Полезные статьи

Методические пособия по литературе 10

Оглавление:

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Презентация содержит тренировочный вариант экзаменационной работы, который может быть использован обучающимися при самостоятельной подготовке к ОГЭ по информатике.

Ко всем вопросам даны по четыре варианта ответа, из которых только один верный. В случае неправильного ответа ученик может ознакомиться с решением и перейти к следующему вопросу.

Цель работы – подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ, отработка умений строить графики различных функций и с их помощью отвечать на поставленный вопрос.

В 2018 году ОГЭ по русскому языку в 9-х классах будет не только письменным, но и устным – добавится собеседование. В статье вы прочитаете, как в течение всего учебного года готовить учеников по новым требованиям и контролировать работу учителей. Есть циклограмма контрольных мероприятий и примеры заданий. А чтобы вам было проще рассказать учителям о новых правилах, воспользуйтесь электронной презентацией.

Чтобы вам удобнее было информировать учителей, учеников и родителей об устном собеседовании по русскому языку, используйте комментарии к слайдам.

Покажите учителям, учащимся и родителям демоверсию заданий для устного собеседования, а также спецификацию и кодификатор требований к уровню подготовки.

Данную презентацию по информатике можно использовать в качестве подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 9 классе.

Данный материал поможет ученикам 9 класса подготовиться к заданию 10 ОГЭ по информатике.

В презентации даны 7 заданий с ответами и пояснениями, переход к которым осуществляется по гиперссылке.

Данный ресурс создан с поддержкой макросов, поэтому перед открытием файла нужно разрешить ВКЛЮЧИТЬ СОДЕРЖИМОЕ (макросы). Презентация также содержит встроенные звуки.
Простой и удобный интерфейс (кнопки меню, вперед, назад и выход из программы) позволяет свободно перемещаться по презентации.
Примерная структура презентации:
— повторение свойств графиков функций;
— интерактивный разбор заданий из открытого банка ОГЭ;
— тренажер для первичного закрепления с вводом ответа с клавиатуры и мгновенного результата по каждому заданию (верно-неверно);
— тестирование по всем функциям.
В конце тестирования тех, кто правильно ответит на все вопросы
ждет СЮРПРИЗ.

Вашему вниманию предлагается презентация на тему «Базы данных (фильтры)», в которой подробно разобраны задачи открытого банка заданий ФИПИ на эту тему, а также приведены аналогичные задачи из демоверсий предыдущих лет. Особенность этой темы – необходимо знать тему «Базы данных», а также логические операции, их приоритет. Презентация может быть использована при повторении тем «Базы данных» и «Логика» на уроках, при подготовке выпускников 9-ых классов к ОГЭ, а также на предэкзаменационной консультации.

Интерактивный тренажер «Готовимся к ОГЭ. Словосочетание. Задание 7» составлен с использованием материалов Открытого банка заданий ФИПИ.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для отработки умения заменять словосочетания одного типа связи на синонимичное другого типа связи (задание 7 ОГЭ)

Электронный образовательный ресурс представляет материал для самостоятельной подготовки к заданию 11 ОГЭ по русскому языку. Презентация содержит теоретический материал и задания для самопроверки по теме. Материал будет полезен как для учащихся, так и для учителей.

Работа выполнена на основе конструктора тестов А.Н. Комаровского. В ресурсе предусмотрен автоматический вывод итоговой оценки, времени решения и номеров заданий, в которых допущены ошибки. При желании тест можно повторить снова.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки умения определять виды подчинения придаточных в структуре сложноподчиненных предложений (задание 13 ОГЭ по русскому языку).

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Осложнённое простое предложение. Задание 9» составлен на основе конструктора тестов А.Н. Комаровского с автоматическим выводом итоговой оценки, времени решения и номеров заданий, в которых допущены ошибки. При желании тест можно повторить снова.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки уровня подготовки к выполнению задания 9 ОГЭ по русскому языку.

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Выразительные средства лексики и фразеологии. Задание 3» создан на основе шаблона создания тестов в PowerPoint с автоматическим подсчетом верных и ошибочных ответов, выведением итоговой оценки.

В тесте использованы материалы Открытого банка заданий ФИПИ.

Ресурс может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки уровня сформированности практических навыков определения выразительных средств в ходе подготовки к ОГЭ.

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок. Задание 4» может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки уровня подготовки учащихся к выполнению задания 4 ОГЭ по русскому языку.

Ресурс составлен на основе конструктора теста А.Н. Комаровского с использованием дидактических материалов пособия Г.Т.Егораевой «ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий» / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Целевая аудитория: для 9 класса

Интерактивный тренажер состоит из 10 заданий, проверяющих умение находить сложное предложение с различными видами связи между его частями.

Ресурс может быть использован для индивидуальной или фронтальной работы на уроке или элективном занятии в процессе подготовки к ОГЭ.

В качестве дидактического материала использованы задания из пособия Т.Н. Назаровой «ОГЭ – 2016. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 6-14» / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2016

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Задание 5» может быть использован на уроке или элективном занятии для проверки уровня подготовки учащихся к выполнению задания 5 ОГЭ по русскому языку.

