Полезные статьи

Налог на страховую деятельность

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 8153

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждения выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического.

Министерства финансов РФ является основным органом государственной власти, регулирующим страховую деятельность. Органом государственного надзора за страховой деятельностью в разные годы истории становления страхового дела являлись Росстрахнадзор (1992 — 1998 гг.), Департамент страхового надзора Минфина РФ (1998-2004 гг.), Федеральная служба страхового надзора (ФССН) (2004-2011 гг.), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) (2011-2013 гг.) [2, С.334].

В уровне развития страхования в стране далеко не последнюю роль играет политика в области налогообложения страховых операций, которая проводится государством. Так перед государством стоят две противоположные задачи. Первая задача заключается в максимизации доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а вторая — стимулирование физических и юридических лиц к заключению договоров страхования.

Политика в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности.

Налогообложение страховых операций для потребителей страховых услуг должно предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот тем лицам, которые уплачивают страховые взносы, а с другой – уплату налогов с сумм, внесенных страховых взносов. В связи с этим перед государством стоят следующие задачи:

определить перечень видов страхования, по которым страховые взносы исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль юридическими лицами и подоходного налога физическими лицами.

уточнить перечень видов страхования, по которым заключаемые работодателями в отношении своих работников договоры давали бы право не включать страховые взносы расчета сумм в государственные внебюджетные фонды.

уточнить порядок налогообложения страховых выплат, получаемых страхователями или иными выгодоприобретателями в связи со страховыми случаями.

Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов. Если интерес стимулировать, то реальная платежеспособность потребителей страховых услуг не может так быстро улучшиться. Сдерживающим фактором для многих возможных клиентов является и неуверенность в финансовой защищенности от непредвиденных ситуаций, связанных с разорением или ликвидацией страховых компаний [4, С.9].

Проанализировав ситуацию можно сделать вывод о том, что институциональная база страховой деятельности, несмотря на свое интенсивное развитие, нуждается в достаточно глубокой и существенной доработке.

Страхование — обязательный элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства является основой зарождения отношений между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба. Но предприятия и организации различных форм собственности, которые выступают в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей). Это обуславливает стимулирующее воздействие на данный сегмент экономики государственной политики. Многовековой опыт и история страхования убедительно показали, что такое воздействие на данный сегмент является мощным фактором положительного воздействия на экономику в целом [2, С.57].

Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий. Одной из таких проблем является несовершенство действующего налогового законодательства. Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка, в том числе в части налогообложения, и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту. Несомненно, что государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Современный период функционирования страховых учреждений в Российской Федерации — это период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе страховых услуг (прежде всего с привлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со стороны крупных страховых организаций, бывших государственных учреждений-монополистов. Функционирование государственных органов характеризуется наличием высоких издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей.

Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждения способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием «налоговое планирование» присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [3, С.11].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом, страховым организациям государством дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом, страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления.

Показатели налоговой нагрузки у страховых компаний низкие, не превышают 3 %, при среднеотраслевом показателе по финансовой деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении нескольких налоговых периодов показывают для целей налогообложения убыток.

Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих клиентов-страхователей.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась [3, С.14].

Несовершенство налогового законодательства — один из основных факторов, которые тормозят развитие страхового дела в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, а так же фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков — как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам. Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения [4, С.13].

Страхование является одним из важнейших институтов развитого рыночного хозяйства. Оно обеспечивает стабильность и эффективность хозяйственной деятельности, имеет большое социальное значение.

Свести свои налоговые обязательства к минимуму — понятное и вполне разумное желание всех налогоплательщиков. Но нередко кое-кто из них пытается минимизировать налоги с помощью различных и иногда незаконных схем. Во многих таких схемах задействованы кредитные и страховые организации.

Нельзя сказать, что все страховщики сознательно допускают налоговые правонарушения. Нередко их ошибки обусловлены незнанием нормативной правовой базы, небрежностью или какими-то другими причинами.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Кодификация российского налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.

Страхование [Текст]: Учебник/ Под ред. Т.А. Федоровой. -2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2011. — 875 с.

Пласков, Г.В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: [Текст] / Г.В. Пласков // Налоги (журнал). — 2011. — № 6. — С.11 — 16.

