Полезные статьи

Международного института политической экспертизы

Статья 32 Конституции России

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ, виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

konstrf.ru

Биография Анатолия Чубайса

Анатолий Чубайс (16 июня 1955 года, Борисов, Минская область, БССР, СССР) — советский и российский политический и хозяйственный деятель, генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (с 2008).

Биография Анатолия Чубайса

С ноября 1991 года Анатолий Чубайс с небольшими перерывами занимает различные ключевые посты в государстве, активно участвует в общественно-политической деятельности России. Бывший председатель правления РАО «ЕЭС России», бывший глава администрации президента РФ. Являлся одним из главных идеологов и руководителей экономических реформ в России 1990-х годов и реформы электроэнергетической системы.

Анатолий Борисович Чубайс
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
в период с 7 марта 1997 года по 23 марта 1998 года
6-й Министр финансов Российской Федерации
17 марта 1997 года — 20 ноября 1997 года
Предшественник:
Преемник: Михаил Михайлович Задорнов
4-й Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
15 июля 1996 года — 7 марта 1997 года
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
1 июня 1992 года — 5 ноября 1994 года
2-й Председатель Государственного Комитета России по управлению государственным имуществом
10 ноября 1991 года — 5 ноября 1994 года
Партия: КПСС, СПС
Образование: 1. Ленинградский инженерно-экономический институт им. П. Тольятти
2. Московский энергетический институт
Учёная степень: кандидат экономических наук
Профессия: экономист
Деятельность: топ-менеджер, политик, государственный деятель
Рождение: 16 июня 1955 Борисов, Минская область, БССР, СССР

Происхождение Анатолия Чубайса

Родился Анатолий Чубайс в семье отставного полковника, преподавателя философии марксизма-ленинизма Ленинградского горного института Бориса Матвеевича Чубайса (1918—2000) и Раисы Ефимовны Сагал (1918—2004).
Брат Анатолия Чубайса — Игорь Борисович Чубайс (род. 26 апреля 1947 г.) — доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

Образование и учёные степени Анатолия Чубайса

В 1977 году Анатолий Чубайс закончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти (ЛИЭИ).
В 2002 году Анатолий Чубайс закончил факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов Московского энергетического института по направлению «Проблемы современной энергетики». Итоговая работа на тему: «Перспективы развития гидроэнергетики России».
В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике на тему: «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях».

Научная и политическая деятельность в СССР

В 1977—1982 годах Анатолий Чубайс — инженер, ассистент Ленинградского инженерно-экономического института, где позднее, в 1982—1990 годах работал доцентом.
В 1984—1987 года Анатолий Чубайс — лидер неформального кружка «молодых экономистов».
В 1980 году вступил в КПСС. В 1987 году участвовал в основании ленинградского клуба «Перестройка». В 1990 году заместитель, затем первый заместитель председателя исполкома Ленсовета, главный экономический советник мэра Ленинграда Анатолия Собчака.
В марте 1990 года Чубайс с группой сторонников предложили Михаилу Горбачёву проект рыночных преобразований, предусматривавший вариант насильственного ограничения политических и гражданских свобод (свобода слова, права на забастовки и др.)

Первое назначение Анатолия Чубайса в правительство России

С 15 ноября 1991 года — председатель Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом — министр РСФСР.
1 июня 1992 года Анатолий Чубайс был назначен заместителем председателя правительства Российской Федерации по вопросам экономической и финансовой политики. К моменту назначения Чубайс приобрёл репутацию одного из самых жёстких либералов-рыночников.

Под руководством Чубайса разработана программа приватизации и осуществлена её техническая подготовка. Дополнительно к закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 1991 года при участии и. о. премьер-министра Егора Гайдара и Чубайса в 1992 году был издан указ Президента Российской Федерации Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», что привело к созданию госпрограммы приватизации и дало начало реформе.

