Полезные статьи

Пособие по подготовки к егэ по истории

Пособие по подготовки к егэ по истории

Начиная подготовку к экзамену по истории, важно сразу же определиться с учебной литературой. В зависимости от того, какие материалы вы будете использовать, будет зависеть и качество вашей подготовки.

В качестве основной литературы можно предложить следующее:

А) Справочники и краткие учебники.

Например, справочник В.В. Барабанова или Л.А. Кацвы, учебник А.С. Орлова.

По этим книгам особенно хорошо заниматься, если у вас уже имеется определенная база знаний по истории, если вам не нужно подробно разъяснять каждый термин. В таких пособиях материал изложен тезисно, в стиле конспекта.
Так что если вы изучаете определенную тему по учебнику Орлова и чувствуете, что не понимаете каких-то ключевых, основополагающих моментов, то лучше заглянуть в соответствующий параграф школьного учебника, где та же тема изложена более доходчиво и понятно.

Справочник Барабанова — скачать

Справочник Кацвы — скачать

Учебник Орлова — скачать

Б) Школьные учебники.

Например, серия учебников для 6-9 класса А.А. Данилова.

Эти учебники написаны простым и доступным языком, материал в них изложен очень подробно. Все ключевые понятия, имена и даты отдельно выделены в тексте. Каждый параграф сопровождается иллюстративным материалом и списком терминов.
Если вам нужно подготовиться к истории с «нуля», то линейка Данилова — идеальный вариант. Однако, если до экзамена осталось только 3 месяца, то нет смысла пытаться освоить за такое время всю серию школьных учебников по истории.

В случае, если вы видите, что вам нужно больше знаний, чем предлагается в справочнике и/или в школьном учебнике по конкретной теме (например, для исторического сочинения), то стоит обратиться к более сложным (вузовским) учебникам.

Учебники Данилова для 6-9 классов (4 шт.) — скачать

В) Вузовские учебники (повышенный уровень).

Например, учебник А.Н. Сахарова (по всем периодам). Среди вузовской литературы можно найти много авторов, которые специализируются на отдельных исторических периодах (например, история России до 1861 г. – Н.И. Павленко, период 20 века – Э.М. Щагин и т.д.).

Вузовские учебники помогут вам сформировать более глубокие исторические знания. Благодаря этому вы сможете лучше понимать и объяснять сложные причинно-следственные связи, суть исторических событий и процессов. Это же пригодится вам и при решении задания №24, связанного с подбором аргументов.
Так что если вы рассчитываете на высокий балл, то обратиться к вузовским учебникам будет не лишним. В то же время, если у вас нет хорошей базы по истории, то не стоит читать один только учебник Сахарова и не обращать внимания на более «простую» литературу из пункта а) и б).

Учебник Сахарова — скачать

Учебник Павленко (до середины XIX в.) — скачать

Учебник Щагина часть 1 (XX в.) — скачать

Учебник Щагина часть 2 (ХХ в.) — скачать

Г) Таблицы и схемы.

Например, схемы А.С. Орлова или В.В. Кириллова.

Эти книги помогают визуально систематизировать информацию, более четко представить последовательность событий или систему причинно-следственных связей.
Поэтому готовые схемы и таблицы будут весьма кстати в качестве дополнения к основному учебнику. Кроме того, с помощью подобных изданий очень удобно повторять уже пройденный материал. Просматривать наглядные схемы куда проще, чем перечитывать сплошной текст в учебнике.

Схемы Орлова — скачать

Схемы Кириллова — скачать

Д) Атласы.

Например, атласы издательства «Дрофа».

Учитывая, что целых четыре задания на экзамене требуют анализа картографических материалов, необходимо заранее оттачивать навыки работы с картами.
Когда вы изучаете какой-либо период, не забывайте параллельно работать с исторической картой. Атласы издательства «Дрофа», помимо собственно карт, содержат также множество иллюстраций, что также весьма полезно при подготовке к ЕГЭ.

