Полезные статьи

Одна фирма платит за другую как оформить

Оглавление:

Водный налог: правила применения и перехода

Каждая компания или частное лицо обязано отчитываться перед государственными органами за ведение разных видов предпринимательской деятельности. При этом должны не только передаваться отчеты в инспекцию, но и уплачиваться разные виды налогов.

Если фирмы или ИП в процессе работы пользуются специальными водными ресурсами страны, то они обязаны уплачивать соответствующий водный налог. Важно знать, каковы его особенности, кто должен его уплачивать, как он рассчитывается и перечисляется.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-91 Это быстро и бесплатно !

Что представляет собой водный налог

Водный налог представляет собой специализированный сбор, введенный только в 2005 году. Он выступил в качестве замены платы, которую обязаны были уплачивать предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными объектами.

Основные характеристики налогового режима

Для правильного расчета важно изучить его основные характеристики. К ним относится:

  • Налогоплательщики. К ним относятся компании, физлица или ИП, которые пользуются в процессе работы водными ресурсами, поэтому обязаны платить за этот процесс соответствующее количество денежных средств.
  • Объекты. В качестве него выступают лицензии, полученные компаниями или предпринимателями, чтобы они имели возможность пользоваться водными ресурсами или специальными объектами.
  • Налоговая база. Она представлена стоимостной оценкой определенного водного объекта, поэтому ее размер полностью зависит от того, как именно используется этот объект компанией или ИП.
  • Налоговый период. Он представлен кварталом. Какие установлены сроки подачи налоговой декларации для разных видов налогов вы можете прочесть тут.
  • Ставка. Она полностью зависит от того, как именно используется водный объект, а также в какой экономической зоне он располагается. Если основной целью применения воды является предоставление ее для использования населением, то за водопользование взимается налог, равный 81 руб. за 1 тыс. кубических метров.
  • Объекты налогообложения. В качестве объектов выступают: забор воды, применение разных водных ресурсов, использование воды в области гидроэнергетики и другие способы применения ресурсов для разных целей.
  • Ставки устанавливаются в рублях за 1 тыс. куб. м. Размер данных ставок полностью зависит от того, в какой экономической зоне работает предприниматель. В процессе расчета непременно используются только рубли, поэтому копейки не принимаются в расчет.

    В каком порядке осуществляется расчет и уплата водного налога вы можете посмотреть в этом видео:

    Важно! Налогоплательщики обязаны самостоятельно производить расчеты, чтобы определить сумму, подлежащую к уплате в бюджет.

    Уплата производится в том регионе, где находится компания или ИП (по юридическому адресу). Перевод средств выполняется до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Не предусматривается в законодательстве возможность для предоставления каких-либо льгот по этому налогу.

    Кто выступает в качестве плательщика налога

    В качестве налогоплательщика выступают субъекты, применяющие в процессе работы какие-либо водные объекты. Использоваться могут ресурсы не только морей, рек или озер, но и подземных источников, ручьев или болот и каналов.

    Без разрешительных документов незаконно пользоваться какими-либо водными ресурсами. Не прекращается обязанность по уплате налога, если закончился срок действия лицензии, а при этом компания или ИП продолжают пользоваться водными ресурсами.

    Каждая организация обязана уплачивать данный налог, если пользуется водными объектами, а при этом отсутствуют возможность для какой-либо компании пользоваться льготами.

    Когда платится водный налог? Фото: www.myshared.ru

    Регулирование уплаты данного налога

    В процессе использования водных ресурсов каждая компания должна учитывать основные требования законодательства в этой области деятельности. К ним относится:

  • в законодательном порядке устанавливаются все субъекты водного налога, поэтому предприниматели обязаны тщательно изучать данную информацию, чтобы не возникли проблемы с проверками;
  • деятельность должна вестись исключительно при наличии правильно оформленной лицензии, которая может быть заменена специальным договором, причем, даже если действие данных документов заканчивается, необходимость в уплате налога не прекращается;
  • не действуют какие-либо льготы при уплате водного налога, поэтому все предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными ресурсами, обязаны перечислять средства государству в полном размере.
  • Особенности уплаты водного налога

    Каждая компания, которая обязана уплачивать водный налог, должна разбираться в особенностях данного процесса. К ним относится:

  • Налоговая база. Не устанавливается единая база и ставка, что считается спецификой этого платежа. Размер базы зависит от разных условий. Учитывается объем используемой воды, для чего производятся измерения специальными приборами или применяются нормы.
  • Ставка. Количество используемых ставок является огромным, поэтому каждый предприниматель должен знать, как правильно выбрать определенную ставку. Для этого учитывается вид водопользования, место нахождения объекта, так как он может быть подземным или наземным, экономическая зона, в которой осуществляется деятельность, а также вид объекта.
  • Налоговый период составляет квартал, поэтому и уплата налога производится ежеквартально до 25 числа следующего за этим кварталом месяца.
  • Правила расчета

    Налогоплательщики должны самостоятельно осуществлять расчеты, на основе которых определяется оптимальная сумма средств, которая должна быть перечислена в бюджет.

