которая осуществляет свою коммерческую деятельность на территории Российской Федерации и подчиняется законам и подзаконным нормативным актам государства. Такую хозяйственную единицу обычно называют предприятием или фирмой. Понятия «фирма» и «предприятие» не тождественны. Обычно под предприятием понимают производственную единицу, функционирующую в разных сферах народного хозяйства, а под фирмой юридически самостоятельную предпринимательскую единицу. Это согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 48), где под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, право от своего имени быть лицом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке. Предприятия играют важную роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта; возможности осуществления государством своих функций; повыше- 7

8 ния материального благосостояния всех слоев населения; решения проблемы занятости и других социальных проблем. Эту роль предприятие может выполнять, если оно эффективно функционирует. Учебное пособие содержит изложение основных положений дисциплины «Экономика организации (предприятия)», комплекса экономических проблем организации. Рассмотрены основные экономические концепции развития предприятия как субъекта предпринимательской деятельности и объекта рыночной экономики, проблемы формирования производственной программы предприятия, организации и управления производством на предприятии. Ресурсы предприятия представлены основными фондами, оборотными средствами, персоналом. Авторы показали современные методы формирования затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции, методы включения косвенных расходов в себестоимость единицы продукции, приемы определения валовой, бухгалтерской, чистой прибыли, раскрыли сущность налогообложения предприятий, проблемы ценовой политики предприятия на разных типах рынков. Изложены основы формирования инвестиционной и инновационной политики и экономических стратегий предприятий. Оценка эффективности деятельности предприятия предложена на основе анализа состояния баланса. Пособие снабжено большим количеством практических примеров и задач для самостоятельного решения. Предназначено как для самостоятельного изучения дисциплины, так и для работы под контролем преподавателя. Создает базу для оценки эффективности управления производством, персоналом. Формирует комплекс знаний, навыков и умений для освоения дисциплин бухгалтерского, аналитического, финансового направления. Изучив материал, представленный в учебном пособии, вы сможете: определить место предприятия в рыночной экономике, познать, как формируются главные ресурсы производства, как отражаются затраты и какие пути их снижения может использовать предприятие, как обеспечить эффективное использование ресурсов, как выбрать наилучший вариант капиталовложений, как использовать возможности, предоставленные предприятию внешней средой в целях выживания или развития.

Методическая разработка творческого объединения «Соломка»

Разделы: МХК и ИЗО

Глава 1. Живое искусство народа

1.1. Сказочные превращения соломки

1.2. Обычаи и традиции народа

Глава 2. Художественная обработка соломки

2.1. Заготовка соломки

2.2. Обработка соломки

2.3. Тонирование соломки

Глава 3. Методическая разработка занятий детского творческого объединения “Соломка”

3.1. Единство эстетического и трудового воспитания на занятиях декоративно-прикладного искусства

3.2. Организация работы творческого объединения

3.3. Организация учебного процесса в творческом объединении “Соломка”

3.4. Цели и задачи обучения

3.5. Организация образовательного процесса

3.6. План работы творческого объединения

3.7. Планы-конспекты занятий

3.8. Основные знания и умения к концу первого года

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые связаны с художественной обработкой широко распространенных растительных материалов.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины, России. Они изготовляли из неё различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определённом положении. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт его неповторимую игру – блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы – приятный подарок. Это могут быть панно, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Соломкой может заняться каждый человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навык работы с ней.

Постоянные и систематические занятия с природным материалом развивают ребят, по существу, всесторонне: учащиеся постигают основы и навыки художественного ремесла, непосредственно приобщаются к богатым народным традициям художественной культуры. Ребята воспитывают в себе бережное отношение к природе, развивается их художественный вкус, и – что особенно важно – они проходят подлинную школу труда и творчества.