31 июля 1992 года Чубайс приказом № 141 создал «Отдел технической помощи и экспертизы», в котором работали американские экономисты-советники. Руководитель отдела Джонатан Хэй, по заявлению бывшего председателя Госкомимущества Владимира Полеванова, был сотрудником ЦРУ. В 2004 году над Джонатаном Хэем и Андреем Шлейфером в США начался судебный процесс по обвинению в махинациях и финансовых злоупотреблениях по растрате денег американских налогоплательщиков. Полеванов отмечал по поводу деятельности советников Чубайса: «Подняв документы, я с ужасом обнаружил, что целый ряд крупнейших предприятий ВПК был скуплен иностранцами за бесценок. То есть заводы и КБ, выпускавшие совсекретную продукцию, вышли из-под нашего контроля. Тот же Джонатан Хэй с помощью Чубайса купил 30 % акций Московского электродного завода и действовавшего с ним в кооперации НИИ „Графит“ — единственного в стране разработчика графитового покрытия для самолетов-невидимок типа „Стелс“. После чего Хэй заблокировал заказ военно-космических сил на производство высоких технологий».

Позднее, в ноябре 2004 года в интервью «The Financial Times» Анатолий Чубайс сказал, что приватизация в России была проведена исключительно с целью борьбы за власть против «коммунистических руководителей»: «Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни». Чубайс также считает правильным проведение залоговых аукционов, когда, как пишет газета, «самые ценные и крупные российские активы были переданы группе магнатов в обмен на займы и поддержку тяжело больного тогда Ельцина на выборах 1996 года». По мнению Анатолия Чубайса, передача олигархам контроля над предприятиями с сотнями тысяч рабочих помогла им приобрести административный ресурс, который предотвратил победу оппозиционной компартии на президентских выборах 1996 года: «Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году».

Ваучер Анатолия Чубайса

Широко известно обещание Чубайса в 1992 году, что впоследствии один ваучер будет равен по стоимости двум автомобилям. Позднее в обществе это обещание стало восприниматься как обман. В своей книге в 1999 году он писал, что для инициаторов приватизации в тот момент было важным пропагандистское обеспечение: «надо было не только придумать эффективные схемы, написать хорошие нормативные документы, но и убедить Думу в необходимости принятия этих документов, а главное — убедить 150 миллионов человек населения встать со своего места, выйти из квартиры, получить ваучер, а потом еще и осмысленно вложить его! Конечно, пропагандистская составляющая была фантастически важна».

В России в 1991—1997 годах было приватизировано около 130 тыс. предприятий, благодаря ваучерной системе и залоговым аукционам значительная часть крупных государственных активов оказалась в руках узкой группы лиц («олигархов»). Посредством скупки ваучеров за бесценок у обедневшего в условиях реформ и кризиса (либерализация цен и невыплаты заработной платы), потерявшего сбережения и плохоинформированного населения, перераспределения через финансовые пирамиды, реализации коррупционных схем залоговых аукционов крупная государственная собственность была сконцентрирована у «олигархов». Чубайса впоследствии называли основателем олигархического капитализма в России.
Программа приватизации намечала 7 главных целей: формирование слоя частных собственников; повышение эффективности предприятий; соцзащита населения и развитие объектов социнфраструктуры за счёт средств от приватизации; содействие стабилизации финансового положения страны; содействие демонополизации и создание конкурентной среды; привлечение иностранных инвестиций; создание условий для расширения масштабов приватизации. В бытность главой ГКИ В.Полеванов, проанализировав итоги приватизации в документе на имя премьер-министра, сделал вывод, что из семи целей приватизации были полностью реализованы лишь седьмая и формально — первая, остальные же были провалены. Хотя формально в России стало насчитываться несколько десятков миллионов акционеров, реально же распоряжалась собственностью лишь незначительная часть из них; стремление к демонополизации любой ценой привело к разрушению многих технологических цепочек и способствовало углублению экономического спада; иностранные инвестиции не только не увеличились, но и сократились, а те, что поступали, направлялись в основном в сырьевые отрасли.

9 декабря 1994 года Госдума приняла постановление, в котором охарактеризовала итоги приватизации как неудовлетворительные.
В целом население России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

В июне 1993 года Анатолий Чубайс принимал участие в создании предвыборного блока «Выбор России». В декабре 1993 года избран депутатом Государственный Думы от избирательного объединения «Выбор России».
С 5 ноября 1994 года — 16 января 1996 года — первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам экономической и финансовой политики. В 1995—1997 годах — член Совета по внешней политике при Президенте Российской Федерации. С апреля 1995 года по февраль 1996 года — управляющий от России в международных финансовых организациях.