    Группы объектов налогообложения.

    Для определения правильного размера налога надо обладать информацией:

    Важно! Нередко одна компания пользуется сразу несколькими водными объектами, а при этом для каждого такого объекта должна определяться сумма налога, после чего все полученные значения складываются.

    Как открыть свой бизнес по производству питьевой воды и нужно ли в таком случае оформлять лицензию и платить налоги вы можете прочесть здесь.

    Например, фирма оформила лицензию на забор воды, причем лимит в квартал составляет 340 тыс. куб. м. За первый квартал забор воды был равен 320 тыс. куб. м. Ставка налога равна 300 руб., а коэффициент к ставке равен 1,32%. В этом случае сумма налога рассчитывается – 320000*300*1,32=126720 руб.

    Как правильно заполнить декларацию

    Важно! В декларацию вносится информация, полученная непосредственно налогоплательщиком, а к ней относится используемая ставка, рассчитанная сумма налога и налоговая база.

    Сдается декларация ежеквартально с одновременной уплатой налога. Важно, чтобы она была передана до 20 числа месяца, следующего после окончания отчетного квартала. Сдавать декларацию надо в ФНС, располагающуюся по месту нахождения компании.

    Важно грамотно оформить и заполнить документ, для чего учитываются определенные требования:

  • допускается передавать ее в письменном или электронном виде, причем обязательно нужна электронная версия в случае, если в организации официально трудоустроено больше 25 человек;
  • если планируется сдавать документацию в письменном виде, то она заполняется только черной или синей шариковой ручкой;
  • все цифры указываются в рублях без учета копеек;
  • каждая ячейка предназначена для записи одного знака, в качестве которого выступает не только цифра, но и запятые или точки;
  • непременно содержится в документе дата его заполнения, подпись налогоплательщика и печать организации;
  • если имеются пустые ячейки, то в них ставится прочерк, а также его можно заменить нулем;
  • если требуется внести какие-либо исправления в готовый документ, то они должны быть заверены подписью налогоплательщика и печатью компании;
  • вверху на каждой странице декларации вписывается ИНН компании или физлица.
  • Образец заполнения декларации.

    Декларация непременно содержит информацию о правильно рассчитанной налоговой базе, об используемых ставках, количестве водных объектов, применяемых налогоплательщиком и о правильно определенной сумме водного налога.

    Ответственность и штрафы

    Ответственность за данные нарушения представлена начислением штрафов:

  • если налогоплательщик опаздывает со сроками сдачи декларации, не сдал декларацию в срок, то он уплачивает 5% от рассчитанного в документе налога, причем данный штраф не может быть меньше 1 тыс. руб. или больше, чем 30% от суммы налога;
  • если передается декларация электронным способом, а при этом нарушаются правила данного процесса, то компания уплачивает штраф в размере 200 руб.;
  • если не уплачивается налог или перечисляется неполная его сумма, то это приводит начислению штрафа, равного 20% от рассчитанной суммы;
  • если умышленно не платится налог, то штраф равен 40% от суммы.
  • Таким образом, водный налог должен уплачиваться разными компаниями или предпринимателями, деятельность которых разными способами связана с использованием различных водных объектов. Он уплачивается ежеквартально, а также каждый квартал сдается декларация по данному налогу.

    Важно грамотно разбираться в правилах его исчисления и сроках уплаты, чтобы не возникали нарушения, приводящие к начислению существенных по размеру штрафов. Также налогоплательщики должны изучить все требования законодательства, так как в некоторых ситуациях применение водных ресурсов не сопровождается необходимостью уплаты налога.

    Объекты и субъекты водного налога подробно рассмотрены в этом видео:

    fbm.ru

    Путевки для сотрудников: налоги, бухучет, отчетность

    Какие налоговые последствия имеет оплата отдыха для организаций? Попробуем разобраться с бухучетом и страховыми взносами во внебюджетные фонды.

    Компании могут оплачивать путевки своим работникам. При этом такое благодеяние по общим правилам на налоговые расходы фирмы не влияет. Однако есть альтерна­тивный вариант, по которому и «волки» будут сыты, и «овцы» целы.

    Многие компании частично или полностью оплачивают путевки своим работникам в раз­личные санатории за счет средств фирмы. При этом путевки приобретают не только для сотрудников, но и для членов их семей.

    Все это, несомненно, имеет положитель­ный эффект и укрепляет атмосферу внутри компании. Но у этой медали есть и обрат­ная сторона — бухгалтерский и налоговый учет подобных операций. Ведь недопусти­мо, чтобы благие намерения работодателя были подпорчены проблемами с контролерами. А для этого бухгалтеру нужно пра­вильно отразить все операции в учете, уплатить соответствующие налоги, и жела­тельно как можно меньше.

    Рассмотрим, какие налоговые послед­ствия имеет оплата отдыха для организа­ций. Кроме того, попробуем разобраться с бухучетом и страховыми взносами во вне­бюджетные фонды.

