Полезные статьи

Подарок в законе о рекламе

Стимулирующие мероприятия: конфликт закона и рекламы

Понятие

Исчерпывающее понятие «стимулирующее мероприятие» в действующем законодательстве отсутствует. Лишь Закон о рекламе объединяет таким термином стимулирующие лотереи, конкурсы, игры и иные подобные мероприятия, для участия в которых с целью возможности получения выигрыша потребителю необходимо приобрести рекламируемый товар.

Надо заметить, что интересующая нас комбинация слов вводится статей 9 главного рекламного закона мимоходом как имя нарицательное — «далее – стимулирующее мероприятие» — после краткого и неполного перечисления его видов скорее в целях юридической техники для дальнейшего удобства изложения. Сама норма касается требований к рекламе таких мероприятий.

Если быть совсем дотошным, то далее по тексту словосочетание «стимулирующее мероприятие» вообще не используется. Возможно, мы обязаны этим термином ошибке какого-то юриста, который при написании проекта закона вначале его ввел, полагая, что дальше он где-то понадобится, а потом просто забыл вымарать при проверке.

Эту версию подозрительно доказывает то, что ранее ст. 3 с основными рекламными понятиями и п. 15 ч. 3 ст. 5 с аналогичным перечнем мероприятий по поводу недостоверной рекламы о «стимулирующем мероприятии» отмалчиваются.

Не облегчает понимание и введение с 23 июля 2012 г. в ч. 5 ст. 21 нового названия «специализированное стимулирующее мероприятие», посредством которого будет возможно рекламировать алкогольную продукцию. Разве что, сам термин ниже по тексту наконец-то пригодился, но оброс дополнительным качественным прилагательным, еще более таинственным.

Ищем совпадения

Для стимулирующей лотереи как вида стимулирующего мероприятия существует федеральный нормативный акт – Закон о лотереях. Принцип случайности при определении выигрышей и/или победителей, из-за которого стимулирующие лотереи балансируют на грани с азартными играми и их обособленной разновидностью — платными лотереями, понудил законодателя уделить внимание первым в отдельном специальном законе.

А вот с конкурсами, играми и им подобными мероприятиями дело обстоит куда хуже. Федеральное законодательство оперирует понятиями «торги в форме конкурса» — ст.ст. 447 – 449 ГК РФ, «публичный конкурс» — гл. 57 ГК РФ, а также «зрелищный коммерческий конкурс» в ст. 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов».

Из внутренних инструкций министерств для библиотекарей, учителей и телевизионщиков можно подчерпнуть, что конкурс – это викторина, соревнование, игра. В общем, совсем не густо. Если учесть, что во всех вышеперечисленных мероприятиях никакого товара приобретать не надо, то кроме буквенного совпадения написания самого слова «конкурс» и некой общей методологии проведения, больше аналогий найти не удается.

Легальное понятие «игра» вообще нигде не раскрывается, кроме как в привязке к «азартная», которая как отдельный и разрешенный лишь в специальных игорных зонах вид деятельности нас сейчас не интересует и достоин быть предметом отдельного обсуждения (например, вместе с физкультурными и спортивными мероприятиями и развлекательной деятельностью для более широкого и полного понимания).

Интуитивное

«Иные мероприятия», подобные стимулирующим лотереям, конкурсам и играм, ассоциируются с игровым и соревновательным началом, так как подобные после какого-то перечисления – это аналогичные по виду, отвечающие тем же условиям, что и перечисленные.

Стимулирующая лотерея – это игра в силу Закона о лотереях. Термин «конкурс» от латинского concursus означает соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Упоминание о призах и выигрышах для всех стимулирующих мероприятий в ст. 9 Закона о рекламе также склоняют чашу весов к их игровому характеру.

Рекламная методология

«Промо-акция», «рекламная акция», «стимулирующая акция» — это лишь несколько распространенных видов и синонимов понятия и словосочетания «стимулирующее мероприятие» в рекламной доктрине. Одно бесспорно, что реклама – это мощная индустрия с многомиллиардными доходами, со своими юристами и высшими учебными заведениями по обучению рекламных менеджеров, а не смежная второстепенная отрасль.

Поэтому, конечно, не стоит обходить стороной сложившуюся и активно использующуюся терминологию рекламщиков. Она выработана многолетней российской и зарубежной практикой и над ней ломали голову в том числе высоколобые правоведы, обслуживающие рекламную деятельность.

Пренебрегая рекламным понятийным аппаратом, недолго оказаться «слоном в посудной лавке». Недоразвитость официального правового института в сфере рекламы в части стимулирующих мероприятий также заставляет более пристально присмотреться к маркетинговым опыту, мысли и обычаям делового оборота.

Если кратко и без пространных сравнительных объяснений, то современные рекламные методологии относят стимулирующие мероприятия в виде стимулирующих лотерей, конкурсов, игр и им подобных к игровому маркетингу. Это совпадает и с интуитивным, изложенным ранее.

Судебное усмотрение

Если для обывателя «подобные мероприятия» – это типичные и похожие, то для юристов судейского состава это означает, что их перечень не исключительный, а открытый. И, надо заметить, в итоге судебная практика его открыла и исчерпала до нельзя.

Еще два-три года назад Федеральная антимонопольная служба в своих письмах утверждала, что мероприятие является стимулирующим только тогда, когда для участия в нем обязательна покупка товара. А, например, установление в торговом предприятии скидки таковым не является.

Однако к текущему моменту некоторые судьи, рассматривая дела по заявлениям территориальных управлений ФАС России о нарушениях в рекламе стимулирующих мероприятий, пошли гораздо дальше. По их мнению, любая мера, направленная на побуждение потребителей к каким-либо действиям является стимулирующим мероприятием.