Ресурс составлен на основе конструктора теста А.Н. Комаровского с использованием дидактических материалов пособия Нефёдовой Н.А. «ОГЭ – 2016. Русский язык. 9 класс. Типовые экзаменационные задания». – М.: Издательство «Экзамен», 2016

Интерактивный тренажер «Готовимся к ОГЭ. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание 13» предназначен для отработки умения определять виды подчинения и соподчинения придаточных в структуре сложноподчиненных предложений.

Тренажер может быть использован на уроке или элективном занятии как для фронтальной, так и для индивидуальной работы на этапе подготовки к ОГЭ.

Интерактивный тест «Готовимся к ОГЭ. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание 13» предназначен для контроля за уровнем сформированности навыка определения видов подчинения и соподчинения придаточных предложений.

В тесте использованы задания из пособия Назаровой Т.Н. «ОГЭ 2016. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 6-14» / Т.Н.Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

Ресурс создан на основе Конструктора для создания тестов в редакторе презентаций MS PowerPoint — http://www.rosinka.vrn.ru/pp/

Презентация содержит материал для самостоятельной подготовки учащихся к заданию 10 ОГЭ по русскому языку. В разработке в доступной форме представлен теоретический материал по теме «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения», тренировочные задания с ответами.Материал будет полезен как учащимся, так и учителям.

Презентация содержит теоретический материал по теме «Словосочетание» (задание №7 ОГЭ по русскому языку). Рассматриваются типы связи слов в словосочетании, дан алгоритм выполнения задания. В конце детям предлагается выполнить несколько заданий по теме.

В работе три файла: презентация по теме с теорией и тестами, документ Word с теорией и тестовыми заданиями в формате КИМ 6 для распечатывания. Ресурс позволит усвоить теоретический материал по теме «Морфологические нормы русского языка» и закрепить навыки работы с заданием № 6 ЕГЭ по русскому языку. Можно работать и на уроке, и самостоятельно.

www.uchportal.ru

Методическая копилка

  • Годовой отчет о деятельности библиотеки: методические рекомендации
  • День специалиста в библиотеке: методические рекомендации
  • Работа на показ: книжно-иллюстративные выставки в библиотеке: дайджест
  • Информационный банк «Электронные ресурсы ЦСГБ» для учащейся молодежи: комплексная программа обучения
  • Классификация электронных библиографических ресурсов (презентация)
  • «Музейная деятельность публичных библиотек как инновационное решение» (по страницам библиотечной печати 2010 г.)
  • Пресс-релиз в системе библиотечных PR-технологий (дайджест)
  • Портфолио как технология оценки профессионализма работника библиотеки (дайджест)
  • Традиционные и нетрадиционные формы СБО: методика выполнения библиографических справок (презентация)
  • Электронные библиографические ресурсы библиотек (презентация)
  • Читай, и ты полетишь! : диалог-размышление с учащимися о пользе чтения
    (приложение 5 класс; 9 класс)
  • Сценарии мероприятий и презентации

  • Масленица идет, за собой весну ведет (сценарий)
  • Масленичные посиделки: «Всякая душа празднику рада» (сценарий)
  • День влюбленных (сценарий)
  • Мозаика талантов: «Любовь — прекрасная страна» (сценарий)
  • День семьи «Обручальное кольцо не простое украшенье» (сценарий)
  • 12 апреля — Всемирный День космонавтики и авиации (презентация)
  • С Днем студента! (презентация)
  • «Неоцененная трагедия» (сценарий)
  • «Голос памяти: бессмертные герои Сталинграда» (посвященный 68-ой годовщине победы под Сталинградом) (сценарий)
  • Плэй-шоу к Дню города «Подарок для всех» (сценарий)
  • Давайте, дружить городами (презентация) (Для скачивания выберите функцию «Сохранить объект как»)
  • Волгоградские писатели о Сталинградской битве (презентация) (Для скачивания выберите функцию «Сохранить объект как»)
  • По культурной карте Волгограда (презентация) (Для скачивания выберите функцию «Сохранить объект как»)
  • Геральдические символы Волгограда (презентация)
  • Памятники Волгограда (презентация)
  • Иванникова Елизавета Викторовна — поэтесса, лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград» (презентация)
  • Трубачёв Олег Николаевич (презентация)
  • Мир пернатых родного края (слайд-экспедиция)
  • Добрый мир сказок Чуковского (cценарий)
  • Литературный бульвар (сценарий)
  • К 300-летию М.В. Ломоносова интеллектуальный турнир «Науки юношей питают» (сценарий)
  • К 120-летию М.А. Булгакова литературное путешествие (сценарий)
  • Маленький принц русской поэзии (к 75-летию со дня рождения Николая Рубцова) (сценарий)
  • Добрый мир сказок Корнея Ивановича Чуковского (презентация) (Для скачивания выберите функцию «Сохранить объект как»)
  • Н.В. Гоголь (презентация)
  • С.И. Ожегов (презентация)
  • А.Н. Пахмутова (презентация)
  • 6 июня — Пушкинский день России (презентация)
  • К Дням Памяти А.С. Пушкина (презентация)
  • Н. Рубцов (презентация)
  • Л.Н. Толстой (презентация)
  • М.А. Шолохов (презентация)
  • Японская поэзия (презентация)
  • Профориентация. Как правильно выбрать профессию? (презентация)

    Толерантность — путь к культуре мира (презентация)

    volglib.ru

    Школьному психологу

    Обучение педагогов навыкам планирования. Презентацию можно использовать при проведении тренингов по тайм-менеджменту для педагогов.

