Полезные статьи

Местные налоги дипломная

Дипломная. Местные налоги. Действующий механизм и проблемы совершенствования. 2017 64%

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы действующего механизма местного налогообложения 6
1.1. Из истории развития местного налогообложения 6
1.2. Характеристика местных налогов 12
1.3. Зарубежный опыт местного налогообложения 37
Глава 2. Современное состояние местного налогообложения в РФ и РД 52
2.1. Общие условия установления и взимания местных налогов 52
2.2. Роль местных налогов в формировании доходов местных бюджетов на примере МРИ ФНС №7 по г. Буйнакск 54
2.3. Анализ и оценка местного налогообложения в Республике Дагестан 60
Глава 3. Основные направления совершенствования местного налогообложения 73
Заключение 88
Список использованных источников 90

В момент перехода к рыночным отношениям ведущей оказалась и роль местных бюджетов, поскольку их формирование и использование непосредственно связаны с решением основных задач социально-экономических преобразований.
В условиях самостоятельного экономического развития субъектов Российской Федерации, административных районов в составе этих субъектов принципиальное значение приобретает вопрос, связанный с их самофинансированием.
Важной задачей современного государства является обеспечение населения качественными услугами в социальной и экономической сферах. Основная роль в реализации этих целей принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно отвечать за эффективное социально-экономическое развитие подведомственных им территорий.
Органы местного самоуправления являются одним из важнейших элементов организации современных государств и играют решающую роль в достижении социального благополучия населения.
Однако эффективность их деятельности в регулировании экономической ситуации на территориях напрямую связана с наличием у местных органов финансовых средств, достаточных как для решения местных проблем, так и для эффективного участия в реализации общегосударственной политики в сфере социального и экономического развития.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и закрепленные в законодательном порядке регулирующие доходы местных бюджетов и правом определять направления их использования.
В наше время исключительно актуальной остается проблема расширения собственной доходной базы бюджетов местных органов самоуправления за счет поступления местных налогов.
Цель дипломной работы охарактеризовать место и роль местных налогов в налоговой системе.
Предметом является совокупность теоретических и практических аспектов взимания местных налогов.
Объектом исследования является местное налогообложение в Республике Дагестан.
Для достижения данной цели при написании дипломной работы были поставлены следующие задачи:
— показать роль и место местных налогов в налоговой системе;
— охарактеризовать элементы местных налогов;
— проанализировать динамику поступления местных налогов в бюджеты различных уровней;
— рассмотреть направление совершенствования взимания местных налогов.
Информационная база. При написании работы мы опирались на Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовую базу федерального, регионального и местного уровня. Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов. Так же мы черпали информацию из таких периодических изданий как: «Налоговый вестник», «Финансы», «Налоговая политика и практика» и др.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых таких, как Емелина Н.В., Гашенко И.В. Латынины Н.А., Панскова В.Г., Фомина В.Н., и других, посвященные проблемам оптимизации и совершенствования местных налогов в Российской Федерации.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объём работы в целом составляет 94 листа.
В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты функционирования местных налогов и сборов. Кроме того, в данной главе исследуется характеристика основных элементов налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Во второй главе проводится анализ эффективности исчисления и взимания местных налогов и сборов по Республике Дагестан на примере МРИ ФНС №7 по РД. Кроме того, дается оценка местного налогообложения в Республике Дагестан.
В третьей главе исследуются основные направления повышения эффективности исчисления и взимания местных налогов и местного налогообложения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дипломной работы я пришла к выводу, что введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.
В настоящее время введены в действие и взимаются два местных налога:
-земельный налог;
-налог на имущество физических лиц.
Перечень местных налогов, указанный в ст. 15 НК РФ, как и налогов других уровней налоговой системы России, является закрытым. Иначе говоря, никакой орган власти, за исключением Федерального собрания Российской Федерации, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что местный налог – это обязательный индивидуально-определенный, безвозмездный платеж, устанавливаемый и вводимый нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом законодательного (представительного) органа государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с требованиями федерального закона, носящий публичный характер, уплачиваемый организациями и физическими лицами на территории муниципального образования (на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга), если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами, в форме отчуждения денежных средств, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, зачисляемый в местный бюджет для финансового обеспечения деятельности муниципального образования.
Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.
Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления.
Реализация предложений по совершенствованию местного налогообложения в России, как представляется, могли бы значительно активизировать налоговую инициативу местных органов власти на подведомственных территориях и, как следствие, будет способствовать повышению уровня фискальной автономии муниципалитетов.

