Полезные статьи

Порядок уплаты налога на им-во физических лиц

Информация для плательщиков налога на имущество физических лиц

С 1 января 2015 года в соответствии с изменениями федерального налогового законодательства изменился порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. На территории города Ярославля новый порядок исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен и введен в действие с 01.01.2015 решением муниципалитета города Ярославля от 27.11.2014 № 441 «О налоге на имущество физических лиц».
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
С информацией о кадастровой стоимости объектов имущества можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
Обращаем Ваше внимание на то, что при определении налоговой базы предусмотрены налоговые вычеты: в отношении квартиры – ее кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади квартиры; комнаты – 10 кв. м общей площади комнаты; жилого дома – 50 кв. м общей площади жилого дома; единого недвижимого комплекса, в состав которого входит жилое помещение (жилой дом), – на 1 млн. рублей.
В соответствии с полномочиями местных органов самоуправления по установлению налоговых ставок в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации, муниципалитетом города Ярославля установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения:
• в отношении жилых домов и жилых помещений (квартир, комнат) установлены дифференцированные налоговые ставки по 3-м стоимостным группам: до 2 000 000 рублей включительно – 0,1 процента; от 2 000 001 рубля до 5 000 000 рублей включительно – 0,15 процента; от 5 000 001 рубля – 0,2 процента;
• в отношении объектов незавершенного строительства жилого назначения; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м , расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства – 0,15 процента;
• в отношении объектов недвижимости коммерческого использования, входящих в перечень, определяемый Правительством Ярославской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода, и включающий в себя: административно-деловые центры; торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, предусмотренные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов, вновь образованных в результате раздела объектов налогообложения, включенных в перечень; объектов, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, – 2 процента;
• в отношении прочих объектов имущества – 0,5 процента.

В соответствии с пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
При расчете суммы налога к уплате в течение первых четырех налоговых периодов используется специальная формула, предусматривающая использование льготных коэффициентов – 0,2; 0,4; 0,6; 0,8, применительно к первому, второму, третьему и четвертому налоговым периодам. Начиная с пятого налогового периода исчисление суммы налога, подлежащей уплате, производится без применения формулы:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,
где
Н — сумма налога, подлежащая уплате;
Н1 — сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения;
Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за
последний налоговый период определения налоговой базы;
К — льготный коэффициент, равный:
0,2 — применительно к первому налоговому периоду;
0,4 — применительно ко второму налоговому периоду;
0,6 — применительно к третьему налоговому периоду;
0,8 — применительно к четвертому налоговому периоду.

В случае, если сумма налога, исчисленная на основании данных об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (Н2), превышает сумму налога исходя из кадастровой стоимости объекта (Н1), сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется без применения указанной формулы.

Примеры расчета налога на имущество физических лиц за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения

Пример 1:
1 комнатная квартира площадью 31,1 кв. м
Инвентаризационная стоимость – 190 135 руб.
Налог от инвентаризационной стоимости квартиры по ставке — 0,1%
Н2 = 190 135 руб. * 0,1% = 190,14 руб.

Кадастровая стоимость – 1 523 180,97 руб.
(стоимостная группа — до 2 000 000 руб. включительно)
Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) — 48 976,88 руб./кв. м
Налоговый вычет на величину кадастровой стоимости 20 кв. м квартиры:
48 976,88 руб./кв.м * 20 кв.м = 979 537,6 руб.
Налог от кадастровой стоимости квартиры по ставке — 0,1%
Н1 = (1 523 180,97 – 979 537,6)* 0,1% = 543,64 руб.

Сумма налога к уплате (Н в 1-й год) = (543,64 — 190,14)* 0,2+190,14 = 260,84 руб.
Сумма налога к уплате (Н во 2-й год) = (543,64 — 190,14)* 0,4+190,14 = 331,54 руб.
Сумма налога к уплате (Н в 3-й год) = (543,64 — 190,14)* 0,6+190,14 = 402,24 руб.
Сумма налога к уплате (Н в 4-й год) = (543,64 — 190,14)* 0,8+190,14 = 472,94 руб.
Сумма налога к уплате с 5-го года = 543,64 руб.