Ипатов, А.Б. Отдельные вопросы финансово-правового развития страхового рынка: [Текст] / А.Б. Ипатов // Финансовое право. — 2007. — № 6. — С.22 — 28.

www.scienceforum.ru

Налог на страховую деятельность

ЛЬГОТА ПО НДС В СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной «льготной» статьей в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации по праву считается статья 149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». Сложность норм данной статьи не всегда позволяет налогоплательщику правильно понять те или иные ее положения в части применения льготного налогового режима. Поэтому в статье мы подробно поговорим, что собой представляет льгота по НДС в страховой деятельности, а также акцентируем внимание на самых спорных вопросах, связанных с порядком ее применения.

Понимая всю важность такой сферы деятельности, как страхование, государство использует различные механизмы его развития, в том числе и посредством предоставления льгот по НДС.
Так, подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определено, что на территории Российской Федерации освобождается от налогообложения оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
Следовательно, при оказании своих услуг страховые организации вправе пользоваться льготным режимом налогообложения, что подтверждается и Письмом Минфина России от 26.04.2010 г. N 03-07-07/16.
Причем в целях статьи 149 НК РФ операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховщик получает:
— страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
— проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
— страховые взносы, полученные уполномоченным страховщиком, заключившим в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

www.referent.ru

Виды налогов страховой организации

Налоговая система Российской Федерации в настоящее время еще формируется. В соответствии с действующей с 1 января 2007 г. на территории Российской Федерации системой налогообложения, страховая организация уплачивает следующие виды налогов.

1. Налог на прибыль – объектом налогообложения является прибыль организаций, которая определяется как разница между доходами и расходами. Страховые компании исчисляют доходы и расходы по правилам, установленным для всех предприятий, однако с учетом специфики страховой деятельности НК устанавливает особенности определения доходов и расходов страховой организации (см. выше). В соответствии с п. 6 ст. 270 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 и 263 НК.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) – согласно НК от его уплаты освобождены операции по страхованию и перестрахованию; в то же время реализация работ, услуг, не относящихся к страховой деятельности, включается в оборот, облагаемый НДС. Отметим, что НДС облагаются также посреднические услуги по заключению договоров страхования (услуги страхового брокера, услуги страховой организации, работающей по договору поручения).

3. Налог на имущество – страховые организации являются плательщиками налога на имущество, как и все предприятия. Базой для исчисления налога является среднегодовая стоимость имущества организации.

4. Налог на доходы физических лиц. У страховых организаций существует особенность уплаты данного налога, поскольку он взимается не только с фонда оплаты труда сотрудников, а также, в случаях, предусмотренных НК, должен взиматься с выплат, производимых страхователям. Согласно п. 3 ст. 213 НК при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, вносимые за физических лиц работодателями либо организациями, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

5. Транспортный налог – плательщиками данного налога являются страховые организации – собственники транспортных средств. База для исчисления налога определяется по каждому транспортному средству в зависимости от объема его двигателя.

Налоги и сборы, уплачиваемые страховыми компаниями, совпадают с налогами, которые платят другие предприятия, однако исчисление некоторых из них для страховых организаций имеет определенную специфику.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.

Во-первых, поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Специфика налогообложения страховых организаций определяется, с одной стороны, экономической сущностью страхования, с другой – особенностями страхования как сферы экономической деятельности или сферы бизнеса. К числу основных специфических характеристик страхования, оказывающих прямое или косвенное влияние на особенности системы налогообложения, относятся:

– формирование целевых фондов и их использование для осуществления выплат при наступлении страховых случаев;

– привлечение значительных объемов денежных средств особым способом – путем заключения договоров страхования и исполнение обязательств по ним;

– деятельность по перестрахованию;

– высокая доля инвестиционного дохода в формировании конечных финансовых результатов.

В то же время указанные специфические черты страхования, в свою очередь, обусловливают ряд особенностей системы налогообложения, наиболее существенными из которых являются:

– осуществление щадящей налоговой политики государства в области страховой деятельности в силу большой социальной значимости страхования;

– освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения;

– установление особого порядка налогообложения налогом на прибыль.

studme.org

Глава 23. Налогообложение в страховании

В настоящей главе рассматриваются особенности налогообложения страховых организаций, а также налогообложение страхователей — юридических и физических лиц.

