Полезные статьи

О гпд в законе об образовании

ГОРОДСКОЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

Правовые аспекты групп продленного дня

Правовые аспекты организации групп продленного дня

Группы продленного дня в начальной школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. Автор статьи предлагает обратить внимание на особенности организации деятельности учащихся в группах продленного дня.

Согласно п. 28 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (далее – Типовое положение), общеобразовательное учреждение (далее – школа) вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей) обучающихся. В данном случае слово «вправе» означает, что принятие решения о создании группы продленного дня целиком находится в компетенции школы. Ни учредитель, ни вышестоящие органы управления образованием, ни родители (законные представители) учащихся не могут требовать создания группы продленного дня, если школа не имеет на то желания или возможности.

Современное законодательство Российской Федерации, в т. ч. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), не содержит точного определения понятия «группа продленного дня» (в Законе об образовании об этих группах вообще не сказано ни слова). Однако это не должно препятствовать созданию таких групп в школах.

Согласно методическим рекомендациям «Организация и режим работы группы и школ продленного дня», утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79 (далее – Методические рекомендации), группы продленного дня представляют собой одну из форм общественного воспитания детей, располагающую большими возможностями для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

Группы продленного дня создаются в школе для учащихся 1–8-х классов при наличии необходимой материальной базы и при условии, что их организация не приведет к увеличению сменности занятий в школе.

Рекомендуется комплектовать группы продленного дня из учащихся одного класса либо из учеников параллельных классов. Наполняемость групп продленного дня в школе установлена в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 26 Типового положения при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп продленного дня с меньшей наполняемостью (определяется уставом школы). Время пребывания детей в группе продленного дня – до 18.00 – 19.30.

Группу продленного дня целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций или на одном этаже, что позволяет организовать дифференцированный режим и более эффективно использовать все выделенные помещения, включая рекреации.

Для учащихся 2–4-х классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделять помещения, предназначенные для игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию учащихся, дневного сна для ослабленных детей.

Важным психогигиеническим условием пребывания детей в группе продленного дня является включение в интерьер группы элементов домашней обстановки. Это способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению группы, повышает ее воспитательное значение.

В период пребывания в группе продленного дня дети должны переодеваться, поэтому рекомендуется иметь индивидуальные шкафчики для хранения сменной одежды, обуви и гигиенических принадлежностей. Их можно разместить в игровой или классной комнате, рекреации или другом помещении учебной секции начальных классов.

Методические рекомендации, а также действующее законодательство уделяют повышенное внимание организации групп продленного дня в начальной школе, особенно организации групп продленного дня для первоклассников.

Согласно Методическим рекомендациям минимум необходимых помещений для группы продленного дня учащихся первых классов предполагает наличие спальни и игровой комнаты. При отсутствии в школе специальных помещений для этих целей могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью (шкафами, одноярусными кроватями). Наличие таких помещений предусматривается для групп, состоящих из учащихся только одного класса.

Из письма Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» следует, что обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей). Внеучебная деятельность детей организуется в соответствии с их интересами и желаниями. Такие виды деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и прочее, должны продолжаться не более 30 минут.

Первоклассники, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются трехразовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3–4 часа. Для детей седьмого года жизни и ослабленных детей рекомендуется проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник – с 16.20 до 16.30 (после дневного сна продолжительностью 1,5–2 часа).

Те же требования содержит п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться не менее двух раз в течение дня общей длительностью 2,5–3 часа. При необходимости (по заявлению родителей) работа групп продленного дня может быть продолжена в каникулы.

Первое направление деятельности групп продленного дня – организация выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка). При этом воспитателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся;
  • начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности);
  • ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для вторых классов – 1,5–2 часа; для третьих и четвертых классов – 2–2,5 часа;
  • предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика;
  • предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей;
  • проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1–2 минуты по мере проявления учащимися утомления;
  • предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
  • Второе направление деятельности групп продленного дня – внеучебная деятельность: занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.

    Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 минут для учащихся 2-х классов и 1,5 часа – для учащихся 3–4-х классов с 5–10-минутным перерывом в середине занятий.

    Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1–2 раз в месяц.

    Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1–2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 минут; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров – не чаще 1–2 раз в месяц.

    Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.).

    Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возраст­ных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.

    Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.

    Немаловажное место в организации групп продленного дня занимает процесс комплектования их квалифицированными педагогическими кадрами. Основной является должность воспитателя группы продленного дня, соответствующая должности «воспитатель» (с 7-го по 14-й разряд), предусмотренной тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утв. постановлением Минтруда России от 11.11.1992 № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» (далее – тарифно-квалификационные характеристики). Данное соответствие (тождество) в законодательном порядке закреплено приказом Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 № 440 «Об установлении тождества отдельных должностей» (далее – приказ № 440).

    Должность «воспитатель группы продленного дня» не включена в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Однако приказ № 440 дает всем воспитателям группы продленного дня право на льготную пенсию наравне с иными педагогическими работниками, внесенными в указанный список. Иными словами, стаж работы в должности воспитателя группы продленного дня полностью засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    Согласно тарифно-квалификационным характеристикам воспитатель группы продленного дня осуществляет следующие функции:

    • планирует и организует жизнедеятельность и воспитание посещающих ее детей;
    • проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации обучающихся;
    • на основе изучения индивидуальных особенностей учеников и рекомендаций психолога планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
    • совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укреп­ление здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
    • контролирует соблюдение обучающимися режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
    • организует с учетом возраста обучающихся работу по самообслуживанию, соблюдение требований охраны труда, участие в общественно полезной работе;
    • принимает меры по профилактике отклонений в поведении и вредных привычек;
    • взаимодействует с родителями учеников или их законными представителями.

    Должность воспитателя группы продленного дня должна быть предусмотрена штатным расписанием школы. Она может замещаться как основным работником, так и иным педагогом (школы или другого образовательного учреждения) в свободное от основной работы время (внутреннее или внешнее совместительство). Главным критерием в данном случае является соответствие педагогического работника квалификационным требованиям, предъявляемым тарифно-квалификационными характеристиками к должности воспитателя.

    Согласно п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для воспитателей группы продленного дня установлена в количестве 30 часов в неделю.

    Заработная плата воспитателям группы продленного дня выплачивается из средств фонда оплаты труда школы, предусмотренных на текущий финансовый год. С введением в действие новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений заработная плата воспитателей группы продленного дня будет рассчитываться согласно Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утв. письмом Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ-213/03 «О подготовке и направлении вариантов модельных методик».

    Общее руководство деятельностью группы продленного дня осуществляет директор школы либо один из его заместителей согласно установленным должностным обязанностям. Время пребывания в группе продленного дня считается периодом образовательного процесса, поэтому согласно действующему законодательству (подп. 3 п. 3 ст. 32 Закона об образовании) школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье находящихся в ней детей.

    П.В. Гулидов,
    юрист, эксперт информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

    orengrk.ru

    Школьный мир ИНФО

    Новое на сайте

    Статьи детям

    Работа с дошкольниками

    Популярное

    1. Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся.

    Организация деятельности группы продленного дня основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности.

    2. В своей деятельности группа продленного дня

    руководствуется Законом РБ «Об образовании», другими документами об образовании, уставом общеобразовательного учреждения, настоящим положением.

    3. Основными задачами создания группы продленного дня общеобразовательного учреждения являются:

    — организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;

    — создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;

    — организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе.

    1. Группа продленного дня создается общеобразовательным учреждением следующим образом:

    · проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей в группе продленного дня;

    · комплектуется контингент группы обучающихся:
    — одной параллели классов;
    — одной ступени обучения;
    — основной школы;

    · организуется сбор необходимой документации (заявление родителей, медицинская справка об отсутствии противопоказаний для посещения группы);

    · разрабатывается приказ о функционировании группы продленного дня в текущем учебном году с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением учебных и игровых помещений.

    Наполняемость группы продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся.

    При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно комплектование группы с меньшей наполняемостью, определенной уставом общеобразовательного учреждения.

    2. Педагогический работник — воспитатель группы разрабатывает режим занятий обучающихся (воспитанников) с учетом расписания учебных занятий общеобразовательного учреждения, планы работы группы.

    1. В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий.

    Режим работы группы продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до… (до 18—20 часов).

    2. Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, организуемых на базе общеобразовательного учреждения, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для обучающихся.

