Полезные статьи

Наследство в финляндии

Эдуард Николаевич Успенский

Эдуард Николаевич Успенский — выдающийся человек. Талантливый автор придумал удивительных и забавных героев, на которых воспиталось уже не одно поколение.


Рис. Эдуард Николаевич Успенский

«Папа» крокодила Гены и Чебурашки является любимым писателем детей во всем мире: практически все книги Эдуарда Успенского переведены на разные языки. «Дядя Федор» — популярная в Европе книга, а Шапокляк веселит американских дошкольников.

Чебурашка – литературный герой, покоривший Японию. В этой стране создан фан-клуб Эдуарда Успенского. Герои детского писателя «поселились» на одежде, часах, ручках, молочных продуктах и конфетах.

Рейтинги Успенского в Финляндии намного опережают Астрид Линдгрен, написавшую «Малыш и Карлсон».

Как все начиналось

Эдуард Николаевич Успенский родился в подмосковном городке Егорьевске 22 декабря 1937 года. Родители будущего писателя не имели совершенно никакого отношения к литературе, поэтому Эдуард стал «первопроходцем» в писательской стезе. В доме будущего творца всегда было много животных, так как отец писателя был кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС. Когда отца не стало, Эдику было всего десять. Так они и жили вдвоем с мамой – в квартире на Кутузовском проспекте нищими.


Рис. Город Егорьевск (Московская Область)

В детстве у Эдика была необычная игрушка с большими ушами и хвостиком-пуговкой: то ли собака, то ли заяц. В результате чудо-зверь впоследствии появился на страницах книг Успенского под именем Чебурашки. Маленький Эдик был озорным сорванцом, а в школе получал плохие оценки. Финансовые проблемы сказались на поведении Успенского: у всех в классе были бутерброды, а у него нет. Скандальность и драчливость стали постоянными «попутчиками» подростка. Зато Эдик виртуозно умел срезать двойки из дневника с помощью лезвия.

При всем при этом в будущем планировать стать министром или академиком. Как-то мальчик сломал ногу и попал в больницу: вот тут и произошел переломный момент! Эдуард попросил родителей принести ему учебники, чтобы заниматься. Так маленький мальчик начал двигаться к своей цели. Вскоре его успеваемость резко пошла в гору, а особенно хорошо удавалась математика. Окончание школы ознаменовалось рядом наград за победы в районных, городских и всесоюзных олимпиадах.

После школы Эдуард поступил в авиационный институт и получил профессию инженера. Благодаря отменному чувству юмор, студента заметили даже в Министерстве культуры. Будущий авиа-инженер писал эстрадные фельетоны уже в ту пору. За каждый фельетон автор получал огромный гонорар в размере четырех стипендий — в то время это были большие деньги.

В течение трех лет Успенский работал по специальности, пока не понял, что занимается совершенно не своим делом. После окончания МАИ Эдуард руководил группой на Втором Московском приборном заводе. Но не мог долго творческий человек находиться у станка, поэтому переквалифицировался в детского писателя – юмориста! Впервые Успенский занялся сочинительством еще в старших классах общеобразовательной школы.

После ухода из инженерии Успенский занимается тем, что пишет сценарии, театральные сценки и стихи. Проба пера в юмористическом отделе не дала должных результатов: практически все произведения запрещала цензура. Не обходилось без скандалов: к примеру, Сергей Михалков и Агния Барто категорически не желали принимать начинающего автора в Союз писателей.

Совместно с Аркадием Аркановым Эдуард Николаевич выпустил несколько юмористических изданий. В 1966 году вышла книга «Четверо под одной обложкой», куда вошли произведения Григория Горина, Феликса Камова, Аркадия Арканова и Эдуарда Успенского. Детские стихи Успенского появились в «Литературной газете» в рубрике «Клуб двенадцать стульев» и прозвучали в радиопередаче «С добрым утром!». Так Эдуард Успенский ушел в детскую литературу.

Как-то Успенский поехал работать в пионерский лагерь вожатым. Перед сном, как и принято, детям надо было читать сказки. Вскоре интересные книги были прочитаны, а скучные слушать никто не хотел. Так Эдуард Николаевич впервые проявил себя, начав рассказывать собственную сказку. В 1965 году Успенский и Камов возглавили авторскую группу студенческого театра МАИ под названием «Телевизор».

За лучшую детскую книгу Успенский награжден премией журнала «Огонек» в 1997 году. В номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе» Эдуарду Николаевичу вручена премия имени К.И. Чуковского в 2010 году. Этот же год ознаменовался для писателя премией в области культуры от Правительства Российской Федерации. У любимца детей и взрослых даже есть орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени: награду автор получил в 1997 году.

Эдуард Николаевич является председателем жюри премии «Заветная мечта». Неоднократно был в жюри Высшей лиги КВН. Даже сейчас писатель не перестает мечтать! Успенский хочет стать директором ТВ, главным министром и президентом концерна одновременно, а также купить дачу за городом и творить.

Успенский был женат три раза. У него трое дочерей: Татьяна – от первого брака, двойняшки Ирина и Светлана – от второго. Можно сказать, что его личная жизнь складывалась так же бурно, как и творческая. От первой жены Эдуард ушел к коллеге по телевидению, а дочь забрал в новую семью. Около двадцати лет писатель жил со второй супругой. Близнецы – приемные дети Успенских.

Новая избранница писателя – Элеонора Филина. Вместе с Успенским они вели передачу «В нашу гавань заходили корабли». Так служебный роман перерос в большое чувство. Эдуард и Элеонора долго жили гражданским браком, так как экс-супруга решила обвинить его во всех смертных грехах.

Немного об увлечениях и хобби Эдуарда Николаевича. Любимым актером Успенского является Олег Табаков. Именно поэтому почетную озвучку кота из Простоквашино доверили харизматичному актеру. Мультипликатор Восканьянц Марина нарисовала Матроскина, услышав голос Табакова.

Сериал «Доктор Хаус» — одно из увлечений Эдуарда Успенского. Он с удовольствием наблюдает за приключениями комичного доктора на экране. Если выбирать из собственных сочинений, то больше всего Успенский любит книгу «Жаб Жабыч Сковородкин».

В доме Успенского живут четыре попугая – розелла, две кореллы и жако. Кроме того, под одной крышей уживаются собаки, куры и ворон. В первой половине дня писатель работает за городом, а затем едет в Москву. Талант детского писателя – это некая фобия для Успенского, душевное состояние, многолетняя болезнь.