Экскурсии и походы раскрывают перед учащимися глубокие взаимосвязи в природном мире, помогают постигнуть в нём прекрасное. Такие формы учебной работы должны преследовать практические цели: знакомство с народными умельцами, разведка новых мест, необходимых для работы растительных материалов, заготовка сырья. Оказывается, даже заготовка сырья, процесс вроде бы не такой уж творческий, имеет на ребят достаточно сильное влияние – приучает их быть рачительными, по-хозяйски относиться к природным богатствам родного края.

На основе вышеизложенного нами была выдвинута следующая гипотеза: если обучать учащихся работой с соломкой как с декоративным материалом, то это помогает:

Осваивать приёмы и навыки художественного ремесла.

Раскрывать целостность и своеобразие народной культуры.

Развивать чувство прекрасного и творческой инициативы.

Воплощать замысел в своём творчестве.

Цель: выполнить творческую работу декоративного панно из соломки “Кижи” на высоком уровне.

Задачи:

  • повысить свой теоретический и практический уровень знаний и умений;
  • разработать композиционное и цветовое решение;
  • предложить способы технологического процесса работы с соломкой при выполнении данного дипломного проекта;
  • разработать учебно-методическую программу для организации творческого объединения по соломке.
  • В данной дипломной работе рассматриваются психолого-педагогические и методические основы работы творческого объединения, а так же технологические особенности художественной обработки материала. Методические рекомендации, содержащиеся в теоретической части могут быть использованы при организации занятий с учащимися в творческом объединении. Рекомендации даются с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики школьных программ по труду.

    Дипломная работа даёт возможность узнать об истории архитектуры на основе изученной литературы. При разработке темы нами были использованы следующие методы научно-психологических исследований:

    Изучение литературы по физиологии, психологии, педагогике, методике преподавания ИЗО, социологии и специальной литературы.

    • Беседы.
    • Наблюдение.
    • Посещение музеев.

    Глава 1. Живое искусство народа

    1.1. Сказочные превращения соломки

    Хлеб – одна из самых важнейших основ нашего благосостояния. Можно себе представить, насколько важным был хлеб в прошлом – от урожая зависела сама жизнь земледельца и его семьи. Естественно, что и солома всегда максимально употреблялась в хозяйстве земледельческих народов.

    Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья – солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельца. Этот материал не требовал от крестьянина каких-либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.

    Хотя теперь стены изб утепляют соломой довольно редко, сама идея использования этого замечательного теплоизоляционного материала не забыта.

    В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают так называемый соломит – теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и прошитой проволокой соломы. Несколько лет назад одна английская фирма приступила к производству соломенных досок. В мелко нарезанную солому добавляют синтетическую смолу, тщательно перемешанную массу прессуют. Полученные доски имеют высокую прочность и влагонепроницаемы. К тому же они в три раза дешевле обычных досок.

    Сеченую солому раньше добавляли в глину, из которой сбивали кирпичи-сырцы. Их не обжигали в печах, лишь хорошо просушивали на солнце. Точно так же солому добавляли в связующий раствор при строительстве саманных домов в Средней Азии.

    Солому использовали при оштукатуривании стен как снаружи, так и изнутри. Знаменитые фрески в христианских храмах древние художники писали на штукатурке, в состав которой входила солома.

    Хотя гончары не добавляли в глину солому, но в их мастерской можно было встретить запасы рубленой соломы. Предназначалась она для чернения обожженной керамической посуды. Извлеченные из печи и еще не успевшие остыть горшки, кринки и прочую керамическую утварь сразу же зарывали в рубленую солому. Тлея, солома выделяла густой дым, жадно впитываемый пористым черепком. После чернения матовые поверхности керамических изделий приобретали бархатистый черный цвет, а участки, выглаженные еще до обжига на гончарном круге специальной гладилкой, имели интенсивный блеск.

    В скульптурной мастерской солома порой находит самое неожиданное применение. В глину добавляют не саму солому, а ее отвар. Старые мастера считали, что глина, замешанная на соломенном отваре, при высыхании почти совсем не садится и не дает трещин. К тому же соломенный отвар не позволяет глине быстро высыхать, а это дает возможность в течение продолжительного времени спокойно работать, не боясь, что она потеряет пластичность.