В январе 1996 года Анатолий Чубайс отправлен Б. Н. Ельциным в отставку с поста вице-премьера после поражения проправительственной партии «Наш дом — Россия» на выборах в Государственную думу II созыва. Ельцин при этом сказал: «Что партия набрала 10 % голосов — это Чубайс! Если бы не Чубайс, было бы 20 %!» В передаче «Куклы» (автор сценария Виктор Шендерович) эти слова Ельцина были переданы как «Во всём виноват Чубайс!»; такая формулировка стала очень популярным выражением. В Указе Президента от 16 января 1996 г. была отмечена низкая требовательность Чубайса к подведомственным федеральным ведомствам, а также невыполнение ряда поручений Президента РФ.

Участие Анатолия Чубайса в предвыборной кампании Ельцина 1996 года

Вскоре после отставки с поста вице-премьера Чубайс возглавил избирательный штаб Ельцина.
В феврале 1996 года Анатолий Чубайс создал «Фонд Гражданское Общество», на основе которого начала работу аналитическая группа предвыборного штаба Б. Н. Ельцина. В июне 1996 года создал Фонд «Центр защиты частной собственности».
В президентской кампании 1996 года был замешан в «деле о коробке из-под ксерокса», когда в ночь с 19 на 20 июня 1996 года члены предвыборного штаба Бориса Ельцина, возглавляемого Чубайсом, Аркадий Евстафьев и Сергей Лисовский были задержаны при попытке вынести из Белого дома коробку с 538 тысячами долларов наличными. Однако после допроса они были отпущены, а инициаторы их задержания — глава президентской службы безопасности Александр Коржаков, директор ФСБ Михаил Барсуков и первый вице-премьер Олег Сосковец — отправлены в отставку. Дело было закрыто, а личность владельца коробки не установлена.
Дочь Ельцина Татьяна Дьяченко, входившая в предвыборный штаб, в декабре 2009 года вспоминала, что Анатолий Чубайс сыграл важную роль в проведении Ельцина на второй президентский срок: «Когда в начале 1996-го для всех стало очевидным, что предвыборный штаб, который возглавлял вице-премьер правительства Олег Сосковец, проваливает свою работу, Анатолий Чубайс убедил папу в необходимости создания нового, неформального штаба, который назвали аналитической группой».

Работа Анатолия Чубайса в качестве руководителя администрации президента РФ

15 и юля 1996 года Анатолий Чубайс назначен руководителем Администрации Президента Российской Федерации. В 1996 году присвоен квалификационный разряд Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Второе назначение в правительство России

7 марта 1997 года Анатолий Чубайс назначен первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, а с 17 марта, одновременно министром финансов Российской Федерации.
20 ноября 1997 года Анатолий Чубайс освобождён от должности министра финансов, сохранив за собой должность первого заместителя председателя Правительства. В 1997 году пять ведущих реформаторов из Правительства и администрации Президента получили авансом по 90 тыс. долларов каждый от издательской фирмы за ещё не написанную книгу «История российской приватизации». История получила огласку как «писательское дело». В число авторов этой книги входил А. Чубайс, занимавший в то время должности первого заместителя председателя Правительства и министра финансов. В связи с обвинениями Президент Б. Ельцин снял его с поста министра финансов, однако, должность первого заместителя председателя Правительства была за ним сохранена. См. Книжный скандал (1997).

В 1997 году назван британским журналом «Euromoney» на основе экспертного опроса ведущих финансистов мира — лучшим министром финансов года (с формулировкой «за вклад в успешное развитие экономики своей страны»).
В апреле 1997 года назначен управляющим от Российской Федерации в Международном банке реконструкции и развития (МБРР) и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций.
Май 1997 года — май 1998 года — член Совета Безопасности России.
23 марта 1998 года — освобождён от должности первого заместителя председателя правительства России.

Анатолий Чубайс на руководстве РАО ЕЭС России

С апреля 1998-го по июль 2008 года возглавлял РАО «ЕЭС России». 4 апреля 1998 года на внеочередном собрании акционеров РАО «ЕЭС России» избран в состав Совета директоров компании. 30 апреля 1998 года назначен председателем правления РАО «ЕЭС России».
После масштабной аварии энергосети в России в 2005 году допрашивался прокуратурой как свидетель; партии «Родина» и «Яблоко» требовали его отставки. При этом «Яблоко» заявило, что причинами аварии стали:

…использование системы РАО ЕЭС для достижения целей, не связанных с задачами энергообеспечения, в том числе политических, некомпетентность и непрофессионализм, крупные просчеты при проведении реформы электроэнергетики, корыстная тарифная политика, проводимая государством под диктовку энергетических монополий, самоуверенность и халатность.