Среди литературных любимцев автора – немногие. Уважительно Успенский относится к произведениям Андрея Усачева, Григория Остера, Бориса Заходера и Тувы Янссон. В 2012 году автор отпраздновал 75-летний юбилей.

Дядя Федор и другие

Эдуард Успенский и представить не мог, что слава о нем, как о детском писателе будет мировой!

В 1960-70 годах вышли книги «Вниз по волшебной реке» и «Крокодил Гена и его друзья». Совместно с Романом Качановым автор создал пьесы «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама», «Отпуск крокодила Гены». Поначалу «Крокодила Гену» запретили. Редакторам не понравилось, что крокодил пытался найти друзей по объявлению. Настаивали, что в СССР друзей ищут в трудовом коллективе. Чебурашку обвинили в отсутствии чего-то пионерского.

Вскоре мир узнал о Дяде Федоре: в 1974 году вышла книга Успенского о маленьком мальчике, который дружил с Шариком и Матроскиным. Мультфильмы, снятые по мотивам книги, до сих пор являются бестселлерами отечественной мультипликации. Несмотря на то, что фамилия Успенского стала известна всем, порой автору не хватало денег на необходимый минимум. Зная скандальность автора, издательства отказывались брать книги в работу.


Рис. Кадр из мультфильма «Дядя Федор»

Причем, эти яркие мультфильмы, наполненные шедевральными высказываниями, любят как дети, так и взрослые. Кстати, изначально в роли Дяди Федора был лесник, который жил с котом и собакой. По совету детского писателя Бориса Заходера Успенский переделал всю книгу. В результате образ мальчика получился «немного взрослый» и очень самостоятельный.

Образ Дяди Федора удачно подобрал режиссер Владимир Попов: кстати, реплика про неправильный бутерброд также принадлежит ему. Дяде Федору Эдуард Николаевич посвятил несколько книг, поэтому за это время мальчик немного подрос. В 1990-е годы появились книги, повествующие о девочке Дяди Федора и его школьных приключениях.

Прототип Матроскина – Анатолий Тараскин, приятель Успенского из киножурнала «Фитиль». Писатель сообщил ему, что кот будет во всем похож на Тараскина: умный, трудолюбивый, хозяйственный. Только потом фамилию кота Тараскин сменили на Матроскин. Знал бы он тогда, что Матроскин станет таким популярным героем! Мультипликационный кот из Простоквашино стал брендом этикеток молочных продуктов.

Один знакомый сказал Успенскому, что ненавидит книгу про Дядю Федора: приходилось читать ее дочери одиннадцать раз! Автор смеется и рассказывает всем эту историю. Несмотря на то, что у Успенского всенародное амплуа доброго детского писателя, он является человеком «зубастым», так как способен «выгрызать» свое везде.

Деятельность Успенского довольно многообразна: кроме написания книг, стихов, сценариев Эдуард Николаевич стал создателем популярных телепередач. «Радионяня», «АБВГДейка», «Спокойной ночи, малыши!», «В нашу гавань заходили корабли». Увлекательный сюжет, искрометный юмор, познавательность — это объединяет все передачи. Однажды мальчик написал письмо Успенскому, в котором предложил переписываться до тех пор, пока автор не умрет от старости. Писатель до сих пор перечитывает это письмо и смеется.

В 1986 году во время выступления в передаче «Пионерская зорька» Эдуард Николаевич попросил школьников присылать страшилки в редакцию. На основе полученных историй автор создал повесть «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы». Успенский смог умело сымитировать «страшный фольклор», соединив его с некоторой долей иронии. Так появилась увлекательная коллекция страшилок, которую с удовольствием «проглатывали» читатели различного возраста.

В 1980-90 годах читатели получили «порцию удовольствия» от Успенского в виде новых книг. «Каникулы в Простоквашино», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка» мигом стали популярными среди поклонников творчества Эдуарда Николаевича. В 1994 году Успенский все-таки проявил свои инженерские способности, написав занимательный учебник по радиотехнике – «Лекции профессора Чайникова».

Любители мультфильмов про Чебурашку, Простоквашино и Братьев Колобков наверняка не в курсе, что автором сценариев был Успенский. Одним из последних произведений писателя стал исторический роман «Лжедмитрий Второй, настоящий», посвященный временам Смуты: книга вышла в 1999 году. Кстати, автор организовал собственное издательство «Самовар», где публикует новые книги. Работает и живет Эдуард Николаевич в Москве.

По мотивам книг Успенского сняты таким популярные фильмы как «Там, на неведомых дорожках» и «Год хорошего ребенка». Первый фильм снят на основе книги «Вниз по Волшебной реке», а второй – по одноименной повести автора. Эдуард Николаевич Успенский – автор, чьи книги изданы на двадцати пяти иностранных языках. Во Франции, Японии, Финляндии, США, Японии детям перед сном тоже читают «Чебурашку» и «Дядю Федора».

Чебуреки, Чебоксары… Чебурашка!

Согласно словарю Даля, слово «чебурахнуться», то есть упасть. Когда маленькая дочь друга Успенского произнесла это смешное слово, автор придумал нового персонажа. В Днепропетровске, Кременчуге и Раменском установлены памятники Чебурашке и его друзьям.


Рис. Кадр из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»

Чебурашка так полюбился японским детям, что режиссер Макото Накамура снял продолжение мультфильма. Трогательный и милый образ ушастика Чебурашки воплощает беззаботное детство. Кроме того, японцы узрели в мультфильме «югэн» — некую недосказанность и утонченную красоту. Японская фирма приобрела права на распространение мультфильмов о Чебурашке до 2023 года включительно.

Забавная история получилась с переводом на литовский. Чебурашка в литовской интерпретации именовался как Кулверстукас. Эпизод поиска Чебурашки в словаре становился вдвойне комичным: «Чебуреки — есть, Чебоксары — есть, а Кулверстукаса — нет». Начиная с 2003 года, в столице каждый год проводится благотворительная акция для детей-сирот под названием «День рождения Чебурашки». Чебурашка – талисман Олимпийской сборной России, начиная с 2004 года. В 2008 году в Москве был открыт музей имени Чебурашки.

Старуха Шапокляк появилась как «воспоминание» о первой супруге Успенского. Сам автор подтверждает, что жена была очень «вредной гражданкой», но частично этот образ написан и с себя самого. Тем не менее, с первой женой автор прожил восемнадцать лет. Существует версия, что в образе Шапокляк на страницах книг Эдуард Николаевич увековечил сотрудницу правоохранительных органов, которая устроила писателю скандал в булочной.