Даже бесплатная доставка товара или льготное кредитование при его приобретении, не говоря уже о прямом дисконте на цену. Федеральные арбитражные кассационные суды отдельных округов эту формулировку поддержали.

Текущие тенденции

Последнее время широко распространилось мнение, что стимулирующее мероприятие якобы можно и нужно проводить только в форме стимулирующей лотереи, публичного конкурса или публичного обещания награды. Если к стимулирующим лотереям каких-то нареканий нет, то «стимулирующий публичный конкурс» или «рекламное публичное обещание награды» вызывают, по меньшей мере, недоумение.

Для чего нужно соблюдать в правилах стимулирующего мероприятий нормы из гл.гл. 56 и 57 ГК РФ, если такие «рекламный публичный конкурс» или «стимулирующее публичное обещание награды» изначально являются недействительными односторонними сделками в порядке ст. 168 того же ГК РФ, остается загадкой.

Ведь одно упоминание о том, что публичный конкурс проводится в целях рекламы товара или о том, что публично обещанная награда вручается за его покупку, противоречит общественно-полезным целям публичного конкурса и уникальному однократному действию одного субъекта среди любых остальных в целях получения публично обещанной награды. А несоответствие закону делает сделку ничтожной, т.е. недействительной с момента совершения и без подтверждения судебным решением.

Если же убрать из правил рекламу товара и/или условие об обязательном его приобретении, то, соответственно, такие мероприятия сразу выпадают из рода «стимулирующие», лишаясь его признаков согласно Закону о рекламе и самой цели проведения для рекламодателя. В итоге публичностью оферты и знакомой дословной терминологией по форме лишь камуфлируется происходящее по факту.

Эта «ГК-оцивизлизация» более чем сомнительна. Скорее похоже на уставщину. Такая упрощенная систематизация противоречива, неэлегантна, не имеет ни научного, ни эвристического потенциала для дальнейшего нормотворчества в рекламной сфере. Ведь основа рекламы — это прежде всего поиск новых и нестандартных решений, а не прокрустово ложе.

Полагаем, что упомянутая классификация не только выглядит искусственно теоретически, но вредна и с практической стороны. Опираясь на такие «нормативные костыли», рекламщики, по нашему мнению, на самом деле сами себе «отрезают ноги». Если, конечно, это не вызвано каким-то альтруизмом по отношению к участникам или добровольным правовым самобичеванием, что сомнительно.

Существует и иная крайность среди организаторов стимулирующих мероприятий. Уже из области риторики и лингвистики, не относящаяся к правовой природе и сути явления. С целью еще больше подчеркнуть, что проводимая рекламная акция не имеет никакого отношения к стимулирующей лотерее, организаторы полностью отказываются от использования какой-либо терминологии, напоминающей понятия из Закона о лотереях.

Например, «организатора» меняют на «исполнителя», «стимулирующее мероприятие» на «акцию», «заявки» на «регистрацию», «выигрыши» на «гарантированные подарки», «победителей» на «выявленных участников». Полагаем, что такой подход вообще не имеет каких-то разумных объяснений и перспектив. Тем более, что термины «стимулирующее мероприятие», «организатор», «выигрыши» и «заявка на участие» прямо используются Законом о рекламе.

Еще одну тенденцию наметили продавцы скидочных купонов и банки по причине некоторой безвыходности ситуации для представителей этих сфер деятельности. Купонщикам, например, сложно связать стимулирующую лотерею с каким-либо товаром или услугой, так как купоны — это лишь оформление имущественного права на скидку. Банкам же лишь недавно снова стали разрешать регистрировать стимулирующие лотереи.

Однако, не желая отказываться от принципа случайности в розыгрыше, те и другие стали прибегать к более изощренным способам его маскировки в стимулирующих мероприятиях. К примеру, для выявления победителей вводить термины «механическая выборка» вместо «случайная», прикрывая принцип определения способом его реализации. Или устанавливать в алгоритме розыгрыша формулу выбора порядкового номера регистрации победителя нахождением делителя соотношением общего количества участников к количеству выигрышей, уменьшения его до целого числа и затем выбора только порядковых номеров участников, кратных делителю.

Но при этом без формирования общего списка участников (= база данных тиража в стимулирующей лотерее) и без вмешательства с итоговыми расчетами организатора (= проведение организатором розыгрыша тиража) уравнение не работает автоматически при регистрации участников. Поэтому с полной уверенностью говорить о заранее установленном алгоритме, который сразу выявляет победителей, не приходится.

Либо стали заключать «договор пари (спора)» с участниками на их догадку о серийном номере выигрыша. Однако никаких законодательных требований об обязательном наличии выигрыша до начала проведения стимулирующего мероприятия (в отличие от тиражной стимулирующей лотереи) не существует. А аналогия с запрещенными платными пари выглядит чрезмерно дерзкой. Не исключено, что доказывать бесплатность такого «тотализатора» придется потом уже в суде при обжаловании административного штрафа за организацию азартной игры.

Рассчитывать, что подобные псевдо-термины и «мудреные» механики смогут сокрыть в стимулирующем мероприятии признаки стимулирующей лотереи от контролирующих органов — это в первую очередь обманывать самого себя и запутывать участников. Риск привлечения к ответственности за проведение стимулирующей лотереи без ее регистрации в таких случаях слишком очевиден, а в некоторых механиках, на наш взгляд, даже провоцируется. Не говоря уже о непрозрачности розыгрыша и отсутствии каких-либо прав у участников.

Отметим, что тенеденция «серых» механик псевдо-стимулирующих лотерей не является предметом внимательного рассмотрения настоящей статьи и приведена лишь в качестве дополнения для понимания общей картины.

