Полезные статьи

Налоги и их роль в формировании бюджета россии

Федеральные налоги и их роль в формировании бюджетов. Основные направления налоговой политики России в области федеральных налогов

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМКЕНТ»

Кафедра экономики и финансов

по ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ С ОРГАНИЗАЦИЙ на тему: «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ»

студентка группы 2НЗС

Коршкова Екатерина Михайловна

Научный руководитель: к. э. н.

доцент Кожанчиков О.И.

1. Теоретические основы налоговой политики и федеральных налогов

1.1 Основы налоговой политики

1.2 Виды и характеристика федеральных налогов

2. Роль федеральных налогов в формировании бюджетов

2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты

2.2 Влияние кризиса на поступление федеральных налогов

3. Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов

3.1 Меры антикризисной налоговой политики

3.2 Основные изменения налоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет

Список используемой литературы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

Таким образом, актуальность проблемы развития и совершенствования механизма налогообложения в настоящее время определила выбор темы курсовой работы.

Объект исследования данной курсовой работы — общественные отношения, связанные с функционированием федерального бюджета Российской Федерации.

Предмет исследования – федеральные налоги и их роль в формировании бюджетов, а также основные направления налоговой политики РФ в области федеральных налогов.

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов.

— рассмотреть основы налоговой политики РФ;

— определить роль федеральных налогов в бюджете РФ;

— проанализировать состав поступлений налоговых платежей в бюджеты;

— определить влияние кризиса на уплату федеральных налогов;

— проследить основные изменения налоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет;

— сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

1. Теоретические основы налоговой политики и федеральных налогов

1.1 Основы налоговой системы

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

5)формы и методы налогового контроля;

6)ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие Налогового Кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

1.2 Виды федеральных налогов

Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ.

В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Постепенно налоговый кодекс будет заполнен федеральным налогами т.к. продолжается реформирование налоговой системы. Отдельные налоги не включенные в налоговый кодекс до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране.

При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются.

К федеральным налогам относятся:

1. НДС регулируется главой 21 НК РФ.

2. Акцизы регулируются главой 22 НК РФ.

3. НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ.

4. ЕСН, с начала 2010 г. отменен, введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования.

5. Налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ.

6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 НК РФ.

7. Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ.

8. Государственная пошлина регулируется главой 25.3 НК РФ.

9. Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ.

Налогоплательщиками являются предприятия и предприниматели, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг на территории РФ, а также перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения являются операции по реализации товаров, работ, услуг.

works.doklad.ru

Налоги и их роль в формировании бюджета россии

Тема работы — «Налоги и их роль в формировании бюджетов». Тема очень актуальна в современных условиях. Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что налоги играют решающую роль в процессе вторичного распределения (перераспределения) ВВП. Таким образом, проблема изучения роли и функций налогов- необходимый, актуальный вопрос, в современных условиях экономических. Объектом исследования явились налоги, налоговая система России, а также и налоговая политика, проводимая в стране, с особенностями, нормативным регулированием. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся при проведении налоговой политики в стране. Цель работы заключается в анализе, развитии и теоретическом изучении налогового законодательства, налоговой политики, а также в разработке практического уровня рекомендаций, направленных на увеличение доходной части бюджета страны. Структура работы следующая: В работе будут рассмотрены вопросы, связанные с теоретическими основами налогов. Анализируются понятие налогов и рассматривается классификация налогов в стране. Также рассматривается практический пример анализа изменений в налоговой системе за определенный период. Результаты проведенного анализа, выводы изложены в практического уровня рекомендациях, направленных на увеличение доходной части бюджета.