Список использованных источников

1. Правовые нормативные акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) (с изм. и доп. от 01.01.2015)
2. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2014 г.).
3. Федеральный закон от 29.11.2012г. №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
4. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) — Режим доступа: http://base.garant.ru.
5. Федеральный закон Российской Федерации №379-ФЗ от 29 ноября 2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
6. Федеральный закон от 21.07.97г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. от 31.12.2014г.)
7. Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 года №110-ФЗ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
8. Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2013 N 1101 -р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)».

2. Учебники, научные труды, монографии
10. Горбатко Е.С. Учет требований рынка к формированию компетенций работников налоговых служб. Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1.
11. Гостева Л. Динамичное развитие земельного налога. М.: «М-Пресс», 2012.
12. Кашин В.А., Сулейманов Д.Н. Повышение эффективности контрольной работы налоговых органов: современные подходы и инструменты. 2013. №11.
13. Присягина Г.Н. Налог на имущество физических лиц. М.: Финансы.- 2011.
14. Черник И.Д. Земельный налог: правовое регулирование и порядок внимание. — М.: «Эксмо», 2013.

3. Сборники статей, материалы научно-практических конференций
15. Абрамова А.В. Налог на имущество физических лиц в налоговом кодексе РФ // Муниципальная экономика. — 2014. — №4.
16. Абрамян Д.С. Налогообложение недвижимого имущества в России: проблемы и перспективы // Наукапарк. — 2014. — №9.
17. Агузарова Ф.С. Роль имущественных платежей физических лиц в налоговом потенциале. Налоговая политика и практика. 2012. № 3-1.
18. Агузарова Ф.С., Балаева Д.А. Роль налога на имущество физических лиц в формировании бюджета муниципального образования. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. №2.
19. Баландина А.С. Анализ применения налоговых льгот по налогу на прибыль в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2013. — №1 (21). — с. 82.
20. Баландина А.С. Земельный налог в Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования // Экономика. — 2013. — №13. — с.31-34.
21. Баханаева А.А. Налогообложение имущества физических лиц: проблемы и перспективы развития // Студенческие научные исследования. 2014. № 4
22. Безруков В.Б. Введение налога на недвижимость и риски двойного налогообложения // Налоговая политика и практика. — 2013. — № 5.
23. Белоусова С.Н. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам // Известия юго-западного государственного университета. — 2012. — №2.
24. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества // «Инфотропик Медиа», 2011г.
25. Бестаева З.У. Налог на имущество физических лиц: Актуальные проблемы и перспективы развития. Налоги и налогообложение. 2012. № 6.
26. Богуславская Н. Налог на имущество физических лиц: проблемы и пути совершенствования // Вестник ХГАЭП.- 2011.
27. Бойцук И.И. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц по новым правилам // ЗАО «Курск». — 2014. — №44.
28. Верстова М.С., Христова Н.А., Земельный налог в собственных условиях // Российский налоговый курьер. — 2011. — №41
29. Вяльцеа Н.Н. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 48.
30. Вяльцев Н.Н. Проблемы введения налога на недвижимость физических лиц в России. Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
31. Вяльцев Н.Н. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц // Управление экономическими системами. — 2012. — №12.
32. Гаврильева Т.Н. Налог на имущество физических лиц как база ожидаемого налога на недвижимость. ЭКО. 2013. № 2.
33. Заббарова О.А. Введение налога на недвижимость имущество для физических лиц: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами. — 2015. — №1 (73)
34. Ильин И.Е. Новые аспекты налога на имущество физических лиц // Аудитор. — 2014. — №11.
35. Карасева А.Д. Особенности налогообложения имущества физических лиц в РФ и зарубежных странах // Теория и практика общественного развития. — 2014. — №16.
36. Ким Н.Т. Реальность реформирования имущественного налогообложения в России. Российское предпринимательство. 2012. № 18.
37. Кузнецова Л.В. Оценка выпадающих доходов бюджета государства в связи с предоставлением льгот по налогам, взимаемым с имущества физических лиц, на примере ПФО // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. — 2013. — №4.
38. Курков И.И. Налог на имущество физических лиц в России: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной науки. — 2015. — №1 (5)
39. Липатова И.В. Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов // Актуальные проблемы современной науки. — 2014. — №4.
40. Мацепуро Н.А. Налоговая политика на 2013 — 2015 годы Мацепуро Н.А. — «Главная книга». — 2012. — №10.
41. Мацкявичене Е.В. Льготы по налогу на имущество физических лиц // Бухучет. — 2014. — №9.
42. Морозова, Л. Изменения в Налоговом кодексе с 2015 года / Л. Морозова // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2015. -№1.
43. Никиткова У. О. Земельное налогообложение в России // Налоги и налогообложение. — 2012. — № 2.
44. Никиткова У.О. История и современность земельного налогообложения в России // NB: Финансовое право и управление. — 2013. — №1. — с.3.
45. Никиткова У.О. Совершенствование земельного налога // Финансы. — 2011. — № 4.
46. Пичугин А. В. Налог на имущество физических лиц: реалии и прогнозы. Налоги и финансовое право. 2012. № 1.
47. Сандырев Г.Г. Особенности юридических конструкций налогов с физических лиц. Финансовое право. 2012. № 2.
48. Сеферова З. С. Региональные аспекты совершенствования земельного налога // Региональные проблемы преобразования экономики.- 2013. — №2.
49. Сулейманов Д.Н. Новый закон о налоге на имущество физических лиц — экзамен на налоговую грамотность // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №1-2.
50. Тимофеева А.А. Противодействие уклонению от уплаты налогов на местном уровне как фактор пополнения местного бюджета // Известия ИГЭА. — 2013. — №5.
51. Турбина Н.М. Направления совершенствования налогового администрирования по региональным и местным налогам // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — №5.
52. Черепанов С.А. Применение льгот по региональным и местным налогам: некоторые аспекты законодательства рф и формирующейся судебной практики // Российское право. — 2014. — №1.
53. Шарыкина Е.А. Пути совершенствования местного налогообложения // Инновационная экономика. — 2014. — №2.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать любую авторскую учебную работу от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