Атласы Дрофа для 6-11 классов (5 шт.) — скачать

Естественно, что эти предложенные варианты — не единственно правильные и возможные. Существует еще много других достойных книг, которые мы будем постепенно рассматривать в следующих публикациях.

Кстати, отдельное внимание следует уделять учебным пособиям, которые специализируются на конкретных сложных заданиях (анализ исторического источника; работа с картами; анализ изображений; историческое сочинение). Посмотреть эти книги можно и на нашем сайте.

historystepa.ru

Персональный сайт Марии Уканеевой.

В работе по подготовке выпускников к ЕГЭ по истории я всегда использую и другим советую такие типы изданий, как:

1. основой учебник

2. книги со схемами и таблицами

3. пособия с тематическими заданиями

4. типовые тесты

5. задания для тренировки части С

6. карты и атласы

Далее я представляю вашему вниманию пособия, которые всегда имеются на моей полке.

Орлов, Георгиев, Георгиева: История России

Этот учебник написан профессорами исторического факультета МГУ. Хорош тем, что в меру краток и отличается доступным для понимания языком. Есть темы, которые в учебнике освещаются не столь подробно, но я обычно даю по ним свои разработки, которые будут выложены на этом сайте.

Большинство остальных учебников более подробные, а значит объемные, что при подготовке к ЕГЭ не всегда хорошо: можно просто не успеть освоить весь багаж материала, присутствующий в учебнике. Могу порекомендовать еще один учебник, составленный оптимально, на мой взгляд.

Леонид Кацва: История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы

Пособие со схемами

Виктор Кириллов: Отечественная история в схемах и таблицах

По этому пособию хорошо учить конкретную информацию: имена, даты, конкретные события. Есть свои недочеты по определенным темам, но опять же к вашим услугам мои наработки.

Касьянов, Шаповалов, Шаповалова: История России в схемах, таблицах и картах

Это пособие подробнее предыдущего, потому и стоит дороже. Преимущество его в том, что здесь дается культура.

По ходу повторения материала важно не только изучать теорию, но и отрабывать свои знания на практике. В идеале должно быть так: изучил тему — прорешал задания. Обеспечить подобный алгоритм действий вам помогут тематические пособия. Их издается достаточно много.

Михаил Пономарев: ЕГЭ-2012. История России. Тематические тренировочные задания

В этом пособии представлены тесты по образу и подобию реальных КИМов с одним отличием: вопросы в каждом тесте даются на конкретному периоду, а не по всему курсу. Недостатки пособия: отсталость от ЕГЭшных изменений (отсутствует задание С6 (исторический портрет), а также несколько новых заданий части В), малое количество тестов в сравнении с количеством тем, неподробность содержания. То есть, один тест включает в себя, скажем, эпоху Александра I, Николая I, Александра II и Александра III, а не подробно по каждому из этих отличающихся друг от друга периодов. Лично я это пособие использую для рубежных контрольных, а для самостоятельной подготовки рекомендую в качестве средства для рубежной самопроверки.

И. Шемаханова: ЕГЭ-История 10-11 класс: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ

Вообще-то у этого пособия есть еще и первая часть, с цифрой «10» на обложке, но последнее время книжные магазины как будто об этом забыли и продают только вторую часть, а жаль. Преимущества этих пособий заключается в том, что как раз здесь тесты подробные, их больше, и темы они затрагивают более узкие. Недостатки: тоже отсутствуют новые задания, появившиеся в 2012-13 годах и очень много опечаток, в том числе и в ключах. Но тем не менее, в хозяйстве иметь полезно.

Морозов, Абдулаев: Тематическая рабочая тетрадь по истории России: с древнейших времен до конца XIX века (ур. А, В)

Морозов, Абдулаев: Тематическая рабочая тетрадь по истории России: ХХ — начало XXI века: задания уровня А, В

Пару лет назад эти пособия были в продаже и пользовались нешуточной популярностью, по крайней мере, среди моих коллег и учеников. На то есть свои причины: по каждой теме в этих сборниках дается краткая текстовая выжимка, схемы, основные даты, а задания выстроены именно так, чтобы весь фактологический материал запомнился наилучший образом. Но вот незадача: последнее время просто исчезли из магазинов. Мой вам совет: если вы встретите ее, покупайте, не раздумывая.

