Полезные статьи

Мужской женский род правило

2.9. Основа и окончание

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книг а – книг и – книг у .

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание —я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание —ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание —и указывает на родительный падеж);

лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание —ю указывает на 1 лицо, единственное число);

рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание —а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет нож а , резать нож ом .

Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .

Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й ), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’ j ь] – предгор ий [пр’и э дго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь.

окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

В тр ёх ст ах , нет пят и десят и .

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-.

Значок основы – квадратная скобка снизу:

Основа слова может быть равна корню.

Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

Жёлт-изн -а, по-желт-е -ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист □ и листь [ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а —ть и жд —у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс —а); чит-а —ть – чит-аj —ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).

Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетари й , санатори й , кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Как ого— то – окончание —ого, основа как.. то ; уч ит ся – окончание —ит, основа уч..ся .

Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал —а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы —ть: записа- .

2) Глагольный возвратный постфикс -ся ( учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья – основа слова (для словообразования) – сын- .

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

licey.net

Склонение ФИО онлайн

Surnameonline.ru — склонение русских фамилий, имен и отчеств по падежам в режиме онлайн. Моментальное получение результата бесплатно и без ограничений по числу запросов.

Введите в текстовые поля ниже ФИО и нажмите кнопку [Склонять]. Вводить можно русские буквы, пробелы и минусы. Должно быть заполнено хотя бы одно поле. Пожалуйста, не используйте мат.

Неправильный результат склонения? Убедитесь, что:

  1. ФИО написано в именительном падеже.
  2. Нет опечаток.
  3. Не перепутаны поля. Фамилия, имя и отчество должны быть написаны в соответствующих полях.
  4. Не перепутан род. Если отчество написано в мужском роде, то фамилия и имя должны быть в мужском роде. Аналогично с женским.
  5. Введено реальное ФИО, а не бессмысленный набор букв.

Каждый ваш запрос — проверка нашего сервиса на умение правильно склонять фамилии, имена и отчества. С каждым запросом наши алгоритмы становятся умнее. Однако имеют место быть сложные фамилии иностранного происхождения, неоднозначные варианты со склонением в мужском и женском роде, исключения из правил, опечатки при вводе. В подобных случаях наш сервис производит склонение в соответствии с правилами русского языка, но не гарантирует стопроцентный верный результат. Если вы знаете, как правильно склоняется ФИО, с которым наш сервис не справился, пожалуйста, сообщите нам об этом — напишите комментарий ниже или выделите неверное окончание и нажмите ctrl+enter.

Комментарии посетителей

Автор: Виталя
Дата: 27.06.2018 16:23:54
Фамилии, оканчивающиеся на ок, ок, ец в мужском и женском роде и множественном числе, не склоняются.

Автор: Юлия
Дата: 12.06.2018 10:53:51
Фамилию Гулянич не склоняет

Автор: Виталий
Дата: 28.04.2018 11:56:52
Спасибо за сервис.
Но рекомендую помимо падежей в списке всё таки добавлять и ключевое вопросительное слово. Для наглядности
И.п. (Кто) Иван
Р.п. (Кому) Ивану
и т.д.

Автор: Надежда
Дата: 16.04.2018 16:24:06
Здравствуйте! Фамилию Политевич в женском роде программа просклоняла правильно. А в мужском роде вообще фамилию не выдала, склоняла только имя-отчество. А хотелось бы узнать про мужской род. Я по правилам не очень поняла. Хотя, читая отзывы, в этой программе не уверена.

Автор: Анжелина
Дата: 11.04.2018 10:29:10
У нас с сыном фамилия Крез. В школе сыну постоянно пытаются её просклонять. Я уверена, что она не склоняется, но не помню правило. Учителя со мной спорят и «склоняют». Помогите доказать правоту или исправьте меня, пожалуйста. Заранее благодарю.

Автор: Наталья
Дата: 12.07.2018 12:01:40
Насколько я знаю, если фамилия оканчивается на согласный (кроме фамилий на -ых, -их), то здесь имеет значение пол носителя. ВСЕ мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются — это закон русской грамматики. Все женские фамилии, оканчивающиеся на согласный, не склоняются. При этом не имеет значения происхождение фамилии (иностранное или нет). Например: диплом Анны Круг, но тетрадь Игоря Круга; работа Татьяны Друзь, но мнение Александра Друзя; в гостях у Юлии Король, но в гостях у Ивана Короля и тд. Следовательно: учителя вашего сына не ошибаются — его фамилия склоняется: тетрадь (Ильи) КРЕЗА, а вот ваша нет — вопрос Анжелины КРЕЗ.
🙂

Автор: Вероника
Дата: 30.04.2018 01:41:22
Фамилия вашего сына склоняется, как склоняется любое нарицательное существительное. В вашем варианте не склоняется только женская фамилия. Т.е работа Анатолия Креза, но работа Анастасии Крез.

