Полезные статьи

Налог на недвижимое имущество и сделки с ним

Регистрация дарения

В законодательстве РФ, договорные отношения по одариванию одного лица другим, регулируются главой 32 ГК (Гражданского кодекса) РФ. Ст. 572 ГК РФ, определяет дарение как безвозмездный процесс перехода прав на имущество, от дарителя к одаряемому. При этом, со стороны бывшего собственника не должно быть никаких условий для нового хозяина, по распоряжению этим подарком.

Договоры дарения бывают реальные и консенсуальные, при этом, первый вид подразумевает непосредственную передачу подарка при заключении сделки. Консенсуальный или договор обещания откладывает процесс перехода прав собственности на вещь до какого-то момента, который определяет даритель. Лицо отчуждающее имущество, обычно ставит условие одаряемому, и после того как это условие исполнится, к одаряемому перейдут все права собственности на дар. Требование не должно приносить для отчуждающего лица личную имущественную выгоду.

Необходимо отметить, что обещание может быть связано просто с какой-либо датой, не имеющей отношение к сторонам, и может быть приурочено к личности гражданина принимающего дар (свадьба, юбилей, получение высшего образования).

Когда необходима регистрация дарения

Договора могут быть в следующих формах:

  • устной;
  • простой письменной.
  • Устно можно заключить сделку, когда законодательство не требует письменного закрепления.

    Письменные договора обязательны:

  • Если дарителем является юридическое лицо, а сумма подарка более 3000 рублей.
  • Договор содержит обещание в будущем.
  • Для отчуждения недвижимости.
  • При этом государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество. Сам договор регистрировать не нужно.

    Регистрацией прав собственности на недвижимое имущество, является внесение записи в единый государственный реестр о правах на недвижимость (ЕГРП). Данная процедура будет являться доказательством существования права, которое было зарегистрировано.

    В целях переоформления прав собственности на недвижимость, нужно обратиться с соответствующим заявлением регистрационный орган (Росреестр).

    Необходимо собрать перечень необходимых документов, убедившись в том, что они соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и вместе с заявлением подать их на регистрацию.

    Требуется ли регистрация договора дарения недвижимости

    Ранее, оформление процесса одаривания проходило в два этапа:

    1. Регистрация договора дарения.
    2. Регистрация перехода права собственности.

    С 1 марта 2013 года, согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ отменена регистрация следующих видов договоров:

  • договор купли-продажи жилых помещений. В их список входят жилые дома, комнаты, квартиры и т.д.;
  • договор купли-продажи предприятий (ст. 560 ГК РФ), то есть самостоятельного, организационно-обособленного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, оказывает услуги и выполняет работы;
  • договора дарения недвижимого имущества;
  • договора об отчуждении недвижимости по выплату ренты (ст. 584 ГК РФ). Рентой являются периодические платежи, которые одно лицо, плательщик ренты обязан выплачивать другому лицу, рентополучателю в счет получения прав собственности на имущество.
  • С учетом данных изменений, регистрации подлежит только переход права собственности, а сам договор не нужно регистрировать. Он вступает в силу с момента подписания.

    Государственная регистрация права собственности по договору дарения

    Порядок проведения записи перехода прав на недвижимость следующий:

  • регистрирующий орган (Росреестр) принимает необходимые документы и регистрирует их;
  • проводится проверка законности сделки и правовая экспертиза документов;
  • проверяется наличие или отсутствие противоречий между существующими правами на объект и заявленными;
  • в Единый государственный реестр прав на недвижимость вносят запись;
  • выдается свидетельство о произведенной регистрации прав или вносятся записи в правоустанавливающие документы.

С момента прохождения последнего этапа, новый собственник становится правообладателем на подарок в полном объеме и его права можно оспорить только в суде.

Заявление на регистрацию договора дарения

Сделки с недвижимостью, как и права собственности на недвижимое имущество, регистрируются в Росреестре. Если права на имущество возникли до 1998 года, то регистрировать его или нет, является выбором собственника. Так как до этого года не существовало установленного законом порядка регистрации в соответствующем органе. Но те или иные правоустанавливающие документы все равно должны быть в наличии.