    Налоговый учет

    Для целей налогообложения расходы фирмы на оплату стоимости путевок на лечение или отдых, а также иные социаль­ные выплаты в пользу работников не учи­тываются при определении базы по налогу на прибыль. Об этом прямо сказано в пун­кте 29 статьи 270 Налогового кодекса. При этом не имеет значения, предусмотрено ли предоставление путевок или денежная ком­пенсация их стоимости в коллективных и трудовых договорах.

    В этом смысле учет по налогу на при­быль не оставляет вопросов, тем более ука­занную позицию поддерживают и судьи. Если выплаты работнику имеют социаль­ный характер, значит, в расходы эти затра­ты брать нельзя.

    Расходы по договорам добровольного медицинского страхования компания может признать только в преде­лах 6 процентов от затрат на оплату труда без учета страховых взносов.

    Но ситуация не такая уж и безальтерна­тивная. Есть один вариант, при котором затраты могут уменьшить налоговую базу, хотя и не на всю сумму.

    Чтобы учесть расходы, организации могут прибегнуть к добровольному лич­ному страхованию работников. При этом надо подыскать подходящую программу страхования, которая помимо непосред­ственных медицинских услуг будет пред­усматривать санаторно-курортное лече­ние.

    А вот уже расходы в виде взносов работо­дателя по договорам добровольного меди­цинского страхования, которые заключаются на срок не менее года, можно учесть в составе расходов на оплату труда. При этом необходимо помнить, что страховая медицинская организация должна иметь соответствующую лицензию.

    Стоит отметить, что предложенный ва­риант не противоречит позициям Мин­фина России (письмо от 30 сентября 2009 г. № 03-03-06/3/5) и ФНС России (письмо от 19 апреля 2010 г. № ШС-37-3/147). При этом налоговики указали, что к социаль­ным выплатам пункт 29 статьи 270 Нало­гового кодекса применяется только в тех случаях, когда нет договоров добровольного личного страхования работников фирмы.

    Еще хотелось бы затронуть этот вопрос по отношению к «упрощенцам» с объектом «доход минус расход». Для них правила учета затрат по оплате путевок сотрудников совпадают с учетом тех, кто платит налог на прибыль. А вот оплату по договорам добровольного медицинского страхования они также могут включить в расходы при исчислении единого налога.

    А что же с НДФЛ

    Удерживать ли налог на доходы физиче­ских лиц со стоимости путевок или нет, зависит от конкретной ситуации и ус­ловий.

    Например, если работнику фирма опла­чивает туристическую путевку, то эти сум­мы, безусловно, должны облагаться НДФЛ, и вариантов тут быть не может. Это объ­ясняется тем, что полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), в том числе отдыха, считается доходом работника, по­лученным в натуральной форме. При этом датой выплаты дохода считается день пере­дачи путевки сотруднику фирмы.

    Не будет считаться объектом обложения по НДФЛ предоставление путевки в том случае, когда сотрудник направляется в ор­ганизации, оказывающие санаторно-ку­рортные и оздоровительные услуги. К ним можно отнести:

  • санатории, санатории-профилактории, профилактории;
  • дома отдыха и базы отдыха;
  • пансионаты;
  • лечебно-оздоровительные комплексы;
  • санаторные, оздоровительные и спортив­ные детские лагеря.
  • Обратите внимание, что если санатор­но-курортная или оздоровительная орга­низация находится за пределами Россий­ской Федерации, то компания должна будет уплатить НДФЛ со стоимости пу­тевки.

    Если работнику предоставлена путевка в оздоровительно-развлекательное учреждение, то необходимо удержать НДФЛ с дохода, полученного в натуральной форме (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-07-06-01/243).

    Немаловажное значение в вопросе обло­жения НДФЛ стоимости путевок имеет ис­точник покрытия затрат компании. Если путевка приобретается за счет средств ра­ботодателя, то НДФЛ не нужно будет упла­чивать только в случае, когда расходы фир­мы на ее приобретение не отнесены в со­став учитываемых при определении базы по налогу на прибыль.

    В свою очередь с работников, которые трудятся у спецрежимников, не будет удержан НДФЛ. Это объяснятся тем, что для таких работодателей есть небольшая, но существенная оговорка. Так, если пу­тевка приобретена за счет средств, полу­ченных от деятельности, облагаемой в рамках специальных налоговых режи­мов, при соблюдении прочих общих усло­вий, ее стоимость освобождена от обложе­ния НДФЛ.

    Кроме этого, не подлежит обложению НДФЛ оплата стоимости путевки, если она произведена за счет средств бюджета.

