Полезные статьи

Нормы проживания ребенка

Нормы проживания ребенка

«ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» ©

Нормативы и расшифровки требований, предъявляемых к усыновителям и частично к опекунам, воспитателям приемных семей, патронатным воспитателям.

Часть 2. Жилищно-бытовые нормы и требования.

(к статьям 127, 146, 153 Семейного кодекса)

Эта часть претерпела существенные изменения в связи со вступлением в силу Федерального закона №185 и нового Жилищного кодекса РФ

Усыновление отличается от рождения кровного ребёнка тем, что оно является не только личным делом самого гражданина, но является формой защиты прав ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и устанавливается с учётом его интересов.

Усыновленный ребёнок регистрируется и проживает на жилой площади [1] усыновителей. Законодательство не предусматривает для усыновлённых детей каких-либо льгот по предоставлению ему или его новой семье дополнительного жилья ни сразу, ни по достижении совершеннолетия. В связи с этим к гражданам, намеревающимся усыновить ребёнка, возникает требование, чтобы они сразу имели возможность предоставить ребёнку жильё, отвечающее некоему минимальному социальному стандарту.

Требования к усыновителям по жилищно-бытовым условиям устанавливает пункт 1, статьи 127 Семейного кодекса РФ, в который Федеральным законом № 183 были внесены изменения. Если раньше абзац 8 статьи 127 СК РФ абзац запрещал усыновление тем лицам, кто не имел постоянного места жительства, и одновременно с этим жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, то теперь этот абзац разделен на два и звучит так: « усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: …

лиц, не имеющих постоянного места жительства,

лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам…»

С 1 марта 2005 года взамен ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР Федеральным законом №189-ФЗ введен новый Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ). Этот кодекс существенно отличается от предыдущего. В нем отсутствуют статьи аналогичные статьям: 40 ЖК РСФСР, устанавливавшей общие требования по благоустройству жилья, и статье 41, запрещавшей заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. В связи с чем, ранее применявшиеся требования сейчас уже не действуют.

Новый кодекс так же не содержит общего понятия «норма жилой площади» и устанавливает взамен неё в пункте 1 статьи 50 только «норму предоставления жилой площади» и только в случае социального найма. Установление величины нормы предоставления пунктом 2 этой же статьи отнесено к ведению органов местного самоуправления.

Таким образом, для усыновителей не установлены федеральные ограничения по размеру и качеству жилья, а органы опеки обязаны руководствоваться нормами местного законодательства, потому смело можно давать объявление: http://reoservice.ru/services/rent/ сниму в аренду помещение и таким образом обзавестись комфортным жильем для себя и своего будущего ребёнка. . Регионы имеют право устанавливать свои собственные нормы. При отсутствии таких норм, суд, с учетом рекомендаций органов опеки вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии состояния жилья заявителей санитарным и техническим требованиям для усыновления.

Что означает, что теперь будущему усыновителю достаточно иметь постоянную регистрацию, где бы то ни было и место для проживания, отвечающего санитарным нормам. Такая система легализует практику органов опеки и попечительства выдачи положительных заключений усыновителям, у которых нет достаточной для усыновления жилплощади по месту постоянной регистрации, но имеется возможность для длительной аренды жилья или проживания у родственников.

Эта ситуация достаточно часто встречается у жителей крупных городов или у граждан, приезжающих на заработки из регионов. С принятием поправок таким усыновителям будет проще получить заключение в органах опеки и попечительства по месту фактического жительства и, в большинстве случаев, не потребуется получение Акта обследования жилищно-бытовых условий по месту постоянной регистрации.

Разумеется, это нововведение не снимает с них обязанности подтвердить факт проживания и наличие условий для размещения ребенка в этом жилье, а в случае коммерческой аренды жилья, ещё и финансовых возможностей для длительного найма.

