Полезные статьи

Наказания в древней греции

Оглавление:

Зевс — кто такой? Зевс: мифология Древней Греции

По количеству богов древние греки не могут сравниться ни с одним народом нашей планеты. Жители Эллады практически на каждом шагу руководствовались советами какого-либо божества. Однако среди них самым главным был Зевс. Кто такой этот персонаж греческой мифологии? Это бог молний и грома, а также властитель всего мира.

Кем являлся Зевс, согласно древним мифам?

Главный из всех богов считался третьим сыном Реи и титана Кроноса (Гомер описывал его как старшего сына). Кроме того, он был братом Деметры, Аиды, Посейдона, Гестии и Геры. Атрибутами главного божества являлись двойной топор (лабрис) и щит. Иногда рядом с Зевсом изображали орла. А местопребыванием громовержца считался Олимп.

Что отождествлял собой бог грома и молний?

Итак, Зевс. Кто такой этот всемогущий властитель мира? Считалось, что он способен распределить зло и добро на всей земле. В некоторых мифах его ассоциируют с самой судьбой. В отдельных легендах главный бог Олимпа, напротив, выступает в качестве существа, которое находится во власти рока. Мифология наделяет Зевса способностью предвидеть будущее. При этом предначертания судьбы он возвещает посредством молний, грома, а также сновидений.

Древние греки считали, что построение общественного порядка – это прямая заслуга Зевса. Именно он, по их мнению, подарил законы людям и власть царям. Считалось, что главное божество следит за тем, чтобы неуклонно соблюдались все обычаи и традиции народа, а также сохранялись дом и семья.

Зевс – кто такой этот главный бог? Это представитель третьего поколения божеств, которые свергли своих предшественников.

Пост главного божества дался Зевсу не так просто. Его отец, хитрый и коварный Кронос, больше всего боялся того, что власть над миром отнимут у него собственные дети. И он решил их уничтожить. Для этого Кронос стал глотать своих отпрысков живьем. Когда пришла очередь Зевса, Рея спрятала своего сына на острове Крит в одной из глубоких пещер. При этом мужу она дала обмотанный пеленками камень, который он и проглотил, приняв за младенца. Только после этого Кронос успокоился, считая, что больше никто не может угрожать его трону.

Детские годы

А тем времнем в пещере Крита потихоньку подрастал спрятанный Зевс. Мифология древней Греции отводит большую роль в его воспитании козе Амальтее и нимфе Мелиссе. Первая кормила божественного ребенка своим молоком. Рог изобилия козы давал Зевсу все необходимое. Огромную заботу о младенце проявляла и нимфа Мелисса. Она обеспечивала его всем, в чем он мог нуждаться. Давала ему нимфа и питательный мед, способствующий быстрому росту. Согласно преданиям, верные стражники охраняли пещеру, в которой находился божественный отпрыск. Когда малыш плакал, они громко стучали в свои щиты копьями, чтобы Кронос ничего не услышал.

Битва Титанов

Прошли годы. Зевс подрос и возмужал. В конце концов события развернулись именно так, как и было обещано Кроносу. Сын сверг жестокого отца, заставив его вернуть всех проглоченных детей к жизни. Вшестером они одержали над тираном победу.

Наиболее могущественный Зевс начал царствовать на небе. Его брату Аиду досталось подземное царство, а Посейдону – морские просторы. При этом они решили, что управлять землей будут сообща.

Царство богов

Олимп и Зевс в мифологии Древней Греции – понятия неразделимые. На этой высокой горе могущественный властитель вершил судьбами людей и всего живого на земле, находясь в окружении беспрекословно подчинявшихся ему других богов.

Врата Олимпа были закрыты густым пышным облаком. Возле него находились богини Горы. В их обязанности входило убирать облако, пропуская золотые колесницы.
Царство Зевса отличалось тем, что в нем постоянно царило ласковое и теплое лето. На земле, напротив, грозы и проливные дожди были довольно частым явлением. Люди считали, что бог Греции Зевс сердится на них по каким-либо причинам. Поэтому и посылает в качестве наказания молнии и гром. Недаром в древнегреческих мифах и легендах главного властелина Олимпа называли тучегонителем и громовержцем.

Зевс в Олимпии проживал в роскошном дворце, у ворот которого непременно стояли два сосуда. В одном из них находились дары Добра, а в другом – Зла. Временами Зевс черпал содержимое этих сосудов, посылая его людям.

Особое место древнегреческие мифы отводили Мойрам. Несмотря на всесилие Зевса, именно эти три богини определяли судьбы и людей, и богов.

Период правления

Древнегреческая мифология называет Зевса отцом людей и богов. Однако она говорит и о том, что власть его над богами Олимпа слаба, а судьбоносные пути зачастую ему неизвестны. По совету Урана-Неба и Геи-Земли Зевс проглотил Метиду – свою первую супругу. Этим он избежал рождения сына, который должен был стать сильнее отца.

Дочь Геи, Фемида, открыла Зевсу тайну: у Фетиды родится точно такой же сын. Тогда повелитель всех богов отказался от брака с ней и выдал богиню за героя Пелея.
И вот второй супругой Зевса стала Фемида – богиня справедливости. Их дочерьми являются Оры. Благодаря им в жизни людей и богов существует порядок и размеренность.

