Полезные статьи

Опек для чего создана

Все о нефти

ОПЕК: Организация стран – экспортеров нефти

The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC).

ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран. К уже упомянутым странам-основательницам присоединились: Катар (в 1961 г.), Ливия (в 1962 г.), Объединенные Арабские Эмираты (в 1967 г.), Алжир (в 1969 г.), Нигерия (в 1971 г.), Эквадор (в 1973 г.), Ангола (в 2007 г.). В свое время в эту организацию также входили: Индонезия (с 1962 по 2009 гг.) и Габон (с 1975 по 1994 гг.).

Штаб-квартира ОПЕК в первые пять лет располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года переехала в Вену (Австрия), где и находится по настоящее время.

Цель ОПЕК – координация и унификация нефтяной политики стран-членов организации с тем, чтобы обеспечить справедливые и стабильные цены на нефть на мировом рынке, эффективные экономически обоснованные и регулярные поставки нефти странам-потребителям, а также обеспечить инвесторам, вложившим свой капитал в развитие нефтедобывающей отрасли, справедливую доходность вложений.

Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти — промышленно развитых стран на протяжении последних более чем сорока лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период значительных перемен в мировой экономической системе, во времена распада прежнего миропорядка, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям.

Во времена формирования ОПЕК международный рынок нефти контролировался семью транснациональными компаниями, действовавшими, прежде всего, в интересах западных стран – потребителей нефти. Для координации своих действий эти компании сформировали Международный нефтяной картель, в который вошли крупнейшие на тот момент международные нефтяные компании: Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ), Бритиш Петролеум и Ройял-Датч/Шелл. В интересах стран — потребителей нефти картель удерживал цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель.

Объединение стран – экспортеров нефти в ОПЕК позволяло входившим в нее странам формировать единую политику в борьбе с созданной картелем монополией и постепенно отношение к этой организации на международной арене от первоначально скептического менялось к более серьезному. С ростом авторитета росло и количество стран-членов организации.

В Советском Союзе в 60-е годы отношение к ОПЕК было изначально благосклонное — организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны — члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973—74 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран — союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на новый этап своего развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» Устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не числился в «основателях». Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай — для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.

ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее Уставе. Там же обозначено, что цель организации — координация и унификация нефтяной политики участников, с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 — 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.

С введением в начале 1980-х годов фьючерсов на нефть финансовый рынок стал оказывать все возрастающее влияние на формирование нефтяных цен. Если в 1983 году на нью-йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это в 12 раз больше, чем вся мировая добыча нефти в 2010 году! Помимо нью-йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, существуют и другие финансовые инструменты (деривативы), привязанные к нефти.

Таким образом, ОПЕК принимая какое-либо решение об изменении квот на добычу нефти с тем, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, особенно те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым, серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

vseonefti.ru

ОПЕК: история, структура, цели

История создания организации

Организация ОПЕК была создана на международной конференции в сентябре 1960 года в столице Ирака – Багдаде. Изначально в состав этой организации были включены пять стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт и Саудовская Аравия. До 1975 года было принято ещё восемь членов организации: Эквадор, Катар, Габон, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир и Нигерия. В период с 1992 по 1995 года из состава ОПЕК вышел сначала Эквадор, а позднее был исключен Габон.

В период создания организации в отрасли мировой нефтедобычи были семь крупных компаний, которые называли «Семь сестер»: Chеvron, Еxxon, Tеxаco, Royаl Dutch Shеll, Mobil, Gulf Oil и British Pеtrolеum. После того как эти компании в субъективном порядке снизили закупочные цены на нефть, из которых они выплачивали налоги за возможность разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам, была организована ОПЕК.

В 1968 году была принята Декларация ОПЕК «О нефтяной политике стран — членов ОПЕК», которая провозглашала «неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития».

В ноябре 1962 года Секретариат ООН зарегистрировал ОПЕК как полноправную межправительственную организацию. Таким образом, в 1965 году ОПЕК стала участником Конференции ООН по торговле и развитию.