Граждане, имеющие постоянно зарегистрированные в одном месте, но фактически проживающие по другому адресу в пределах одного города, области в квартире/доме взятых в аренду у родственников или по коммерческому найму (в снятой квартире) теперь имеют возможность предоставить это жильё для проведения обследования и оценки условий проживания в нём ребёнка. Для этого они обязаны предоставить доказательства, подтверждающие своё проживание в данном месте. Это может быть бессрочный или заключенный на длительный срок (от 1 года) договор аренды. Дополнительной гарантией надёжности в случае коммерческого найма может служить государственная регистрация договора в отделениях государственной регистрации сделок с имуществом. В Москве это подразделения www.mkr.mos.ru Учреждения юстиции по государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если граждане постоянно зарегистрированы в одном городе, а фактически проживают в другом, то для представления к обследованию жилья только по месту фактического проживания у них должна быть временная регистрация по этому адресу. Это не исключает предоставления документов, подтверждающих наличие жилья по месту постоянной регистрации для проведения документальной проверки. Проведение обследования комиссией по месту постоянной регистрации не требуется.

Супруг, проживающий на жилплощади другого не обязан доказывать этот факт договором, достаточно свидетельства о браке. Граждане, проживающие совместно в т.н. гражданском браке, не имеют права на совместное усыновление.

В случаях, когда у семьи по региональным нормам размер жилья недостаточен или есть отклонения от санитарных требований, Федеральный закон № 185 от 24.12.2004 г. предоставил право суду, исходя из интересов ребёнка проживания в семье, решать вопрос об усыновлении.

Следует учитывать, что в отдельных случаях может потребоваться возможность выделения ребёнку отдельной комнаты вне зависимости от наличия требуемого метража. Такие требования возникают при усыновлении, установлении опеки или создания приемной семьи:

ВИЧ инфицированного ребёнка.

Расчёт приходящегося на душу метража осуществляется делением принадлежащего семье усыновителей метража на количество зарегистрированных на этой площади людей, включая будущего ребёнка.

Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию.

Для уточнения формальных данных усыновители предоставляют:

— выписку из домовой книги

— копию финансово-лицевого счёта, свидетельства либо другие документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома,

— количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком.

Фактическая часть проверки жилищно-бытовых условий осуществляется при обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов органом опеки и попечительства. Поскольку желающие взять ребёнка в семью не обязаны предоставлять никаких других справок, кроме указанных выше, то обследование является основным элементом проверки. Обследование должно выявить фактическое состояние жилья, количество проживающих в нём людей, материальное положение семьи, санитарное состояние, наличие места для размещения ребёнка – место для занятий, сна, игр, оценить готовность будущих родителей создать нормальные условия для проживания и развития ребёнка. Специалисты органов опеки, либо социальный педагог школы, общественный инспектор — эти лица могут проводить обследование по поручению ООП — обязаны осмотреть жильё, и дать оценку его пригодности для проживания ребёнка. При возникновении спорных ситуаций или выявленных серьёзных несоответствиях санитарным нормам или неудовлетворительного технического состояния ООП имеют право привлечь для проведения дополнительной экспертизы состояния жилого помещения специальные службы: Санэпиднадзор (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ), Гостехнадзор, Госстройнадзор за свой счёт и своими силами. Требовать предъявления справок из этих организаций у усыновителей они не имеют права.

Не могут быть усыновителями лица, поживающие во временных строениях, общежитиях с временной регистрацией и помещениях (частных домах) признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания.

Если ребенок находится под опекой нужно учитывать, что детям-сиротам или оставшимся без попечения родителей, если они не являются собственниками жилого помещения или им не может быть возвращена жилая площадь, которую они занимали ранее по выходу из-под опеки (попечительства) по достижению совершеннолетия, предоставляется жилое помещение социального найма.

[1] Под жилой площадью подразумевается общая площадь квартиры/дома, принадлежащая семье и используемая для жизни, включая: подсобные помещения, кухню, туалет, ванную, коридоры и другие места общего пользования. Термины «общая» и «жилая» площадь, которыми оперируют агентства недвижимости, не являются узаконенными. Не включаются в жилую площадь — нежилые помещения и подсобные строения, чердаки, балконы, сараи и т.п.