Для прохождения процедуры регистрации сделки необходимо подать заявление с приложенным к нему пакетом документов. Если от одной из сторон выступает представитель, то его полномочия должны быть подтверждены нотариально заверенной доверенностью.

Заявления для регистрации имеют обязательную форму и содержание. Бланки есть в регистрирующем органе и на сайте Росреестра. Документ заполняется заявителем собственноручно или по его просьбе, регистратором. Заявление подписывается подающим лицом в присутствии регистратора. Если заявление с пакетом документов направляется посредством почты, то роспись на заявлении и сделка по одариванию объектом недвижимого имущества должны быть удостоверены нотариусом. Пакет документов направляется по почте с описью, заказным письмом с уведомлением и объявленной ценностью.

Заявление подается в единственном экземпляре, лицом отчуждающим недвижимость.

Документы для регистрации дарения

В целях регистрации сделки по переходу прав на подарок, необходимо подать следующий перечень документов:

  • заявление о государственной регистрации сделки одаривания, в единственном экземпляре;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины за регистрационные действия.
  • документы удостоверяющие личность для физических лиц (в том числе для представителей), то есть паспорт;
  • учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями (копии и оригинал) для юридического лица как стороны в договоре, свидетельство о регистрации организации, документ о постановке на учет в налоговом органе;
  • подлинники и копии документов, подтверждающие полномочия представителя физического и/или юридического лица. Причем в доверенности, должно быть указание на совершение и регистрацию сделки по одариванию;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности дарителя на объект соглашения;
  • договор дарения в количестве экземпляров по одной для каждой стороны и дополнительный, для регистратора;
  • подлинник плана жилого помещения, удостоверенный органом осуществляющим учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории регистрационного округа. К оригиналу должны быть приложены нотариально заверенные копии;
  • справки о лицах, имеющих право пользования жилой недвижимостью, с указанием наличия такого права. Документы должны быть заверены ответственным должностным лицом за регистрацию граждан по месту пребыванию и месту жительства.
  • кадастровый план земельного участка;
  • Если собственность совместная или членом семьи/лицом, состоящим на регистрационном учете, является несовершеннолетний, необходимо дополнительно предоставить

  • нотариально заверенное согласие супруга на отчуждение;
  • разрешение органов опеки и попечительства.
  • Госпошлина за регистрацию дарения в Росреестре

    С 1 января 2015 года, размеры государственной пошлины за услуги Росреестра изменились, за большинство регистрационных действий оплата увеличилась, в полтора, два раза. Причиной являются изменения в Налоговом кодексе.

    Статьей 333.33 НК РФ определены размеры пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество. По договорам об отчуждении недвижимости госпошлина составляет для физических лиц 2000 рублей, для юридических — 22 000 рублей.

    Стороны сами определяют, на кого возложить оплату государственной пошлины. Что бы уплатить ее, нужно указать реквизиты в регистрирующем органе, произвести оплату в банке и предоставить и квитанцию с ксерокопией в Росреестр.

    Можно непосредственно в договоре указать, кто будет производить оплату за регистрацию соглашения.

    Сроки регистрации дарения

    Законодательством предусмотрено десять дней для регистрации дарения недвижимости. Исчисление происходит с того дня, как стороны подали заявление в регистрационный орган и внесена запись в журнал учета входящих документов.

    После того, как специалист юстиции принял пакет бумаг, он выдает расписку заявителю (дарителю, потому что именно он подает заявление), из содержания которой следует, что документы получены и сроки регистрации сделки дарения. Указывается дата начала и окончания срока.

    В течение указанного срока, документы проходят проверку на соответствие законодательству и полноте сведений. В случае возникновения сомнений вышеуказанных положений принимается решение о приостановке срока регистрационных действий, не более, чем на 1 месяц. Если замечания не устранены, выносится отказ в регистрации, в обратном случае, вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав. Заявитель может написать заявление о продлении срока регистрации до 3 месяцев, в случае возникновения сложностей по устранению замечаний.