И многое другое

Многими любимый мультфильм «Пластилиновая ворона» имеет интересную историю создания. Оказывается текст для «Пластилиновой вороны» был написан Успенским всего за полчаса. В основу мелодии легла народная ирландская песня, а в средней части использована цитата из произведения Джорджа Харрисона «My Sweet Lord». Сначала мультфильм хотели запретить, так как сочли его «безыдейным». Мультфильм состоит из трех частей, которые объединены второстепенным персонажем – старушкой, выбивающей ковер. На создание мультфильма было истрачено восемьсот килограммов пластилина.

«Школа клоунов» — книга, которая появилась на основе «АБВГДейки». К примеру, клоун Саня попал на страницы книги, даже не изменив имени. Клоуны изучают арифметику и грамматику по программе первого класса. Стихи Успенского особенно близки детям, так как в них нет нравоучений и наставлений, а описываются житейские ситуации.

Братья Коллега и Шеф – герои мультфильма «Следствие ведут колобки» радовали не одно поколение читателей. Книга придумана автором как пародия на известный детектив о Шерлоке Холмсе. Кстати, название также иронично намекает на детективный сериал отечественного производства «Следствие ведут знатоки». В общем, любит Успенский посмеяться.


Рис. Кадр из мультфильма «Следствие ведут колобки»

Макаронная фабрика попросила Успенского написать историю о девочке с именем Макфа. В результате Успенский выдумал интересный спор семьи, о том, как назвать ребенка. И Матрену, и Феклу, и Эльвиру предлагали. В результате, прошло полгода, а у девочки все нет имени. Тогда бабушка предложила назвать ребенка по первым слогам имени отца и матери – получилось Макфа.

Заказчикам вроде бы и понравилась история, но они начали капризничать и вносить коррективы. Успенский – писатель с «крутым» нравом не стал идти на поводу у макаронщиков, а предложил им вернуть гонорар. Книга затем была издана под названием «Девочка со странным именем», а автор получил за нее премию Правительства РФ.

Герои книг Успенского знакомы каждому, но есть книги, которые забыты или не оценены по достоинству. К примеру, книга «Подводные береты» о дельфинах, вряд ли знакома читателям. В ней дельфины двух стран – Америки и Росии – пытались помирить державы. В общем, творчество Эдуарда Успенского – неизведанная гавань для многих. Что стоит взять и перечитать его книги заново? Даже если вы уже давно вышли из детского возраста! Ведь позитивные эмоции нужны всегда!

www.uspens.ru

Наследство в финляндии

Официальный вебсайт Эдуарда Николаевича Успенского

Official website of Eduard Uspensky

«Друзья! Если вы зашли на мой сайт, очевидно, вы не случайные прохожие, а мои хорошие знакомые. Даже больше того — мои союзники. Помимо литературной жизни литературных героев есть вторая, не менее важная, деловая жизнь. Жизнь в виде брендов.

Мне кажется более правильным, когда русские товары с русскими брендами вступают на наш и мировой рынок, чем товары с импортными персонажами.

Итак, если вы поддерживаете меня, то целая армия замечательных персонажей выступит вперёд, в виде товаров к детям. Во главе идёт крокодил Гена. Он несёт знамя. На знамени герб в виде Чебурашки. Следом идёт сам Чебурашка и ведёт за руку старуху Шапокляк.

Дальше едет Дядя Фёдор на тр-тр Мите. Идут: Шарик с Матроскиным, почтальон Печкин, Хватайка, корова Мурка, Вера и Анфиса и другие. Порядок поддерживают инспектор Колобок и его помощник военизированный Булочкин. Вы их не знаете? Тогда мы идём к вам!»

Ваш Успенский / Yours, Uspensky

Новые изображения любимых Персонажей

— Друзья, я придумал новый персонаж. Читайте в разделе Новости про Гевейчика!
— Отрывок новой повести! Читайте в разделе Новости!

Кто придумал Чебурашку, Крокодила Гену и их друзей, Дядю Федора, Почтальона Печкина и Кота Матроскина, ведущих следствие Колобков, а еще — Жаб Жабыча Сковородкина, большое путешествие Вниз по Волшебной реке, наследство Бахрама, Гарантийных человечков, 25 профессий Маши Филиппенко, передачу «В нашу гавань заходили корабли», «Абевегедейку», «Радионяню», и многое-многое-многое другое.

Биография Э.Н. Успенского

Эдуард Николаевич Успенский родился в Московской области в г. Егорьевске 22.12.1937 года.

После окончания школьной жизни Э. Успенский стал студентом Московского авиационного института. В годы учёбы в институте его литературные произведения начали выходить в печать.

Путь к творчеству Успенского начинается в юмористическом жанре совместно с А. Арконовым. Начали издаваться в “Литературной газете” и звучать по радио детские стихи.

В 1966 Эдуард Успенский стал популярен благодаря своим детским произведениям: ”Вниз по волшебной реке”, “Крокодил Гена и его друзья”.

После чего в 1970 году им были написаны такие популярные пьесы как ”Чебурашка и его друзья”, “Отпуск крокодила Гены”, ”Наследство Брахмана” и другие пьесы.

Все дети, не зависимо от возраста, любят созданные автором образы героев: Крокодила Гены, Чебурашки и многих др.

В начале 80-90-х годов автором был создан сборник стихов ”Всё в порядке”, выпущена целая серия книг для детей: «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино», «Разноцветная семейка», «Колобок идет по следу”.

Также Эдуард Успенский был сценаристом известных до сей поры мультфильмов про Крокодила Гену и Чебурашку, приключения друзей из Простоквашино. Несмотря на смену поколений, герои мультфильмов остаются надолго в сердцах всех зрителей.

Э.Н. Успенский писал также для таких известных передач, как «В нашу гавань заходили корабли», «АБВГДейка», «Радионяня».

Произведения автора издавались на 25 иностранных языках и популярны в Голландии, Франции, Японии, Финляндии, США. Самые известные книги и произведения Э.Н. Успенского в настоящий момент:

И многие другие произведения.

На данный момент автор живёт и работает в Московской области, его новые произведения выходят в печать в издательстве ”Самовар”.

Biography of Eduard Uspensky

Eduard Uspensky was born in the suburbs of Moscow in 1937. The Great Patriotic War made his family to leave for the Urals, but as of 1944 Mr. Uspensky has lived in Moscow. He studied in a Moscow school and was the best mathematician of the school, honored with many merit certificates.

Upon the school graduation, he entered the Moscow Aviation Institute where he joined the student theatre. The theatre toured around the country for many times. Being a senior man, Mr Uspensky started writing for the variety artists and publishing his works.

