Полезные статьи

Перечень федеральных законов о юридических лицах

В законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование процедур ликвидации юридических лиц

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2016 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в ряд федеральных законов вносятся изменения, направленные на совершенствование процедур ликвидации юридических лиц.

В частности, в соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривается включение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Уточняются требования к порядку исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по соответствующему решению регистрирующего органа.

Кроме того, устанавливается, что такой порядок применяется также в случае невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) и в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» уточняются нормы о подаче и рассмотрении заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявления о возмещении должнику убытков, предусматривается направление арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дополняется перечень документов, прилагаемый к отчёту конкурсного управляющего.

В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечёт последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. Помимо этого устанавливается, что срок ликвидации общества по общему правилу не может превышать один год.

kremlin.ru

Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (изм. от 01.07.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами..»

Настоящий Федеральный закон (№223-фз от 18 июля 2011)устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

  1. государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  2. дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
  3. дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.

Применительно к сфере госзакупок, Федеральный закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определяет перечень организаций и порядок размещения ими заказов на приобретение товаров, работ, услуг.

Cкачать Федеральный закон от 18 июля 2011 N 223-ФЗ (docx)

(в редакции Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 07.06.2013 N 115-ФЗ, от 02.07.2013 N 160-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 12.03.2014 N 26-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 249-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ) с последними изменениями, ступившими в силу с 01 июля 2018 года.

Опубликовано 18.07.11, дата принятия 18.07.2011, последняя редакция: 29.06.2018

Ежедневно на форуме — ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.

www.gov-zakupki.ru

Перечень федеральных законов о юридических лицах

Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

В соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) и Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее — Правила), Федеральная служба по финансовому мониторингу формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 21 Правил Росфинмониторинг доводит Перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, а также адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являющихся субъектами — субъектами статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте.

www.fedsfm.ru

Об органах контроля (надзора), к которым не применяется Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части порядка организации и прове

В органы прокуратуры поступают вопросы от хозяйствующих субъектов о предоставлении перечня органов контроля, не подпадающих под действие Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данный перечень установлено в Федеральном законе № 294-ФЗ. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 1 указанного Закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

2) государственный контроль за экономической концентрацией;

3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) таможенный контроль;

7) государственный портовый контроль;

8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) контроль на финансовых рынках;

10) банковский надзор;

11) страховой надзор;

12) надзор в национальной платежной системе;

13)государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

13.1) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

17) контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что его нормы, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, также не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

2) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2) лицензионный контроль;

3) экспортный контроль;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

8) государственный надзор в сфере рекламы;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

vladprok.ru

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ ОТ 08.08.2001 N 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ

«Налоговый вестник», N 8, 2002

С 1 июля 2002 г. вступили в силу Федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (за исключением п.2 ст.27, который введен в действие со дня официального опубликования данного документа) (далее — Закон N 129-ФЗ) и от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон N 31-ФЗ).
Вышеуказанные Законы, определяя единые органы, правила и процедуры государственной регистрации организаций, устанавливают единый порядок регистрации, распространяющийся на всех юридических лиц, расположенных на территории Российской Федерации.
Что же изменилось в порядке регистрации юридических лиц?
1. Законом N 129-ФЗ впервые дано определение государственной регистрации юридических лиц как акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемого посредством внесения в государственный реестр:
а) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц;
б) иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом N 129-ФЗ (ч.2 ст.1 Закона N 129-ФЗ).
2. Впервые определено, что именно является моментом государственной регистрации, — им признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п.2 ст.11 Закона N 129-ФЗ).
Ранее в законодательстве Российской Федерации не раскрывалось ни понятие государственной регистрации юридического лица, ни понятие момента такой регистрации.
3. Закон N 129-ФЗ, устанавливая порядок государственной регистрации юридических лиц, распространяется на все юридические лица (в том числе с иностранными инвестициями), за исключением отдельных видов юридических лиц, для которых федеральными законами устанавливается специальный порядок регистрации (ст.10 Закона N 129-ФЗ).
В частности, иной порядок государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации, внесения изменений в учредительные документы, изменения иных сведений о юридическом лице установлен для:
— торгово — промышленных палат (п.8 ст.1 Закона N 31-ФЗ);
— кредитных организаций (п.10 ст.1 Закона N 31-ФЗ);
— общественных объединений (в том числе профсоюзов, их объединений, национально — культурных автономий, религиозных организаций, политических партий) (пп.11, 20, 25, 29, 44 ст.1 Закона N 31-ФЗ);
— благотворительных организаций (п.14 ст.1 Закона N 31-ФЗ).
4. Установлен один (единый) орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.2 Закона N 129-ФЗ).
Данный орган осуществляет государственную регистрацию юридических лиц путем:
1) принятия решения о государственной регистрации юридического лица;
2) внесения на основании указанного решения соответствующей записи в государственный реестр (ст.11 Закона N 129-ФЗ).
Исключение из указанного правила — «двухзвенный» порядок государственной регистрации юридического лица, когда решение о регистрации принимается одним органом, а внесение сведений в реестр — другим органом (регистрирующим органом, указанным в Законе N 129-ФЗ), — устанавливается в силу ст.10 Закона N 129-ФЗ для отдельных видов юридических лиц (торгово — промышленные палаты, кредитные организации и др.).
Ранее государственную регистрацию юридических лиц осуществляли различные уполномоченные на это органы:
— администрации районные, городские, районные в городах;
— Минюст России;
— Государственная регистрационная палата при Минюсте России;
— МПТР России;
— Московская инспекция по защите свободы печати при МПТР России;
— Банк России;
— Управление юстиции по г. Москве;
— органы государственной регистрации, созданные в субъектах Российской Федерации (например, в г. Москве — Московская регистрационная палата Правительства Москвы, Департамент общественных и политических связей Правительства Москвы).
5. Согласно п.2 ст.4 Закона N 129-ФЗ ведение государственного реестра осуществляется только регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ.
Ранее каждый из органов, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию, самостоятельно принимал решение о регистрации юридического лица и вел свой собственный реестр зарегистрированных юридических лиц.
6. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Такие данные могут представляться исключительно по запросам органов государственной власти (п.1 ст.6 Закона N 129-ФЗ).
Ранее также устанавливалась открытость сведений, содержащихся в реестре (п.15 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», далее — Указ N 1482), однако вопрос об ограничении доступа к сведениям личного характера, содержащимся в реестре, сроках представления информации из реестра не регулировался.
7. Установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п.2 ст.8 Закона N 129-ФЗ).
Ранее государственная регистрация юридического лица осуществлялась по месту его учреждения (п.1 ст.34 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», далее — Закон N 445-1).
8. Установлен срок государственной регистрации — не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.1 ст.8 Закона N 129-ФЗ).
При этом документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, выдается (направляется) регистрирующим органом заявителю не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (п.3 ст.11 Закона N 129-ФЗ).
Ранее было установлено два срока для осуществления регистрации:
1) один месяц с подачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины (п.4 ст.34 Закона N 445-1);
2) три дня с даты представления необходимых документов либо 30 календарных дней с даты почтового отправления (п.5 Указа N 1482).
В силу того, что более короткий срок для регистрации был установлен Указом N 1482 — нормативно — правовым актом, имеющим меньшую юридическую силу по сравнению с Законом N 445-1, у регистрирующих органов было право руководствоваться сроком, установленным данным Законом, — один месяц, что и осуществлялось на практике подавляющим большинством регистрирующих органов.
9. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации теперь является день их получения регистрирующим органом (п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее устанавливалось, что такой датой является дата фактической подачи документов в регистрирующий орган или дата почтового отправления (п.2 Указа N 1482).
10. Установлена обязанность регистрирующего органа:
— выдавать в день получения документов заявителю расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом (при непосредственной подаче документов в регистрирующий орган);
— высылать такую расписку по почте с уведомлением о вручении (при направлении документов по почте) в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов (п.3 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее такой обязанности акты федерального законодательства не содержали.
11. Способы представления документов при государственной регистрации не изменились — документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом:
1) непосредственно;
2) направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Вместе с тем Закон N 129-ФЗ указывает на возможность определения Правительством РФ иных способов представления документов.
12. Законом четко определен перечень лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных лиц при представлении документов на регистрацию. Это следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
— иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно ранее действовавшему порядку документы представлялись в регистрирующий орган учредителем предприятия либо представителями учредителя (п.2 Указа N 1482).
13. Установлен четкий и, что не менее важно, исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица (ст.12 Закона N 129-ФЗ):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, содержащее паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии) заявителя.
Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ);
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
При этом п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Ранее для регистрации создаваемого предприятия учредитель представлял следующие документы:
— заявление учредителя;
— устав предприятия;
— решение о создании предприятия или договор учредителей;
— свидетельство об уплате государственной пошлины;
— документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия (п.3 ст.34 Закона N 445-1, п.1 Указа N 1482).
Для регистрации создаваемого предприятия с иностранными инвестициями также требовалось представление:
— выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
— документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком (п.2 ст.20 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», далее — Закон N 160-ФЗ).
Кроме того, на практике данный список пополнялся документами, указанными каждым регистрирующим органом в своем положении о регистрации.
14. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее такие требования устанавливались п.3 Указа N 1482, а также непосредственно самими регистрирующими органами в своих положениях о регистрации.
15. Согласно п.5 ст.9 Закона N 129-ФЗ нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В частности, Закон N 129-ФЗ предусматривает нотариальное удостоверение документов в следующих случаях:
— нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении о регистрации юридического лица (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ);
— возможность представления нотариально заверенных копий учредительных документов создаваемого юридического лица при его регистрации (п.»в» ст.12 Закона N 129-ФЗ);
— возможность представления нотариально заверенных копий учредительных документов юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при регистрации такого лица (пп.»б» п.1 ст.14 Закона N 129-ФЗ).
Ранее такие требования устанавливались регистрирующими органами самостоятельно в своих положениях о регистрации.
16. Теперь за регистрацию уплачивается только государственная пошлина (ст.3 Закона N 129-ФЗ). Ее размер установлен согласно данной статье, а также п.18 ст.2 Закона N 31-ФЗ в п.6 ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» в размере 2000 руб.
Ранее размер государственной пошлины также не мог превышать 2000 руб., но при этом он устанавливался регистрирующими органами самостоятельно (п.3 Порядка взимания государственной пошлины за регистрацию предприятий в РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 14.06.1991 N 327).
Кроме того, за регистрацию предприятий взимался также регистрационный сбор (п.6 Указа N 1482, п.2 ст.20 Закона N 160-ФЗ, Постановление Верховного Совета РСФСР от 18.12.1991 N 2057-1 «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе», п.9 ст.15 Федерального закона от 11.06.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», Распоряжение Премьера Правительства г. Москвы от 20.05.1993 N 899-РП и пр.).
17. Документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, будет единым для всех зарегистрированных в соответствии с данным Законом юридических лиц — п.3 ст.11 Закона N 129-ФЗ определено, что форма и содержание этого документа устанавливаются Правительством РФ.
