Полезные статьи

Полномочия представителей в арбитражном процессе порядок их оформления

Оглавление:

Полномочия представителей в арбитражном процессе порядок их оформления

Отделение-НБ Республики Хакасия г. Абакан

Получатель

УФК по Республике Хакасия (МИ ФНС России № 1 по Республике Хакасия)

Расчетный счет

Институт оставления искового заявления без движения, предусмотренный статьёй 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), позволяет арбитражному суду указать заявителю на необходимость исправления имеющихся в заявлении недостатков, представления недостающих документов. Целью данной нормы является дисциплинирование истца (заявителя), воспитание уважительного отношения к закону и суду, а также обеспечение дальнейшего рассмотрения дела в установленный законом срок и вынесения законного и обоснованного судебного акта.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 128 АПК РФ допускает возможность оставления искового заявления (заявления) без движения только в случаях выявления судом факта несоблюдения истцом (заявителем) требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления (ст. 125 АПК РФ), и (или) требований ст. 126 АПК РФ, то есть отсутствия документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявлению. Кроме того, в статьях 193, 199, 204, 209, 214, 220, 231, 237 АПК РФ определены дополнительные требования, которым должны соответствовать заявления по отдельным категориям споров (об оспаривании нормативного правового акта; об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, судебных приставов; об административных правонарушениях; о взыскании обязательных платежей и санкций и т.д.). Дополнительные требования к заявлению, подаваемому в арбитражный суд, также могут быть предусмотрены федеральным законодательством, например, специальные требования, которым должно соответствовать заявление о признании должника банкротом, установлены Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В целях выявления нарушений, допускаемых заявителями при обращении в арбитражный суд, повлекших оставление заявлений без движения, Арбитражным судом Республики Хакасия проведено обобщение практики применения ст. 128 АПК РФ, для обобщения взяты исковые и иные заявления (далее — заявления), оставленные арбитражным судом без движения в 1 квартале 2008 года.

В результате обобщения установлено, что всего в 1 квартале 2008 года в Арбитражный суд Республики Хакасия поступило на рассмотрение 787 заявлений, из них 170 заявлений, или 21,6 % от числа поступивших, оставлены без движения.

Этот показатель является стабильно высоким (в 1 квартале 2007 года он составил 21,2 %, когда было оставлено без движения 187 заявлений из 882 поступивших), что свидетельствует о значительном количестве поступающих в арбитражный суд заявлений, не соответствующих требованиям АПК РФ.

Из числа заявлений, оставленных без движения, большинство поступили от юридических лиц (всего 115, в том числе 80 — от хозяйственных товариществ, обществ, 18 — от государственных учреждений, предприятий, 17 — от муниципальных учреждений). Также оставлено без движения 30 заявлений, поступивших от индивидуальных предпринимателей, 8 заявлений физических лиц, 6 заявлений налоговых органов, 6 — территориальных органов внебюджетных фондов, 2 заявления прокурора, 2 заявления административных органов и 1 заявление, поступившее от администрации муниципального образования.

По категориям споров оставлены без движения: 72 заявления о взыскании денежных средств, 37 заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе должностных лиц службы судебных приставов, 20 заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, 11 заявлений о признании несостоятельным (банкротом), 8 заявлений о праве собственности, 7 заявлений о взыскании обязательных платежей и санкций, по 3 заявления о привлечении к административной ответственности и об истребовании (передаче, возврате) имущества, по 2 заявления о возврате налоговым органом излишне уплаченных денежных средств и о недействительности сделок, по 1 заявлению об аннулировании лицензии, об обязании внести сведения в ЕГРЮЛ, об устранении нарушений прав патентообладателя, о взыскании морального вреда.

Из 170 заявлений, оставленных без движения, 147 заявлений, или 86,5 % от числа оставленных без движения, приняты к производству арбитражного суда после устранения заявителем указанных судом нарушений.

По 23 делам арбитражным судом вынесены определения о возвращении заявлений, что составило 13,5 % от числе заявлений, оставленных без движения, и 2,9 % от числа заявлений, поступивших в арбитражный суд. Большая часть заявлений (18) возвращена на основании п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ в связи с неустранением заявителем обстоятельств, послуживших основаниями для оставления заявления без движения, в срок, установленный арбитражным судом.

При проведении анализа заявлений, оставленных арбитражным судом без движения, установлены нарушения истцами (заявителями) требований пп. 1 — 5, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, пп. 1 — 5, 7 ст. 126, ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, а также требований Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предъявляемых к форме и содержанию заявления о признании должника банкротом.

