Полезные статьи

Подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим

§ 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы – основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение организации и деятельности какой-либо публичной структуры. Применительно к прокуратуре это закрепленные в законе основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.
В соответствии со ст.129 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.
Принцип единства заключается в том, что все органы прокуратуры: городские, районные, субъектов Российской Федерации, военные и иные специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.
Принцип единства означает, что перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется единым, общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Подчеркивается, что каждая прокуратура, выполняя свои профессиональные обязанности, на соответствующей территории или в сфере правовых отношений действует от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система, и принимаемые ею акты (протесты, представления, постановления) имеют одинаковую юридическую силу.
Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Так, любой прокурор от Генерального до районного полномочен возбудить уголовное дело при наличии к тому оснований, предать дело в суд или прекратить уголовное преследование в соответствии с требованиями закона. То же относится и к единым средствам реализации полномочий в сфере общего надзора, надзора за учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и к другим направлениям деятельности прокуратуры.
Из принципа единства системы вытекает и право вышестоящего прокурора поручить нижестоящему выполнение каких-либо своих обязанностей, например, поддержать обвинение в уголовное процессе, принять участие в рассмотрении гражданского дела, в проведении проверки исполнения закона и др. Этот же принцип дает полномочие вышестоящему прокурору принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором.
Принцип централизации состоит в том, что все прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Важность такого подхода обусловлена тем, что обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии проведения единой линии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генеральным прокурором со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров.
В соответствии с принципом централизации Генеральный прокурор, как это отмечалось, назначает всех подчиненных ему руководителей прокуратур, и только он может освободить их от должности.
Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих на основе федеральных законов и нормативных актов Генерального прокурора. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора, регламентирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, обязательны к исполнению всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. В случае их несоответствия закону они могут быть отменены только Федеральным Собранием Российской Федерации либо самим Генеральным прокурором.
Следует отметить, что централизм в деятельности прокуратуры не отменяет самостоятельности прокуроров и следователей при принятии конкретных решений, особенно в сфере уголовного судопроизводства. Так, следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору указания надзирающего прокурора по объему обвинения и юридической квалификации действий обвиняемого и в случае отклонения его доводов, вправе ставить вопрос о передаче дела другому следователю. Кассационное представление прокурора, участвовавшего в рассмотрении уголовного дела, не может быть отозвано вышестоящим прокурором и подлежит рассмотрению по существу в соответствующей инстанции суда.
Единоначалие в деятельности прокуратуры находит сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуальным вопросам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры, коллегии в прокуратурах субъектов Российской Федерации обсуждают и выносят постановления, которые, несмотря на их рекомендательный характер, способствуют принятию руководителем прокуратуры наиболее взвешенных и эффективных решений.
Принцип независимости в том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений на основе материалов проверок и расследований, осуществляемых в соответствии с требованиями полноты и объективности их проведения.
Воздействие в какой-либо форме органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
На практике недопустимые воздействия осуществляются в различных формах: от предложения привилегий и льгот до прямых угроз физического воздействия. В последнем случае должны применяться меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и иные меры, возложенные на службу собственной безопасности органов прокуратуры.
Независимость прокуратуры предусматривает и исключение вмешательства в ее деятельность отдельных должностных лиц, представителей средств массовой информации с требованиями о предоставлении информации, затрагивающей такие вопросы, которые еще не нашли окончательного разрешения или составляют государственную или служебных тайну. Законом установлено, что прокуроры и следователи не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Принцип независимости включает и обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Статистическая и иная информация, справки, документы, необходимые для работы прокуроров и следователей представляются безвозмездно. Неисполнение их законных требований, а также уклонение от явки по вызову прокурора и следователя влекут за собой установленную законом ответственность.
Важным фактором обеспечения независимости являются требования, ограждающие прокуроров и следователей от недопустимого воздействия, путем запрещения занятий отдельными видами деятельности. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Следует также подчеркнуть, что существенная сторона гарантий независимости прокуроров заключается в порядке их назначения и освобождения от должности. Никто, кроме Генерального прокурора, не вправе освободить руководителя прокуратуры любого уровня прокурорской системы от должности, какие бы такие попытки не предпринимались.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством. Конституционная норма об обязанности всех органов власти, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы является основой демократического общества и государства, а для прокуроров не только организующим началом, но и методологической основой их деятельности. Принцип законности с позиций деятельности прокуратуры включает две стороны проблемы: обеспечение точного исполнения законов всеми участниками общественных отношений и обеспечение этого требования в деятельности самих органов прокуратуры.
Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций: при осуществлении надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод граждан, надзора за органами расследования преступлений, при участии в рассмотрении дел судами и т.д.
При проведении проверок и расследований прокуроры и следователи нередко сталкиваются с пробелами в законодательстве, несовершенством действующих законов и их отставанием от потребностей жизни. Один из возможных путей влияния прокуроров на укрепление законности – их участие в правотворческой деятельности. Закон дает прокурору право вносить в органы, обладающие правом законотворческой инициативы, предложения о совершенствовании законодательства. К сожалению, права прямого обращения с законопроектами в Парламент страны прокуратура до сих пор не имеет.
Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает также, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает. Только такой подход, базирующийся на высоких профессиональных и моральных качествах исполнителей может гарантировать успешную деятельность прокуратуры на всех порученных ей участках.
Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Важное значение принципа гласности в том, что общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а, в порядке обратной связи, прокурор и следователь получать поддержку населения.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры обязаны информировать население о состоянии законности. В этих же целях в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение – Центр информации и общественных связей с обязанностями информировать через печать, радио и телевидение граждан, широкую общественность о состоянии законности в стране и в отдельных регионах и принимаемых мерах по борьбе с преступностью и нарушениями законности.
Еще одно проявление гласности – ежегодное представление Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Как отмечено выше, федеральным законодательством устанавливаются пределы гласности, в том числе и в деятельности органов прокуратуры. Прежде всего, это относится к перечню сведений, неподлежащих разглашению в соответствии со ст.5 Федерального закона от 6 октября 1997 г. «О государственной тайне» .
С охраной конституционных прав и свобод граждан связаны и нормативные решения о сведениях, неподлежащих разглашению, к которым отнесены тайна следствия и судопроизводства, а также сведения, доступ к которым ограничен: врачебная, нотариальная, адвокатская тайны, тайна усыновления (удочерения), тайна переписки и телефонных переговоров, коммерческая тайна .
Особо отметим, что право следователя закрывать информацию о находящихся у него в производстве уголовных делах не означает ущемления гласности в деятельности прокуратуры и имеет целью охрану прав и интересов граждан и соблюдения принципа презумпции невиновности, в соответствии с которым лицо может быть признано преступником лишь на основании приговора суда, вступившего в законную силу.
Важно подчеркнуть в заключение, что все приведенные выше принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательное проведение в жизнь принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность функционирования прокуратуры в соответствии с ее местом и ролью в системе государственной власти Российской Федерации.

См. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст.1127.

lawtoday.ru

Прокуратура РФ

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ на­значается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласо­ванию с субъектами РФ. Иные прокуроры назначаются Гене­ральным прокурором РФ.

Согласно Закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при проведении проверок исполнения законов вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения прове­ряемых органов, иметь доступ к их документам и материалам, требовать представления необходимых сведений, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений и т.д.

Одной из форм прокурорского надзора за соблюдением за­конности является участие прокурора как государственного об­винителя в судебном разбирательстве.

Залогом легитимности всех ветвей власти и органов управ­ления, стабильности в обществе является соблюдение Консти­туции РФ, принципы которой находят развитие в федеральных законах и решениях Конституционного Суда РФ.

Конституция в целом работает. Регулярно проходят выборы Президента РФ, депутатов Парламента, глав субъектов РФ. Сформированы органы государственной власти и местного са­моуправления, судебная система. В Государственной Думе пред­ставлено в соответствии с Законом о выборах политическое многообразие страны. Провозглашено равноправие всех субъек­тов РФ, что означает переход к единой форме федеративного устройства, хотя в качестве исторической преемственности со­храняются 6 видов субъектов РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения). Споры и конфликты между органами власти разре­шаются через апелляцию к Конституции РФ в правовом поле.

Тем не менее наблюдается незавершенность федеративного устройства, неотрегулированность взаимоотношений в треуголь­нике «три П» — президент, парламент, правительство. Сложи­лась ситуация двух правительств (Кремль и Белый дом), при этом правительство стало продолжением президентской струк­туры, не имея достаточно собственных полномочий для управ­ления. Но все предложения по внесению изменений в Консти­туцию должны тщательно просчитываться, поспешность может прервать движение к правовому государству и перечеркнуть положительное, накопленное за прошедшие годы.

Прокуратура. Прокуратура РФ — это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному .

bibliotekar . ru / konstitucionnoe — pravo -1/227. htm

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система . деятельности прокуратуры отнесены не только Конституция РФ и .

bibliotekar . ru / mezhdunarodnoe — pravo -2/82. htm

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ ( включая Главную военную прокуратуру), прокуроры республик, краев, .

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом .

4. Общий надзор органов прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации » от 17 ноября 1995 г . (СЗ РФ .

