Полезные статьи

Местные налоги и их значение

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

Налог на имущество физических лиц

Порядок взимания установлен законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщики налогов на имущество — физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения, определяемые законом.

Закон выделяет две группы объектов налогообложения:

  • жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
  • моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
  • Налог с имущества первой группы исчисляется с его инвентаризационной стоимости или со стоимости, определяемой по обязательному страхованию в размере, не превышающем 0,1%.

    Налог на транспортные средства уплачивается в зависимости от их мощности.

    Исчисление налогов производится налоговыми органами.

    Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

    По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

    За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

    За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

    В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

    При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

    При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

    www.grandars.ru

    Местные налоги — роль и значение

    Чтобы обеспечить единство страны, а также единство в развитии экономических реформ, очень важно наличие оптимального местного самоуправления. С экономической точки зрения местные органы власти самостоятельного бюджета не имеют. А это, в свою очередь, означает, что такие органы не могут располагать возможностями хорошо и правильно осуществлять свои возможности и полномочия. Именно поэтому важным источником доходов в бюджет являются налоги. Более 8 лет в России действует новая система налогообложения, благодаря которой удается добиваться нормативного и оптимального обеспечения налоговой системы.

    Местные налоги и сборы представляют собой такие виды сборов и налогов, которые могут устанавливаться на основании правовых нормативных актов органов МСУ. Они обязательны к уплате на той территории, где находится место объекта уплаты налога. Таким образом, местные налоги являются источником формирования дохода в местный бюджет. К местным налогам можно отнести налог на имущество физического лица, налог на строительство каких-либо строительных объектов, которые возводят в курортных зонах и земельный налог. Местные налоги могут различаться по ставкам, элементам налогообложения, сроком уплаты и формы отчетности.

    Уплачивать местные налоги обязаны физические и юридические лица. Существуют особенности взыскания таких налогов, они входят в валовые затраты. Следовательно, местные налоги РФ оказывают влияние на формирование прибыли. Органы МСУ могут производить следующие направления:

    — вводить лишь такие сборы и налоги, которые предусматриваются актами законодательства;

    — устанавливать такие ставки, которые не могут превышать предельные размеры налогов, которые, в свою очередь, предусмотрены в актах законодательства;

    — Устанавливать также дополнительные льготы для так называемых отдаленных налогоплательщиков.

    Существует также регистрационные сборы с физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Это такие налоги, как – налог на рекламу, за право торговли, лицензионный сбор, который дает право осуществлять деятельность местных аукционов. Регистрационными сборами могут выступать – целевые сборы с организаций, учреждений, граждан и предприятий; лицензированный сбор, который дает право торговать винно-водочной продукцией; сбор с владения домашними питомцами; сбор, который дает право на использование местной символики; за то, чтобы припарковать свой автотранспорт; за выигрыш и участие в бегах; сбор со сделок; за право проведения киносъемок и телесъемок; за уборку территорий; на содержание различных объектов жилищного фонда, культурной и социальной сферы.

    Таким образом, устанавливать местные налоги и сборы можно только при участии соответствующих элементов налогообложения. Порядок выплаты и взимания местных налогов устанавливается городскими, поселковыми и сельскими советами.

    В социальной жизни налоги играют очень важную роль, механизм системы налогообложения просто обязан базироваться на оптимальном сочетании всех интересов со стороны различных слоев общества. Для того, чтобы обеспечить общественное равновесие в обществе, необходима рациональная функция налогов и сборов.

    В заключении можно сказать, что система всех налогов нуждается в постоянном совершенствовании. Система налогообложения признана обеспечить местные органы самоуправления возможными финансовыми ресурсами, а также служить направлением для социальной и экономической политики. В каждой стране необходимо введение единой системы местного налогообложения, которая может быть построена на методологии и принципах взимания.

    fb.ru

    Местные налоги и сборы, их значение в формировании местных бюджетов;

    Местные налоги и сборы и их роль в местном самоуправлении

    Система мecтныx нaлoгoв и сборов является составной частью налоговой системы РФ. Их основная задача – создание стабильных источников формирования доходов бюджетов.

    Местное нaлoгooблaжение наряду с мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет должно обеспечить в условиях рыночной экономики достижение поставленных экономических и социальных целей в процессе местного развития.

