Полезные статьи

Понятие содержание право собственности на природные ресурсы

Понятие собственности вообще является фундаментальным

наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.

Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как

экономическую категорию и юридический институт — право

Как экономическая категория собственность — это отношения

между людьми по поводу материальных благ, обусловленные

принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и

отчужденностью от них всех других лиц (1).

Собственность в юридическом смысле (право собственности)

представляет собой комплексный, многоотраслевой институт,

охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование

и распоряжение материальными благами.

По мнению Б.В Ерофеева (2) собственность — это отношения

между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через

О.И. Крассов считает (3), что сущность этих отношений

заключается в том, что какое либо имущество присваивается

конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие

лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности

включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу

(вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек

относится иначе, чем к чужому).

Таким образом, можно определить право собственности на

природные ресурсы как совокупность юридических норм,

регулирующих общественные отношения в области владения,

пользования и распоряжения природными ресурсами.

Необходимо иметь ввиду, что природные объекты в отличие

социальных объектов занимают двойственное положение: с одной

стороны, совокупность природных объектов представляет собой

естественную среду обитания и жизни человека и других живых

организмов (экологический аспект), с другой стороны — природные

объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический

Двойственность положения природных объектов предопределила,

по мнению В.В. Петрова (4), и эколого-экономическую сущность

института права собственности на природные ресурсы.

Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так,

согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы

используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности

народов, проживающих на соответствующей территории»

(экологический аспект). В то же время, согласно ч.2 ст.9 Конституции

земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,

государственной, муниципальной и иных формах собственности

Согласно ч.1 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения

вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно

ч.2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими

природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно,

если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и

законных интересов иных лиц.

(1) Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. — ТК Велби, Изд-во

Проспект, 2003. — с. 183-184.

(2) Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших

учебных заведений. — М., ООО «Профобразование», 2003. — с. 194-195.

(3) Крассов О.И. право частной собственности на землю. М.:

Юристъ, 2000. — с. 12.

(4) Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. —

М.: Изд. БЕК, 1995. — с. 122-123.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы

рассматривается в двух аспектах:

— как правовой институт (право собственности в объективном

— как совокупность правомочий конкретного собственника (право

собственности в субъективном смысле).

Право собственности на природные ресурсы в объективном

смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих

отношения собственности на природные ресурсы и содержащихся в

различных отраслях российского права (конституционного,

гражданского, уголовного, экологического права и др.).

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном

смысле понимается совокупность правомочий конкретного

собственника по владению, пользованию и распоряжению

определенным природным объектом (ресурсом) или его частью:

земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и

Право собственности на природные ресурсы включает три

правомочия: владение, пользование и распоряжение.

Правомочие владения означает установленную законом

фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе

природных ресурсов конкретному лицу. Владение — это фактическое

Правомочие пользования — это основанная на законе возможность

эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных

свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных

Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении

собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу

принадлежащих ему материальных ценностей, например — земельного

Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским

законодательством, которыми обладает собственник имущества, не

имеет никаких отличий от правомочий собственника природных

В то же время, содержание правомочий собственника на землю

или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и

обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в

законодательстве (например, ст. 31 Водного кодекса РФ, ст. 18 Лесного

кодекса РФ и др.) и заключается в более жестком законодательном

закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.

Право собственности на природные ресурсы не является

абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В

соответствии с ст. 36 Конституции РФ собственник природных ресурсов

свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не

наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных

интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса

РФ гражданские права, в том числе право собственности могут быть

ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в

какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право собственности на природные объекты и ресурсы имеет ряд

характерных признаков, отличающих его от права собственности на

иные объекты гражданского оборота и которые заключаются в

1. Признак овеществленности, согласно которому выделяют

группу природных объектов, которые, являясь неотделимой составной

частью природной среды, не могут по своим объективным свойствам

быть предметами обращения в собственность. Например, атмосферный

воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой

атмосферы климатические ресурсы и иные природные явления не могут

выступать как объекты права собственности — использование и охрана

таких объектов либо находятся в исключительном ведении государства,

либо регулируются нормами международного права.

2. Признак неотделимости объектов природы и собственности от

природной среды, согласно которому отграничивают природные

объекты (ресурсы) от социальных. Природный объект остается

одновременно объектом природы и объектом права собственности.

Потеря экологической связи (или отделение природного объекта от

естественной среды его нахождения) ведет к прекращению права

собственности на природные ресурсы и возникновению права

собственности на товарно-материальные ценности. Например, нефть,

находящаяся в недрах, является природным ресурсом и ее

использование и охрана регулируются экологическим правом. Нефть,

извлеченная из недр при наличии законных оснований и находящаяся,

например, в железнодорожной цистерне, представляет собой не

природный объект, а товарно-материальную ценность, оборот которой

регулируется прежде всего гражданским правом.