Член совета директоров РАО ЕЭС Борис Фёдоров заявил в 2000 году, что реструктуризация РАО проводится в интересах менеджмента компании, а также аффилированных олигархических и политических структур, назвав Чубайса «самым плохим менеджером России, который пытается за счет государства и акционеров стать крупным олигархом».
1 июля 2008 года РАО ЕЭС было ликвидировано, единый энергетический комплекс был раздроблен на множество компаний, занимающихся генерацией, обслуживанием электросетей, сбытом энергии.

Сам Чубайс так оценивает итоги реформы энергетической отрасли: «Утвержденная программа предусматривает в 2006—2010 годах объем ввода мощностей, недостижимый в советские времена — 41 тысячу мегаватт. Только в 2010 году мы введем 22 тысяч. При этом максимальный объем годовых вводов в СССР был 9 тысяч мегаватт».

3 октября 2009 года комиссия Ростехнадзора, расследующая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала А. Чубайса в числе шести высокопоставленных руководителей энергоотрасли России, причастных «к созданию условий, способствующих возникновению аварии». В Акте технического расследования причин катастрофы в частности говорится, что экс-председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс «утвердил акт Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса. При этом не была дана должная оценка действительному состоянию безопасности СШГЭС». Так же в заключении комиссии указывается, что «в последующем не были разработаны и выполнены мероприятия по безопасной эксплуатации СШГЭС (в том числе не выполнено решение „в кратчайшие сроки приступить к работам по строительству дополнительного водосброса на Саяно-Шушенской ГЭС“, не заменены рабочие колеса на гидроагрегатах, не разработана программа компенсирующих мероприятий по безопасной эксплуатации гидроагрегатов участвующих в регулировании мощности и в связи с этим имеющих повышенный износ). Сам Анатолий Чубайс не стал отрицать долю своей вины в аварии.

* 17 июня — 28 августа 1998 года — специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с международными финансовыми организациями.
* с 14 по 17 мая 1998 года принимал участие в заседании Бильдербергского клуба в Тернбэри (Шотландия).
* В феврале 2000 года на заседании правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом назначен сопредседателем Круглого стола промышленников России и ЕС с российской стороны.
* В июле 2000 года стал президентом Электроэнергетического совета СНГ. Переизбирался на этот пост в 2001, 2002, 2003 и 2004 годах.
* В октябре 2000 года избран в правление Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей).
* С 26 сентября 2008 года находится в составе международного консультативного совета банка J.P. Morgan Chase & Co.

Анатолий Чубайс на руководстве Российской корпорации нанотехнологий (Роснано)

* C 22 сентября 2008 года — генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».

Политическая деятельность и убеждения Анатолия Чубайса
В декабре 1998 года вошёл в состав оргкомитета коалиции «Правое дело» и был избран в состав координационного комитета оргкомитета коалиции. Возглавил комиссию по организационной работе координационного совета.
В мае 2000 года на учредительном съезде общероссийской политической организации «Союз правых сил» избран сопредседателем координационного совета. 26 мая 2001 года на учредительном съезде партии «Союз правых сил» избран сопредседателем и членом федерального политического совета. 24 января 2004 года подал в отставку с поста сопредседателя партии. Избран в федеральный политический совет партии.

Чубайс полагает, что капитализм является единственным путём России, несмотря на противоположные мнения: «Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски».
По мнению Чубайса, при каждом вузе должны создаваться дочерние компании, а «преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм». В ноябре 2009 года он заявил «Если ты доцент, профессор, завкафедрой в профильном направлении и у тебя нет своего бизнеса, да на кой чёрт ты мне нужен вообще?».