Третьей законной супругой Зевса является Гера. Но на самом деле именно эта богиня, которая покровительствует брачным узам, стала первой женой по своему значению.
Правление Зевса заметно меняет мир всех олимпийцев. Благодаря дочкам главного божества от Эвриномы – Харитам – в жизнь вносится изящество, радость и веселье. От Мнемосины (богини памяти) у Зевса рождается девять Муз. Этот факт предопределяет то, что громовержца в греческой мифологии именуют источником, вдохновляющим служителей науки и искусства.

Вот так постепенно Зевс преобразует весь мир. Он порождает богов, которые привносят в жизнь людей порядок и закон, нормы морали и науку, искусство и т. д.

Значение Зевса в мифологии Древней Греции огромно. Главное олимпийское божество в дошедших до нас текстах отождествляется с покровителем городской жизни и общности людей, а также выступает защитником обиженных.

Олимпийские игры

Отвечая на вопрос: «Зевс – кто такой?», невозможно не упомянуть об Олимпийских играх. Ведь именно он является основоположником этого зрелища, он зажег первый Олимпийский огонь, и именно в его честь с 776 г. до нашей эры начали проводиться соревнования, на которых древнегреческие мужи демонстрировали свою силу, ловкость и красоту. Значение этих игр для людей было так велико, что на период их проведения прекращались войны. Города-государства, которые участвовали в боевых действиях, заключали временное перемирие.

Царь Итаки Одиссей. Мифология Древней Греции

Сегодня мы познакомимся с таким интересным персонажем, как Одиссей (иногда его называют также Уллисом). Это царь острова Итака. Одиссей — сын Лаэрта и Антиклеи. Согласно некоторым вариантам мифа, он является сыном Сисифа. Сисиф якобы соблазнил Антиклею до того, как она вышла замуж за Лаэрта. Автолик, отец Антиклеи (согласно Гомеру — «великий клятвопреступник и вор»), был сыном Гермеса, которому он помогал в его хитростях. Отсюда наследственные качества Одиссея, идущие от Гермеса, — ловкость, практицизм, ум. Среди других следует отметить хитрость. Одиссей, характеристика которого нас интересует, в творчестве Гомера приобрел новые черты. Что же он внес в его образ? Давайте разберемся.

Новаторство Одиссея в изображении Гомера

Первоначально биография этого героя не была связана с Троянской войной. Одиссей, история о котором была достоянием лишь авантюрно-сказочных сюжетов, до Гомера не изображался так рельефно. Он был представлен в следующих фольклорных мотивах: ежечасно грозящее гибелью дальнее морское путешествие, пребывание персонажа в «ином мире», а также возвращение мужа именно в тот момент, когда его супруге грозит необходимость заключения нового брака. Эти мотивы были преображены эпосом Гомера о Троянской войне. Поэт внес в них целый ряд важных идей: самоотверженная любовь Одиссея к родному очагу, возвращение на родину, страдание испытавшего гнев богов героя. Отметим, что само имя «Одиссей» происходит от греческого слова, означающего «гневаюсь». То есть его можно перевести как «человек божеского гнева», «ненавистный богам».

Что же пишет Гомер о таком интересном герое, как Одиссей? Мифология Древней Греции предлагает нам множество любопытных сюжетов, однако Троянская война заслуживает особого внимания. То, что Гомер включил этого героя в число вождей, сражавшихся с Троей, привело к тому, что были сформированы представления о его воинских подвигах, о его решающей роли во взятии города (мотив деревянного коня, придуманного Одиссеем). С этого момента фольклорный хитрец, являющийся «разрушителем городов», героизирован. Перед нами предстает отважный Одиссей. Мифология пополняется множеством интересных сюжетов о нем.

Образ Одиссея

Одиссей — это наиболее яркая фигура ионийской ступени эпоса. Царь Итаки является носителем неустанной энергии, практической разумности, способности ориентироваться в непростых жизненных обстоятельствах, умения убедительно и красноречиво говорить, обходиться с людьми. В его изображении, по сравнению с героями других мифов, более ранних (например, таких, как Аякс Теламонид, Диомед или Ахилл), заметна явная новизна. Одиссей побеждает не только лишь оружием, но также и умом и словом. Он отправляется к лагерю троянцев вместе с Диомедом. Однако, приводя соблазненных Терситом воинов к покорности, он не только бьет Терсита и выставляет его на посмешище, но и произносит пламенную, вдохновенную речь, которой возбуждает боевой пыл войск. Одиссей еще более соответствует героике гомеровской «Илиады» тогда, когда отправляется к Ахиллу одним из послов или же во время выступления в совете. Здесь он произносит слова, с которыми не в силах состязаться ни один смертный. Вот какого героя прославил в своем произведении Гомер.

Одиссей «велик душой и сердцем», «славен копьем». Только Филоктет превосходил его в стрельбе из лука. Это отмечает Гомер. Одиссей в его изображении «безупречен». Тем не менее сам герой признается Алкиною в том, что среди людей он славится своими хитрыми измышлениями. Афина подтверждает, что в коварстве и хитрости с ним трудно соревноваться даже богу. Таков Одиссей. Мифология Древней Греции знакомит нас с множеством историй, связанных с ним. Расскажем вкратце о самых известных.