    Еще одно обстоятельство, влияющее на обложение при предоставлении путевки, -кто является ее получателем. В пункте 9 статьи 217 Налогового кодекса содержится закрытый перечень лиц, оплата стоимости путевок которым не облагается НДФЛ. К ним относятся:

  • работники, которые на момент предо­ставления путевки или выплаты компен­сации состоят в трудовых отношениях с организацией;
  • члены семей работников, включая их де­тей вне зависимости от возраста;
  • бывшие работники, которые уволились в связи с выходом на пенсию по инвалид­ности или по старости;
  • инвалиды, не работающие в данной орга­низации;
  • дети, не достигшие возраста 16 лет, неза­висимо от наличия трудовых отношений с их родителями.
  • Во всех других ситуациях НДФЛ надо будет удерживать. Так что при предостав­лении путевок детям бывших сотрудников старше 16-летнего возраста и не являю­щихся инвалидами надо будет перечислить налог.

    В то же время путевки для работников и членов их семей льготируются, если их приобретает профсоюзная организация. Поскольку от налогообложения освобожде­ны выплаты, в том числе приобретение са­наторных путевок, производимые профсо­юзами их членам, за счет членских взносов. При этом не важно, состояли ли члены профсоюза в трудовых отношениях с коми­тетом или нет. А вот если источником фи­нансирования является, к примеру, спон­сорская помощь, то эти суммы облагаются НДФЛ по общим правилам.

    И напоследок стоит отметить, что значе­ние имеет то, как оформлено в учете пре­доставление путевок. Если компания при­обретает их за счет чистой прибыли и пе­редает сотрудникам как материальную помощь, то облагаться не будет только сум­ма в пределах 4000 рублей при условии, что работник ранее не получал материаль­ную помощь.

    Вопросы НДС

    По налогу на добавленную стоимость преду­смотрена льгота в отношении санаторно-курортных путевок, оформленных на ус­тановленном бланке строгой отчетности.

    Однако в применении данной льготы есть некоторая неопределенность. В частности, нет единого мнения, может ли ей воспользо­ваться не та организация, которая непосред­ственно оказывает оздоровительные услу­ги, а фирма-работодатель, предоставляю­щая путевки.

    НДФЛ со стоимости путевки не удерживают с сотрудников, вышедших на пенсию, независимо от того, устроились ли они куда-либо в другую фирму или нет (письмо Минфина России от 19 февраля 2009 г. № 03-04-06-01/36).

    Финансовое ведомство придерживается мнения, что работодатели в данной ситуа­ции могут воспользоваться льготой (письмо Минфина России от 16 марта 2006 г. № 03­05-01-04/68). А вот у судей на этот счет противоположное мнение. Они указали на то, что льготу могут применять только ор­ганизации, которые непосредственно занимаются саноторно-курортной и оздорови­тельной деятельностью (постановление Президиума ВАС РФ от 3 мая 2006 г. № 15664/05 по делу № А27-31250/2004-6). Хотя при этом арбитры отметили, что об­лагать эти суммы НДС не надо, поскольку в этом случае добавленная стоимость не создается, следовательно, отсутствует объ­ект обложения.

    Начисление страховых взносов

    При решении вопроса относительно начис­ления страховых взносов на стоимость путевки необходимо учитывать, состоит ли получатель путевки в трудовых отношени­ях с организацией и как оформлено ее пре­доставление.

    Объектом обложения страховыми взно­сами признаются выплаты и иные возна­граждения, начисляемые в рамках трудо­вых отношений. Таким образом, если лицо, для которого приобретена путевка, не ра­ботает в компании, то страховые взносы начислять не надо. Соответственно не на­числяются взносы по путевкам, приобре­тенным для:

  • бывших сотрудников;
  • детей сотрудников и иных членов семьи, не работающих в фирме;
  • инвалидов и детей до 16 лет, не являю­щихся работниками организации.
  • В случае же, когда путевка предоставлена работнику компании, необходимо начис­лить взносы. Поскольку подобная операция проведена в рамках трудовых отношений и такие вознаграждения в пользу работни­ка не упоминаются в перечне исключаемых из базы начисления взносов. Следовательно, работник получает вознаграждение в нату­ральной форме, на которое надо начислить взносы.

    А вот когда передача путевки оформля­ется по договору дарения, то обязанности начислить взносы не возникает. Об этом говорилось в письме Минздравсоцразвития России от 27 февраля 2010 г. № 406-19.

    Бухгалтерский учет

    Бухгалтерский учет приобретения путевок для сотрудников организации будет зави­сеть от того, на каких условиях они предо­ставляются. Работодатель может полностью оплатить стоимость путевки или предоста­вить ее на льготных условиях (часть стои­мости оплачивает работник).

    При оплате страховой премии по договору добровольного медицинского страхования с 2011 года в учете счет 97 «Расходы будущих периодов» не используется. Для этого в учете платежи признаются в составе дебиторской задолженности.

    Обычно бухгалтеры задействуют следу­ющие счета:

  • 50 «Касса», субсчет 50/3 «Денежные до­кументы» — учитываются сами путевки;
  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — учитываются расчеты с работниками по оплате части стоимо­сти путевок;
  • 91 «Прочие доходы и расходы» — учи­тывается та часть стоимости, которую оплачивает работодатель. Рассмотрим несколько примеров.
  • Отметим, что в ноябре списать с Самойлова необхо­димо только остаток задолженности — 1080 руб. Бухгал­терские проводки будут выглядеть аналогично.