    Налоговая политика в РФ показала, что со своей ролью система местного налогообложения не справляется. Поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Это свидетельствует о серьезном ослаблении налоговой базы, высокой доле централизации доходов, формируемых на местах.

    Для оздоровления местных бюджетов большое значение имеет изучение исторического опыта функционирования налогов.

    В России с начала XIX в. с ростом количества городов возникла потребность в особом способе налогового обеспечения их функционирования. Уже в 1823 г. был введен налог с недвижимого имущества в размере 0,5%. По мере развития городского хозяйства стали возникать новые доходы за счет введения налогов с торговых и ремесленных заведений, акцизных сборов с частных бань, трактиров и т.д.

    В 1859 г. введение местных дел было передано земствам, которые для покрытия расходов получили право взимать специальный налог, или земский сбор, а так же иные налоги.

    Земства столкнулись с полным отсутствием сведений о стоимости и доходности имущества, что привело к созданию специальной статистической службы, которая занялась оценкой и описанием имущества. Основную часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, фабрики, доходные дома.

    Именно в рамках деятельности земств впервые были составлены достаточно полные документы, которые описывали недвижимое имущество как объект налогообложения.

    В Российской империи местные налоги имели те же основные черты, что и в большинстве других государств. Основным объектом обложения было недвижимое имущество.

    В 1921 г. обособление местного бюджета от государственного было вызвано потребностью его разгрузить. Расширился круг расходов переносимых на местный бюджет. Для усиления доходной базы местных бюджетов был значительно увеличен размер отчислений от общегосударственных доходов и надбавок к ним.

    С 1930 г. начался период лишения местных Советов финансовой самостоятельности. В 1930 – е гг. сложилась структура местных бюджетов, при этом 1/3 составляли закрепленные налоги, 2/3 регулирующие.

    В доперестроечное время перечь местных налогов и сборов был значительно уже , чем в большинстве государств. Особенности местных налогов:

    — основные поступления в сельской местности от налога со строений и земельной ренты;

    — эти средства составляют малую часть в местных бюджетах.

    Дальнейшее развитие бюджетное законодательство в области местного налогообложения получило в конце 50 – х в начале 60 – х гг., когда было четко регламентированы бюджетные права Союза и республик. Было отмечено главное назначение местных налогов, заключающееся в обеспечении необходимыми денежными средствами финансирования хозяйственного и культурного строительства.

    В современных условиях местные налоги теоретически являются основным элементом экономического регулирования в регионе.

    В большинстве зарубежных стран местными налогами являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно местными органами самоуправления.

    В последние годы в условиях формирования рыночных отношений система местных налогов и сборов в РФ неоднократно изменялась как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения. В 1992 г. было установлено право республиканских и краевых органов представительной власти на введение 3 видов региональных налогов и местных органов – на введение – 21 вида налогов.

    В 1993 г. общее допустимое количество местных налогов составило 23 наименования. Налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с индивидуальных предпринимателей носили общеобязательный характер и взимались на всей территории РФ.

    Попытка использовать в качестве решения проблемы формирования доходной части местных бюджетов расширение прав налоговой инициативы не дала желаемого результата. Произошла сегментация налогового пространства, однако доходы, полученные от введения этих налогов, составляли незначительную часть.

    В 1996 г. было отменено право местных органов власти на введение дополнительных налогов и сборов. Но вплоть до 1999 г.в 24 регионах продолжали действовать местные налоги, не предусмотренные федеральным налоговым законодательством.

    Установление местных налогов и сборов должно базироваться в первую очередь на общих системных принципах и методологии исчисления и взимания. Бесконтрольное введение новых налогов может привести к установлению непосильного налогового бремени для налогоплательщиков, уменьшению предпринимательской активности.

    С введением в действие НК РФ местные налоги подвергаются изменениям, главное из которых – сокращение их количества, которое сокращается до 5 наименований.

    Современные местные налоги и сборы:

    — налог на рекламу;

    — налог на имущество физических л;

    — местные лицензионные сборы.

    Наиболее актуальный вопрос, нашедший разрешение в НКРФ – распределение полномочий федеральных органов власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления. Полномочия распределены исходя из положения, что все налоги и сборы разных уровней – элементы единой налоговой системы.