    Целевая аудитория: для учителя

    «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.» Спиноза Б.

    Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
    Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
    Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения.
    Данный тренинг рассчитан на 40-45 минут
    Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся, перед экзаменами.

    Педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить — гиперактивность.
    Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т. е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка. Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
    Разработанные коррекционные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.
    В банк внеурочных занятий вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу

    Данный опросник разработан Л.Йовайши. Он очень прост и удобен в применении. Т.к интерпретация результатов тестирования возможна в кратчайшие сроки. Т.е относится к экспресс-методике.
    Использую данную методику ужу давно. Будучи еще школьным психологом. Надо отметить и в работе воспитателя спец.школы. Дает объективную оценку возможностей выпускников. Главное очень нравится самим учащимся. Главное преимущество- лаконичность и точность.

    Искусство понимания мимики, умение «читать» лица других людей очень важно для любого человека, живущего в наше время. Это умение необходимо каждому – в особенности людям, планирующим связать свою дальнейшую трудовую деятельность с профессиями, в которых необходима работа с людьми. Кроме того, умение распознавать эмоции других людей полезно в любых видах межличностного общения. Оно поможет лучше понимать друзей и родителей (ведь часто бывает трудно понять и принять то, что у людей существуют различия в том, как переживаются и отображаются на лице одни и те же эмоции). Поможет угадывать намерения малознакомых людей и быть более успешным в интимно-личностных отношениях. Цель занятия — пробудить в ребятах интерес к этой теме и побудить их к самостоятельному и более полному изучению невербального общения.

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников.

    1. развитие познавательных интересов и кругозора.
    2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.
    3. Тема: «Приключение в мире сказок»! Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников. Задачи: 1. развитие познавательных интересов и кругозора. 2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости. 3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений. Время занятия: 45 мин. оборудование: интерактивная доска, презентация, карандаши, рисунки — раскраски Тип урока: познавательный.

      Данный урок рассчитан на детей 7-8 лет

      Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.

    4. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений.

    Данная разработка содержит конспект занятия для учащихся 1 — х классов. При проведении занятия используются разные современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация. Занятие может быть использовано как часть коррекционно — развивающей программы адаптации, так и как самостоятельное занятие по предложенной теме. Если работоспособность детей в группе не очень высокая, то можно исключить упражнение с совместным рисованием истории. Задание с раскрашиванием рюкзака может быть использовано педагогом — психологом с диагностической целью.

    Целевая аудитория: для 1 класса

    Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

    Лекция для классных руководителей о влиянии цвета на развитие личности ребёнка. Умело, грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармони, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно сделать помещение унылым и невыразительным, или излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг. В лекции приведены примеры сочетания и влияния различных цветов на личность. Лекция подкреплена примерами находящимися в презентации.

    Целевая аудитория: для классного руководителя

    Данная презентация может использовать педагогами-психологами на индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. В презентации представлены задания на развитие восприятия, внимания, памяти.

    В презентации «Психологическая подготовка к экзаменам» рассматривается объективный взгляд на экзамен. Ребята из презентации смогут узнать из каких моментов должна состоять подготовка к экзамену и как правильно ее организовать на каждом из этапов. Какими способами бороться со стрессом, какие продукты необходимо употреблять. Узнают о важности режима сна и отдыха в период подготовки, ознакомятся с приемами, мобилизующими интеллектуальные возможности. Презентацию можно использовать педагогу- психологу в рамках профилактической работы.

    Данная разработка поможет Вам скорректировать поведение детей. Материал разработан на основании книги Мишеля Борбра «38 способов изменения проблемного поведения ребенка» материал может быть интересен психологам, классным руководителям и родителям. Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия на методических объединениях и родительских собраниях.

    Целевая аудитория: для психолога

    Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема родительского собрания:
     причины возникновения конфликтных ситуаций;
     умение определять проблему (выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и анализировать ее;
     поиск возможных выходов решения из конфликтной ситуации.
    Материал методической разработки ориентирован для родителей подростков 11-14 лет.
    По итогам собрания родители приобретают следующие навыки:
     умение находить компромисс;
     умение применять полученные навыки, упреждающие возможным воспитательным затруднениям;
     применение в личной практике техники активного слушания

    Родительское собрание-практикум содержит упражнения, рекомендации и презентацию. Направлено на повышение уверенности в себе родителей и повышение самооценки детей. Помогает формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Содержит информацию о психологических знаниях, умениях и навыках, необходимых родителю для достижения успеха в жизни, и жизни детей. Открывает новые грани индивидуальности детей в глазах родителей. Помогает в обеспечении психологического здоровья, профилактика суицидальных проявлений среди детей и подростков.

    Данная разработка способствует созданию благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Описывает основные причины, приводящие к недопониманию между детьми и родителями. Презентация позволяет учитывать возрастные особенности соответственно возрасту и потребностям ребёнка. Обращает внимание на важность доверительных отношений с детьми. Счастливая семья — пример для окружающих.