Критика деятельности Анатолия Чубайса

Анатолий Чубайс — один из самых непопулярных государственных деятелей России. Так, по итогам соцопроса ВЦИОМ декабря 2006 года, Чубайсу не доверяли 77 % россиян. В опросе ФОМ 2000 года подавляющее большинство отрицательно оценили действия Чубайса, он характеризовался как «человек, действующий во вред России», «дискредитатор реформ», «вор», «жулик». Опрошенные также негативно охарактеризовали его работу во главе РАО ЕЭС: «детей оставлять без света очень жестоко: больницы, детсады, школы», «он отключает электричество — в роддоме дети умирают». Вместе с тем, незначительная часть опрошенных отметила его деловые качества: работоспособность, хорошие организаторские способности, энергичность. В опросе Ромир в августе 1999 года, Чубайс был назван одним из тех, чья политическая и экономическая деятельность наносит наибольший вред стране. За баллотировавшегося в Государственную думу офицера Владимира Квачкова, обвинённого в организации покушения на Чубайса (и более ничем не известного), проголосовало 29 % избирателей (44 тысячи человек) в одном из избирательных округов Москвы.

В 2008 году весьма критически оценил Чубайса оппозиционный политик Гарри Каспаров. Каспаров, в частности, заявил: «„либеральные реформаторы“ не развили достижения перестройки, а наоборот — похоронили их», «в одном Чубайс точно не лукавит — он и его соратники не проиграли страну. Это страна проиграла», «либералы 90-х не любят свой народ и боятся его». По мнению Каспарова, «лишения начала 90-х» оказались напрасными.

Покушение на Анатолия Чубайса

17 марта 2005 года произошло покушение на Чубайса. На выезде из села Жаворонки Одинцовского района Московской области на пути следования автомобиля Чубайса была взорвана бомба, кроме того, машины кортежа были обстреляны. Чубайс не пострадал. По делу о покушении были задержаны три человека — отставной полковник ГРУ Владимир Квачков и десантники 45-го полка ВДВ Александр Найдёнов и Роберт Яшин.

Квачков, находясь в тюрьме, занялся политикой; он баллотировался в Государственную думу от Преображенского округа, причём занял второе место; затем ему было отказано в регистрации кандидатуры от округа Медведково. Он заявил следующее:
« С военно-политической точки зрения данная акция есть одна из форм национально-освободительной войны. Уничтожение любых иностранных захватчиков и пособников оккупантов, в том числе в экономической области, есть долг и священная обязанность каждого офицера, солдата, любого воина, независимо от того воюет ли он в открытой вооруженной борьбе на фронте или действует на оккупированной врагом территории своей страны»

При этом Квачков считает, что его причастность к покушению не доказана. Интересно, что он поддержал М. Б. Ходорковского, с которым некоторое время сидел в одной камере.
Президиум СПС выступил с заявлением, где заявил о политическом характере покушения. Сам Чубайс заявил, что ожидал покушения и накануне распорядился усилить свою охрану, но не выступал с подробными комментариями.

Подсудимые по делу о покушении на Чубайса потребовали, чтобы оно рассматривалось судом присяжных. Отбор коллегии неоднократно откладывался судом в связи с неявкой достаточного количества кандидатов, а также по болезни адвокатов защиты; представители потерпевшей стороны заявили ходатайство о роспуске отобранной коллегии в связи с её тенденциозностью («большинство присяжных — пенсионеры, которые не смогут объективно рассмотреть дело»). 9 октября адвокат подсудимого Квачкова Оксана Михалкина сообщила, что ее подзащитный был удален из зала судебного заседания и отстранен от участия в процессе до конца слушаний в связи с нарушениями.

5 июня 2008 года коллегия присяжных заседателей Мособлсуда вынесла оправдательный вердикт. Вина подсудимых не доказана. Все подсудимые — полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков и военнослужащие ВДВ в отставке Александр Найдёнов и Роберт Яшин — оправданы. 6 июня 2008 года Мосгорсуд продлил срок ареста Ивана Миронова, на которого было заведено отдельное уголовное дело по данному покушению, еще на 3 месяца, а 27 августа — продлил срок до 11 ноября.
26 августа Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор по делу о покушении на главу РАО «ЕЭС России» А.Чубайса. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство Генеральной прокуратуры РФ и направил дело на новое рассмотрение.

13 октября 2008 года в московском областном суде состоялись очередные слушания по делу Квачкова, Яшина, Найдёнова и по делу Ивана Миронова. В ходе слушаний было принято решение объединить дела в одно.