Upon graduation from the Institute, he was employed at a military plant. As he put it himself, his poor knowledge of the profession made a great contribution to the peace-making process. Mr Uspensky left the plant in 1964. He made his living with the pen: his humor stories were published in many newspapers and magazines. As of 1965, he is a children poet. 1966 saw his first popular story titled «Cricodile Ghena and his friends».

In Russia, Mr. Eduard Uspensky has been the most popular and loved children’s writer for many decades in succession. Circulations of his books have amounted to millions of copies. Each bookshop has a special shelf of Uspensky’s books.In Russia, Mr. Eduard Uspensky has been the most popular and loved children’s writer for many decades in succession. Circulations of his books have amounted to millions of copies. Each bookshop has a special shelf of Uspensky’s books.

Almost all of his books have been made into film and play versions. Children all over the country sing his songs and watch his highly popular TV programmes. His works have been translated into 25 languages. The books published in other countries are as follows:

In Sweden, his characters were very popular in TV programmes. There was also a children’s comics magazine «Ghena and Drutten» with the same characters as in Uspensky’s books. Mr. Uspensky has been admitted as a member of the «Toppelius» group at Finland’s Union of Writers. One can find his picture and biography in the Big Finnish Encyclopedia published by «Ottawa».

Of all the Russian writers Eduard Uspensky is the one whose books are published abroad most often. He was and is well known by Tuvi Janssen, Astrid Lindgren, Anne Schmidt.

The books authored by him have also been published in millions of copies in all the Union republics of the former Soviet Union and socialist countries. Toys and food products from milk to chocolates were designed and manufactured after the characters of his books.

По всем вопросам, в том числе коммерческого характера (например, об использовании наименований и/или образов персонажей, заказе сценариев и т.п.) просьба обращаться к Владимиру по email:

Please email to Mr. Eduard Uspensky with any issues at contact.uspens@gmail.com

Your letters will be forwarded to the assistant of the author, and, if your proposal is of interest to Mr Uspensky, we will promptly come back to you. Thank you. Site Administrator

www.uspens.info

Информация по некоторым монетам и дензнакам Российской Империи

Пробные монеты Николая Второго
Первые платиновые монеты на Руси
Медные монеты серебром Николая Первого
Монеты Елизаветы Петровны для прибалтики
Монеты Екатерины Второй для Валахии и Молдовы
Памятные монеты Николая Первого
Депозитные билеты Николая Первого
«Масоны» Николая Первого
Кольцевики Александра Первого
Монеты Петра Первого
Ассигнации Павла Первого
Монеты Алексея Михайловича
Юбилейные монеты Николая Второго
Бумажные деньги Николая Второго
Копейки с барабанаи Петра Третьего
Сибирские монеты Екатерины Второй
Квадратные монеты России
Первые монеты на Руси
Русские монеты для Финляндии
Монеты Крымского ханства


Для удешевления монетного производства, в 1911 году царское правительство планировало провести денежную реформу и заменить серебряную разменную монету медно-никелевой. Даже были отчеканены пробные медно-никелевые монеты номиналами 5, 10, 20 и 25 копеек. Однако реформа не состоялась. Впрочем, сегодня эти монеты иногда встречаются на нумизматических аукционах.

Во время Первой мировой войны, в 1916 году, царская Россия испытывала острый дефицит меди. Для уменьшения дефицита этого цветного металла была предпринята попытка проведения еще одной денежной реформы, которая, впрочем, так и не состоялась. В ходе реформы планировалось уменьшить вес медных разменных монет номиналами 1, 2, 3 и 5 копеек, а полученную в результате этого медь направить на нужды армии и флота. Были отчеканены пробные экземпляры, которые на сегодняшний день являются очень редкими. Однако дальше дело не пошло, произошедшая в стране революция не позволила правительству провести эту реформу.
На одном из нумизматических аукционов фирмы «Монеты и Медали» несколько лет назад был представлен лот из 6 медных монет 1916 года, оценивавшийся тогда в 20—22 тыс. долларов. Сегодня аукционная стоимость каждого экземпляра этих пробных монет составляет 7—10 тысяч долларов, а в некоторых случаях, когда конкретный экземпляр находится в идеальном состоянии, может достигать 40 тыс. долларов.

Знаковым событием в монетном деле в период правления Николая 1 стало введение императором в обращение монет из платины. Платиновые монеты чеканились в трех вариантах: 3, 6 и 12 рублей, все оформлялись орлами, и имели круговую надпись «чистой уральской платины столько золотников».

Всего на чеканку платиновых монет за период с 1828 по 1845 годы было израсходовано почти 15 тонн благородного металла, что составило половину платинового запаса по состоянию на 1846 год. Монеты номиналом в 6 рублей назывались «платиновыми дуплонами», 12-рублевые «квадроруплями», а 3-х рублевые так и назывались «трехрублевики».

Во времена правления Николая Первого в обращении находились медные монеты, на которых было написано «серебром». Вроде бы надпись простая, обозначающая, что медные монеты обеспечиваются серебром, однако, большинство обывателей уверены, что монеты выполнены из серебра. Красноватый цвет их не смущает, мол, серебро раньше такое было. Представляю выражение лица ювелиров, когда им приносят медный кругляш для «переплавки на серебряную цепочку».

Монеты имеют весьма простое оформление. Аверсе вензель Николая Первого, на реверсе номинал, надпись «копейки серебром», год чекана и монетный двор. Даже гурт у монеты простой — гладкий.

Цена на монеты особо не велика, но есть редкий 1839 год, монеты этого года встречаются редко, и поэтому стоят неплохих денег. Еще есть нечастый 1847 год. Есть среди них и самые настоящие раритеты – это монеты Варшавского монетного двора с обозначением MW.

Разновидностей среди монет «серебром» немного – в основном различия связаны с вензелем (простой и украшенный).

Монета чеканилась на трех монетных дворах и имеет соответствующие обозначения – ЕМ, СМ, СПМ. Самый распространенный вариант обычно имеет обозначение ЕМ. Монеты выходили номиналом 1\4 копейки, 1\2 копейки, 1 копейка, 2 копейки и 3 копейки.

Монеты Елизаветы Петровны для прибалтийских провинций- «ливонезы».

Они чеканились в течение двух лет, в 1756-1757 годах. Изображен русский двуглавый орел, на груди которого помещены ливонский и эстляндский гербы. Надпись: MONETA LIVOESTONICA, то есть «монета ливоэстонская». На некоторых других образцах таких монет написано MONETA LIVONIKA ET ESTLANDIA, то есть «монета Ливонии и Эстляндии»

Они печатались для Ливоэстонии, Ливонии и Эстляндии = Эстонии. Годы выпуска: 1756-1757. Считается, что Эстония отошла к России по Ништадтскому мирному договору со Швецией 1721 года. Однако какое-то время после 1721 года Эстония была фактически автономной и управлялась местными остзейскими баронами. Таможенные границы между Эстонией и Россией отменены лишь в 1782 году.