Автор: Ирина
Дата: 20.04.2018 10:20:57
Вот правила склонения:

1. Фамилии, которые заканчиваются на согласную (Резник, Кулиш, Томпсон, Думер)

Мужские фамилии склоняются обязательно: победа Михаила Ботвинника, отставка Мечислава Гриба, авторитет Шарля де Голля.

Женские фамилии не склоняются: фильмография Татьяны Божок, песни Анны Герман, муж Адели Штраус.

2. Фамилии, которые заканчиваются на [a]. (Каланча, Моска, Миядзава)

Склоняются, как у мужчин (знаменитому Богдану Ступке, роман Юкио Мисимы), так и у женщин (голос Татьяны Шульги, карьера Любови Слиски).
Правда, сама Слиска с нами не согласится, потому что её фамилия происходит от польского прилагательного, но в данном случае фамилия Слиски давно обрусела.

Исключения: французские фамилии типа «Дюма», «Делакруа», «Бенуа» не склоняются ни в коем случае.

3. Абхазские (итальянские, эстонские и подобные) фамилии склоняются, если предпоследний звук — согласный (Соткилава — Соткилавы).

Если же предпоследний звук — гласный (Гамсахурдиа), то фамилия не склоняется.

4. Не склоняются односложные иноязычные имена и фамилии (Ра, Ба и т. д.)

5. Фамилии на другие гласные: Доренко, Данте, Кобаяси, Рау и т. д. не склоняются.

Автор: Елена
Дата: 04.04.2018 05:08:29
Склоняется ли фамилия Телевень Сергей Дмитриевич?

Автор: Надежда
Дата: 28.03.2018 18:29:08
Сервис не просклонял мужскую фамилию Ивасюк, хотя все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются – это закон русской грамматики! Надеюсь проведете работу над ошибками!

Автор: Дмитрий
Дата: 21.03.2018 05:28:32
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, склоняется ли фамилия Глаговяк?

Автор: Оксана
Дата: 06.03.2018 09:02:09
Склоняется ли фамилия Феценец мужского рода?

Автор: Евгения
Дата: 16.02.2018 09:54:00
Отлично! Все верное! Классная программа.

Автор: андрей
Дата: 22.01.2018 12:26:48
Я не вижу вашего ответа

Автор: Светлана
Дата: 22.12.2017 17:18:28
Фамилию женскую Кузьмина просклонял неверно, смешно в родительном падеже

Автор: Елена
Дата: 17.11.2017 09:07:30
Имя Гульназ — женское не склоняется! Вы произвели склонение имени Гульназа (по моему не существует), хотя задавалось исходное значение.

Автор: а
Дата: 12.12.2017 10:51:02
Surnameonline.ru — склонение русских фамилий, имен и отчеств по падежам в режиме онлайн.

Автор: Яна
Дата: 16.11.2017 12:53:04
мужской вариант фамилии Заргана вообще никак не просклонял((((

Автор: Кирилл
Дата: 09.10.2017 20:26:57
Шорец — не склоняется ни в мужском, ни в женском роде, вы же героически это сделали, тьфу.

Автор: Елена
Дата: 13.09.2017 09:53:20
Не склоняет женскую фамилию Метелица, а мужскую склоняет.

Автор: Светлана
Дата: 20.12.2017 08:51:46
Женская фамилия Метелица не склоняется

Автор: Хурлет
Дата: 11.05.2018 09:31:00
Ещё как склоняется.
2. Фамилии, которые заканчиваются на [a]. (Каланча, Моска, Миядзава)

Автор: Александра
Дата: 16.10.2017 03:34:28
Есть фамилии мужские склоняются, а в женском роде эта фамилия не склоняется. Возможно, у вас такой случай.

Автор: Анна
Дата: 06.09.2017 23:07:38
Спасибо.

Автор: Татьяна
Дата: 25.08.2017 16:55:47
Всегда писала свою фамилию «Асадчая» в р.п., д.п., т.п., п.п. как «Асадчей». Вариант «Асадчой» позабавил. Возможно это из-за ударения: в моем случае на второй слог, а не на последний.

Автор: Сергей
Дата: 28.07.2017 11:28:10
Мужскую фамилию БАЖИНА с ударением на «И» посчитал женской и неправильно просклонял, не заметив, что имя — мужское ))))

Автор: Ефим
Дата: 14.07.2017 11:24:58
Уважаемые разработчики! В качестве идеи улучшения сервиса, предлагаю вам разрешить пользователю в поля «имя» и «отчество» вводить символ «.» (простая точка)
Таким образом, при необходимости склонения Иванов И.И. по падежам, результаты склонения можно смело копипастить, к примеру, в большую таблицу excel.