    Данная разработка позволит психологу провести интересное занятие по профориентации и одновременно выявить профессиональную направленность учащихся с учетом их склонностей и интересов. Занятие содержит упражнения, задания и методики, сочетает в себе элементы тренинга и диагностику. Представленная презентация направлена на активизацию интересов учащихся и позволяет тем, кто ещё не определился с выбором специальности невольно задуматься о том, какую из профессий выбрать. Презентация позволяет раскрыть особенности каждой из профессий. Содержит в себе большую часть существующих в мире профессий, как востребованных, так и престижных. Пробуждает интерес к профессиям и невольно заставляет думать о том, чем нравится заниматься в жизни и что выбрать, чтобы это приносило удовольствие и возможность добиваться наибольших результатов в работе, а также осуществить значительный карьерный рост.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
    Проблема:
    Психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
    Цель деятельности:
    • создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся школы и воспитанникам группы предшкольной подготовки успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

    Работа по развитию речи в старшей группе детского сада, основанная на требованиях ФГОС

    Красивая, развитая речь — это необходимое условие гармоничной социализации ребёнка, его комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения хороших и отличных результатов в учёбе. Непринуждённое и грамотное владение словом является важнейшим инструментом для развития мышления, творческой свободы самовыражения, разностороннего познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться правильно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в обществе. Далее подробно разъясним, каким образом следует строит работу по развитию речи у детей старшей группы согласно ФГОС.

    Требования ФГОС, касающиеся развития речи в старшей группе детского сада

    Работа по речевому развитию — многогранный творческий педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленный на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи (умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие).

    Направления развития речи:

  • структурное — становление и развитие звуковой культуры речи, а также умения выстраивать грамматические конструкции предложений;
  • функциональное — совершенствование речевого общения, формирование монологической и диалогической речи;
  • познавательное — обогащение лексических понятий, представлений об окружающем мире.
  • Программные требования

    Для государственных и частных образовательных организаций ФГОС сформулировал перечень программных требований, относящихся к области речевого развития:

  • Обогащение словарного запаса.
  • Соответствующее возрасту владение речевыми навыками как инструментом общения и освоения общекультурных ценностей.
  • Формирование логически последовательной, осмысленной и стройной речи, грамматически верно выстроенных диалогов и монологов.
  • Развитие умения внимательно слушать, запоминать персонажей, сюжетную линию и улавливать общий смысл сказок и детских литературных произведений.
  • Формирование навыков пересказа, эмоционального обыгрывания диалогов, составления самостоятельного короткого описательного рассказа о каком-либо явлении или объекте природы, основываясь на собственных наблюдениях и знаниях.
  • Обучение эмоциональной передаче смысла и выразительному чтению стихотворений наизусть.
  • Целенаправленная работа по расширению кругозора знаний о предметах, знакомство со словами, обозначающими свойства предметов (цветовые оттенки, форма, размер, качество материала и т. д.), понятия пространственно-временной системы координат.
  • Введение в лексикон обобщающих понятий, развитие умственных операций систематизации и классификации.
  • Пополнение словарного запаса словами, отражающими человеческие отношения, эмоции, психологические состояния.
  • Совершенствование грамматического построения предложения, использование простых распространённых грамматических конструкций с однородными определениями, обстоятельствами и дополнениями, а также сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Осуществляет работу по совершенствованию речевых навыков старших дошкольников, как правило, воспитатель в процессе базовых плановых занятий по развитию речи, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут. Однако по факту стимулируемая педагогом работа над речевыми навыками происходит и в процессе других занятий, а также общения и игр в группе. Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.

    В случае обнаружения у ребёнка во время логопедического обследования (прежде всего детей 5–6 лет, остальных воспитанников в течение года) речевой патологии коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед.

    Задачи по речевому развитию, которые должны быть достигнуты к концу учебного года

    Задачи:

    1. Совершенствование монологической формы речи, развитие речевого творчества. Монологические умения позволяют:

  • связно, самостоятельно пересказывать литературные произведения, передавая диалоги и указывая на характеристику героев сюжета;
  • на основе серии сюжетных картинок составлять последовательные изложения с указанием места и времени события, соблюдением структуры повествования;
  • составлять более сложные и развёрнутые рассказы по картинке с добавлением предшествующих и последующих событий, которые являются плодом творческого воображения ребёнка.
  • 2. Развитие диалогового общения, которое предполагает владение такими навыками:

  • давать точный ответ на вопрос в короткой и распространённой форме;
  • внимательно и терпеливо слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать;
  • формулировать вопрос, на основе полученного ответа строить встречный вопрос или реплику;
  • владеть речевым этикетом, общепринятыми формулами вежливого вербального общения.
  • 3. Пополнение словарного запаса благодаря расширению кругозора представлений о социальной жизни, природе взаимоотношений разных людей, особенностях их характера, определяющих поведение.

    4. Совершенствование способности понимания формы и смыслового содержания более сложного и объёмного литературного текста.