    Регистрация дарения квартиры

    Можно подарить только приватизированную квартиру, это главное правило при отчуждении квартиры. Для совершения регистрационных действий, необходимо собрать весь пакет документов, указанных в законодательстве.

    Если лицо не является абсолютным хозяином имущества, к примеру, покупатель жилья в недостроенном доме, то подарить он может только имущественные права на квартиру, с оговоркой в договоре на то, что имущество перейдет в собственность только после завершения строительства и получения свидетельства о праве собственности.

    В договоре нужно указать всю информацию и недвижимости: город, улицу, номер дома, квартиры, количество комнат, площадь (общую и жилую).

    Регистрация дарения земельного участка

    Земля является для государства особо охраняемым объектом и сделки с ней контролируются. Регулируется процесс одаривания широкой нормативной базой, включая Земельный кодекс и иные правовые акты. Подарок в виде земельного участка может сопровождаться назначением, если он относится к землям сельхоз назначения и т.д.

    Земля регистрируется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При этом следует отметить, что для регистрации договора дарения, помимо всего прочего, потребуется наличие кадастрового паспорта, с указанием границ, категории, видом разрешенного использования и площади. Если на земле находится дом, то на него нужно предоставить отдельный правоустанавливающий документ, свидетельство о регистрации и технический паспорт.

    Регистрация дарения доли квартиры

    В случае, если у квартиры несколько хозяев, один из них может подарить свою долю в праве собственности при условии, что она выделена. Для этого не нужно брать разрешение у владельцев других долей. Если же жилье находится в совместной собственности (как правило, это касается супругов), то для совершения сделки потребуется получение согласия второго собственника.

    В дарственной должно быть указано количество лиц проживающих и прописанных на всей жилплощади. Один собственник может подарить квартиру поделив ее на доли и отдав каждому одаряемому по одной. При этом, в договоре будут указаны все одаряемые и размер долей каждого их них. Все стороны сделки должны будут поставить свои подписи под составленным документом.

    Заключение

    Регистрация является последним этапом по переоформлению прав на подарок. Никаких действий в период ее прохождения совершать не нужно, за исключением возможности приостановления срока регистрации из за ошибок в документах. После прохождения процедуры, полноценный собственник может распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.

    К заявлениям и иным документам, предъявляются строгие требования. Нельзя допускать описок, сокращений, неточной информации о подарке, исправлений. Документы, количество которых составляет более двух, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью выдавшей их организации.

    Необходимо так же правильно составлять договор. В случае допущения в нем ошибок, регистрационные действия будут приостановлены. Это приведет к тому, что момент вступления в права собственности наступит позже.

    Стороны договора должны знать, что для регистрации договора, нет необходимости его заверять нотариально, так как законодательством это не предусмотрено. Принимать подарки более 3000 рублей, имеют право только физические лица и некоммерческие юридические лица. Отчуждать могут как физические, так и любые юридические лица.

    Важным условием для осуществления регистрации сделки является то, что стороны должны быть совершеннолетними и дееспособными. В противном случае, для принятия дара потребуется согласие и участие законных представителей в процессе одаривания.

    darstvennaja.ru

    Статья 170 НК РФ. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

    СТ 170 НК РФ.

    1. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями настоящей главы, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи.

    2. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

    1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

    2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

    3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

    4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой;

    5) приобретения банками, применяющими порядок учета налога, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, которые в дальнейшем реализуются банками до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.

    2.1. В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

    Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

    При получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

    Суммы налога, указанные в абзаце первом настоящего пункта, включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.

    При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются.

    3. Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

    1) передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

    Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

    Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации (в том числе участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища) в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав.