Монеты Екатерины 2 для платежей на территории Валахии и Молдовы.

Монеты для Молдавии и Валахии чеканились в 1771-1774 гг. на Садогурском частном монетном дворе по заказу русского правительства во время войны России с Турцией. Имея двойное обозначение номинала, эти монеты служили не столько платежным средством, сколько показателем соотношения местных и русских денежных единиц, и тем самым облегчали хождение на территории Молдавии и Валахии русских денег, которые в основном и использовались русской армией для расчетов с населением при закупках продовольствия и фуража.

Памятные монеты Николая l

Во время правления императора Николая I был осуществлен следующий выпуск мемориальных монет:
В 1834 году по случаю открытия Александровской колонны (памятника Александру I) был выпущен первый мемориальный серебряный рубль. На аверсе монеты был изображен портрет Александра I и выбита надпись «АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ Б.М. ИМПЕРАТОРЪ ВСЕРОСС.». На реверсе монеты изображена Александровская колонна и надпись, аналогичная надписи на самом памятнике: «АЛЕКСАНДРУ ПЕРВОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССIЯ. 1834», а также указан номинал монеты – «1 РУБЛЬ».
Следующие две памятные монеты были отчеканены в 1839 году по случаю открытия памятника – часовни на Бородинском поле и в ознаменование 25-летия с момента заключения Парижского мирного договора (1814 год), положившего конец наполеоновским войнам.
В этом году были выпущены две разновидности мемориальных серебряных монет, которые имели одинаковый внешний вид и различались лишь достоинством: 1 РУБЛЬ и 1 1/2 РУБЛЯ.
Таким образом, общий тираж этих монет составил 26 тысяч штук. Монета номиналом в полтора рубля, была отчеканена в количестве всего 6 тысяч штук, поэтому на данное время встречается довольно редко и является предметом значительной коллекционной стоимости.
На аверсе монет был изображен профиль Александра I и два символических изображения: меч, обвитый лавром, олицетворял доблестные победы российского оружия над врагами; «всевидящее око» — символ божественного происхождения царской власти и богоугодности царя.
Надпись на аверсе полностью повторяла надпись на монете 1834 года.
На реверсе монеты был изображен памятник-часовня на Бородинском поле, сооруженный в честь, погибших за свое Отечество, воинов.
Надпись на обратной стороне монеты содержала информацию о дате Бородинской битвы «БОРОДИНО 26 АВГУС. 1812 Г.» и дате открытия памятника «ОТКРЫТЪ 26 АВГУС. 1839 Г.», а также был указан, номинал монеты – «1 РУБЛЬ» или «1 1/2 РУБЛЯ». Резчиком штемпелей обеих монет был известный гравер Генрих Губе.
В 1841 году в царской семье случилось приятное событие: цесаревич Александр Николаевич женился на немецкой принцессе, принявшей имя Марии Александровны.
В ознаменование этого торжественного события был отчеканен мемориальный рубль, на котором отсутствовало обозначение номинала (что делало его очень схожим с аналогичной мемориальной медалью). Чеканилась эта монета из серебра 83,3 пробы (применялась для массовой чеканки рублей), что отличало её от памятных монет, чеканившихся в более высокой пробе.
На аверсе монеты были расположены изображения новобрачных: цесаревича великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Александровны и надпись по кругу: «В.К. МАРIЯ АЛЕКСАНДРОВНА * В.К. АЛЕКСАНДРЪ НИКОЛАЕВИЧЪ *».
На реверсе был изображен щит, обвитый венком, внутри которого были помещены вензеля Александра и Марии.
Над щитом размещалась императорская корона, а по сторонам щита: справа — Амур с луком в левой руке, слева — Психея со стеблем цветущей лилии в правой руке. В нижней части монеты располагалась надпись — «16 АПРЪЛЯ 1841 Г.» — дата бракосочетания.

Учреждение депозитной кассы от Николая l.

Важным событием явился указ об учреждении с 1 января 1840 года депозитной кассы при Государственном коммерческом банке, которая принимала на хранение вклады серебром и выдавала взамен билеты на соответствующие суммы. Первоначально это были билеты достоинством 3, 5, 10 и 25 рублей, но впоследствии были введены билеты 1, 50 и 100 рублей.

Каждое частное лицо могло внести в депозитную кассу определенное количество серебра и взамен получить билеты, которые признавались равными серебряной монете. Билеты подлежали беспрепятственному размену на серебро. К концу 1840 года в обращении было депозитных билетов на 24 169 400 рублей. Успех депозитных билетов был полный. Посетители буквально осаждали кассу. Все торопились получить взамен золота и серебра билеты. Касса действовала до 1 сентября 1843 года. Затем выпуск депозитных билетов был прекращен. Изменение монетной системы и скопление в депозитных кассах металлических денег вели к цели, намеченной графом Е.Ф. Канкриным, — к девальвации ассигнационных денежных знаков. Выпуск депозитных билетов был преддверием замены ассигнаций кредитными билетами. 1 июня 1843 года был издан знаменитый манифест «О замене ассигнаций и других денежных знаков кредитными билетами».

Масоны Николая I

Николай I был известен своей жесткой позицией в области политики, запретами вольнодумства и введением жесточайщей цензуры. Одним из своих первых Указов в 1826 году он запретил масонство, в том числе и из-за того, что все руководители восстания 1825 года являлись членами масонских лож. Масонство запрещалось и ранее (трижды). В 1822 году Александр I издал аналогичный Указ, принудил всех «вольных каменщиков» дать подписки о выходе и не вступлении в дальнейшем ни в какие ложи. Подписки-то были даны, но на деле работа масонских лож не прекращалась.

При Николае Указ о запрете масонских лож, что называется, заработал. Масоны ушли в глубокое подполье, либо, тайно, участвовали в деятельности зарубежных лож. Понятно, что утрата позиций в России была им не по вкусу.

И тут же, в 1826 году в России начинают чеканить монеты с орлом, который в лапах держит ленты, свитки пергамента, стрелы, молнии. Разумеется, этим символам придавался иной, «не масонский» смысл. Но члены тайного общества для того, что бы доказать себе и окружающим то, что они, масоны, еще сильны, стали распространять слух: «Вот, де, официально-то нас запретили, но на монетах-то чеканят наши знаки! Знать мы сильны!» По-видимому, это и породило устойчивое прозвище «масонский».