Таким образом, проведя анализ можно сделать следующие выводы: Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания государством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только сравнительно недавно стал правовой категорией. В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. (с изменениями и дополнениями на 1 марта 2011 года) Актуальное законодательство. Библиотечка «Российской газеты»Эксмо. Москва. 2011 г. 941 страниц. 2. Вахрушина М.А. Сидорова М.И. Рассказова-Николаева С.А. Управленческий учет. Учебное пособие по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров. Базовый курс. Москва Издательский дом БИНФА. 2008 г. – 173с. 3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров. Базовый курс. Москва Издательский дом БИНФА. 2007 г. – 232с. 4. Колчин С. П. Налогообложение: учебное пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Базовый курс издательский дом «Бинфа», Москва, 2008 год, 144 страниц. 5. Петров А.В. «Налоги 2009: все о поправках в Налоговый кодекс» Издательство «Бератор-Паблишинг», 2009г. Москва, 464 страницы 6. Просветов Г.И. Управленческий учет: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008 г. 7. Савицкая Г.В Экономический анализ: учебник., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с. 8. Хруцкий В. Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. 2 издание переработанное и дополненное. Москва. Финансы и статистика. 2006 г. – 464с.

www.work5.ru

9.1. Роль налогов в формировании доходов бюджетов РФ

Учитывая, что по существу, а не по формальным положениям таможенная пошлина является налогом, обеспечивающим существенную часть доходов бюджета и в решающей степени определяющей налоговую нагрузку

налогоплательщиков, в дальнейшем при характеристике налоговой системы России будет рассмотрена и таможенная пошлина.

Важно подчеркнуть, что каждый уровень бюджетной системы имеет свою отдельную структуру доходов. В формировании доходов федерального бюджета преобладающую роль играют именно налоговые поступления. По отчету за 2007 г. из общей суммы доходов этого бюджета в 7779 млрд руб.

Несмотря на указанные особенности, налоговые источники в Российской Федерации играют преобладающую роль в доходах бюджетов всех уровней.

Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а также таможенная пошлина играют решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. При этом их доля в сумме уплачиваемых в консолидированный бюджет страны налогов из года в год увеличивается. Если в 1 997 г. за их счет было обеспечено около 65% всех налоговых поступлений, то в 2007 г. их доля выросла до 87%. Вместе с тем первые три налога и таможенная пошлина являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков — юридических лиц. У налогоплательщиков — физических лиц налог на их доходы на порядок превышает сумму всех остальных уплачиваемых налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимал единый социальный налог, поступления по которому зачислялись как в федеральный бюджет, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды. С 1 января 2010 г. ЕСН выведен из налоговой системы РФ в связи с его заменой страховыми взносами в государственные социальные фонды.

finances.social

1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов.

Потребление является необходимым моментом в каждом частном хозяйстве; при этом потребление одних предметов служит для удовлетворения простых физических потребностей человека, другие предметы служат для удовольствия, наслаждения и удовлетворения стремления к роскоши. По-видимому, очень просто разграничить насущные потребности от потребностей роскоши и предметы необходимые от необходимых; между тем оказывается, что точной границы между ними провести нельзя, так как круг человеческих потребностей постоянно меняется и расширяется, а равно, под влиянием обстоятельств места и времени, меняется взгляд на необходимость тех или иных предметов. Тем ни менее, всегда можно различать в массе предметов, предназначенных для удовлетворение разных потребностей человека, такие, которые при данном строе народной жизни в известном государстве являются предметами общего потребления, и такие, на которые в обществе смотрят как на предметы роскоши, и которые имеют ограниченный круг потребления. В последнем случае потребителями являются лица более или менее состоятельные. Обложение предметов первой категории должно происходить на других началах, чем обложение предметов второй категории. При обложении предметов насущных надо действовать крайне осторожно, так как высокие налоги на таковые могут отразиться на благосостоянии и даже на здоровье народа. А если возможно по финансовым обстоятельствам, то лучше всего отказаться совершенно от обложения предметов первой необходимости. Что же касается налогов на предметы роскоши, то эти налоги могут быть повышаемы без вреда для народного хозяйства до тех пор, пока оно совместимо с финансовыми интересами государства, т. е. до такой степени, чтобы от этого не происходило сокращение казенных доходов. Соблюдение последнего правила необходимо ввиду того, что повышение косвенных налогов не всегда увеличивает их доходность. Иногда, вследствие увеличение налога, настолько сокращается потребление обложенного предмета, что казна при повышенном налоге получает меньше прежнего. Взимание налогов на предметы потребление представляет несколько видов:

1) Оно может практиковаться в виде акцизов, т. е. налогов на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо производство известных предметов, или торговля ими, или, наконец, самое их потребление.