    Органам законодательной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно вводить и отменять действие региональных и местных налогов и сборов.

    studopedia.su

    Местные налоги и сборы. Информация об установлении региональных и местных налогов и сборов

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    Согласно ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

    Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

    Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

    Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

    Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

    При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    К местным налогам относятся:
    1) земельный налог;
    2) налог на имущество физических лиц.

    В целях своевременного зачисления региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитных организациях на территории субъекта РФ органам федерального казначейства Министерства финансов РФ открыт лицевой счет на балансовом счете N40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства». На указанном балансовом счете открывается отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 02 в 15-м и 16-м разрядах номера лицевого счета.

    Лицевой счет с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N40101 открывается Управлению федерального казначейства по субъекту РФ и его отделениям в установленном порядке при условии заключения соглашения между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. При этом необходимо учесть, что органами федерального казначейства Министерства финансов РФ должно быть представлено в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитной организации распоряжение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления о предоставлении им права на распределение поступающих региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований по нормативам, установленным в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, а также решениями органов представительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

    С момента открытия органам федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевого счета с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N40101 налоги и сборы, подлежащие распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, отдельным платежным поручением налогоплательщика по каждому виду налога в полной сумме зачисляются на указанный лицевой счет. Налоговые органы извещают налогоплательщиков об указанных изменениях.

    Платежные документы на перечисление указанных налогов, находящиеся в картотеке к внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и в картотеке к внебалансовому счету N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», исполняются учреждениями Банка России, кредитными организациями (филиалами) в установленном порядке, и зачисление этих налогов производится на счета, указанные в платежных документах.

    Управление федерального казначейства по субъекту РФ и его отделения не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка по лицевому счету с символом отчетности банка 02 балансового счета N 40101 платежными поручениями перечисляют в пределах остатка средств на этом счете суммы поступивших региональных и местных налогов и сборов по установленным нормативам на соответствующие счета бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.

    В целях обеспечения оперативного ведения учета региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, выписки по лицевому счету с символом отчетности банка 02 балансового счета N40101 вместе с приложенными экземплярами платежных документов выдаются учреждениями Банка России, кредитными организациями органам федерального казначейства Министерства финансов РФ с последующей передачей этих документов налоговым и финансовым органам субъекта РФ и муниципальных образований.

    Возврат излишне уплаченных или ошибочно перечисленных региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, осуществляется платежными поручениями органов федерального казначейства Министерства финансов РФ на основании заключения налогового органа по форме N 21 о наличии переплаты налогоплательщиком указанного налога, предусмотренного Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 15 апреля 1994 г. N 26, в пределах остатка средств по этому лицевому счету. Заключение налогового органа о наличии переплаты налогоплательщиком налогов и сборов по форме N 21 в учреждения Банка России и кредитные организации не представляется. Ответственность за обоснованность возврата средств несут налоговые органы.

    Управление федерального казначейства по субъекту РФ представляет органам исполнительной власти субъекта РФ справку о суммах поступивших региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, и перечисленных на счета бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований в сроки, установленные в соответствии с бюджетным соглашением между соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ и Министерством финансов РФ, а также соглашением, заключаемым между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. Ответственность за правильное распределение указанных налогов и сборов, а также за своевременное представление в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России субъекта РФ и кредитные организации платежных поручений на перечисление причитающихся сумм на счета бюджетов соответствующих уровней несут органы федерального казначейства Министерства финансов РФ.

    В связи с поступающими многочисленными запросами от налогоплательщиков и налоговых органов о порядке расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам было выпущено письмо Госналогслужбы РФ от 7 декабря 1998 г. N ШС-6-01/865 «О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам».

    Этим письмом еще раз отмечается, что право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.

    Кроме того, п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. В подпункте 4 п. 3 ст. 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

    В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 21 марта 2005 г.) (далее — ГК РФ) местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

    Согласно ст. 55 ГК РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Пунктом 3 этой же статьи определено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    В практике работы налоговых инспекций бывают случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта РФ, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную статью ГК РФ, считает, что не обязано уплачивать местные налоги по своему фактическому местонахождению (осуществлению деятельности).

    Такая постановка вопроса юридическим лицом является неправомерной, поскольку п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

    Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

    Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

    Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям. Основой распределения является численность работающих в данном филиале или представительстве граждан или фактически начисленная сумма заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.

    Исходя из расчета долю начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, головное предприятие перечисляет в согласованные сроки в соответствующие бюджеты.

    psyera.ru