Полезные статьи

Пенсия по старости консультант плюс

Пенсия по старости консультант плюс

Прежде всего, определим, кто имеет право на страховую пенсию по старости. На нее могут рассчитывать мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла) определенного размера (ст. 8 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2016 г. составляет семь лет с последующим ежегодным увеличением на год до достижения 15 лет в 2024 г. (ч. 1 — 2 ст. 35 Закона N 400-ФЗ). Также с 01.01.2016 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 (ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Далее, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо знать порядок расчета страховой пенсии по старости.
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле (ст. 15 Закона N 400-ФЗ):

СП = ПК x С x К + ФВ x К,

где СП — страховая пенсия по старости;
ПК — сумма всех годовых пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина;
С — стоимость одного пенсионного коэффициента (так называемый пенсионный балл) по состоянию на день, с которого назначается пенсия;
К — повышающие (так называемые премиальные) коэффициенты (индексы) к страховой пенсии и фиксированной выплате (различны для фиксированной выплаты и стоимости пенсионных баллов);
ФВ — фиксированная выплата.
Для определения параметров, влияющих на размер пенсии, рассмотрим элементы формулы подробнее.
Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл) — показатель, оценивающий каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР (ч. 9 — 14 ст. 15 Закона N 400-ФЗ).
При расчете страховой пенсии берется сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 01.01.2015. При расчете суммы баллов за периоды до 01.01.2015 подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 01.01.2015 — 64,10 руб.
В виде формулы это можно представить следующим образом:

Сумма пенсионных баллов за периоды до 01.01.2015 = СЧ / С,

где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 без учета фиксированного базового размера и накопительной части пенсии;
С — стоимость одного балла по состоянию на 01.01.2015 (64,10 руб.).

Сумма пенсионных баллов за периоды после 01.01.2015 = СВ / МВ x 10,

где СВ — сумма страховых взносов на формирование страховой пенсии по тарифу 10 или 16% (тариф зависит от выбора гражданина — формировать накопительную пенсию или нет);
МВ — сумма страховых взносов с максимальной зарплаты, облагаемой взносами, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%.
Кроме того, учитываются баллы за иные засчитываемые в страховой стаж периоды. Например, в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет применяется балл 1,8 (ч. 12 — 14 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ). Данные баллы прибавляются к сумме уже исчисленных по вышеуказанным формулам баллов. При определении суммы баллов таким образом вышеуказанные периоды учитываются, если они (по выбору гражданина) не учтены уже при исчислении размера страховой пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца (ч. 10 ст. 15 Закона N 400-ФЗ).

Обратите внимание!
Количество пенсионных баллов за год ограничено и различается для тех, кто выбрал формирование накопительной пенсии, и тех, кто отказался от нее. При этом максимальное значение будет поэтапно увеличиваться с 2015 до 2021 г. (ч. 19 ст. 15 Закона N 400-ФЗ; Приложение N 4 к Закону N 400-ФЗ):
— для тех, у кого в соответствующем году пенсионные накопления не формируются, с 7,83 балла в 2016 г. до 10 баллов в 2021 г.;
— для формирующих пенсионные накопления с 4,89 балла в 2016 г. до 6,25 балла в 2021 г.

Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла), по общему правилу, каждый год с 1 февраля увеличивается не менее чем на индекс роста потребительских цен за прошедший год, а с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете ПФР на очередной год и плановый период (ежегодное увеличение стоимости пенсионного балла не может быть меньше индекса роста потребительских цен за прошедший год) (ч. 20 — 22 ст. 15 Закона N 400-ФЗ).

Однако с 01.01.2016 до 01.01.2017 действие данного положения (об индексации стоимости пенсионного коэффициента) приостанавливается (п. 2 ст. 1 Закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).
При этом с 01.02.2016 стоимость одного пенсионного коэффициента увеличена на коэффициент, равный 1,04, и установлена в размере 74,27 руб. (ч. 10 ст. 15 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона N 385-ФЗ).

Примечание. На период с 01.02.2015 до 31.01.2016 стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 71,41 руб. (п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 39, ч. 1 ст. 5 Закона N 385-ФЗ).

К страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии (ст. 16 Закона N 400-ФЗ), — аналог фиксированного базового размера в прежней пенсионной формуле.
Предполагается, что размер фиксированной выплаты ежегодно увеличивается на коэффициент (индекс), утвержденный Правительством РФ. Этот индекс не может быть ниже уровня инфляции за предыдущий год (ч. 6 — 7 ст. 16 Закона N 400-ФЗ).
Однако с 01.01.2016 до 01.01.2017 действие данного положения (об индексации размера фиксированной выплаты) приостанавливается (п. 2 ст. 1 Закона N 385-ФЗ).
Вместе с тем с 01.02.2016 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной 4558,93 руб. (ч. 1 ст. 16 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 6 Закона N 385-ФЗ).

Примечание. На период с 01.02.2015 по 31.01.2016 размер фиксированной выплаты составляет 4383,59 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 40; ч. 7 ст. 16 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Фиксированная выплата в увеличенном размере предусмотрена (ст. 17 Закона N 400-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 249):
— для инвалидов I группы;
— граждан, достигших возраста 80 лет;
— граждан, работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— граждан, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Обратите внимание!
Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости одного пенсионного коэффициента не производится пенсионерам, осуществлявшим работу (иную деятельность), в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 7 Закона N 385-ФЗ).

При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию или в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии при определении размера фиксированной выплаты применяется коэффициент ее повышения согласно Приложению 2 к Закону N 400-ФЗ (ч. 4 — 5 ст. 16 Закона N 400-ФЗ).
Итак, на размер страховой пенсии по старости влияют:
— сумма начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования, зависящая, соответственно, от размера «белой» зарплаты;
— ваш возраст (больше 80 лет или меньше);
— наличие инвалидности I группы и изменение группы инвалидности;
— количество находящихся у вас на иждивении нетрудоспособных членов семьи;
— проживание и выработка необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
— сразу ли вы выходите на пенсию по достижении пенсионного возраста или нет;
— формируете ли вы пенсионные накопления.

Связанные вопросы
Как рассчитать накопительную пенсию? >>>
Кто и как управляет накопительной пенсией? >>>
Кто имеет право на социальную доплату к пенсии? >>>
Каков размер социальной доплаты к пенсии? >>>

vkons.ru

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

22 апреля 2015

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено работникам (как мужчинам, так и женщинам) по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.

Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение устанавливается работникам Государственной противопожарной службы МЧС России.

В Государственную противопожарную службу в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе» утверждено Положение о Федеральной противопожарной службе (далее — Положение № 385), пунктом 1 которого установлено, что Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 69-ФЗ и Положением № 385 (пункт 3) федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы включает в себя, в том числе подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).

Необходимо учитывать, что приказом МЧС России от 28.08.2008 № 507 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № Пр-1494, было предусмотрено проведение с 1 января 2009 года организационных мероприятий по созданию подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в подразделения федеральной противопожарной службы и др. Таким образом, переименование подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в подразделения федеральной противопожарной службы не лишает права работников таких подразделений на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Работники договорных подразделений федеральной противопожарной службы также могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженных с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Досрочное назначение страховой пенсии сотрудникам федеральной противопожарной службы связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.

Следовательно, правовых оснований для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ работникам противопожарных служб субъектов Российской Федерации не имеется. Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 552-О-О. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктом 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, установленные названным пунктом, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пункте 18 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

www.pfrf.ru

Онлайн-консультация
Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

Для получения консультации заполните форму. Специалисты ОПФР по Ростовской области готовы ответить на вопросы, связанные с:

  • реализацией Программы государственного софинансирования пенсии;
  • уплатой страховых взносов, поступающих по обязательному пенсионному страхованию юридических и физических лиц;
  • представлением отчётности страхователями;
  • назначением и выплатой пенсий;
  • получением сертификатов и распоряжением средств материнского (семейного) капитала;
  • переводом средств накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании.