2) В виде таможенных пошлин, т. е. налога на товары, перевозимые через границу государства.

3) Государство может облагать предметы потребление посредством удержание за собою права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы.

finlit.online

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РФ

Транскрипт

1 УДК ( ) Зацепина Ю.С. студентка 4-го курса факультета «Налоги и налогообложение» Тюнина О.С., канд. экон. наук, доцент кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» Россия, г. Краснодар РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РФ Аннотация: В статье рассматривается роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета страны, проанализированы поступление от налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений в федеральный бюджет за гг., рассмотрены поступления от федеральных налогов в бюджет РФ за гг. Ключевые слова: налог, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, федеральный бюджет. ZatsepinaY. S. student of 4rd year of the Faculty of «Taxes and taxation» Tyunina O. S., Cand. Ekon. Sciences, associate Professor of the Department of taxes and taxation Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin Russia, Krasnodar

2 THE ROLE OF THE FEDERAL TAX IN FORMATION OF BUDGET REVENUES OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: the article discusses the role of the Federal tax in formation of budget revenues of the country, analyzed the receipts from tax and non-tax revenues and grant revenues to the Federal budget considered revenues from Federal taxes to the Russian budget. Keywords: tax, tax revenues, Nontax revenues, royalty revenues, the Federal budget. В любом государстве государственный бюджет является основным звеном финансовой системы, объединяющем все финансовые категории, к которым относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы. Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления[1]. Его роль заключается в обеспечении и поддержании деятельности государства, реализации региональной и национальной политики, направленной на достижение стабильного экономического роста и удовлетворение потребностей различных экономических субъектов, осуществляемой через перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, функции правовой и военной защиты общества, создание социально значимых объектов, содержание административного аппарата и т.д.[4]. Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы.

3 На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами[4]. Рассмотрим структуру поступления доходов в федеральный бюджет в таблице 1[3]. Таблица 1 Структура поступления доходов в федеральный бюджет РФ за гг.[3]. Доходы млрд. руб % дохода федерально го бюджета млрд. руб % дохода федерально го бюджета млрд. руб % дохода федеральног о бюджета Всего 12906, , ,4 100 в том числе: Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления 7477,3 58, ,3 54, ,4 63, ,8 41, , ,4 34,67 44,8 0,35 6,5 0,05 202,1 1,35 Заметим, что в 2014 году наблюдалось снижение удельной доли налоговых доходов в федеральном бюджете, что говорит о небольшом ослаблении налогового бремени, однако в 2015 году доля налоговых доходов резко возросла с 54 % до 64 %. Конечно, данного рода увеличение связано и со снижением неналоговых доходов с 45,87 % до 34,67 %, учитывая, что снижение составило почти 1360 млрд. рублей. А также то, что при валовом снижении налоговых и неналоговых доходов бюджета России на 784, 5 млрд. рублей доходы от налоговых поступлений выросли в натуральных показателях на 790,8 млрд. рублей. Это позволило избежать катастрофического падения доходов бюджета, вызванного различным спектром экономических проблем и, в то же время, служит доказательством не только роли налогов в доходной части бюджета, но и того, что налоги

4 могут использоваться государством в качестве инструмента регулирования экономических и бюджетных процессов. Безвозмездные поступления в данной структуре доходов выросли в 2015 году. В итоге если в гг. доля налоговых доходов составляла в среднем %, то в 2015 году доля налоговых доходов составила 63,9%. Налицо положительная динамике в роли налоговых доходов при формировании федерального бюджета РФ. [3] Графически изобразим динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации на рис.1 [3] г. 2014г. 2015г. Налоговые доходы,% Неналоговые доходы,% Безвозмездные поступления,% Рисунок 1 Динамика поступлений налоговых и доходов, безвозмездных поступлений в федеральный бюджет РФ. неналоговых Таким образом, проведенный анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен, и склонен к изменениям, которые могут быть связаны