Это способствовало созданию так называемого Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены приступили к исполнению масштабного социально-экономического развития. В эти годы членство организации выросло до 13 стран.

В начале 80-х цены на нефть выросли до рекордно высокого уровня, однако вскоре стали идти на понижение и в 1986 году достигли минимальной стоимости $10 США за баррель вследствие превышения объема предложения над спросом.

В 90-е гг. цены менялись менее драматично. Однако чрезмерная нестабильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие, как результат экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998-1999 годах.

Цели организации

Структура организации

Главным управляющим органом картеля является Конференция стран-участниц, которая созывается, как правило, 2 раза в год. Конференция решает следующие вопросы: прием новых членов, утверждение состава Совета управляющих, бюджет и финансовый отчётность, назначение председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.

Совет управляющих разрабатывает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, который является постоянным действующим органом.

Секретариат проводит мониторинг и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, контролирует исполнение принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. B состав Секретариата входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы.

Страны входящие в ОПЕК (2015 год)

На данный момент в состав организации входят 12 стран: Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Ангола, Индонезия, Ливия, ОАЭ, Алжир, Нигерия, Катар.

Многие считают, что Россия тоже является членом этой организации, но на самом деле это не так. Россия не входит в список стран-членов организации, но присутствует на каждом заседании организации.

Членство в ОПЕК открыто для любой страны, которая является крупным экспортером нефти и поддерживает те же идеалы, которые соблюдает организация. Влияние ОПЕК на мировой рынок нефти очень критикуется. Организация имеет значительную мощность на рынке потому что страны-члены организации владеют большим запасом нефти (около 80%) и почти половиной запасов природного газа в мире.

OFID – Благотворительный фонд ОПЕК для международного развития

Фонд международного развития ОПЕК был создан в январе 1976 года в качестве коллективного финансового механизма консолидации помощи, оказываемой ее странами-членами. Ресурсы Фонда международного развития являются дополнительными к тем, которые уже доступны ОПЕК через ряд двусторонних и многосторонних каналов. Они состоят в основном из добровольных взносов стран-членов ОПЕК и доходов от Фонда международного развития инвестиций и кредитов.

Операции Фонда международного развития были начаты в августе 1976 года с первоначальных ресурсов около $800 млн. С тех пор эта сумма увеличилась в четыре раза. Последнее пополнение на сумму 1 млрд долларов было утверждено Советом Министров в июне 2011 года в качестве непосредственного отклика на растущие потребности развивающихся стран и негативные последствия финансового кризиса на их экономику.

Сегодня нефть считается самым продаваемым сырьем в мире. Сделки по данному торговому инструменту осуществляются практически на всех торговых площадках. Начните торговать нефтью вместе с WELTRADE.

www.weltrade.ru

мировая экономика

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств — членов ОПЕК (в 2005 году)

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК — Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, — это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% — с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта — с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака — с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК — многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6—7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

www.ereport.ru

Опек для чего создана

Глава 17 Создание ОПЕК [c.216]

Непосредственным поводом для создания ОПЕК было неоднократное понижение нефтяным картелем в одностороннем порядке в конце 50-х годов справочных цен на нефть. Первоначально перед Организацией стояла задача совместными усилиями ее членов добиться предотвращения дальнейшего снижения справочных цен и таким образом сохранить свои нефтяные доходы хотя бы на неизменном уровне. И эта задача была вскоре решена успешно. [c.237]

