Полезные статьи

Пособие для научных работников

Пособие для научных работников

«Пособие для научных работников по развитию навыков устной речи. Английский язык»

Написано авторским коллективом в составе С.М. Костенко, И.В. Борковской, Т.Н. Михельсон, Н.В. Успенской под эгидой Академии наук СССР. Переиздано (2-ое издание) в 1988 году, ровно четверть века назад.

В том году, спустя несколько месяцев после окончательного «вылета» из аспирантуры с «представлением диссертации«, я продолжил работать «машинистом» в лаборатории перспективных радиолокационных систем ТИАСУРа. А не к ночи буде помянут, нынешний министр образования и науки г-н Ливанов всё ещё «парился» на 4-ом курсе МИСиС и вовсю ухаживал за дочерью ректора. «Мы вместе росли, только они потом пошли в графы, а я – в актёры«. «Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода!» Уж нету СССР, а от былого «осколка Империи» – Российской Академии наук, бывший московский «скубент», с помощью нечистой силы и Владимира Владимировича не оставит камня на камне в ближайшие годы.

Когда я показал эту 45-копеечную книжку из своих «домашних развалов» своей коллеге – преподавательнице иностранных языков и лингвисту, то она сказала, что пособие является несомненным раритетом, и классическим примером советского, в хорошем смысле слова, метода обучения. Поэтому, нарушив будущие (пока ещё не принятые) драконовские ужесточения в «антипиратском законе», я выкладываю эту книжку для любознательных аспирантов, которым не терпится стать научными работниками.

Авторы:
С.М. Костенко, И.В. Борковская, Т.Н. Михельсон, Н.В. Успенская

Предлагаемое пособие предназначено для развития навыков устной речи в группах аспирантов и научных сотрудников, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по английскому языку и при работе в студенческих группах.

Пособие представляет собой сборник текстов и упражнений к ним и состоит из четырех разделов: «Biography of a Scientist» (составитель Т.Н. Михельсон); «Scientific Institution» (составитель Н.В. Успенская); «Scientific Gathering» (составитель С.М. Костенко); «Discussing Current Professional Literature» (составитель И.Б. Борковская). Общее руководство работой над пособием осуществляла С.М. Костенко.

Каждый раздел включает несколько оригинальных (неадаптированных, но сокращенных) текстов на данную тему. При их отборе авторы стремились к тому, чтобы каждый текст носил общенаучный характер, достаточно легко пересказывался и был насыщен лексикой, связанной с научной работой. Тексты пособия заимствованы из следующих источников: биографии ученых – из английских и американских энциклопедий; тексты раздела «Scientific Institution» – из американского путеводителя, журнала «Civil Engineering«, а текст «Imperial College» – рассказ английского физика о своем колледже, записанный на магнитофон; тексты раздела «Scientific Gathering» взяты из журнала «Nature«; тексты последнего раздела – из журнала «Endeavour«. Целью упражнений является развитие различных видов речевой деятельности (говорение, письменная речь, восприятие со слуха, перевод). Все упражнения можно подразделить на: а) упражнения па проверку понимания текстового материала учащимися, б) лексико-грамматические упражнения, в) учебно- коммуникативные упражнения (их подавляющее большинство), г) упражнения на контроль усвоения материала (перевод с русского), д) упражнения (в виде небольших текстов) на развитие понимания английской речи на слух.

Данное пособие выходит 2-м изданием (1-е изд. вышло в 1970 г.). Тексты оставлены без изменений, поскольку они представляют собой основу учебного материала, предназначенного для активного усвоения. Упражнения подверглись весьма значительной переработке. Подавляющее большинство тренировочных упражнений заменено условно-речевыми и речевыми упражнениями, что отвечает принципам современной коммуникативной методики.

sites.google.com

Основы научных исследований (учебное пособие). Автор: Сафонов А.А., редактор: Александрова Л.И.

Эффективность труда в научной деятельности зависит от моральных, волевых и качественных характеристик работника, а также его интеллектуального уровня. Последнее особенно важно в научно-исследовательской деятельности.