    Такую же схему можно применить и в случае, если путевка полностью бесплатна для работника. Тогда передача пу­тевки работнику отразится в полном объ­еме одной записью с кредита счета 50-3 в дебет счета 91 «Прочие доходы и рас­ходы».

    Однако, если путевки передаются работ­никам бесплатно, полностью за счет работо­дателя, расходы на приобретение путевок можно сразу списывать в дебет счета 91 «Прочие расходы» согласно нормам ПБУ 10/ 99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

    Принимать такие путевки на баланс на счет 50-3 не нужно. Необходимо организо­вать забалансовый учет — ввести в рабочий план счетов отдельный забалансовый счет для путевок 012 «Санаторно-курортные пу­тевки для работников и членов их семей».

    Как было указано выше, чтобы учесть расходы для целей налогообложения, неко­торые компании заключают со специализи­рованными страховыми организациями до­говоры добровольного медицинского стра­хования, предусматривающие в том числе и оплату санаторно-курортного лечения работников.

    В этом случае в бухгалтерском учете организации-работодателя отражается не приобретение и выдача путевок работ­никам, а начисление и уплата страховых взносов по договору со страховой организа­цией.

    Для этого используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

    В.А. Цибусов, эксперт

    Практическая энциклопедия бухгалтера

    Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

    www.buhgalteria.ru

    Органы занятости желают знать.

    Какую информацию, по какой форме и в какие сроки нужно представлять в органы занятости и что будет за ее непредставление

    Обязанность представлять информацию в органы занятости распространяется и на предпринимателей, у которых есть наемные работники.

    Многие работодатели не в курсе, что закон требует от них представлять целый ряд сведений в органы занятости. И удивляются, когда им вдруг звонят из территориального органа занятости или присылают письменное уведомление о необходимости представить какой-то отчет или иную информацию. Иногда дело доходит и до штрафо в ст. 19.7 КоАП РФ .

    И чтобы наши читатели не столкнулись с таким неприятным сюрпризом, мы решили обобщить, какие сведения, когда и по каким формам нужно представлять в органы занятости.

    Информация информации рознь

    Органы занятости, контролирующие обеспечение госгарантий в области занятости, — это региональные органы исполнительной власти и госучреждения службы занятости населени я п. 1 ст. 7.1, п. 1 ст. 15 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) . На местах они именуются по-разному.

    Все сведения, которые работодатели должны представлять в органы занятости, можно разделить на 3 групп ы пп. 2, 3, 5 ст. 25 Закона о занятости :

  • информация о предстоящем (планируемом) увольнении работников, в том числе внешних совместителе й ст. 287 ТК РФ ;
  • информация о тяжелых «моментах жизни» компании, которые могут негативно отразиться и на ее работниках;
  • прочая информация, необходимая органам занятости для трудоустройства безработных.
  • Информацию об органах занятости вашего региона можно почерпнуть на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москв ы http://www.labor.ru или на сайтах региональных органов исполнительной власти.

    Давайте последовательно разберем каждую из групп сведений, которые нужно представлять в органы занятости.

    Информация о предстоящем увольнении работников

    В состав такой информации входят сведени я п. 2 ст. 25 Закона о занятости :

  • о предстоящей ликвидации компании либо прекращении деятельности предпринимателя и об увольнении работников по этой причин е п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ;
  • о принятом работодателем решении о сокращении численности или штата и увольнении работников по этому основани ю п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .
  • Даже при сокращении одной штатной единицы нужно сообщить об этом в орган занятости.

    Если работодатель — организация, то сообщать о предстоящей ликвидации либо сокращении и, соответственно, запланированном увольнении персонала по этим основаниям нужн о п. 2 ст. 25 Закона о занятости :

  • не позднее чем за 3 месяца до увольнения, если оно будет массовым;
  • не позднее чем за 2 месяца до увольнения в остальных случая х Определение Конституционного суда РФ от 15.01.2008 № 201-О-П .
  • Предпринимателю нужно информировать орган занятости за 2 недели до увольнения работников, независимо от того, будет ли оно массовым или не т п. 2 ст. 25 Закона о занятости .

    Критерии массового увольнения

  • в отраслевых и территориальных соглашения х ч. 1 ст. 82 ТК РФ ;
  • в отдельных региональных соглашения х ч. 1 ст. 82 ТК РФ , например в Московском трехстороннем соглашении на 2011 г . п. 2.25 Московского трехстороннего соглашения на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 02.12.2010
  • Иногда непонятно, является ли увольнение массовым и за какой период нужно сообщать о нем в органы занятости

    При отсутствии таких критериев в социально-партнерских соглашениях увольнение считается массовым, если происходи т п. 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.93 № 99 (далее — Положение о массовом высвобождении) :

  • ликвидация организации с численностью работающих от 15 человек;
  • сокращение численности или штата работников организации в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
  • увольнение в течение 30 календарных дней более 1% общего числа работающих в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек. Если вы точно не знаете, относится ваш регион к этой категории или нет, то лучше всего уточнить это в территориальном органе занятости.
  • По какой форме сообщать

    Рассмотрим возможные ситуации.

