Полезные статьи

Основной закон русского письма что это

«Основной закон русского письма»

«ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА»

I. О некоторых особенностях работы на уроках русского языка во 2-м классе.

II. Содержание и задачи раздела. «Основной закон русского письма».

III. Сильные и слабые позиции звуков.

V. Каково же общее правило проверки орфограмм слабой позиции вытекающее из основного закона русского письма.

ТЕМА: «Основной закон русского письма» является одной из самых сложных тем курса русского языка в начальной школе. Существенную роль в формировании орфографического навыка является списывание.

К середине II полугодия 1 класса ученики должны овладеть умением правильно списывать текст, состоящий из слов, написание которых не расходится с произношением. В конце 1-го класса «правила списывания» достраиваются, и учащиеся переходят к списыванию текстов, включающие орфограммы разных типов. Во 2-м классе необходимо перейти к завершающему этапу формирования этого вида письма.

Основная проблема, которую необходимо решить на этом этапе, состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий в процессе письма.

Конечно, овладевая тем или иным способом списывания, ученик обязательно осуществлял его контроль и оценку — без этого его действия не могли быть успешными. Переход к самостоятельному домашнему списыванию возможен лишь во II полугодии 2-го класса. До этого времени необходимо сохранить ежедневные упражнения по списыванию, регламентируемые учителем и выполняемые под его систематическим контролем. Тексты для такого списывания подбираются либо в книгах для чтения, либо в дидактических материалах по русскому языку. Желательно, чтобы в них как можно чаще встречались слова с непроизносимыми написаниями, входящими в словарный минимум для 2-го класса. Объем заданий на списывание должен быть ограничен таким образом, чтобы их выполнение требовало не более 10 минут. Такое же время следует отводить и на выполнение контрольного списывания в классе. Объектом контроля и оценки со стороны учителя должны быть не результаты списывания, а его способы и действия самоконтроля и самооценки. Такая диагностика позволяет учителю определить, с какими трудностями при списывании сталкивается тот или иной ученик и какая помощь учителю ему необходима, чтобы преодолеть эти трудности. Если ученик обнаруживает устойчивую грамотность, внешние требования к способам его работы должны быть сняты — это важное условие сокращения и автоматизации этих способов.

Говоря о формировании орфографического навыка, необходимо остановиться и на работе с так называемыми «словарными» словами. Еще в 1-ом классе дети открыли словарь как источник орфографических написаний. С тех пор словарь стал для них одним из способов проверки разнообразных орфограмм.

Что же формулирует закон русского письма? Это способ решения орфографической задачи (приведение фонемы и сильной позиции в той же значимой части слова), а это приведет к значительному расширению возможностей учащихся самостоятельно решать орфографические задачи разных типов. Для того, чтобы ученики смогли обнаружить, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и аффиксов, им необходимо сконструировать или достроить ряд серьезнейших понятий, центральным из которых является понятие фонемы. В лингвистике фонема определяется как кратчайшая линейно-выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующих звуков. В 1-м классе выделить фонему как особую фонематическую единицу было невозможно, так как дети не были знакомы ни с позициями звуков, ни с фонемами. Термин «фонема» введен лишь во 2 классе. Следующий шаг в конструировании понятия фонемы первоклассники делают, разграничивая сильные и слабые позиции звуков.

Это разграничение оказывается возможным в результате поиска ответа на вопрос, почему звуки в слове чередуются? Разгадывая секрет позиционного чередования звуков, дети открывают некоторые законы произношения русских слов, согласно которым в безударных слогах невозможно появление звуков [о] и [э] на конце слова или перед глухим невозможно появление звонкого шумного согласного и т. д. Накопленные наблюдения позволяют детям выявить позиции, в которых при произношении могут встречаться любые звуки. Такие позиции учащиеся квалифицируют как сильные. Позиции, в которых несколько разных звуков заменяются одним, детьми определяются как слабые.

Отвечая на вопрос, из чего строятся значимые части слов, школьники обнаруживают, что морфемы построены не из каких-то отдельных звуков, а из рядов позиционно чередующихся звуков, т. е. из фонем. Прежде чем начинать работу над заполнением пропущенной орфограммы, мы должны вспомнить способы проверки орфограмм.