Как проявил себя Одиссей до начала Троянской войны

Одиссей сумел проявить себя еще до начала Троянской войны. Он был среди множества женихов прекрасной царицы Елены, однако предпочел Пенелопу, ее двоюродную сестру, племянницу Тиндарея, которая стала его супругой.

После того как Парис похитил Елену, этот герой должен участвовать в походе на Трою. Одиссей, не желая оставить жену и новорожденного сына Телемаха, притворяется безумным. Однако Паламед изобличает его в притворстве (Одиссей его впоследствии погубил за это), испытав героя на его отеческой любви. Одиссей отправляется под Трою с 12-ю кораблями. Он помогает грекам определить местонахождение Ахилла, которого Фетида спрятала на о. Скирос, а также обнаружить его среди служанок дочери царя Ликомеда (Деидамии). После этого Одиссей вызывается доставить Ифигению в Авлиду. Она была обречена на заклание Артемиде. Греки по его совету оставляют раненого Филоктета на о. Лемнос. Впоследствии он привезет его на 10-м году войны под Трою.

Одиссей до начала войны направляется с Менелаем в Трою, тщетно пытаясь миром уладить дело. Во время осады он мстит Паламеду, которого считает врагом. Одиссей в последний год войны берет в плен Долона, троянского разведчика, и совершает вылазку вместе с Диомедом против царя Реса, который только что прибыл троянцам на помощь. После смерти Ахилла интересующему нас герою были вручены его доспехи, на которые также претендовал Аякс Теламонид. Одиссей, захватив Гелена (троянского прорицателя), узнает от него о том, что для победы необходимо завладеть статуей Афины Паллады, которая находится в Трое в храме этой богини. Царь Итаки под видом нищего пробирается в осажденный город. Он похищает статую. Кроме того, Одиссею, по одной из версий, принадлежит мысль о создании деревянного коня.

Противопоставление двух миров

В биографии Одиссея авантюрно-сказочные сюжеты пронизаны мотивом страдания. Этот герой при своем постоянном благочестии попадает в ситуации, в которых либо им самим, либо спутниками его оно нарушается. Это ведет к новым смертям и страданиям. Суровость и жестокость Одиссея является достоянием архаической героики. Все это отступает на второй план, давая место интеллектуальному героизму. Герою покровительствует Афина. В «Одиссее» характерно противопоставляются страшный древний мир, в котором царят колдуны, людоеды, магия, Посейдон с Полифемом, и богатая замыслами, умная Афина, которая ведет героя на родину, несмотря на все препятствия. Одиссей благодаря ей спасается из мира опасных чудес, увлекающих его.

Не только олимпийцы помогают этому герою. Он заставляет служить себе и Кирку, обращая злое чародейство во благо. Одиссей бесстрашно отправляется в Аид с осознанием своего будущего. Недаром боги боятся, что если они не вернут его домой, Одиссей, «вопреки судьбе», возвратится сам. Поэтому они покровительствуют этому герою.

Как начинается возвращение Одиссея на родину

Одиссей, родина которого — Итака, долгое время пытался вернуться домой. 10 лет заняло его возвращение, которое начинается с падения Трои. Буря забросила его корабли на землю киконов, где ему пришлось вступить в противоборство с ними. Одиссей разорил г. Исмар, однако затем вынужден был отступить под натиском противника, понеся большие потери. Через 9 дней он попал к лотофагам, а после этого — в страну циклопов.

Одиссей у циклопов

Здесь, вместе с 12-ю спутниками, он стал пленником одноглазого Полифема, людоеда-великана. Потеряв 6 товарищей, он споил великана фракийским вином.

Когда Полифем уснул, Одиссей выколол ему глаз заостренным колом. Герой вместе со своими спутниками выбрался из пещеры следующим образом: вцепившись руками в шерсть баранов, которых великан выпускал каждое утро на пастбище. Одиссей, находясь на корабле, назвал себя ослепленному Полифему. Тот призвал на него проклятия Посейдона, своего отца. Гнев его будет преследовать Одиссея в дальнейшем, вплоть до его возвращения на родину.

Одиссей на о-ве Эола

Одиссей, миф о возвращении которого мы описываем, оказывается затем на острове Эола, бога ветров. Здесь в качестве подарка он получает мех с завязанными в нем противными ветрами. Эти ветры должны облегчить путникам возвращение. Они приближают к Итаке флот Одиссея, однако здесь спутники его решают развязать мех просто из любопытства. Ветры, вырвавшиеся на свободу, вновь прибивают флот к о. Эола. Тот отказывает герою в дальнейшей помощи.

У волшебницы Кирки

После того как на флот Одиссея нападают велканы-людоеды лестригоны, лишь корабль Одиссея спасается из 12-ти кораблей. Он пристает к о. Эя, где правит волшебница Кирка. Она превращает половину спутников героя, которых он отправил на разведку, в свиней. Эта же участь грозит и самому Одиссею. Однако Гермес снабдил его чудодейственным корнем «моли», который отвращает действие волшебства. Герой вынуждает Кирку возвратить его пострадавшим товарищам человеческий облик. На этом острове они проводят год.