dagdiplom.ru

Местные налоги и их роль в налоговой системе Российской Федерации

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в условиях рыночного хозяйства, является налоговая система. Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.

Вопросы правового регулирования налогообложения в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни Российского государства. Для последнего времени характерно существенное изменение налогового права. Любое государство, преследуя цели пополнения казны и другие задачи, стремится разнообразить вводимые налоги. Местные налоги занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Они гарантируют финансовую поддержку при проведении важных для региона социальных мероприятий.

Теоретические основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.

Актуальность темы курсовой работы связана также с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, отдельные положения которой воплощают общие принципы налогообложения и сборов применительно к местному уровню налоговой системы.

Объектом курсовой работы является местное налогообложение.

Цель исследования – изучить особенности местных налогов и их роль в налоговой системе Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области местного налогообложения;

рассмотреть сущность налога на имущество физических лиц и земельного налога;

изучить механизм исчисления и уплаты местных налогов Российской Федерации;

выявить проблемы взимания местного налогообложения и разработать способы их устранения.

Теоретические основы налогов в России (на примере местных налогов)

Экономическая сущность и роль местных налогов в налоговой системе РФ

Налоги – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства. Таким образом, особенностью налогов является:

— тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

— принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;

— участие в экономических процессах общества.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение — мобилизацию средств в распоряжение государства.

Сущность налогов проявляется в их функциях: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Согласно части первой Налогового кодекса РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов :

— федеральные налоги и сборы;

— региональные налоги и сборы;

— местные налоги и сборы.

Местными признаются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Введение местных налогов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

Значение местных налогов заключается в формировании доходной части бюджета местных органов. Они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.

Виды местных налогов и сборов определены Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями. Из Закона вытекают общие установки о плательщиках, о предельных размерах ставок, об источниках уплаты. Закон наделил органы власти на местах правами по введению налогов, определению категорий плательщиков, установлению ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, а также по предоставлению льгот.

Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:

1) Налог на имущество с физических лиц — дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

2) Земельный налог — дифференцированы в зависимости от вида земель, их целевого назначения и пользователей (порядок зачисления определяется законодательством о земле).

Характерными особенностями местных налогов РФ являются:

— преобладание в местном налогообложении прямых налогов.

— отсутствие ограничений при обложении местными налогами.

— отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций Министерства финансов РФ и ИФНС РФ.

— плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.

— невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.

Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.

Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления.