Именно фонема позволяет узнавать одну и ту же морфему, которая по-разному звучит в разных основах и формах (лез, залез, залезть, залезать). (Лес, лесник, в лесу, в лес бы сходить),

[л’ э с] [л’ э с] [б’ и л’ и з н а]

[л’ э?] [л’э?] _____________________

з а [л’ э?] [л’ и с’]ник

з а [л’ э?] т ь в [ лли с ] у

з а [л’ и з] а т ь

[м а л а д’ б а] б е л и з н а

м о л о т ь б а

С введением фонемной записи дети получают возможность сравнить звуковую фонемную и буквенную записи одного и того же слова и увидеть, сто буквами на письме обозначаются фонемы по правилам русской графики. Это основной закон русского письма, и осознать его дети могут только достроив понятие фонемы. Вместе с тем второклассники могут теперь объяснить: почему буквы, которые пишутся на листе звуков в слабой позиции, являются орфограммами. Дети убедились в том, что в слабых позициях разные фонемы могут быть представлены одними и теми же звуками, поэтому невозможно однозначно определить, какую букву выбрать для обозначения фонемы в слабой позиции. А вот в сильной позиции фонема отличается от всех других фонем. Именно поэтому орфограммы слабых позиций необходимо проверять по сильной позиции, причем сильную позицию для проверки нужно искать в той же значимой части слова, в которой находится орфограмма. Это общее орфографическое правило, вытекающее из установленного детьми принципа письма (основного закона письма), станет для детей ключом к решению множества орфографических задач.

Практическое решение этих задач. Прежде чем начинать работу заполнением пропущенной орфограммы, мы должны вспомнить способы проверки орфограмм.

1. Определить место орфограммы в слове.

2. Овладеть способом проверки (т. е.алгоритмам проверки)

Оземь За, на, над, (надо)

Досыта Про, по, под, (подо), до

Сгущенное В, (во), с (со), о, (об), обо, от

Молоко Вы, у и т. д.

Дубовый Звездочка — цепочка

Тихонько березовый — дубовый

Проверка орфограммы в корне

путем изменения слова

6. Алгоритм проверки орфограммы в падежных окончаниях

IV гр. — степь Путь (время — 10__)

1. Где находится орфограмма?

2. Ставлю слово в именительный падеж (начальная форма)

3. Определяю № набора

4. Выбираю проверочное слово (для каждого набора — свое проверочное слово в ед. ч.)

5. Определить, какая буква в проверочном слове в окончаниях

www.pandia.ru

Слова нарушители (нарушающие закон письма)?

Ответы и объяснения

  • 8DarkParadise8
  • середнячок
  • Орфограммы в приставках, нарушающие закон письма.

    Вставь нужную орфограмму. Помни о «ловушках».

    Бе_делье, и_бавитель, ра_гребать, бе_смыслица, и_бегать,_десь, ра_катать, в_дрогнуть, бе_молвие, и_парение, ра_ладить, ра_киснуть, бе_правие, ра_бро-сать, бе_честье, и_пепелять, бе_вкусица, бе_работица, ра_краска, бе_кормица, и_лучать, ра_графить, бе_стыдство, – доровье, бе_покойство, в_бежать.

    Ра_гладить, ра_говор, бе_жалостный, ра_критиковать, ра_бег, – берегательный, _дравствуй, ра_лепить, ра_брыз-гать, и_ранить, ра_пахать, в_бесить, ра_крутить, и_рубцевать, бе_аварийный, и_писать, ра_думать, бе_болезненный, бе_конфликтный, бе_божник, в_бунтовать, и_жарить.

    Во_полнить, и_вестие, в_визгнуть, ра_магнитить, и_нос, и_кра, бе_боязненный, в_пылить, во_ход, бе_плодный, ра_кол, и_меняемость, ни_ходить, ни_па-дать, бе_покойство, ра_везти, во_наградить, ра_ный, бе_голосый, ра_грызть, бе_козырка, в_глянуть, ра_печатать, ра_бег, бе_ветренный.