    3. По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника для посещения учебных занятий в учреждении дополнительного образования в сопровождении взрослого (по договоренности с родителями).

    4. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки.

    Учебная и справочная литература воспитанников может храниться в определенном месте для использования при самоподготовке.

    Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы консультации по учебным предметам.

    Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели.

    1. В группе продленного дня сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, учебно-опытная работа на пришкольном участке) до начала самоподготовки с их участием, во внеучебных мероприятиях — после самоподготовки.

    Продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее двух часов, для обучающихся II ступени — не менее 1,5 часа. Для обучающихся 1-х классов при наличии соответствующих условий может быть организован дневной сон.

    Самоподготовку следует начинать с 16 часов.

    Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения: в 1-м классе со второго полугодия — до 1 часа;

    во 2-м — до 1,5 часа;

    в 3 — 4-м классах — до 2 часов;

    в 5 — 6-м классах — до 2,5 часа;

    в 7 — 8-м классах — до 3 часов.

    После самоподготовки — участие детей во внеклассных мероприятиях: занятиях в кружках, играх, в подготовке и проведении концертов самодеятельности, викторинах и т. п.

    2. В общеобразовательном учреждении организуется двухразовое горячее питание для воспитанников группы продленного дня (завтрак и обед), а при длительном пребывании в общеобразовательном учреждении — полдник по установленным нормам, в основном на финансовые средства родителей.

    Кроме этого, для организации питания могут использоваться продовольствие, сельскохозяйственные продукты, выращенные на пришкольных участках.

    Примечание. Учредитель и руководство общеобразовательного учреждения могут рассмотреть вопрос об освобождении от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве … (25% от общего числа воспитанников), из них до … (10%) — полностью и до … (15%) — до половины размера стоимости питания.

    3. Для работы группы продленного дня с учетом расписания учебных занятий в общеобразовательном учреждении могут быть использованы учебные кабинеты, мастерские, физкультурный и актовый залы, читальный зал библиотеки и другие помещения. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического работника, ответственного за проведение учебного или досугового занятия с воспитанниками.

    4. Медицинское обслуживание воспитанников группы продленного дня обеспечивается медицинскими работниками в соответствии с инструкцией о работе медицинского персонала образовательных учреждений.

    5. Личные гигиенические предметы должны приобретаться родителями воспитанников группы продленного дня и храниться в определенном месте.

    1. Права и обязанности работников общеобразовательного учреждения с группой продленного дня и воспитанников определяются уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся и настоящим положением.

    2. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель) несет административную ответственность за создание необходимых условий для работы группы продленного дня и организацию в ней образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, организует горячее питание и отдых обучающихся, принимает работников учреждений дополнительного образования детей для работы в группе продленного дня, утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в группе продленного дня.

    3. Воспитатель отвечает за состояние и организацию образовательной работы, систематически ведет установленную документацию группы продленного дня, отвечает за посещаемость группы воспитанниками.

    4. Воспитанники участвуют в самоуправлении группы продленного дня, организуют дежурство в группе, поддерживают сознательную дисциплину.

    1. Зачисление обучающихся в группу продленного дня и отчисление осуществляются приказом общеобразовательного учреждения по письменному заявлению родителей (законных представителей).

    Между общеобразовательным учреждением и родителями обучающегося, посещающего группу продленного дня, заключается договор о взаимных обязательствах.

    2. Группа продленного дня может быть организована для обучающихся одного класса, одной параллели классов, одной ступени обучения, учащихся 1—9-го классов.

    Ведение журнала группы продленного дня обязательно.

    3. Деятельность группы регламентируется утвержденным режимом дня и планом работы воспитателя. Предельно допустимая педагогическая нагрузка в группе продленного дня — не более 30 часов в неделю.

    4. Каждый организованный выход детей группы продленного дня за пределы территории общеобразовательного учреждения должен быть разрешен приказом с установлением ответственного за сохранность жизни и здоровья воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории должны быть утверждены руководителем.

    5. Контроль за состоянием образовательной деятельности в группе продленного дня осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения или его заместитель (ответственность определяется приказом).

    www.shkolnymir.info

    Группа продленного дня

    Почему продленка в школах стала платной? Кто должен за это платить? Каким образом формируется сумма оплаты? На эти и другие вопросы ответила в понедельник, 9 ноября, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, руководитель проекта «Модернизация образования» Ирина Мануйлова.