3. Признак отсутствия стоимости объектов природы как

совокупности затрат общественно-необходимого труда — этот признак

подчеркивает естественный эволюционный характер происхождения

большинства природных объектов. Нельзя рассчитать себестоимость

объекта природы по методикам, используемых для расчета

себестоимости социальных объектов. В то же время, отсутствие

стоимости природных объектов не снимает вопросов их денежной

оценки, что находит свое выражение в платности природопользования.

(1) Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. —

М.: Изд. БЕК, 1995. — с. 123-124.

Основы права собственности на природные ресурсы определены

Конституцией РФ (ст. 8, 9, 35, 36, 71, 72, 130, 132). Положения

Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ (в

частности, глава 17 и ряд статей в др. главах). Специфические

отношения собственности на конкретные природные ресурсы

регулируются также и природоресурсным законодательством РФ

(лесное, водное, земельное и др. законодательство).

Что касается форм права собственности на ресурсы, то они

предусмотрены в законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные

ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной

и иных формах собственности. Статья 212 Гражданского кодекса РФ,

также говорит о том, что в России признаются частная, государственная,

муниципальная и иные формы собственности.

Выделяют также публичную собственность на природные ресурсы

(государственная и муниципальная) и частную собственность (1).

shpargalki.ru

6.1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы

Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.
Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как экономическую категорию и юридический институт — право собственности.
Как экономическая категория собственность — это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц .

Определение
Собственность в юридическом смысле (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами. 1. По мнению Б.В Ерофеева , собственность — это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Определение
О.И. Крассов считает , что сущность этих отношений заключается в том, что какое- либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу (вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).
Таким образом, можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
Необходимо иметь в виду, что природные объекты в отличие социальных объектов занимают двойственное положение: с одной стороны, совокупность природных объектов представляет собой естественную среду обитания и жизни человека и других живых организмов (экологический аспект), с другой стороны — природные объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический аспект).
Двойственность положения природных объектов предопределила, по мнению В.В. Петрова , и эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так, согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (экологический аспект). В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (экономический аспект).
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно ч. 2 ст. 36, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, рассматривается в двух аспектах:
как правовой институт (право собственности в объективном смысле);
как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в
субъективном смысле).
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на природные
ресурсы и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, уголовного, экологического права и др.).
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д.
Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение — это фактическое обладание вещью.
Правомочие пользования — это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему матери-альных ценностей, например — земельного участка.
Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).
В то же время, содержание правомочий собственника на землю или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст.

bib.social

Український юридичний портал

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образует право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех собственников.

radnuk.info

Понятие содержание право собственности на природные ресурсы

Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окру­жающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует своё правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование дру­гим лицам, что, как правило, особенно часто встречается приме­нительно к государственной собственности, то на него возлагается обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Право собственности можно рассматривать и как систему правоотношений между субъектами собственности, возникающих по поводу присвоения и отчуждения природных объектов и ресурсов. Как и любое правоотношение, право собственности включает в себя три основных элемента: объект, субъект, содержание.

Вопрос об объектах права собственности на природные ресур­сы можно рассматривать в двух аспектах: какие именно природ­ные ресурсы в соответствии с законодательством являются объек­тами права собственности и какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности могут нахо­диться земля и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

В соответствии с российским правом природные объекты и предметы социальной среды как объекты собственности могут находится в гражданском обороте. В то же время нельзя не видеть разницы между богатейшими российскими недрами и металлургическим заводом, перерабатывающим добытые недра, как объектами права собственности и как имуществом, находящимся в гражданском обороте. Один объект создан природой, без малейшего приложения труда человека, другой – гением человека.

Поэтому природный объект в отличие от товаро-материальных ценностей обладает тремя признаками:

1. Естественное происхождение. Природные объекты образовались в результате естественных эволюционных процессов. Результатом данных процессов стала одна из особенностей природных объектов, отличающих их от товаро-материальных ценностей, — отсутствие стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для производства вещи.

Конечно, подобное свойство не безупречно. Оно не исключает возможность применения труда для восстановления и воспроизводства природного вещества некоторых объектов естественного мира (лес, животный мир). Но такая деятельность не создаёт, а возвращает то, что когда-то потреблялось человеком.

Но всё же естественное происхождение, хотя и предполагает, ещё не предрешает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшочки, вода, вытекающая из водопроводного крана, звери в клетках и вольерах зоопарка и другие компоненты природной среды также возникли естественным путём. Но никто их не относит к природным объектам экологического права.