Вполне возможно, что это прозвание и его мотивация были выдуманы позже, когда запреты по отношению к масонам ослабли, с целью подтверждения своего могущества и незыблемости присутствия в государстве даже в годы гонений.
На деле же «масонские» символы на монетах Николая I таковыми не являются.

Основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства трёх первых десятилетий XIX был ампир (от франц. empire — империя). Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников и т. п.). Поэтому орёл на данных монетах правильно называется Ампирным, а не Масонским.

Кольцевики Александра l

В нумизматике кольцевиком называют медную монету, выпущенную в 1801-1810, правление Александра I (время реформ). Монеты имеют свой уникальный дизайн и чаще всего для коллекционеров представляют редкость. Почему монета называется кольцевик можно ответить сразу на этот вопрос, если увидите её. По краю монеты проходят кольца, причём есть два вида колец. Несмотря, что чаще всего можно встретить монеты с номиналом в 5 копеек, чеканились полушки, деньга, 1 копейка, 2 копейки.

Монеты кольцевые, как их ещё называют, чеканились на двух монетных дворах: Суздальском КМ — колыванская монета, на Екатеринбургском монетном дворе — ЕМ. Есть некоторые отличия в узелках на кольцах монет и в разновидности двуглавых орлов.

PS: Кольцевики представляют редкость из-за очень малого тиража, чем номинал меньше- тем меньше был тираж и, естественно, тем выше цена на монету

Император Петр I прославился, как реформатор, не обошел своим вниманием он и денежной системы. К концу XVII века в стране назревал серьезный кризис. В результате постоянного снижения веса, ходившая тогда серебряная монета достоинством в 1 копейку превратилась в кроху, размером не превышающую арбузное семечко. Для того чтобы оплатить крупный заказ таких монеток требовалось великое множество. Сам император называл копейки того времени вшами. Для изменения сложившейся ситуации, правитель провел серьезные реформы в сфере монетного дела и новые монеты того времени стали настоящим символом эпохи. Петр I ввел новую десятичную систему счета денег (1 рубль = 100 копейкам).

Золотые монеты того времени чеканили на Красном и Кадашевском монетных дворах в Москве. Такие экземпляры представляют существенный интерес для нумизматов, их цена может быть достаточно высокой.

Что касается серебряных монет, то они чеканились в то время в двух вариантах: для использования на территории Российской империи и для платежей на территории Речи Посполитой.

Медные монеты производились в больших количествах и различались не только номинальной стоимостью, но и оформлением, которое разнилось в зависимости от года чеканки и монетного двора.

Ассигнационное обращение в период царствования Павла I

27 ноября 1796 г. было окончательно решено не проводить перечекан медной монеты по 32-рублевой стопе из пуда. В связи с этим встал вопрос об ассигнациях, выпущенных в счет ожидаемой прибыли. В том же документе говорилось, что с отменою передела и «через то уничтожение ожидавшейся прибыли нужно постановление, чтобы отпущенные в казначейство шесть миллионов или возвратить банку для уничтожения, или приказать поставить их на счет казначейства, приобщив к прочим должным банку суммам». О том, как поступить с остальными 6 млн. руб., имеется отметка князя А.Б. Куракина: «Перед дворцом сжечь на площади. Наведаться где жгут. Сжечь невыпущенные 6 000 000, а остальные выпущенные по мере вступления».

Обмен монеты на ассигнации начался в Петербурге с 1 января, а в Москве — с 1 мая 1798 года Руководил им генерал-прокурор князь А.Б. Куракин. Он лично отчитывался о ходе операции перед императором.
Всего на обмен было направлено золотой и серебряной монеты на 2,4 млн. руб. Поскольку собственной добычи благородных металлов недоставало, при Ассигнационном банке была учреждена особая Контора о покупке металлов, которая занималась закупками в частности, голландских червонцев для их последующей перечеканки. Условия размена были весьма выгодны для держателей ассигнаций, поскольку установленный при размене лаж согласно указу от 21 июля 1798 г. был увеличен с 30 до 40 коп., и был ниже биржевого. Ассигнации предъявлялись «на великие суммы», и Ассигнационный банк выдавал звонкой монетой в начале года — по 10 тыс., а со второго полугодия — по 8 тыс. руб. в день. Весь запас в 2,4 млн. руб. в звонкой монете был израсходован за 10 месяцев. Вопреки ожиданиям эта операция не оказала существенного влияния на изменение курса ассигнаций и уменьшение объемов предъявления к размену. Монета либо оседала в сбережениях, либо пускалась в спекулятивный оборот, поэтому 12 октября 1798 г. А.Б. Куракин представил императору развернутый аналитический доклад о неутешительных итогах финансовой операции, и в середине октября размен был приостановлен.
22 декабря 1800 г. Павел I утвердил план выпуска ассигнаций нового типа, на которые в течение трех с половиной лет планировали обменять старые ассигнации. К этому его побудили как многочисленные подделки бумажных денег (к 1800 г. затраты на выкуп фальшивых ассигнаций составили 200 тыс. руб.), так и желание «выделывать их прочнее».

Таким образом, задуманное Павлом I уничтожение бумажных денег путем их обмена на монеты закончилось неудачей, как и попытка поднять курс ассигнационного рубля. На исходе Павловской эпохи, в конце 1800 г., объем бумажноденежной массы вырос до 212,7 млн. руб., а курс ассигнационного рубля упал до 66 1/4 копейки.


Монеты Алексея Михайловича

Уровень и развитость денежного оборота любой страны, как в древние времена, так и по сей день подобно лакмусовой бумаге отражает экономическое и социально-политического развитие внутри государства и определяет его вес на мировой арене. Денежные реформы происходят в критические моменты жизни государства, мало того являются причиной качественных изменений в экономической, социальной и политической сферах.

В середине XVII века на Руси была сделана попытка усовершенствовать русское денежное хозяйство и приспособить его к новым социально-экономическим и политическим условиям. В историю она вошла как денежная реформа 1654-1663 годов, царя Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович (Тишайший) (1629-1676) — русский царь (с 1645), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын и преемник царя Михаила Федоровича Романова и го второй жены и царицы Евдокии Лукьяновны (в девичестве Стрешневой). Алексей Михайлович был образованным человеком, знал иностранные языки. Он создал приказ Тайных дел (1654-1676 гг.), который подчинялся только царю и осуществлял контроль над государством.