Кроме того, имели место иные нарушения, которые не являются самостоятельными основаниями для оставления заявлений без движения, однако свидетельствуют о несоблюдении установленных требований к форме и содержанию заявления, что в дальнейшем ведёт к затягиванию судебного разбирательства, к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Так, установлен ряд дел, где предмет спора сформулирован заявителем без учёта положений АПК РФ; в нарушение ч. 4 ст. 66 АПК РФ заявленное ходатайство об истребовании доказательств не обосновано какими-либо доказательствами; не представлено ходатайство о восстановлении срока, установленного для обращения с заявлением в арбитражный суд, либо представлено ходатайство без обоснования уважительности причин пропуска срока, без приложения подтверждающих документов; не представлены сведения о фактической дате получения заявителем оспариваемого ненормативного правового акта, либо о том, когда заявитель узнал о нарушении его прав и законных интересов, в связи с чем арбитражному суду невозможно сделать вывод о соблюдении заявителем установленного срока для обращения в суд.

Также имели место случаи, когда к заявлению, представленному в арбитражный суд, заявитель не приложил никаких документов.

Всего по результатам проведённого анализа установлено, что на 170 проверенных заявлений, оставленных арбитражным судом без движения, приходится более 360 нарушений (два и более нарушений на каждое заявление). Этот показатель является весьма значительным и свидетельствует о ненадлежащей подготовке заявлений, подаваемых в арбитражный суд.

В связи с изложенным является актуальным вопрос соблюдения заявителями требований АПК РФ при обращении в арбитражный суд.

Определение об оставлении заявления без движения выносится судьёй единолично в виде отдельного судебного акта, его копия направляется истцу (заявителю) не позднее следующего дня после дня его вынесения.

В соответствии с ч. 2 ст. 128 АПК РФ в определении об оставлении заявления без движения арбитражный суд указывает основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.

В определении об оставлении заявления без движения арбитражный суд указывает разумный (то есть необходимый и достаточный) срок для устранения допущенных нарушений. При установлении срока суд учитывает местонахождение (отдалённость) заявителя, наличие в заявлении телефона, факса или иных средств связи с заявителем, характер и количество допущенных нарушений с целью установления реальных сроков для их устранения, количество документов и время, необходимое для их получения, в том числе, когда документы необходимо получить от третьих лиц, а также время на доставку почтовой корреспонденции.

Вместе с тем, в случае, когда заявитель не укладывается в установленный судом срок, ему необходимо, в соответствии с ч. 1 ст. 118 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с письменным мотивированным заявлением о продлении установленного срока для устранения нарушений. Иначе, при истечении установленного срока и непредставлении заявителем необходимых документов, арбитражный суд в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, возвращает заявление.

Заявителям необходимо иметь в виду, что в срок, установленный арбитражным судом для устранения допущенных нарушений, включено время на почтовый пробег, поэтому исправить недостатки в приложенных к заявлению документах или представить дополнительные документы необходимо в канцелярию арбитражного суда, либо направить в адрес суда с учётом времени на почтовый пробег (чтобы к установленному в определении сроку документы поступили в арбитражный суд).

Чтобы избежать регистрации заявления как вновь поступившего, процессуально дополнительные документы необходимо приложить к соответствующему ходатайству заявителя, в котором следует сослаться на вынесенное ранее арбитражным судом определение об оставлении искового заявления без движения, указать номер арбитражного дела и изложить просьбу о приобщении прилагаемых документов к материалам дела, перечислить прилагаемые документы в приложении.

В случае, если заявитель нарушил требования, касающиеся формы и содержания заявления, то можно подготовить новое (исправленное) заявление, либо восполнить недостатки первоначального заявления в дополнительном заявлении, указав необходимые сведения. Поскольку корректировка содержания заявления затрагивает права лиц, участвующих в деле, заявителю до отправки нового заявления в арбитражный суд, следует в порядке ч. 3 ст. 125 АПК РФ направить лицам, участвующим в деле, копию нового заявления и дополнительных документов. Соответственно, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий указанных документов, должны быть приложены к новому заявлению. Чтобы арбитражный суд мог однозначно установить, что новое заявление подано в порядке устранения недостатков, к нему должно быть приложено соответствующее сопроводительное письмо.

Арбитражный суд, установив, что обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, устранены в установленный срок, выносит определение о принятии заявления к производству. При этом заявление считается поданным в день его первоначального поступления (ч. 3 ст. 128 АПК РФ), а установленный Кодексом срок рассмотрения дела исчисляется с даты вынесения определения о принятии заявления к производству арбитражного суда (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 г. № 11).