За гранью права

Интуитивное и рекламное понимание того, что стимулирующее мероприятие имеет игровое и соревновательное начало, конечно, настораживает. Ведь история законодательства об играх – это череда запретов. Приписывание законодателю в нормотворчестве мотивы защиты прав их наивных участников игр от корыстных организаторов в большей степени из области мифов.

Для государства в игре обе его стороны — и организатор, и участник – беспечные бездельники (вопросы азартных игр и их выгоды власти и обществу в части налогообложения за рамками настоящего рассмотрения). В игре не создается ничего общественно полезного, а ее цель – сам процесс ради удовольствия или случайное обогащение.

Лишение игроков и организаторов игр судебной защиты за исключением отдельных случаев в порядке п.1 ст. 1062 ГК РФ прямое тому подтверждение. Поэтому рефлекторное желание придать законообразную форму правилам стимулирующего мероприятия в общем-то понятно.

Однако правовой вакуум в сфере официального регулирования стимулирующих мероприятий заставляет признать, что они находятся в области натурального и интуитивного права. Исключение составляют лишь стимулирующие лотереи и требования к рекламе всех стимулирующих мероприятий.

Ничего особо удивительного в этом нет. Лишь сравнительно недавно введением главы 58 в ГК РФ игры вообще получили хоть какую-то общую правовую регламентацию. До настоящего времени в доктрине не сформировалась классификация игр, до конца не определена правовая природа их институтов и их место в системе гражданского права. И стимулирующие мероприятия в этом плане не исключение.

Законодатель, исходя из приоритетов значимости для экономики, политики и общества, смог как-то обособить среди игр в отдельные институты спортивные соревнования, производные финансовые инструменты и азартные игры. В купе с лотереями нашли правовое поле и стимулирующие лотереи. Остальное до сих пор остается за рамками позитивного и в области натурального права.

Показателен совсем недавний пример, когда Минфин в одном из проектов изменений в Закон о лотереях, хотел исключить стимулирующие лотереи из его сферы и передать все стимулирующие мероприятия для регулирования Закону о защите прав потребителей. Потом все же понял всю поспешность этих метаний без системной основы и проект заменил на иной.

Натуральные обязательства «obligatio naturales» хотя и несвойственны в широком применении при романо-германской кодифицированной системе, к которой относится и российское законодательство, но известны еще римскому праву. Римские юристы установили два основных признака натуральных обязательств, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Во-первых, «кредитор лишен права требовать, должник, несмотря на это исполнивший обязательство, не может требовать обратно исполненное»; во-вторых, «под именем натуральных обязательств, в техническом смысле этого выражения, разумеются отношения, лишенные исковой защиты, но способные вызвать иные последствия, свойственные обязательственному праву».

Полагаем, что стимулирующие мероприятия вряд ли вообще когда-нибудь полностью попадут в область позитивного права в силу общего негативного отношения государства к любого рода играм и чрезвычайного разнообразия вариантов стимулирующих мероприятий, о чем речь пойдет ниже.

Не самой последней причиной отсутствия необходимости строгого нормативного контроля является и то, что стимулирующее мероприятие проводится бесплатно для его участников, т.е. в качестве дополнительного бонуса. Как говорится, «дареному коню в зубы не смотрят». А если у кого-то в силу «азарта» происходит подмена приоритетов, и товар или услуга покупаются им только для участия в мероприятии, то это уже скорее вопрос особенностей психологии отдельной личности, а не объективного критерия для вмешательства законодателя в процесс регулирования.

Вывод о том, что стимулирующие мероприятия (кроме стимулирующих лотерей) находятся за рамками официальных писаных норм можно было бы считать дискуссионным, если бы так активно не создавалась искаженная и порочная правоприменительная практика. «Рекламные публичные конкурсы» и «стимулирующие публичные обещания наград» противоречивы и непонятны с юридической точки зрения и однобоки и недостаточны для решения поставленных задач.

Придание такой правообразной по оформлению, но псевдо-законной по содержанию формы стимулирующим мероприятиям не только ограничивает организаторов в разнообразии выбора, но и вводит в заблуждение участников о том, что их права и обязанности организатора якобы регулируются законом.

Хотя, на самом деле, добросовестность проведения стимулирующего мероприятия (за исключением стимулирующих лотерей) целиком зависит от воли и порядочности организатора, а соблюдение прав участников не подлежит, к сожалению, не только судебной, но и вообще юрисдикционной защите.

Исключение составляют требования к достоверности и соответствию закону рекламы мероприятия через административное преследование и исковые требования через суд лиц, принявших участие в стимулирующем мероприятии под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором.

Участники, конечно, также не лишены самозащиты своих гражданских прав в порядке ст. 14 ГК РФ. Однако в данном случае ее пределы и соразмерность нарушениям со стороны организатора не имеют внятных границ и ясных критериев, так как в интуитивном и натуральном праве действуют нормы текущих морали, этики, сложившихся традиций и правил поведения: «дал слово – выполняй», «все по справедливости», «по-честному», «как договорились» и т.д.

По сути, любое стимулирующее мероприятие сегодня (за исключением стимулирующих лотерей) – это потенциальный «лоходром» для его участников с правовой точки зрения. Не так страшно, наверное, если для участия в нем не надо ничего покупать, хуже, когда правила проведения и реклама мероприятия, воздействуя на инстинкты, стимулируют приобретать ненужные товар или услугу. В любом случае, в обоих механиках время потребителя может быть потеряно безвозвратно.

Классификация

Из-за отсутствия прямого и полного законодательного регулирования всех видов стимулирующих мероприятий чисто юридическая классификация бессмысленна, разве что, разделить стимулирующие мероприятия на стимулирующие лотереи и прочие, находящиеся за рамками официального права, так называемые «стимулирующие заменители» (в смысле заменители стимулирующих лотерей).