Базовый анализ рынков, особенностей конкуренции, причин и последствий монопольной власти до сих пор опирался на анализ рынка как такового. Нами практически игнорировались проблемы, возникающие в результате особенностей взаимоотношений между производителями промежуточной и конечной продукции, между производителями и дистрибьютерами товара. В неявном виде анализ монопольной власти отталкивался от одномерного представления о фирме как продавце потребительских товаров. Потери общества от монопольной власти рассматривались в первую очередь как потери потребителей вследствие ограничения продавцами объема продаж и понижения цены. Ограниченность такого подхода очевидна монопольная власть на рынке промежуточной продукции влияет на остроту и особенности конкуренции не менее, если не более сильно, чем монопольная власть на рынке конечной продукции. Это связано прежде всего с особенностями спроса на промежуточную продукцию как правило, возможности ее замещения у фирм-покупателей существенно ниже, нежели возможности замещения потребительских товаров. Кроме того, изменение цен на промежуточную продукцию в результате усиления или ослабления рыночной власти оказывает существенное влияние на положение производителей и потребителей во многих секторах экономики (вспомним классический пример — создание ОПЕК явилось одним из важнейших событий послевоенной экономической истории, последствия которого проявляются вплоть до настоящего времени). Данная глава ставит целью рассмотреть причины и последствия особых форм взаимоотношений между производителями и продавцами на рынке -вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. [c.125]

Интересно, что и здесь в свое время оправдавшие себя приемы старались одним махом не разрушать, а проводить медленные трансформации. Так, при переходе от «пожизненного найма» к более открытым рыночным механизмам перелива рабочей силы родились своеобразные и очень гибкие механизмы временного «откомандирования» групп работников на другие предприятия. При избытке кадров одни фирмы старались передать их другим, особенно субподрядным, при недостатке — старались получить их «взаймы». Появление подобных форм было в определенной степени наследием «пожизненного найма» и сопутствовавших ему социальных услуг «откомандированные» крупной фирмой работники (на срок, как правило, около 2-х лет) оставались в ее штате, продолжали пользоваться ее социальной опекой, на них делались отчисления в страховой фонд и так далее. Полученные же «взаймы» оказывались на положении временных работников, то есть не включались в создание соответствующих фондов и лишь частично могли воспользоваться уже имеющимися службами. В целом появление практики передачи от предприятия к предприятию групп работников (в Японии она осуществляется, как видим, через «заем», «откомандирование», а в США — через посредство специальных маклерских фирм) становится все более важным инструментом маневрирования численностью кадров, а с точки зрения отношений между работающими и администрацией — еще одним приемом разделительной тактики с игрой на ставках заработной платы, социальном статусе в дополнение к тому множеству разделителей, которыми изобилует в Японии тактика управления кадрами. [c.34]

С другой стороны, в данном случае приходится иметь дело с монопольной рентой, обладающей несколько иными особенностями, чем те, которые рассматривал автор Капитала . К- Маркс имел в виду частных собственников средств производства. В странах ОПЕК владельцами и распорядителями нефтегазовых ресурсов выступают национальные государства в лице созданных ими компаний. [c.46]

Безусловно, исторической вехой в борьбе обладающих нефтяными ресурсами стран Ближнего и Среднего Востока за свой суверенитет над природными богатствами, право распоряжаться ими в национальных интересах было создание в 1960 г. Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК). Образование этой организа- [c.29]

Позиция США по вопросу о переговорах с ОПЕК не была однозначной. С одной стороны, Вашингтон поддержал монополии, санкционировав создание ЛПГ и. заключение секретного соглашения компаний, оперировавших в Ливии, обеспечив для этого изъятие американских нефтяных монополий из национального антитрестовского законодательства. С другой — администрация США старалась убедить представителей нефтяного капитала в необходимости пойти на определенные уступки странам-производителям. [c.36]

Иначе, однако, обстоял вопрос в отношении цен. Согласно объявленному ОПЕК намерению установить твердый уровень справочных цен примерно на 40% выше рыночных, чтобы восстановить, как заявляла ОПЕК, старое соотношение 1 к 1,4 между рыночными и справочными ценами, цену на 1974 г. надо было установить на уровне примерно 25 долл. за баррель, тогда как всего лишь три года назад она составляла 1,6 долл. О такой цене явно не могло быть и речи, но в декабре 1973 г., когда члены ОПЕК собрались для обсуждения создавшегося положения, у них не было единой позиции. Некоторые из них, например Саудовская Аравия, считали, что производители не должны извлекать слишком большие коммерческие выгоды из искусственно созданной нехватки, вызванной в основном политическими соображениями. Другие же, Иран, Ирак и Алжир, которые сильнее нуждались в доходах, считали драматическое повышение цен в порядке вещей. Наконец, опять-таки под руководством шаха, было принято окончательное решение снова повысить цены вдвое на основе простого принципа обеспечения отчислений в пользу стран-производителей, эквивалентных стоимости добычи нефти из сланцев. Таким образом, страны-потребители, и без того уже глубоко встревоженные политическими последствиями ограничений на поставки нефти, внезапно столкнулись с таким повышением цен на нефть, которое превзошло их худшие опасения, —повышением, [c.280]