    5. Обучение навыкам в области лексики и грамматического строя речи:

  • делить на слоги слова, включающие два-три слога;
  • составлять звуковые схемы слова, выявляя гласные и согласные, твёрдость и мягкость согласных;
  • определять состав предложения по количеству и последовательности слов;
  • составлять целый предмет из частей по картинкам (тело человека, одежда, мебель, транспорт и т. д.);
  • согласовывать существительное и прилагательное в единственном числе, определять соответствующую форму предмета;
  • употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа (игрушка — игрушек, книга — книг и т. д.);
  • использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образовывать притяжательную форму прилагательных от существительных (Чей? Чья?).
  • Ориентировочные результаты к концу учебного года:

  • Воспитанник проявляет самостоятельность и активность в игровой деятельности, решении бытовых задач посредством общения со взрослыми и другими детьми, свободно выражает эмоциональное состояние, формулирует желания и просьбы, старается уходить от конфликта, демонстрирует вежливость и воспитанность в речи.
  • Испытывает комфортное психологическое самочувствие в разговоре, адекватно реагирует на вопросы, задаёт встречные, свободно использует простые средства объяснительной речи.
  • Активно использует аргументацию, проявляет интерес к поиску доказательств утверждения.
  • Замечает речевые ошибки сверстников и тактично их исправляет.
  • Проявляет интерес и пробует свои силы в речевом творчестве, например, самостоятельно придумывает небольшие рассказы, подбирает рифмы.
  • Развита звуковая чистота, грамотность и эмоциональная выразительность речи.
  • Производит звуковой анализ слова, выделяет слоги в простых словах из двух-трёх слогов.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы.
  • Правильно отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, определяет причинно-следственные связи.
  • Различает жанры сказки, стихотворения, рассказа.
  • Средства и методы речевого развития

    1. Общение со взрослым окружением.

    Подражание речи взрослых остаётся основным инструментом речевого развития детей, поэтому для педагога важно соблюдать правильную и ясную артикуляцию звуков и их сочетания, демонстрировать чувственную и эмоциональную насыщенность и выразительность речи (чувства радости, ласки, удивления, одобрения, разочарования, огорчения и т. д.), проявлять разнообразный диапазон силы голоса, тембра и темпа речи.

    2. Культурная языковая и предметная среда.

    Внутренний мир ребёнка в этом возрасте напитывается новыми впечатлениями, знаниями, обогащается жизненный опыт малыша, всё это приводит к стремительному пополнению словарного запаса. Задача воспитателя состоит в том, чтобы во время прогулок, совместных игр на занятиях, неформального общения с воспитанниками уточнять и активизировать лексический потенциал, внимательно и терпеливо выслушивать, помогать точнее и полнее выражать свои мысли, впечатления, ощущения, переживания, подсказывая нужные слова и исправляя ошибки.

    Согласно требованиям ФГОС для детей необходимо создать комфортную и эстетически привлекательную обстановку, специальную предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность, а также неформальное игровое общение детей. Дидактические и наглядные пособия и материалы воспитатель использует во время проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр. В свободное время дети могут самостоятельно играть в речевом уголке, но необходимо воспитывать бережное отношение к настольным играм, приучать малышей поддерживать порядок.

    Речевой уголок заполняется по разделам:

  • артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
  • мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п.;
  • дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;
  • высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвёртый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
  • фонематический слух: игры на дифференциацию звуков — игры с парными карточками З.Т.Бобылевой;
  • звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);
  • лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовёт», «Часть и целое» и др.;
  • грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
  • связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
  • грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
  • 3. Непосредственная обучающая деятельность на специальных занятиях.

    Основные формы работы:

  • дидактические, ролевые и подвижные игры;
  • наблюдение, рассматривание;
  • творческая и проектная деятельность, экспериментирование;
  • беседа, обсуждение, чтение;
  • мастерская.
  • Видео: НОД по развитию речи «Цветик-Семицветик»

    4. Мир художественной литературы и искусства.

    Ежедневное чтение художественной литературы, предусмотренной образовательной программой, обучение умению внимательно слушать сказки, произведения различных авторов. Чтение можно сопровождать демонстрацией наглядного материала, показом игрушечных персонажей, игровой импровизацией с просьбой продолжить, повторить, пересказать услышанное или словами описать картинку. Стоит заметить, что педагогу также необходимо постепенно приучать детей воспринимать художественное произведение без дополнительного участия средств наглядности.

    В старшей группе нововведением является чтение «большой» книги по частям с последующим продолжением. Обсуждение сюжета или характеров главных героев может выстраиваться вокруг таких заданий:

    — расскажите о самом весёлом, грустном, страшном эпизоде;

    — расскажите, что произошло дальше (воспитатель читает небольшой отрывок);

    — проиграйте диалог главных героев так, как он вам запомнился, например, разговор Карлсона с Малышом.

    Пятилеток начинают знакомить с орфографическим словарём, рассказывая о правилах путешествия по страницам этой необычной книги, в которой живут слова, объединённые в большие семейства по начальной букве.

    Наглядные — основаны на непосредственном наблюдении в процессе экскурсий, рассматривания предметов и опосредованном рассматривании картинок, игрушек, описании и составлении рассказов по иллюстрациям и игрушкам.

    1. Демонстрация слайд-шоу по литературному или сказочному сюжету с установкой на самостоятельный рассказ детей.

    Методика проведения: показать презентацию трижды в течение месяца с готовым авторским текстом, а затем сообщить детям, что они сами будут выступать в роли рассказчика, при этом каждый будет словесно иллюстрировать свой слайд.