Если следовать строго имеющимся скудным источникам права без учета современного судейского усмотрения, то стимулирующее мероприятие становится таковым, если в нем присутствуют следующие характерные черты:

1. рекламируется какой-либо товар;

2. для участника обязательно приобретение этого товара;

3. при приобретении товара в рамках мероприятия участник может получить какую-то материальную выгоду по сравнению с первоначальной ценой товара;

4. организатор может обусловить участие в стимулирующем мероприятии определенными дополнительными действиями для участника.

Однако современное расширительное толкование судами понятия стимулирующего мероприятия заставляет взглянуть на проблему несколько шире. Конечно, не с позиции исключительно торжества «англо-саксонского прецедента».

Но в наше время из-за многообразия и возникновения новых гражданско-правовых отношений, за которыми не успевает официальное право, не учитывать, что судебные решения все больше приобретают признаки источника права, по нашему мнению, чревато. В связи с этим предлагаются следующие определения и классификация.

Стимулирующее мероприятие является таковым, если:

1. в мероприятии рекламируется товар;

2. мероприятием или участием в нем участник побуждается приобрести этот товар.

Далее классификация будет дана, исходя их того, какие действия по объему и характеру должен совершить участник и каковы принципы порядка и алгоритма распределения выигрышей (призов) и выявления победителей. Конечно, классификацию возможно еще больше расширить, например, по возрасту участников, видам рекламируемого товара или выигрышей, ввести более удачную и точную терминологию, но в данном случае какой-то наукоемкой задачи не ставится.

Основная цель — это показать многообразие форм и механик проведения стимулирующих мероприятий. Что они, хотя и не являются в настоящий момент предметом позитивного права (за исключением стимулирующих лотерей), но, регулируясь натуральным правом, широко и повсеместно используются на практике, так как прямо не запрещены действующим законодательством и даже имеют официальную регламентацию в части рекламы. Т.е., как минимум, признан факт их существования и возможность проведения.

  • Имиджевые стимулирующие мероприятия – мероприятия рекламного характера, где до потребителя тем или иным способом доводится информация о товаре (товарном знаке, бренде, производителе или продавце товара) без обязательства его приобрести, т.е. связанные с повышением имиджа и узнаваемости товара без прямого и немедленного влияния на сбыт.
  • Коммерческие стимулирующие мероприятия – мероприятия рекламного характера, где участнику необходимо приобрести товар, т.е. непосредственно связанные с прямым увеличением продаж товара в период проведения мероприятия.
  • Далее будут рассмотрены только коммерческие стимулирующие мероприятия, так как именно они в виде стимулирующих лотерей или вместо них наиболее часто используются.

    • Стимулирующие мероприятияпассивные для участника – мероприятия, где участнику для получения материальной выгоды надо только приобрести товар в какой-то установленный срок (сезонные скидки, подарок за товар) или бессрочно (бесплатная доставка, льготное кредитование).
    • Стимулирующие мероприятияусловно активные для участника – мероприятия, где участнику необходимо еще дополнительно приобрести товар (скидка/подарок за покупку 2-го товара, покупаешь второй – третий бесплатно и т.п., т.е. посредством которых происходит стимулирование потребителя приобрести больше, чем его обычная потребность в товаре);
    • Стимулирующие мероприятияактивные для участника – мероприятия, где потребителю помимо приобретения товара в установленный срок необходимо совершить еще какие-либо действия, чтобы стать участником.
    • Стимулирующие мероприятия активные для участника в свою очередь делятся:

      по характеру действий участника:

    • Механичные – где действия участника не связаны с его индивидуальными способностями (отправить sms или письмо, собрать и предъявить упаковки товара, позвонить, найти код и зарегистрироваться и т.д.);
    • Соревновательные – где участнику, чтобы получить выигрыш, необходимо проявить некие умение, навык, способности или знание (ответить на вопросы викторины, нарисовать рисунок, написать рассказ и т.д.)
    • по порядку и алгоритму распределения/определения выигрышей и/или победителей:

    • Гарантированные – подарки или скидки всем участникам мероприятия;
    • Условно гарантированные – количество подарков ограниченно (например, оказаться в числе первых n-х по хронологии регистрации);
    • Вероятные – выигрыши не гарантированы и распределяются в определенном порядке или по определенному алгоритму, в том числе в зависимости от порядка выявления победителей, за исключением принципа случайности (победа в конкурсе, викторине, оказаться n-м при регистрации и т.д.);
    • Случайные — выигрыши и/или победители определяются по принципу случайности.
    • Как было сказано, вышеуказанная классификация не претендует на полный и самый широкий обзор всех форм и видов стимулирующих мероприятий. Главное, она отражает тенденцию реальной текущей практики и очевидно показывает, что публичный конкурс и публичное обещание награды в законе 15-летней давности не только не соответствуют существу и правовой природе рекламных акций, но и при всем желании не могут охватить всего многообразия стимулирующих мероприятий.

      Из приведенной типологии видно, что, например, публичный конкурс с его общественно-полезной целью может быть только имиджевым стимулирующим мероприятием, а стимулирующая лотерея – это коммерческое стимулирующее мероприятие, активное для участника, механичное по характеру его действий и случайное по порядку и алгоритму определения выигрышей и/или победителей.

      Термины «игра» и «игровой» в классификации не используются намеренно, так как до настоящего времени законодатель, доктрина, правоприменитель и общественное мнение до конца не определились с их значением и используют или слишком широко и размыто, или слишком узко. Практика показывает, что общеизвестность этих терминов, к сожалению, не гарантирует единообразия их понимания и применения.