    Ра_плясаться, и_мучить, во_главить, ра_путица, ра_рыхлить, ра_стрел, и_пользовать, в_плеснуть, ра_свет, бе_помощность, и_лом, ра_валина, бе_призорник, и_пуг, бе_принципный, ра_порядок, и_тория, бе_вкусица, бе_водный, ра_варивать, и_полнитель, бе_волосый, во_мужать.

    Ра_бежаться, и_мерять, и_тлеть, ра_се-кретить, и_править, – бор, ра_тение, ра_писание, бе_сердечный, ра_гадка, pa_метка, бе_домный, бе_звучный, в_ломщик, бе_силие, бе_снежная, и_порченный, ра_сказ, бе_граничный, и_сушить, в_хожесть, бе_сердечный, ра_веселить, бе_дельник, и_текать.

    1. Заяц разглядывал Бемби, ставя торчком то одно ухо, то другое, порой вскидывая их одновременно, порой бессильно роняя.

    2. Заяц все рассматривал Бемби большими крупными глазами. При этом его нос и рот с великолепными усами беспрестанно двигались. Бемби засмеялся.

    3. Восхищенный и растроганный Бемби двинулся за ней на почтительном расстоянии.

    Орфограммы в окончаниях, нарушающие основной закон письма.

    О волнени_, по энерги_, в сопротивлени_, на верхушк_, к лодк_, на территори_, при молчани_, для молни_, по ботаник_, при терпени_, у тропинк_, к лини_, о гени_, об открыти_, по чашк_, по кавалери_, в серединк_, по астрономи_, без акаци_, к истори_, в сияни_, по былинк_, от нян_, об организаци_, без матери_, по лаборатори_, на лекци_, во внимани_, в колокольчик_, на кочк_, в соляри_, на здани_, при освобождени_, о поручени_.

    О воспитани_, в воображени_, о впечатлени_, на урок_, для матери_, в соревновани_, об обман_, в планетари_, к лошадк_, о заняти_, к организаци_, об обещани_, при отступлени_, на дуб_, о поучени_, при отклонени_, о молни_, об операци_, в распоряжени_, во владени_, в сомнени_, в состояни_, по берез_, по хими_, по биологи_, к реставраци_, о ромашк_, о вознаграждени_, об ударени_.

    Дмитриевич_м, матч_м, приёмыш_м, смерч_м, Григорьевич_м, Иванович_м, владельц_м, полководц_м, Никитич_м, спутниц_й, овц_й, с кож_й, рыж_му, чудовищ_м, красавц_м, счастливц_м, платьиц_, сердц_м.

    Перц_м, больниц_й, пальц_м, рубеж_м, гусениц_й, корж_м, куриц_й, встреч_й, смерч_м, каракатиц_й, Алексеем Петрович_м, Иваном Савельевич_м, путаниц_й.

    Птиц_й, Владимиром Алексеевич_м, горчиц_й, солнц_м, товарищ_м, страж_м, Игорем Васильевич_м, душ_м, марш_м, летчиц_й, платьиц_м, танц_м, пляж_м, учениц_й.

    Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
    Все лето цветут, звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.

    znanija.com

    Урок русского языка по теме: «Основной закон русского письма (или общее правило проверки орфограмм слабых позиций)»

    Цели:

    • научить способу проверки орфограмм слабых позиций: приведение фонемы к сильным позициям в той же части слова.
    • формировать умение распознавать звуковую и фонемную записи.
    • продолжить работу над развитием орфографической зоркости, речи, творческого воображения, пополнить словарный запас.
    • продолжить сотрудничество в малых группах под девизом “Помогая другим, учимся сами”.
    • развивать умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия).
    • Оборудование: несколько графиков для графического диктанта, картина осеннего леса, выставка книг северской поэтессы Семичевой Галины Ивановны.

      I. Приветствие гостей. Психологический настрой на урок.

      Учитель. Возьмитесь за руки и мысленно подарите друг другу добрые слова, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
      Запрос был на прошлом уроке от вас (озвучьте его: словарная работа, работа в группах, делать фонемы, писать сочинение). Запрос постараюсь ваш выполнить, вы мне поможете.
      Оформим начало работы: число, классная работа.