    2. Творческий рассказ к картинке в продолжение сюжета. (А что произойдёт, когда дети вернутся с прогулки домой?)

    Видео: рассказ к картинке и самостоятельный рассказ

    3. Дидактическая игра на составление самостоятельного, последовательного творческого рассказа об игрушках.

    4. Игры с использованием наглядности (предметы, игрушки, картинки-путаницы): «Кто или что лишнее?», «Определи на ощупь из чего предмет или игрушка», «Какая картинка нарушила порядок?».

    Словесные — чтение и рассказывание литературно-художественных произведений, пересказ, заучивание наизусть, рассказ без опоры на наглядность.

    Старших дошкольников начинают обучать пересказу. Выбранное произведение должно вызывать интерес и живую эмоциональную реакцию, тогда дети увлечённо будут слушать сначала чтение воспитателя, затем пересказ своих сверстников, попутно включаясь в работу. В начале учебного года воспитатель часто помогает, подсказывает своим воспитанникам, но во втором полугодии дети учатся пересказывать в небольших подгруппах (2–3 человека), сами принимая решение по поводу момента передачи эстафеты повествования, таким образом, формируются навыки деления текста на логически взаимосвязанные части и соблюдения правильной последовательности изложения информации.

    1. Пересказ рассказов, сказок (10–11 занятий в год).

    Алгоритм реализации включает несколько шагов:

    • подготовительный — воспитатель во время знакомства с текстом обращает внимание на слова, требующие дополнительного пояснения детям;
    • вводная беседа (1 минута);
    • первичное чтение текста без постановки задачи на запоминание, несколько вопросов на понимание содержания;
    • установка на запоминание, сообщение детям о том, что они сами будут рассказывать, повторное чтение, для пересказа вызывается 6–7 детей.
    • 2. Описание предмета или ситуации из жизненного опыта по памяти (рассказ о домашнем любимце, семейных праздниках, домашних хлопотах, прогулке в выходной день, играх на детской площадке и т. д.).

      Методический приём — пример аналогичного рассказа с планом, вопрос-подсказка.

      3. Дидактическая игра без опоры на наглядность в форме загадок «Угадай время года», «Угадай животное», «На каком транспорте отправимся путешествовать?»

      Методический приём — воспитатель показывает пример, задаёт план.

      Видео: составление творческого рассказа (истории) «Однажды плыли мы по морю»

      4. Неординарным методом развития творческого воображения и фантазии, а также совершенствования образной речи является упражнение, связанное с сочинением детьми сказок по предложенной воспитателем теме, не опирающейся на известные литературные или сказочные сюжеты. («Как зайчик храбрость искал», «Как подружились волчонок и ёжик», «Путешествие белого медведя по Африке» и т. д.)

      5. Завершение рассказа.

      Методический приём: наводящие вопросы в форме плана без опоры на образец. Примерные темы: «Как прошла экскурсия», «Как мы строили ракету», «Как дети спасли котёнка», «Наш дворовой театр» и т. д.

      6. Составление письма, например, любимому анимационному или сказочному герою.

      Практические — использование дидактических упражнений, а также игровых технологий (ролевых и дидактических), проигрывание воображаемых ситуаций, театральных импровизаций как средств тренировки звукопроизношения, диалоговой речи, методов психологического и интеллектуального раскрепощения, развития инициативности и творческой активности.

      1. Словесные задания и упражнения: «Расскажи иначе» (на употребление синонимов), «Скажи наоборот» (на употребление антонимов), «Расскажи подробнее» и т. д.

      2. Забавные игры-нелепицы («Чего на свете не бывает?»), смысл которых состоит в том, чтобы продолжить весёлый рассказ, развивая при этом не только словарный ресурс, а ещё воображение и чувство юмора:

      — Весной у волка родились зайчата, а у лисы — котята …

      — В сказочной стране слоны летают, а рыбы бегают, птицы плавают, а зайчик охотится на волка …

      3. Для совершенствования синтаксического строя речи важны ситуативные задания, суть которых сводится к доказательству ребёнком своей точки зрения или убеждения, объяснения правила игры сверстникам.

      Видео: занятие по развитию речи «Приметы осени»

      4. Звуковую культуру речи помогут усовершенствовать такие игры и упражнения:

      — Вспомните и назовите слова со звуком «ж» …

      — «Замени словечко», материал для этой игры можно подобрать в сборниках развивающих игр для детей.

      Закричал охотник: «Ой!
      Двери (звери) гонятся за мной!
      На болоте нет дорог.
      Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!»

      — Сложи цепочку из картинок (звук, на который заканчивается слово аист, должен быть первым в слове, обозначающем предмет, изображённый на следующей картинке).

      5. Чтение и проговаривание скороговорок можно использовать как упражнения, которые помогут решить проблемы с речевым дыханием и добиться плавности речи. Сначала дети хором повторяют скороговорку за воспитателем. Затем можно приступать к индивидуальной тренировке и закреплению.

      6. Драматизация литературного произведения или сказки (костюмированный ролевой, кукольный, настольный или пальчиковый театр).

      Используется хорошо известное произведение, содержащее этический контекст, дети оперируют языком произведения с ярко выраженной интонацией, а также проявляют пластический и мимический артистизм.

      7. Проведение физкультминуток, которые также являются учебным заданием, поэтому необходимо настраивать детей на серьёзное отношение к физкультурным паузам и старательное их выполнение. Игровая гимнастика — несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «лыжник» и т. д.). Совершенствование мелкой моторики рук. Научные исследования В.М. Бехтерева обнаружили глубинную взаимосвязь гибкости и ловкости пальцев рук и деятельности высшей нервной системы. Пальчиковая гимнастика снимет умственное напряжение, мимический зажим, расслабит мышцы. Речевой механизм напрямую зависит от развитости ручных умений.

      Видео: развитие связной речи дошкольников средствами ИКТ

      Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы разрабатывается педагогами дошкольного учреждения на основе одной из комплексных или парциальных программ и утверждается заведующей детского сада.

      На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению речевой культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности. Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения. Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы.

      Комплексные — придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.

      Парциальные — акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка, при таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ.

      Группа комплексных программ:

    • «Диалог» (руководитель коллектива авторов — О.Л. Соболева)
    • Новейшая программа, которая охватывает все образовательные области, но подчёркивает приоритетность речевого развития с ярко выраженным акцентом на речевое творчество, а также профилактику и коррекцию речевых недостатков. Стержень программы — развитие творческого воображения, стабильной мотивации к познавательной деятельности средствами современных игровых педагогических технологий с опорой на сказочную метафору, вокруг которой выстраивается сценарий развивающего занятия.

      • «От рождения до школы»
      • Новая редакция Типовой программы воспитания и обучения в ДОУ 1985 г., разработана с учётом современных научных достижений и опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа базируется на принципах гуманно-личностного отношения к ребёнку, нацелена на гармоничное всестороннее развитие, становление и развитие духовных общечеловеческих ценностей. Доминирует развивающая модель образования, призывающая педагога ориентироваться на индивидуальные особенности воспитанника, такой подход соответствует осовремененной «Концепции дошкольного воспитания» (В.А. Петровский, В.В. Давыдов и др.) о значимости и ценности дошкольного этапа детства. Принцип культуросообразности является базовым в построении программы в целом. Ведущим типом деятельности в дошкольном детстве считается игра.

      • «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.)
      • Особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями. Авторы рассматривают семь основных характеристик личности, которые важно сформировать у ребёнка.

      • «Детство» (Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой и др.)
      • Разработана как программа многостороннего, обогащённого интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка в различных видах деятельности.

        Парциальные программы:

      • «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова)
      • Нацелена на развитие речевых умений, навыков связного высказывания, понимания взаимосвязей между структурными частями рассказа и отдельными фразами.

        Придерживается принципа интеграции различных образовательных областей. Основные задачи коммуникативной образовательной области видит в становлении навыков свободного общения с детьми и взрослыми, совершенствование всех компонентов устной речи (лексического, грамматического, произносительного), связной речи (диалог, монолог) в различных видах детской деятельности.

      • «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)
      • В основе программы лежит комплекс научных теоретико-экспериментальных авторских методик, а также психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой становление сознания человека является определяющим направлением его развития.

        Пособия на основе госстандарта

        Методические пособия разрабатываются для того, чтобы помочь воспитателю, особенно начинающему, в организации его работы. Кроме того, все они проходят рецензирование, соответствуют современному уровню научных знаний в области детской психологии и физиологии, общеобразовательным программам и требованиям государственного стандарта дошкольного образования. Как правило, методические рекомендации являются дополнением к конкретной комплексной или парциальной программе, поэтому целесообразно отдать предпочтение авторским пособиям, которые входят в единый учебно-методический комплекс вместе с общеобразовательной программой, по которой работает садик. Пособия носят рекомендационный характер, поэтому необязательны (обязательны только нормативные документы), воспитатель может свободно выбирать пособия исходя из приоритетных образовательных задач, которые решает дошкольное учреждение.

        Стоит всё же заметить, что методические пособия призваны значительно облегчить и ускорить процесс подготовки педагога к занятиям, избавив его от необходимости затрачивать время на поиск и проработку большого массива информации. Наиболее удачные разработки, подтвердившие свою эффективность на практике, молодому воспитателю обычно советует более опытный коллега, например, старший воспитатель, который отвечает за сектор методической литературы и комплектует методический уголок.

        Пособия по развитию речи у дошкольников.

        Структура занятия, примеры планов занятий

      • Организационная вводная часть мотивирующего и стимулирующего характера, которая включает чтение стихотворения или загадки, воспитатель настраивает детей на работу, пробуждает интерес к теме занятия.
      • Практическая часть, когда педагог устанавливает задачу, объясняет смысл задания, которое должны выполнить дети, например, составить продолжение истории по её началу, описать сюжетную картинку, назвать предметы по определённой теме и т. д.
      • Активная работа детей по выполнению задания, может проходить в игровой форме или выполнения упражнения в процессе физкультурной паузы. Словесная оценка деятельности детей.
      • Подведение итогов, когда педагог обращает внимание детей на результаты выполненного занятия, подчёркивает и повторяет главное умение, которое должны были освоить или закрепить дети.
      • Видео: речевое развитие у детей старшей группы

        План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну сказок» (автор Иванова Анастасия Александровна)

        Раз, два, три, четыре, пять,
        Дети загибают поочерёдно пальцы на обеих руках.
        Будем вместе мы играть,
        Разгибают пальцы поочерёдно на обеих руках.
        Будем дружно мы играть,
        Сжимают и разжимают кулачки.
        В сказку будем попадать.
        Поднимают руки вверх.