    Положения настоящего подпункта не применяются в отношении передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, в уставный капитал хозяйственных обществ, созданных с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющихся управляющими компаниями особых экономических зон;

    2) дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением: операций, предусмотренных подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса; операции, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта; выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации российскими авиационными предприятиями в рамках миротворческой деятельности и осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера в рамках Организации Объединенных Наций (в отношении воздушных судов, двигателей и запасных частей к ним); передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц; передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества; операций, предусмотренных подпунктом 16 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса.

    Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

    Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

    При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 и 26.5 настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.

    Положения настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

    3) в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном настоящим Кодексом, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий);

    Положения настоящего подпункта распространяются на налоговых агентов, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса;

    4) изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

    Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

    Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:

    дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;

    дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

    5) утратил силу с 1 января 2015 г.;

    6) получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

    Положения абзаца первого настоящего подпункта применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

    Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

    При частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле.

    Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

    Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

    Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

    4. Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

    учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

    принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

    принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.

    При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

    При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

    Налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвертого настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные в абзаце четвертом настоящего пункта суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

    При расчете пропорции, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, эмитенты российских депозитарных расписок не учитывают сделки по размещению и (или) погашению российских депозитарных расписок, а также сделки по приобретению и реализации представляемых ценных бумаг, которые связаны с размещением и (или) погашением российских депозитарных расписок.

    4.1. Пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 настоящей статьи, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом определение пропорции осуществляется с учетом следующих особенностей:

    1) по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

    2) в целях расчета пропорции в отношении производных финансовых инструментов в качестве стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период:

    стоимость производных финансовых инструментов, предполагающих поставку базисного актива, определяемая по правилам, установленным статьей 154 настоящего Кодекса, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих производных финансовых инструментов в налоговом периоде (месяце);

    сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце) по производным финансовым инструментам в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по производным финансовым инструментам имела место в текущем налоговом периоде (месяце).

    При этом суммой чистого дохода признается разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), по всем производным финансовым инструментам и всеми произведенными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (в том числе уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту), по всем производным финансовым инструментам при условии, что такая разница является положительной. Если такая разница является отрицательной, то она не учитывается при расчете пропорции в соответствии с настоящим абзацем;

    3) клиринговая организация при расчете пропорции не учитывает сделки с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга, а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга;

    4) при определении стоимости услуг по предоставлению займа денежными средствами или ценными бумагами и по сделкам РЕПО, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце);

    5) при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения:

    учитывается сумма дохода от такой реализации, определяемая как совокупная разница между ценой реализованных ценных бумаг, определяемой с учетом положений статьи 280 настоящего Кодекса, и расходами на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг, определяемыми с учетом положений статьи 280 настоящего Кодекса, при условии, что такая разница является положительной. Если указанная разница является отрицательной, то она не учитывается при определении суммы чистого дохода;

    не учитываются операции по погашению депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг и операции по передаче представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги;

    не учитываются операции по выдаче и погашению клиринговых сертификатов участия.

    5. Банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, организаторы торговли (в том числе биржи), клиринговые организации (с учетом особенностей, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи), профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организация, осуществляющая деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития», имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

    Участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, вправе включать в затраты, принимаемые к вычету при определении за отчетный (налоговый) период прибыли (убытка) от деятельности в рамках инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 278.2 настоящего Кодекса, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная инвестиционным товариществом по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

    5.1. Отнесение сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) клиринговыми организациями при совершении ими операций по осуществлению функций центрального контрагента и (или) оператора товарных поставок, а также при исполнении и (или) обеспечении исполнения допущенных к клирингу обязательств осуществляется с учетом следующих особенностей:

    1) клиринговые организации вправе принимать к вычету в порядке, установленном статьей 172 настоящего Кодекса:

    суммы налога, предъявленные продавцами товаров (в том числе являющихся базисным активом производных финансовых инструментов), приобретаемых клиринговыми организациями в целях осуществления функций центрального контрагента, а также для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств;

    суммы налога, предъявленные продавцами услуг, приобретаемых клиринговыми организациями в целях осуществления функций оператора товарных поставок;