Одиссей и сирены

Одиссей по совету Кирки посещает подземное царство. Он узнает от тени Тиресия, умершего прорицателя, об опасностях, которые грозят ему по пути на родину, а также в его собственном доме, находящемся в Итаке. Корабль Одиссея, покинув остров, проплывает мимо побережья. Здесь мореплавателей завлекают на прибрежные острые скалы сладкоголосые сирены. Одиссей затыкает уши воском своим спутникам, благодаря чему ему удается избежать опасности. Сам же он слушает их пение, привязанный к мачте. Кораблю героя удается благополучно миновать скалы, плавающие в море, а также пройти через узкий пролив, находящийся между Сциллой и Харибдой. Сцилла, шестиголовое чудовище, успевает стащить с корабля и съесть шестерых его товарищей.

Священные коровы Гелиоса и гнев Зевса

На о. Тринакия Одиссея ожидает новое испытание. Здесь пасутся священные коровы Гелиоса. Одиссей, предупрежденный Тиресием, говорит товарищам о том, что не следует покушаться на этих животных. Однако они голодают и решают его ослушаться. Товарищи, воспользовавшись тем, что Одиссей уснул, убивают коров и едят их мясо, несмотря на сопровождающие трапезу дурные предзнаменования. Зевс в наказание за это богохульство бросает молнию в корабль Одиссея, вышедший в море. Все его спутники гибнут, а самому ему удается спастись на обвалившейся мачте. Через несколько дней Одиссея прибивает к о. Огигия. Нимфа Калипсо, живущая здесь, удерживает героя у себя 7 лет, до тех пор, пока по настоянию Афины боги не приказывают отпустить его на родину.

Как попадает на родину Одиссей

Путешествия его заканчиваются следующим образом. Одиссей сооружает плот, на котором отправляется в плавание. Через 17 дней он видит сушу. Но вот Посейдон обнаруживает его и обрушивает на плот бурю, поэтому Одиссей вынужден прибегнуть к последнему средству — он решает воспользоваться волшебным покрывалом Левкофеи. Герой вплавь достигает о-ва Схерия. Здесь обитает народ феаков. Одиссей с помощью Навсикаи (царевны) находит путь к дворцу Алкиноя, феакийского царя. Он участвует в пире, где сказитель Демодок поет песню о взятии Трои.

Одиссей из-за нахлынувших воспоминаний не может сдержать слез. Он называет себя и начинает рассказ о том, что он пережил за минувшие годы. Народ феаков собирает для него богатые дары. С их помощью на быстроходном корабле попадает домой Одиссей.

Родина, однако, встречает героя не очень-то гостеприимно.

Убийство женихов

Одиссея не узнают, так как Афина преображает его. Он наблюдает за бесчинствами женихов, которые вынуждают Пенелопу взять себе нового мужа. Царь Итаки вступает в борьбу с Иром. Он испытывает всевозможные издевательства со стороны потенциальных женихов. Одиссей в беседе с Пенелопой выдает себя за критянина, который когда-то встретил ее мужа. Он старается внушить женщине уверенность в том, что супруг ее вернется. Между тем нянька Эвриклея, которой жена Одиссея поручает вымыть ему ноги, узнает его по шраму, однако хранит тайну под страхом наказания. По внушению Афины Пенелопа устраивает состязание в стрельбе из лука, который принадлежит Одиссею. Никто из претендентов не может даже натянуть тетиву. Тогда Одиссей берет лук и с помощью Афины вместе с Телемахом убивает своих оскорбителей. Лаэрту и Пенелопе, которые потеряли было надежду на его возвращение, он дает себя знать по приметам, известным лишь им. Афина с согласия Зевса устанавливает мир между царем Итаки и родственниками убитых женихов. После этого Одиссей мирно царствует.

Версии последних лет жизни Одиссея

Телегон (сын Кирки и Одиссея) во время одной из его отлучек прибывает на Итаку. Его послала мать отыскать Одиссея. Между прибывшим и царем Итаки происходит сражение. Телегон в поединке смертельно ранит отца, которого не узнает. После запоздалого опознания, согласно одной из версий, он забирает его тело для погребения к Кирке. Согласно другим версиям, царь Итаки мирно умирает в Эпире или Этолии, где его чтили как героя, обладающего даром посмертного прорицания. Вероятно, местный культ Одиссея существовал издавна. Через некоторое время он распространился по Италии.

Большую популярность приобрел Одиссей. Мифология Древней Греции в наши дни получила большую известность. Древнегреческие мифы знают и любят люди по всему миру.

fb.ru

Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением

Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.

Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.

Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.

Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.

Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.

Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.

Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.

Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.

Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.

Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.

Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.

В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.

А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.

Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.

С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.

Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.

Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.

Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.

Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.

Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

elramd.com

Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»

английский

итальянский

нидерландский

норвежский

исландский

вьетнамский

бирманский

бенгальский

сингальский

тагальский

непальский

малагасийский

Античные Олимпийские Игры в Древней Греции: виды спорта, знаменитые атлеты Олимпиады, интересные факты в соревнованиях, известные спортсмены среди выдающихся греков.