Пример 2:
2-х комнатная квартира площадью 63,6 кв. м
Инвентаризационная стоимость – 849 569 руб.
Налог от инвентаризационной стоимости квартиры по ставке — 0,56%
Н2 = 849 569 руб. * 0,56% = 4 757,59 руб.

Кадастровая стоимость – 2 814 463,45 руб.
(стоимостная группа — от 2 000 001 до 5 000 000 руб. включительно)
Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) – 44 252,57 руб./кв. м
Налоговый вычет на величину кадастровой стоимости 20 кв. м квартиры:
44 252,57 руб/кв.м * 20 кв.м = 885 051,4 руб.
Налог от кадастровой стоимости квартиры по ставке — 0,15%
Н1 = (2 814 463,45 – 885 051,4)*0,15% = 2 894,12 руб.

Н2 > Н1 Сумма налога к уплате с 1-го года – 2 894,12 руб.

Расчет суммы налога к уплате производится без применения формулы.

Налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода. Срок уплаты налога — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 407 Налогового кодекса определен перечень получателей федеральных льгот, освобожденных от уплаты налога на имущество физических лиц. Обращаем Ваше внимание на то, что федеральные льготы предоставляются только в отношении определенных видов объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика и не используемых в предпринимательской деятельности, а именно в отношении:
• квартиры или комнаты;
• жилого дома;
• помещения или сооружения, специально оборудованных, используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
• хозяйственного строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
• гаража или машино-места.

Кроме того, федеральные налоговые льготы предоставляются в отношении только одного объекта налогообложения каждого вида (по выбору налогоплательщика). При непредставлении в налоговый орган налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

city-yaroslavl.ru

Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц, рассчитанного на основе кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Дата: 07.07.2017 16:50

Порядок, ставки и сроки уплаты налога на имущество в г. Самаре Самарской области на 2017-2016 год установлены решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» (с изменениями, действующими в 2017 г.).
В соответствии с новым порядком, действующим с 2016 г., в Самарской области расчет налога на имущество осуществляется на основании кадастровой стоимости. Такой порядок уплаты налога распространяется на следующее имущество:
• жилой дом;
• жилое помещение (квартира, комната);
• гараж, машино-место;
• единый недвижимый комплекс;
• объект незавершенного строительства;
• иные здание, строение, сооружение, помещение.
Обращаем ваше внимание на то, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2016 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2017 г., за 2017 г. – до 1 декабря 2018 г.
Если нарушить срок уплаты налога, то налогоплательщику придется заплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.
Отличие инвентаризационной стоимости имущества от кадастровой стоимости
Кадастровая оценка максимально приближена к рыночной стоимости объекта недвижимости и значительно выше инвентаризационной.
Как правило, текущая инвентаризационная оценка домов старого фонда в несколько раз ниже, чем рыночная. В домах современной постройки разница значительно меньше.
Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.
При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости:
• 10 кв.м. в отношении комнаты,
• 20 кв.м. в отношении квартиры,
• 50 кв. м. в отношении жилого дома.
• 1 миллион рублей — в отношении единого недвижимого комплекса с жилым домом.
Поправочные коэффициенты
В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты на 5 лет, применяемые при расчете суммы налога:
• 0,2 – при расчете налога за 2015 г.;
• 0,4 — при расчете налога за 2016 г.;
• 0,6 — при расчете налога за 2017 г.;
• 0,8 — при расчете налога за 2018 г.;
Начиная с 2019 г. поправочный коэффициент не применяется.

Ознакомиться с размером кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости Вы можете в органах Росреестра по запросу, а также справочно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request).

В субботу, 21 июля, в Загородном парке открылся обучающий фестиваль «Дерево», на котором состоялась презентация нового городского проекта благоустройства дворовых территорий «Твой конструктор двора». Познакомиться с работой площадок и освоить азы плотницкого дела в первый день работы фестиваля.