    2) вычеты сумм налога, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, производятся в случае приобретения товаров (услуг) указанными клиринговыми организациями только для осуществления операций по реализации товаров (услуг), подлежащих налогообложению;

    3) момент определения налоговой базы при реализации товаров (в том числе являющихся базисным активом производных финансовых инструментов) и (или) услуг, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, определяется клиринговыми организациями, воспользовавшимися правом, предусмотренным подпунктом 1 настоящего пункта, в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 167 настоящего Кодекса;

    4) суммы налога, уплаченные продавцам иных товаров (работ, услуг), не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом вся сумма налога, полученная по операциям, не связанным с осуществлением клиринговой организацией деятельности по реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 1 настоящего пункта, подлежит уплате в бюджет;

    5) клиринговые организации, воспользовавшиеся правом, предусмотренным подпунктом 1 настоящего пункта, обязаны вести раздельный учет:

    сумм налога, указанных в абзаце втором подпункта 1 настоящего пункта;

    сумм налога, указанных в абзаце третьем подпункта 1 настоящего пункта;

    сумм налога, предъявленных продавцами иных товаров (работ, услуг), приобретаемых клиринговыми организациями;

    сумм налога, предъявленных клиринговыми организациями при реализации товаров, указанных в абзаце втором подпункта 1 настоящего пункта;

    сумм налога, предъявленных клиринговыми организациями при реализации услуг, указанных в абзаце третьем подпункта 1 настоящего пункта;

    сумм налога, предъявленных клиринговыми организациями при реализации иных товаров (работ, услуг);

    6) клиринговые организации, принявшие решение воспользоваться правом, предусмотренным подпунктом 1 настоящего пункта, отражают это решение в учетной политике организации для целей налогообложения, утверждаемой в соответствии с пунктом 12 статьи 167 настоящего Кодекса, и не вправе отказаться от использования этого права в течение четырех налоговых периодов, считая с налогового периода начала использования этого права;

    7) положения пунктов 4, 4.1 и 5 настоящей статьи не применяются в отношении клиринговых организаций, воспользовавшихся правом, предусмотренным подпунктом 1 настоящего пункта.

    7. Организации, не являющиеся налогоплательщиками либо освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика, и индивидуальные предприниматели имеют право включать в принимаемые к вычету в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса расходы суммы налога, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии с пунктом 2 статьи 161 настоящего Кодекса, в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей.

    Комментарий к Ст. 170 Налогового кодекса

    На основании пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС, учитываемые в стоимости товаров (работ, услуг), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, учитываются в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг) в случаях, если такие товары (работы, услуги):

    — используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ.

    Организация производит продукцию, в отношении которой оказываются услуги по ремонту и техническому обслуживанию (гарантийный ремонт) ранее отгруженной продукции (самолетов) в течение гарантийного срока ее эксплуатации на основании контракта на поставку продукции. Организация не взимает с покупателя дополнительную плату за проведение гарантийного ремонта. Стоимость ремонтных работ включена в цену реализации продукции.

    В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены.

    Согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленные покупателю при приобретении таких товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а учитываются в их стоимости.

    В то же время на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

    Учитывая изложенное, оснований для вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного по материалам и запчастям, используемым организацией при оказании услуг по ремонту и обслуживанию самолетов в период гарантийного срока их эксплуатации, не имеется.

    (На основе письма Минфина России от 21.10.2013 N 03-07-07/43924).

    Налогоплательщик осуществляет операции по реализации сырья и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, для производства драгоценных металлов и аффинажа, в том числе на экспорт.

    Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации сырья и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, для производства драгоценных металлов и аффинажа от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены.

    В случае если налогоплательщик принимает решение об отказе от освобождения от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, реализация этим налогоплательщиком на территории Российской Федерации сырья и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, для производства драгоценных металлов и аффинажа производится по ставкам налога на добавленную стоимость в размере 18% или 0% при реализации указанной продукции на экспорт. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления таких операций, принимаются к вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ.