    СИТУАЦИЯ 1. Ликвидация организации

    Если в связи с ликвидацией организации предполагается массовое высвобождение работников, то есть ликвидируется организация с численностью от 15 работников, то в территориальный орган занятости по местонахождению работодателя нужно представит ь пп. 4, 5 Положения о массовом высвобождении :

  • за 3 месяца до увольнения — форму «Информация о массовом высвобождении работников » приложение № 1 к Положению о массовом высвобождении ;
  • за 2 месяца до увольнения — форму «Сведения о высвобождаемых работниках», где уже конкретизируется информация по каждому работник у приложение № 2 к Положению о массовом высвобождении .
  • Отметим, что ответственности за представление сведений не по установленной форме в законодательстве в принципе нет, поэтому информацию можно представлять и в произвольной форме.

    При представлении информации по упомянутым формам удобнее обе формы представить одновременно, то есть за 3 месяца до увольнения персонала.

    Форма «Информация о массовом высвобождении работников» заполняется так.

    Информация о массовом высвобождении работников

    Адрес: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Шибанкова, д. 43, стр. 1

    Телефон: (926) 822-20-20

    Причина массового высвобождения: ликвидация работодателя

    Численность работников, подлежащих высвобождению (чел.): 20

    Дата начала массового высвобождения: 23.05.2011

    Дата окончания массового высвобождения: 23.05.2011

    Сведения о работниках, подлежащих увольнению

    21 февраля 2011 г.

    Форма «Сведения о высвобождаемых работниках» заполняется так.

    Сведения о высвобождаемых работниках

    Учитывайте, что в некоторых регионах разработаны свои формы для уведомления о высвобождении работников. Например, московский Департамент труда и занятости утвердил форму «Сведения о высвобождаемых работниках», которая представляется как при ликвидации организации, так и при сокращении ее численности (штата ) http://www.labor.ru .

    Поэтому такую информацию можно представить по местной форме, а если вы ее не нашли, то по общеустановленной (федеральной) либо вообще в произвольной форме.

    Мы спросили в московском Департаменте труда и занятости населения, как рассчитывать среднюю зарплату, сведения о которой указываются в представляемой форме. Вот что нам ответили.

    Из авторитетных источников

    “ В Москве сведения о высвобождаемых работниках представляются в ГУ центры занятости населения административных округов столицы по месту регистрации организации по форме «Сведения о высвобождаемых работниках», утвержденной Департаментом труда и занятости населения г. Москвы.

    В разделе II «Сведения по каждому увольняемому работнику» указывается средний заработок, рассчитываемый в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ. Расчетным периодом для его определения являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи информации ” .

    СИТУАЦИЯ 2. Сокращение численности (штата) работников

    Если увольнение подпадает под критерии массового, то уведомляйте о нем территориальный орган занятости по тем же формам, что и при ликвидации с массовым высвобождением работников (образцы заполнения которых даны выше).

    Если речь идет не о массовом увольнении по сокращению численности или штата работников, то можно воспользоваться:

  • формой «Сведения о высвобождаемых работниках» (образец ее заполнения выше);
  • формой, утвержденной вашим органом занятости, которую можно увидеть, например, на сайте вашего регионального органа занятости;
  • произвольной формой, но обязательно включить в нее такие сведения, как наименование организации, адрес, сроки сокращения, число увольняемых, их ф. и. о., профессия, специальность, сведения о зарплат е п. 2 ст. 25 Закона о занятости .
  • Например, шапку такого уведомления можно оформить так.

    Руководителю
    Центра занятости населения
    г. Наро-Фоминска

    Настоящим сообщаем об увольнении с 23.05.2011 по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников), следующих работников ООО «Альба»:

    Саму информацию о работниках, представленную в табличной форме, оформите так же, как в вышеприведенной форме «Сведения о высвобождаемых работниках».

    Информация о тяжелых «моментах жизни» компании

    В состав такой информации входят сведени я пп. 2, 3 ст. 25 Закона о занятости :

  • о введении в компании режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;
  • о приостановке производства;
  • о применении к работодателю процедур несостоятельности (банкротства).
  • СИТУАЦИЯ 1. Введение неполного рабочего времени или приостановка производства

    О введении неполного рабочего времен и ст. 74 ТК РФ или о приостановке производства нужно сообщать в течение 3 рабочих дней после дня издания приказа о введении неполного рабочего времени или о простое. Этот срок един для организаций и предпринимателе й п. 2 ст. 25 Закона о занятости .