Повышение цен на нефть в середине 70-х и на рубеже 70—80-х годов усилило позиции в мировом хозяйстве производителей энергетического сырья, прежде всего 13 развивающихся стран, входящих в созданную в 1960 г. Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В последние годы в связи со значительным превышением предложения жидкого топлива над спросом позиции этих стран на мировом рынке существенно ослабли. [c.19]

Из-за роста цен доля затрат на оплату импорта нефти в ВНП западноевропейских стран увеличилась с 1,5% в 1973 г. до 5,0% в 1980 г. Еще более серьезные испытания пришлось пережить экономике развивающихся стран-импортеров нефти. Развивающиеся страны ввозили как сырую нефть, так и нефтепродукты, поскольку компании картеля не были заинтересованы в создании в них национальной нефтеперерабатывающей промышленности. Доля жидкого топлива во многих из этих стран увеличилась до 80-90% всей стоимости импорта. Некоторые из беднейших стран сумели пережить энергетические кризисы только благодаря финансовой помощи извне. Хотя предложенные МВФ займы и помощь-ОПЕК далеко не покрывали реальных потребностей развивающихся стран. [c.51]

Сокращение финансирования оборонного заказа в целом затруднило деятельность разнообразных структур в ВПК. С одной стороны, это снизило его интерес к «опеке» и требуемой экономической поддержке возможных малых предприятий. Здесь могли бы большую роль сыграть такие известные за рубежом структуры, как «технологические парки» и «инкубаторы наукоемкого бизнеса». Но сегодня это возможно лишь при государственной поддержке создания и функционирования таких структур. У государства же пока до таких деликатных и тонких начинаний нет ни финансовых средств, ни нужных специалистов. [c.101]

Краеугольным камнем для создания богатства является наставник. Человек, который преуспевает значительно больше Вас, который возьмет Вас под свою опеку и окажет Вам содействие. Разговаривая с очень богатыми людьми, я узнавал, что у них всегда были такие наставники, и по меньшей мере у некоторых из них было несколько очень близких образцов для подражания, с которыми сложились доверительные отношения. [c.79]

Если нет свидетельств обратного, мы принимаем данные статистики как базу для суждения о будущем, но аналитик обязан искать любые знаки того, что это не так. Здесь следует различать между виденьем или интуицией и обычным здравым смыслом. Способность предчувствовать будущее безмерно ценна, но аналитик не может полагаться на эту способность. (Имея такую способность, можно было бы прожить и без анализа.) От аналитика можно ожидать только умеренной способности предвидения, опирающегося на логику и опыт. Нельзя требовать от аналитика способности предвидеть такие события, как создание нефтяного картеля ОПЕК, рост исламского фундаментализма, возникновение войны между Ираном и Ираком, и многих других, так сильно влиявших на динамику цен на нефть. Точно так же нельзя рассчитывать, что аналитик сможет задолго предсказать значительные сдвиги в составе рабочей силы, причиной которых стал массовый приход женщин на рынок труда, или что он сможет предсказывать изменения валютных курсов, оказывающих такое сильное влияние на торговые балансы народов. Конечно, когда события дают себя почувствовать, аналитик должен их учитывать и экстраполировать их возможное влияние. Короче говоря, аналитик — не пророк. [c.579]

По данным ОПЕК, издержки на создание дополнительной [c.126]