      Правила проведения

      При подготовке правил проведения стимулирующего мероприятия прежде всего необходимо оставить мысль совместить несовместимое и пытаться искусственно подгонять условия под нормы публичного конкурса или публичного обещания награды. Означает ли это, что совсем не стоит использовать структуру, терминологию и лексику из глав 56 и 57 ГК РФ?

      Полагаем, что такой категоричный отказ вряд ли оправдан, равно как не будет обосновано отрицание применения некоторой дословной аналогии из положений Закона о лотереях, касающихся стимулирующих лотерей. Более того, как было указано выше, зачастую изменение терминологии непонятно в первую очередь участникам, не говоря о том, что также создает дополнительные сложности для описания механики самому организатору.

      Несмотря на несовпадение конечных целей или принципа розыгрыша сами процессы проведения в известной степени методологически схожи, ведь во всех стимулирующий мероприятиях организатором объявляется какой-то призовой фонд и в подавляющем большинстве участнику для получения награды необходимо совершить какие-то действия согласно правилам.

      Соответственно, возникают типичные или сходные по сути или оформлению взаимоотношения и процедуры, связанные с информированием и учетом участников, регистрацией их заявок на участие, определением победителей и вручением выигрышей.

      Аналогия, которая не придает дополнительной формальной законности, но удобна в плане юридической техники для описания, на наш взгляд, может быть применена в разумных пределах. Под разумным понимается выбор между рекламно-привлекательным и читабельным маркетинговым слогом и официально-нейтральной юридической лексикой с неизбежной профессиональной тавтологией или их сочетание.

      Этот выбор у организатора стимулирующего мероприятия (в отличие от организатора стимулирующей лотереи) при подготовке правил проведения есть. Отсутствие в законодательстве особых требований к структуре и последовательности изложения в правилах проведения стимулирующего мероприятия также является плюсом. Нормы Закона о рекламе дают понимание о необходимом содержании правил.

      Однако прежде чем отдать предпочтение «стимулирующему заменителю» при всей его кажущейся привлекательности (отсутствие необходимости регистрации, системного законного регулирования и внятного государственного контроля) рекомендуем вначале оценить его рекламную эффективность в части доверия и интереса к нему потенциальных участников, ознакомившись со сравнительным комплексным анализом «Отличие стимулирующего мероприятия от стимулирующей лотереи».

      Главное, на наш взгляд, чтобы выбор был информированным, а не поспешным или зомбированным.

      www.lotorus.ru

      Можно ли указывать в рекламе информацию о подарках посетителям?

      Сделали на афише пометку «каждому посетителю подарок». Будем выдавать сувениры при входе независимо от того, купил ли посетитель билет. Макет афиши https://yadi.sk/i/YBJ71_TT3GNVUw

      Можно ли указывать подобную информацию в соответствии с законом? Если нет, то что нам делать, т.к. афиши уже расклеены по городу

      Ответы юристов (8)

      Закон о рекламе не содержит в данном случае каких-либо ограничений.

      Главное — чтобы реклама была правдивой, а также ниже указана статья, которая подробно описывает общие требования к рекламе.

      Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
      (ред. от 05.12.2016)
      «О рекламе»
      Статья 5. Общие требования к рекламе
      1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
      2. Недобросовестной признается реклама, которая:
      1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
      2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
      3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
      4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
      3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
      1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
      2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
      3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
      4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
      5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
      6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
      7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
      8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
      9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
      10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
      11) о результатах исследований и испытаний;
      12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
      13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
      14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
      15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
      (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)

      16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
      17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
      18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
      19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
      20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
      4. Реклама не должна:
      1) побуждать к совершению противоправных действий;
      2) призывать к насилию и жестокости;
      3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
      4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
      5) содержать информацию порнографического характера.
      (п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

      5. В рекламе не допускаются:
      1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
      2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
      3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
      (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

      4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
      5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
      6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
      (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

      6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
      7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
      7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
      (часть 7.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)

      8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
      9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
      10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
      (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

      10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
      (часть 10.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

      10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
      (часть 10.2 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

      11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

      Есть вопрос к юристу?

      В чем конкретно проблема: бух. учет, законодательство о рекламе, защита прав потребителей?

      Уточнение клиента

      Поступила информация, что если в рекламе указано слово «подарок», то это является стимулирующим мероприятием и соответственно к нему предъявляются определенные требования. Хотел бы прояснить этот момент

      27 Марта 2017, 11:22

      Подарки посетителям допускаются, никаких нарушений Ваша реклама в этой части не содержит.

      Реклама должна быть достоверной. То есть вручать подарки действительно придется всем посетителям.

      Есть запрет на упоминание подарка по заключению договоров ренты, но это не Ваш случай.

      Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
      (ред. от 05.12.2016)
      «О рекламе»

      Статья 5. Общие требования к рекламе
      1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

      2. Недобросовестной признается реклама, которая:

      1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

      2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

      3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

      4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

      Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением
      1. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать:
      1) выражение благодарности физическими лицами, заключившими такие договоры;
      2) утверждение о том, что заключение таких договоров имеет преимущества перед завещанием жилого помещения или иного имущества;
      3) осуждение членов семьи и близких родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем;
      4) упоминание о подарках для физических лиц, принявших решение о заключении договоров ренты с рекламодателем или другим лицом.

      Здравствуйте Александр! Изучите эту статью

      рганизация планирует приобрести подарки
      для клиентов к Новому году с логотипом организации. Подарки будут
      передаваться клиентам не во время проведения официального мероприятия
      (переговоры, деловая встреча).

      Имеет ли право организация стоимость данных подарков отнести к
      представительским расходам? Может ли организация учесть подарки в
      расходах при исчислении налога на прибыль?