В целях оперативной реализации заявителями права на обращение в арбитражный суд (для осуществления надлежащей подготовки заявлений и исключения оснований для оставления поданных заявлений без движения), Арбитражный суд Республики Хакасия обращает внимание заявителей на наиболее распространенные нарушения, допускаемые при подаче заявлений.

1. В ч. 3 ст. 125 АПК РФ установлено обязательное для истца требование направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении. В силу п. 1 ст. 126 Кодекса уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие факт направления копии заявления и прилагаемых к нему документов другим лицам, участвующим в деле, прилагаются к заявлению.

К числу иных документов, которыми при отсутствии уведомления о вручении может быть подтверждён факт направления копии заявления и приложенных к нему документов, относятся: почтовая квитанция о направлении в адрес конкретного лица заказного письма с уведомлением о вручении, расписка уполномоченного лица в получении направленных (врученных) ему документов, иные документы (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 г. № 11).

Кроме того, следует учитывать, что по отдельным категориям споров АПК РФ могут быть установлены дополнительные требования, касающиеся уведомления о подаче заявления в арбитражный суд. Например, в силу ч. 2 ст. 199 АПК РФ к заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.

2. По смыслу п. 2 ст. 126 и ч. 1 ст. 128 АПК РФ одним из обязательных условий обращения в арбитражный суд является уплата государственной пошлины. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, должен быть приложен к заявлению, подаваемому в арбитражный суд.

Названные нормы предусматривают также возможность приложить к заявлению документы, подтверждающие право заявителя на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины установлены в главе 25.3. Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Государственная пошлина должна быть уплачена в размере, установленном в ст. 333.21. НК РФ, уплата пошлины не в полном объёме является основанием для оставления заявления без движения.

Согласно п. 3 ст. 333.18. НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платёжным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. В связи с этим (с учётом положений статьи 45 НК РФ) необходимо иметь в виду, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платёжное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счёта плательщика» — дата списания денежных средств со счёта плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения о безналичных расчётах в Российской Федерации, утверждённого указанием Центрального банка РФ от 03.10.2002 г. № 2-П (с последующими изменениями)).

Возможность представления копии платёжного поручения в подтверждение факта уплаты государственной пошлины законом не допускается.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтверждён документами, перечисленными в абз. 3 п. 3 ст. 333.18. НК РФ.

При наличии упомянутых доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, заявление принимается к рассмотрению (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. № 91).

Следует учитывать, что вместо заявителя государственная пошлина может быть уплачена его представителем. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого, при этом в платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 г. № 118).

В соответствии с п. 2 ст. 333.22. НК РФ арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) её уплату. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны, в котором должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче заявления.

К ходатайству об отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины должны быть приложены документы в его обоснование. В частности, к документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся: подтверждённый налоговым органом перечень расчётных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны); подтверждённые банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счёте (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счёта (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. Дата выдачи указанных документов должна соотноситься с датой обращения заявителя в арбитражный суд.

К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счёте (счетах) денежных средствах, если заявлено ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, в остальной части заявление следует оплатить государственной пошлиной (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. № 6).

При удовлетворении ходатайства об отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины заявление принимается к производству арбитражного суда.

3. В силу п. 3 ст. 126 АПК РФ самостоятельным основанием для оставления заявления без движения является отсутствие документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

В этой связи необходимо отметить, что в заявлении следует указывать обстоятельства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст. 67, 68 АПК РФ), в обоснование заявления приводятся не любые факты, а лишь такие обстоятельства (юридические факты), с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений либо иные правовые последствия; обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Все фактические обстоятельства, указанные в заявлении, следует подтвердить документально, и в дальнейшем (в судебном процессе) их предстоит доказать, поскольку по общему правилу каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которых основаны его требования и возражения (ст. 65 АПК РФ).

Письменные доказательства по делу требуется представлять в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (ч. 8 ст. 75 АПК РФ). В соответствии с ГОСТом Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятым постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 г. № 65-СТ, надлежащее заверение копии состоит из проставления заверительной надписи «Верно», должности лица, заверившего копию, личной подписи, расшифровки подписи и даты заверения.

Следовательно, не заверенные надлежащим образом ксерокопии документов не являются надлежащим, допустимым доказательством по делу, приложение к заявлению документов, не заверенных надлежащим образом, является основанием для оставления заявления без движения.

