Полезные статьи

Объект налогообложения по налогу на имущество организации

Объект налогообложения по налогу на имущество

Актуально на: 17 марта 2017 г.

По общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество российской организации, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Письмо Минфина от 26.10.2009 N 03-05-06-01/68 ).

И в части недвижимого, и в части движимого имущества есть свои нюансы. Но прежде чем переходить к их рассмотрению, разберемся, какое имущество в принципе не является объектом налогообложения.

Что не относится к объекту налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на имущество не являются в частности (пп. 1,8 п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования;
  • основные средства из 1 или 2 амортизационных групп в соответствии с Классификацией ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
  • Это два основных пункта из всего списка имущества, не образующего объекта налогообложения, которые могут быть актуальны для обычной коммерческой организации. Иное имущество, поименованное в перечне, – скорее экзотика для бизнеса. Например, объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, космические объекты и др. (пп. 3,4,6 п. 4 ст. 374 НК РФ).

    Движимое имущество, как объект налогообложения

    С учетом сказанного выше движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество, если относится к 1 или 2 амортизационной группе (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Что касается движимого имущества из 3-10 амортизационных групп, то оно не подлежит налогообложению, если было принято на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ, Письмо Минфина от 23.12.2016 N 03-05-05-01/77572 ).

    Таким образом, движимое имущество подлежит налогообложению в том случае, если оно было принято на учет как ОС до 1 января 2013 года, либо принято после этой даты, но попало в число тех исключений по льготе, которые описаны выше.

    Недвижимое имущество, как объект налогообложения

    Недвижимость на балансе организации, учтенная в качестве ОС, является объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Если же у организации есть жилая недвижимость, которая не учтена на балансе, то с нее платить налог на имущество нужно исходя из кадастровой стоимости, если это установлено законом субъекта РФ (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Как вы помните, есть и другие объекты недвижимости, которые облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. И платить налог по ним должны не только организации на ОСН, но и компании на спецрежимах.

    glavkniga.ru

    Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

    Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяется в соответствии со ст. 374 НК РФ. Обложение движимого и недвижимого имущества имеет свои особенности, о которых мы вам расскажем в материалах рубрики «Объекты налога на имущество организаций».

    Общие сведения о налоге на имущество организаций

    Правовую основу взимания налога на имущество организаций составляет гл. 30 НК РФ и местные законодательные акты, поскольку данный налог является региональным. Налог на имущество организаций должны платить фирмы на ОСН, а с некоторого имущества — спецрежимники и ИП. Чиновники на федеральном и региональном уровнях могут предоставить некоторым организациям полное или частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Например, компании, участвующие в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году (который пройдет в России), не платят налог на имущество.

    Кто не платит налог на имущество, узнайте из публикации.

    Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается по данным о среднегодовой стоимости движимого и недвижимого имущества компании. При этом средняя стоимость имущества считается исходя из остаточной стоимости объектов учета, то есть от первоначальной стоимости имущества отнимается стоимостная оценка износа.

    Пример расчета налога на имущество исходя из его среднегодовой стоимости, смотрите здесь.

    По ряду объектов налоговая база может рассчитываться на основании данных кадастровой оценки.

    Пошаговая инструкция по расчету «кадастрового» налога на имущество размещена по ссылке.

    ВАЖНО! Если имущество оценивается по среднегодовой стоимости, то налоговая ставка по нему не может быть выше 2,2%. А вот региональные власти вправе устанавливать собственную налоговую ставку ниже этой цифры, причем она может отличаться для разных категорий имущества. У объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, максимальная налоговая ставка составляет 2%. А для стратегических объектов, к примеру газопроводов и объектов добычи газа, налоговая ставка и вовсе равна нулю.

    Как изменялась ставка налога на имущество за последние годы, узнайте из материала.

    Отчитываться по налогу на имущество организаций плательщики должны ежеквартально — рассчитывая и перечисляя авансовые платежи (если они предусмотрены региональными актами). Раз в год фирмы сдают декларацию по налогу на имущество. Региональные власти вправе изменять сроки уплаты авансовых платежей и сдачи отчетности. К примеру, в субъекте РФ может быть разрешено не платить авансы по налогу, а рассчитываться с бюджетом один раз в год — по итогам налогового периода.

    Кому, когда и как уплачивать авансы по налогу на имущество, расскажем в статье.

    Помимо иных послаблений налогового бремени по налогу на имущество организаций региональные чиновники могут формировать список льготников-организаций или льготного имущества.

    О льготах по налогу на имущество узнайте здесь.