Страховые организации являются плательщиками налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

В Налоговом кодексе РФ (часть первая, статья 8) дано определение налога.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: —

порядок исчисления налога —

порядок и сроки уплаты налога.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: —

федеральные налоги и сборы —

налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) —

местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам, плательщиком которых является страховая организация, относятся: ‘ 1)

налог на добавленную стоимость; 2)

налог на прибыль организаций; 3)

подоходный налог с физических лиц; 4)

взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 5)

государственная пошлина; 6)

таможенная пошлина и таможенные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся: 1)

налог на имущество организаций; 2)

К местным налогам и сборам относятся: 1)

земельный налог; 2)

налог на рекламу.

Рассмотрим особенности определения страховыми организациями налоговой базы по отдельным видам налогов.

Налог на прибыль.

До вступления в силу главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций», принятой Федеральным законом от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ, страховые организации исчисляли налоговую базу в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Инструкцией МНС РФ от 15 июня 2000 г. № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а также Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками». Начиная с 1 января 2002 года исчисление налоговой базы по налогу на прибыль производится страховщиками в соответствии с порядком, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

Согласно статье 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с нормами налогового законодательства.

В целях исчисления налога на прибыль к доходам страховой организации относятся следующие доходы от осуществления страховой деятельности: 1)

страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования; 2)

суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах; 3)

вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования; 4)

вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования; 5)

суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование; 6)

суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование; 7)

доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб; 8)

суммы, полученные в виде санкций за неисполнение условий договоров страхования; 9)

вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера; 10)

вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера (осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска) и аварийного комиссара (определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии); 11)

другие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности.

К расходам страховых организаций в целях исчисления налога на прибыль относятся следующие расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности: 1)

суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

. 2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования. В целях настоящей главы к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования; 3)

суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование. Положения настоящего подпункта применяются к договорам перестрахования, заключенным российскими страховыми организациями с российскими и иностранными перестраховщиками и брокерами; 4)

вознаграждения и тантьемы, выплаченные по договорам перестрахования; 5)

суммы процентов, уплаченных на депо премий по рискам, переданным в перестрахование; 6)

вознаграждения состраховщику по договорам сострахования; 7)

возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора; 8)

вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера; 9)

расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе: •

медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществляется страховщиком; •

детективных услуг, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности, связанных с установлением обоснованности страховых выплат; •

услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат; •

услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов; •

услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов; •

услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичных документов; •

инкассаторских услуг; 10)

другие расходы, непосредственно связанные со страховой деятельностью.

Состав доходов и расходов страховой организации, учитываемых при определении прибыли, подробно описан в Главе 23 настоящего учебника. Однако балансовая прибыль не идентична налогооблагаемой прибыли. Отталкиваясь от суммы прибыли, сформированной по правилам бухгалтерского учета, организация корректирует ее в сторону увеличения и (или) уменьшения. Так, балансовая прибыль уменьшается на сумму доходов, полученных страховой организацией по государственным ценным бумагам, поскольку для такого рода доходов установлена специальная налоговая ставка — 15%, а увеличивается, например, на сумму сверхнормативных затрат, произведенных страховой организацией по представительским расходам, оплате процентов по заемным средствам и т.п.; убыток, полученный от реализации амортизируемого имущества, списывается в уменьшение доходов не одномоментно, а в течение нескольких налоговых периодов.

Ставка налога на прибыль страховой организации составляет 24 процента, в том числе: зачисляемого в федеральный бюджет — в размере 7,5 процента, в бюджеты субъектов РФ — 14,5 процента, в местные бюджеты — 2 процента.

Отдельно следует остановиться на исчислении налога на прибыль страховыми организациями, имеющими в своем составе территориально обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства).

Налоговый кодекс признает в качестве налогоплательщика организацию — юридическое лицо, а обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту своего нахождения.