В муниципальном детском оздоровительном лагере «Волжский Артек» стартовал 5-й фестиваль интеллектуальных игр, организованный Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара в рамках реализации мероприятий муниципальной программы г. о. Самара «Молодежь.

Сегодня во всех районах города продолжаются ремонтные работы излюбленных мест отдыха самарцев, которые стали лидерами народного голосования в рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды». В Железнодорожном.

samadm.ru

artem_samsonov

artem_samsonov

Очень часто сейчас пишут про предстоящее повышение налога на имущество, но все равно до сих пор возникает множество вопросов — как будет повышен налог, когда, с чем это связано, что в итоге делать и кто виноват. Постараюсь подробно разложить эти вопросы по полочкам.

1. Сейчас, налог на имущество исчисляется исходя из так называемой инвентаризационной стоимости. Инвентаризационная стоимость – это стоимость объекта, какая она была во времена «царя гороха», амортизированная и помноженная на инфляцию. Обычно раз в десять меньше рыночной. В зависимости от инвентаризационной стоимости действуют различные ставки налога до 300 тыс. – до 0.1%, от 300 до 500 тыс. – от 0.1% до 0.3%, свыше 500 тыс – от 0.3% до 2%. При этом у новостроев уже нет инвентаризационной стоимости, только кадастровая. Получается, владельцы совсем новых квартир сейчас совсем не платят налог на имущество.
2. Кадастровая стоимость – рассчитывается специальными оценщиками и в идеале должна равняться рыночной стоимости недвижимости. В реальности может отличаться от неё в 3 раза в каждую сторону, но обычно отличается не более чем на 30%.
3. Исчисление налога, исходя из кадастровой стоимости, введено Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, который внес соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. Дату, начиная с которой налог на имущество будет исчисляться по-новому должны установить региональные парламенты у нас это Законодательное Собрание Приморского края. Но крайний срок 1 января 2020 года.
4. После принятия соответствующего закона ЗС ПК, базовая ставка налога, для жилых домов и квартир, в соответствии с Налоговым кодексом РФ будет установлена в размере 0.1%. Для коммерческой недвижимости или жилых помещений с кадастровой стоимостью более 300 млн. рублей. Базовая ставка устанавливается в размере 2%.
5. Размер налоговой ставки будет устанавливаться решением представительного органа власти, во Владивостоке это Дума города. Дума сможет либо уменьшить налоговую ставку, вплоть до нуля, либо увеличить её, но не более чем в три раза от базовой, т.е. не более чем до 0.3% или до 6% соответственно.
6. Налог на имущество будет равен (КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ — НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ) * НАЛОГОВАЯ СТАВКА
7. Налоговый вычет для квартиры определяется как кадастровая стоимость 20 квадратных метров этой квартиры. Т.е. НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ = КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ * (20 / ПЛОЩАДЬ КВАРТИРЫ).
8. Налоговый вычет в отношении жилых домов рассчитывается на 50 кв.м., а для комнаты на 10 кв.м.
9. Представительный орган муниципальной власти(Дума города) имеет право увеличивать налоговые вычеты.
10. Налог уплачивается один раз в год.
11. Налог целиком поступает в муниципальный бюджет.
12. После перехода на новую методику расчёта налог вырастет, его поступление в бюджет на увеличится в 6-8 раз, это официально озвученные цифры.
13. Порядок уплаты налога следующий: Если имущество в общей долевой собственности сумма налога, рассчитанная с учётом уменьшения, делится пропорционально долям. Если в совместной собственности, то делится поровну.
14. Определён список льготников. Тех, кто освобождается от уплаты налога на имущество – Пенсионеры, инвалиды 1,2 группы, чернобыльцы, военные. Но самое главное, от уплаты налога на недвижимость освобождаются участники не только Великой Отечественной, но и Гражданской войны! Странно, почему от налога на недвижимость не освобождены участники Куликовской битвы, а так же Северной, Семилетней, Турецкой, Кавказской, Отечественной 1812 года и Крымской войн, считаю, это несправедливо.
15. Налоговая льгота предоставляется только на один объект недвижимости каждого вида. Т.е. если у пенсионера или военного две квартиры, два гаража и дом, то налог он заплатит за один дом и один гараж. А по налогу на дом, другой гараж и другую квартиру он получит льготу.
16. В Налоговом кодексе чётко прописаны правила исчисления налога на имущество во время переходного периода, в первые четыре года после начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Порядок следующий — если N это разница между суммой налога исчисленной исходя из кадастровой стоимости и суммой налога исчисленного исходя из инвентаризационной стоимости, то в течение четырёх лет налог будет увеличиваться ежегодно на одну четвёртую от N.
17. Я не думаю, что в Администрации Приморского края работают глупые люди, которые не умеют читать законы, однако за те три с половиной года, как я депутат это уже не первый раз, когда депутатов, не подберу другого слова, обманывают. Конкретно сейчас представители администрации уверяют, что принимать закон надо прямо сейчас, что бы налог вырос не резко, а увеличивался постепенно, так как в 2020 году он должен уже считаться по-новому. Однако, на самом деле, не важно, с какого года начнёт применяться порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, хоть в 2015 году, хоть в 2020(максимально возможном), первые четыре года всё равно будет действовать переходный период.