Создание конкурентной среды. Казалось бы, приватизация в сочетании с либерализацией должна была бы возродить и активизировать конкуренцию, но осуществить это на практике оказалось крайне сложно. Несмотря на возникающий частный сектор, доля государственного сектора, особенно в российской экономике, все еще остается значительной. С одной стороны, не все государственные предприятия стремятся выйти из-под опеки государства, надеясь на его помощь в условиях продолжающегося спада производства, с другой — крайне медленно идут процессы акционирования предприятий, особенно формирование малого бизнеса как главной основы конкурентной среды. Особую опасность в данном случае представляет монополизм, который является, как известно, врагом конкуренции и отсюда требует госконтроля. [c.329]

Большим шагом в борьбе за право распоряжаться нефтяными богатствами в национальных интересах этих стран было создание в 1960 г. Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). [c.237]

АРАБСКИЕ ФОНДЫ И БАНКИ РАЗВИТИЯ — организации, занимающиеся кредитованием развивающихся стран — импортеров нефти. Первый фонд такого рода основан Кувейтом в 1953 г., большинство других образовано после 1973 г. Создание А.ф. и б.р. связано с накоплением членами Организации стран -— экспортеров нефти (ОПЕК) крупных финансовых средств, за счет которых и формируются их средства. Все А.ф. и б.р. являются государственными (несколько частных арабских банков также носят название «банк развития», но не играют заметной роли в рециклировании нефтедолларов, хотя и специализируются на долгосрочном кредитовании). В 1971—1980 гг. объем. льготного кредитования странами ОПЕК других развивающихся стран превысил 40 млрд. долл. США, что немногим более 10% совокупного активного сальдо платежных балансов членов ОПЕК за этот период. Помимо А.ф. и б.р. средства выделялись как через другие международные институты, так и непосред- [c.16]

В этих условиях для создания моделей «Лиза-Макинтош» была организована небольшая команда, подчинявшаяся непосредственно С. Джобсу. В ее задачи входила разработка как самого изделия, так и программного обеспечения для него, а также технологии его производства. Как очень амбициозный для компании проект разработка модели «Лиза-Макинтош» была поручена самым талантливым специалистам фирмы, он находился под постоянным пристальным вниманием и опекой руководства. В сущности, проект распадался на две составные части компьютер большей мощности «Лиза» и общедоступный «Макинтош». [c.372]

Помимо этих немалых затрат надо учесть, что создание инфраструктуры для новых мощностей требует времени, так что мы, возможно, опоздали. ОПЕК почти не имела запасных мощностей в начале 1990-х, в частности за счет вторжения Ирака в Кувейт. В 1991 году мощности ОПЕК составляли примерно 24,5 млн баррелей/день, а резервные — всего один миллион. Дополнительные мощности в 1995 году оценивались около 3,3 млн баррелей/день. [c.334]

Хорошие взаимоотношения с персоналом в небольшой компания. Владелец или управляющий небольшим коммерческим предприятием нуждается в разработке программы или формулы, которая будет отвечать требованиям его сотрудников и основываться на понимании их различных чувств, эмоций, опыта, надежд, опасений — всего того, что им ценно как индивидуумам. С одной стороны, эффективная программа человеческих отношений для небольшого предприятия должна означать, что хозяин лично интересуется каждым отдельным рабочим. С другой стороны, она не должна означать мелочной опеки, попустительства или игнорирования дисциплины. Для вас как управляющего небольшим коммерческим предприятием проблема состоит в том, чтобы увязать в одно целое логическое ведение ваших операций, социальную структуру коллективной работы и эмоциональные особенности ваших сотрудников как индивидуумов . Нет единой формулы для создания здоровых взаимоотношений между служащими. Однако ниже приводятся некоторые советы, которые в различной степени нужны всем работающим. [c.161]