Античные Олимпийские Игры проходили в Древней Греции с 776 года до н.э по 394 год н.э, когда были запрещены императором Римской Империи Феодосием. Если подойти к хронологии более точно, то следует отметить, что дата начала Античных олимпийских игр условная, поскольку точных подтверждающих фактов этой дате нет. По легендам и мифам Древней Греции первые Олимпийские игры организовал Геракл ещё в 13-м веке до н.э. Однако никаких доказательств этому нет, поэтому эта дата так и останется в области мифов. Далее был длительный перерыв в Играх (или просто недостаток исторических фактов), после чего появляется версия о возобновлении Игр во времена правления Ифита из Элиды и Ликурга из Спарты. Однако нет достоверных данных о датах правления этих греческих царей, а предположительно датируются гораздо раньше официально принятой даты начала Античных Олимпийских Игр. В итоге было принято решение считать официальной и достоверной датой начала первых Олимпийских Игр в Древней Греции 776 год до н.э, когда был известен их победитель, Кореб Элидский — раньше Олимпийские Игры не нумеровались, а назывались по имени их победителя, который определялся в беге на 1 стадию (192 метра) * .

* первые 13 Олимпиад античной Греции соревнования состояли только из одного вида состязаний – бега на 1 стадию. И главным победителем всех Олимпийских игр Древней Греции был именно бегун на короткую дистанцию (в современных Олимпийских играх победитель мужского спринта также является самых известным и узнаваемым олимпийцем).

В Античных Олимпийских играх могли участвовать далеко не все желающие, причём критерием отбора были не только спортивные достижения, а социальный статус и пол (в самых первых Играх ещё и национальность). Теперь обо всём этом подробнее.

— в Играх могли состязаться только мужчины. Более того, зрителями могли быть тоже только мужчины. Лишь спустя несколько столетий с момента начала Игр Античной Греции победительницей смогла стать женщина в гонке на колесницах, да и то благодаря странной традиции считать победителем не наездника, а владельца упряжки. Таким курьёзным образом дочь спартанского царя вошла в историю как первая женщина, победившая в Олимпиаде.

— принимать участие в Олимпиаде могли не все мужчины, а лишь свободные мужчины с полными гражданскими правами. Другими словами, рабы и лишённые хотя бы части гражданских прав не допускались к Играм.

— сначала к участию в Олимпиадах Древней Греции допускались исключительно греки-мужчины (со всеми описанными выше правами). Позже в Играх стали принимать участие и римляне по праву завоевателей *

* после 146-го года до н.э, когда Римская империя полностью подчинила себе Древнюю Грецию, греческий язык и традиции не смогли быть вытеснены латинским языком и культурой Рима – настолько хорошо развитой была цивилизация Древней Греции.

— даже если вы мужчина-грек, свободный и со всеми гражданскими правами, всё равно у вас не так много шансов стать участником Игр. Дело в том, что за 30 дней до их начала нужно было продемонстрировать свои атлетические умения в Олимпийской гимназии (в современных Олимпийских играх аналогом этому является получение олимпийской лицензии на разных предварительных соревнованиях).

Игры длились 5 дней и состояли из 3 периодов:

  1. Первый день – представление атлетов и судей, клятва и жертвоприношение богам, в первую очередь Зевсу. В современных Олимпийских Играх аналогом является открытие Олимпиады.
  2. Со второго по четвёртый день включительно проходили состязания атлетов в различных видах спорта, о которых ниже будет рассказано подробнее.
  3. Последний, пятый день Игр представлял собой чествование победителей и пиршества по случаю завершения праздника. В современных Олимпийских играх последний день также является торжественным днём закрытия Олимпиады. Победитель Античных Олимпийских игр получал в награду венок из оливковых веток, становился популярным человеком у себя на родине, получал различные привилегии (в Афинах своим победителям иногда давали даже небольшие денежные премии).

Виды спорта в Олимпийских играх Древней Греции

Первым и самым главным видом состязаний был бег. На первых 13-ти Олимпиадах бег был только на спринтерскую дистанцию – 1 стадию, которая равнялась 192-м метрам.

С 14-й Олимпиады к бегу на 1 стадию добавилась ещё одна спортивная дисциплина – бег на 2 стадии (или т.н. «двойной бег»). По аналогии с современными олимпийскими дистанциями это ближе всего к 400-метровке (или т.н. «длинному спринту»).

Новшество предыдущей Олимпиады понравилось зрителям, и с 15-х по счёту Игр добавили ещё одну беговую дисциплину – бег на 7 стадий. Это уже средняя дистанция, ближе всего к которой находится современная олимпийская дистанция в 1500 метров.

Ещё через 3 Олимпиады, на 18-й по счёту, добавились 2 новые спортивные дисциплины – борьба и пентатлон (или пятиборье).

Борцы обладали могучим телосложением и необычайной для обычных людей силой, о них слагали легенды (порой настолько фантастические, что некоторые можно смело добавлять в категорию «Мифы и легенды Древней Греции», а то и прямо в раздел «Боги Древней Греции»). Правила борьбы были более безопасными, чем правила других олимпийских единоборств — — кулачного боя и панкратиона, но правила эти зачастую не соблюдались, что и дало возможность появлению в олимпийской программе самого жёсткого и зрелищного вида – панкратион.