Например , поступление местных налогов , администрируемых УФНС России по Курганской области , в местные бюджеты представлено в таблице 1 .

Таблица 1 Поступление местных налогов, администрируемых УФНС России по Курганской области, в местные бюджеты.

Поступления (млн. руб.)

Налог на имущество физ. лиц

Важную роль в доходах местных бюджетов должны играть местные налоги. В соответствии с проектом новой редакции Бюджетного кодекса за каждым территориальным уровнем закрепляется не менее двух видов налога.

Таким образом, с 1 января 2006 г. исключительно к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», который введён в действие с 1 января 1992 года.

Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Налогоплательщиками являются физические лица, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Если такое имущество находится в общей собственности нескольких физических лиц, то собственники несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства; если в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доли в этом имуществе.

Объекты обложения налогом на имущество физических лиц представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Объекты обложения налогом на имущество физических лиц

Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (далее именуемые «граждане, имеющие на территории России в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее именуемые «строения, помещения и сооружения»), а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

Налог на имущество граждан исчисляется налоговым органом по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение, которое вручается плательщику налога. В случае, когда гражданин не проживает в месте нахождения строения, помещения и сооружения, а также в месте регистрации транспортного средства, платежное извещение на уплату исчисленного налога направляется гражданину по месту его жительства либо лицу, которое уполномочено плательщиком управлять принадлежащим ему строением, помещением, сооружением, с указанием бюджетного счета, на который зачисляются платежи по этому налогу.

За перечисленное выше имущество, не имеющее собственника, собственник которого не известен или учитываемое налоговыми службами как бесхозное, налог не взимается.

За строения, помещения, сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

За строения, помещения, сооружения, а также транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения уплачивается в случае, когда физические лица принимают в порядке наследования или дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты и другие транспортные средства, предметы искусства, ювелирные изделия, вклады в учреждениях банка и т. п.

works.doklad.ru

Местные налоги дипломная

* При указании промокода 40141-hihi5 скидка 15%

I. Теоретические основы местного налогообложения

1.1. Экономическая природа налогов и их развитие

1.2. Классификация и порядок исчисления

1.3. Практика местного налогообложения за рубежом

II. Налоговая инспекция как элемент в системы органов налоговой службы

2.1. Организационная структура Инспекции МНС

2.2. Анализ налоговых платежей и меры по борьбе с недоимкой

2.3. Анализ контрольной работы Инспекции МНС

III. Совершенствование налоговой системы

3.1. Основные направления совершенствования местного налогообложения

3.2. Существующие проблемы и недостатки в законодательстве по местному налогообложению

3.3. Теория и практика по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в период реформирования современной налоговой системы

IV. Безопасность налоговых органов и их работников

Список использованной литературы

В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль местного самоуправления. Его эффективности во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более восьми лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но тем не менее можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда наконец то было принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем нельзя не признать: нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств. На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
На сегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть поставлены следующие цели:
— Ужесточение налоговой дисциплины,
— Формирование цивилизованного института налогоплательщиков,
— Упрощение налоговой системы,
— Налоговое стимулирование производства,
— Развитие в стране муниципальных налоговых систем.
До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговая политика в отношении конкретных субъектов федерации в последние годы строилась преимущественно по политическим мотивам. В 1994 г. Российская Федерация перешла к новой системе взаимоотношений федеральных и региональных бюджетов с соответствующим разделением прав и ответственности между различными уровнями власти. Но эта система в основном опирается на скорректированные запросы регионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансового состояние местных органов самоуправления. В результате осуществленное разграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблему сохранения единства и целостности Российского государства.
Особое место в налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы как основного финансового источника формирования местного самоуправления.
Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. В таких условиях нельзя мирится с тем, сто муниципальный бюджет, как и прежде, остается бесправным филиалом бюджета субъекта Федерации. Как и раньше, спускаются «с верху» расходные нормативы, в результате чего по несколько раз в течение года изменяются нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. В таких условиях трудно рассчитывать на стабильность местных бюджетов.
Сейчас важно перейти к таким действиям в формировании бюджетных и налоговых отношений, которые отвечали бы целям стабилизации экономики и гармонично сочетали дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Развитие местной налоговой системы, как и в целом налогообложения в России, требует совершенствования организации управления налоговыми и финансовыми службами. На сегодняшний день оправдалась передача прав по оперативному руководству Государственной Налоговой Службой и Государственным Налоговым Комитетом РФ Министерству по налогам и сборам России. Это позволило обеспечить четкую координацию и единую нацеленность всей налоговой деятельности, повысить качество контроля за эффективностью налогообложения, в том числе и на местах.
Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и реализация ее функций с помощью органов власти субъектов Федерации реально послужат укреплению Российской государственности.