[ 2] Согласно Ч. 3 ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.07.95 №181-ФЗ ( Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации). и п. 2, 6, 14 Правил, утвержденных постановле­нием Правительства РФ от 27.07.96 Постановление Правительства РФ №214 от 28.02.1996 «Об утверждении перечня заболеваний. «

infamily.org

Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка: на что обратить внимание и как составить акт обследования?

Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка?

Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д. Обследование жилищных условий неблагополучных семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий.

Также обследование жилищно-бытовых условий может проводиться в семьях, которые планируют усыновить ребенка или взять в опеку. В этом случае комиссия проверяет наличие необходимых условий для полноценной жизни ребенка.

В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий педагогами проводится в случаях:

  • Систематическое нарушения ребенком дисциплины, правил поведения в школе, прогулов, драк, появления в школе в нетрезвом состоянии и т.п. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка.
  • Постановка ребенка на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Ребенок был изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.).
  • Ребенок усыновляется. В этом случае проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка.
  • Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире).
  • Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п.
  • Обращение ребенка (в т.ч. с родителями) за медицинской помощью при получении бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием жестокого обращения родителей или халатного отношения к ребенку.
  • На ребенка было написано заявление в полицию или ребенок находится под следствием.
  • Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ. В эту комиссию «от школы» могут входить социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора, а также:

    • инспектор по делам несовершеннолетних
    • представитель органов опеки и попечительства
    • участковый полиции
    • врач, представитель медицинского учреждения
    • работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ)
    • и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.
    • Обследование жилищно-бытовых условий призвано оценить:

      • материальное положение семьи
      • состояние жилого помещения (дома, квартиры)
      • количество совместно проживающих людей в доме
      • санитарное состояние жилья
      • наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения)
      • в случае приема в семью ребенка – готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.
      • В какое время проводится обследование ЖБУ?

        На что обратить внимание при проверке ЖБУ?

        • Общее состояние квартиры (пол, потолок, стены, отопление, проветривание и т.п.).
        • Наличие своего «угла» ребенка: места для сна, приготовления уроков, игр, свободного времяпрепровождения.
        • Наличие продуктов и полноценной еды для ребенка.
        • Наличие игрушек (пусть самых простых), школьных принадлежностей, средств личной гигиены (дезодорант, мыло).
        • Санузел (чистота).
        • Наличие одежды (как теплой, так и легкой, для разных сезонов).
        • Наличие домашних животных, чистота их содержания (аквариум, террариум, клетка и т.д. – все должно быть чисто и убрано), безопасность для ребенка.
        • Свободный вход и выход из квартиры.
        • Состояние, внешний вид родителей и совместно проживающих родственников.
        • Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
        • Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи

          Сроки составления акта и уведомлений

          По итогам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт осмотра жилищно-бытовых условий, в которых проживает (планируется проживание) ребенок. Акт составляется в течение 3-х дней со дня проведения обследования, в двух экземплярах. Каждый экземпляр заверяется руководителем учреждения, сотрудники которого проводили обследование. Один экземпляр направляется в орган опеки, второй остается в учреждении. Копия акта, заверенная органами опеки или руководителем учреждения, направляется родителям в течение 3-х дней, если известен адрес пребывания родителей.

          Если в ходе обследования было выяснено, что ребенок не имеет надлежащего попечения со стороны родителей, в течение 1 дня со дня проведения обследования, организация должна уведомить об этом органы опеки по месту фактического пребывания ребенка.

          В акте указывается:

        • Состав комиссии (ФИО, должность)
        • Объект обследования (семья …, проживающая по адресу…)
        • Характеристики жилого помещения (вид жилья: дом, квартира, площадь, количество комнат, наличие удобств (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение, телефон, интернет, лифт и т.д.)
        • Состав семьи, лица, совместно проживающие с ребенком (мать, отец, другие дети и родственники – ФИО, место работы, иногда доход, наличие заболеваний и т.д.)
        • Наличие домашних животных
        • Другие сведения по списку «На что обратить внимание при проверке ЖБУ» — в свободной форме.
        • Заключение комиссии.
        • Подписи всех членов комиссии.
        • Дата проведения обследования.
        • Родители ребенка не должны расписываться в акте (это не обязательно).

          Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
          стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
          и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

          Есть мнение?
          Оставьте комментарий

          Понравился материал?
          Хотите прочитать позже?
          Сохраните на своей стене и
          поделитесь с друзьями

          Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

          pedsovet.su

          Библиотека адвоката Жарова

          То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

          Какое жильё должно быть у кандидата в опекуны или попечители

          А.А. Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

          Жилищный вопрос остается самым часто задаваемым всё последнее время. Увы, никакой ясности не вносят в вопрос о том, какие должны быть жилищные условия, и многочисленные изменения к постановлениям правительства России, принимаемые в последнее время. Вопросы задаются и задаются… В этой статье я постарался обобщить установления законодательства по этому вопросу.

          Так какое же должно быть жильё у кандидата в опекуны или попечители несовершеннолетнего? Прежде всего, необходимо вспомнить, что устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно в их интересах (ст. 145 СК РФ). Это значит, что государственные служащие (сотрудники органа опеки) должны прийти к выводу, что передача ребенка в эту конкретную семью будет отвечать его интересам. При этом, существуют ряд формальных требований, которым должен соответствовать опекун. В частности, он должен быть здоров (не иметь заболеваний, предусмотренных в специальном перечне), не быть судимым, не быть лишенным родительских прав и так далее (статья 146 Семейного кодекса РФ).

          Но в указанном перечне требований нет ни слова о том, какие именно жилищные условия должны быть у опекуна! Пресловутых «требований по жилью» для опекуна в явном виде в законе нет вовсе.

          Однако, законодательство нужно применять в комплексе. Например, из ст. 36 Гражданского кодекса РФ следует, что опекуны несовершеннолетних должны проживать вместе с ними (по крайней мере до 16 лет).

          Назначение опекуна происходит по правилам, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан») где, в частности, установлено, что для того, чтобы сделать вывод о соответствии опекуна требованиям ГК и СК, необходимо провести обследование «условий его жизни». При этом оцениваются «жилищно-бытовые условия» и мотивы заявителя, его способность к воспитанию ребенка и отношения с членами семьи. Подразумевается, что жильё у опекуна есть (хотя прямо это не сказано).

          Министерство образования и науки разъясняло уже (Письмо Минобрнауки № 06-364 от 31 августа 2010 года «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»), что местом жительства гражданина нужно считать не место его «прописки», а то место, где он постоянно или преимущественно, но на законных основаниях (то есть по договору найма, ссуды — безвозмездного пользования, в силу того, что является собственником…) проживает фактически.

          Все вышеизложенное, несмотря на то, что прямого указания в законе нет, позволяет сделать вывод, что жилое помещение у гражданина, решившего стать опекуном, быть должно. И должно быть «в кондиции».

          Что это значит? Ребенок, в силу множества нормативных актов, в том числе международных, имеет право на благоприятные условия жизни. Несмотря на то, что буквально эти требования в законах не изложены, ожидается какой-то «здравый смысл» от сотрудников органа опеки, принимающих решение.

          Какой тут может быть «здравый смысл»? Оставим в стороне очевидную вещь, что у ребенка должно быть спальное место и место, где ему делать уроки или играть. Вопрос — про «площадь», именно поэтому сотрудники опеки зачастую отказывают потенциальным опекунам.

          В жилищном законодательстве существует понятие «нуждающийся в улучшении жилищных условий» (или «нуждающийся в жилом помещении»). Таковыми признаются (при учете, конечно, прочих ограничений) люди, которые проживают в жилье, площадь которого, приходящаяся на одного человека, меньше учетной нормы. Каждый регион устанавливает эту норму сам.

          В Москве закон (Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения») устанавливает эту норму в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения (то есть, включая балконы, лоджии, террасы…) на человека. Если у вас меньше — вас считают «нуждающимся». То есть государство откровенно говорит: на 10 метрах жить ещё можно, а на меньшем — уже нельзя.