Образование монополий может происходить в силу различных причин. Например, жесткая конкуренция вытесняет с рынка более слабые и менее эффективно работающие фирмы, и этот процесс идет до тех пор, пока в отрасли не станет доминировать одна компания. Другой путь — это последовательные слияния и поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасли. Монополия может быть создана, как широко практиковалось в довоенной Германии, созданием картеля. Картель создается независимыми ранее компаниями соглашением о цене и квотах производимой продукции. Одним из видов мирового картеля является Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК). В Великобритании в настоящее время существует Совет продавцов молока. Наконец, монопольное положение на рынке могут занимать владельцы месторождений редких природных ресурсов. [c.265]

Стремясь к наиболее полному соответствию нефтяной политики долгосрочным национальным интересам, антиимпериалистический режим Ливии с начала прошлого десятилетия первым среди государств — участников ОПЕК приступил к активной и последовательной консервации ископаемых ресурсов. В течение 1970—1975 гг. это государство произвело самое значительное абсолютное сокращение экспорта нефти с 159,4 млн. до 69,2 млн. т в год (на 90,2 млн. т), а также относительное — на 56,6% (рассчитано по [353, 1982, № 10, с. 153]). Таким образом, Ливия внесла наиболее весомый реальный вклад в сдерживание роста поставок на мировой капиталистический рынок жидкого топлива в тот важный для нефтеэкспортирующих стран период и в создание благоприятной для них конъюнктуры. Политика этого государства стала не последней по значению предпосылкой революции цен 1973—1974 гг., а затем в условиях временного сокращения спроса [c.113]

Наряду с предоставлением ресурсов по двусторонним каналам Ливия участвует в подавляющем большинстве финансовых фондов, банков развития, специализированных инвестиционных компаний и других учреждений, созданных под эгидой Лиги арабских государств, Организации африканского единства, Организации исламская конференция, ОПЕК, ОАПЕК. Причем в целом ряде случаев СНЛАД выступила инициатором их основания и одним из крупнейших доноров. Это относится, например, к Заемному фонду, который был учрежден в начале 1974 г. с поступлением преобладающей доли взносов от Ливии и Алжира и кото- рый позднее был включен в состав Арабского банка экономического развития Африки. Ливия является вторым после Саудовской Аравии крупнейшим подписчиком на капитал этого банка (16,3%), а также Исламского банка развития (17,3%) [199а, с. 77, 106, 118]. В то же время Ливия практически не принимает участия в системе финансовых учреждений МВФ и МБРР, в которую активно вовлечены нефтяные монархии, особенно Саудовская Аравия, являющаяся, в частности, наряду с США одним из основных доноров (по 30% взносов) так называемого фонда Вит-тевена при МВФ, созданного в 1978 г. для гарантирования уплаты долгов развивающихся стран [59а, с. 386—387]. [c.187]

Тем не менее созданный этими монополиями задел в других сферах энергетики дает им определенные основания рассчитывать на будущий контроль над ее наиболее перспективными отраслями получения крупных прибылей даже тогда, когда роль нефти в мировом балансе энергопотребления неизбежно снизится. Между тем страны ОПЕК лишены возможности идти по такому пути, ибо даже при излишках средств для этого нужна собственная база НИОКР, которой они не располагают. [c.123]

Сами нефтяные концерны не просто обеспечивали функционирование системы нефтеснабжения по поручению своего империалистического государства, но и создали, скроили ее так, чтобы она отвечала прежде всего их собственным интересам, гарантировала им особое положение во всей государственно-монополистической структуре. Поэтому их частные цели отнюдь не всегда и не при всех условиях совпадали с целями и интересами государств базирования. Это расхождение интересов особенно явно проявилось в 70-е годы, когда нефтедобывающие страны взяли в свои руки контроль над нижним звеном нефтяной промышленности. Нефтяные монополии были вынуждены приспосабливаться к новому положению, которое в целом не было для них неприемлемым. Они могли, например, переносить на потребителей повышение цен на сырую нефть. Более того, это повышение давало им возможность увеличить прибыли от производства нефтепродуктов и от операций с сырой нефтью из неопековских источников. Компании в качестве покупателей нефти,— отмечал глава английской консультационной фирмы Петролеум экономике П. Френкель, — не заинтересованы в абсолютном уровне цен на сырую нефть как таковом. Их интересует прежде всего, чтобы условия их контрактов были не хуже, чем у мелких компаний. Вероятно, они даже не особенно заинтересованы в общем понижении цен на сырую нефть, поскольку это приведет к колоссальным финансовым потерям в результате обесценения их резервов нефти 28. Очевидно, та же логика применима и при обратном рассуждении компании заинтересованы в повышении цен на нефть хотя бы потому, что это способствует повышению цены их резервов нефти и нефтепродуктов, созданных в период, предшествующий повышению цен на сырую нефть в странах ОПЕК- [c.131]