    А также из публикаций:

    Налог на имущество организаций за последние 3 года стал едва ли не самым обсуждаемым налогом. В 2014 году законодатели приняли решение взимать налог с ряда объектов по кадастровой стоимости. Причем его обязали платить и те компании, которые ранее были освобождены от уплаты имущественного налога: в 2014 году это право отняли у плательщиков ЕНВД, а с 2015 года налог на имущество платят и упрощенцы. Конечно, это возможно при условии, что региональные власти сформировали список кадастровой недвижимости и издали приказ о взимании налога с такого имущества с указанием размера ставок.

    О том, какие изменения в расчете налога на имущество принес нам 2016 год, расскажет статья «Налог на имущество: изменения 2016».

    Нововведения 2017 года в налоге на имущество представлены в материале.

    Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяет ст. 374 НК РФ. Согласно законодательству, им считается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе у плательщика налога как основное средство.

    ВАЖНО! По имуществу, которое компания передала во временное пользование, доверительное управление или внесла в совместную деятельность, налог на имущество тоже нужно платить. Нюанс только в том, кто является плательщиком такого налога.

    Для иностранных организаций, которые работают через постоянные представительства, объект налогообложения — то имущество, которое они получили по договору концессии. Если у фирмы-иностранца нет постоянного представительства, то налогом облагается имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной компании на праве собственности, а также имущество, полученное по договору концессии.

    Что не может облагаться налогом на имущество? Земельные участки и другие природные объекты (озера, леса), объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, космические объекты, имущество некоторых федеральных органов. Также не облагаются налогом основные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам. Пример — дорогостоящий принтер для нужд бухгалтерии.

    Недвижимое имущество в данном случае — то, что нельзя передвинуть: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Операции с недвижимостью подлежат обязательному учету в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Движимое имущество для целей обложения налогом на имущество — оборудование, станки, автомобильный и грузовой транспорт.

    ВАЖНО! Законодательство разных стран может один и тот же объект относить в одном государстве к недвижимости, а в другом — к движимому имуществу. В таких случаях действует норма Гражданского кодекса (ст. 1205), по которой принадлежность объекта к определенному типу имущества определяется по законам той страны, где объект фактически находится.

    В материале «Ст. 374 НК РФ (2017): вопросы и ответы» наши специалисты собрали наиболее часто возникающие вопросы по определению объекта обложения налогом на имущество и подготовили на них подробные ответы с учетом последних изменений в законодательстве, писем Минфина, ФНС и арбитражной практики.

    Особенности уплаты налога с движимого имущества

    Движимым имуществом организация может признать те объекты основных средств, которые обладают мобильностью, то есть их можно переместить, например: тестораскаточная машина, полиграфическое оборудование, упаковочный станок, автомобиль предприятия. Деньги и ценные бумаги тоже являются движимым имуществом предприятия, но они не удовлетворяют другому признаку отнесения имущества к объекту налогообложения — имущество должно учитываться как основное средство согласно ПБУ 6/01. Налогообложение «движимости» за последние годы претерпело ряд изменений. В 2013–2014 годах действовала норма, по которой объекты движимого имущества, принятые к учету на 01 счет, не являлись объектом налогообложения. Однако с 2015 года чиновники пересмотрели порядок взимания налога.

    Как теперь нужно платить налог с движимого имущества и какие предусмотрены послабления налогового бремени для компаний, читайте в этой публикации.

    Последние новости о льготах по движимому имуществу смотрите здесь.

    В 2014-2015 годах многие компании провели процедуру реорганизации: внесение поправок в ГК РФ привело к тому, что из законодательства убрали понятия «закрытое акционерное общество» и «открытое акционерное общество». ОАО и ЗАО перерегистрировались в ООО, АО или ПАО. Влияет ли смена наименования на обязанность уплачивать налог на движимое имущество?

    Ответ вы найдете в этой статье.

    Много вопросов у бухгалтеров и юристов возникает с движимым имуществом, которое было собрано из материалов, приобретенных у зависимого лица (например, у фирмы, уставный капитал которой более чем на 25% состоит из доли вашей компании).

    В каких случаях взаимозависимость влияет на расчет налога на имущество, а когда нет — читайте в материалах:

    Специалисты нашего сайта подготовили для вас ряд публикаций, которые помогут прояснить учет взаимозависимой «движимости». Например, движимое имущество построено из материалов, которые вы купили у зависимого лица. Платить ли налог на имущество?

    Ответ находится здесь.

    О том, может ли предприятие рассчитывать на льготу по имуществу из 1 и 2 амортизационных групп, но собранному из материалов взаимозависимого лица, расскажут вам эксперты сайта в этой публикации.

    Порядок обложения движимых объектов налогом на имущество законодатели не устают менять, поэтому мы вам советуем регулярно сверяться с действующими нормами. И в этом наш сайт готов вам всегда помочь.

    Нюансы налогообложения недвижимости

    По объектам недвижимости в части уплаты налога на имущество законодательство также заметно изменилось за последние 3 года. Главное нововведение — расчет налога с кадастровой стоимости. Чем кадастровая оценка отличается от оценки имущества по остаточной стоимости?