Наконец, бесспорно важно прорешать как можно больше настоящих типовых тестов, полностью повторяющих структуру тех, что попадутся на экзамене.

Тесты можно покупать любые, главное, смотреть, чтобы задания там не повторялись и чтобы на обложке значилось «ФИПИ». Такие задания максимально приближены к формату экзаменационных, поскольку их составляют одни и те же разработчики. Кроме этого, есть весьма варианты на Яндексе и открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий.

Ну а если поглубже покопаться в социальных сетях, вы найдете огромное количество прошлогодних вариантов, отсканированных «утопающими» а экзамене в надежде на помощь:)

Задания для тренировки части С

Пожалуй, отдельно можно выделить пособия для отработки заданий повышенной сложности. В обычных типовых пособиях части С не уделяется должного внимания, поэтому ее стоит проработать отдельно. Больше всего мне нравится вот такой вариант

Роман Пазин: История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания C1 — C3). 10 — 11 классы

Роман Пазин: История России. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности

Обязательным в процессе подготовки к ЕГЭ по истории я считаю использование атласов и контурных карт, тем более на ЕГЭ 2013 впервые появятся задания, содержащие умение работать с исторической картой. Лично мне нравится комплект издательства «Дрофа» (6-11 класс), вот так он выглядит

и к нему прилагаются еще контурые карты

Разумеется, в подготовку нужно и можно включать дополнительную литературу: энциклопедии,научно-познавательные журналы, монографии, хрестоматии и тд. То, что перечислила я — это основная база для подготовки, фундамент.

ukaneeva.ru

История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.

3-е изд., перераб. и доп.) — М.: 2017. — 496с. М.: 2016. — 464с. М.: 2014. — 464с.

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, дан материал курса «История России» с элементами всеобщей истории, который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Справочник включает три раздела: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», содержание которых представлено в форме структурно-логических схем и таблиц, позволяющих не только быстро запомнить обширный фактический материал, но и понять взаимосвязь между отдельными событиями, явлениями, процессами. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждый раздел, а также вариант проверочной работы в формате ЕГЭ помогут оценить уровень подготовки к экзамену. Пособие содержит словарь терминов и понятий, знание которых необходимо для успешной сдачи единого государственного экзамена.

Формат: pdf ( 2017, 3-е изд., 496с.)

Формат: pdf ( 2016, 464с.)

Формат: pdf ( 2014, 464с.)