Автор: Наталья
Дата: 04.07.2017 16:15:07
Бред. Просклоняли фамилию Диль мужского рода неверно.
Р.П. ДилЯ (у кого? — у ДилЯ. а не ДилИ )
Д.П. ДилЮ (к кому? — к ДилЮ , а не ДилИ )
Т.П. ДилЕМ (кем ? — ДилЕМ , а не ДилЬЮ )
П.П. ДилЕ (о ком? — о ДилЕ, а не ДилИ )

Автор: Лариса
Дата: 29.06.2017 07:34:08
Спасибо большое! Огроменнейшее. Все склоняет!
Посетители! Внимательно смотрите за правильностью заполнения ВСЕХ(!) полей.
Отдельное спасибо знатоку правил (Александр КРЫМ)!

Автор: Владимир
Дата: 16.06.2017 13:06:08
Подскажите как написать фамилию Думлер во множественном числе, если присутствуют и женское, и мужское имя. Думлеры Анна и Александр либо Думлер Анна и Александр?

Автор: Анна
Дата: 17.03.2017 10:59:23
Хотела бы узнать, как склоняется мужская фамилия Ковтач, но почему-то нет ответа.

Автор: Александр КРЫМ
Дата: 23.03.2017 15:34:20
Правила склонения фамилий в русском языке
Правило первое
Типичные русские фамилии склоняются как прилагательные. Нетипичные русские фамилии, равно как и иноземные фамилии, склоняются как существительные.
Правило второе
Женские фамилии с окончанием на согласный звук или с нулевым окончанием — не склоняются!
Примечание: и краткое — «й», мягкий знак — «ь» — это есть нулевое окончание. Рыбак, Статкевич, Коваль, Гайдай и подобные им фамилии, если принадлежат женскому роду, не склоняются! Сравните! «Я позвонил Анне Мацкевич. Я позвонил Владимиру Мацкевичу.» «Позовите к телефону Ольгу Власик! Позовите к телефону Николая Власика!» «У нас нет Игоря Борменталя!» «У нас нет Анастасии Борменталь!»
Примечание: правило распространяется на иностранные фамилии.
Сравните: «Произведения Уильяма Шекспира, Марка Твена, Жюля Верна, Вальтера Скотта, Фридриха Шиллера, Жана Лафонтена, Карела Чапека, Сидни Шелдона» Но! «Произведения Жорж Санд, Беатрис Поттер, Джоан Роулинг, Айрис Джоансен, Энн Райс, Маргарет Митчелл, Астрид Линдгрен, Этель Лилиан Войнич» или «Написать г-ну Штрейсу и написать г-же Штрейс».
Правило третье
Фамилии с окончанием на -о в русском языке не склоняются! (в отличие от украинского языка и языков других славянских народов). Гулько, Приходько, Евтушенко, Шевченко, Короленко, Макаренко. Не склоняются! Если мы говорим о грамматике русского языка, а не о просторечии или о тех нюансах, которые возникают при обращении начальника с подчиненным, когда «начальник всегда прав!» — то, вне зависимости женская это фамилия или мужская, единственное число или множественное: фамилии с окончанием на -о не скл

Автор: Марина
Дата: 01.03.2017 15:38:56
Фамилию Гамсахурдия прочитывает и склоняет как женскую, что недопустимо, причем она так же не склоняется по правилу.
Фамилию Гамсахурдиа прочитывает как мужскую и все нормально.

Автор: Марина
Дата: 01.03.2017 15:33:56
Абхазские и др. фамилии не склоняются, если последняя и предпоследние буквы гласные, например Гамсахурдиа.
А у Вас склоняются?!

Автор: Татьяна
Дата: 21.02.2017 00:14:34
Не склоняет фамилию Ляхта.

Автор: Наталья
Дата: 14.02.2017 09:33:10
Склоняется ли фамилия Колесникович?

Автор: Вячеслав
Дата: 08.12.2016 11:24:44
Не склоняет фамилию Ковтюх.

Автор: Максим
Дата: 17.06.2016 12:05:14
Один мужчина с фамилией Гептинг утверждает, что его фамилия не склоняется. Хотя по правилам русского языка склонятся должна. Как быть в таких случаях?

Автор: Наталья
Дата: 24.11.2017 11:32:51
Эта фамилия не склоняется с женским именем, а с мужским склоняется.

Автор: Максим
Дата: 17.06.2016 11:52:31
Фамилию Тоток вообще не показывает ни в одном падеже.