    Для оценки недвижимости по остаточной стоимости бухгалтер берет первоначальную стоимость сооружения и отнимает сумму износа. Износ определяется в соответствии с амортизационной группой основного средства. А первоначальная стоимость соответствует данным БТИ и инвентаризационной оценки здания.

    Специалисты БТИ оценивают недвижимость по сугубо объективным факторам: размеры здания, материал стен, крыш, количество окон, дверей. Рыночные факторы во внимание при этом не берутся. Кадастровая же оценка учитывает субъективные факторы, такие как престиж района расположения недвижимости, расстояние от здания до остановок общественного транспорта, коммуникации ЖКХ и массу других. То есть одно и то же здание по инвентаризационной стоимости может быть в разы дешевле, чем по кадастровой. Таким образом, взимание налога с объекта недвижимости по кадастровой стоимости увеличивает поступления в бюджет от данного налога.

    Однако исчисление налога с кадастровой стоимости ввели не для всех объектов недвижимости. Ст. 378.2 определяет, с каких зданий и сооружений взимается такой налог: это торговые, административные, деловые центры, объекты общепита, бытового обслуживания и некоторые другие помещения.

    Какие объекты недвижимости относятся к торговым зданиям — читайте здесь.

    И еще выделим несколько нюансов по недвижимым объектам:

    • Если у вас есть жилое помещение, то по нему тоже может быть рассчитан налог к уплате исходя из кадастровой стоимости. Почему — читайте в нашей статье.
    • С какого момента компания-владелец здания должна платить налог на имущество организаций? Если у вас есть незавершенное строительство, то вам будет полезен материал «Налог на имущество — объект незавершенного строительства».
    • Нужно ли платить налог на имущество, если у фирмы есть разрешение на ввод в эксплуатацию здания, но фактически оно не используется, расскажет статья.
    • Если организация еще не получила разрешение на ввод в эксплуатацию, то следует руководствоваться материалом «Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию не освобождает от налога на имущество».
    • Если фирма решила перестроить здание и перевела основное средство на реконструкцию, то нужно ли ей платить налог на имущество, ведь фактически здание не используется в деятельности фирмы? Рекомендуем вам ознакомиться с этой публикацией, чтобы не совершить ошибок в учете, не занизить налоговую базу и не получить от инспекторов предписание об уплате штрафов и пени по налогу во время проверки.
    • При сдаче недвижимости в аренду возникает вопрос: кто должен платить налог на имущество — арендатор или владелец здания? А если арендатор производит в здании улучшения, которые признаются неотделимыми, то как быть в таком случае? Ответы на эти вопросы содержатся в этой статье.
    • Объект налогообложения по налогу на имущество организаций регулируется как федеральным законодательством, так и региональными законодательными актами. Поскольку в расчет налога на имущество за последние годы чиновники внесли множество изменений, постарайтесь регулярно отслеживать все нововведения и разъяснения государственных органов. Наша рубрика «Объект налога на имущество организаций» поможет вам не ошибиться в расчетах и обезопасить себя в спорах с налоговыми инспекторами.

      nalog-nalog.ru

      Налог на имущество организаций (региональный налог)

      Глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций»

      Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

      Законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога. Субъекты РФ могут также устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества и налоговые льготы.

      Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

      Не признаются налогоплательщиками:

      организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (применяется до 1 января 2017 г.)

    лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, — в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочии развитием города Сочи как горноклиматического курорта. (применяется до 1 января 2017 г.)

  • FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
    • конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в т.ч. Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления соответствующих мероприятий.
    • Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

      Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства — находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

      Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

      Налоговая база в отношении следующих объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;
    • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства и объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
    • Налоговая база определяется отдельно в отношении:

    • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), или постоянного представительства иностранной организации,
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
    • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
    • в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость,
    • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
    • Налоговая база определяемая как среднегодовая стоимость имущества уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости объектов до 1 января 2010 года. (пункт применяется до 1 января 2025 года)

      Особенности определения налоговой базы:

      1. по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности)
      2. по имуществу, переданному в доверительное управление, в паевой фонд, по концессионному соглашению
      3. в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

      Налоговый период: календарный год.
      Отчетные периоды:

    • первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
    • для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости: 1й квартал, 2й квартал и 3й квартал календарного года.

      Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

      Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено НК РФ.

      В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

    • для г. Москвы в 2016 году и последующие годы — 2% ;
    • для иных субъектов РФ в 2016 году и последующие годы — 2%.

      Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

      В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данных объектов, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, не могут превышать:

      В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным ст. 380 НК РФ.

      Ряд организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество.

      При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

      Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период.