      II. Минутка красивого письма/

      К, УСК, КЛ, ОФ, ОФЕ, ТА К – ПУСТА, К – РТОФ – ЛЬ

      III. Словарная разминка в виде графического диктанта/

      Прогностическая оценка: оценить свои знания в написании словарных слов на оценочной шкале х———):

      а) по описанию определить предмет:

      • продолговатый зеленый плод этого растения – ОГУРЕЦ
      • завивающиеся в кочан листья растения, которые употребляют в пищу – КАПУСТА
    • подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу – КАРТОФЕЛЬ
    • съедобные утолщенные корни этого растения оранжевого цвета – МОРКОВЬ
    • в) по действиям определить овощ: сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, чистить, варить, жарить, любить и т.д.

      г) соединить точки, какой график получился? (Найти из нескольких верный график)

      В минутке красивого письма были даны 2 слова с пропусками – вставить в них буквы, проверить (у доски 1 ученик).

      – Как проверяли в этих словах орфограммы слабых позиций? (Их запоминали)
      Посмотрите на оценочную шкалу, сравните.

      3 “б” внезапно ожил,
      стал на “огород” похож.
      Раз – наклон,
      Два – наклон.
      Всем “овощам” шлем поклон.

      – Какие способы проверки орфограмм вы знаете?

      • по сильной позиции;
      • по словарю;
      • по правилу.
      • – На какой вопрос мы искали ответ несколько уроков? (Что обозначает буква в слове?)

        VI. Проверка домашнего задания.

        2 ученика работают на альбомных листочках, сидя за партами:

        Работа с классом в это время:

        – Что же обозначают буквами на письме? (Фонемы). Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма (Пиши по сильной позиции).

        VII. Проверка домашнего задания (продолжение)

        – у доски дети рассказывают по листочкам.

        – У кого домашнее задание вызвало затруднение? Справились? Нравится работать с фонемной записью?

        Учитель. На переменке я подслушала разговор двух детей. Послушаем, о чем они говорили?

        Разговоры на переменке.

        – Ты знаешь, что такое [лук ]?
        – Конечно. Это растение такое. Оно на огороде растет.
        – А вот и нет! Это такое место, покрытое травой. Там коровы или кони пасутся.

        – Хорошо у дедушки в деревне! Со всех сторон [л’иса ].
        – Почему же она вокруг деревни бегает?
        – Кто она? И как это [л’иса ] могут бегать? Они просто растут там.

        – Как вы думаете, одно и то же слово или разные имели в виду участники каждого разговора?

        IX. Работа в группах.

        – Чем можно объяснить, что они подменяют одно слово другим? (Разные фонемы)
        – Какими фонемами отличаются разные слова в 1 случае? ( )
        – Какими фонемами отличаются разные слова во 2 разговоре? ( )
        – Что такое фонема? (Ряд позиционно чередующихся звуков)
        – Что знаете про фонему? (Ряд позиционно чередующихся звуков, главный представитель фонемы – звук в сильной позиции, фонемы бывают разные).
        – Как обозначить фонему буквой в слабой позиции? (Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова. Это основное орфографическое правило).
        – Кому интересно работать с фонемой?

        Вы, наверное, устали
        И поэтому все встали.
        Дружно вытянули шеи
        И как гуси зашипели.
        Зашипели, помолчали
        И как зайки поскакали.
        Поднимайте плечики,
        Прыгайте, кузнечики.
        Раз, два – выше голова!
        Три, четыре – руки шире!
        Пять, шесть – тихо сесть!

        – Мы с вами говорим о луге. А кто бы сейчас хотел оказаться из вас в осеннем лесу, на лугу? Закрыли глазки, представили, что мы расположились на нашей поляне. Открываю доску (Картина осеннего леса)
        – Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
        – Давайте внимательно рассмотрим картины, вспомним наблюдения за природой на экскурсии. Назовите красивые словосочетания, предложения, которые помогут написать небольшое сочинение-миниатюру об осеннем уголке природы.

        – Я выписала из стихотворений Г.И. Семичевой (северская поэтесса) словосочетания, выдержки об осени, где нужно обозначить фонему буквой (выставка книг Семичевой Г.И., показ их). Попробуем справиться? Работаем по вариантам в тетрадях:

        г-ворливая л- ства;
        пляшет ос-нь з-л-тая;
        волшебная ос-нь.

        г-товят листья мягкую п-стель;
        вет-р обл-ка гонит стаей;
        з-л-той пургой ос-нь хвалится.

        – Дайте заголовок своему рассказу.

        Дети самостоятельно записывают сочинение-миниатюру.
        Чтение учащимися сочинений-миниатюр.
        Отзывы одноклассников.

        – Чье сочинение больше понравилось? Почему? (Рекомендации, пожелания.)

        XII. Домашнее задание.

        – Дописать сочинение-миниатюру тому, кто не успел написать в классе. Описать уголок хвойного леса

        XIII. Итог. Рефлексивная деятельность.

        Учитель. Как каждый из вас потрудился на уроке? Отметьте на шкалах:

        Запрос на завтра: какие задания включить мне в план урока? (Дети предлагают)

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Л. С. Выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся

        Основной закон русского письма

        (систематизация материала, изученного во 2 классе).

        Цели и задачи раздела.

        Основной целью данного раздела является установление всеобщности открытого ранее фонематического принципа письма и вытекающего из него орфографического правила.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд промежуточных задач:

        достроить понятие фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для различения морфем и слов;

        разграничить сильные и слабые позиции фонемы как позиции различения и позиции совпадения разных рядов позиционно чередующего звуков;

        выявить способ определения фонемного состава слова;

        выявить всеобщность основного закона русского письма (фонематического принципа письма) и вытекающего из этого закона (принципа) способа решения орфографических задач;

        актуализировать основные правила русской графики, регулирующие способы обозначения гласных фонем, способы обозначения твердости и мягкости согласных форм и способы обозначения фонемы «й»;

        применить общее правило орфографии к разным частям слова.

        В каждом разделе есть блок задач, связанных с развитием речи. На данном этапе учителю необходимо обратить внимание на следующее:

        1) восстановление представлений о смысловых частях высказывания и свойства текста;

        2) знакомство с явлением многозначности слова;

        3) знакомство с правилами записи высказываний с репликой и словами автора;

        4) формирование представлений о части текста как развернутом (уточненном, дополненном) сообщении о предмете;

        5) наблюдения над авторскими неологизмами (без употребления термина);

        6) толкования значения слова (по словарю) и смысла пословиц;

        7) сочинение рассказа по сюжетным рисункам или предложенному началу.

        К концу работы по данному разделу орфографическое действие будет достроено применительно к орфограммам в приставках, корнях и суффиксах. Дети сами поставят следующую задачу «Как проверить орфограммы в окончаниях?» и вполне логично выдвинут гипотезу, что орфограммы в окончаниях проверяются по закону письма, как и орфограммы в других значимых частях слова. Останется только эту гипотезу подтвердить, но это уже гипотеза следующего раздела.

        Таким образом, принципиальная новизна данного повторительного раздела связана с осознанием всеобщности закона русского письма, а это значительно расширяет орфографические задачи разных типов, конкретизируя способ действия в соответствии с условиями этих задач.

        Окончание как значимая часть слова.

        . Цели и задачи раздела.

        Основная цель данного раздела заключается в том, чтобы выявить «работу» окончаний у слов, называющих предметы.

        Для достижения основной цели необходимо получить следующие промежуточные результаты:

        выявить работу по указанию на то, о чем идет речь в слове;

        разграничить два типа слов: слова-названия и слова-указатели;

        выяснить работу окончаний у слов, называющих предметы, по указанию на число, падеж и род слова в высказывании;

        ввести способ определения падежа слова в словосочетании путем подстановки слова стена;

        выяснить работу окончаний у слов, называющих признаки, по указыванию на число, падеж и роль слова в высказывании;

        выявить постоянные и переменные работы окончаний в названиях предметов и признаков.

        В упражнениях данного раздела продолжается также систематическая работа по развитию речи. Эта работа направлена на решение следующих задач:

        выделение в тексте частей;

        наблюдение над образным значением слов;

        составление текста по заданным сообщениям, которые необходимо дополнить другими высказываниями ;

        составление простого плана текста;

        пересказ по составленному плану.

        Помимо введения новых «речевых» линий, отрабатываются и обозначенные ранее. Продолжается работа по озаглавливанию текстов, рассматриваются слова-синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова, отрабатывается умение оформлять на письме высказывания с репликой и словами автора. Как и во 2-ом классе, детям предлагается сюжетные рисунки, по которым составляются рассказы из серии «Приключения Сам Самыча».

        На данном этапе необходимо выяснить основные наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и перенести на орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых:

        выявления фактов омонимии и синонимии падежных окончаний;

        выявление факта соответствия букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма;

        проверка орфограмм в падежных окончаниях путем замены слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях (прием постановки в систематическую конструкцию).

        В отношении развития речи необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

        знакомство с видами планов (в форме заголовков и в форме вопросов);

        обнаружение слов с одним и тем же окончанием;

        выявление четырех основных падежных окончаний у слов, называющих предметы;

        обнаружение позиционного чередования звуков в падежных окончаниях;

        Система падежных окончаний. Применение закона письма к орфограммам в падежных окончаниях.

        обнаружение факта совпадения наборов падежных окончаний у разных слов;

        объединение слов с одинаковым набором падежных окончаний по именительному падежу единственного числа;

        составление текста (из набора высказываний) по заданному плану;

        изложение текста (с перестановкой частей) описательного характера по разным планам.

        Остальные «речевые» линии (работа с синонимами, омонимами, многозначными словами, наблюдения над авторскими неологизмами и т.д.) также систематически пристраиваются в упражнениях раздела.

        Система орфограмм и способы их проверки.

        (работа с орфографической тетрадью-спавочником).

        Основной целью данного раздела программы является систематизация орфографического материала, изученного в 1-3 классах. В процессе достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

        построить классификацию орфограмм;

        восстановить систему правил, определяющих проверку орфограмм, не связанных с обозначением фонем;

        составить список орфограмм сильных позиций и актуализировать определяющие их написание специальные правила;

        восстановить способ проверки орфограмм слабых позиций, ненарушающих закон письма;

        восстановить и дополнить список орфограмм слабых позиций, нарушающих закон письма ( в различных частях слова), а так же актуализировать или открыть, пользуясь орфографическим справочником, способы их проверки ( специальные правила);

        зафиксировать орфограммы корня с «двойной проверкой» и специальные правила, отражающие порядок действия при проверки орфограмм в высказывании;

        составить схему, отражающую порядок действий при проверке орфограмм в высказывании;

        поупражняться в проверке орфограмм различных типов и видов.

        Специфика данного раздела (в отличии от подобных, встречающихся в начале и в конце года) заключается в том, что в деятельность детей вводиться учебное пособие «Русская орфография. Рабочая тетрадь», авторами которого являются Репкин В.В. и Некрасова Т.В., а соавторами должны стать сами учащиеся. Обращаться к этому пособию целесообразно тогда, когда у детей есть свой вариант, например, классификация орфограмм или плана действий по их проверке. Справочник в этом случае будет выступать как авторитетный источник, по которому можно проконтролировать свои действия.

        Возможен другой вариант использования справочника при столкновении с новыми для учащегося орфограммами. Справочник в этой ситуации может стать источником недостающего способа действия. Дети учатся получать информацию из серьёзной справочной литературы. В любом случае данное пособие поможет детям более глубоко осознать фонемный принцип письма и будет способствовать успешному овладению орфографическими умениями.

        Рабочая программа по русскому языку

        (Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)

        учителя начальных классов

        Масловой Елены Владимировны

        Содержание учебных задач, решаемых в 4 классе, существенно отличается от содержания учебных задач 1,2 и 3 классов. До сих пор вводимые понятия служили средством решения учебно-практических задач, нацеленных на поиск способов практического действия — проверки тех или иных орфограмм. Понятия, изучаемые в 4 классе, центральные из которых — части речи, словосочетание, предложение напрямую не связаны с проверкой орфограмм. Если в 1,2 и 3 классах учащиеся, решая учебные задачи, отвечали на вопрос, как проверить тот или иной тип орфограмм, то в 4 классе основные вопросом будет вопрос о том, как устроен язык и как он функционирует в речи. Иными словами, если в первых трех классах в центре внимания учащихся находились способы решения орфографических задач, а лингвистические понятия служили лишь основанием этих способов, то в 4 классе на первый план выступают сами лингвистические понятия, введение которых способствует формированию у учащихся общих способов лингвистического анализа.

        Таким образом, в 4 классе на первый план выходит линия исследования языковых явлений, которая разворачивается на материале грамматики: в первом полугодии -морфологии, а во втором — синтаксиса. Это не означает, что в 4 классе отсутствует линия орфографическая. Эта линия, конечно, сохраняется и на четвертом году обучения. Но в отличие от первых трех классов, где орфография служила стержнем содержания, в 4 классе она дополняет основную линию, связанную с изучением языковых единиц. Основное направление орфографической работы в 4 классе — это отработка способов проверки изученных орфограмм и систематизация знаний о русской орфографии. Вместе с тем в этом году вводится и отрабатывается ряд новых орфограмм, а также ряд пунктограмм, связанных с изучением определенных синтаксических понятий.

        Основные вопросы курса

        1. Строение слова (повторение материала, изученного во 2 и 3 классах).

        Основа и окончание слова. Родственные слова. Наименьшие значимые части слова (морфемы) и их работа. Сложные слова. Интерфикс как особая (соединительная) морфема. Интерфикс -о- (-е).

        Морфемы как строительный материал морфем. Чередование звуков и фонем в морфемах.

        Буква как знак фонемы. Способы проверки орфограмм в разных морфемах. Неморфемные написания в падежных окончаниях и в корнях гор-гор-, кос-/кас-(наблюдения). Нефонемные написания в приставках (приставки на з-/-с).

        2. Слово как часть речи.

        Лексическое значение слова. Лексическое значение слов-названий, слов-указателей и слов-помощников. Однозначные и многозначные слова. Слова-синонимы и слова-омонимы.

        Грамматические значения слова. Возможность выражения одним словом одновременно нескольких грамматических значений. Обязательность противопоставленных вариантов одного и того же грамматического значения.

        Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений слова. Сохранение лексического значения слова при его изменении в речи (высказывании). Основа слова как средство выражения его лексического значения. Различные изменения слова (словоформы) как средство выражения его грамматических значений. Лексическое значение как индивидуальное значение отдельного слова. Типовой характер грамматических значений (грамматическое значение как значение, одинаковое для большой группы слов).

        Грамматические значения слов как средство присоединения слова к другим словам в высказывании. Зависимые и независимые, переменные и постоянные грамматические значения слов. Разные грамматические модели слов, называющих предметы, действия и признаки, отражающие разный способ присоединения этих слов к другим словам в высказываниях.

        Общее грамматическое значение слов, обозначающих предметы и средства его выражения. Его отличие от лексического значения слов. Наличие общего грамматического значения у слов, называющих признаки и действия. Уточнения трех грамматических моделей слов: указание на общее грамматическое значение.

        Части речи как слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значение. Обусловленность «поведения» слова в речи (способности присоединяться к другим словам и присоединять их к себе) его общим грамматическим значением.

        Склоняемые и спрягаемые части речи. Общее и частные грамматические значения имени существительного, имени прилагательного и глагола.

        3. Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола.
        Грамматические формы как словоформы одного и того же слова, отличающиеся

        друг от друга каким-то одним грамматическим значением.

        Падежные формы существительных и их значения. Соотношение количества падежных форм имени существительного и количества его словоформ. Грамматическая форма падежа, выражающая определенное падежное значение, как представитель грамматической категории падежа. Многозначность русских падежей. Типы склонения существительных.

        Грамматическая категория числа существительных. Формы числа существительных и их значения. Соотношение количества форм числа имени существительного и количества его словоформ. Формы числа существительных как «командир» для форм числа зависимых слов.

        Грамматическая категория рода существительных. Три формы рода существительных и их значения. Отсутствие значения рода у формы среднего рода и форм рода существительных, называющих неживые предметы. Формы рода существительных как «командир» для форм рода зависимых слов.

        Грамматическая категория одушевленности неодушевленности

        Грамматические категории имен прилагательных. Способ определения форм рода, числа и падежа имен прилагательных. Выражение грамматических значений неизменяемых существительных с помощью форм зависимых слов.

        Грамматические категории глаголов. Формы лица и их значения. Формы времени глагола и их значения. Особенности образования разных форм времени глаголов (личные окончания, суффикс -л- прошедшего времени, вспомогательный глагол быть в будущем времени). Связь форм лица и рода с формами времени. Формы наклонения глаголов (изъявительное, условное и повелительное) и их значения. Буква Ь в формах повелительного наклонения глаголов.

        Грамматическая характеристика имени существительного, имени прилагательного и глагола.

        4. Система частей речи в русском языке.

        Имя числительное, его общее грамматическое значение. Имена числительные и счетные существительные. Порядковые прилагательные, образованные от числительных. Простые, сложные и составные числительные, некоторые особенности их правописания.

        Местоименные слова и их место в системе частей речи. Местоименные прилагательные как особая разновидность имен прилагательных. Местоименные числительные как особая разновидность имен числительных. Местоименные существительные как отдельная часть речи, имеющая особую грамматическую

        модель, отличную от грамматической модели существительных. Общее грамматическое значение местоименных существительных.

        Наречие, его общее грамматическое значение. Отсутствие у наречия частных грамматических значений, прикрепляющих его к другим словам (неизменяемость наречий). Возможность присоединения наречия к глаголам, прилагательным и существительным. Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса -о (-е). особенности правописания наречий (наречия с приставками и существительные с предлогами (наблюдения), суффиксы и в конце наречий после шипящих; буква Ь в конце наречий после шипящих).

        Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги как особая часть речи, их общее грамматическое значение. Союзы как служебная часть речи, их роль в языке. Знаки препинания при записи высказываний с союзами. Обязательность запятой перед союзами а и но. Частицы как служебная часть речи, их роль в языке, Употребление частицы не с разными частями речи (наблюдения). Раздельное написание частицы не с глаголами.

        Междометия, их роль в языке. Междометие как особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Знаки препинания при записи высказываний с междометиями.

        Составление классификационной схемы частей речи, выяснение ее открытого характера.

        5. Синтаксические единицы языка (словосочетание и предложение).
        Типы грамматической связи между словами (подчинительная, взаимная,

        сочинительная). Разные синтаксические единицы языка, образованные с помощью разного типа грамматической связи.

        Словосочетание как синтаксическая единица. Независимые и зависимый члены словосочетания, способ их разграничения. Работа словосочетания в речи. Работа независимого члена (название предмета, действия, признака) и работа зависимого члена (уточнение названия предмета, действия, признака). Типы уточнения зависимого члена словосочетания (дополнение, определение, обстоятельство). Способ определения работы (типа уточнения) зависимого члена (по вопросу).

        Предложение как синтаксическая единица. Разные предложения и разные формы одного и того же предложения. Грамматическое значение предложения, выражающееся с помощью разных форм предложения. Понятие о сказуемом. Подлежащее как член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого. Возможность выражения сказуемого разными частями речи. Наблюдения над особенностями сказуемого, выраженного существительным и прилагательным. Две работы сказуемого в предложении: выражение грамматического значения предложения.

        6. Типы предложений в русском языке.

        Предложения, содержащие сообщение или вопрос (повествовательные и вопросительные). Предложения, различающиеся по эмоциональной окраске высказывания (восклицательные и невосклицательные предложения).

        Уточнение содержания подлежащего и сказуемого с помощью грамматически зависимых от него слов. Грамматическая основа предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.

        Предложения с двумя и одним главным членом.

        Простые и сложные предложения. Средства грамматической связи между частями сложного предложения (союзы, интонация). Знаки препинания (запятая) в сложном предложении (наблюдения).

        Ряды однородных слов в предложении, средства связи между ними. Знаки препинания в предложениях с однородными словами.

        Слова, являющиеся и не являющиеся членами предложения (на примере обращений и междометий); средства выделения последних в устной речи и на письме.

        Грамматическая характеристика простого предложения. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения, уточняющие подлежащее и сказуемое. Наличие слов, не являющихся членами предложения.

        refdb.ru