4 декабря 2008 года решением Верховного Суда РФ удовлетворена кассационная жалоба по вопросу незаконного содержания под стражей Ивана Миронова. Иван Миронов выпущен под поручительство, подписанное депутатами Государственной думы Илюхиным, Комоедовым, Стародубцевым и лидером партии Народный Союз Бабуриным.

Семья Анатолия Чубайса

Женат вторым браком, его жена также является экономистом. От первого брака — сын Алексей и дочь Ольга.

Награды и звания Анатолия Чубайса

* Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 июня 2010 года) — за большой вклад в реализацию государственной политики в сфере нанотехнологий и многолетнюю добросовестную работу
* Почётная грамота Президента Российской Федерации (12 декабря 2008 года) — за активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации и большой вклад в развитие демократических основ Российской Федерации
* Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 года) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
* Благодарность Президента Российской Федерации (11 марта 1997 года) — за активное участие в подготовке Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1997 года
* Благодарность Президента Российской Федерации (5 июня 1998 года) — за добросовестный труд и последовательное проведение курса экономических реформ
* Благодарность Президента Российской Федерации (29 декабря 2006 года) — за заслуги в подготовке и проведении встречи глав государств и правительств стран — членов «Группы восьми» в городе Санкт-Петербург
* Медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой»
* Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени.
* Звание «Человек, внесший наибольший вклад в развитие российского фондового рынка» от НАУФОР (1999).
* Почётный диплом Международного союза экономистов «Международное признание» «за большой вклад в развитие России на основе применения передового международного опыта по внедрению современных методов организации управления, экономики, финансов и производственных процессов» (2001).

Книги о Чубайсе

* А. Колесников — Неизвестный Чубайс. Страницы из биографии :: Москва, «Захаров», с.158, 2003, ISBN 5-8159-0377-9
* М. Бергер, О. Проскурина — Крест Чубайса :: Москва, КоЛибри, с.448, 2008, ISBN 978-5-389-00141-1
* А. Колесников — Анатолий Чубайс. Биография :: Москва, АСТ, АСТ МОСКВА, с.350, тираж 7000, 2008, ISBN 978-5-17-053035-9, ISBN 978-5-9713-8748-0
* Дэвид Хоффман — Олигархи. Богатство и власть в новой России :: Москва, КоЛибри, с.624, тираж 10000, 2007, ISBN 978-5-98720-034-6

Во всём виноват Чубайс! — популярная фраза, впервые прозвучавшая в сатирической телепередаче НТВ «Куклы». Прототипом послужила схожая формулировка, с которой в январе 1996 года президент России Борис Ельцин отправил в отставку первого вице-премьера Анатолия Чубайса «за низкую требовательность к подведомственным федеральным ведомствам и невыполнение ряда поручений президента России».

Как писал «Коммерсантъ», формулировка звучала:
В том, что за НДР на парламентских выборах проголосовало только около 10% избирателей, виноват Чубайс. Если бы не допущенные им ошибки в проведении экономической политики, число проголосовавших было бы не меньше 20%. (19 января 1996 года).

Две «Волги» за ваучер

Две «Волги» за ваучер — обещание идеолога российской приватизации Анатолия Чубайса в 1992 году, что впоследствии один ваучер будет равен стоимости двух автомобилей «Волга». В связи с тем, что подавляющее большинство из нескольких десятков миллионов владельцев ваучеров в реальности не получили двух «Волг», фраза воспринимается как пример обмана.

Оценки деятельности Анатолия Чубайса
В марте 2004 года бывший председатель правления нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский в статье «Кризис либерализма в России», говоря о Чубайсе, Гайдаре и «либералах первого ельцинского призыва», писал:

Они обманули 90 % народа, щедро пообещав, что за ваучер можно будет купить две «Волги». Да, предприимчивый финансовый игрок, имеющий доступ к закрытой информации и не лишенный способности эту информацию анализировать, мог сделать из приватизационного чека и 10 «Волг». Но обещали-то всем.
В 2006 году журнал «Власть» отмечал: «Номинальная стоимость выдаваемых населению купонов составляла 10 тыс. руб., однако в реальности она оказалась равной цене двух бутылок водки, а „Волга“ уже к концу года стоила 3-4 млн руб».
Как сказал директор Института проблем рынка РАН Николай Петраков, фраза была пиаром, «под прикрытием которого проходила приватизация, которую я считаю преступной. Смысл этого пиара был в том, чтобы убедить людей, что все вроде бы от приватизации получат одинаково. На самом деле это был обман: ведь не на свой же ваучер купили собственность наши олигархи». По его мнению, главным итогом приватизации стало то, что «большинство людей ровным счетом ничего от нее не получили». Российский экономист, академик РАН Сергей Глазьев также отмечал, что граждане не получили обещанного.