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года = исчисленная сумма налога минус сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

      Сумма налога исчисляется отдельно в отношении:

      1. имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
      2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
      3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации, имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
      4. облагаемого по разным налоговым ставкам.
      5. имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость (см. особенности)
      6. Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

        Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

        Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

        В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год.

        Иностранные организации в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет . В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества.

        Особенности исчисления и уплаты налога и авансовых платежей в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации:

        1. в отношении обособленных подразделений организации
        2. в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
        3. в отношении резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области
        4. в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения
        5. в отношении объектов, налог по которым вычисляется с их кадастровой стоимости

        Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.

        По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

        Раздел обновлен: 08.05.16г.

        snezhana.ru

        Налог на имущество организаций. Объект налогообложения

        Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

        1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

        2. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

        В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

        3. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

        1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

        2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

        Статья 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определяет состав имущества, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество.

        Для российских организаций это движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление и имущество, внесенное в совместную деятельность. Это имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

        В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся:

        — обособленные водные объекты,

        — а также все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

        При этом объекты незавершенного строительства тоже являются недвижимым имуществом, но объектами налогообложения они не будут, так как не являются объектами основных средств и учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

        Напомним, что права на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации.

        Главным признаком имущества, необходимым для включения его в состав объектов налогообложения является его отнесение к категории основных средств.

        Обратите внимание на то, что при этом не имеет значения, основные средства находятся в самой организации или переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесены в качестве вклада в совместную деятельность.

        Обращаем Ваше внимание! В ноябре 2003 года зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации Приказ Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

        В этом приказе установлено положение, которое позволяет учитывать в составе основных средств объекты, документы на регистрацию которых направлены в регистрирующие органы, но право на недвижимое имущество еще не зарегистрировано.

        Ранее подобная схема допускалась только для целей налогообложения налогом на прибыль.

        Так как для расчета налоговой базы по налогу на имущество используются данные бухгалтерского учета, указанные объекты должны учитываться при налогообложении.

        В бухгалтерском учете стоимость данных объектов отражается по дебету счета 01 «Основные средства», на специально открытом для этого дополнительном субсчете, в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

        Основным признаком, в соответствии с которым объекты недвижимости, государственная регистрация которых не завершена, учитываются в составе объектов налогообложения, по мнению ряда авторов, является факт начисления амортизации для целей бухгалтерского учета, но более существенным является факт начала эксплуатации после подачи документов для государственной регистрации.

        Это же обстоятельство можно использовать и при принятии решения о целесообразности отнесения подобных объектов к составу основных средств (сопоставление увеличения налоговой базы по налогу на имущество и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль)

        Пунктом 3 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

        Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 30 ноября 2004 года №03-08-05 сообщает следующее:

        В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

        Согласно пункту 5 статьи 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

        При этом, в случае если права собственности на объект недвижимого имущества зарегистрированы после начала календарного года, должно быть учтено положение пункта 5 статьи 55 НК РФ, предусматривающее, в частности, что в случае если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено после начала календарного года, налог на это имущество в данном календарном году определяется с учетом периода времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

        Таким образом, при исчислении суммы авансового платежа по налогу за отчетный период, в котором зарегистрированы права собственника на объект недвижимого имущества, и суммы налога за налоговый период, подлежащих уплате в бюджет, должно быть учтено количество месяцев нахождения имущества в собственности налогоплательщика в течение календарного года.

        В пункте 4 комментируемой статьи приведен перечень имущества, исключаемого из объектов налогообложения:

        1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

        2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

        В отличии от льготируемого имущества (статья 381 НК РФ) это имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения.

        Исключение из числа объектов обложения налогом земельных участков и природных ресурсов обусловлено тем, что пользование ими связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

        — платы за пользование водными объектами,

        — налога на добычу полезных ископаемых,

        — платежей за пользование лесным фондом,

        В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сказано:

        окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

        природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

        компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

        природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

        природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (полный перечень объектов, которые относятся к природно-антропогенным, приведен в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

        антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Не относятся к антропогенным природным объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком;

        природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

        Не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

        Федеральным законом от 17 декабря 1994 года №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» установлено, что фельдъегерская служба так же приравнивается к военной службе.

        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года №2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» таможенные органы, в том числе региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, входят в систему правоохранительных органов России и относятся к государственным военизированным организациям.

        Не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

        Если имущество федеральных органов исполнительной власти используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

        Порядок определения состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка установлен Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» и положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (введен в действие с 1 января 1996 года).

        Иное имущество федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

        Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны вести раздельный учет основных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, и основных средств, облагаемых данным налогом в общеустановленном порядке.

        Имущество, указанное в пункте 4 статьи 374 НК РФ, не включается в Декларацию.

        Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

        www.audit-it.ru