          Тут есть определенная логика. Если в вашу семью из трех человек в 33 квадратных метрах подселится ещё один маленький человек, государство вздохнёт, конечно, но скажет: нуждаются.

          Поэтому отказ органа опеки от передачи ребенка в семью «малогабаритного» опекуна не кажется таким уж надуманным.

          Стоит в скобках отметить, что отказ в выдаче заключения о возможности быть опекуном при таких обстоятельствах законным не будет (в законе нет требований ни по жилью, ни по, например, доходу, опекуна). То есть признать «в принципе» годным к исполнению обязанностей опекуна могут и должны, несмотря на все проблемы с площадью.

          Однако, имеют полное право отказать в передаче конкретного ребенка в семью, учитывая, что его интересы в данной семье не будут соблюдены в полной мере.

          Выход из этой ситуации… находится, по моему мнению, там же где «вход». Органы опеки должны оценивать эту ситуацию (стоит передавать конкретного ребенка в конкретную семью с учетом конкретных обстоятельств, или нет) в каждом случае отдельно.

          zharov.info

          Что такое норма жилой площади на одного человека?

          Для большинства россиян квартирный вопрос остается самым сложным и насущным. Многие пытаются разрешить ситуацию с недостаточным для нормального и комфортного проживания количеством метров различными способами. Зачастую приходится прибегать к ипотечному кредитованию. Но далеко не все могут позволить себе приобретение жилья за счет собственных и заемных средств. В ряде случаев необходима помощь государства. И тут возникает логичный вопрос: какое количество квадратных метров жилой площади положено каждому человеку?

          Что это за показатель и как его рассчитать

          Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:

          1. Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
          2. Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются метры для улучшения жилищных условий.
          3. Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.

          Есть еще санитарная норма на человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.

          Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.

          Что такое социальная норма и как ее рассчитать?

          Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.

          Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:

        • количества человек в семье;
        • уровня обеспеченности жильем по региону;
        • вида помещения, где проживает семья.

        Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:

      • одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
      • семье из двух человек – 42 кв.м.;
      • семье, имеющей в составе трех и более человек, – по 18 кв.м. каждому.
      • Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.

        Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на субсидирование коммунальных услуг. Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.

        Учетная норма и норма предоставления жилой площади

        Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.

        Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.

        Большинство регионов за основу берут 18 кв.м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:

      • предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
      • жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.
      • Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.

        Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

        Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.

        Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.

        1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:

      • по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
      • после прохождения службы по призыву;
      • по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.
      • Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.

        2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным. Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.

        3. Переселение из домов, подлежащих сносу. Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:

        • новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
        • обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
        • площадь нового соизмерима или больше старого жилья.
        • При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.

          4. Военнослужащим. Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.

          Нормы жилой площади в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге

          Каждый регион жилищные нормы закрепляет своими нормативными актами. К примеру, в Москве действует закон N 29 «Об обеспечении права жителей на жилые помещения«, который устанавливает учетную норму в размере 10 кв.м. на человека для отдельных квартир. Норма же предоставления в нем составляет 18 кв.м. Далее расписаны особенности предоставления жилья:

        • семьям из двух человек, состоящих в браке — 44 кв.м.;
        • двум жильцам, не являющимся родственниками – 50 кв.м.;
        • семье из трех человек – 62 кв.м.;
        • троим жильцам, не состоящим в родстве, — 74 кв.м.;
        • каждому члену семьи из четырех и более человек – по 18 кв.м.
        • Норма площади в последнем случае может увеличиться до 9 кв.м. Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации.

          Закон, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм предоставления жилплощади, прописывает их менее подробно. Здесь для:

        • одиноких людей положено — 33 кв.м.;
        • для семей, где количество членов более двух – по 18 кв.м.
        • Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге:

          — жильцам отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади;
          — жильцам коммунальных квартир – 15 кв.м общей площади.

          Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.

          Если жилье находится в общежитии, то норматив составляет не менее 6 кв.м. на человека, с высотой потолков не менее 2,1 метр.

          Таблица норм по регионам

          Перечислим, какие жилищные нормы будут действовать в регионах в 2018 году.

          nedexpert.ru