Ниже я привожу аналитические таблицы сравнения расчётов налога на имущество по-старому и после принятия закона, которые депутатам предоставили на совещании 8 июня. По клику скан можно раскрыть.

Для Владивостока

Для районного центра (типа Спасск-Дальний)

Для отдалённого поселения (какая-нибудь Антоновка или Покровка)

Я остановлюсь на Владивостоке. Глядя на эту таблицу, сразу возникает две мысли: Первая —
Бюджет в очередной раз пытаются пополнить за счёт пусть не самых обездоленных, но далеко не самых богатых. Ведь максимальное увеличение налога, в 10 раз произойдёт для владельцев простых двух — трёх комнатных квартир в обычных домах, хрущёвках или панельках. А у тех, кто может позволить себе жить в коттеджах по 300 кв.м. налог даже сократится. Вторая – тот, кто составлял таблицы, считает, что депутаты – это как раз те, кто живёт в современных индивидуальных жилых домах (коттеджах) площадью 309.7 кв. метров. И он не придумал ничего лучше, как в качестве обоснования скорейшего принятия закона, показать, что именно для депутатов налог снизится.

Что думаю лично я по поводу данного налога. Налог на имущество нужен и он должен быть весомым, но он должен быть социально-справедливым. Налоговые сборы вырастут в 6-8 раз, это означает, что в среднем для граждан рост налога составит те же 6-8 раз. Однако не стоит применять риторику – А как же наши самые обездоленные пенсионеры. Пенсионеры освобождаются от уплаты налога на имущество. А взрослые, работающие люди, только за коммунальные услуги, отдающие в год более 50 000 рублей, вполне способны заплатить пару тысяч налога. На тот же преступный капитальный ремонт в год сейчас приходится отдавать в два раза больше. Однако основное бремя по росту этого налога не должны нести владельцы хрущёвок. Для них две тысячи рублей существенней, чем для хозяина 300 метрового коттеджа пятнадцать. Содержание современного коттеджа площадью 309.7 кв.м. с зарплатой прислуге (а хозяева явно сами такую площадь не убирают), отоплением, электричеством и текущим ремонтом обходится не менее полумиллиона рублей в год. При этом налог равен смешным 15 000 рублям, которые хозяин такого дома может запросто «затерять» в бардачке своего лексуса.