      По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

      В рассматриваемой ситуации расходы на приобретение подарков с логотипом
      фирмы относятся к расходам на рекламу и включаются в целях
      налогообложения прибыли в состав прочих расходов в нормированном
      размере.
      Документальным подтверждением данных рекламных расходов
      могут служить, в частности: приказ (распоряжение) руководителя,
      требование-накладная (иной документ на передачу рекламной продукции
      ответственным лицам), отчеты ответственных лиц.
      При передаче
      контрагентам подарков с символикой организации, себестоимость единицы
      которых превышает 100 руб., необходимо начислить НДС.
      Обоснование позиции:
      Налог на прибыль
      На основании п. 1 ст. 252
      НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает
      полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением
      расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
      Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
      Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

      Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
      подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
      законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с
      обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на
      территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
      документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами
      признаются любые затраты при условии, что они произведены для
      осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
      Согласно п. 2 ст. 252
      НК РФ расходы, в зависимости от их характера, а также условий
      осуществления и направлений деятельности налогоплательщика,
      подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и
      внереализационные расходы.
      В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются, в частности, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ), перечень которых содержится в ст. 264 НК РФ.
      В силу пп.пп. 22, 28 п. 1 ст. 264
      НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и
      реализацией, относятся представительские расходы и расходы на рекламу.

      Проанализируем возможность отнесения расходов, понесенных организацией в
      рассматриваемом случае, к рекламным либо представительским.
      1. Представительские расходы
      В пп. 22 п. 1 ст. 264
      НК РФ указано, что в целях исчисления налога на прибыль учитываются
      представительские расходы, связанные с официальным приемом и
      обслуживанием представителей других организаций, участвующих в
      переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
      Учет данных расходов производится в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ. В данном пункте уточняется, что к представительским расходам относятся расходы на:
      — проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, участвующих в переговорах;
      — транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
      — буфетное обслуживание во время переговоров;

      — оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по
      обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
      К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

      В целях налогообложения представительские расходы нормируются. В
      течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих
      расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на
      оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
      Из вышеприведенных положений ст. 264
      НК РФ следует, что расходы, относящиеся к представительским, должны
      быть понесены в ходе проведения переговоров. При этом перечень затрат,
      которые относятся к представительским, является закрытым, расходы на
      приобретение подарков, сувениров для представителей других организаций
      этим перечнем не предусмотрены.
      По мнению Минфина России, стоимость
      подарков (сувениров, призов), переданных представителям контрагентов во
      время деловой встречи, не может быть учтена в составе представительских
      расходов для целей налогообложения прибыли, поскольку такие затраты не
      поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

      В то же время специалисты налоговых органов допускают возможность
      признания в налоговом учете расходов в виде стоимости сувенирной
      продукции с нанесенной символикой организации представительскими
      расходами, если такая продукция вручается во время официального приема
      представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в
      целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (письма
      УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, МНС России от
      16.08.2004 N 02-5-10/51, консультация Г.Г. Лалаева, советника
      государственной гражданской службы РФ 2-го класса, к.э.н., доцента
      Государственного университета Минфина России). Позиция налоговых органов
      поддерживается судами (смотрите, например, постановления
      ФАС Московского округа от 31.01.2011 N Ф05-16032/2010 по делу
      N А40-55061/2010, от 05.10.2010 N КА-А41/11224-10 по делу
      N А41-18513/08, ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008
      N А05-12045/2007, ФАС Уральского округа от 06.03.2008 N Ф09-184/08-С3).

      Учитывая изложенное, считаем, что возможность учесть затраты на
      приобретение (изготовление) подарков для клиентов с символикой компании в
      качестве представительских расходов у налогоплательщиков имеется только
      в том случае, если подарки вручаются во время проведения официального
      мероприятия (переговоры, деловая встреча).
      2. Рекламные расходы
      Подпункт 28 п. 1 ст. 264
      НК РФ предусматривает, что к прочим расходам, связанным с производством
      и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых
      (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности
      налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая
      участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
      Налоговое законодательство не содержит расшифровки понятия «реклама». При этом п. 1 ст. 11
      НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского
      законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в
      каком они используются в этой отрасли законодательства (если иное не
      предусмотрено положениями НК РФ).
      Понятие рекламы дано в п. 1 ст. 3
      Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон
      N 38-ФЗ), согласно которому под рекламой понимается информация,
      распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
      средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
      привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
      поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
      При этом в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъясняется, что в п. 1 ст. 3
      Закона N 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц следует понимать тех лиц,
      которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной
      информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу
      реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации,
      как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает
      отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых
      реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Кроме того, в
      этом же письме поясняется, что распространение такой
      неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно
      признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том
      числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом
      организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить
      всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
      Согласно
      заданному вопросу организация вручает приобретенные подарки
      исключительно своим контрагентам, то есть получатели подарков заранее
      определены и на них рассчитано количество подарков.
      С точки зрения
      Минфина России, в ситуациях, когда круг получателей подарков известен
      (например, при дарении подарков организацией ее контрагентам
      (клиентам)), имеет место безвозмездная передача имущества, поэтому
      затраты на приобретение подарков не включаются в налоговую базу по
      налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653, от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567, от 21.03.2003 N 04-02-05/1/24). Аналогичный вывод присутствует в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2010 N 16-15/108647@.
      Вместе с тем следует отметить, что ФАС России в письме
      от 23.01.2006 N АК/582 (рассмотрев обращение ФНС России об отнесении
      сувенирной продукции к рекламе) сообщил, что нанесение юридическим или
      физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию
      (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в
      рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной
      продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в
      том числе на безвозмездной основе.
      Если следовать логике данного
      письма, то в случае, если на передаваемых контрагентам материальных
      ценностях (ручки, ежедневники, календари и т.д.) нанесен логотип или
      товарный знак организации, независимо от того, какому кругу лиц,
      ограниченному или неограниченному, предназначены подарки, их стоимость
      может быть включена в расходы на рекламу.
      Отметим, что есть письма чиновников (смотрите, например, письмо
      УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2), где с учетом
      вышеприведенного мнения ФАС разъясняется, что стоимость сувенирной
      продукции, содержащей символику организации и передаваемой в
      соответствии с обычаем делового оборота в целях установления и (или)
      поддержания взаимного сотрудничества представителям других организаций,
      учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в
      качестве расходов на рекламу. Если же сувениры не содержат логотипа
      организации и безвозмездно передаются организациям-контрагентам, то
      расходы на их приобретение не учитываются в целях налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).

      Ранее представители налоговых органов признавали рекламными, в
      частности, расходы, понесенные на приобретение (изготовление) подарков с
      наименованием и логотипом организации в рамках новогодней рекламной
      акции, в случае, когда решение о приобретении (изготовлении) подарков
      было принято с целью привлечения внимания и поддержания интереса к
      организации неопределенного круга лиц в целях реализации им услуг
      (письмо ФНС России от 09.02.2005 N 02-3-08/571 (с данным письмом можно
      ознакомиться в сети Интернет)). Смотрите также письмо УФНС по г. Москве от 26.08.2005 N 20-08/60490.

      Суды также придерживаются мнения, что подарки (сувениры) с символикой
      организации относятся к рекламным расходам, отмечая, что нанесенная на
      них символика организации доступна не только получателю, но и всем
      лицам, с которыми он взаимодействует. Информация на сувенирах направлена
      на поддержание интереса к налогоплательщику и адресована
      неопределенному кругу лиц (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 N 17АП-8697/09, ФАС Московского округа от 30.08.2007 N КА-А40/8398-07, от 16.11.2006 N КА-А40/10964-06, от 08.02.2006 N КА-А40/13572-05, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 N Ф04-4820/2006,
      ФАС Уральского округа от 27.05.2009 N Ф09-3364/09-С3 (определением ВАС
      РФ от 28.09.2009 N 12305/09 отказано в передаче настоящего постановления
      в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 28.05.2007
      N Ф09-3313/07-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.2008
      N А29-6646/2007).
      В постановлении Восемнадцатого арбитражного
      апелляционного суда от 16.02.2009 N 18АП-161/2009 судом были не приняты
      доводы налоговых органов о том, что получатели сувенирной продукции
      конкретно поименованы — это клиенты Банка. При этом суд принял во
      внимание то обстоятельство, что в первичных документах организации
      отсутствует указание на конкретных лиц, для которых предназначалась
      изготовленная сувенирная продукция.
      Согласно постановлению
      ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10953-10 в ходе выездной
      налоговой проверки инспекцией было установлено, что в нарушение пп. 28 п. 1 ст. 264
      НК РФ общество неправомерно включило в состав расходов на рекламу
      затраты на изготовление конвертов и открыток, поскольку они не могут
      быть отнесены к рекламе, т.к. предназначены для конкретных лиц. Данный
      довод был отклонен судом, поскольку действующее законодательство не
      содержит норм, устанавливающих, что изготовление открыток и конвертов
      (без указания конкретных адресатов) относится к затратам,
      предназначенным конкретному кругу лиц. Суд также указал, что понятие
      «заранее известный круг лиц» не тождественно понятию «конкретные лица». В
      первом случае к такому кругу лиц относится целевая аудитория
      (потенциальные потребители, контрагенты), а во втором — речь идет об
      указании в рекламе (в данном случае — открытке) заранее известных лиц, в
      адрес которых будет направлена соответствующая открытка или конверт. В
      результате судом сделан вывод, что отнесение к расходам на рекламу
      затрат, связанных с приобретением и рассылкой конвертов с логотипом
      предприятия, изготовлением рекламных календарей, правомерно. Аналогичное
      мнение высказано в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 N А26-12427/2009.

      Таким образом, с учетом официальной позиции и судебной практики,
      полагаем, что, если на передаваемых клиентам товарно-материальных
      ценностях (открытках с конвертами, ручках, ежедневниках, пакетах и др.)
      нанесен логотип или товарный знак организации, то независимо от того,
      какому кругу лиц, ограниченному или неограниченному, они предназначены,
      их передача может быть признана расходами на рекламу.
      На наш взгляд,
      информация о Вашей организации (ее логотип, наименование, адрес,
      телефон, сайт), указанная на подарках, в принципе, может стать доступной
      для широкого круга лиц. К примеру, лицо, получившее подарок, может
      продемонстрировать его своим коллегам, друзьям, знакомым, в результате
      чего они могут стать клиентами Вашей организации. Как мы поняли из
      вопроса, организация не составляет список конкретных лиц, которым
      предназначены подарки, на самих подарках не указаны данные лиц, для
      которых они предназначены (информация не персонифицирована). Поэтому
      можно полагать, что условие о направленности на неопределенный круг лиц
      соблюдается. Отметим также, что вопрос о наличии в размещаемой
      информации признаков рекламы должен решаться организацией самостоятельно
      с учетом конкретных обстоятельств (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37).
      В силу п. 4 ст. 264
      НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, делятся на
      ненормируемые и нормируемые. Ненормируемые рекламные расходы перечислены
      в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264
      НК РФ. Их перечень является закрытым. Затраты на приобретение
      (изготовление) подарков (нанесение логотипа) не включены в число
      ненормируемых расходов, значит (на основании абзаца 5 п. 4 ст. 264
      НК РФ), они относятся к нормируемым и признаются в целях
      налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от
      реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При этом сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ). Смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2.
      Для признания рекламных расходов необходимо их соответствие требованиям п. 1 ст. 252
      НК РФ. В частности, они должны быть подтверждены документально. В НК РФ
      не приводится конкретный перечень документов, которыми налогоплательщик
      может подтвердить рекламные расходы. По нашему мнению, при раздаче
      контрагентам подарков (сувениров) к праздникам могут быть оформлены
      следующие документы:
      — приказ (распоряжение) руководителя
      организации о проведении мероприятия (рекламной акции, например
      приуроченной к празднику) и назначении лиц, ответственных за
      определенные его этапы (в том числе и раздачу сувенирной продукции);