    В случае если налогоплательщик не принял решения об отказе от освобождения операций, поименованных в подпункте 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, от налогообложения, операции по реализации сырья и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, для производства драгоценных металлов и аффинажа, в том числе на экспорт, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость и, соответственно, в отношении таких операций нулевая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 164 НК РФ, не применяется. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления указанных операций, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

    (На основе письма Минфина России от 01.02.2013 N 03-07-13/01-2073);

    — используются для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации (выполнения, оказания) которых не признается территория Российской Федерации.

    Российская организация по договору генерального подряда выполняет строительно-монтажные работы на территории иностранного государства.

    Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, к которым, в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, не признается территория Российской Федерации в случае, если недвижимое имущество находится за пределами территории Российской Федерации.

    Таким образом, местом реализации строительно-монтажных работ, выполняемых российской организацией на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие работы не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

    С учетом изложенного суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные российской организации при приобретении товаров, в том числе основных средств, используемых при выполнении строительно-монтажных работ, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации, к вычету не принимаются, а на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 170 НК РФ учитываются в стоимости приобретаемых товаров.

    (На основе письма Минфина России от 26.08.2013 N 03-07-08/34905).

    Российская организация оказывает рекламные, маркетинговые и консультационные услуги иностранным лицам, не осуществляющим деятельность в РФ.

    Согласно положениям подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ место реализации рекламных, маркетинговых и консультационных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

    Таким образом, местом реализации рекламных, маркетинговых и консультационных услуг, оказываемых российской организацией иностранным лицам, не осуществляющим деятельность в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

    Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость по работам (услугам), приобретенным для оказания иностранным лицам рекламных, маркетинговых и консультационных услуг, учитываются в стоимости этих работ (услуг).

    (На основе письма Минфина России от 09.04.2013 N 03-07-08/11612);

    — приобретаются (ввозятся) лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.

    При реализации населению услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества по тарифам, единым для всех управляющих компаний, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, утвержденным органом местного самоуправления с учетом налога на добавленную стоимость, управляющая компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость уплачивать в бюджет не должна. При этом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные управляющей компании поставщиками товаров (работ, услуг), включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг).

    (На основе письма Минфина России от 01.10.2013 N 03-07-15/40685, направленного письмом ФНС России от 25.10.2013 N ЕД-4-3/19226);

    — приобретаются (ввозятся) в целях производства и (или) реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются объектом налогообложения;

    — приобретаются банками, применяющими порядок учета налога, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 НК РФ, и в дальнейшем реализуются банками до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.

    Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные банку по имуществу, реализуемому до начала его использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, включаются в стоимость данного имущества на основании соответствующих счетов-фактур. В случае отсутствия счетов-фактур оснований для учета сумм налога в стоимости данного имущества не имеется.

    (На основе письма Минфина России от 05.02.2013 N 03-07-05/2495).

    В письме Минфина России от 23.03.2015 N 03-07-14/15666 разъясняется, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым в ходе текущей производственной деятельности для изготовления имущества, операции по реализации которого не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

    Суммы НДС, предъявленные покупателям (в том числе индивидуальным предпринимателям), применяющим упрощенную систему налогообложения, при приобретении ими товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости покупок. На данный аспект особое внимание обращают официальные органы в свои разъяснениях (см., например, письмо ФНС России от 16.03.2015 N ГД-4-3/4136@, в котором рассмотрен вопрос о применении вычета по НДС индивидуальным предпринимателем, перешедшим с УСН (доходы минус расходы) на ОСН, по товарам и ОС, приобретенным в период применения УСН, а также о налогообложении НДФЛ доходов ИП от реализации указанных ОС).

    Обращаем внимание, что положения абзаца первого подпункта 2 пункта 3 статьи 170 (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 216-ФЗ) в отношении операций, предусмотренных подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 146, применяются до 1 января 2017 года.

    В письме Минфина России от 15.01.2015 N 03-07-11/422 рассмотрен вопрос о восстановлении НДС при реализации основного средства, облагаемой НДС. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

    При осуществлении операции по реализации основного средства, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, сумму налога, ранее принятую к вычету налогоплательщиком по этому основному средству в порядке, предусмотренном НК РФ, восстанавливать не следует.

