Полезные статьи

Налоги сущность и функции принципы налогообложения

Сущность, функции и виды налогов

Налоги и сборы

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
  • Характерными чертами сбора как взноса являются:

  • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
  • Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

    Сущность налогов

    Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

    Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

    Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

    Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

    Функции налогов

    Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

    В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

    • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
    • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
    • Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

      Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

      Последствия повышения налогов

      Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

      Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

      С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

      Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

      Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

      Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

      Классификация налогов

      Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

      Виды налогов по объекту:

    • прямые;
    • косвенные.
    • Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

      Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

      Виды налогов по субъекту:

      • центральные;
      • местные.

      В России существует трехуровневая система:

      • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
      • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
      • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
      • Виды налогов по принципу целевого использования:

      • маркированные;
      • немаркированные.
      • Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

        Виды налогов по характеру налогообложения:

      • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
      • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
      • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
      • Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

        www.grandars.ru

        Тема 1. Экономическая сущность налогов. Виды налогов и принципы построения налоговой системы

        1.1. Сущность, функции налогов. Принципы построения налоговой системы

        Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

        Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

        Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

        В Налоговом кодексе РФ содержатся определения налога и сбора (ст. 8).

        Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

        Как следует из вышеприведенных определений, важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

        Экономическая сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции:

        1) фискальную (от лат. слова fiscus — государственная казна) — являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов — бюджетов и внебюджетных фондов;

        2) экономическую (регулирующую) — позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

        Соотношение названных функций при взимании налогов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества.

        Налоговая система определяется не только совокупностью налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговая система — это порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами различных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых отношений.

        Принципы построения налоговой системы:

        — сочетание прямых и косвенных налогов;

        — равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

        — использование системы налоговых льгот;

        — стремление к стабильности условий налогообложения;

        www.aup.ru

        Налоги: сущность и виды. Налоговая система. Кривая Лаффера. Проблема оптимизации налогообложения

        Налог – это комплексная категория, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        Из этого определения вытекают четыре признака налога:

      • обязательность;
      • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
      • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
      • направленность на финансирование деятельности государства.
      • Назовем виды налогов по различным классификационным признакам:

      • По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
        Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги (уплачиваются с учетом предполагаемого среднего дохода плательщика) и личные прямые налоги (уплачиваются с реально полученного дохода).
        Косвенные налогивключаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
        В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные (облагаются строго определенные группы товаров); косвенные универсальные (облагаются в основном все товары и услуги); фискальные монополии (облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах); таможенные пошлины (облагаются товары и услуги при совершении экспортно — импортных операций).
      • В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональныеналоги, местные налоги.
      • По целевой направленности введения налогов различают:
        абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
        целевые (специальные) налоги — для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
      • В зависимости от субъекта — налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
      • По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
        закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
        регулирующие налоги — поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
      • По порядку введения налоговые платежи делятся на:
        общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
        факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.
      • Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

        Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

        Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

        www.ekonomika-st.ru

        22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

        Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

        Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

        1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

        2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

        3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

        4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

        5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

        1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

        2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

        3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

        4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

        1) По принадлежности к уровню управления:

        а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

        б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

        в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

        2) По налогоплательщикам:

        а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

        б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

        в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

        3) По степени переложения:

        а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

        б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

        4) По объекту налогообложения:

        а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

        б) налоги с доходов (НДФЛ),

        в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

        г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

        Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

        1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

        2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

        3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

        4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

        5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

        scicenter.online

        12.3 НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

        Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

        Налоги — обязательный платеж, взимаемый государством с физи­ческих и юридических лиц, носящие фискальный характер.

        Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях рыночных отношений.

        Рисунок 12.1 – Принципы налогообложения

        • равномерность или принцип справедливости — подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и си­лам, т. е. соот-ветственно доходу, участвовать в содер­жании правительства;

        • определенность – налог, который обязывается уплачи­вать каждое отдельное лицо, должен быть точно опре­делен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и опреде­ленно для плательщика;

        • удобство – каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;

        • экономия – каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казна­чейству государства.

        · налог должен взиматься с доходов, а не с капитала. Чрезвычайно важ­но, чтобы налогообложение не наносило ущерба нацио­нальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.

        Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях на­логи выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.

        1. Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функциониро­вания государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев об­щества.

        Значение фискальной функции с повышением экономиче­ского уровня развития общества возрастает. XX в. характеризует­ся огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.

        Фискальная функция налогов создает объективные предпо­сылки для вмешательства государства в экономические отноше­ния, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.

        2. Регулирующая функция означает, что налоги как актив­ный участник перераспределительных процессов оказывают су­щественное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдер­живая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала.

        3. Стимулирующая. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать произ­водству или тормозить его. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющееся для предпринимателей оп­ределяющим в процессе использования или реализации произ­водственных мощностей

        В современном государстве существуют различные виды налогов (рисунок 12.2).

        Прямые – подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущест­венный налог и ряд других.

        Косвенные — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монополь­ные налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные — во Франции, Италии, Норвегии.

        Рисунок 12.2 – Виды налогов

        Особенно важна классификация в зависимости от объекта налогообложения и его цели:

        1 подоходный налог с населения. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспе­чивает подоходный налог с населения — от 25 до 45 % и более от общей суммы доходов государственного бюджета.

        2 налог на прибыль корпораций. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого на­логообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета, в 1998 г. — 12%.

        Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблется от 5,5 % во Франции и Германии, до 10—11 % в Великобритании.

        3 налог на добавленную стоимость (НДС). Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) НДС — важнейшая составная часть налоговых сис­тем 42 государств, в том числе 17 европейских (действует во всех странах ЕС). Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50 % и более всех косвенных налогов. В целях стимулирова­ния экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.

        4 акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бен­зин).

        5 таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при им­порте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хо­зяйственной жизни, развитием международного разделения тру­да роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращени­ем таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Ге­нерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)’, созданием зон беспо­шлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др.

        Рисунок 12.3 – Кривая Лаффера

        Используя налоговую функцию: Т = t Y, А. Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт.), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y) (рис. 12.3). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

        finlit.online