Полезные статьи

О и а в корне раст рос правило

Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные

В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные. Гласных всего шесть — это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки — ударные и безударные имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я – йа, ю – йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями — обозначают мягкость согласного звука в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется гласный звук, выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул – слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки — что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звук часто находится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше – тем сильнее редукция. Например, в слове «колобок» ударным является последний звук «о» — в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, проверочных слов, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай – это безударные гласные звуки в непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав однокоренное слово, где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора — горный, вода — водный, дожди — дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке – великое множество.

  • Примечание: В том случае, когда в корне слова стоит буква, обозначающая ударный слог «йо» («ё»), в безударном варианте она сменится на «е». Например: мёртвый — мертвец, клёны — кленовый, расстёгнутый — расстегнуть.
  • Правописание корней в словах разного происхождения

    Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

    Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

    Чередование безударных «а» и «о» в корнях

    Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях родственных слов. Один из вариантов чередования – «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

    • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
    • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
    • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» — «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
    • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» — «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение – полог.
    • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
    • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй – в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
    • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.
    • Как чередуются «и» и «е»

      Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

      Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует – «е». Примеры: побираться – заберет; прижигание – выжегшая; расстилается – стелить; блистательная – блестящий; замирать – замереть; оттирать – оттереть; отдирать – отдерет; отпирать – отпереть; почитать – вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

    • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
    • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

    Чередование буквы «а» («я») с буквосочетанием «им» («ин») в корнях

    Буква «а» («я») чередуется в корнях с буквосочетанием «им» («ин») в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать – принято, начинать – начато.

    Гласные звуки – ударные и безударные – есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней – только малая часть большого айсберга.

    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

    Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

    Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

    В чем заключается сложность?

    В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

    • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
    • слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
    • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.
    • Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

      Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова

      Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

      Примеры слов

      Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

    • Как написать правильно слово «ух. дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
    • Как написать правильно слово «аргум. нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».
    • Особенности правила

      Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.

      Итак, рассмотрим слова «посв. щение» и «просв. щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв. щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

      Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

      Какие трудности могут возникнуть?

      Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

      Рассмотрим несколько из них:

    • покорять — покорный;
    • образцовый — образчик;
    • постигать — постигнуть;
    • извинение — невинный;
    • пастух — подпасок или пас;
    • неиссякаемый — иссякнуть;
    • поглощать — глотка;
    • нагромождать — громоздкий;
    • обнажать — наг;
    • разлиновать — линия.
    • Примечание

      Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

    • Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
    • Опоздать — поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
    • Затопить — затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
    • Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.
    • Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

      Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

      В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

      Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

      В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

      Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

    • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
    • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
    • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
    • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
    • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
    • железнодорожный, желать;
    • заинтересовать, завтрашний;
    • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
    • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
    • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
    • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
    • наваждение, неохотно, наречие;
    • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
    • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
    • реальный, режим, рецензия, решить;
    • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
    • торопливый, торжественный, традиционный;
    • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
    • филармония, философия, фразеологизм;
    • характер, характеристика;
    • церемония;
    • человек;
    • шедевр;
    • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.
    • fb.ru

      Русский язык

      Презентация необходима для повышения эффективности восприятия материала у обучающихся.

    • изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-;
    • научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
    • развить исследовательские компетентности учащихся;
    • научить различать безударные и чередующиеся гласные;
    • учиться давать оценку полученным знаниям.
    • Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме «Драгоценные частицы».

      Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.

      Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.

      Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.

      Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.

      Данная презентация будет полезна как мультимедийное сопровождение к урокам по теме «Правописание наречий». В ней представлен наглядный материал по следующим орфограммам «Буквы а и о на конце наречий с приставками из-,до-с-, в-, на-, за-» и «Дефис между частями слова в наречиях».

      После иллюстративного материала даны упражнения на закрепление. Некоторые из них носят дифференцированный характер. В начале презентации также даны задания на различение наречий и других частей речи и задания на повторение правописания не- с наречиями.

      Презентация заканчивается заданием для проведения этапа «Рефлексия» на уроке.

      Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.

      Цели и задачи урока:

      1. дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
      2. способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

      Целевая аудитория: для 7 класса

      Презентация для учителей русского языка. Повторение и закрепление темы «Дополнение». 5 класс.

      В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

      Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

      ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

      Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

      Морфемика – один из тех разделов лингвистики, изучение которого в среднем звене вызывает у учащихся наибольшие трудности, поскольку в начальной школе строение слов изучается на элементарном уровне (обходятся стороной сложные случаи).

      Вместе с тем умение видеть структуру слова и те элементы, из которых слово состоит, лежит в основе изучения правописания. Принцип единообразного написания морфем является главным принципом русской орфографии. Большинство орфографических ошибок в речи учащихся связаны с отсутствием навыка анализа строения слова при написании. Именно поэтому при разработке данного ЭОР была предпринята попытка собрать и систематизировать материал, который позволит организовать работу по формированию «морфемной зоркости» и навыка морфемного разбора слова.

      Предложенный материал может быть использован при изучении раздела «Морфемика» в 5 классе и при повторении и изучении смежных тем в 6-7 классах (при изучении причастия и деепричастия, наречия).