4. Установленная в п. 4 ст. 126 АПК РФ обязанность заявителя представить арбитражному суду копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя неразрывно связана с подтверждением факта подведомственности спора арбитражному суду. Вместе с тем, зачастую заявители такое доказательство в подтверждение наличия у себя соответствующего статуса арбитражному суду не представляют, что является безусловным основанием для оставления заявления без движения.

5. В силу п. 5 ст. 126 АПК РФ к заявлению, поданному в арбитражный суд, прилагается доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления. Нарушение данной нормы имеет место тогда, когда вместе с заявлением не представлена доверенность, подтверждающая право представителя на подписание заявления, либо доверенность представлена в виде ненадлежащим образом заверенной копии.

В ст. 59 АПК РФ определён порядок ведения дел в арбитражном суде через представителей, в ст. 61 Кодекса установлен порядок оформления и подтверждения полномочий представителей. В частности, в силу ч. 4 ст. 61 АПК РФ полномочия представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. При этом ст. 61 АПК РФ не предусматривает возможность предъявления вместо подлинной доверенности её копии. Лицо, которому выдана доверенность, представляет арбитражному суду подлинную доверенность, которая приобщается к материалам арбитражного дела или возвращается представителю взамен предъявленной им копии, надлежащим образом заверенной. Надлежащим образом заверенной копией доверенности является копия доверенности, верность которой засвидетельствована нотариусом или арбитражным судом, рассматривающим дело (п. 7 Информационного письма Президиум ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 99).

6. В соответствии с п. 7 ст. 126 АПК РФ заявитель должен приложить к заявлению документы, подтверждающие соблюдение претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.

Обязательное соблюдение заявителем требований п. 7 ст. 126 Кодекса имеет существенное значение, поскольку согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюдён претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Также следует отметить, что в случае, когда требования к форме и содержанию заявления содержатся в специальных нормах (например, в ст. 37 — 41 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлены требования к заявлению должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа), дополнительно к требованиям АПК РФ необходимо соблюсти требования специальных норм.

В дополнение к вышесказанному Арбитражный суд Республики Хакасия обращает внимание заявителей, что на официальном сайте в сети Интернет размещена информация о подаче исковых заявлений в арбитражный суд (порядок подачи заявления, требования к форме и содержанию заявления), Памятка по уплате государственной пошлины, представлены образцы платёжных поручений на уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд первой инстанции, а также при подаче апелляционных и кассационных жалоб.

Кроме того, в здании арбитражного суда (приёмная отдела делопроизводства) имеются стенды, на которых размещены образцы заявлений, платёжных поручений на уплату государственной пошлины, а также указаны общие требования при обращении с заявлением в арбитражный суд.

Если поданное в арбитражный суд заявление всё-таки оставлено без движения, следует внимательно изучить определение арбитражного суда об оставлении заявления без движения и полностью выполнить указания, данные арбитражным судом, поскольку неполное устранение допущенных нарушений ведёт к продлению установленных сроков оставления заявления без движения, а неустранение допущенных нарушений в установленный срок влечёт возвращение заявления. В этом случае теряется одно из преимуществ арбитражного судопроизводства — достаточно короткие сроки рассмотрения дел, поскольку заявление, не соответствующее установленным требованиям АПК РФ, не может быть принято к производству арбитражного суда.

Помощник судьи
Арбитражного суда Республики Хакасия
И.А. Курочкина

Помощник судьи
Арбитражного суда Республики Хакасия
Л.В. Сизых

khakasia.arbitr.ru

Приказ Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах»

В соответствии с пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063), приказываю:

Утвердить прилагаемый Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2009 г.

Регистрационный N 13148

Административный регламент
по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах

I. Общие положения

1. Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор), порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, а также ее взаимодействие с организациями при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах в рамках установленных полномочий (далее — контроль и надзор в области промышленной безопасности).

2. Исполнение государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с:

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 27 (ч. II), ст. 2708, 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104; N 30 (ч. II), ст. 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2008, N 10 (ч. I), ст. 896);

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2004, N 31, ст. 3216, 3282; N 45, ст. 4377; 2005, N 14, ст. 1210; N 48, ст. 5123; 2006, N 1, ст. 8; N 15, ст. 1643; 2007, N 41, ст. 4845);

Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070);

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186); Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498);

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3436; 2002, N 44, ст. 4297; 2003, N 2, ст. 169; N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 17; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29);

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 19, ст. 2293; N 46, ст. 6070);

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060);

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 “О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52 (ч. III), ст. 5587);

Регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 июля 2006 г. N 724 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2006 г., регистрационный N 8174).