Свое правление Алексей Михайлович Романов начал в 14 лет, когда впервые он был торжественно «объявлен» народу. В 16 лет, потеряв сначала отца, а в скором времени и мать, в 1645 г., он вступил на престол, женившись на Марии Ильиничне Милославской, нажил с нею тринадцать детей (в том числе будущих царей Ивана и Федора, царевну-правительницу Софью).

Алексей Михайлович умер 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. По завещательным документам еще в 1674 году наследником престола стал его старший сын Федор. Своим сыновьям царь Алексей Михайлович передал в наследство мощную державу, признанную за рубежом. Одному из его сыновей – Петру I Великому – удалось продолжить дело своего отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание великой Российской империи.

Вначале правления царя на Руси было только 3 вида монет: копейка, полушка, денга. Так же во время правления Алексея Михайловича Романова активно чеканились монеты из золота. К ним относятся золотой алтын, угорский, четвертной угорский и двойной угорский. Но золотые монеты в основном использовались в качестве наградных знаков, а не ходовых монет.


В эпоху правления Николая II выпускали юбилейные и памятные (подарочные) монеты, посвященные торжественным датам.


Бумажные деньги и разменные марки-деньги Николая II

В сентябре 1915 года, царское правительство решило выпускать бумажные заменители мелкой разменной монеты. Ими стали разменные марки-деньги, которые, как тогда считалось, восполнят дефицит мелких монет на то время, пока шла война. Для их изготовления были использованы клише почтовых марок, выпущенных в 1913 году к 300-летнему юбилею дома Романовых. На марках номиналом в 1, 2 и 3 копейки имелись портреты соответственно Петра I, Александра II и Александра III, а на обороте – надпись «Имеет хождение наравне с медной монетой». На марках номиналом в 10, 15 и 20 копеек были портреты Николая II, Николая I, Александра I и надпись «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Изготавливались эти денежные знаки из тонкого картона с зубцами. Печатались марки-деньги на станках, выпускавших раньше почтовые марки, все на той же ЭЗГБ.

На практике пользоваться марками вместо монет оказалось крайне неудобно. Они были маленького размера и быстро изнашивались. Бывало, что при попытках расплатиться ими на базаре, порывы ветра уносили пестрые «марки» прочь с прилавка. Может быть, именно поэтому они получили в народе меткое название «мотыльки». Несколько месяцев спустя, в дополнение к маркам, стали печатать бумажные казначейские знаки номиналом в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 копеек. Эти знаки оказались более удобными для повседневных расчетов. С выпуском казначейских знаков тиражирование марок-денег было сокращено. Казначейские знаки номиналами 10, 15 и 20 коп. решено было не выпускать в обращение, а отпечатанный их тираж был уничтожен.

Выпуск марок-денег и казначейских знаков ускорил процесс исчезновения монет из наличного обращения. Уже с начала 1916 года масса денежных знаков, находящихся в обращении, состояла практически полностью из бумажных денег: это были марки-деньги, бумажные казначейские знаки и кредитные билеты в 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 и 500 руб.


«Барабанные» копейки

Когда Петр III пришел к власти, то последовали множественные нововведения, в том числе он проводил денежную реформу. При Петре III чеканились медные монеты с символичным боевым изображением «Барабанов» и других военных регалий (Петр III любил армию и все что связано с войной), поэтому данные копейки названы «барабанными».
Позднее все барабанные монеты были перечеканены, поэтому их сохранилось немного и их цена высокая.


Сибирская монета — медная монета, чеканившаяся с 5 декабря 1763 года по 7 июня 1781 года исключительно для обращения в Сибири.
Монеты выпускались номиналами в полушку, деньгу, копейку, 2 копейки, 5 копеек и 10 копеек Сузунскийм монетным двором из колыванской меди.

В 1763 году Кабинет её императорского величества послал запрос канцелярии Колывано-Вознесенских заводов о возможности употребления меди, получающейся как побочный продукт при выплавке из руды серебра и золота, на чеканку медной монеты. Заводская канцелярия доложила, что меди достаточно (более 500 тонн, что должно хватить на 4 года чеканки, а с учетом добываемой за этот период меди — на 5 лет), но в ней остаётся некоторое количество серебра и золота («…не малое число серебра и знатная частица золота», по первоначальным расчетам их доли составляли 0,79 % у серебра и 0,01 % у золота на пуд), и потому чеканить из неё медную монету по обычной стопе (16 рублей из пуда) «…не токмо убыточно, но и сожалетельно». Президентом Монетного департамента действительным статским советником И. Шлаттером были произведены расчеты стопы для колыванского сплава, исходя из существующих монетных стоп для медных, серебряных и золотых монет. Содержание серебра соответствовало 7 руб. 35,59 коп., золота — 1 руб. 1,02 коп., меди — 15 руб. 87 коп. Итого получалось 24 руб. 24 коп. из пуда, но на случай, если драгоценных металлов получится чуть больше, Шлаттер округлил стопу до 25 рублей.
5 декабря 1763 года императрицей Екатериной был издан указ о хождении новой медной монеты[1], изготовленной на Колывано-Вознесенских заводах, хождение ограничивалось лишь территорией Сибирской губернии. К указу прилагалось изображение новых монет. Монеты десяти-, пяти- и двухкопеечного номинала снабжались по гурту надписью «колыванская медь», позднее эту надпись заменили буквами КМ на аверсе.
Вследствие усовершенствования технологии выплавки серебра, суммарное содержание в колыванской меди драгоценных металлов снизилось в среднем до 0,59 % к 1768 году (для сохранения стоимости серебро приходилось уже добавлять) и до 0,39 % к 1778 году. Заводская канцелярия предложила чеканить монету по 20-рублевой стопе, однако в конце концов было решено прекратить чеканку особой сибирской монеты.
7 июня 1781 года был издан указ[2] о прекращении чеканки сибирской медной монеты и переходе на общегосударственные штемпели и 16-ти рублевую стопу «без всякого зачета малых частиц золота и серебра, в той меди содержащихся». Отчеканенная прежде сибирская монета оставалась в хождении.
Первая партия сибирских монет была выпущена в 1766 году и составила 23 277 рублей 52 ½ копейки. Всего сибирской монеты было выпущено на 3 656 310 рублей, в некоторых источниках указывается цифра 3 799 661 рублей.


