Полезные статьи

Налог с продаж 2014 это

Налог с продаж возвращается

Идею введения налога с продаж поддержал президент. Эксперты оценивают плюсы и минусы этой меры для экономики

Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу — повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. — до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов. Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. — около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой — порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум — 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам — с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля — 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край — во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя», — указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков. «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации — Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации», — комментирует он.

Напомним: налог с продаж — не единственная налоговая идея властей: наряду с ним готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога). А после президентских выборов 2018 года возможно повышение на 2 п. п. НДС и НДФЛ до 15% и 20% соответственно. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме того, власти РФ обсуждали в качестве альтернативы повышению налоговой нагрузки вопрос о расходовании средств Резервного фонда. Минфин выступает категорически против — такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать, заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов уверен, что бизнес будет категорически против повышения налогов в любом виде и отреагирует поднятием цен и увольнениями. «Вместе с тем надо понимать, что расходование Резервного фонда на текущие задачи дает лишь временную передышку. Если возникла острая необходимость в решении сиюминутных проблем, можно прибегнуть к резервам. Но они имеют свойство заканчиваться, поэтому в перспективе надо рассматривать в качестве источника пополнения бюджета только налоги, — пояснил он «Эксперт Online». – По-хорошему, надо провести аудит расходных обязательств бюджета и найти способы их сокращения».

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж оценивается экспертами ЦМИ в 0,26% ВВП, от повышения НДС — 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, предупреждают. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж — максимум на 2,1%. Налог отразится в первую очередь на потребителях — производители просто повысят цены, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. «При огромных оборотах рентабельность бизнеса торговых сетей невысока – порядка 5-7%, так что им ничего не останется, как переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей, — пояснил он «Эксперт Online». – А для пополнения региональных бюджетов, надо активней выявлять сектора экономики, работающие в тени».

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП — 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста. Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что не всегда попытки пополнить бюджет за счет увеличения налогового бремени увенчиваются успехом. «Конечно, это положительно скажется на региональных бюджетах, которые получат возможность собирать НСП. Но это бремя падет на тот же объект, что и НДС, что не приветствуется в теории налогообложения, и в мировой практике сочетание этих налогов встречается очень редко. Понятно, что бизнес переложит этот гнет на плечи потребителей, а поскольку доходы населения в последнее время почти не растут, это негативно скажется на экономике», — пояснила она «Эксперт Online».

Справка

Налог с продаж впервые появился в последние годы существования СССР в 1991 году и был отменен в России в 1992-м. В 1998 году он был введен снова — как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 года он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения). Введение налога с продаж обсуждали в декабре 2012 года премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. Последний говорил, что в некоторых регионах можно взимать и НДС, и налог с продаж.

expert.ru

Эксперты: Как налог с продаж повлияет на потребителей, бизнесменов и экономику России

11 сентября 2014 в 18:24

О том, что правительство хочет увеличить налоговую нагрузку для повышения доходной части бюджета, стало известно в начале августа. Минфин разработал законопроект, предусматривающий введение налога с продаж с 1 января 2015 года. Сегодня Владимир Путин согласился с ведомством и одобрил возвращение налога, который был отменён в 2004 году. Скорее всего, закон примут.

The Village спросил экспертов о том, что введение нового налога принесёт потребителям, бизнесу и российской экономике в целом.

Антон Сороко
аналитик инвестиционного холдинга «Финам»

Налог с продаж будет исчисляться с конечного продукта, соответственно, он будет ложиться на ретейлера, который распространяет свою продукцию. Из-за низкой маржинальности этого бизнеса, скорее всего, налог будет перекладываться на потребителя — так уж исторически сложилось. Ключевой эффект, который мы увидим, — рост инфляции, сопоставимый с размером налога. Возможно, какие-то регионы, у которых нет проблем с наполняемостью бюджета, могут сохранить его на уровне нуля или просто ниже 3 % — на это могут пойти Москва и Питер, и тогда инфляция здесь будет ниже.

Налог хорош для региональных бюджетов, которые будут наполняться. Для производителей, находящихся в начале или в конце цепочки, этот вариант лучше, чем повышение НДС, — на них возвращение налога с продаж практически никак не повлияет. Для экономики это, скорее, торможение роста за счёт сужения совокупного спроса: потребитель почувствует на себе рост цен, и его покупательская способность снизится.

Андрей Чернявский
ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» ВШЭ

Налог с продаж вводится как региональный для того, чтобы увеличить региональные доходы, которые сейчас в плохом состоянии. Регионы сводят бюджеты с большими дефицитами и непонятными источниками финансирования. Федеральный центр сегодня ограничен в возможности поддержать регионы.