Ранее каждый орган, уполномоченный осуществлять регистрацию юридических лиц, выдавал документ о регистрации юридического лица, форма и содержание которого были установлены этим органом самостоятельно.
18. Следует иметь в виду, что согласно Закону N 129-ФЗ в случае изменения сведений о юридическом лице, указанных в п.4 ст.5 данного Закона (наименование, организационно — правовая форма, адрес постоянно действующего исполнительного органа, способ образования, сведения об учредителях, сведения о правопреемстве, способ прекращения деятельности, размер уставного капитала, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность, ИНН при его наличии), юридические лица обязаны в течение трех дней с момента такого изменения сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Ранее при внесении изменений и дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении его организационно — правовой формы учредитель предприятия был обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения в зарегистрировавший предприятие орган (п.5 ст.34 Закона N 445-1).
19. Государственная регистрация изменений, указанных в п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ, а также изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, установленном гл.VI данного Закона.
Данной главой установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (п.1 ст.17 Закона N 129-ФЗ):
— заявление по форме, утвержденной Правительством РФ;
— решение о внесении изменений в учредительные документы;
— изменения, вносимые в учредительные документы;
— документ об уплате государственной пошлины.
При регистрации изменений, не связанных с изменениями в учредительных документах, необходимо представить лишь заявление по форме, утвержденной Правительством РФ (п.2 ст.17 Закона N 129-ФЗ).
Главой VI Закона также определено, что регистрация всех вышеуказанных изменений осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона N 129-ФЗ).
Согласно п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Таким образом, для регистрации изменений в учредительных документах и (или) внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменением учредительных документов, юридическое лицо обращается в регистрирующий орган, ранее зарегистрировавший данное лицо.
При этом в случае перемены места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п.4 ст.18 Закона N 129-ФЗ).
Представление документов для регистрации всех вышеуказанных изменений, а равно их государственная регистрация осуществляются в порядке и сроки, установленные для регистрации создаваемого юридического лица ст.ст.8 — 9 Закона N 129-ФЗ (п.п.2 — 3 ст.18 Закона N 129-ФЗ).
20. В уведомительном порядке регистрация изменений в учредительных документах юридического лица осуществляется только в случаях, установленных федеральными законами (п.1 ст.19 Закона N 129-ФЗ).
Таким случаем, например, является сообщение об изменениях в уставе акционерного общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах (п.6 ст.5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Согласно п.1 ст.19 Закона N 129-ФЗ в таких случаях юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и сами изменения.
Соответствующая запись вносится в государственный реестр регистрирующим органом в срок не более чем пять дней с момента получения указанного уведомления, о чем в письменной форме сообщается юридическому лицу (п.2 ст.19 Закона N 129-ФЗ).
Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях (п.3 ст.19 Закона N 129-ФЗ).
Ранее акты, регулирующие порядок государственной регистрации юридических лиц, не предусматривали уведомительный порядок регистрации изменений и дополнений в учредительных документах организаций.
Для всех случаев внесения таких изменений действовала норма п.5 ст.34 Закона N 445-1, согласно которой при внесении изменений и дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении его организационно — правовой формы учредитель предприятия был обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения в зарегистрировавший предприятие орган.
21. Законом N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения):
— заявление о регистрации;
— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
— решение о реорганизации;
— договор о слиянии или присоединении (в случаях, определенных федеральными законами);
— передаточный акт или разделительный баланс;
— документ об оплате государственной пошлины (п.1 ст.14 Закона N 129-ФЗ).
Ранее перечень таких документов не определялся актами федерального законодательства, в связи с чем каждый регистрирующий орган устанавливал его самостоятельно.
22. Законом N 129-ФЗ определено, что государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ (п.1 ст.15 Закона N 129-ФЗ).
23. Внесены некоторые новеллы в порядок регистрации ликвидации юридического лица.
Так, Законом N 129-ФЗ установлен срок, в течение которого участники юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны уведомить регистрирующий орган об этом, — три дня (п.1 ст.20 Закона N 129-ФЗ).
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что ГК РФ установлена обязанность незамедлительного сообщения об указанном решении (п.1 ст.62 ГК РФ).
Законом N 129-ФЗ определено, что теперь не требуется участия регистрирующего органа в назначении ликвидационной комиссии и составлении промежуточного баланса — об этом регистрирующий орган только уведомляется (п.3 ст.20 Закона N 129-ФЗ).
Установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае применения процедуры банкротства)) (ст.21 Закона N 129-ФЗ).
Ранее перечень таких документов не определялся актами федерального законодательства, в связи с чем такие перечни устанавливались регистрирующими органами самостоятельно в своих положениях о регистрации.
24. Согласно Закону N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается только в случае:
1) непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
2) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ).
Ранее основаниями для отказа в государственной регистрации являлись:
— нарушение установленного законом порядка образования юридического лица (п.1 ст.35 Закона N 445-1, п.1 ст.51 ГК РФ);
— несоответствие его учредительных документов Закону (п.1 ст.35 Закона N 445-1, п.1 ст.51 ГК РФ);
— несоответствие состава представленных документов требованиям Положения, утвержденного Указом N 1482 (п.10 Указа N 1482);
— несоответствие состава сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, требованиям Положения, утвержденного Указом N 1482 (п.10 Указа N 1482);
— защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (для организаций с иностранными инвестициями — п.2 ст.20 Закона N 160-ФЗ).
25. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.3 ст.23 Закона N 129-ФЗ).
Согласно ранее действовавшему порядку было установлено два срока для принятия решения об отказе в государственной регистрации:
1) один месяц с момента подачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины (п.4 ст.34 Закона N 445-1);
2) три дня со дня представления документов на регистрацию или получения их по почте (п.10 Положения, утвержденного Указом N 1482).
В силу того что более короткий срок для принятия решения об отказе в регистрации был установлен Указом N 1482 — нормативно — правовым актом, имеющим меньшую юридическую силу по сравнению с Законом N 445-1, у регистрирующих органов было право руководствоваться сроком, установленным этим Законом, — один месяц.
26. Установлены основания, при которых должностные лица регистрирующих органов несут ответственность за нарушение порядка государственной регистрации (п.1 ст.24 Закона N 129-ФЗ). Такими основаниями являются:
— необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст.23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации;
— неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
— иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ;
— отказ в представлении сведений, содержащихся в государственном реестре;
— несвоевременное представление сведений, содержащихся в государственном реестре.
Однако мер ответственности должностных лиц регистрирующего органа Закон N 129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.
При этом Закон N 129-ФЗ устанавливает такую меру ответственности регистрирующего органа, как возмещение ущерба, причиненного отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п.2 ст.24 Закона N 129-ФЗ).
Ранее законодательством предусматривалась возможность взыскания не только ущерба, но и убытков в целом, нанесенных в результате незаконного отказа в регистрации предприятия (п.2 ст.35 Закона N 445-1).
27. Закон N 129-ФЗ установил основания, при которых наступает ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации:
— непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений;
— несвоевременное представление необходимых для включения в государственный реестр сведений;
— представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений (п.1 ст.25 Закона N 129-ФЗ).
Однако мер ответственности указанных лиц Закон N 129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.
28. Установлено право регистрирующего органа обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае:
— допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ, п.2 ст.61 ГК РФ);
— неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ).
Ранее были установлены:
— возможность признания недействительной судом регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (п.2 ст.61 ГК РФ);
— обязанность регистрирующего органа обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными учредительных документов юридического лица в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, нарушения порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов законодательству Российской Федерации (п.п.11 — 12 Указа N 1482);
— право любого заинтересованного лица в течение шести календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (п.13 Указа N 1482).
29. Пунктом 3 ст.26 Закона N 129-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу данного Закона, представить в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу (то есть не позднее 1 января 2003 г.) в регистрирующий орган следующие сведения:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, также наименование юридического лица на этих языках;
2) организационно — правовая форма;
3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
4) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
5) сведения об учредителях юридического лица;
6) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ИНН при его наличии.
Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Исходя из норм п.1 ст.18 Закона N 129-ФЗ, п.2 ст.54 ГК РФ регистрирующим органом, куда обязаны подавать названные сведения такие юридические лица, будет орган по месту прежней регистрации юридического лица.

Подписано в печать И.Ю.Липатова
15.07.2002 Юрисконсульт

www.rsmrus.ru