ОТВЕТЫ

Доброе время суток! У меня сын в 10 лет получил инвалидность и 2 года был ребенком-инвалидом.Могу ли я выйти на пенсию в 50 лет?

Корнева Марина Ивановна

При определении права на досрочную пенсию по старости не имеет значения, является ли ребенок инвалидом на момент установления пенсии его родителю. Срок, в течение которого ребенок должен иметь инвалидность, чтобы его родители приобрели право на досрочное пенсионное обеспечение, в законодательстве не определен. Следовательно, этот период может составлять и два года, как в вашем случае.
Таким образом, для установления досрочной страховой пенсии родителю ребенка-инвалида необходимо представить документы, подтверждающие страховой стаж, заработок за 60 месяцев до 01.01.2002 года (либо берутся данные о заработке из индивидуального лицевого счета за 2000-2001 годы), свидетельство о рождении ребенка, документы, подтверждающие статус ребенка-инвалида, и факт воспитания ребенка до восьмилетнего возраста.

Добрый день! Скажите пожалуйста, у меня умер бывший муж, мы с ним в разводе. У нас есть дочь 12 лет. Я второй раз вышла замуж и развелась. Теперь у меня с дочерью разные фамилии. При подаче документов на пенсию по потери мне как доказать, что это моя дочь, в паспорте не вписана.

Куваева Оксана Алексеевна

Я уже как 6 месяцев подал документы на пенсию и до сих пор нет.

Ашот Арутюнян Захарович

Здравствуйте, я подавала заявление 28.09.17 «по потери кормильца», точнее продлевала, после исполнения 18-летия, т.к я учусь на очной форме. Прошёл уже месяц, деньги так еще и не пришли, вот, хочу узнать, когда они будут зачислены?

Лихобабина Алина Владимировна

Какого числа начислят пенсию по потере кормильца, если я подала справку в сентябре?

Гусак Татьяна Алексеевна

Здравствуйте, у меня ребенок инвалид, 20 сентября получили справку в мсэк повторно, 13 числа писала заявление. Пенсия до сих пор не пришла. Еще дело в том, что сейчас другая фамилия.

cons-rost.ru

О праве медицинских работников на досрочную пенсию

Анна Шорина,
старший юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»

Нередки случаи, когда работники муниципальных и государственных поликлиник и больниц переходят работать в коммерческие клиники. При этом разницы в самой работе медики не видят, ведь они продолжают выполнять те же обязанности, что и на предыдущем месте работы, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Однако, как показывает практика, суды такую разницу видят, в частности, по вопросу включения стажа работы в данных организациях в стаж, дающий право на досрочное назначение работникам здравоохранения трудовых пенсий.