    Не обошли вниманием соломенный отвар даже медики. В средневековой медицинской энциклопедии, написанной армянским врачом Амирдовлатом Амаснаци и названной “Ненужное для неучей”, есть такой рецепт: “А если сварить пшеничную солому и отваром вымыть отмороженные ноги или тело человека, в которого ударила молния, тоже поможет”. Здесь же говорится и о лечебных свойствах соломы: “Если сжечь пшеничную солому, примешать к ее золе в половинном количестве соль, замешать на уксусе и приложить к сыпи на голени, то поможет”.

    Солома обладает не только лечебными свойствами, но и содержит достаточно большое количество питательных веществ. В крестьянских домах она была одновременно строительным материалом и надежным запасом корма, выручавшим домашний скот в годы лихолетий. Как только ближе к весне кончалось сено, лошадям и коровам скармливали соломенное утепление и даже часть крыши. Солома помогала дотянуть до первой травы.

    В наши дни рачительные животноводы считают, что солома годна не только на подстилку скотине. В хороших современных хозяйствах соломенная сечка широко используется для приготовления питательного силоса.

    И, наконец, солома использовалась как топливо, чаще всего в безлесных районах страны. Рыбаки Ростова Великого, хотя и не испытывали недостатка в дровах, разжигали на льду озера Неро соломенные костры.

    На Украине, где было мало леса, солома долго оставалась одним из основных видов топлива. Как топливо солома не утратила своего значения и по сей день. В Западной Европе из соломы даже стали производить брикеты для отопления жилых домов. Топливо оказалось выгодным во многих отношениях: во-первых, кубометр соломенного брикета дает столько же тепла, сколько 30 литров дизельного топлива; во-вторых, солома не выделяет при сжигании вредных для человеческого организма газов и, наконец, намного дешевле, чем дизельное топливо, голь и дрова.

    Солома, имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск, постоянно привлекала народных умельцев. Из нее плели многие необходимые в быту изделия – кубелы для хранения муки и зерна, корзины, формы для выпекания хлеба, чаши для овощей и фруктов, всевозможные циновки, а также плетежки, из которых сшивали головные уборы, сумки и другие изделия. Жилища часто украшали декоративными фигурками, сплетенными из пучков соломы. Завораживающая красота природного материала способствовала возникновению инкрустации соломкой, получившей широкое развитие в Беларуси, России и на Украине.

    В начале XX века в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в XVIII веке (ил. 1, 2). Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера сумели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, – это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетеные детали орнамента, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

    В последнее время не редкость увидеть светящиеся шкатулки. Они горят золотом, переливаясь зеленоватыми, розовыми и серебристыми оттенками. Приглядевшись, можно различить на их поверхности розетки и ромбы, веточки и даже изображения Спасской башни Московского Кремля, спутников Земли, органично включенных в орнамент.

    На выставках самодеятельных художников все чаще появляются панно-картины (илл. 3). На некоторых расцветают сказочные цветы, на глубоком темном фоне других несутся, распустив паруса, фрегаты и бригантины (илл.4). Неповторимое своеобразие придает этим работам солнечный колорит изображений, набранных или инкрустированных соломкой 2 .

    Инкрустация? Но, как известно, инкрустирующий материал образует единую: ровную плоскость с поверхностью вещи, а соломка находится на поверхности вещи.

    Если взять в руки инкрустированную соломкой коробочку и рассмотреть ее со всех сторон, то становится понятным столь необычный и сильный оптический эффект (илл. 5). На ней выложен хитроумный узор из кусочков самой обычной соломки, вырезанных в виде полосок и простейших геометрических фигур – ромбов, квадратов, кругов, полукружий. Поверхность соломки состоит из продольно расположенных волокон, максимально отражающих свет в одном определенном положении. Естественно, что узор, собранный из элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету по-разному отражающих лучи, создает эту неповторимую игру переливающегося световыми всплесками рисунка.