Квадратные монеты России

Указ о чеканке медных монет был подписан Екатериной I в 1725 году и на Екатеринбургских горных заводах приступили к чеканке новых денег, номиналом от гривны до рубля из собственной красной меди, один пуд которой стоил всего 10 рублей, что было намного дешевле венгерской и шведской.
Для организации чеканки медного передела на Урал отправился шведский мастер Дейхман вместе со своим помощником мастером горных дел Гордеевым. Контролировать такое важное государственное начинание поручили главному управителю казенных заводов Урала Виллиму Генину.
Российские квадратные монеты чеканились в виде медных плат, которые имели только одностороннее изображение. На лицевой стороне, в углах изображались двуглавые орлы с тремя коронами. Туловища орлов изображали в виде щита, на котором изображался вензель Екатерины, содержавший литеры J J и E. В лапах орлы держат скипетр и державу.
В центре платины находится оттиск с номиналом монеты, годом чеканки и местом выпуска. С обратной стороны монета была гладкой. Основная масса тиража была отпечатана в 1726 году на сумму 38730 рублей.В этом же году был осуществлен выпуск квадратных монет пятаков и копеек, которые несколько отличались по рисунку на лицевой стороне от рублевых монет.
Квадратные монеты с рублевым номиналом чеканились два года, в 1725 и 1726 годах, размер имели 188* 188 мм, а весили 1,636 кг. Полтина весила 800г и выпускалась в течение 1726 года. Полуполтина имела четыре разновидности, выпускалась в 1725 и 1726 годах, весила 400 грамм.
Медные платы квадратных монет с номиналом в 1 гривну, чеканились с 1725 по 1727 год. Размер медных гривенников был 62*62 мм, вес – 163,8 гр. В 1726 году отчеканили 6 разновидностей гривен, поэтому они стали наиболее распространенными квадратными монетами, на их долю пришлось около 80% всех медных плат, выпущенных при Екатерине I.
Копейка имела две разновидности размером 23*23 мм и весом 16,38 гр. Пятаков было три разновидности, размером 45*45мм и весили они 105,95 гр. Это наиболее редкие монеты, они были выпущены на сумму 43 рубля и 51 копейка.
Полноценными деньгами квадратные монеты так и не стали, хотя к этому были все предпосылки и 31 декабря 1726 года Екатерина I издает указ о прекращении производства медных плат и изъятию отчеканенных из оборота. Впоследствии квадратные медные деньги отправили на переплавку I для производства денег 1730 года.
До наших дней таких квадратных денег сохранилось очень мало, практически все они стали нумизматической редкостью, эксклюзивом.


Первые монеты на Руси

Князь Владимир начал впервые на Руси чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись:

«Владимръ на стол» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимръ, а Владимръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.
По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Финские деньги русского императора

После присоединения Финляндии к Российской Империи в сентябре 1809 года, она была признана императором Александром II автономией, в которой надлежало хождение не российской монеты, а своей собственной валюты, и отказаться от шведских монет, которые обращались на финских территориях всегда за время ее истории.
По настоянию российского правительства в Великом княжестве Финляндском была введена марка. Название валюте дало это древнее слово финского языка, означавшее «деньги» и к тому же это было распространенное название монет. В одной марке содержалось 100 пенни.

«Пенни» также знакомое слово для финского населения, в средние века его уже употребляли для названия монет и оно созвучно финскому слову «pieni» — маленький.

Хотя интересно взглянуть на введение новой монетной системы в Финляндии через призму интересов Российской Империи. В этом случае можно рассматривать эту реформу как финансовый эксперимент по интеграции в Европу. По «совпадению» начальное содержание серебра в марке равнялось количеству серебра во французском франке и 1/4 части российского рубля. С 1864 года марку уже не привязывали к рублю, и она перешла полностью на международный серебряный стандарт.

Этому экономическому опыту предшествовала предыстория 1859 года: созданная монетная комиссия внесла предложение по устройству финансовых дел в империи, сутью которого было сделать денежную единицу меньше в 4 раза. Но это предложение было отвергнуто царем и реализовалось позже в Финляндии.

Русско-финские монеты стали чеканиться в 1864 г. Гельсингфорским монетным двором из серебра (марки: 1 и 2, 868 пробы; пенни: 25 и 50 750 пробы) и меди (пенни номиналом 1, 5 и 10). За первый год работы монетный двор произвел:30 тыс. медных монет по 1 пенни; 104 тыс. штук 50 серебряных пенни; 1 марку в количестве 75 тыс. монет. В течение 1865 года отчеканено более, чем 1 млн. медных монет по 1, 5 и 10 пенни, около 4 млн. серебряных монет достоинством 25 пенни, 50 пенни и 1, 2 марки.

На аверсе медных монет находился вензель Александра II под императорской короной, на реверсе: для одной и пять пенни – дата и номинал; для десяти пенни дата и номинал в венке. На реверсах серебряных пенни достоинством 25 и 50 изображался гербовый российский орел с гербом на груди Великого княжества Финляндского – лев с мечом, и номинал с датой в венке.

На монетах 1 и 2 марки орел на реверсе был окружен надписью с указанием содержания серебра, как и на российских монетах. Отличие только в том, что надписи выполнялись исключительно на латыни.

Монеты Крымского ханства – это исторические памятники, охватывающие значительный период времени – от основания династии Гераев в середине XV века до присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году. Эти монеты иллюстрируют не только годы, в которые правил тот или иной хан и название монетного двора, но и экономическую ситуацию в ханстве.
Основатель династии Гераев – первый хан Крыма Хаджи I Герай, после долгой борьбы добившийся независимости Крыма от Золотой орды. Существует ряд версий родословной Хаджи Гирея, но, вероятнее всего, Хаджи Герай принадлежал к известному монгольско-тюркскому роду Керей (Кирей, Гирей), и лишь впоследствии был приписан к Золотому роду.
Некоторые представители династии Гераев также занимали престол Казанского, Астраханского и Касимовского ханств.
Последним Гераем на крымском престоле был Шахин Герай, который отрёкся от престола, переехал в Российскую империю, а затем в Турцию, где был казнён. Существовала побочная линия Чобан Гераев, один из представителей которой – Адиль Герай – занимал крымский престол.
Сегодня одним из претендентов, заявляющих о себе как о наследнике престола, является живущий в Лондоне Джеззар Памир Герай.

Кры́мское ха́нство (крым. Qırım Hanlığı, قريم خانلغى) — государство крымских татар, существовавшее с 1441 по 1783 годы. Само название — Крымский юрт (крым. Qırım Yurtu, قريم يورتى). Помимо собственно Крыма занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. В 1478 году Крымское ханство официально стало союзником Османского государства и сохранилось в этом качестве до Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года. Было аннексировано Российской империей в 1783 году. В настоящее время эти земли принадлежат Украине (к западу от Дона ) и России (к востоку от Дона).

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai