Без рубрики

Морфемный разбор слов правила

Конспект урока 6 класс. Морфемный разбор слова. Примеры

Определение и общие правила морфемного разбора

Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).

Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.

гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).

метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.

Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр- ее – суффикс сравнительной степени, чита- ть – суффикс инфинитива, уеха- вш -ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.

План разбора слова по составу

Полный морфемный разбор слова выполняется по плану:

  • определяем часть речи, выделяем окончание (если есть) и основу;
  • выделяем формообразующие суффиксы (если есть);
  • определяем, как образовано, то есть выявляем «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня;
  • обозначаем морфемы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и в последнюю очередь обозначаем корень).
  • Примеры морфемного разбора слов

    Наполнивший

    Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.

    Наполнивший – действительное причастие прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.

    Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.

    Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.

    Разбор слов по составу

    В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор, который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.

    Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

    Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.

    В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.

    В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

    Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.

    Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).

    Если же речь идет о цвете, розовое платье, розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).

    Конспект урока в 6 классе

    • отработка умения производить морфемный разбор;
    • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
    • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
    • познавательные: анализ слов с целью выделения значимых составных частей, рефлексия деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
    • коммуникативные: умение выразить мысль, умение слушать и слышать друг друга;
    • личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
      1. Организационный момент.
      2. Орфографическая разминка (стр. 38).

      два ученика выполняют на доске по одной части:

      После проверки правописания учащимся предлагается поработать в парах: определить, по какому принципу эти слова объединены в две группы, и рассказать об этом в форме небольшого связного текста. (Первая группа – заимствованные, словарные слова; можно вспомнить сведения об их происхождении из материалов предыдущего урока; по словосочетаниям второй группы можно повторить теоретический материал и обобщить его).

      С помощью проблемных вопросов (Что общего между словообразовательным и морфемным разбором? В чём разница между ними? Зачем нам нужно уметь разбирать слово по составу?) подвести учащихся к гипотезе о том, что умение выделять морфемы помогает правильно определять способы словообразования, грамотно говорить и писать.

    • Формулировка темы, целеполагание, планирование работы на уроке (цель – научиться разбирать слова по составу; для этого нужно повторить последовательность разбора по составу, потренироваться, проверить свои умения).
    • Повторение порядка морфемного разбора: разбор по составу слова прибрежный (на доске) с комментированием всех действий; проверка правильности по учебнику – чтение плана морфемного разбора на стр. 39.
    • Выполнение морфемного разбора из упр. 64 (по 1 примеру на доске, с комментированием всех действий). Можно предварительно прочитать Советы помощника на стр. 40.
    • Игра «Слова замаскировались» (по книге Татьяны Рик «Игры на уроках русского языка»).

      Из словаря сбежали слова, надо их найти и вернуть на место. Известны их приметы. («Приметы» распечатаны на карточках, учащиеся могут работать в парах, индивидуально, затем представить результат своей работы классу; можно первые две-три карточки разобрать вместе, чтобы все поняли принцип поисков «сбежавшего слова». При необходимости ученики объясняют лексическое значение найденного слова, в случае затруднения обращаются к толковому словарю).

      olgadyachenko.ru

      Разбор слова по составу (морфемный анализ)

      Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

      Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

      Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

      Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

      Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

      Окончание– это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

      В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

    • наречия,
    • деепричастия,
    • сравнительная степень прилагательного,
    • некоторые существительные (пальто, шоссе),
    • некоторые прилагательные (беж, мини),
    • некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).
    • Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

      Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

      1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
      2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен, обижен, снят;
      3. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
      4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и), семей, (се[м ‘ й ]);
      5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б’ й ]).
      6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.
      7. Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь).

        Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелсь.

        Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

        Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.

        Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

      8. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
      9. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
      10. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).

      Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

      Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

      Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

      Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

    • суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
    • суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
    • видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
    • суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
    • суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.
    • Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

      Корень– главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

      Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

      По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

      Порядок разбора

    • Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
    • Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
    • Выделить основу.
    • В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).
    • Образец разбора

      Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

      Словообразовательный суффикс –ск-.

      www.sinykova.ru

      Морфемный разбор слов правила

      Слово пра́ви́ло в зависимости от ударения и контекста может обозначать следующее:

      Предложения со словом «правило»:

      Выживание улья зависит от того, что каждая пчела следует правилам и ролям, которые способствуют выживанию, адаптации и регенерации улья.

      Без избыточной интеллигентности и ограничений, навеянных правилами хорошего тона.

      Тем не менее, по общим правилам плод ребёнка, способного при рождении к жизни, не может быть менее 28 недель.

      Синонимы к слову «правило»

      Ассоциации к слову «правило»

      Каким бывает «правило»:

      Морфология:

      Сходные по морфемному строению слова:

      Делаем Карту слов лучше вместе

      Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

      Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

      Вопрос: велеречивость — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

      Ассоциации к слову «правило»:

      Синонимы к слову «правило»:

      Предложения со словом «правило»:

      • Выживание улья зависит от того, что каждая пчела следует правилам и ролям, которые способствуют выживанию, адаптации и регенерации улья.
      • Без избыточной интеллигентности и ограничений, навеянных правилами хорошего тона.
      • Тем не менее, по общим правилам плод ребёнка, способного при рождении к жизни, не может быть менее 28 недель.
      • (все предложения)
      • Оставить комментарий

        Дополнительно:

        Карта слов и выражений русского языка

        Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

        Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

        Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

        kartaslov.ru

        2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

        Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

        А) План морфемного разбора

      • Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
      • У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
      • Указать основу слова.
      • Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
      • Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
      • Б) План словообразовательного разбора

      • Поставить слово в начальную форму.
      • Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
      • Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
      • Указать основу в производящем слове.
      • Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
      • Указать способ образования слова.
      • 2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

        3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

        4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

        5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

        6) Сложное слово всегда является производным.