    Группа продленного дня в школе должно быть организована там, где в этой услуге нуждаются родители. Традиционно считалось, что ГПД — это возможность для родителей обеспечить безопасность своего ребенка во второй половине дня, обеспечить ему полноценное питание и прогулку, подготовку домашних заданий, а также дополнительное образование ребенка, в т.ч. посещение бассейна, танцев, музыкальных или спортивных занятий и дополнительные образовательные занятия – изучение иностранных языков и т.д. Не менее важным считалась занятость детей в ГПД и для общества – т.к. это возможность продолжить учебно-воспитательный процесс после уроков в социально благополучной среде, предупреждая тем самым асоциальное поведение школьников.

    Сегодня по-прежнему, в представлении родителей и людей, не связанных профессионально со школой, ГПД – это все занятия для детей, которые проводятся в школе после окончания уроков под присмотром педагога, с обязательным обедом, прогулкой, приготовлением уроков. Фактически – это занятость школьника во второй половине дня после уроков.

    Но с переходом на работу по новым образовательным стандартам ГПД перестала быть единственной формой занятости школьников во второй половине дня.

    В ходе мониторинга занятости учащихся во второй половине дня (по данным Минора РФ за 2014 год) установлено, что занятость учащихся обеспечивается посредством не только организацией работы ГПД, но и внеурочной деятельности учащихся и реализации на базе школ программ дополнительного образования (они реализуются в 86,57% общеобразовательных организаций, принявших участие в мониторинге, во второй половине дня).

    Кроме того, в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования во всех общеобразовательных организациях реализуются планы внеурочной деятельности в различных формах: естественнонаучные и общественно полезные практики, клубы (спортивные, дискуссионные, туристические и др.), студии (театральные, вокальные, хореографические и др.), подготовка к олимпиадам, конкурсам, спортивным соревнованиям, учебно-поисковые исследования, предметные недели (декады), школьные СМИ (радио, телевидение, пресса), музейная (в т.ч. экскурсионная) деятельность, коррекционные занятия с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Таким образом, итоги мониторинга показали необходимость дополнительных разъяснений о специфике каждой из форм занятости учащихся во второй половине дня (ГПД, внеурочная деятельность, реализация программ дополнительного образования).

    Продленка и раньше, в т.ч. в советский период не была бесплатной, т.к. родители оплачивали питание детей из личных средств. За что сегодня должны заплатить родители?

    Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, ч.7 ст.66 «за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом», а в ст.2 дано определение «под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».

    В самом Законе нет определения ГПД, но подробное описание приведено в Приложении 6 к Постановлению Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2011 года, №19993) даны Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня, предусматривающие в том числе: организацию отдыха на свежем воздухе; подготовку обучающимися домашних заданий (самоподготовку); внеурочную деятельность в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.; организацию трехразового питания обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятии; обед — в период пребывания на продленном дне в 13 — 14 часов, полдник — в 16 — 17 часов.

    Таким образом, корреспондируя нормы части 7 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ и САНПИН 2.4.2.2821-10 можно прийти к выводу, что в период пребывания детей в группе продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, только за организацию отдыха на открытом воздухе и организацию питания.

    Согласно мониторингу на 1 января 2015 услугу по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня предоставляли 46 % от общего количества общеобразовательных организаций – 43 тысячи школ, 96% их них предоставляют Услугу бесплатно. В 4,3% -общеобразовательных организаций –примерно 880 школ была установлена плата, помимо оплаты питания. В нарушение части 8 статьи 66 ФЗ. № 273-ФЗ плата была установлена не учредителем, а общеобразовательной организацией.

    Убеждена, что подобные суммы – свидетельство грубейшего нарушения закона, т.к. в №273 –ФЗ дано исчерпывающее ограничение по родительской плате. Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы общего образования (в том числе внеурочной деятельности), оплату труда воспитателей и иного персонала общеобразовательной организации, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) И так как общеобразовательные организации являются некоммерческими, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

    Родительская плата обеспечивает только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня.

    Хочу обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ учредитель образовательной организации вправе, а не обязан устанавливать родительскую плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. В случае установления родительской платы учредитель также вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

    Минобрнауки РФ в письме от 24 сентября 2014 года № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня», определило, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД. Включить в ведомственный перечень государственных (муниципальных) услуг, оказываемых общеобразовательными организациями, услугу по присмотру и уходу за детьми в ГПД ; включить в государственное (муниципальное) задание общеобразовательными организациями услугу по присмотру и уходу за детьми в ГПД .

    В случае если услуга по присмотру и уходу за детьми в ГПД и/или по созданию ГПД не может быть оказана бесплатно: установить предельный размер стоимости данной услуги; разработать методику расчёта стоимости услуги; разработать форму типового договора ОО с родителями. Вывод: Размер родительской платы вправе устанавливать только учредитель!

    Чтобы избежать злоупотреблений в части установления необоснованного размера родительской платы депутаты я и моя коллега О.В.Тимофеева внесли в Закон «Об образовании в РФ» поправку, позволяющую органам исполнительной власти субъекта РФ ограничивать максимальный размер родительской платы (подписанный Президентом РФ 29.06.2015 Федеральный Закон № 198-ФЗ.

    Одновременно размер родительской платы в обязательном порядке должен быть размещен на сайте образовательной организации, и находиться в открытом доступе, что делает возможным контроль со стороны родителей, в том числе и возможность сравнивать размер этой платы в учреждениях своего муниципального образования и региона.

    Контроль должен осуществляться как со стороны учредителя, так и со стороны правоохранительных органов.

    Боюсь, что тогда исчезли бы и сами группы продленного дня во многих школах. Мы должны знать: каков источник финансирования этой услуги? Кто заплатит? За питание – родители, а за остальное (в частности, расходы на моющие средства, выполнение санитарно-гигиенического режима)?

    Эти расходы нельзя включать в расходы по реализации образовательной программы, соответственно, они не могут финансироваться за счет субсидий регионального бюджета. К полномочиям органов местного самоуправления, согласно 273-ФЗ, относится именно создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, но не оказание самой услуги по присмотру и уходу за детьми. Соответственно, вменить в обязанность финансирование услуги присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня неправомерно.

    К сожалению, авторы законопроекта не предложили источник финансирования, и даже указали, что, отмена родительской платы как источника покрытия этих расходов, принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования из бюджета всех уровней. Не потребует лишь при одном условии — при условии прекращения существования услуги по присмотру и уходу! Поэтому предлагаемое исключение возможности взимания платы с родителей за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня исключает возможность предоставления такой услуги образовательными организациями, на практике это приведет к сокращению числа ГПД. Вместо благого намерения оказать поддержку семьям, имеющим детей, мы лишим их возможности оставить ребенка после уроков в ГПД, что лишь усилит социальное напряжение, т.к. группы закроются даже там, где есть возможность их размещения, но нет средств на покрытие расходов.

    Не взимается плата за ГПД (родители оплачивают только питание) в следующих регионах: Республика Адыгея, Волгоградская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Мурманская, Рязанская, Смоленская , Тульская, Тюменская, Оренбургская, Ярославская области, Краснодарский край, Пермский край, ,Ставропольский край, Иркутская область, Калужская область, Еврейская АО, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Ингушетия, Республика МарийЭл, Ненецкий АО и другие – всего 35 регионов, еще по 18 регионам информация в полном объеме не представлена.

    Размер родительской платы существенно отличается по регионам: от 320 руб. в месяц в Алтайском крае до1932 руб. в Приморском крае. При этом даже в самом регионе сумма отличается в зависимости от муниципалитета, и эта разница может быть от 200 руб. в сельском поселении до 1200 руб. в региональном центре.

    В рамках нашего партийного проекта «Модернизация образования» региональные руководители и координаторы проекта вопрос родительской платы в ГПД держат на контроле, по сравнению с 2014 годом роста родительской платы не произошло, отклонения составили от 0 до 7%, что совпадает с инфляцией. Повторно данные планируем проанализировать на 1 января 2016 года так как повсеместно меняется муниципальное задание, соответственно, может измениться и размер родительской платы. Позиция партии в этом вопросе неизменна — мы должны минимизировать любые расходы родителей, и не допускать повышения стоимости государственных услуг там, где это возможно!

    er.ru