      ЭОР создан в программе ActivInspire для работы с интерактивной доской ActivBoard Promethean, а также представлен в программе Microsoft PowerPoint. Оба варианта ЭОР позволяют на уроке работать с текстовой информацией.

      Представленные типы заданий направлены на формирование аналитического мышления учащихся, навыков синтеза и анализа материала, необходимых не только в стенах школы на уроках русского языка.

      Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

      Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

      Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.

      Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

      В общеобразовательных школах с каждым годом растёт число выпускников, сдающих обязательный экзамен по русскому языку в формате ГВЭ.
      Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах с учётом возможностей разных категорий его участников: учащихся с ОВЗ и учащихся без ОВЗ. Большинству выпускников предлагается на экзамене написать изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение.
      Для подготовки к экзамену учащихся с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи на сайте ФИПИ представлены 6 вариантов экзаменационных работ с пометой «К» .
      Комплекты изложений с творческим заданием (с пометой «К») имеют свою специфику.
      Хочу поделиться теми текстами, которые нашла и переработала для подготовки к ГВЭ-9 своих учащихся.

      Данный электронный образовательный ресурс является результатом поиска и переработки материала по истории русского языка, доступного для понимания учащимися среднего звена общеобразовательной школы, увлекающихся изучением родного слова.

      Материал скомпонован таким образом, чтобы учитель мог варьировать содержание занятия в зависимости от уровня подготовленности учащихся, продолжительности занятий, направленных на подготовку участников предметных олимпиад. Отдельные блоки могут быть использованы учителем в рамках урока в качестве интересной справки о прошлом языка.

      Материал будет полезен при проведении урока, посвящённого Дню славянской письменности, поскольку затрагивает вопросы становления графики.

      Каждый блок включает в себя теоретический и практический материал.

      Целевая аудитория: для 5 класса

      Презентация «Чередование гласных в корне слова» для учителей русского языка. 6 класс. Урок повторения и закрепления полученных знаний.

      Чередование А – О
      Чередование Е – И

      Презентация составлена по теме «Бессоюзное сложное предложение». Разработка отражает правила постановки двоеточия и тире в БСП. Наглядно представлены условия постановки знаков препинания в БСП. Презентация поможет учителю при подготовке к уроку по данной теме. Материал также будет полезен учащимся 9 класса и при подготовке к ЕГЭ.

      В данной презентации показаны приёмы сжатия текста на примере текста М. Зощенко из демоварианта ФИПИ с маркировкой «К» за 2018г.

      Целевая аудитория: для 9 класса

      Варианты созданы для качественной подготовки к ЕГЭ 2018 по русскому языку. Могут использоваться для проведения самостоятельных пробных ЕГЭ в школах. В конце тестов содержатся ответы ко всем заданиям, а также критерии для проверки сложной, второй части теста.

      Текст, выразительные средства в тексте, орфография, лексика, синтаксис (позиции 2-14 ОГЭ).

      На выполнение работы даётся 45 минут.

      Работа включает 13 заданий. Ответы к заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр.

      2 варианта с ответами.

      Данная презентация используется как сопровождение к обобщающему уроку русского языка в 6 классе по теме «Местоимение». Но может быть использована и при изучении отдельных тем, так как содержит тематические блоки по каждому из разрядов местоимений. Презентация может быть использована как учителем на различных этапах урока, так и учащимися для самостоятельного изучения нового материала или повторения, закрепления и обобщения изученного по данной теме. Кроме того, данный образовательный ресурс может быть использован учителем и учащимися при подготовке к ВПР и ГИА по русскому языку.

      Целевая аудитория: для 6 класса

      Диагностическая работа по русскому языку для 11-х классов и 12-х классов вечерних ОО проводится в форме заданий с кратким ответом. Все задания в работе — с кратким ответом в виде слов, цифр (чисел)или последовательности цифр (чисел) и слов.
      Цель работы –подготовка учащихся к ЕГЭ: освоение содержания и техники выполнения заданий с кратким ответом (задание7 единого государственного экзамена), а также освоение навыков информационной обработки и анализа текста как речевого произведения (задания 1 –3, 21–25 ЕГЭ). Каждый из вариантов КДР включает 9 заданий.

      Целевая аудитория: для 11 класса

      Диагностическая работа по русскому языку для 10 классов, а также 11 классов вечерних школ проводится в форме заданий с кратким ответом. Все задания в работе — с кратким ответом в виде слов, чисел или последовательности чисел и слов.

      Цель работы – подготовка учащихся к ЕГЭ: освоение содержания и техники выполнения заданий с кратким ответом (задания 4–6, 8–20 единого государственного экзамена).

      Каждый из вариантов КДР включает 16 заданий, которые выполняются учащимися на бланках ЕГЭ (бланк ответов No 1). Верное выполнение заданий 1-10, 12-16оценивается одним (1) баллом; задание 11 – двумя (2) баллами. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 9 баллов.

      При выполнении работы не разрешается пользоваться словарями, справочниками, таблицами.

      Целевая аудитория: для 10 класса

      Краевая диагностическая работа по русскому языку выполняется в форме деформированного текста и 6 заданий с кратким ответом. Представлено 4 варианта работы.

      www.uchportal.ru