    Абзац 5 пункта 3 комментируемой статьи утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Пункт 4 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Контролеры зачастую указывают на необходимость восстановления сумм налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятых к вычету по товарно-материальным ценностям, выбывшим в результате недостачи или порчи.

    По мнению Минфина России, выраженному в письме от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, на основании норм статей 39 и 146 НК РФ выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной в результате инвентаризации), объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.

    Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету по товарам, списываемым в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной в результате инвентаризации, по нашему мнению, подлежат восстановлению.

    К аналогичным выводам финансовое ведомство приходило в письмах от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332 и от 20.07.2009 N 03-03-06/1/480.

    Именно такую точку зрения Минфина России активно используют и налоговые органы на местах.

    Суды не разделяют подхода налоговых органов относительно необходимости восстановления налога на добавленную стоимость при недостаче (порче) и поддерживают налогоплательщика. Одним из обосновывающих такую позицию аргументов суды приводят то обстоятельство, что, по их мнению, перечень случаев, наличие которых необходимо для восстановления налога на добавленную стоимость, исчерпывающий.

    Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении ФАС Московского округа от 14.08.2013 N А40-150879/12-20-680, в статье 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень случаев для восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС, и в нем не указано такое основание для восстановления НДС, как выявление недостачи товаров в результате инвентаризации.

    Как следует из Постановления ФАС Московского округа от 31.01.2013 N А41-19560/12, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика при списании товаров по причине утилизации по указанным выше причинам восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету.

    ФАС Московского округа в Постановлении от 23.07.2012 N А40-100625/11-116-282 приходит к выводам о том, что глава 21 НК РФ не обязывает налогоплательщика производить восстановление принятого к вычету «входного» НДС в случае списания бракованной продукции. НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению только в случаях, перечисленных в пункте 3 статьей 170 НК РФ. Приведенный в статье перечень является закрытым. Требования о восстановлении НДС по материалам, работам, услугам, израсходованным при производстве впоследствии забракованной продукции, отсутствуют. Несмотря на то что готовая продукция забракована, в целом приобретение материалов направлено на деятельность по выпуску и реализации готовой продукции, которая облагается НДС.

    Следует отметить, что ВАС РФ решением от 23.10.2006 N 10652/06 признал недействующим абзац 13 раздела «В целях применения статьи 171 НК РФ» приложения к письму ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ и указал, что статья 170 НК РФ не предусматривает восстановления налогообложения, ранее принятого к вычету, в случаях хищения товара или его недостачи, обнаруженной в процессе инвентаризации.

    Тем не менее следует учитывать, что в судебной практике существуют решения, в которых суды поддержали позицию налоговых органов (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 03.03.2005 N КА-А41/839-05, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 N Ф08-1521/2006-644А, ФАС Уральского округа от 12.11.2003 N Ф09-3784/03-АК).

    В арбитражной практике встречаются также споры по вопросу об обязанности налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства в связи с износом или ликвидацией, восстановить суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятого к вычету, по основным средствам в недоамортизируемой (неиспользованной) части.

    По мнению финансового ведомства, ранее принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации, подлежат восстановлению. Суммы налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (письмо от 29.01.2009 N 03-07-11/22).

    Исходя из письма Минфина РФ от 18.03.2011 N 03-07-11/61 суммы налога по основным средствам, ликвидируемым в связи с аварией до окончания срока амортизации, в том числе остатки которых приходуются в качестве лома черных и цветных металлов, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

    Суды отклоняют требования налоговых органов о восстановлении рассматриваемых сумм, разъясняя, что исходя из анализа статей 146, 170 — 172 НК РФ Российской Федерации в случае, если имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества, при этом НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства по причине их износа или ликвидации, восстановить суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам в недоамортизируемой (неиспользованной) части.

