Полезные статьи

Объект налогообложения по земельному налогу

Оглавление:

Земельный налог: объект налогообложения

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Налогоплательщики часто сталкиваются со сложностями при оценке своих налоговых обязательств, в том числе в отношении региональных и местных налогов. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим объекты обложения по земельному налогу.

Какие участки признаются объектами обложения

Под объектами налогообложения понимаются земельные участки. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, являющихся объектом налогообложения, и, несмотря на то, что земельный налог признается местным налогом, муниципальные образования ни при каких обстоятельствах не вправе вводить новые объекты налогообложения.

Положениями пункта 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения земельным налогом. Например, если Вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Кроме того, исключены из объектов налогообложения земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, а также изъятые из оборота.

Налоговые льготы по земельному налогу

Законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога: освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом, снижение налоговой базы по налогу или применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

Для определения права на применение льгот необходимо понимать, на территории какого муниципального образования располагается земельный участок. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе местные налоги устанавливаются на уровне города без разделения на муниципальные образования.

Несмотря на то, что муниципальные образования не вправе дополнять перечень объектов земельного налога, они могут устанавливать налоговые льготы и изменять налоговые ставки. Например, нормативными правовыми актами муниципального образования в отношении отдельных объектов налогообложения налоговые ставки могут быть снижены до нуля. Именно поэтому, чтобы понять, в отношении каких именно объектов земельного налога у налогоплательщика нет обязанности по уплате налога, одних норм НК РФ недостаточно и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать Решение Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187.

В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего это связано с необходимостью поддержать социально не защищенные слои населения.

Некоторые нормативные правовые акты муниципальных образований предусматривают особые льготы. Например, решениями представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, Новосибирской области и Челябинской области установлено, что жители, земли которых попадают в зону затопления, не уплачивают земельный налог в отношении таких земель.

Документы, необходимые для получения налоговой льготы

Автоматически льготы применяться не могут, поэтому для применения установленных льгот налогоплательщики обязаны подать заявление в любой налоговый орган. Помимо заявления необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующей льготы:

  • инвалиды подтверждают право на льготу путем представления справки медицинского учреждения установленного образца;
  • пенсионеры представляют пенсионное удостоверение;
  • многодетные семьи – справку управления социальной защиты населения администрации города или удостоверение многодетной семьи.
  • Полный перечень документов для разных категорий граждан размещен на сайте Федеральной налоговой службы.

    glavkniga.ru

    Объект налогообложения земельного налога

    Отправить на почту

    Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

    Законодательство о земельном налоге

    Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.
  • Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
  • ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

    Объект земельного налога

    Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

    • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
    • предназначенные для лесозаготовок;
    • находящиеся под многоквартирными домами.
    • Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

      В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

    • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;
    • Подробности см. здесь.

    • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.
    • Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

      Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

      Когда возникает обязанность платить за землю?

      Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

    • собственности;
    • пользования без установления срока;
    • владения по праву наследства.

    Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

    Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

    О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

    Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

    В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

    Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

    Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

    По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

    Особенности налогообложения общей земли

    Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).
  • Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

    Возможные льготы по объекту земельного налога

    Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

    Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».
  • Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

    Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

    При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

    Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

    Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

    За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

    nalog-nalog.ru

    Объект земельного налога в 2017-2018 годах

    Объект земельного налога в 2017–2018 годах, как и раньше, представляет собой земельный участок. Однако не каждый. При каких условиях нужно платить налог на землю, а когда такой обязанности не возникает, вам расскажут материалы рубрики нашего сайта.

    Основное условие признания земли объектом налогообложения

    Условие закреплено в п. 1 ст. 389 НК РФ и дословно звучит так: объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

    Земельный налог (ЗН) относится к местным налогам. Такие налоги начинают действовать на соответствующей территории только тогда, когда есть вводящий их нормативный акт местных властей. А значит, ключевое условие — наличие такого НПА в местности, к которой относится ваша земля.

    Иными словами, потенциальным объектом ЗН может являться любой участок (за некоторыми исключениями, о которых поговорим ниже), но фактическим объектом участок становится только при наличии действующего местного земельного НПА.

    Подробнее об объекте ЗН читайте в этой статье.