Пентатлон, как видно из названия дисциплины, включал в себя 5 видов состязаний: прыжок в длину, метание диска, метание копья, бег (1 стадия) и борьба. С бегом всё шло по привычной схеме – 192 метра. Более-менее всё понятно и с метанием копья и диска – кто дальше метнул, тот и победил. Не совсем понятна ситуация с прыжками в длину. На фресках изображены атлеты, прыгающие в длину с места, и в руках у них были утяжелители, однако античные современники спортсменов утверждали, что прыгали атлеты до 15 метров в длину (яма для прыжков тоже была такой длины). Похоже, что греки и в лёгкой атлетике мастера мифов, а не только в описании жизни местных богов. Борьба была заключительным испытанием и нужна была лишь в тех случаях, когда в первых 4-х видах состязаний не удавалось достичь необходимых 3-х побед.

Античному пентатлону нет точных аналогов в современных видах многоборья (особенно учитывая наличие борьбы в программе). Но, без сомнения, это самый разносторонний вид спортивных состязаний.

23 Олимпиада в Древней Греции была представлена ещё одним новшеством – введение кулачного боя в программу соревнований. Это был очень зрелищный и одновременно очень опасный вид состязаний, в котором бойцы могли нанести друг другу серьёзные увечья и даже убить. Из защитных приспособлений на руки наматывали полоски сыромятной кожи, которая больше защищала руки бьющего, чем корпус или голову соперника. Современный аналог античного кулачного боя – бокс – гораздо более гуманный вид спорта, хотя не так давно для повышения зрелищности отказались использовать шлёмы в любительском боксе. Количество нокаутов увеличилось, публике нравится… известное латинское изречение « panem et circenses » (хлеба и зрелищ) актуально во все времена.

25-я Олимпиада Древней Греции получила ещё один вид соревнований – конные скачки (в эту Олимпиаду были разрешены только заезды на четвёрках лошадей – квадригах). Благодаря этому новшеству и странным правилам присуждения победы владельцу лошадей (а не наезднику) у женщин появилась возможность участия и победы в Античных Олимпийских играх. Это был самый дорогостоящий вид спорта, представленный на Играх и доступный лишь очень состоятельным гражданам Древней Греции или же царям и их родственникам. Кроме дороговизны, это был очень опасный вид спорта. Представьте себе ипподром и одновременный старт 44 колесниц. Дальше начинался хаос, который многократно увеличивался после первого разворота. Жокеи выпадали под копыта лошадей, колесницы переворачивались или сталкивались… фразу Лермонтова «смешались в кучу кони, люди…» можно было бы смело применять к конным скачкам в Древней Греции, если бы поэт смог лично всё это действо увидеть. Был известен случай, когда из 44-х стартовавших колесниц 43 выбыло из строя во время заезда. Победа была присуждена колеснице, которая просто сумела выжить в этом ужасе.

Спустя 40 лет после введения в программу Олимпийских игр Древней Греции кулачного боя был добавлен ещё один вид единоборств – панкратион. Это произошло на 33-й по счёту Олимпиаде. По своей сути панкратион представляет вид поединка, в котором разрешались удары всех видов и всеми частями тела (запрещались только удары в глаза), также разрешались все борцовские приёмы. В состязаниях бойцов были смертельные случаи (что, впрочем, иногда не мешало грекам объявлять мёртвого бойца победителем). В современном олимпийском спорте видов борьбы больше, но зрелищность была выше у древних, скорее всего. Панкратион пока не включён в программу современных Олимпийских игр, но работа в этом направлении ведётся давно.

На этой же, 33-й Олимпиаде были добавлены скачки на лошадях (одиночные). Правила определения победителя были такие же странные, как и для квадриг – чемпионом Олимпиады становился владелец/владелица лошади, наездник же просто выполнял задание хозяина, рискуя своей жизнью и зачастую получая серьёзные травмы.

Последняя беговая дисциплина Олимпийских игр Древней Греции появилась значительно позже, во время проведения 65-й по счёту Олимпиады, спустя более 150 лет от начала первой Олимпиады античности. Это был бег тяжело вооружённых воинов (гоплитов) на дистанцию в 2 стадии. Вес всей амуниции первоначально превышал 20 килограммов, впоследствии атлетам «упростили жизнь», оставив только тяжёлый щит (около 8-ми килограммов). В современных Олимпийских играх аналогов этому виду бега нет, зато есть похожая армейская дисциплина (марш-бросок в полной выкладке). Одним словом, бег гоплитов – это прикладная военная дисциплина, но, учитывая постоянные войны греков со всеми своими соседями, а в перерывах между этими войнами они ещё воевали между собой на всякий случай – вещь нужная, одним словом.

На 93-й Олимпиаде ввели новую дисциплину в скачках – на колесницах, запряжёнными двумя лошадьми.

96-я Олимпиада принесла последние серьёзные дополнения в Игры – на ней появились совершенно далёкие от спорта состязания трубачей и герольдов. Это был единственный вид соревнований на Играх, где судейство было очень субъективным. Впрочем, о судьях нужно рассказать отдельно…

«А судьи кто?»

А судьи на Олимпийских играх античности были свободные уважаемые граждане из греческой исторической области Элида, в столице которой (г. Олимпия) и проводились почти все Игры той эпохи. *

* в те годы, когда Элида вела войну с какой-то другой областью Древней Греции, Олимпиада проводилась в другом городе. Правда, жители Элиды не признавали чемпионов тех Олимпиад, которые проводились не в Олимпии.