По словам председателя Совета предпринимателей при правительстве Москвы Марка Масарского, ваучеры были введены, несмотря на возражения Совета предпринимателей при президенте России, при этом было заранее известно, что за них нельзя будет приобрести два автомобиля: «Мы говорили, что есть закон — должны быть именные счета приватизации и должна быть переоценка тех фондов, которые будут подлежать приватизации. Вместо этого приняли зеркально противоположное решение, то есть выпустили бумажки цветные и нарисовали на них 10 тысяч рублей. И конечно, никакие две „Волги“ на них нельзя было купить. Мы заранее знали, что будет: в условиях инфляции и нехватки платежных средств те, у кого есть эти рубли (а это банки прежде всего), будут скупать ваучеры у населения за два ящика, а потом за две бутылки водки. Так оно и произошло. Потом у кого-то оказался чемодан этих ваучеров — они приходили и по второй модели приватизации скупали, например, „Уралмаш“».

Публицист Сергей Кара-Мурза в своей книге писал:
Чубайс объявил, каков эквивалент этих «future purcһases or expenditures» — две «Волги». Именно получение этой суммы ценностей государство удостоверило своим ваучером. Но мы же знаем, что это был хладнокровный обман, и дядя Вася на свой ваучер получил бутылку водки. С помощью «ваучеров» преступную компоненту в приватизации удалось многократно увеличить даже по сравнению с уже изначально преступным Законом о приватизации — было снято даже такое хлипкое ограничение, как «личный инвестиционный счет». В результате ваучер Кахи Бендукидзе был равен «Уралмашу», а ваучер дяди Васи — бутылке водки.
Ряд политических сил, в частности, партии «Яблоко» и КПРФ, использовали фразу в критике своих оппонентов.

Сам Анатолий Чубайс в своей книге в 1999 году писал, что для инициаторов приватизации в тот момент было важным пропагандистское обеспечение: «надо было не только придумать эффективные схемы, написать хорошие нормативные документы, но и убедить Думу в необходимости принятия этих документов, а главное — убедить 150 миллионов человек населения встать со своего места, выйти из квартиры, получить ваучер, а потом еще и осмысленно вложить его! Конечно, пропагандистская составляющая была фантастически важна». Соратник Чубайса по партии СПС Евгений Ясин вспоминал, что обещание двух «Волг» было «чисто пропагандистской задачей». Ясин заявил, что «приватизация справедливой не бывает», отметив сходство с Великой французской революцией 1789 года: «какие безобразия там творились, какие состояния были созданы, что такое был настоящий термидор», «термидор — это была победа тех, кто присвоил себе самую большую долю национальных имуществ». Концентрация приватизируемой собственности в руках небольшого числа людей была, по его признанию, осознанной целью реформаторов: «мы же хотели концентрации собственности в руках людей, которые могли потом организовать хозяйство, производство»

Судебные иски к Чубайу

В газете «Деловая пресса» в 2000 году была опубликована статья «Россиянин впервые отсудил у Чубайса две „Волги“ в счёт ваучера». Суть заключалась в том, что в период 1993—1994 годов Чубайс утверждал, что ваучер равен двум «Волгам». Житель села Энергетик Владимирской области Владимир Кувшинов, отправил Чубайсу письмо, в котором просил совета, куда вложить ваучер, чтобы получить две «Волги».
В ответном письме Чубайс посоветовал отдать в Госкомимущество в обмен на часть акций «Научного института лёгких сплавов». Кувшинов отдал туда свой ваучер, но акций так и не получил. Он подал иск в Замоскворецкий суд Москвы, который присудил взыскать две «Волги» в счёт ваучера с Чубайса. Кувшинов до сих пор является первым и остаётся последним, кто смог (хотя бы на бумаге) получить «Волги» по ваучеру: в суд он подавал в 1998 году, а в 1999 году срок давности для подачи иска истёк.

sta-sta.ru