    Такое декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемых злаков издавна используется для художественного оформления самых различных вещей. Еще в XVIII веке в Европе обильно оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы, покрывая орнаментом нее их плоскости. И в паше время инкрустацию соломкой широко используют в украшении бытовых и декоративных предметов.

    В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декоративных панно из лака и дерева, а также при изготовлении игрушек и декоративной скульптуры. В Польше, Чехословакии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную н ржаную соломку. В нашей стране, в Горьковской, Калининской и Кировской областях, золотистой ржаной соломкой украшали самые разнообразные предметы – прялки, ларцы и шкатулки, рамки и всевозможные детские игрушки – коней, игрушечную мебель, погремушки. В Белоруссии соломку окрашивают анилиновыми красителями, что придает орнаменту на коробках яркость и многоцветность. В одном случае соломка полностью закрывает поверхность предмета, как в кировских и белорусских шкатулках, в другом – плоскости ограничены контуром изображения, например корабля или цветка в панно. Соломка превращает простой материал, древесину или фанеру, из которых сделана вещь, в сказочный, неведомый, сравнимый по получаемому эффекту только с перламутром.

    Нередко тонкие линии светлой соломки на темном фоне обрисовывают какое-либо изображение. В таком случае неплохо получаются прямоугольные формы памятников архитектуры, пейзажи (илл. 6).

    В последние годы инкрустация соломкой получает все более широкое распространение благодаря доступности и простоте обработки, а также его большим декоративным достоинствам. Происходит подчинение техники художественным задачам. И как следствие появляются новые способы ее использования. Например, кировские мастера открыли и стали применять

    новый декоративный прием, сочетая в оформлении матрешек многоцветную роспись анилиновыми красками с последующей инкрустацией мелкими элементами из соломки (илл. 7).

    Соломка – очень интересный материал, раскрывающий большие возможности каждому, кто захочет с ней работать. Чтобы делать правильный выбор, следует предварительно ознакомиться основными способами ее обработки: изготовлением скульптуры, разными видами плетения, сшиванием из плетежков утилитарных объемных вещей и, конечно, с инкрустацией.

    1.2. Обычаи и традиции народа

    Солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли хлебных растений особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия, считалось, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать воздействие на благополучное течение крестьянской жизни.

    Солома всегда была незаменимым пластическим материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений ярко проявились фантазия и мастерство крестьян.

    “А.П. Паниченко подмечает в легенде: люди всегда любили красоту и умели ее творить. Из века в век в работах мастеров полезное всегда сочеталось с прекрасным, художественным началом. Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную ими красоту. Обычная соломка у мастеров становилась драгоценностью. Она имела приятную янтарную окраску и мягкий, мерцающий блеск, и постоянно привлекала народных умельцев. Никто и не думал о том, что это искусство. Оно создавалось для себя и незаметно существовало с человеком от его рождения до смерти”.

    Зарождение этого искусства связано с праздниками начала и окончания жатвы. Начало жатвы на Руси называлось “зажинками”.

    В поле выходили все: молодые женщины и пожилые, ловкие в работе и не очень, неумехи и рукодельницы. Первый и последний снопы затейливо и искусно украшались. Они были символами урожая, труда и счастливой жизни. Существовал даже такой обряд: прежде чем поселиться в новом доме, крестьяне вносили в него праздничный сноп, и этим, как бы освещали жилище, он служил оберегом.

    Сноп–именинник или сноп –“дед”, украшенный красным поясом, первый сноп торжественно приносился в деревню и хранился весь год до следующего посева. Соломой первого снопа кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп–именинник ставили под иконы в красный угол. Высокий, в человеческий рост толстущий сноп олицетворял изобилие. Сноп несли на голове, украшали его полевыми цветами. Каждый хозяин, заботясь об урожае, считал обязательным хорошенько угостить засевальщиков. Считалось, что это обеспечивает хороший будущий урожай.