    Обратите внимание: если неполное рабочее время устанавливается по просьбе работника (например, беременной женщины) или по соглашению между работником и работодателем (например, в связи с тем, что работник поступил на очную форму обучения ) ст. 93 ТК РФ , то на такие ситуации обязанность по информированию органа занятости не распространяется.

    Сообщение о введении неполного рабочего времени (приостановке производства) можно сделать:

  • по форме, установленной региональными нормативными актами (местным органом занятости);
  • в произвольной форме (при этом обязательно укажите численность простаивающих работников или тех, кому устанавливается неполное рабочее время).
  • Уведомление в произвольной форме можно оформить так.

    Сведения о приостановке производства

    Московская область, г. Наро-Фоминск,
    ул. Шибанкова, д. 43, стр. 1
    Телефон: (926) 822-20-20
    Исх. № 26 от 15.03.2011

    УВЕДОМЛЕНИЕ

    Настоящим сообщаю о приостановке производства и возникновении простоя с 15.03.2011 для 10 работников цеха № 1. Простой вызван недопоставкой сырья и комплектующих контрагентом.

    СИТУАЦИЯ 2. Несостоятельность (банкротство) работодателя

    Информация о применении к работодателю каждой процедуры в рамках возбужденного дела о несостоятельности (банкротстве) должна представляться ежемесячн о п. 3 ст. 25 Закона о занятости; статьи 2, 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . Конкретная дата подачи такой информации не установлена, поэтому ее лучше представлять в орган занятости сразу после того, как в отношении работодателя ввели ту или иную процедуру в рамках банкротства.

    Например, ввели процедуру наблюдения — об этом нужно сразу же сообщить. Если в следующем месяце наблюдение продолжается — сообщаем опять. Если после наблюдения ввели иную процедуру, например внешнее управление, сообщаем уже об этом.

    Информация представляется в произвольной форме либо, если в вашем регионе утверждена своя форма, по ней.

    Прочая информация, представляемая в органы занятости

    В прочую информацию, необходимую органам занятости для трудоустройства безработных, входит информаци я п. 3 ст. 25, п. 5 ст. 25 Закона о занятости; п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) :

  • о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
  • о приеме или об отказе в приеме на работу лица, направленного органом занятости.
  • Информация о наличии вакантных рабочих мест

    Информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) должна представляться ежемесячн о п. 3 ст. 25 Закона о занятости . Конкретные сроки определяют субъекты Российской Федерации. Данная информация может быть представлена:

    • по форме, утвержденной Минздравсоцразвития Росси и приложение 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 № 513 ;
    • по форме, утвержденной региональным органом занятости. Например, в Санкт-Петербурге применяется своя форм а приложение к Распоряжению Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 17.09.2010 № 244 ;
    • в произвольной форме, если на местах требования к содержанию такой информации (конкретные формы ее представления) не установлены. Но обязательно укажите количество вакантных мест и должности.
    • Сообщать в центр занятости о наличии вакантных рабочих мест нужно каждый месяц

      Учитывайте, что на местах органы занятости часто требуют от работодателей представлять им отчеты об отсутствии вакансий. Например, это следует из формы «Сообщение о наличии вакантных рабочих мест (должностей)», применяемой в Санкт-Петербурге, в которой работодателям предлагается отметить, есть ли у них вакантные места или нет.

      С этим можно и поспорить, ссылаясь на то, что Закон о занятости обязывает представлять информацию именно о наличии вакантных рабочих мест (должностей), то есть можно сделать вывод о том, что при их отсутствии ничего представлять не нужно. Но имейте в виду, что при разногласиях по вопросу о привлечении к ответственности за непредставление информации по причине отсутствия вакансий суды могут занять сторону именно органа занятост и Постановления ФАС СКО от 27.12.2010 № А32-4645/2010-51/157-76АЖ, от 11.11.2009 № А32-10586/2009-59/184-110АЖ . Правда, к примеру, с решениями, принятыми в Северо-Кавказском округе, можно не согласиться. Дело в том, что местных работодателей оштрафовали по региональному административному законодательству, где была установлена своя ответственность за непредставление информации в орган занятости, хотя ответственность за такие правонарушения уже установлена в федеральном законодательств е ст. 19.7 КоАП РФ .

      Информация о выполнении квоты по инвалидам

      Информацию о выполнении квоты по инвалидам должны представлять только организации численностью более 100 человек. Ведь только они обязаны создавать рабочие места для инвалидов в пределах установленной в регионе квот ы ст. 21, п. 3 ст. 24 Закона № 181-ФЗ ; п. 3 ст. 25 Закона о занятости .

      Обращаем ваше внимание: в разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4% ) ст. 21 Закона № 181-ФЗ . В Москве, например, работодателям, у которых среднесписочная численность работников свыше 100 человек, установлена квота в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% для трудоустройства инвалидов и 2% для трудоустройства молодежи из числа квотируемых категорий по московскому законодательств у ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» .

      Согласно Закону о занятости информация о выполнении квоты должна представляться в органы занятости ежемесячно. Информация представляется:

    • по региональной форме;
    • в произвольной форме.
    • Конкретные сроки устанавливают регионы.