Важнейшими особенностями современных научных исследований, влияющими на эффективность научного труда, являются следующие:

а) вероятностный характер их результатов, поэтому исследователь должен обладать высокоморальными и волевыми качествами (организованностью, настойчивостью, твердостью);

б) уникальность, которая ограничивает применяемость типовых методов решений, как это имеет место в материальном производстве;

в) сложность и комплексность, повышающие требования к научным работникам при кооперации труда. В первую очередь это относится к экономическому аспекту изучаемой проблемы. Он требует не только расширения экономического кругозора исследователя, но и привлечения профессиональных экономистов;

г) масштабность и трудоемкость, основанные на изучении большого количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

д) связь исследований с практикой, укрепляющаяся по мере превращения науки в непосредственную производительную силу.

Опыт показывает, что не каждый специалист, даже самый высококвалифицированный, имеет наклонности к выполнению научных исследований.

Работник науки должен быть предан идеям теории познания мира, всесторонне развитым, стойким борцом за приоритет российской науки. Авторитет ученого определяется прежде всего результатом его труда, который зависит от его интеллекта.

Под интеллектом научного работника понимаются его умственные и творческие способности, увлеченность трудом, неудовлетворенность, готовность к самопожертвованию ради научной истины. Увлеченность трудом формируется у исследователя на основании убежденности в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим.

Готовность к самопожертвованию ради научной истины является высшим проявлением волевого характера ученого – его решительности, настойчивости, честности. Исследуя организацию научного труда, К. Маркс указывал: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам» [4. С. 25].

У научного работника неудовлетворенность достигнутым проявляется в постоянном поиске лучших путей решения научных проблем. Он критически относится к собственным научным работам, намечает пути совершенствования и высказывает замечания по отношению к работам своих коллег. В каждой научной работе ученый должен стремиться сделать хотя бы небольшой шаг вперед по сравнению с ранее выполненными им работами и работами его предшественников. Неудовлетворенность побуждает ученого к творческому труду, и наоборот, отсутствие ее свидетельствует о том, что ученый исчерпал себя, прекратил активную научную жизнь. Развитие коллективности труда в научных исследованиях связано с некоторыми особенностями его активизации, с возможностями свободной дискуссии в достижении научной истины.

Имеется много различных методик проведения научных дискуссий в поисках истины, правильных решений, но все они направлены на активизацию «мозговой атаки» участников дискуссии. В основу ее положена гипотеза о том, что среди большого числа решений имеется, по крайней мере, одно оптимальное. В отличие от традиционного способа обсуждения научных проблем «мозговая атака» проводится по определенной методике.

Прямая «мозговая атака» (метод комиссии) предусматривает формулирование проблемы с выделением ее центрального пункта и затем выдвижение и обсуждение предложений по решению проблемы.

При этом ни одна идея не может быть объявлена заведомо ложной и отброшена, напротив, рассматривается любое высказанное предложение. В некоторых случаях организаторы «мозговой атаки» заранее намечают меры по управлению групповой дискуссией. В этом случае применяется метод коллективной генерации идей. Среди ее участников назначаются «аниматоры», стимулирующие процесс творчества; «модераторы», следящие за тем, чтобы полемика участников дискуссии не выходила за рамки допустимой; «президент», удерживающий внимание участников на сформулированной проблеме; «генераторы», в задачу которых входит выдвижение идей; «селекторы», оценивающие и отбирающие выдвинутые «генераторами» предложения.

Другая разновидность «мозговой атаки» – обмен мнениями (иногда ее называют методом отнесенной оценки). При этом ставится задача не только определения возможных путей решения той или иной проблемы, но достижения единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей и выработке коллективного предложения.

Кроме того, имеется еще один вид «мозговой атаки»- стимулирование наблюдения, которое заключается в том, что поставленная задача решается не в общем виде, а переносится на воображаемый, а иногда реальный объект. Составляется «сценарий», по которому и «проигрываются» возможные варианты решения проблемы согласно общим правилам «мозговой атаки».

Применение организационных форм «мозговой атаки» в научных исследованиях зависит от темы и методики ее исследования, состава исполнителей, задания, выданного заказчиком, и других условий. Проведение научных дискуссий в исследованиях конкретной экономики связано с моделированием изучаемых объектов, когда результаты исследования экспериментируются и внедряются на производственных предприятиях и объединениях. При этом исследователям в процессе «мозговой атаки» приходится зачастую преодолевать психологический барьер инертности отдельных работников, привыкших работать в условиях сложившейся технологии производства и действующих экономических критериев (планирования, стимулирования, хозрасчетных отношений и т.п.).