Правильно, что Налоговый кодекс учитывает права льготников, освобождает от налога определённые категории граждан. И правильно, что льгота распространяется только на один объект недвижимости. Но и пенсионер и инвалид и военный и даже ветеран Гражданской войны, не должны иметь тотальную льготу. Почему пенсионер Якунин должен быть освобождён от налога на шубохранилище? Надо установить пенсионеру увеличенный вычет, пусть даже в 100 кв.м., этого более чем достаточно, иначе при помощи родителей пенсионеров дети смогут уходить от налога. Военного же логично освобождать от налога только за квартиру, которую он получил от государства, а если ещё не получил, то того же вычета в 100 кв.м. вполне достаточно.
Так же в федеральном законе есть один, но очень существенный недостаток. Вычет предоставляется не на человека, а на объект недвижимости. В результате кто то имеет в собственности 30 гостинок, а налог не платит, так как они каждая менее 20 кв.м. А где-то многодетная семья(муж, жена, четверо детей) живёт в подходящей им по социальным нормам (18 кв.м. на человека) 4х комнатной квартире площадью 90 кв.м. и платит достаточно ощутимый налог более 5 тыс. рублей. Всё же вычет должен считаться от числа проживающих и только на одну квартиру, а на вторую, третью и так далее квартиры вычет распространяться не должен.

Полномочия по корректировке вычетов и ставок переданы представительным органам местной власти. Будь во Владивостоке Дума, принимающая законы в интересах большинства горожан, я бы не раздумывая проголосовал за определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости начиная с 2016 года. Ведь такая Дума своим решением, в рамках существующего закона, могла бы поднять вычет на квартиры до 40 кв.м. или даже 50 кв.м. (ведь по сути это ничто иное как социальная норма на семью), а налог до 0.3%. Тогда налог со средней хрущёвки останется в пределах тысячи рублей, с трёх комнатной панельки поднимется до двух-трёх тысяч рублей, а с коттеджа в 300 кв.м. налог составлял бы вполне подъёмные для его хозяина 45 000 рублей.

Однако к сожалению городская Дума у нас представляет интересы меньшей части горожан. И я очень боюсь, что вместо увеличения налогового вычета и сокращения налоговой нагрузки для бедных, будет снижена с 2% налоговая ставка на такие объекты как торговые центры и жилые объекты стоимостью более 300 млн. и в результате будет уменьшена налоговая нагрузка на богатых.

artem-samsonov.livejournal.com

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Порядок уплаты и принудительного взыскания налоговых платежей

Практически все граждане являются налогоплательщиками. Часть налогов за них уплачивают работодатели (налог на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых этими работодателями).

Ряд налогов обязаны уплачивать сами налогоплательщики, к ним относятся:

— налог на доходы физических лиц с доходов, полученных налогоплательщиком не у работодателя, или при невозможности последним удержать НДФЛ. Такая обязанность возникает у налогоплательщика, например, в случае продажи имущества, выигрыша в лотерее, сдаче личного имущества в аренду и т.п.;

— транспортный налог (уплачивается лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ);

— налог на имущество физических лиц (уплачивают лица, обладающие правом собственности на имущество, которое признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ);

— земельный налог (платят физические лица, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).

Для расчета и уплаты НДФЛ по итогам налогового периода налогоплательщик должен оформить и представить в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ , утвержденной Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@.

Декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Остальные налоги рассчитываются налоговой инспекцией. Для их уплаты налогоплательщику высылается налоговое уведомление по форме , утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@. По всем налогам оформляется одно общее уведомление. Одновременно с ним в этом же конверте направляются и платежные документы для уплаты сумм налогов через банк или почтовое отделение либо также через личный кабинет.

В случае неуплаты налогов, налоговые органы предпринимают соответствующие меры.

В письме от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ Федеральная налоговая служба разъяснила порядок урегулирования задолженности физических лиц, порядок действий налоговых органов по взысканию налогов изложен в письме ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@. Если выясняется, что на момент наступления срока уплаты соответствующего налога он не уплачен, налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов).