Решающее значение имеет второй признак.

2. Экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Она позволяет им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей среды. Этот признак помогает разграничить объекты охраны природной среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с окружающей средой и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи.

3. Выполнение функции жизнеобеспечения. Данный признак проявляется в способности природного объекта работать на качество окружающей среды. Таким образом, те явления природы, исходящие от охраняемого природного объекта, которые противостоят интересам человека и требованиям качества среды его обитания, не могут входить в охраняемую окружающую среду. Это: эрозия почв, заболачивание земель, пылевые бури, землетрясения, извержения вулканов и т.д. Более того, эти явления становятся объектами борьбы человека с нежелательными и экологически вредными для его существования естественными процессами.

Субъект права собственности на природные объекты и ресурсы является вторым неотъемлемым элементом экологических правоотношений. Гражданское и экологическое законодательство выделяет три основные группы субъектов права собственности:

1. Российская Федерация и её субъекты. От их имени в отношениях по поводу собственности на природные объекты и ресурсы участвуют Президент РФ, соответствующие представительные и исполнительные органы государственной власти (Федеральное собрание, Правительство РФ, законодательные собрания, администрации субъектов и т.п.).

2. Муниципальные образования в лице представительных и исполнительных органов местного самоуправления на уровне города, района, села и пр.

3. Граждане и юридические лица.

В соответствии с субъектами права собственности различают три основные формы собственности на природные объекты и ресурсы: государственная; муниципальная и частная. Провозглашение Конституцией РФ «иных форм собственности» на природные ресурсы предполагает наличие и других субъектов права собственности: «народы России, проживающие на соответствующей территории». Федеральный закон «О животном мире» и Лесной кодекс выделяют и «коренные малочисленные народы и этнические общности».

Субъекты права собственности в отношении природных объектов и ресурсов обладают различными правами и обязанностями, которые конкретизируются природоресурсовым законодательством в зависимости от вида природного объекта. Среди общих прав собственников выделим следующие:

— свободное владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами при условии соблюдения требований экологического законодательства и не нарушения прав и законных интересов иных лиц;

— самостоятельный выбор способов и методов хозяйствования на тех же условиях;

— возведение строений и сооружений на праве собственности;

— проведение мелиоративных и других необходимых работ в целях рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

— право на возмещение их стоимости и понесённых убытков при изъятии этих объектов для государственных и общественных нужд, при совершении экологических правонарушений со стороны других лиц;

— право на охрану объектов законными способами и методами.

Среди общих обязанностей выделим такие как:

— нести бремя их содержания и риск порчи;

— рационально использовать, строго в соответствии с целевым назначением;

— регулярно производить платежи за природопользование, выплачивать соответствующие налоги;

— своевременно предоставлять необходимые сведения о состоянии и использовании природных объектов и ресурсов;

— при разрешённом строительстве соблюдать действующие нормы и правила;

— проводить необходимые природоохранные мероприятия (рекультивацию земель, лесовосстановительные работы, очистные работы и др.).

Содержание права собственности на природные объекты и ресурсы в качестве третьего элемента структуры правоотношений выражается в совокупности «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Право владения природными объектами и ресурсами предполагает фактическое обладание ими, возможность иметь в своём хозяйстве. Фактическое обладание осуществляется путём проведения землеустроительных, недроустроительных, лесоустроительных и других работ, связанных с отводом собственнику на местности в натуре участков земли, недр, леса и других природных объектов и ресурсов; определение их размеров, границ с установлением необходимых отграничивающих знаков; оформления необходимых схем, карт, планов и т.д. Право владения должно быть обязательно подтверждено оформлением соответствующего государственного акта и зарегистрировано в установленном порядке компетентными государственными органами. Право владения может быть: а) полным, когда природные объекты и ресурсы находятся целиком на территории автономного образования; б) частичным, если они находятся на территории нескольких субъектов РФ (в током случае вопросы владения ими должны быть согласованны этими субъектами или урегулированы с помощью Российской Федерации). Право владения – юридическая основа для пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами. Без этого права их эксплуатация незаконна.

Право пользования предполагает извлечение полезных свойств природных объектов и ресурсов, возможность свободного хозяйствования (с соблюдением требований охраны окружающей среды и не нарушения прав других лиц), получение дохода и т.д.

Право распоряжения – право определять юридическую судьбу природных объектов и ресурсов путём изменения их статуса (например, право на изменение категорий земель, группы лесов), а также состава лиц – собственников, владельцев, пользователей при отчуждении природных объектов и ресурсов (купли-продажи, наследовании и т.д.).