Сегодня в стране наблюдается повальное увлечение молодых женщин разного рода развлечениями. К этому их подстрекают многочисленные женские журналы, радио- и телепередачи. Девушки стремятся упорхнуть из-под опеки родителей, но поскольку в Японии пока ще действуют довольно строгие нормы регулирования отношений детей с родителями, то осуществить свое. желание им довольно затруднительно. Покинуть родительский дом в Японии отваживаются не многие. Нужны какие-то веские обстоятельства, и таковые без труда находятся. Японские фирмы, производящие радиоэлектронные товары, оказываются для девушек палочками-выручалочками. Эти фирмы нуждаются в массовом наплыве молодых работниц. И поскольку предприятия таких фирм тяготеют к периферии с ее чистым воздухом, они стягивают к себе молодежь со всей Японии. Примером может служить созданная на о-ве Кюсю по американскому образцу вторая кремниевая долина , где производятся интегральные схемы и слож-шейшие электронные устройства. [c.111]

Как администраторы-практики, обладающие опытом работы в мировой нефтяной промышленности, эти люди понимали, почему компании снизили свои цены, и, несмотря на некоторые официальные заявления, знали, что скидки не будут отменены. Целью собравшихся было исключить возможность односторонних действий в будущем и обеспечить, чтобы компании всегда ставили на первое место интересы правительств стран-производителей, а не чьи-либо еще. Они считали, что легче всего этого будет добиться, выступая единым фронтом, так, чтобы компании никогда больше не могли стравливать одну страну с другой, как они поступали в период прекращения работ в Абадане. Результатом совещания явилось создание Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) — по существу, картеля производителей для поддержания цен в период их падения на рынке и согласования противоречивых интересов его членов. После Акнакарри колесо проделало полный круг, и с тех пор компании никогда больше не пытались снижать справочные цены. [c.221]

Однако вряд ли можно делать вывод о неизбежности распада ОПЕК в будущем. В прошлом эта организация уже продемонстрировала свою полезность и эффективность в качестве координационного механизма, через который страны-производители могут выражать свою точку зрения не только на цены, но и по широкому кругу других проблем их взаимоотношений с нефтяной промышленностью. Использовать же свои финансовые резервы Для того, чтобы парализовать финансовые учреждения Запада или создать атмосферу постоянной нестабильности цен и тем самым вести дело к конфликту со странами — потребителями нефти, страны-производители, по всей вероятности, не собираются. Действительно, в свете снижения на Западе спроса па нефть и возможного создания альтернативных источников топлива страны-производители могут решить, что им нужно прийти к новым соглашениям о ценах непосредственно со странами-потребителями с тем, чюбы обезопасить себя от инфляции и иметь возможность планировать долгосрочные бюджеты в обстановке приемлемой и длительной стабильности. В то же время они могут проявить желание прийти к какому-либо соглашению ОТНОСИТСЛЬНО ПНВеСТНЦПИ СВОИХ. 113ЛИШН11л [c.318]

Некоторые подвижки в сторону универсализации финансовой системы США начались в конце 80-х годов XX в. В частности, в январе 1989 г. ФРС предоставила банкам право давать гарантии по выпускам ценных бумаг дочерних компаний банковских холдингов. Ряд финансовых институтов США пытается периодически обходить ограничения, устанавливаемые для банков. Так, в 70-х годах XX в. возникли так называемые банки с ограниченными услугами (limited-servi e bank), называемые также небанковскими банками . В отличие от коммерческих банков, они имели право выполнять лишь одну из двух ключевых банковских операций — либо принимать депозиты, либо выдавать ссуды. Создание таких организаций преследовало цель уйти из-под жесткой опеки ФРС и других контролирующих органов. [c.569]