Налог вводится на ту же налоговую базу, что и НДС, но, в отличие от НДС, собирается он плохо. Этот налог вводился в российской истории дважды, последний раз он был отменён в 2004 году. В начале нулевых собираемость по этому налогу была около 30 %. Одной из причин для отмены налога называли нежелание снимать два налога с одной налоговой базы. Также говорилось о налоговой конкуренции между регионами, которая может возникнуть и сейчас.

Увеличение налоговой нагрузки в современных условия означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят. Введение такого налога имеет большие издержки.

Тимур НИГМАТУЛЛИН
Аналитик «Инвесткафе»

Увеличение налоговой нагрузки в современных условиях означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят.

Сейчас у нас профицит федерального бюджета и дефицит консолидированного бюджета регионов. То есть регионам не хватает средств, чтобы финансировать предвыборные обещания Путина по увеличению зарплат бюджетникам.

Введение налогов с продаж должно будет компенсировать увеличение расходов региональных бюджетов, это решит проблему с ростом госдолга у регионов. Скорее всего, налог введут все регионы — никто не захочет упустить возможность пополнить бюджет. Он принесёт дополнительные 100–250 миллиардов рублей в бюджет. Цены вырастут везде.

На экономике это отразится негативно: инфляция увеличится, налог добавит к ней 1–2 процентных пункта. Если до известных геополитических событий прогнозировалось, что в 2015 году инфляция будет 4–5 %, то с учётом девальвации рубля и новых налогов инфляция в 2015 году может возрасти до 8 %. Это приведёт к снижению экономического роста, который, к слову, и так нулевой.

Не думаю, что это существенный негатив для бизнеса, потому что он может пережить возросшие расходы на потребителя. В итоге пострадают в первую очередь домохозяйства с наименьшими доходами: чем ниже доход домохозяйства, тем большая часть из них приходится на пищевые продукты, до 60 %. Если ретейл повышает цены, то страдают больше всего домохозяйства с низкими доходами, это такой налог на бедность.

www.the-village.ru

Налог с продаж 2014 это

Вчера правительство одобрило проектировки бюджета на 2015-2017 гг. (см. инфографику с основными параметрами). Принципиальные для бюджета вопросы обсуждались до позднего вечера в среду на совещании у президента Владимира Путина, в том числе — давать ли регионам право вводить налог с продаж. Правительство поднимать нагрузку не хотело, но предпочло заручиться поддержкой президента, который до этого дважды одобрял налог, рассказывали федеральные чиновники. В итоге бюджетные проектировки составлены без налога с продаж, сказал министр финансов Антон Силуанов (цитаты по «Интерфаксу»).

В сентябре Силуанов неоднократно говорил, что Минфин и не рассматривал налог с продаж в качестве инструмента повышения доходов регионов. Из-за низкой собираемости он принес бы от силы 30 млрд руб. в год, и получили бы их мегаполисы — Москва, Санкт-Петербург, Московская область, объяснял чиновник Минфина. Правительство Москвы видело в этом налоге источник средств для инфраструктуры, рассказывали разные чиновники.

Проблемы регионов решены не налоговым, а бюджетным способом: Москве и Московской области обещана помощь из федерального бюджета. В 2015 г. Москва получит 32 млрд руб., в 2016-2017 гг. — по 45 млрд, рассказал Силуанов, Подмосковье — 18 млрд. Также средства будут изысканы за счет перераспределения финансирования программы развития транспортной системы, добавил он.

Однако идею налога с продаж окончательно не похоронили, говорят чиновники. Точно решено не вводить налог в 2015 г., но в каком-то виде он может появиться в 2016 г. и стать источником пополнения дорожных фондов, рассказывают два федеральных чиновника. Идея обсуждалась в Кремле, сообщает один из них. Еще один чиновник это опровергает. Но информацию подтвердил «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Это [введение налога с продаж с 2016 г.] одна из идей, которая обсуждалась в правительстве и докладывалась в администрацию президента». Решение еще не принято, подчеркивает Песков. Весь трехлетний бюджет считается без налога с продаж, о чем и сказал министр финансов, лаконична пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Идея собирать с розничных сетей средства в фонды на развитие дорожной инфраструктуры обсуждалась давно, но в последнее время в разговорах с чиновниками не звучала, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Чиновникам, курирующим транспорт, не известно о таком обсуждении.

Региональные дорожные фонды вновь заработали в 2012 г. Основной источник их наполнения — топливные акцизы. Благодаря фондам в 34 регионах финансирование дорожного хозяйства выросло в 2-4 раза, подсчитывала ассоциация «Радор». Но для решения проблем дорожного хозяйства денег в фондах оказалось недостаточно: по расчетам «Радора», в прошлом году в региональных фондах было лишь 14,3% от суммы, необходимой по нормативам для содержания и ремонта дорог.