11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации «, ст. 4 Федерального закона «Об .

bibliotekar . ru / mezhdunarodnoe — pravo -2/77. htm

129, определяющая конституционные основы организации и деятельности Прокуратуры РФ , последняя не является органом судебной власти. .

www.bibliotekar.ru

Принципы организации и деятельности прокуратуры — Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принцип единства означает, что:

  • все органы прокуратуры составляют единую систему;
  • создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;
  • перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;
  • организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором.

Принцип централизации проявляется в том, что:

1) все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ;

2) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров – Генеральному;

3) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для нихуказания и поручения.

Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.

Принцип независимости предусматривает:

  • осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;
  • исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;
  • обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;
  • осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.
  • Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.

    Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.

    be5.biz

    Подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим

    Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [1] .

    Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят также научные и образовательные учреждения.

    В ряде республик — субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления. Так, административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве — кожууны, но прокуратуры в них создаются на правах районных (городских) [2] .

    В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и в ряде крупных городов в соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением.

    Характерным признаком прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является то, что в соответствии с требованиями Закона образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

    Законом не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.

    Важным свойством прокурорской системы является ее централизация. В соответствии с Конституцией РФ (п. 1 ст. 129) органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации [3] .

    Территориальные органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством Федерации. В субъектах Федерации действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения. Прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов Федерации имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

    Системным признаком прокуратуры Российской Федерации является то, что прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и им освобождаются от занимаемой должности.

    Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

    Прокуроры субъектов Федерации руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц (территориальных округов и областей), входящих в состав соответствующего субъекта Федерации. При этом они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

    Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур.

    Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также нормами уголовно-процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства [4] .

    Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях предопределяется объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Административно-территориальный принцип построения федеральных структур власти не выполняет своей организующей роли в ряде специфических сфер деятельности государства. В настоящее время функционируют следующие специализированные прокуратуры: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях — ЗАТО (до 2001 г. были прокуратуры войсковых частей), которые осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

    Специализированные природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы выполняют задачи и функции прокуратуры наряду с территориальными. При этом общие принципы организации и деятельности прокуратуры распространяются на них в полной мере.

    Специализированные прокуратуры не подменяют деятельность территориальных прокуратур как основного элемента прокурорской системы, но существенно их дополняют.

    Организация и деятельность различных видов специализированных прокуратур имеют особенности, обусловленные характером организационных, правовых и иных отношений в соответствующих сферах.

    Создание военных, транспортных и природоохранных прокуратур обусловлено необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением [5] .

    Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать «производственным». В сфере действия этих прокуратур экономические отношения, а также реализующие их хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и функционируют преимущественно на иных организационных принципах («линейный» принцип организации управления железными дорогами; принцип «порта приписки» на морском и речном транспорте; внетерриториальные принципы формирования Вооруженных Сил РФ).

    Организация специализированных прокуратур должна отвечать требованиям системного подхода. Все они — элементы единой системы органов прокуратуры. Соответственно на каждую из них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры.

    Вооруженные силы РФ строятся не по административно-территориальному принципу. Поэтому территориальные прокуратуры не могут заменить подсистему военной прокуратуры.

    Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура (ГВП), которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную прокуратуру; военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации; Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

    Все органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

    Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами [6] . Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств

    Прокуратура ЗАТО является специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции. Структура оборонного промышленного комплекса в силу его общефедерального характера не соответствует административно-территориальному делению страны, что предопределяет необходимость создания и функционирования соответствующих специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре. При организации прокуратур на особо режимных объектах и в ЗАТО учитывается также, что управление оборонным комплексом и обслуживающими его структурами ФСБ, МВД, воинских частей строится по принципам, не совпадающим с принципом административно-территориального деления. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняется прокурору соответствующего субъекта Федерации, на территории которого дислоцирован.

    В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ названные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях; на особо важных и особо режимных объектах; органами военного управления; специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов; ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств [7] .

    Специализированные прокуратуры расследуют все преступления, совершенные на особо важных и особо режимных объектах и за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью этих объектов, а также преступления, совершенные военными строителями и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.

    Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.

    Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Федерации. На них возложен надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [8] .

    Специализированные прокуратуры в сравнении с территориальными в большей степени ограждены от местных влияний, обеспечивают более тесное взаимодействие со специализированными контролирующими органами, целенаправленную деятельность по обеспечению законности в соответствующих сферах правовых отношений, более высокую специализацию прокурорских работников и результативность их работы.

    Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

    Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники.

    Генеральный прокурор РФ имеет также советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям.

    Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ.

    В Генеральной прокуратуре РФ действуют Главное следственное управление, управления, Главная военная прокуратура.

    В Главное следственное управление входит ряд управлений и отделов: по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за расследованием особо важных дел; криминалистического обеспечения.