На первых 13-ти Олимпиадах судей было не очень много — всего 1 человек. Была всего одна спортивная дисциплина – бег на 1 стадию, поэтому греки считали, что одного судьи вполне достаточно. Одна дисциплина – один чемпион – один судья – вполне рабочая схема для первых соревнований.

После того, как добавился ещё и бег на 2 стадии, к судейской работе привлекли ещё 1-го судью – появилось что-то наподобие судейской коллегии. С одной стороны, работа была несложная – смотреть, кто первый прибежал. С другой стороны, в забеге могло участвовать до 20 человек одновременно. Секундомеров, как вы понимаете, тогда ещё не было, фотофиниша тоже. И один судья должен был точно определить, кто же среди этого массового спринтерского забега прибежал первым. Очень ответственная работа, на мой взгляд.

По мере добавления видов состязаний добавлялось количество судей, и максимальное количество таковых доходило до 12-ти человек.

Когда в Олимпийскую программу добавилась борьба, кулачный бой, а также панкратион, то работа судьи стала не только ответственной и нервной, но и опасной. Судьям стали выдавать палки для усиления их авторитета, так сказать (иные участники единоборств так входили в азарт, что разнять их другого способа не было). Очень важно было для судей борьбы, кулачного боя или панкратиона не пропустить момент, когда нужно остановить поединок, чтобы не допустить увечья или даже смерти атлета. Но, к сожалению, не всегда это удавалось сделать вовремя и такие случаи были, и неоднократно.

В работу судей также входила обязанность за 30 дней до начала Олимпиады проверить спортивное мастерство желающих выступать и отобрать лишь самых достойных, иначе Олимпиада могла превратиться в Вавилонское столпотворение.

Поскольку на Олимпийских играх участников было гораздо больше, чем судей, а также присутствовало большое количество зрителей на трибунах (до нескольких десятков тысяч), то под начало судей выделялся особый отряд вооружённых людей (прототип современной службы безопасности или же полиции). Чтобы все без исключения могли узнать, кто же на самом деле среди всего народа судья, последние носили пурпурную одежду. А вот атлетов не спутаешь ни с кем, поскольку на ранних Олимпиадах они вообще выступали голыми (если бы такая традиция сохранилась по сей день, популярность Олимпийских игр была бы гораздо выше).

Интересные факты в истории Олимпийских игр Древней Греции

— слава и популярность 3-кратного победителя Олимпийских Игр в панкратионе Дорией с острова Родос однажды спасла ему жизнь, когда он был взят в плен и приговорён к смертной казни – за Олимпийские заслуги его отпустили.

— на 54-й Олимпиаде произошёл трагичный и одновременно курьёзный случай: в панкратионе победа была присуждена бойцу, который умер в результате удушающего приёма. Однако соперник, который его задушил, успел просигнализировать судье о том, что сдаётся. Судья не успел вовремя среагировать, в результате чего было принято такое абсурдное решение о победе.

— на 67-й Олимпиаде, в 512-м году до н.э., во время одиночных скачек лошадь сбросила своего наездника ещё в самом начале забега, но сама пришла к финишу первой. Несчастный наездник никого не интересовал, и победу, как обычно, присудили лошади (точнее, её владельцу).

— единственной женщиной Древней Греции, которая смогла дважды «одержать победу» на античных Олимпийских играх, была Киниска (дочь спартанского царя). Её лошади побеждали на 2-х Олимпиадах подряд, а поскольку она была владелицей этих лошадей, то и венок победителя получала она.

— 211-я Олимпиада была проведена не в 65-м году (по 4-летнему циклу), а в 67-м, поскольку в ней пожелал участвовать римский император Нерон, который запланировал свой визит в Грецию именно в 67-м году. На этой же Олимпиаде произошёл безобразный случай награждения в скачках колесниц – победила колесница, которая стартовала, однако не приехала на финиш вообще. А управлял ею не кто иной, как вышеозначенный Нерон.

Чемпионы в Античной Греции, добившиеся самых выдающихся результатов в Олимпийских Играх

1. Леонид с острова Родос – это, пожалуй, самый выдающийся атлет Древней Греции. Он выиграл 4 (. ) Олимпиады подряд, причём выиграл каждую из них в 3-х беговых дисциплинах: бег на 1 стадию, бег на 2 стадии и бег гоплитов (бег в вооружении). Если перевести это на современный вид наград, то 12 золотых медалей в спринте на 4-х Олимпиадах подряд. Такого достижения в современной лёгкой атлетике не удалось пока повторить никому из бегунов.

2. Гиппосфен из Лаконии был первым спортсменом Древней Греции, который одержал победы на 6 Олимпиадах. В 632 году до н.э. в программу Олимпийских Игр была включена борьба для юношей (ограничение в возрасте – 20 лет) и на дебютной для себя Олимпиаде юный Гиппосфен впервые примерил венок победителя. Дальше были ещё 5 Олимпиад, и на пьедестал почёта каждый раз поднимался он. Подобное достижение удалось повторить лишь 92 года спустя спортсменом, о котором пойдёт речь ниже.