В конце 2012 г. Путин поручил правительству удвоить темпы строительства дорог — за 2013-2022 гг. построить и реконструировать вдвое больше, чем в 2003-2012 гг. Чтобы выполнить поручение, региональный дорожный фонд пришлось бы увеличить как минимум втрое, говорил тогда один из губернаторов: но где найти источники — непонятно.

С тех пор о новых источниках речь всерьез не шла, а законы математики не изменились, иронизирует федеральный чиновник. Регионы с первого же года отстали от графика: так, в 2013 г. надо было бы построить и реконструировать порядка 2000 км региональных дорог, а удалось лишь немногим более 1500 км. Минтранс уже предупредил, что регионы рискуют не выполнить поставленную президентом задачу.

Чиновники начали думать, как все-таки выполнить задачу при ограниченном финансировании: обсуждалось введение специального коэффициента, чтобы при расчете прироста протяженности сети учитывать мосты, развязки и другие капиталоемкие сооружения, рассказывали федеральные чиновники финансово-экономического и транспортного блоков. Второй вариант — продлить срок, отведенный на выполнение задачи, на несколько лет.

Выполнение поручения по дорогам будет одной из тем на следующем заседании госсовета, говорят два федеральных чиновника. Оно пройдет 8 октября в Новосибирске, следует из распоряжения президента (опубликовано на pravo.gov.ru).

Одним из недостатков налога с продаж всегда называли сложность в администрировании, рассуждает человек, близкий к Минтрансу. А для дорожных фондов очень важна прогнозируемость поступлений и хорошая собираемость, именно этим и хороши топливные акцизы, напоминает он.

m.vedomosti.ru

Налог с продаж: власти в России выбрали наименьшее зло?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Российские власти, по всей видимости, решились на заведомо непопулярный и неоднозначный шаг — введение налога с продаж. Он может еще больше подстегнуть инфляцию и замедлить рост экономики. Но более легкого способа пополнить региональные бюджеты власти не видят.

Российские регионы, за исключением немногих, никогда особенно не жировали. Покрывать бюджетный дефицит они были вынуждены за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

А после президентских указов, приуроченных к инаугурации Владимира Путина в мае 2012 года, жить субъектам Федерации стало еще труднее. Расходы на зарплаты и социальные программы выросли — выросли и долги: сейчас они оцениваются в 2 с лишним триллиона рублей, или около 30% от общих региональных доходов.

Прибавить к этому замедление роста ВВП, расходы на Крым, западные санкции — и уже не удивительно, что с весны этого года в правительстве разгорелись жаркие споры по поводу дополнительного источника доходов для регионов.

Вариантов было, главным образом, два: повышение налога на добавленную стоимость (НДС) на 2% и введение налога с продаж — возможно, в размере 3% от конечной стоимости товара или услуги. Принципиальное различие между ними в том, что НДС собирается в федеральный бюджет, а налог с продаж остается в регионах.

В среду, 10 сентября, чаша весов склонилась в сторону последнего, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой сразу на нескольких собеседников в правительстве, а также одного в администрации президента. Якобы Владимир Путин на закрытом совещании с членами правительства принял окончательное решение в пользу налога с продаж.

Платят граждане

Понятно, что любой налог — это дополнительное бремя, изъятые из оборота средства, потерянный доход и в этом смысле экономическое зло. Поэтому вопрос не в том, хорош налог или плох, а в том, кто заплатит самую большую цену при его введении?

Если говорить о налоге с продаж, то проиграют в первую очередь, простые граждане, говорят эксперты. Ведь бизнесмен, даже если и купит товар с наценкой в 3%, то потом продаст его (или другой товар, сделанный на его основе) с наценкой как минимум 3%. То есть свои потери предприниматели возместят. А вот конечные потребители товара или услуги будут вынуждены покрыть увеличение цены из своего кошелька.

«Если бы повысили на 2% НДС, то я уверен, что взвыли бы все предприниматели, а особенно крупные. А услышав новость о налоге с продаж, бизнесмены, конечно, перекрестились», — отмечает директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

Дополнительные 3% от конечной стоимости товара, взимаемые в региональные бюджеты, фактически приведут к увеличению инфляции. Причем это признают и в правительстве, и в Центробанке. Минфин ранее подсчитал, что введение налога может увеличить инфляцию на 1 процентный пункт. В «Сбербанке» предполагают, что возможен рост и на 2 процентных пункта.