        Образец морфемного и словообразовательного разбора

        В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

        1. парикмахер-ск —их (имя существительное).
        2. Окончание – —их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск —ая, парикмахерск —ой.
        3. Основа формы – парикмахер-ск- .
        4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш —а.
        5. —ск— – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск —ий, жен- ск —ий.

        1. Начальная форма – парикмахерская.
        2. Основа слова – парикмахерск- . Основа производная.
        3–5. парикмахерск —ая (сущ.) ← парикмахерск —ий (прил.).
        6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

        1. жи-тел —и (имя существительное).
        2. Окончание – —и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител —я.
        3. Основа формы – жи-тел- .
        4. Корень —жи-. Однокоренные слова: жи —ть, жи -л —ой.
        5. —тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а- тель □ , вод-и- тель □ .

        1. Начальная форма – житель.
        2. Основа слова – жи-тель . Основа производная.
        3–4. жи- тель □ → жи —ть.
        5. -тель – словообразовательный суффикс.
        6. Суффиксальный способ.

        1) Морфемный разбор:

        1. рожд-а —ют-ся (глагол).
        2. Окончание – —ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет- ся , рожд-а -ем- ся .
        3. Основа формы – рожд-а-…-ся .
        4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
        5. —а— – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис- а -ть, реш- а -ть.
        ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .

        1. Начальная форма – рождаться.
        2. Основа слова – рожд-а-…-ся . Основа производная.
        3–4. рожда —ть— ся ← рожда —ть.
        5. — ся – словообразовательный постфикс.
        6. Постфиксальный способ.

        1. по-бри —ть— ся (глагол в неопределённой форме).
        2. Окончание – —ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре -ет- ся , по-бре -ем- ся .
        3. Основа формы – по-бри-…-ся .
        4. Корень – бри-. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
        5. по— – приставка, ср.: по -сл-а —ть, по -сад-и —ть.
        ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .

        1. Начальная форма – побриться.
        2. Основа слова – по-бри-…-ся . Основа производная.
        3–6. а) по-бри -ть- ся ← по -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
        б) по-бри -ть- ся ← бри -ть- ся ; по— – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

        1. о-свеж-и —ть (глагол в неопределённой форме).
        2. Окончание – —ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им.
        3. Основа формы – о-свеж-и- .
        4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж -о.
        5. о— – приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть.
        и— – суффикс глагола, ср.: о-бел- и -ть, о-светл- и -ть.

        1. Начальная форма – освежить.
        2. Основа слова – о-свеж-и- . Основа производная.
        3–4. о -свеж- и —ть ← свеж -ий.
        5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.
        6. Приставочно-суффиксальный способ.

        1. голов —у (имя существительное).
        2. Окончание – —у. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов —а, голов —ой.
        3. Основа формы – голов- .
        4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый.
        5. Приставок и суффиксов нет.

        1. Начальная форма – голова.
        2. Основа слова – голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

        1. уезд-н —ом (имя прилагательное).
        2. Окончание – —ом. Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого.
        3. Основа формы – уезд-н- .
        4. Корень – уезд-. Однокоренные слова: уезд □ , по- уезд -н —ый.
        5. —н— – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост- н —ой, подъ-езд- н —ый.

        1. Начальная форма – уездный.
        2. Основа слова – уезд-н- . Основа производная.
        3–4. уезд-н —ый ← уезд □ .
        5. -н- – словообразовательный суффикс.
        6. Суффиксальный способ.

        (Жизнь)… (была) тишайшей

        1. тиш-айш —ей (имя прилагательное).
        2. Окончание – —ей. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш —ая, тиш-айш —ую.
        3. Основа формы – тиш-айш- .
        4. Корень – тиш-. Однокоренные слова: тих —о, тиш -ин —а.
        5. —айш— – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий – велич- айш -ый, свеж -ий – свеж- айш -ий.

        1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий.
        2. Основа слова – тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

        1. в-любл-ен —а (краткая форма причастия).
        2. Окончание – —а. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен —ы.
        3. Основа формы – в-любл-ён- .
        4. Корень – любл-. Однокоренные слова: люб -и —ть (чередование б/бл), люб -овь □ .
        5. в— – приставка, ср.: в -крапл-ённ —ый, в -плет-ённ —ый.
        ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес- ен —а, в-плет- ен —а.

        1. Начальная форма причастия – влюблённый.
        2. Основа причастия – в-любл-ённ- . Основа производная.
        3–4. в-любл-ённ —ый ← в-люб-и —ть.
        5. -ённ – суффикс причастия.
        6. Суффиксальный способ.

        (В секретаршу) месткома

        1. мест-ком —а (сложносокращенное слово, имя существительное).
        2. Окончание – —а. Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком —ом.
        3. Основа формы – мест-ком- .
        4. Корни слова: 1) мест-; 2) ком(итет)— – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н —ый, мест —о; комитет □ , комитет -ск —ий.
        5. Приставок и суффиксов нет.

        2) Словообразовательный разбор:

        1. Начальная форма – местком.
        2. Основа слова – мест-ком- . Основа производная.
        3–4. мест-ком □ ← мест -(н) —ый ком (итет) .
        5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.

        licey.net