    Какие участки не относятся к налогооблагаемым объектам

    Это строго ограниченный круг земель. В их числе земли:

  • изъятые из оборота — это участки, на которых расположены некоторые федеральные объекты: природные заповедники и национальные парки, военные и атомные объекты, исправительные учреждения, кладбища и др.;
  • ограниченные в обороте по причине расположения на них культурно-исторических и других подобных объектов;
  • лесного фонда;
  • ограниченные в обороте, занятые водными объектами из числа госсобственности;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
  • Последние выведены из-под налогообложения не так давно — с 01.01.2015.

    Когда объект есть, а обязанности платить налог нет

    Прежде всего, такое возможно, если владелец участка не признается налогоплательщиком.

    О том, кто является плательщиком ЗН, а кто нет, узнайте из этой статьи.

    Второй случай — у владельца земли есть право на льготы.

    О льготах, предусмотренных НК РФ, читайте здесь.

    Дополнительные льготы ищите в своем местном акте о ЗН.

    Есть и объект, и обязанность — считаем налог

    Налоговой базой для расчета ЗН выступает кадастровая стоимость участка, признаваемого объектом обложения.

    О том, как она определяется, узнайте из этой статьи.

    Когда муниципальные власти могут оспорить кадастровую стоимость земельного участка, прочтите по ссылке.

    С какого момента для расчета земельного налога учитывается изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, расскажем в нашем материале.

    Если вы — организация, вам нужно считать налог самостоятельно.

    А проводки для отражения начисления в бухучете — в этой статье.

    Если вы физлицо или ИП, за вас это сделают налоговики. Однако вы можете, не дожидаясь уведомления, произвести предварительный расчет с помощью специального сервиса на сайте ФНС.

    Где его найти и как воспользоваться, рассказывает данный материал.

    Заметим, что изменения в части земельных объектов налогообложения случаются не так часто. Если будут новости, мы обязательно о них сообщим в этой рубрике нашего сайта.

    62.Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. — alekssandrs Jimdo-Page!

    62. Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

    Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
    Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
    Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
    Не признаются объектом налогообложения:
    – земельные участки, изъятые из оборота;
    – некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);
    – земельные участки из состава земель лесного фонда.
    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
    Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
    Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
    Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:
    – осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;
    – осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    – муниципальных образований.
    Налоговым периодом признается календарный год.
    Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
    Налоговые ставки не могут превышать:
    – 0,3 % в отношении земельных участков:
    – отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    – занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    – приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    – 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
    Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в тече
    ние налогового периода авансовых платежей по налогу.
    Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.
    Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
    В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.
    Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
    Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
    Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

    alekssandr.jimdo.com

    3. Объекты обложения земельным налогом

    Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных

    участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные

    юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним,

    в частности, относятся:

    — земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим

    организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе

    колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам,

    обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям)

    и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства

    и подсобного сельского хозяйства;

    — земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного

    хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства,

    — земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства,

    огородничества и животноводства;

    — земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий,

    учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного,

    рыбного, охотничьего хозяйства;

    — земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и

    — земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,

    информатики и космического обеспечения, энергетики;

    — земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также

    за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

    — земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

    — земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.

    Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной

    площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые

    строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также

    санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены

    в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

    За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося

    в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный

    налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося

    в их раздельном пользовании.

    в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог

    начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

    Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные

    угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов,

    крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий,

    если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

    Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика, в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства,

    полученные от реализации земли или ее части, и т.д. Земельный налог может

    уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства

    погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных

    от реализации земли.

    ! плата за получение определенных прав на землю, например ее приобретение в собственность, плата за получение права аренды, плата за получение права застройки. Земельный налог.

    Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли.

    Плата за использование земли существует в следующих формах: • земельный налог … Кст — коэффициент увеличения налога на землю за счет статуса города

    За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог. За арендуемую землю взимается арендная плата.

    К прямым налогам относятся налог на прибыль, налоги на доходы, земельный налог, налоги на имущество юридических и физических лиц, подоходный налог с физических лиц.

    Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов.

    лог), налог на имущество предприятия; земельный на. … В некоторых промышленно развитых странах (Германия, Великобритания, Франция) также действует поземельный налог.

    земельный налог на застроенные участки … Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйств, земельные участки, ставка — 1,2%. Освобождены от поземельного.

    Земельный налог установлен Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями).

    Формами платы за землю являются: арендная плата, земельный налог, нормативная цена земли

    www.bibliotekar.ru