Срок выставления требования зависит от суммы долга. Если общая сумма налога (сбора, пеней, штрафов), подлежащая включению в требование об уплате:

— превышает 3 000 руб., — требование об уплате направляется не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки;

— составляет от 500 до 3 000 руб., — не ранее одного месяца, но не позднее двух месяцев со дня выявления недоимки;

— не превышает 500 руб., — не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате оформляется по форме , утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.

При этом, способами передачи требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов) являются:

— вручение налогоплательщику лично;

— направление заказным письмом;

— передача в электронной форме в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@;

— передача через личный кабинет согласно Порядку ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@.

Срок исполнения требования об уплате соответствующих сумм устанавливается в зависимости от способа его передачи: не менее 30, но не более 45 календарных дней.

После истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налоговый орган информирует должника (его законного или уполномоченного представителя) посредством телефонной связи о наличии у налогоплательщика задолженности, а также о его правах и обязанностях по уплате обязательных платежей в соответствии с Кодексом, в рамках приказа ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@ «Об оказании услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц с использованием единого телефонного номера на территории Российской Федерации» при условии:

а) если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему РФ, составляет более 10 000 руб., а для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга — более 50 000 руб.;

б) номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС).

Информирование физических лиц осуществляется только в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица, с использованием иных альтернативных способов при условии соблюдения положений статьи 102 Кодекса, а также Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

В случае, если по истечении месяца после установленного в требовании об уплате налога срока задолженность так и не оплачена налогоплательщиком, то налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих не исполненную обязанность по уплате обязательных сумм в бюджетную систему РФ.

От работодателя в данном случае требуется только проинформировать налогоплательщика и предупредить его о возможных последствиях. В случае если и данная мера окажется неэффективной, налоговый орган передает в суд заявления о взыскании соответствующих сумм за счет имущества физического лица в следующие сроки:

— в течение 4 месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превысила 3 тыс. руб. и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

— в течение 3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, в случае, если такая сумма не превышает 3 тыс. руб.

После вступления в законную силу решения суда налоговый орган передает в территориальный отдел Федеральной службы судебных приставов судебный акт и ходатайство о наложении ареста на имущество должника для возбуждения исполнительного производства. При сумме задолженности превышающей 10 000 руб., налоговый орган в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Если в течение двух месяцев с даты возбуждения исполнительного производства задолженность не будет погашена, то не позднее 10 календарных дней с этой даты налоговый орган направляет уведомление о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество должника, а в случае невозможности — для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом. При этом учитываются требования Письма ФССП России и ФНС России от 11.09.2015 N 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/16024@.

Налоговые органы по согласованию с территориальными отделами ФССП России проводят совместные рейды по наложению ареста на имущество должника в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов, но только в случаях, если задолженность составляет более 50 000 руб. — по имущественным налогам, более 250 000 руб. — по НДФЛ.

Если же сумма задолженности не превышает 25 000 руб., после получения из суда исполнительного листа налоговый орган запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации информацию о работодателе-страхователе, осуществляющем обязательные платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) данному налогоплательщику-должнику. Не позднее 10 рабочих дней налоговый орган направляет работодателям, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств, после получения которого работодатель обязан удержать сумму недоимки из выплачиваемого должнику дохода.

Работодатель или лицо, производящие иные периодические платежи должнику (ВУЗ — стипендию, ПФР — пенсию и т.д.), со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в указанном документе. В трехдневный срок со дня выплаты заработной платы или совершения иных периодических платежей они обязаны переводить или перечислять удержанные денежные средства налоговому органу. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника ( п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае перемены должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические суммы, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

Если работодатель проигнорирует данное требование налогового органа, то последний направляет в территориальный орган ФССП России по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении им судебных актов в течение более двух месяцев.

Следует обратить внимание, что п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.

Размер штрафа составляет: для граждан — от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; для должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В этом случае приставом будет наложен штраф как на организацию-работодателя, так и на ее руководителя.

В соответствии со статьей 99 Закона «Об исполнительном производстве», размер удержания не может превышать 50% заработной платы и иных доходов должника.

www.belproc.ru