      Например, в Санкт-Петербурге такая информация представляется в центры занятости населения не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, по установленной форм е п. 1.2 Распоряжения Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 15.07.2010 № 177; приложение к этому Распоряжению .

      А столичные работодатели представляют такую информацию не ежемесячно, а ежеквартально — до 30-го числа месяца, следующего за отчетным квартало м п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90; п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве — приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП . Информация представляется в ГУ «Центр квотирования» по форме «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств» (форма 1-кво ­ти­ро­ва­ние ) утв. Приказом Департамента труда и занятости населения города Москвы от 01.10.2009 № 277 .

      Информация о приеме или об отказе в приеме на работу лица, направленного органом занятости

      При приеме на работу гражданина по направлению органа занятости работодатель должен вернуть в орган занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

      Срок возврата уведомления — 5 календарных дней со дня приема на работ у п. 5 ст. 25 Закона о занятости .

      Если кандидат не подошел, то в направлении службы занятости нужно сделать отметку об отказе в приеме его на работу. Причем нужно указать день явки гражданина для трудоустройства и причину отказа в приеме на работу. После того как такая отметка сделана, направление нужно вернуть безработном у п. 5 ст. 25 Закона о занятости .

      Помните, что вы не обязаны принимать на работу именно тех лиц, которых направила служба занятости. Эти лица преимуществ при трудоустройстве не имеют. Ведь работодатели вправе принимать их на работу на равных основаниях с теми, кто обратился к ним непосредственно, то есть без посредничества органа занятост и п. 1 ст. 26 Закона о занятости .

      Ответственность за несообщение информации в орган занятости

      Непредставление или несвоевременное представление в орган занятости перечисленной информации может повлечь:

    • предупреждение;
    • наложение штраф а ст. 19.7 КоАП РФ :
    • на руководителя организации (предпринимателя) — в размере от 300 до 500 руб.;
    • на организацию — в размере от 3000 до 5000 руб.

    Предупреждение — это мера административного наказания, которая представляет собой официальное порицание физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форм е ст. 3.4 КоАП РФ .

    Учтите, что если вы не сообщите в орган занятости о «чем следует», то он все равно может об этом узнать, если работник обратится туда в целях поиска работы и получения пособия по безработице.

    В случае привлечения к административной ответственности протоколы об административном правонарушении составляют органы занятости, а рассматривают судь и ст. 19.7, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ . Срок давности привлечения к ответственности в этом случае — 3 месяца со дня совершения правонарушени я ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ .

    Мнение читателя

    “ Уволили сотрудницу по сокращению, все выплатили, как положено. А в орган занятости не сообщили. На днях оттуда звонок. Оказывается, наша сотрудница пришла туда вставать на учет как безработная. А милая женщина из центра занятости настучала на нас в прокуратуру. Приходит письмо из прокуратуры с просьбой представить копии всех документов по сокращению. Отправили. А через неделю меня вызвали на ковер для «объявления предостережения». Съездила, вручили мне ругательную бумажку. В результате отделалась легким испугом ” .

    Ольга,
    г. Волжский

    Однако в некоторых субъектах административная ответственность устанавливается и региональными законами. И кое-где право налагать штрафы предоставлено самим органам занятост и см., например, статьи 4.1.1, 4.1.3, подп. 13, 14 п. 1 ст. 11.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях»; Постановления ФАС СКО от 27.12.2010 № А32-4645/2010-51/157-76АЖ, от 02.08.2010 № А32-3212/2010, от 11.11.2009 № А32-10586/2009-59/184-110АЖ . Мы уже сказали, что такое положение дел само по себе спорно, потому что ответственность за подобные нарушения и порядок привлечения к ней уже установлены на федеральном уровне, но учитывать такие местные особенности все равно необходимо.

    Кроме того, некоторые органы занятости пугают работодателей тем, что за непредставление информации, связанной с занятостью, могут быть оштрафованы как за нарушение законодательства о труд е ст. 5.27 КоАП РФ :

    • компания — на сумму 30 000— 50 000 руб.;
    • руководитель компании или предприниматель — на сумму 1000— 5000 руб.

    Такая информация, к примеру, размещена на сайте Центра занятости г. Набережные Челн ы http://www.challytrud.ru/ . Со своей стороны заметим, что возможность привлечения к ответственности за непредставление информации в орган занятости как за нарушение законодательства о труде сомнительна с точки зрения закона, поскольку непредставление информации органу занятости подпадает под ст. 19.7 КоАП.

    Как видим, обязанностей у работодателей много. Причем требования к содержанию информации, представляемой в органы занятости, устанавливаются не только на федеральном, но и на региональном уровне. И ответственность за нарушение порядка ее представления также может быть установлена в актах субъектов РФ.

    Поэтому во избежание конфликтов с чиновниками лучше уточнить, установлены ли в вашем регионе формы и точные сроки представления информации.

    glavkniga.ru