        2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.
        Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.

      • Задания на развитие интонационной выразительности речи:
      • Послушать и повторить слова:
        — Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
        — Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).
        — Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).
        Произнести слова с разной интонацией:
        — Оторвали мишке лапу (жалобно).
        — Кошка спит (ровно).
        — Я люблю свою бабушку (ласково).
        Педагог обязательно поощряет детей.

      • Воспитатель обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.
      • Сюрпризный момент — появление сундучка.
      • Воспитатель. Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нём платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмёт себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом.
        Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?

        3. Игровой момент.
        «Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами.
        Мы шагаем по дорожке, Поднимаем тихо ножки. И неслышно так идём, в сказку, видно, попадём!

        4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».
        Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят».
        Воспитатель. Ребята, кто это?
        Дети. Коза, козлята и волк.
        Воспитатель. Как можно назвать их по-другому, как в сказке?
        Дети.
        — Коза — жёлтые глаза.
        — Коза — матушка, маменька.
        — Козлятки, козлятушки-ребятушки, детки малые.
        — Волк-волчище — серый хвостище, волк — зубами щёлк.
        Воспитатель. Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как её пела козлятам матушка-коза и как её пел козлятам волк.
        Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поёт голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поёт грубым голосом. Дети стараются проинтонировать соответственно.

        Колотушке, ребятушки,
        Отпоритесь, отворитесь,
        Ваша мать пришла,
        Молочка принесла.

        5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».
        Воспитатель предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.
        Первый вариант
        Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.
        Зайчик. Выразительные движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.
        Второй вариант
        Лиса. Выразительные движения: руки широко распростёрты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.
        Зайчик Выразительные движения: положение — стоя, одна нога чуть вперёд, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

        6. Подведения итогов
        Воспитатель. Где мы с вами побывали? О чём мы с вами говорили?
        Волшебный сундучок вам тоже приготовил. Свои подарки. Вот такие вот смайлики, с разным эмоциональным состоянием, вам на память, чтобы вы не забывали о нашем путешествие в страну сказок.

        Видео: НОД (развитие речи, театрализованная деятельность) «Буратино ищет артистов»

        Проверка результатов работы

        Тематическую проверку работы педагогического коллектива по речевому развитию проводит администрация садика, психолог и учитель-логопед трижды в течение учебного года. В сентябре осуществляется мониторинг стартового уровня речевого развития детей и проверка документации (планирование), в середине — уточняется и анализируется динамика, в конце — подводятся итоги, делаются выводы о степени эффективности произведённой педагогической работы. Задачами проверки являются:

      • анализ качества планирования работы по речевому развитию;
      • создание необходимой развивающей среды, способствующей совершенствованию речевых навыков детей;
      • уровень профессиональной компетентности педагогов;
      • диагностика уровня развития речи у воспитанников.
      • экспресс-опрос воспитателей, проверка документации;
      • посещение открытых занятий;
      • тестирование детей на определение уровня речевой компетентности (проводят логопед, психолог и старший воспитатель).
      • Обследование проводится строго индивидуально с каждым ребёнком в течение 20–25 минут, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются. Итоговый подсчёт баллов позволит определить уровень речевого развития малыша (высокий, средний, низкий). По результатам тестирования готовятся рекомендации для воспитателей и родителей с указанием проблемных моментов, на которые стоит уделить внимание. Методическим подспорьем для проведения всестороннего исследования уровня сформированности речевых навыков и развития культуры общения детей могут стать пособия:

      • Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
      • Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
      • Сборники содержат тестовые задания, которые могут также использовать и родители для диагностики речевого развития своего ребёнка.

        Примеры тестовых заданий.

        Задание 14. Закончи предложение.
        Тигр живёт с тигрицей, а лев …
        Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы …
        На гитаре играет гитарист, а на скрипке …
        Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины …
        Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы …
        ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

        Задание 22.
        Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым.
        Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.
        ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
        Б. Сколько звуков в слове «жук»?
        ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
        Сколько звуков в слове «ваза»?
        ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
        Максимальное количество баллов за все задание — 3.

        Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):

      • На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли до­мой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.
      • Мальчик перепрыгнул через лужу и пошёл дальше, а девочка оста­новилась около неё.
      • Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
      • Мальчик вернулся, принёс дощечку и перекинул её через лужу.
      • Мальчик помог девочке перейти через лужу.
      • ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов. Максимальное количество баллов — 2.

        Важнейшей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого качественного уровня владения родным языком. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от организации жизни детского сада и атмосферы, в которой пребывает малыш, от заботливо созданной и продуманной до мелочей предметно-развивающей среды. Дети этого возраста чрезвычайно активны, открыты к познанию нового, но часто проявляет поспешность, поэтому допускают ошибки, при этом довольно болезненно воспринимают критическую оценку. Поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, дружелюбие и тактичность по отношению к детям, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка ответное стремление работать и позволит добиться высокого образовательного результата.

        paidagogos.com