      — требование-накладная (например, по форме M-11) либо иной документ,
      подтверждающий факт передачи сувенирной продукции ответственному лицу
      (списание ТМЦ со склада);
      — отчеты ответственных лиц об исполнении
      приказа (распоряжения) руководителя, на основании которых с них будут
      списаны выданные ТМЦ;
      — иные документы, подтверждающие факт несения расходов и их рекламный характер.

      В случае, когда сувенирная продукция передается неограниченному кругу
      лиц (отсутствует признак персонифицированности), можно ограничиться
      указанием в отчетах только стоимости и количества переданных сувениров.

      Также в целях подтверждения рекламного характера расходов на
      праздничные подарки для контрагентов организацией может быть
      разработано, например, положение о рекламе, в котором предусмотрено
      вручение подарков своим клиентам к определенным датам для поддержания
      положительного имиджа и укрепления деловых отношений.
      В учетной
      политике для целей налогообложения организация может закрепить
      конкретный перечень расходов, относящихся к рекламным, порядок их
      документального подтверждения (перечень оформляемых документов), момент
      признания данных расходов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
      НДС
      В соответствии с п. 1 ст. 146
      НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ
      как на возмездной, так и на безвозмездной основе признаются объектом
      обложения НДС.
      При этом операции по передаче товаров в рекламных
      целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров,
      расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
      (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Сумма НДС, предъявленная поставщиком таких товаров, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости таких товаров (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276).
      Из норм главы 21
      НК РФ следует, что распространение рекламной продукции, стоимость
      приобретения (создания) единицы которой превышает 100 руб., облагается
      НДС в общеустановленном порядке (смотрите, например, письма Минфина России от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 10.06.2010 N 03-07-07/36, от 27.04.2010 N 03-07-07/17, от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123, УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276). Аналогичное мнение встречается в судебной практике (смотрите, например, постановление
      ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2011 N Ф08-3892/11). «Входной»
      НДС по товарам (работам, услугам), переданным безвозмездно, принимается к
      вычету в общеустановленном порядке на основании ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ (смотрите дополнительно письма Минфина России от 10.04.2006 N 03-04-11/64, от 23.12.2015 N 03-07-11/75472).

      Вместе с тем в судебной практике присутствует и иная точка зрения:
      передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) не облагается НДС
      независимо от стоимости рекламной продукции, поскольку стоимость
      переданного является расходами на рекламу и такая передача не может
      рассматриваться как реализация (постановления ФАС Московского округа от 26.04.2011 N КА-А40/2112-11, от 25.06.2010 N КА-А40/6610-10, ФАС Северо-Западного округа

      В п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 (далее —
      Постановление N 33) сказано, что не может рассматриваться в качестве
      операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения НДС,
      распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности
      налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или)
      реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж,
      если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть
      имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.
      С учетом п. 2
      Постановления N 33 специалисты Минфина России пришли к выводу, что
      объектом налогообложения НДС не является (независимо от величины
      расходов на их приобретение (создание)) передача каталогов и брошюр,
      бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям. В то же время передача
      потенциальным покупателям блокнотов, ручек с логотипом компании,
      стоимость которых за единицу продукции превышает 100 рублей, облагается
      НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489, от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, от 19.09.2014 N 03-07-11/46938).

      Учитывая изложенное считаем, что в рассматриваемой ситуации при
      передаче деловым партнерам подарков, расходы на приобретение (создание)
      единицы которых превышают 100 руб., следует начислить НДС с учетом п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167 НК РФ.

      В заключение отметим, что наличие обширной судебной практики по
      рассматриваемому вопросу показывает, что нельзя полностью исключить
      вероятность возникновения претензий налоговых органов при учете расходов
      на праздничные подарки контрагентам. Поэтому организация вправе принять
      решение не учитывать данные расходы в качестве рекламных во избежание
      возможных налоговых споров. Если будет принято такое решение, передачу
      подарков необходимо будет отразить как безвозмездную передачу товаров.
      Соответственно, в этом случае нужно будет начислить НДС со стоимости
      всех подарков. «Входной» НДС можно будет принять к вычету при выполнении
      условий, установленных нормами п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.
      Рекомендуем ознакомиться с материалами:
      — Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу;
      — Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли);
      — Энциклопедия решений. Налогообложение НДС передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью более 100 рублей.
      Ответ подготовил:
      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      аудитор Пивоварова Марина
      Ответ прошел контроль качества
      1 ноября 2016 г.
      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

      Россия и Германия решили вопрос с украинским транзитом газа
      Россиян обременят двумя новыми налогами
      Украинский политолог: Вороненкова убили, чтобы Киеву дали немного д…
      Рустэм Хамитов подписал долгожданный указ
      Мария Максакова: я не знаю как жить дальше
      Чубайс выступил с серьезным обвинением

      pravoved.ru