Страховая организация, имеющая сеть филиалов и представительств, рассчитывает налогооблагаемую базу по прибыли на основании консолидированной отчетности (включающей финансовые показатели структурных подразделений), а затем распределяет часть прибыли, зачисляемую в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, пропорционально доле среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов каждого структурного подразделения в среднесписочной численности (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов соответственно всей организации, с учетом структурных подразделений. Организация вправе самостоятельно выбрать, какой показатель — численность работающих или фонд оплаты труда — принять за базу расчета.

Пример расчета суммы налога на прибыль, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ Показатель Консолиди В том числе рованные

данные Г оловная организация Филиал №1 Филиал № 2 Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. 10 000 5 000 1 000 4 000 Среднесписочная численность: человек 200 120 20 60 доля в консолидиров. 1,0 0,6 0,1 0,3 Стоимость основных производственных фондов: тыс. руб. доля в консолидиров. 500 000 1,0 400 000 0,8 20 000 0,04 80 000 0,16 Доля налога на прибыль 1,0 (0,6 + 0,8)/2 = = 0,7 (0,1+0,04)/2 = = 0,07 (0,3 + 0,16)/2= =0,23 Сумма налога на при 10 000 * 1 650* 0,7 = 1 650 * 0,07 = 1 650 * 0,23 = быль (ставка 16,5%) *0,165 = 1650 =1 155 =115,5 =379,5 Приведенный пример показывает, что установленная методика распределения прибыли опирается на удельные веса каждого структурного подразделения в совокупном показателе страховой организации и не зависит от финансовых результатов деятельности структурного подразделения. В нашем примере налоговая нагрузка на филиал № 1 составила 11,55% (115,5 : 1

ООО), филиала N° 2 — 9,5% (379,5 : 4 ООО), головной организации — 23,1% (1 155 : 5 ООО).

Налог на добавленную стоимость.

Страховые организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость. При этом согласно ст. 149 п. 3 п.п. 7) главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению операции по оказанию услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию, в результате которых страховая организация получает: •

страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему); •

проценты, начисленные на депо премий по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику; •

страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков; •

средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.

Поскольку основные операции страховой организации не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, для нее установлен особый порядок учета налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг). Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении имущества, работ, услуг, включается в полном объеме в состав расходов на ведение дела.

При совершении страховой организацией операции, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, вся сумма полученного налога подлежит уплате в бюджет.

Страховые организации, имеющие территориально обособленные структурные подразделения, рассчитывают сумму налога, подлежащую уплате по месту нахождения этого подразделения, по методике, аналогичной рассмотренной выше при расчете налога на прибыль.

Налоги в дорожные фонды.

Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» утрачивает силу с 1 января 2003 года. В период с 1 января 2001 года (вступление в силу части второй Налогового кодекса РФ) по 31 декабря 2002 года страховые организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 1% от налоговой базы, рассчитываемой следующим образом:

а) поступления страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование;

б) суммы возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды;

в) вознаграждения и тантьемы по договорам, переданным в перестрахование;

г) вознаграждения, полученные за оказание услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара;

д) возмещение перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование;

е) доходы, полученные от размещения страховых резервов и других средств;

ж) суммы полученных процентов, начисленных на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

з) суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя по страхованию имущества к лицу, ответственному за причиненный ущерб;

и ) прочие доходы от осуществления страховой деятельности.

При этом имеются определенные ограничения по включению инвестиционного дохода в облагаемую базу.

По ценным бумагам налог уплачивается от суммы разниц между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных, вознаграждений, с другой стороны.

Не включаются в налогооблагаемую базу дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и по счетам банковских вкладов.

Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. По государственным ценным бумагам, условиями обращения которых предусмотрено получение владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе, настоящее положение применяется в отношении дохода, начисленного пропорционально сроку владения; доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Страховые организации также уплачивают налог с владельцев автотранспортных средств, размер которого зависит от вида и мощности автотранспортного средства, находящегося на балансе страховщика.

Налог ва имущество.

Исчисление и уплата налога на имущество регулируются Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 года № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

Налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества страховой организации.

Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Например, среднегодовая стоимость имущества страховой организации за полугодие рассчитывается следующим образом: (1/2 стоимости имущества на 01.01 + стоимость имущества на 01.04 + 1/2 стоимости имущества на 01.07) : 4

Для исчисления среднегодовой стоимости имущества принимается остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, материалов, а также данные по статье «Расходы будущих периодов».

Ставки налога на имущество устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Страховая организация является плательщиком единого социального налога (взноса), а также выступает в роли налогового агента при удержании и перечислении в бюджет налога на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

По основным видам доходов налоговая ставка устанавливается в размере 13%, однако некоторые виды доходов подлежат обложению налогом по повышенной ставке. В частности, по ставке 35% облагаются следующие доходы: —

стоимость выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх в целях рекламы товаров, работ, услуг и превышающие 2 000 рублей; —

процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; —

страховые выплаты по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, в части превышения суммы выплат над суммой внесенных взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент заключения договора страхования.

По ставке 30% облагаются дивиденды, а также доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации, согласно ст. 208 части второй Налогового кодекса РФ признаются доходами от источников в Российской Федерации.

Законодательство определяет особенности определения налоговой базы по договорам страхования.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию, осуществляемому в пордцке, установленном действующим законодательством, по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей или застрахованных лиц, а также доходы в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, и (или) доходы в виде выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суммы страховых выплат, полученные по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы таких страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент заключения договора страхования. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35%.

В случае досрочного расторжения договора добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока его действия (за исключением случаев досрочного расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с Правилами страхования и условиями договора выплате при досрочном расторжении договора страхования, а также в случае изменения условий указанного договора в отношении срока его действия полученный доход, за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях: •

гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов; •

повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов.

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).

Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами: 1)

договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг); 2)

документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг); 3)

платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).

При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев:

когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;

заключения работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении) при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит двух тысяч рублей в год на одного работника.

Единый социальный налог (взнос).

Единый социальный налог (взнос) зачисляется в государственные внебюджетные фонды —

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками налога признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам.

Объектом налогообложения признаются: •

выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: •

вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; •

выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором^ либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговая шкала носит регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы на каждого работника нарастающим итогом с начала года налоговые ставки падают.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов).

Налоговые ставки единого социального налога (взноса) Налогова база на каждого работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования Итого 1 2 3 4 5 6 До 100 ООО рублей 28,0% 4,0% 0,2% 3,4% 35,6% 100 001 — 300 000 руб. 28 000 руб.+ 15,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. 4 000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 руб. 200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. 3 400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб. 35 600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 руб. 300 001 — 600 000 руб. 59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. 8 400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. 400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. 7 200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. 75 600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб. Свыше 600 000 руб. 83 300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 700 руб. 700 руб. 9 900 руб. 105 600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. В аналогичном порядке учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К такой материальной выгоде относится, в частности: •

материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника; •

материальная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами); •

материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях; •

материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем, за исключением сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.

Нормами главы 25 «Налог на прибыль организаций» установлен различный порядок включения в расходы хозяйствующего субъекта сумм страховых платежей (взносов) по личному и имущественному страхованию.

Согласно статье 255 Налогового кодекса РФ в состав расходов на оплату труда включаются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам: •

долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица; •

пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии; •

добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников; •

добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов, признающихся подлежащими налогообложению с момента изменения расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

Статья 263 Налогового кодекса РФ регулирует порядок уменьшения доходов юридического лица на расходы по обязательному и добровольному страхованию имущества. Уста новлено, что расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества: 1)

добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией; 2)

добровольное страхование грузов; 3)

добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных); 4)

добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ; 5)

добровольное страхование товарно-материальных запасов; 6)

добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных; 7)

добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода; 8)

добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством Российской Федерации либо является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Очевидно, что отнесение расходов по страхованию к налоговым вычетам при формировании налоговой базы по прибыли предприятия, признание страховых платежей (взносов) общественно необходимыми затратами существенно расширит социально-экономическую базу страхования, даст дополнительные стимулы владельцам и менеджерам к заключению договоров страхования, построению страховой защиты имущественных интересов, связанных с персоналом предприятия, его активами и обязательствами.

lib.sale