Работница трудоустраивается в коммерческую клинику на должность медицинской сестры. Клиника создана в форме общества с ограниченной ответственностью, оказывает платные услуги населению по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи и имеет необходимые лицензии.
Неплохо было бы знать, работая медсестрой, будет ли включаться стаж работы в данной клинике на указанной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение работнице трудовой пенсии.
По нашему мнению, право сотрудницы на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная). Однако в правоприменительной практике отсутствует единый подход к разрешению данного вопроса. И здесь нужно разбираться подробно.
При несогласии гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, суд вправе разрешить вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 указанной статьи Правительство РФ Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило Список, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Список должностей и учреждений).
Должность медицинской сестры содержится в указанном Списке. При этом в перечне учреждений не указаны коммерческие клиники, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, однако указаны поликлиники всех наименований (п. 9 Списка должностей и учреждений).
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 3.3 Постановления от 03.06.2004 № 11-П, по смыслу статей 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество — государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Данная правовая позиция также нашла свое отражение и в определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 № 520-О-О, от 23.06.2009 № 906-О-О, от 23.09.2010 № 1183-О-О, где отмечено, что, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В связи с этим назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не должно зависеть от организационно-правовой формы учреждения, осуществляющего услуги по оказанию медицинской помощи, осуществлению иной лечебной деятельности, формы собственности юридического лица, поскольку назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии в данном случае должен решаться исходя из характера и специфики выполняемой работы по занимаемым должностям, нагрузки, а также с учетом направления деятельности данных учреждений (организаций).
С учетом указанной позиции Конституционного Суда РФ термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения. К такому выводу пришли некоторые суды (Определение Московского областного суда от 10.11.2011 по делу № 33-21612, Определение Московского областного суда от 09.02.2012 по делу № 33-3319/2012, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.09.2012 по делу № 33-5314/2012, Апелляционное определение Московского областного суда от 20.12.2012 по делу № 33-23957/2012).
Вместе с тем, со ссылкой на указанные Определения Конституционного Суда РФ, некоторые суды пришли к противоположному выводу: общество с ограниченной ответственностью не является учреждением здравоохранения в том смысле, в котором это предусмотрел законодатель, утверждая перечень учреждений здравоохранения, которым следует руководствоваться при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением медицинской деятельности (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 25.06.2012 по делу № 33-5263).
В целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного суда РФ 11.12.2012 принял Постановление № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее — Постановление Пленума № 30).
Как разъяснено в п. 17 указанного Постановления, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п.п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 Постановления Пленума № 30).
К сожалению, указанные разъяснения окончательно не устранили имевшиеся в правоприменительной практике противоречия. Так, ряд судов со ссылкой на указанный пункт Постановления Пленума делают вывод о том, что понятие «учреждение здравоохранения» охватывает не любую организационно-правовую форму деятельности юридических лиц (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 31.01.2013 по делу № 33-197/2013(33-8383/2012, Определение Ленинградского областного суда от 30.05.2013 № 33-2542/2013).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ). При этом некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
С учетом вышеизложенного суды делают вывод о том, что коммерческие организации, в том числе в обществе с ограниченной ответственностью, имеют своей целью извлечение прибыли, и работа в этой организации не может быть включена в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.04.2012 по делу № 33-3576/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.05.2013 по делу № 33-5669/13).
Со ссылкой на абз. 2 п. 17 Постановления Пленума № 30 суды приходят к выводу, что стаж работы в клинике, являющейся коммерческой организацией, может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, только в случае, когда эта коммерческая организация создана в результате реорганизации учреждения, при условии сохранения прежнего характера профессиональной деятельности работников учреждения (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 08.04.2013 по делу № 33-1240/2013).
Таким образом, единая правоприменительная практика по данному вопросу на сегодняшний день отсутствует.
Вместе с тем в п. 16 Постановления Пленума № 30 ВС РФ разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
На основании указанного разъяснения, в частности, Новосибирский областной суд в Апелляционном определении от 04.06.2013 № 33-4335/2013 признал правомерным включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в клинике, созданной в форме ООО, поскольку медицинская клиника, созданная в форме ООО, в которой работал истец, является действующим юридическим лицом, поставленным на учет в налоговом органе, согласно положениям устава и имеющимся лицензиям, основными видами деятельности общества является, в том числе, оказание медицинских услуг, включая стоматологические.
Также суд указал, что должность врача-стоматолога-хирурга предусмотрена штатным расписанием ООО, в его должностной инструкции указано, что основной задачей является оказание квалифицированной лечебно-диагностической и профилактической помощи пациентам, нуждающимся в стоматологическом лечении.
Дополнительным аргументом в пользу возможности отнесения клиник, созданных в форме коммерческих организаций, к медицинским учреждениям в смысле, придаваемом этому понятию пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, является издание Минздравсоцразвития России Приказа от 15.05.2012 № 543н, вступившего в силу 04.01.2013, которым утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее — Положение).
Как указывалось выше, в Списке должностей и учреждений поименованы поликлиники всех форм собственности.
В соответствии с п. 2 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1—27 к Положению.
Как установлено в п. 2 Правил организации деятельности поликлиники, являющихся приложением № 1 к Положению, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Кроме того, пункт 4 Положения указывает, что первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению как в качестве бесплатной, так и в качестве платной медицинской помощи.
Указанные нормы, на наш взгляд, подтверждают возможность отнесения к учреждениям здравоохранения клиник, созданных в форме коммерческих организаций.

www.tls-cons.ru