Автор: Аленка
Дата: 15.06.2016 21:55:37
Бред, а не сайт вводила несколько фамилий с именами, склоняет только имя. Например, Кутенец Кирилл — «просклонять не удалось». Зачем тогда сайт? Ведь фамилии типа Иванов и Петров я и сама просклоняю :(((

Автор: Вера
Дата: 25.08.2016 12:23:30
Если склоняете имя и фамилию, нужно вписать так же и отчество, тогда все склоняет. Сама изначально так писала, как Вы)

Автор: Ольга
Дата: 29.04.2016 10:16:56
Отсутствует фамилия Андрейкив

Автор: семён
Дата: 25.03.2016 13:06:43
Отсутствует фамилия Ганжа (женский род).

Автор: Сергей
Дата: 21.03.2016 14:15:26
Ввожу Подоляка Валентина Ивановна — в результате склоняет только имя и отчество без фамилии. Когда ввожу только фамилию, то склоняет как мужскую, хотя фамилия женская

Автор: Надежда
Дата: 30.09.2016 11:14:00
Потому что по правилам русского языка фамилия Подоляка в женском роде не склоняется

Автор: Данил
Дата: 21.01.2016 13:59:03
Имени Данил нет. Есть только Данила и Даниил, а меня интересует именно Данил с одной буквой и.

Автор: Ок
Дата: 04.08.2017 10:51:22
Склоняйте как Даниил, букву одну «в уме» удалите.

Автор: Юля
Дата: 01.12.2015 10:04:58
Василина Вадим Николаевич в дательном падеже выдает Василине Вадиму Николаевичу как женский род.

Автор: Настя
Дата: 16.03.2016 16:49:55
Может из-за того, что фамилия «Василина» — женская? Тогда без окончания напишите.

Автор: Елена
Дата: 21.11.2015 23:40:18
Фамилия Заец не склоняется как мужская, так и женская.

Автор: Даниил
Дата: 11.11.2015 02:39:38
Фамилия Дарий у парней и девушек не склоняется.

Автор: Вера
Дата: 07.11.2015 09:17:51
Отчество Милчева образовано от имени болгарина Милчо. Как в этом случае склонять отчество?

Автор: илья
Дата: 08.09.2015 11:16:56
Фамилия Кацафа не склоняется

Автор: Татьяна
Дата: 08.07.2015 16:39:26
Фамилия Киеня у женщин не склоняется.

Автор: Екатерина
Дата: 17.06.2015 15:21:25
Фамилия Передня (ударение на Я) не склоняется. Исправьте.

Автор: зайка
Дата: 16.06.2015 08:46:58
Спасибо*

Автор: михаил
Дата: 05.05.2015 12:14:07
спасибо!

Автор: ади
Дата: 27.02.2015 17:37:45
спасибо))

Автор: Валерия
Дата: 16.02.2015 19:27:33
Вообще-то не плохо, но все таки на сайте есть особый алгоритм, с которым некоторые фимилии все таки не совместимы. А если фамилия вообще не склоняется? Тогда все равно от сайта ничего путного не дождешься. Так что доверяй, но проверяй.

Автор: Анна
Дата: 30.04.2015 13:54:35
Как раз проверяла несклоняемую фамилию, и сайт правильно выдал.

Автор: Евгений
Дата: 23.01.2015 11:22:55
А как быть с фамилией ХОВРЕНОК.

Автор: Сергей
Дата: 21.10.2015 20:38:49
Очень просто с фамилией Ховренок, как и Починок и другие подобные им мужские склоняются: письмо Евгению Ховренку (министру Починку), День рождения Евгения Ховренка, министра Починка. Но: письмо (кому?) Евгении Ховренок, Екатерине Починок, и так далее.

Автор: Хурлет
Дата: 11.05.2018 09:41:53
Возможны исключения: когда сам носитель фамилии категорически против беглой гласной и предпочитает — (кому) «Ховреноку», «Починоку».

Автор: Ирина
Дата: 16.01.2015 08:54:15
Проверяла склонение Шаркий Роман Юрьевич. Первый результат — не склоняется. При повторном введении данных — склоняется. .

Автор: Артур
Дата: 15.12.2014 07:59:11
Как удобно писать письма по работе, и звонить уточнять никуда не надо! 🙂

surnameonline.ru

Что такое отчитка, и как к ней относиться

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?

С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов» [1] . Тем более что крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением – явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, – и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» [2] .

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» [3] . Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором – все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения» [4] . Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель – смирение. Если гордость приятна демонам – именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, – то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении» [5] .

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание – всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание – когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере [6] . Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания – наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. – В.Д.) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу» [7] . Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

www.pravoslavie.ru