Только совокупность всех правомочий позволяет говорить о праве собственности на природные объекты и ресурсы. Правомочия собственников данных объектов могут осуществляться от имени собственников их региональными органами через соответствующие функции, которыми эти органы наделены. Владение, пользование и распоряжение отдельными природными объектами и ресурсами, как правило, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Содержание права собственности на природные объекты и ресурсы существенно отличается от содержания прав собственности на движимое имущество и другие объекты не экологического характера, а именно:

1. Природные объекты и ресурсы должны использоваться строго по целевому назначению. Поэтому нарушениями экологического законодательства являются строительство промышленных объектов и сооружений на землях сельскохозяйственного назначения, заполнение ям на дорогах плодородным слоем земли и т.д.

2. Эксплуатация природных объектов и ресурсов происходит с учётом соблюдения требований экологического законодательства.

3. За состоянием природных объектов и ресурсов проводится непрерывное наблюдение через систему мониторинга. Поэтому собственник не вправе препятствовать входу компетентных лиц на свою территорию для произведения замеров, взятия проб и других необходимых работ, связанных с осуществлением мониторинга.

4. По всем природным объектам и ресурсам, находящихся в собственности субъектов права собственности, осуществляется система государственного контроля в целях их охраны, рационального использования и воспроизводства. Представители специально уполномоченных органов в пределах своей компетенции вправе требовать от собственников предоставления необходимых отчётных документов о количестве добытых природных ресурсов, способах хозяйствования и т.д. кроме того, природоресурсовый государственный контроль в рассматриваемой области отличается от государственного контроля за использованием других объектов не экологического характера особыми полномочиями и привлечением различных специалистов.

Имеются и другие отличия содержания права собственности, о которых говорится в отраслевом природоресурсовом законодательстве. Подробнее мы о них поговорим, когда будем рассматривать содержание права собственности на отдельные виды природных объектов и ресурсов.

Статья 9 Конституции РФ закрепляет государственную, муниципальную и частную формы собственности на землю и другие природные ресурсы.

Право государственной собственности на природные ресурсы.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закреплённых законодательством форм собственности. Гражданский кодекс предусматривает, что в государственной собственности находятся земли и другие природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества. В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решён по разному. Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19).

Согласно Закону о недрах недра в границах территорий РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (ст. 1).

Разграничение государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права – Российской Федерацией и субъектами Федерации, в соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и её субъекты должны по взаимной договорённости разграничить права собственности на природные ресурсы.

Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации на землю и собственности на землю субъектов Российской Федерации. Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:

— право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю регулируется Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»;

— которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами;

— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находится не предоставленные в частную собственность земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

— отнесённые к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землями водного фонда, занятыми водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии с природоресурсовым законодательством к федеральным природным ресурсам относятся:

— земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления иных функций, отнесённых к ведению федеральных органов государственной власти;

— земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения. Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения;

— виды растений и животных, занесённые в Красную книгу РФ;

— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесённые к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Федерации, а также животные, отнесённые к видам, подпадающим под действие международных договоров;

— месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

— водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 ЗК РФ. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут находится не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Земельный кодекс РФ уточняет, что в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов.

Если недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, то добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находится в муниципальной собственности.

Водный кодекс РФ прямо установил право муниципальной собственности на водные объекты. Согласно ст. 39 муниципальной собственностью являются обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд.

Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно право муниципальной собственности на леса. В нём даётся лишь отсылка к федеральному закону, который может устанавливать формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений.

В собственности муниципальных органов могут находится особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Право частной собственности на природные ресурсы.

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 36 ВК РФ обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юриди­ческим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В ст. 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусствен­ные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими по­верхностными водными объектами. Предельные размеры обособ­ленных водных объектов определяются земельным законодатель­ством РФ.

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на зе­мельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юри­дическому лицу, является его собственностью, которой он владе­ет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 ЗК РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собствен­ностью) являются земельные участки, приобретенные граждана­ми и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным за­конодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право ни равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в соб­ственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права част­ной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, пере­чень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и приобретены для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.

Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государ­ственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

— обращения взыскания на имущество по обязательствам;

— изъятия для государственных нужд путем выкупа;

— изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;

— перехода наследства государству;

— реквизиции, т.е. изъятия у собственника в случаях стихий­ных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоя­тельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в инте­ресах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

— конфискации, т.е. безвозмездного изъятия у собственника по решению суда или в административном порядке в виде санк­ции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом;

— национализации, т.е. обращения в государственную собст­венность имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц.

studfiles.net