3. Милон из города Кротон был вторым атлетом Античности, который смог победить на 6-ти Олимпийских Играх подряд: сначала выиграл соревнования по борьбе в категории юниоров (хотя ему на тот момент было всего 14 и боролся он с 20-летними парнями), а затем победил во всех 5-ти следующих Олимпиадах в категории взрослых. Участвовал и в 7-й для себя Олимпиаде, однако победить уже не удалось. Учитывая, что весовых категорий в борьбе не было, это был абсолютный чемпион на протяжении 20-ти лет подряд.

4. Ещё один выдающийся легкоатлет из Кротона, Астиал, смог одержать победы на 3-х Олимпиадах подряд, причём на каждой из них в 2-х спринтерских дисциплинах: беге на 1 и на 2 стадии. До абсолютного рекорда Леонида с Родоса, конечно, далеко, но достижения всё равно впечатляющие.

Известные люди Древней Греции и других государств, становившиеся победителями в Античных Олимпиадах

— Платон, один из самых известных философов Античного мира, был победителем в панкратионе *

— Филипп II, македонский царь (отец Александра Македонского) также был победителем в гонках квадриг (упряжек из 4-х лошадей)

— Нерон, римский император, был признан победителем в скачках (управлял колесницей сам, но до финиша не доехал), а также был признан лучшим среди герольдов и актёров (здесь первенство тоже можно поставить под сомнение, учитывая его статус императора, а также нрав Нерона)

— Тиберий, римский император: на 199-й Олимпиаде его квадрига пришла первой, в результате чего он стал победителем в заездах

* многие ошибочно присуждают лавры олимпийского победителя в кулачных боях древнегреческому математику и мыслителю Пифагору. Это заблуждение вызвано одинаковыми именами греков. На самом деле среди олимпийцев действительно был Пифагор, причём не один, а целых 3 Пифагора, которые стали чемпионами: 1-й Пифагор победил в беге на 192 метра ещё в далёком 716-м году до н.э, т.е. за 146 лет до рождения Пифагора-учёного; 2-й Пифагор действительно стал чемпионом в кулачном бою, однако тоже в то время, когда самого известного из всех Пифагоров ещё не было на свете – за 18 лет до его рождения. Ну а 3-й Пифагор (тоже бегун и чемпион, причём на 2-х Олимпиадах) завоевал своих оливковые венки спустя 200 лет после смерти выдающегося учёного древности. Так что 3 Пифагора и правда были олимпийскими чемпионами, но ни один из них не был математиком, который вошёл в историю.

Похожее заблуждение существует и относительно философа Демокрита, когда спортсмен с таким же именем победил в забеге на 1 стадию, но это произошло спустя несколько столетий после смерти всем известного мыслителя Древней Греции.

Преимущества и недостатки античных Олимпийских игр по сравнению с современными

— Самым серьёзным и существенным недостатком древних Олимпийских игр был травматизм участников соревнований и нередкие смертельные случаи.

Несмотря на то, что существовали какие-то правила ведения состязаний, они в пылу борьбы часто не соблюдались. Но в целом действия атлетов особо не ограничивались. К примеру, понадобилось несколько Олимпиад, чтобы судьи наконец-то поняли, что нужно запретить ломать пальцы соперников в борцовских поединках специально ради достижения победы, ведь победителем становился тот, кто первым успел поймать противника за палец (некоторым борцам даже давали прозвище «Пальчик» за подобный метод ведения поединка). А в гонках колесниц о какой-либо технике безопасности вообще никто понятия не имел – там действовал принцип «вижу цель – не вижу препятствий».

— Главным преимуществом Олимпиад в Древней Греции было отсутствие в то время современной фармакологии и понятия «допинг» просто не существовало. В этом плане все были изначально равны, и победителем становились только благодаря своим физическим и волевым качествам, а также спортивному мастерству. Последнее, кстати, высоко ценилось в единоборствах, где не было весовых категорий и нужно было побеждать не просто грубой силой, а техникой и тактикой ведения поединка.

— Следующее преимущество – справедливость судей (в большинстве случаев). Разумеется, были ошибки и даже казусы в определении победителя, но такой вопиющей несправедливости, которая творится на современных Олимпиадах, трудно даже представить. Возможно, было мало видов состязаний, где победу решал фактор судейства (разве что только неспортивные виды, вроде соревнований герольдов и трубачей). Но основной причиной, думаю, была честь, а не деньги. В Древней Греции людей вообще было не так много, а таких уважаемых людей, которых назначали судьями на Олимпиады, вообще на пальцах перечесть. Поэтому ни один уважающий себя судья не станет рисковать своей репутацией, чтобы «подыграть» какому-то атлету. А для усиления этого неписанного правила против тех, кто пытался вести себя нечестно на Играх, посвящённых богу Зевсу (и нарушал собственную публичную клятву этому же богу в первый день Олимпиады), применяли наказания и серьёзные денежные штрафы.

— Третьим (и тоже очень важным) преимуществом Олимпиад античной эпохи перед играми современности было отсутствие серьёзного материального вознаграждения. Да, атлеты-победители становились популярными и узнаваемыми людьми у себя на родине, в их честь писали стихи, чеканили на вазах и монетах их профили, им делали различные налоговые льготы и другие поощрения, но они после выигранной Олимпиады не становились богатыми людьми. Спорт в то время не был коммерческим, как сейчас — это действительно были состязания силы и духа участников Олимпиад, а не способ заработка и реклама своего олимпийского спонсора.

euroeducation.com.ua