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 9
Раздел 1. Древность и Средневековье и
1.1. Народы и древнейшие государства на территории России 12
Восточнославянские племена и их соседи 13
Занятия восточных славян 14
Общественный строй восточных славян 15
Верования восточных славян 15
1.2. Русь в IX — начале XII в 16
Основные предпосылки формирования государственности у восточных славян 17
Этапы формирования государственности у восточных славян 18
Древнерусские князья и их политика 18
Управление Древнерусским государством в Х-ХII вв 21
Принятие христианства 22
Категории населения в Древнерусском государстве 23
«Русская Правда» — свод законов Древнерусского государства 24
Международные связи Древней Руси 25
Культура Древней Руси 25
1.3. Русские земли и княжества в XII — середине XV в 27
Причины распада Древнерусского государства 28
Основные центры политической раздробленности на Руси 29
Организация управления в Великом Новгороде 30
Завоевания монголов 31
Образование Золотой Орды. Русь и Орда 33
Проявления ордынского ига 34
Взаимоотношения Руси и Золотой Орды в XIII в. 35
Экспансия с Запада в XIII в 36
Предпосылки объединения русских земель 37
Борьба за лидерство в политическом объединении русских земель 38
Причины возвышения Москвы 38
Московские князья и их политика 39
Куликовская битва 42
Восстановление экономики русских земель 43
Русский город 44
Культура Руси в XII—XV вв 45
1.4. Российское государство во второй половине XV — начале XVII в 46
Московские князья и их политика 47
Органы центральной власти Российского государства в XV — начале XVI в 48
Значение образования Российского централизованного государства 48
Категории населения XV-XVI вв 49
Начало правления Ивана IV 51
Реформы середины XVI в 52
Опричнина 53
Становление крепостного права в России 55
Внешняя политика Ивана IV 57
Культура России в XVI—XVII вв 59
Смута конца XVI — начала XVII в 62
Этапы Смутного времени 63
Социальные движения в начале XVII в 66
Последствия Смуты 68
Ликвидация последствий Смуты 69
Первые Романовы и их политика 70
Новые явления в экономике 73
Высшие органы государственной власти и управления в XVII в 74
Местные органы управления в XVII в 75
Юридическое оформление крепостного права 75
Церковный раскол 77
Социальные движения в XVII в 79
Примеры заданий 81
Раздел 2. Новое время 95
2.1. Россия в XVIII — середине XIX в 96
Преобразования Петра I Великого 97
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи (1725 г.) 105
Абсолютная власть монарха 106
Значение образования абсолютной монархии в России 106
Северная война (1700-1721 гг.) 107
Россия в период дворцовых переворотов 109
«Просвещённый абсолютизм» 115
Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II Великой (1762-1796 гг.) 116
Формирование сословной системы в XVIII в 120
Экономика России в XVIII — первой половине XIX в 121
Внешняя политика России во второй половине XVIII в 126
Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801 гг.) 128
Культура России второй половины XVIII — первой половины XIX в 132
Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801-1825 гг.) 139
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в начале XIX в 145
Отечественная война 1812 г 146
Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. 149
Движение декабристов 151
Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.) 155
Основные направления общественной мысли в России во второй четверти XIX в 160
Внешняя политика во второй четверти XIX в 165
2.2. Россия во второй половине XIX -начале XX в 173
Реформы 1860-1870-х гг 174
Политика контрреформ 184
Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве 188
Общественное движение в России после отмены крепостного права 191
Основные направления и события внешней политики России в 1860-1890-х гг 199
Российская культура во второй половине XIX — начале XX в 206
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в начале XX в 213
Сословный строй России в начале XX в 214
Экономическое развитие России в 1901-1913 гг. 215
Идейные течения в России на рубеже веков 217
Русско-японская война (1904-1905 гг.) 219
Революция 1905-1907 гг 222
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в 1905-1914 гг 226
Опыт российского парламентаризма 227
Основные политические партии в России в начале XX в 229
Реформы П.А. Столыпина 232
Примеры заданий 236
Раздел 3. Новейшая история 249
3.1. Революция и Гражданская война в России 250
Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.) 251
Влияние войны на российское общество 254
Февральская революция 1917 г 257
Двоевластие 260
Политическая тактика большевиков 263
Октябрьское вооружённое восстание 1917 г. в Петрограде 264
Учредительное собрание 266
Внутренняя и внешняя политика
советского правительства в 1917-1918 гг 267
Гражданская война и иностранная интервенция 272
Политика «военного коммунизма» 279
Переход к новой экономической политике 282
3.2. СССР в 1922-1991 гг 285
Образование СССР 287
Дальнейшее национально-государственное строительство в СССР 290
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР 290
Культ личности И.В. Сталина 293
Массовые репрессии 294
Конституция СССР 1936 г 297
Причины свёртывания новой экономической политики 298
Индустриализация 299
Коллективизация 301
«Культурная революция» 304
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-е гг 309
СССР накануне Великой Отечественной войны 314
Великая Отечественная война 1941-1945 гг 316
Восстановление хозяйства 340
«Холодная война» 343
Внутрипартийная борьба в середине 1950-х гг 346
XX съезд КПСС и осуждение культа личности 348
Социально-экономические реформы 1950-1960-х гг 349
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития 353
Экономические реформы 1965 г 355
Конституция СССР 1977 г 356
Нарастание кризисных явлений в советском обществе 358
Попытки модернизации советской экономики и политической системы 1980-х гг 360
Политика перестройки и гласности 361
Социально-экономические преобразования 364
Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х-1980-х гг 368
Развитие советской культуры в 1950-1980-х гг 376
3.3. Российская Федерация 382
Распад СССР 383
Политический кризис сентября — октября 1993 г. 386
Принятие Конституции РФ 1993 г 389
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия 391
Российская Федерация в 2000-2013 гг.: основные тенденции общественно-политического развития страны на современном этапе 394
Российская Федерация в 2000-2013 гг.: основные тенденции социально-экономического развития страны на современном этапе 398
Современная российская культура 400
Россия в системе современных международных отношений 403
Примеры заданий 408
Словарь 424
Литература 463
Тренировочный вариант экзаменационной работы по истории 467
Система оценивания экзаменационной работы по истории 482
Приложение 1
Преемственность российской государственности. 489
Приложение 2
Высшее руководство Советской России — СССР (1917-1991 гг.) 491
Приложение 3
Высшее руководство Российской Федерации 494

Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по курсу истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории, а также познакомить с различными типами заданий, используемых в качестве контрольных измерительных материалов при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Структура пособия соответствует кодификатору элементов содержания по истории и включает следующие разделы: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание содержания которых проверяется в рамках ЕГЭ.
Содержательные компоненты курса истории России представлены в пособии в компактной и наглядной форме — в виде структурно-логических схем и таблиц, что позволяет раскрыть самые существенные признаки важнейших исторических явлений, процессов, событий, закономерности и направления развития нашей страны, понять связь между отдельными историческими фактами. Такая сжатая и доступная форма подачи материала облегчает его освоение, даёт возможность экономить время на повторение школьного курса истории, интенсифицируя процесс подготовки к ЕГЭ.
Стрелки (—> ), используемые в тексте пособия обозначают причинно-следственные связи между блоками информации, как правило, раскрывающие следующую зависимость: причины (предпосылки, условия, факторы и т. д.) —> последствия (итоги, результаты, значение и т. д.) тех или иных исторических явлений и процессов.
Каждый из трёх разделов пособия помимо содержательной составляющей курса истории России включает примеры заданий, используемых в качестве контрольных измерительных материалов ЕГЭ:

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Какие пособия читать, чтобы подготовиться к ЕГЭ?

Здравствуйте, уважаемые друзья и читатели! Сегодня не совсем обычный пост. Это пост-ответ. Такой нормальный и большой ответ на самый частый вопрос, который мне всегда задают ребята: «Что вы рекомендуете читать, по каким пособиям готовиться к ЕГЭ по истории или обществознанию?»

Давайте я сделаю так. В первой части этого поста вы прочитаете то, что хотите услышать. То, что Вам скажут и без меня. Ок? А вот вторая часть поста будет для тех ребят и их родителей, которые действительно хотят высоких баллов на ЕГЭ через несколько месяцев.

Первая часть: то, что вы хотите услышать

По истории рекомендуется:

  • Л. Кацва. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Любое издание.
  • А.С. Орлов. История России: учебник. Любое издание
  • Также рекомендуется отдельно заиметь атласы по истории России и тесты.

    По обществознанию рекомендуется:

    • Котова, Лискова: Обществознание. 11 класс. Модульный триактив-курс
    • Баранов, Шевченко, Воронцов: ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник
    • Также нужно запастись тестами, их можно найти на известных сайтах в Интернете, все их прекрасно знают. Да и они слишком известные, чтобы мы их тут называли ).

      Если вы хотели услышать именно такой ответ на вопрос: по каким пособиям и учебникам готовиться к ЕГЭ, то дальше можете не читать. Информация ниже совсем не для вас. Смело берите эти пособия, читайте их, решайте тесты, и Бог Вам в помощь!