    В составе Генеральной прокуратуры РФ также имеются: управление организации работы, статистики и делопроизводства; управление кадров; управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; управление по обеспечению участия прокуроров в суде по уголовным делам; управление по обеспечению участия прокуроров в суде по гражданским делам; управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; управление по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а также ряд иных подразделений.

    Структура Генеральной прокуратуры РФ регулярно приводится в соответствие с изменениями, происходящими в политической, экономической, социальной и иных сферах деятельности в Российской Федерации.

    В связи с образованием федеральных округов в составе Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» от 5 июня 2000 г. № 98 [9] образованы управления в соответствующих федеральных округах. Управления являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ и размещаются непосредственно в центрах федеральных округов — в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Управления в федеральных округах не заменяют других подразделений центрального аппарата, а взаимодействуют с ними в пределах выделенных предметов ведения. Руководство прокуратурами округов осуществляют прокуроры, являющиеся одновременно заместителями Генерального прокурора РФ.

    На управления в федеральных округах возложены:

    · координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

    · надзор за исполнением законов, а также соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

    · надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами Следственного комитета при МВД России;

    · расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях, совершенных на территории субъектов Федерации, входящих в федеральный округ.

    Приказом Генерального прокурора РФ установлено, что при выполнении возложенных функций управления Генеральной прокуратуры РФ в округах не подменяют прокуратур субъектов Федерации, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта Федерации недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

    В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

    Аппарат Генеральной прокуратуры РФ является интегрированным руководителем прокурорской системы. Его подразделения осуществляют оперативное руководство и контроль в пределах своей компетенции за деятельностью прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также иных нижестоящих органов прокуратуры.

    Полномочия прокуроров различных уровней в сфере предварительного следствия и в судопроизводстве регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

    При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и образовательные учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров органов прокуратуры (г. Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников (г. Иркутск) и четыре образовательных института прокуратуры РФ.

    Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений

    Закон о прокуратуре в ст. 1 определяет основную функцию прокуратуры — надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но при этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В Законе о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры.

    Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (исполнительно-распорядительная деятельность органов управления; деятельность органов предварительного следствия; действия органов исполнения судебных решений и др. ), надзорная функция подразделяется на подфункции. В их числе:

    · надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

    · надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    · надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    · надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу [10] .

    В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следует подчеркнуть, что прокуроры осуществляют надзор не за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону [11] .

    Самостоятельная функция прокуратуры — уголовное преследование за совершение преступлений. Она заключается в полномочии прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах.

    Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Необходимо отметить, что вышеперечисленные полномочия прокуратуры делают этот орган всемогущим, способным влиять на большинство процессов, происходящих в обществе. Некоторые даже сравнивают систему прокуратуры с органами инквизиции, что основано на участии прокуратуры во многих важных общественно-политических событиях. Чего только стоит борьба с олигархами.

    Очень долго именно под влиянием прокуратуры не принимался новый УПК РФ, по которому в соответствии с Конституцией многие ключевые функции по принятию мер процессуального принуждения переходили от прокуратуры к суду. Но тем не менее лоббируя свои интересы прокуратура оставила за собой много полномочий в уголовном процессе, согласно которым все предварительное следствие протекает под руководством, а не контролем прокуратуры, что не влияет наилучшим образом на качество предварительного расследования.

    Данные грандиозные полномочия прокуратуры являются полем для пышного расцвета коррупции в системе прокуратуры, что никак не способствует эффективному функционированию всей системы правоохранительных органов.

    [1] С т. 1 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г.) // «Российская газета» от 25 ноября 1995 г.

    [2] Бессарабов В.Г. Новое в законодательстве о прокуратуре // Законодательство . — 1999, N 6.

    [3] Рябцев В. Прокуратура приобретает новые полномочия // Российская юстиция . — N 4 — апрель 1999 г .

    [4] Рябцев В. Прокуратура приобретает новые полномочия // Российская юстиция. — N 4 — апрель 1999 г.

    [5] Смирнов А. Какая власть «оседлает» прокуратуру? // Российская юстиция — N 1, январь — 2002 г.

    [6] П п . 4 ст. 46 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г.) // «Российская газета» от 25 ноября 1995 г.

    [7] Рябцев В. Прокуратура приобретает новые полномочия // Российская юстиция. — N 4 — апрель 1999 г.

    [8] ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // « Российская газета » от 25 ноября 1995 г.

    [9] Текст приказа официально опубликован не был

    [10] Рябцев В. Прокуратура приобретает новые полномочия // Российская юстиция. — N 4 — апрель 1999 г.

    [11] Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой // Российская юстиция — 1999 — N 3 .

    www.allpravo.ru