Таким образом, особенность творческого труда в исследовании экономики заключается в его целевой функции – превращении науки в непосредственную производительную силу, с учетом убежденности и высокой сознательности исследователей в отношении к развитию науки.

abc.vvsu.ru

Английский язык. Пособие для научных работников по развитию навыков устной речи

Софья Костенко, Ия Борковская, Татьяна Михельсон, Наталья Успенская

Предлагаемое учебное пособие предназначено для развития навыков устной речи в группах аспирантов и научных сотрудников, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по английскому языку, и при работе в студенческих группах.
Пособие представляет собой сборник текстов и упражнений к ним и состоит из четырех разделов: «Биография ученого» (составитель Т.Н.Михельсон); «Институт и лаборатория» (составитель Н.В.Успенская); «Научная конференция» (составитель С.М.Костенко); «Научная рецензия» (составитель И.Б.Борковская).
Каждый раздел включает несколько оригинальных (неадаптированных), но сокращенных текстов на данную тему. При их отборе авторы стремились к тому, чтобы каждый текст носил общенаучный характер, достаточно легко пересказывался и был насыщен лексикой, связанной с изучаемой темой.
Цель упражнений, предлагаемых после каждого текста, — закрепить лексический материал текста и дополнительные лексические единицы, относящиеся к данной теме, вне зависимости от узкой специализации. Авторы рекомендуют проходить тексты и упражнения каждого раздела в той последовательности, в которой они даны, поскольку в текстах предусмотрена определенная повторяемость лексики, а каждое последующее упражнение предполагает знание предшествующего материала.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для развития навыков устной речи в группах аспирантов и научных сотрудников, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по английскому языку, и при работе в… Развернуть

www.livelib.ru

В помощь научному работнику

В этом разделе размещаются материалы и ссылки на материалы, которые могут оказаться полезными на различных этапах научной работы: подготовка статей и выступлений, участие в конференциях, защита диссертаций и т.д.

Плюснин Ю.М. Как писать научные работы. Методическое пособие.—Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета. 2002.— 69 с. Материал основан на разработках Американского общества содействия науке (American Association for the Advancement of Science), которые были реализованы в нашей стране в серии рабочих семинаров под общим названием «Science Writing Workshop». Предназначено для студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных.

П. Халмош. Как писать математические тексты. Успехи математических наук, 1971, т. 26, 5(161). Блестяще написанный текст, полезный как начинающим, так и опытным ученым.

Фрадков А.Л. Международные конференции по системам управления: традиции и тенденции. Автоматика и Телемеханика, 2011, No. 1, С.174–178. файл ниже

Фрадков А.Л. «Научные конференции по управлению: цель или средство?» Автоматика и Телемеханика, 2012, No. 9, С.149–155. На примере конференций по теории и системам управления обсуждаются вопросы, касающиеся выбора конференций, журналов для публикаций и другие вопросы, важные не только для молодых ученых. файл см. ниже.

6 комментарии

Советы молодому ученому

Советы молодому ученому: методическое пособие для студентов, аспирантов, младших научных сотрудников и, может быть, не только для них / под. ред. Воробейчика Е.Л. Изд. 3-е. Екатеринбург: ИЭРиЖ УрО РАН, 2011. 122 с.

Оглавление: 1. Основы научной этики. 2. Как искать научную информацию. 3. Как избежать недоразумений при проведении статистического анализа данных. 4. Как написать научную статью. 5. Как сделать устный доклад. 6. Как подготовить стендовый доклад. 7. Как искать деньги для научных исследований. 8. Как оформлять научную документацию.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • считаю специфика этой работы

    считаю специфика этой работы такова что постигается только личным опытом

  • Свернуть

А что, аспирантов этому учить не надо?

В своей замечательной статье «Как писать математические тексты» П.Халмош пишет, что она более всего полезна тому, кто готовится писать свою вторую статью. Каждый исследователь когда-то проходит эту стадию. Вот тогда и надо его этому учить. Мне повезло: статья Халмоша попалась на глаза именно тогда. С тех пор она помогает и мне и моим ученикам.

onr-russia.ru