Это неизбежно приведет к уменьшению потребительского спроса; а ведь за счет него российская экономика, во многом, и росла последние годы. Так что, ВВП может замедлиться еще больше.

Как собрать налог

Эксперты отмечают и другие минусы налога с продаж.

«Главный риск состоит в том, что база этого налога распределена крайне неравномерно по регионам. Налог с продаж уже действовал в России раньше, и последний год, когда он работал, почти 40% всех поступлений по нему приходились всего на три региона: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Есть все основания предполагать, что такая же сверхконцентрация будет и сейчас», — полагает ведущий кредитный аналитик Standard & Poor’s Карен Вартапетов.

По его словам, во многих российских регионах торговля до сих пор либо не формализована в достаточной степени (то есть не прозрачна и не ведется по правилам), либо просто не развита так сильно. А раз отсутствуют продажи, то и собираемость налога с продаж невысокая.

При этом регионы, где с торговлей всё в порядке и которые могут выиграть больше других от введения налога, как ни парадоксально, меньше всего и нуждаются в дополнительных финансах. Так, бюджет Москвы, говорит Вартапетов, в этом году имеет шанс быть бездефицитным.

Кроме того, могут возникнуть и технические проблемы при взимании платежей: придется отлаживать систему и отслеживать запутанные товарные потоки.

Все эти опасности, судя по заявлениям официальных лиц, были хорошо известны чиновникам и принимались во внимание. Однако правительство, которое усиленно ищет наиболее приемлемые способы покрытия возникающих дефицитов, выбирало из нескольких зол.

«Налог с продаж повлияет, в основном, лишь на розничную торговлю. Важно понимать, что это региональный налог, а не федеральный, и регионы будут вводить его по своему усмотрению, а также в том размере, в котором посчитают нужным в рамках максимально допустимого. Поэтому, как ни странно, но это меньшее зло», — заключает Эдуард Савуляк из Tax Consulting UK.

www.bbc.com

Налог с продаж: возвращение. К чему готовиться простым россиянам?

Власти рассматривают вопрос введения в России налога с продаж вместо увеличения НДС до 22 %. К чему приведёт эта инициатива, рассказывает АиФ.ru.

В правительстве обсуждается вопрос о возвращении налога с продаж (НСП). Как пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников, введение НСП может стать альтернативой повышению налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 22 %.

По словам одного из собеседников издания, НСП не может быть больше 2-3 %. В противном случае бизнес будет уходить «в тень». Он отметил, что идея рассматривается только в cвязке с отказом от увеличения НДС при налоговом манёвре: повышение налога на добавленную стоимость усилит налоговую нагрузку на всех, а налог с продаж почувствует только розничная торговля.

Из двух зол

Налог с продаж в России вводился дважды. Сначала он действовал в 1991 году, но уже в 1992 был отменён. Затем налог появился в 1998 году, решение о размере НСП принимали региональные власти. В 2004 году Конституционный суд РФ признал региональный налог неконституционным и отменил его. Максимальная ставка НСП составляла 5 %.

Последний раз вопрос о возвращении НСП поднимался три года назад. Тогда СМИ писали о том, что идею поддержал президент Владимир Путин. Вероятность того, что в России будет введён налог с продаж, источники из президентской администрации оценивали в 90 %. В то время в правительстве также обсуждалось повышение НДС, и от него готовы были отказаться в случае возрождения НСП.

Введение налога с продаж обеспечит поступления именно в региональные бюджеты. НДС же поступает в федеральную казну и затем в субъекты в виде дотаций. На сегодняшний день число регионов-получателей превышает число регионов-доноров. Значит, в денежном объёме нуждающиеся субъекты могут получать гораздо меньше, чем отчисляют. Таким образом, введение налога с продаж поможет региональным властям самостоятельно решать местные проблемы. Однако вместе с тем существует высокая вероятность того, что розничные цены увеличатся более чем на 3 %.

Стоит отметить, что повышение налоговых ставок и введение новых налогов не всегда приводит к увеличению бюджетных доходов, а чаще всего провоцирует рост цен и тормозит развитие розничной торговли. Дело в том, что налоговые новшества всегда перекладываются на плечи простых потребителей, а это не стимулирует их больше покупать.

Что касается манёвра с налогом с продаж, то тут есть один несомненный плюс: он ударит только по розничному сектору, в то время как НДС повлиял бы на все отрасли сразу. Есть и дополнительные плюсы: он не предусматривает вычетов, контроль за его оплатой осуществлять проще. Ведь в случае с НДС компании, особенно малый бизнес, всегда могут забыть пробить чек. В случае с налогом с продаж такая ситуация невозможна», — говорит главный аналитик «Международного финансового центра» Станислав Солдатов.

www.aif.ru