Начиная с 70-х годов новой западной системе стало тесно в пеленках государственной опеки и регулирования. Высокие и устойчивые доходы большинства населения сделали излишней бюджетную накачку эффективного спроса и резко сократили потребность в социальных программах. Созданные при мощной государственной поддержке инфрасистемы и реструктурированная промышленность могли функционировать самостоятельно на рыночных основах. Отпала, следовательно, и экономическая необходимость в высоких налогах, в жестком регулировании цен и внешней торговли, в программах массированных государственных инвестиций. Наоборот, государственный активизм стал помехой эффективному функционированию уже сформировавшейся системы рыночного саморегулирования. Именно такая ситуация сложилась в начале 70-х годов, когда все еще жестко регулируемая государством рыночная система не смогла приспособиться к энергетическому и ряду других структурных кризисов и в результате оказалась в состоянии хронической стагнации. На подобной вполне подготовленной почве бурно взошли семена, которые небольшая, но активная группа теоретиков нового монетаризма поначалу безуспешно засевала еще со второй половины 40-х годов. Их рецептура дерегулирования с конца 70 — 80-х годов была использована в хорошо известных экономических программах неоконсервативных течений по всему миру, прежде всего тетчериз-ма в Англии и рейгономики в США. [c.51]

Годы после Второй мировой войны могут быть разделены (с известной условностью) на пять периодов инфляции. В 1947—1957 гг. инфляция оставалась скованной системой контроля цен и заработной платы, установленной в период мировой войны, а также влиянием войны в Корее. В 1958—1965 гг. господствовали мир и умеренный рост экономики, сопровождаемый сравнительно умеренной инфляцией и практически полным отсутствием прибыли от товарных запасов. В 1966—1972 гг. дефицит бюджета, созданный войной во Вьетнаме и ростом социальных расходов, а также неупорядоченность международных рынков денег привели к ускорению инфляции и появлению прибыли от товарных запасов. Четвертый период инфляции оборвался в 1983 г., потому что чудовищное инфляционное давление, оказывавшееся международным нефтяным картелем ОПЕК и вызванное коллапсом Бреттон-Вудсских соглашений (о фиксированных курсах валютного обмена), исчерпали свою энергию и начали угасать. Период 1984—1986 гг. выиграл от паде- [c.212]

Для защиты интересов экспортеров в мире уже создано около двадцати ассоциаций экспортеров сырьевых товаров, которые осуществляют коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Классическим примером организации подобного рода может служить ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти, созданная в 1960 г. и объединяющая в своем составе почти полтора десятка нефтедобывающих государств. Благодаря этому им удает-ся получать значительное увеличение доходов от продажи нефти. [c.190]

ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН — ЭКСПОРТЕРОВ СЫРЬЯ — объединения развивающихся стран (основных поставщиков на мировой рынок сырьевых товаров) в целях координации поступлений товара на мировой рынок, а также стабилизации рынка. Созданию таких организаций и активизации их деятельности способствовали успехи Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) в борьбе за повышение своей доли в доходах от экспорта нефти и повышение цен на нее. Кроме ОПЕК существуют Организация стран — экспортеров меди (СИПЕК), Ассоциация стран — производителей олова, Международная организация по кофе, Союз стран — экспортеров бананов, ассоциации стран — производителей бокситов, железной руды, вольфрама, серебра, фосфатов, лесоматериалов, джута, каучука, арахиса, мяса, перца, какао и др. Так же как и международные товарные соглашения, О.с. — э.с. в целях стабилизации рынков на определенном этапе устанавливают экспортные квоты для своих участников, которые в других условиях могут быть отменены (ОПЕК. Ассоциация стран — экспортеров олова). Деятельность некоторых О.с. — э.с. связана с подписанием международных товарных [c.282]

economy-ru.info