      Вторая часть ответа на вопрос: мой настоящий ответ

      Никакие пособия брать, покупать вообще не стоит. Вот причины:

    • В пособии абсолютно нет аппарата для рефлексии: например для самостоятельной работы.
    • В пособии все изложено сухо, предполагается, что вы уже имеете представление о базовых понятиях. В истории эти понятия: цивилизация, государство, аппарат власти, формы власти, прибавочный продукт, натуральное хозяйство, и прочее множество понятий. То же самое для обществознания.
    • В пособиях нет тестов.
    • Пособие не объясняет, как решать тесты, каковы принципы их решения. В самих же сборниках тестов в самом начале дается крайне сухая информация с характеристикой самого теста, никаких принципов там нет и в помине.
    • Несмотря на эти огромные минусы каждый год миллионы ребят покупают эти пособия и готовятся по ним. Результат весьма плачевен, посмотрите статистику Рособрнадзора. От себя же могу сказать однозначно: 95 % ребят, которые читают пособия и готовятся по ним никогда не сдадут егэ по истории или обществу на высокие баллы. Да, знания может и улучшаться, но тест на высокий результат они не решат. Максимум, баллов на 60 из 100.

      Что же делать. Во-первых, прочитайте эту мою статью и эту. Во-вторых, если ваша цель именно самостоятельная подготовка: вы не хотите пользоваться услугами репетиторов и сторонних сервисов и сайтов, то вариант подготовки (действительно правильный и грамотный) может быть только такой.

      ШАГ 1. Покупаете школьные учебники (лучше последнее издание): по истории — покупается учебник по каждому периоду: по Древней Руси, по Средневековью, по Новому времени и пр. Авторы по истории: Сахаров, Буганов, Данилин, Косулина, Рыбаков и пр. По обществознанию аналогично. Берете учебники за 10 и 11 классы.

      ШАГ 2. По истории берете исторические Атласы и Контурные карты. По обществу нужно будет взять плюсом пособие, в котором обществознание изложено в виде схем.

      ШАГ 3. По обеим дисциплинам ищете, где будете решать тесты. Тесты нужны с проверкой, чтобы вы могли себя проверить по ответам.

      ШАГ 4. Методика самоподготовки:

      По истории

      Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно в Атлас. Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.

      Далее читаете вторую главу, проделываете ту же работу. Через день возвращаетесь к первой главе, и проверяете себя, что помните. Если забыли все — снова ее перечитываете, и поступаете как описано выше.

      Если вы осилили таким образом к примеру, период Древней Руси, берете тематические тесты ЕГЭ по этому периоду и решаете как первую часть теста, так и вторую. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.

      По обществознанию

      Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно выписываете непонятные термины, ищете их определения в Интернете или в учебнике (в конце есть Глоссарий). Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли, какие термины упустили, учите их. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.

      Дошли до конца раздела, к примеру, Человек и общество, достаете тест по этой пройденной теме и решаете. Решаете как первую, так и вторую часть. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.

      Каждый ли способен на такую подготовку? Нет, не каждый. Требуется серьезная эрудиция, нормальная память, хорошая усидчивость и целеустремленность. Большинство выдохнуться ко второй неделе такой подготовки, или у них будет нервный срыв. Поверьте, навидался такого за годы работы с детьми (в школе я тоже работал)

      ege59.ru

      Подготовка к ЕГЭ по истории: работа с источниками

      Виды источников

      Изучение истории — это не только запоминание событий и дат, но и формирование исторического мышления, чему способствует работа с источниками.

      Три вида исторических источников:

    • Вещественные (монеты, оружие, орудия труда, предметы быта).
    • Письменные (летописи, хроники, указы, законы, книги).
    • Устные (мифы, легенды, придания, сказки).