3. Исполнение государственной функции, направленной на реализацию государственной политики в области промышленной безопасности, осуществляется Ростехнадзором — центральным аппаратом Ростехнадзора и территориальными органами Ростехнадзора (Межрегиональные территориальные управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора, Межрегиональные управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора).

Центральный аппарат Ростехнадзора осуществляет общую координацию планирования, методическое обеспечение и организацию контроля и надзора в области промышленной безопасности; выполняет сбор, анализ и обмен информацией об основных результатах надзорной деятельности, о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, выявленных нарушениях требований в области промышленной безопасности, аварийности и травматизма на подконтрольных опасных производственных объектах.

Территориальные органы Ростехнадзора организуют и непосредственно осуществляют мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности.

4. Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по контролю и надзору в области промышленной безопасности, являются:

в центральном аппарате Ростехнадзора:

руководитель Ростехнадзора или лицо, исполняющее его обязанности, заместители руководителя;

начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители, другие должностные лица, осуществляющие функции контроля и надзора в пределах своей компетенции;

в территориальных органах Ростехнадзора:

руководители территориальных органов Ростехнадзора или лица, исполняющие их обязанности, и их заместители;

начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители;

главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица территориального органа, осуществляющие функции контроля и надзора в пределах своей компетенции.

Должностные лица Ростехнадзора при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

посещать поднадзорные организации;

знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности;

осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;

выдавать поднадзорным организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности;

осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

Должностные лица Ростехнадзора, осуществляющие контроль и надзор в области промышленной безопасности, обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по проведению контроля и надзора в области промышленной безопасности;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы поднадзорных организаций;

проводить проверки на основании и в строгом соответствии с приказом (распоряжением) о проведении проверки в порядке, установленном настоящим Регламентом;

посещать поднадзорные организации и опасные производственные объекты в целях проведения проверок только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения) о проведении проверки;

не препятствовать руководителям поднадзорных организаций или их представителям присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять руководителям поднадзорных организаций или их представителям, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

знакомить руководителей поднадзорных организаций или их представителей с результатами проверок;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов поднадзорных организаций;

доказывать законность своих действий при их обжаловании поднадзорными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Конечным результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности является выявление и пресечение нарушений требований промышленной безопасности с целью повышения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий, производственного травматизма и других негативных явлений на опасных производственных объектах и их последствий. Указанное достигается путем принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам мероприятия по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований промышленной безопасности.

6. Юридическим фактом исполнения государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности является реализация одной или нескольких вышеперечисленных процедур:

проведение мероприятия по контролю и надзору, составление и вручение акта или акта-предписания по результатам проверки соблюдения требований промышленной безопасности;

возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении;

составление протокола о временном запрете деятельности;

вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

подготовка и направление ответа по результатам рассмотренного обращения юридического или физического лица;

подготовка и направление, при необходимости, информации в органы внутренних дел, прокуратуры, государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и другие надзорные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Государственная функция по осуществлению контроля и надзора в области промышленной безопасности исполняется в отношении юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности (далее — поднадзорные организации).

8. Полномочия представителей, выступающих от имени юридических или физических лиц, подтверждаются доверенностью, подписанной руководителем юридического лица (физическим лицом) и скрепленной печатью. Доверенность должна содержать дату ее выдачи и четкие указания на одно или несколько полномочий представителя.

9. Исполнение государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности осуществляется на безвозмездной основе.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования о предоставлении государственной услуги

10. Информация о порядке исполнения государственной функции в установленной сфере деятельности предоставляется:

непосредственно в помещениях центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора;

с использованием средств телефонной связи, электронного информирования и электронной техники;

посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на официальном сайте в сети Интернет, публикации в средствах массовой информации, изданиях информационных материалов (брошюрах, буклетах и т.д.).

11. Место нахождения центрального аппарата Ростехнадзора: г. Москва, ул. Александра Лукьянова, д. 4, корп. 8. и г. Москва, ул. Таганская, д. 34.

Почтовый адрес для направления документов и обращений: 105006, г. Москва, ул. Александра Лукьянова, д. 4, корп. 8.

Место нахождения экспедиции Ростехнадзора: г. Москва, ул. Александра Лукьянова, д. 4, корп. 8.

www.garant.ru