5 как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами. В настоящее время действует 8 федеральных налогов. Полностью в федеральный бюджет поступают налоги на добавленную стоимость, водный налог. Акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 60 % доходов федерального бюджета[1]. Стоит отметить, особенность налогов заключается также в том, что они представляют собой не только инструменты фискальной политики, но и метод косвенного регулирования экономических процессов на макроэкономическом уровне, вследствие этого они являются одним из основных инструментов государственного вмешательства в экономику страны. [2] Доходы федерального бюджета от налоговых поступлений представлены в таблице 2 [3]. Таблица 2 — Структура доходов федерального бюджета от налоговых поступлений [3]., % Показатель 2013г. 2014г. 2015г. Налог на добавленную стоимость 27,2 27,1 31,0 Налог на добычу полезных ископаемых 19,5 19,7 23,1 Налог на прибыль организаций 2,7 2,8 3,6 Акцизы 4,0 4,1 4,3 Прочие доходы 10,1 9,8 13,5 Данные таблицы подтверждают, что основу доходов бюджета составляют налоговые доходы. Наиболее значительными по доходности, как видно из данных таблицы, являются налоги НДПИ и НДС. Особо заметен рост доходов в 2015 году от НДПИ, его удельный вес в федеральном бюджете прогнозируется в размере 23,1%. Это следует связать с ростом

6 ставок НДПИ на газ, нефть в 2015 году, что собственно и отражается на объеме доходов. Так же следует отметить, что значительно увеличился удельный вес от доходов НДС, это связано с внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС, так называемой автоматизированной системы контроля (АСК НДС). АСК НДС позволило налоговым органам в автоматическом режиме сравнивать сведения, полученные от налогоплательщика и его контрагентов, тем самым облегчило работу по поиску нарушителей и повысило точность отбора претендентов для контроля По остальным видам налоговых доходов серьезных изменений не наблюдается. Графически изобразим структуру поступлений налоговых доходов, в федеральный бюджет Российской Федерации в 2013г. на рис.2 [3]. НДС НДПИ НПО Акцизы Прочие доходы 16% 4% 6% 43% 31% Рисунок 2 Структура налоговых доходов за 2013г.,%

7 НДС НДПИ НПО Акцизы Прочие доходы 15% 4% 7% 43% 31% Рисунок 3 Структура налоговых доходов за 2014г.,% НДС НДПИ НПО Акцизы Прочие доходы 18% 5% 6% 41% 30% Рисунок 4 Рисунок 2 Структура налоговых доходов за 2015г.,% В динамике выросли значения НДПИ, в том числе и по причине повышения базовой ставки НДПИ на нефть с 530 до 766 рублей и введения

8 повышающего коэффициента в размере 4,4 к ставке НДПИ на газовый конденсат (увеличение с 42 до 185 рублей за тонну) Так как налоговые поступления составляют большую часть при формировании бюджета Российской Федерации, с помощью их преобразований возможно значительное изменение объема привлекаемых средств в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предпринимаемые действия, в зависимости от их характера, носят как положительное, так и отрицательное воздействие на социально экономическую обстановку в стране. Благоприятная экономическая обстановка в России позволяет государству поднять уровень жизнь своего населения. Примером того служит постоянное увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, постоянное увеличение размеров пенсии, дотационных выплат. Таким образом, перед государством стоит серьезная задача по принятию мер на повышение эффективности налогового пополнения федерального бюджета. Наиболее вероятными шагами в данном направлении могут быть следующие: снижение налогового бремени; увеличение размера выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения; разработка действующих механизмов по рассрочке налоговых платежей по инициативе налогоплательщика; коррекция деятельности налоговых органов, с целью препятствования злоупотребления полномочиями. Подводя итог, можно сказать, что федеральные налоги играют главную роль в формировании доходной части бюджета Российской Федерации. Использованные источники:

9 1. Нешитой А. С., Я. М. Воскобойников. Финансы: Учебник / А. С.Нешитой, Я. М. Воскобойников. 10-е изд. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», с.. 2. Нещадимова А.А, Лапина Е.Н. Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета российской федерации// Novainfo, с. 3. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]: (дата обращения: ). 4. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]: (дата обращения: ).

docplayer.ru