    На уроках идет работа преимущественно с письменными источниками. Они, в свою очередь, делятся на два типа:

  • Первоисточники: повествовательно-описательные документы, мемуары и эпистолярные источники, государственные документы, материалы периодической печати, материалы делопроизводства, документы общественно-политических течений и партий, публицистика, художественная литература изучаемой эпохи.
  • Вторичные источники: художественная литература исторического жанра, справочная литература, научные и научно-популярные публикации.
  • Виды работы с источниками

    В учебниках, как правило, представлены специально адаптированные первоисточники, а также материалы справочной и научной литературы. Не стоит забывать о дополнительных текстах, их можно найти в рабочих тетрадях, справочниках, хрестоматиях первоисточников, научных работах, в художественной литературе и в книгах для чтения по истории. В каждой эпохе есть основополагающие документы и другие материалы, которые нужно обязательно изучить: например, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при вступлении на престол акт «Кондиции» или статья юриста М. П. Чубинского о мировом суде XIX века.

    УМК корпорации «Российский учебник» открывает педагогам широкие возможности для системной работы с историческими материалами. В учебниках для средней школы каждый параграф включает раздел с первичными и вторичными источниками. Конечно, речь идет о небольших текстах, отобранных с учетом психолого-возрастных особенностей учеников. Разделы включают задания.

    Например, даны выдержки из сборника правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Прочитав, ученик должен ответить на непростые вопросы: «Предположите, как часто происходили убийства княжеских и боярских слуг, если в законе подробно расписаны штрафы и размеры выплат за эти преступления. Какова была цель преступников, убивающих слуг знати? Как вы думаете, закон защищал интересы пострадавших слуг или богатых людей?».

    Традиционные приемы работы с историческими источниками:

  • Цитирование, декламация (используются небольшие документы, которые ученики могут воспринять на слух).
  • Комментированное чтение (позволяет сделать акценты на важных фактах).
  • Выборочное чтение (поиск в тексте ответа на поставленный вопрос).
  • Анализ (направлен на освоение учениками способов внешней и внутренней критики источника, включает структурный и смысловой анализ).
  • Сопоставительный анализ текстов (используется редко, но может привести к интересной дискуссии об объективности источников и о профессии историка).
  • Задания ЕГЭ

    Задания по работе с историческими источниками в ЕГЭ могут принести до 11 баллов, а это 20% от всех возможных баллов на экзамене. Вопросы такого характера есть и в первой, и во второй части работы. Рассмотрим задания на основе актуальной демоверсии и статистику, насколько успешно выпускники справляются с подобными задачами.

  • № 6. Нужно установить соответствие между двумя фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками. Выполнение 47,1%.
  • № 10. Необходимо указать фамилию автора приведенного текста. (Лучше использовать распространенные фамилии, например, Сталин, а не Джугашвили). Выполнение 57,1%
  • № 12. Используя отрывок текста и знания по истории, нужно выбрать из 6 суждений три правильных. Выполнение 60,6%
  • № 20. Требуется установить автора, время, обстоятельства и цели создания источника. Выполнение 40,8%.
  • № 21. Нужно найти определенную информацию в представленном тексте. Выполнение 72,3%.
  • № 22. Необходимо ответить на вопрос об историческом явлении, используя источник и свои знания. Выполнение 30,4%.
  • Задания 20-22 можно отрабатывать на обобщающих уроках. Задание № 12, тоже нужно тренировать, поскольку без предварительной подготовки на ЕГЭ ученик может потратить драгоценное время на осмысление задачи.

    Задания ОГЭ

    В тестовой части демоверсии ОГЭ есть 4 задания на работу с источниками. Все они представлены в одинаковом формате: дан текст, нужно выбрать ответ на вопрос (кто автор, о каком историческом деятеле говорится, о какой стране, в каком году произошли описанные события).

    Во второй части ОГЭ также дан текст, и по нему нужно выполнить задания двух типов:

  • Атрибуция документа. Пример: «Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события».
  • Логический анализ структуры текста. Пример: «В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведенных в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации».
  • Умение работать с источниками пригодится и на ВПР, где есть похожие задания. На уроках изучение источников всегда помогает закрепить знания о событиях.

    rosuchebnik.ru