I. Теоретические основы местного налогообложения.

I.1. Экономическая природа налогов и их развитие.

Налоги — один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налогового механизма. По мере возникновения новых экономических функций государства, роль налогов становилась более многоплановой. Помимо сугубо финансовой функции — обеспечения доходов бюджета, налогообложение используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо:
«Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».
Определенный вклад в теорию налогов внесли ученые -экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.
Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств».
А. Тривус считал, что «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.
А. Соколов утверждал, что «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.
Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Налоговым Кодексом РФ определено, что:
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами , органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
На сегодняшний день в нашей стране, учитывая специфику Российской экономики , налоги можно определить как обязательные и без эквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и сборах , и актов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а так же по решениям органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от принципов ее построения.
Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще в 18 веке шотландским экономистом А. Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:
• Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству или не равенству в налогообложении,
• Налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа),
• Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить,
• Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, что бы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.
Немецкий экономист А. Вагнер (конец 19 в.) считал, что «налогообложение в обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности и подвижности, народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияние обложения отдельных видов его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равно напряженность, податного управления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания.
Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:
1. уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов,
2. необходимо прилагать все усилия, чтобы
налогообложение доходов носило однократный характер,
3. обязательность уплаты налогов,
4. система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги,
5. налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическими потребностям,
6.налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта.
И наконец, опыт, полученный на протяжении всей истории существования налогов, подсказал и главный принцип налогообложения: «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца.», то есть, как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
• каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы,
• налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Кодексом и таможенным законодательством,
• налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами их конституционных прав,
• Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности , прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров(работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или соз давать препятствия законной деятельности налогоплательщика,
• Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено Кодексом,
• Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый гражданин (организация) точно знал, какие налоги, когда и какой суммой он должен платить,
• Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции налогообложения.
Первая — физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Вторая — концепция предполагает зависимость налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот.
Современные налоговые системы используют оба подхода в зависимости от социально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах, взглядов политических правящих партий.
В ст. 3 Налогового Кодекса РФ закреплены важнейшие положения, определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.
Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое конституционное закрепление в конституциях многих стран мира, однако в Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не нашли. С принятием первой части Налогового Кодекса в российском налоговом законодательстве принципы налогообложения получили полноценное закрепление. При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными.
Общие принципы построения налоговой системы находят выражение в элементах налогов.
Каждый налог включает следующие элементы: субъект, объект, единицу налогообложения, налоговую базу, ставку, налоговые льготы, налоговый оклад, носитель налога и т. д.
Субъектом налога выступает лицо, которое по закону должно уплатить налог.
Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание.
Единица обложения — это единица измерения объекта, в зависимости от вида объекта налогообложения может выступать в денежной или натуральной форме.
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками — организациями по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При данной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
Регрессивные ставки — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.
Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности -устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Последним элементом является налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными). Налоговые льготы отражают социальную сущность налогов, направленность налоговой политики государства. Льгота на налоги устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на ниокр), освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговой базы (налоговый вычет), налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).
Реализация общественного назначения налогообложения как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов проявляется в выполняемых им функциях.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),
3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.
Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
1. Установление и изменение системы налогообложения,
2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,
3. Предоставление налоговых льгот.
Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
В налоговом регулировании выделяются стимулирующая подфункция, а так же подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.
Налоги играют важную роль и в социальной жизни. Механизм налогообложения, выступая наиболее активным регулятором экономики в руках государства, должен базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества. Реализация социальной функции налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.
Выделяется еще одна функция налогов как экономическая категория – контрольная.
Благодаря ей оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговый механизм и бюджетную политику.
По мнению А. Соколова налоги призваны выполнять следующие функции: собирание денежных сумм, регулирование денежных доходов и часто — хозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.
Все перечисленные функции, возможно, разделить на две группы: фискальную (первая функция) и экономическую (все остальные).
Наличие экономической функции означает, что налоги, как активный инструмент пере распределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения.

Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

www.referatbar.ru