    Исходя из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2013 N А27-19496/2012 пунктом 3 статьи 170 НК РФ определен исчерпывающий перечень случаев, при которых НДС, принятый к вычету по товарам, в том числе основным средствам, подлежит восстановлению; списание основных средств по причине их демонтажа не входит в указанный перечень. Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства по причине их демонтажа, восстановить суммы НДС в недоамортизируемой (неиспользованной) части.

    Как следует из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.11.2012 N А32-36919/2011, перечень оснований для восстановления НДС, указанный в пункте 3 статьи 170 НК РФ, является исчерпывающим. В нем отсутствует такое основание для восстановления суммы налога, как списание товарно-материальных ценностей, утраченных в результате аварии. Утрата имущества не подпадает под перечень случаев, приведенных в статье 170 НК РФ во взаимосвязи со статьями 39, 146 и другими нормами НК РФ.

    ФАС Московского округа в Постановлении от 23.03.2012 N А40-51601/11-129-222 приходит к выводу о том, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств, ранее приобретенных для осуществления операций, облагаемых НДС, и списанных до того, как объекты основных средств будут полностью самортизированы, в том числе по причине невозможности их дальнейшего использования в деятельности организаций, таких как поломка, физический и моральный износ и пр.

    На практике также встречаются споры по вопросу о необходимости восстановления сумм налога на добавленную стоимость при операциях, осуществление которых ранее признавалось объектом налогообложения, затем в результате изменений в законодательстве таким объектом не признается.

    Следует отметить, что в перечне случаев, перечисленных в статье 170 НК РФ в качестве оснований для восстановления сумм налога на добавленную стоимость, такая ситуация не упомянута.

    Комментируемая статья дополнена пунктом 4.1, который был введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данная норма предусматривает, что пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 настоящей статьи, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период, а также устанавливает ряд особенностей.

    В письме Минфина России от 26.11.2014 N 03-07-11/60111 рассмотрен вопрос об определении стоимости ценных бумаг, реализация которых освобождается от НДС, для ведения раздельного учета НДС. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

    Принимая во внимание, что на основании пункта 4.1 статьи 170 НК РФ вышеуказанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период, в целях ведения раздельного учета стоимость ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, определяется в порядке, установленном подпунктом 5 пункта 4.1 статьи 170 НК РФ, по совокупности всех операций с ценными бумагами, совершенных за налоговый период.

    Абзац 1 пункта 5 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которая после слов «негосударственные пенсионные фонды» была дополнена словами «организаторы торговли (в том числе биржи), клиринговые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов».

    В соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организация, осуществляющая деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития», имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.

    Так, в письме Минфина России от 18.03.2015 N 03-07-05/14394 рассмотрен вопрос о применении вычетов по НДС банком, не применяющим положения пункта 5 статьи 170 НК РФ. Департамент Минфина России дал по данному вопросу нижеследующее разъяснение.

    Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) покупателю, в том числе банку, не применяющему нормы пункта 5 статьи 170 НК РФ, осуществляющему как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются покупателем к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ в случае использования данных товаров (работ, услуг) исключительно для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

    Также в письме Минфина России от 13.03.2015 N 03-07-05/13622 сообщается, что нормами главы 21 НК РФ для банков, применяющих положение пункта 5 статьи 170 НК РФ об уплате налога на добавленную стоимость в бюджет по мере получения оплаты по операциям, подлежащим налогообложению, не предусмотрено освобождение от уплаты налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, в случае списания задолженности по оплате этих товаров (работ, услуг).

    Таким образом, в случае списания банком дебиторской задолженности по оплате оказанных услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, исчисление налога для уплаты в бюджет следует производить в том налоговом периоде, в котором списана данная задолженность. Такие суммы налога на добавленную стоимость уплачиваются за счет собственных средств в порядке, установленном статьей 174 НК РФ.

    Таким образом, можно сделать вывод, что банки, применяющие особый порядок исчисления налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 НК РФ, уплачивают налог в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, по мере получения оплаты.

    www.nalkod.ru