    Окончание жатвы – “дожинки” или “оспажинки”, было тоже праздником. Справляли его иногда в течение всей недели: чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник. На плечах рубаха украшалась полетами, нашивками из цветных лент. Сарафан на это время снимали. А если не снимали, то поднимали подол к поясу, чтобы была видна узорная рубаха – покосница. Жнеи катались на спине по полю, считалось, что мать–Земля вернет утраченную силу. Кроме этого по старинному русскому обычаю пять не срезанных колосков оставляли на поле и завязывали их ленточкой, свивали в венок, пригибали его к земле и слегка прикапывали. Под это стебли клали хлеб с солью, крестились, низко кланялись и просили об урожае ржи да овса на будущий год.

    Последний “мирской” сноп пользовался особым почетом: его наряжали в сарафан и обвивали ситцевыми платками и с песнями несли на мир частной, называемыми братчинами или складчинами, так как устраивался он на собранные со всего мира деревенские деньги.

    Последний сноп овсяной жатвы поутру в Покров скармливали домашним животным и птицам: давали курам, овцам, коровам – всем по горсточке, чтобы живность не зябла и не худела. Закончив жатву, люди друг друга поздравляли.

    На поле зажигали огни и плясали по горячим углям. Устраивалось пиршество, на него выпекали хлебы и караваи из нового урожая. Затем этот хлеб применяли в лечебных целях.

    Рожь, сжатая серпом, не теряла в поле ни одного колоска. Ни мышам, ни птицам на полосе делать было нечего. Девять снопов колосьями вверх прислонялись друг к другу, образуя некий шалаш, называемый суслоном. Сверху, как шапку, надевали десятый сноп. Детям всегда хотелось забраться под этот теплый соломенный–хлебный кров. Каждый суслон кормил 3–4 недели семью средней величины. Рожь дозревала несколько дней в суслонах. Затем ее развозили по гумнам. В настоящее время хлеба убирают комбайном.

    С течением времени обрядовые атрибуты жатвы приобрели символическое значение, стали украшениями, которые выполняли по традиции.

    Венками из колосьев (илл. 8) украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. Наряду с круглыми венками, которые возлагают на голову, известны и более поздние по происхождению декоративные жатвенные венки, имеющие сложные формы. Венгры и поляки, например, искусно плели венки в форме колокола или короны, а также изготавливали большие, сложно украшенные “венки урожая”, которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.

    Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов также имеет свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетали между собой, украшали их лентами и цветами. Славяне называли этот пучок колосьев “бородой” или “божьей бородой”.

    Представления крестьян о том, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека, нашли свое воплощение в соломенных чучелах. Многообразные приемы изготовления жатвенных чучел зафиксированы этнографами на территории Германии. Крестьяне вязали чучело “матери хлеба” или “старухи” из трех-четырех снопов или делали двойное чучело, внутрь которого помещали маленькую куколку из колосков. А в Шотландии из последнего сжатого снопа сплетали снопики-чучела от 8 до 30 см длиной, которые называли “дева” или “дева урожая”.

    Крестьяне верили, что дух хлеба, изгоняемый с поля во время жатвы, может принять облик собаки, волка, зайца, петуха или других животных. Поэтому в Германии жница, вязавшая последний сноп, делала из него “хлебного волка” – небольшое чучело, туловище которого было сделано из крепких стеблей, а хвост и грива – из колосков.

    В XIX веке в Европе повсеместно обрядовые атрибуты жатвы имели уже стилизованные, декоративные формы, которые воплощались в достаточно сложных приемах плетения. Так, например, последний сноп стали заменять на подвесное украшение, сплетенное из его стеблей. Народы Польши, Венгрии, Югославии, Шотландии делали жатвенные подвески в виде сосулек с колосками. По своей форме они напоминают снопик сжатого хлеба, перевязанный лентами, или куклу. Не случайно в Англии эти украшения носят названия “зерновых кукол”, “пшеничных баб”. Своеобразная форма таких жатвенных украшений обусловлена техникой их изготовления. Они выплетаются по способу витой объемной плетенки, который известен многим народам и относится к основным самоплетениям.

    Венгры и чехи художественно сплетали из соломы беседку или домик,

    который подвешивали под иконами в “красном углу” вместо дожиночного снопа. Получили распространение жатвенные букеты, которые устанавливали в домашних алтарях и церквях как символы плодородия. В Англии и Ирландии их оформляли в виде венка из колосьев, центр которого украшали ромбом или крестом, выплетенным из соломы.

    Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие аграрные ритуалы и праздники. Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. На более высокой стадии общественного развития человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде антропоморфных изображений. Материалом для их изготовления преимущественно стала служить солома. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Этнографы, описавшие народные обряды с соломенными чучелами, отмечали, что зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождаясь с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуныш, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их “смерть” символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

    Нужно вспомнить еще об одном народном обычае – ряжении в солому. У восточных славян оно приходилось на период зимневесенних праздников – Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов оно было непременным элементом народных карнавалов. Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами и называли их “соломенник”, “соломенный дед”. Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы. Особенно интересны шапки польских ряженых – “драбы”, замысловато сплетенные, украшенные колосками.

    Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов. Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства.

    Соломка в умелых руках превращается в удивительное произведение искусства. Ей, непосредственно связанной с зерном, хлебом, в земледельческой обрядности отводилась важная роль. Оно имела большое значение в зимней святочной обрядности всех славянских народов. С наступлением весны уже отслужившую свою функцию солому сжигали, как бы возвращали ее земле, чтобы она снова возродилась и принесла плоды. Поэтому костры нередко жгли на озимом поле, а головешки или пепел разбрасывали по полю или зарывали в снег.

    Глава 2. Художественная обработка соломки.

    2.1. Заготовка соломки

    Для аппликации пригодны как злаковые культуры – рожь, пшеница, овес, ячмень, так и пустырные травы – мятлик, тимофеевка, а так же болотные. Заготовку производят на любой стадии развития растения. В период колошения, когда солома имеет серебристо-зеленоватый цвет, или в стадии созревания зерна за три – четыре дня до покоса, когда стебель начинает золотиться, и, конечно, в конце лета, когда он наливается янтарем. Пшеницу и овес можно собирать перед самой перед самой уборкой. Зеленоватого цвета бояться не надо, так как впоследствии, под действием дневного цвета зелень исчезает. Сортов пшеницы великое множество: одни растут на равнинах, другие на горных полях.

    Пустырные травы созревают позже, в сентябре – октябре, когда травинки станут белыми, сухими. Пригодны те травинки, которые имеют круглую форму и при сдавливании на расщелкиваются, мягкие. В отличие от злаков, городская трава серебристо-серого цвета. Болотная трава – осока – имеет розово-бордовую окраску и хорошо сочетается с любым цветом соломки.

    Заготовка соломы – дело трудное, для работы годится не вся. Ячменная, например, твердая да ломкая. Ржаная – имеет довольно высокую прочность, пшеничная – менее прочная. Овсяная лучше всего, она мягче любой другой, и обработке поддается лучше. Рожь лучше собирать во время цветения, тогда стебли эластичные и имеют красивый оттенок. Ржаная незрелая соломка имеет зеленоватый оттенок, ближе к уборке урожая – серебристый, а перезрелая – красноватый. Для работы пригодна средняя, нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами, или разрезают на части по узлам – так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты, лучше использовать свежую, ровную, несмятую комбайном, не подгнившую солому. Собирают такую солому вручную на обочинах полей.

    Хранить лучше соломку в пакетиках или в пеналах, разложив по тональности. Подготовленная таким образом соломка может храниться очень долго и пользоваться ею можно по мере надобности.

    2.2. Обработка соломки

    Существует три способа обработки соломы:

    Холодный — этот способ не сложный: соломенные трубочки разрезают резаком повдоль, раскрывают стороны и проглаживают кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом соломенные лент, приобретают еще больший блеск и эластичность, чем при горячей обработке.

    Горячий. В банку наливают воды столько, чтобы она покрыла соломку, и кипятят ее минут пятнадцать – двадцать, при температуре 60 –80 о затем необходимо разрезать соломенные трубочки резаком или острыми ножницами и прогладить горячим утюгом на твердой основе (на фанере или чистой доске). Теплую, еще не совсем высохшую соломку лучше всего завернуть во влажное полотенце и доставать по мере надобности. Выглаженная соломка приобретает золотистый блеск.

    Горячий способ без замачивания в воде. Этим способом обрабатываются мягкие зрелые травы, например, овес, рожь, ячмень. Пшеница – жесткая, она используется только при замачивании. Соломины разрезаются резаком вдоль и проглаживаются утюгом. После проглаживания соломенные ленты наклеивают на тонкую бумагу или кальку, получая соломенное полотно, соблюдая, при этом, цвет соломинок, их длину.

    2.3. Тонирование соломки

    Соломка имеет различные оттенки: желтый, зеленоватый, сиреневый, розовый, фиолетовый и т. д., если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию соломенных лент. Анилиновые красители лучше не употреблять, они быстро выцветают и аппликация приобретает неприглядный вид. Для получения полноценной красивой аппликации, следует использовать соломку различного цвета. Применяя различные оттенки, следует избегать ярких окрасок соломки, они выглядят не естественно, гораздо приятнее работа из приглушенных оттенков.

    Белый цвет соломки можно получить подержав ее в растворе перекиси водорода. После окрашивания тщательно промыть водой, пять – шесть таблеток на 0,7 – 0,8 литра воды.

    Желтый цвет можно получить кипячением с содой. Чем дольше держать в содовой воде, тем гуще будет окрас. На один литр воды при кипении высыпать не полную одну столовую ложку питьевой соды.

    Коричневый цвет зависит от температуры утюга или духового шкафа и от того, сколько времени соломенные ленты находятся под тепловой обработкой.

    Серый цвет соломка приобретает в конце августа, когда колосья перестоят на корню. Можно срезать стерню, она тоже со временем становится серой от дождей.

    2.4. Инструменты и оформление

    Планшетом могут служить ровные тонированные поверхности ДВП, ДСП, картона, фанера, срез дерева, бархатная бумага. Самый выразительный фон – ткань. Используют хлопчатую и льняную ткань, бортовку, шифон, шелк, микрофибр, бархат на хлопчатобумажной основе. Ткань не блестит, соломка хорошо наклеивается на основу (ткань) и прочно держится, не отщелкивается. Для этого берется планшет и обтягивается тканью. Это могут сделать дети даже младшего школьного возраста. Единственное требование – аккуратное использование клея, чтобы не было пятен от излишек клея и подтеков. Аппликацию на деревянной поверхности желательно покрыть лаком. Лаки используются бесцветные, чтобы не исказился цвет соломки.

    Клей используется ПВА, (поливинилацитатный), Единственный клей пригодный для работы детям, не токсичный и разрешен министерством здравоохранения. Он хорошо крепит соломку к любой основе, легко смывается с рук, при высыхании водостоек. Все остальные клеи содержат вредные токсичные примеси и требуют особой осторожности. Для наклеивания объемных изображений использовать лучше всего момент, он быстро склеивает поверхность и быстро исчезает вредный запах. Инструменты: для работы необходимы ножницы, резак или хирургический скальпель, клей ПВА, пинцет, утюг, гладильная доска, кисточки для клея, картон, емкость для кипячения соломки, плита.

    Использованные источники информации

    1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – С.75.Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М.: Издательство “Культура и традиции”, 2000. – С.10.
    2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – С.76.
    3. Федотов. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С.43.
    4. Федотов. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С.44-45.
    5. Газарян С.С. Прекрасное своими руками. — М : Детская литература, 1980. – с. 118.
    6. Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой. //Школа ремесел. – 1999. – № 8. – С.11.
    7. Паниченко А.П. Соломенная сказка: Детское объединение Сувенир. – Белово, 1998. – С. 25.
    8. Лобачевская О. Плетение из соломки. — М.: «Культура и традиции», 2000. — С. 11.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai