Полезные статьи

Коррупция закон рб

League News

Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Согласно Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.

Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (статья 1 Закона).

К государственным должностным лицам относятся Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам (статья 1 Закона).

Таким образом, лицо, занимающее должность в государственной организации и относящееся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, является государственным должностным лицом.

Система мер борьбы с коррупцией (статья 5 Закона)

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;

совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

предоставления в установленном законодательными актами Республики Беларусь порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией;

недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

проведения криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических предпосылок для устранения причин коррупции.

В соответствии со статьей 9 Закона государственные органы и организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (статья 10 Закона).

Обязанности государственных органов, иных организаций и их должностных лиц и граждан Республики Беларусь (статья 11 Закона)

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией.

Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток.

Предоставление сведений и документов, содержащих государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Проведение открытых конкурсов и аукционов (статья 15 Закона)

Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:

о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;

о распределении квот;

о выборе поставщиков для государственных нужд;

о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь

Обязательство государственного должностного лица (лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица) (статья 15 Закона)

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона о борьбе с коррупцией, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц (статья 17 Закона)

Государственное должностное лицо не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).

Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения.

Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой – четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

Обязанности кадровой службы (статья 16 Закона)

Кадровая служба оформляет в письменной форме обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица.

Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной государственной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь

Виды правонарушений согласно Закону (статьи 20 и 21 Закона)

1. Правонарушения, создающие условия для коррупции:

  • вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;
  • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;
  • участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах государственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
  • нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
  • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;
  • требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.
  • Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

    2. Коррупционные правонарушения:

  • вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;
  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
  • принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близких родственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
  • использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
  • Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг (статья 24 Закона)

    Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня их обнаружения.

    Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

    Члены семьи государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки, за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью.

    Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

    В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или членами его семьи имущество либо возместить его стоимость или стоимость услуг, незаконно полученных им или членами его семьи, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.

    Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию уполномоченными государственными органами либо по решению суда и реализации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость услуг, полученных с нарушением этого порядка, – перечислению в республиканский бюджет.

    Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции:

    Если со стороны государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица имело место вымогательство имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, то физическое лицо, противоправно предоставившее государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц, освобождается от ответственности:

    если физическое лицо после предоставления государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц добровольно заявило о содеянном.

    Отмена решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений (статья 25 Закона)

    Решения, принятые государственными должностными или приравненными к ним лицами в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной государственной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей государственной организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.

    Физическое или юридическое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены в результате принятия таких решений, вправе обжаловать их в судебном порядке.

    Меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения (статья 26 Закона)

    Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

    По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.

    Обязанности и ответственность руководителей организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией (статья 27 Закона)

    Руководители организаций в пределах своей компетенции обязаны:

  • принимать установленные Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и иными актами законодательства Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией;
  • привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
  • своевременно информировать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.
  • Руководители организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

    Ответственность (статья 2 Закона)

    Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

    gym50.by

    Закон о борьбе с коррупцией

    Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» был принят 15 июля 2015 года под номером 305-3 и вступил в силу с 24 января 2016 года. Иногда приходится слышать названия: «Закон о коррупции», «Закон о противодействии коррупции в Беларуси», таких нормативных актов в Республике Беларусь нет, речь идет о Законе № 305-3.

    Основное назначение Закона – препятствовать совершению коррупционных преступлений.

    Мы не всегда точно понимаем и используем термин «коррупция» и многие связанные с этим явления, но если попробовать разобраться в тексте Закона, то появится некоторое понимание и сути коррупции, и нормативного акта по борьбе с ней.

    Закон «О борьбе с коррупцией» имеет в себе 50 статей и порядка 65 страниц текста. Некоторые разделы Закона посвящены общим понятиям и основополагающим принципам. Но здесь, для быстроты понимания, мы выберем только основную информацию из некоторых статей, которые кажутся ближе к практике применения.

    Что такое коррупция? Кто такие коррупционеры?

    Слово « коррупция» давно стало привычным, но смысл этого преступления не так ясен как кража или разбой.

    1 статья Закона «О борьбе с коррупцией» сообщает, что коррупцией должно считаться использование должностным лицом государства своего положения и полномочий для получения материальной или нематериальной выгоды сверх официального дохода.

    Проще говоря:

    • законное по всем прочим признакам решение должностного лица, принятое за взятку – признается коррупцией;
    • незаконное решение должностного лица, принятое за взятку – также является коррупцией;
    • это же решение без вознаграждения за него коррупцией не является.
    • Следовательно – не все действия госслужащих, нарушающие закон могут быть признаны коррупционными, но только те, что связаны с получением вознаграждения. Кроме факта незаконного получения какого-то блага, коррупцией будут считаться и действия связанные с обещанием этого.

      Законным вознаграждением за деятельность должностного лица государства может быть только его официальный доход.

      Из этого следует, что сгнивший по вине руководителя урожай государственного сельхозпредприятия не может считаться коррупцией, а проданный в обход закона – это коррупция.

      Нужно особо отметить, что коррупционное преступление обязательно связано с деятельностью в качестве должностного лица государства. Т.е. продажа яблок из собственного сада не содержит в себе коррупции, а продажа решения – содержит.

      Для определения коррупции необходимо выяснить, кто может быть участником коррупционных отношений. Это государственные должностные лица, служащие и лица к ним приравненные, попадающие под действие «Закона о государственной службе» А именно:

      • Сотрудники аппарата исполнительной власти;
      • Депутаты разного уровня;
      • Военнослужащие;
      • Сотрудники МВД, МЧС, КГК и других государственных военизированных организаций;
      • Судьи и прокурорские работники;
      • Должностные лица предприятий, в собственности которых доля государства составляет более 50%.
      • Другой стороной коррупции является дача взяток, подкуп и прочие варианты вовлечения должностных лиц в коррупционные отношения. В этом случае виновным оказывается любое лицо, в том числе не состоящее на госслужбе.

        Также участниками коррупционных правонарушений могут быть должностные лица иностранных государств.

        Из этого следует, что нормы Закона «О борьбе с коррупцией» применимы к широкому спектру отношений с участием государства.

        Меры по борьбе с коррупцией

        Все мероприятия направленные на борьбу с коррупцией можно разделить на две категории:

        • Предупреждающие, заранее вводящие некоторые ограничения прав и возможностей работников государственного аппарата.
        • Пресекающие, сюда относится любое выявление, расследование и наказание уже совершенных преступлений.
        • Первыми предупредительными мерами становится запрет для госслужащих на занятие коммерческой деятельностью. Для того чтобы устранить возможность решений в собственную пользу, и потому, что в коммерческом обороте слишком трудно разглядеть завуалированную взятку.

          Значительная часть Закона посвящена контролю за имущественным положением должностных лиц. Это декларации доходов, оценка расходов и др. Способом удержать представителей государства в рамках закона становятся более строгие и тщательные проверки имущества принадлежащего им и их близким.

          Не станем перечислять их все, но оценить строгость подхода позволяет следующая норма, приведенная в 36 статье Закона:

          При обнаружении у государственного служащего имущества или расходов явно (не менее чем на 25%) превышающих сумму его доходов за период нахождения в должности такое имущество может быть конфисковано и обращено в доход государства без проведения дополнительного расследования и доказательств вины должностного лица в каких-либо правонарушениях.

          Параллельно с этим особому контролю подлежат действия с потенциально возможной коррупционной составляющей.

          Началом и необходимым условием для борьбы с коррупцией всегда становится сбор информации о возможных и уже происходящих правонарушениях. Обязанность сообщать такую информацию лежит не только на правоохранительных, но и на других государственных и негосударственных организациях.

          Участники борьбы с коррупцией

          Пресечение коррупционных правонарушений это уже профессиональная деятельность, ею занимаются специальные органы и службы:

          • Прокуратура;
          • Министерство внутренних дел;
          • Комитет государственной безопасности;
          • Специальные подразделения внутри перечисленных и других ведомств;
          • Прочие контролирующие государственные органы в рамках своих полномочий, начиная от Пограничного комитета и Налоговых органов, до Национального и коммерческих банков.
          • Роль общественных организаций в этой борьбе заключается в информировании, пропаганде и создании нетерпимого отношения к коррупции в обществе.

            m.myfin.by

            Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

            Республика Беларусь
            220050 г. Минск, ул. Берсона 1а
            Телефон: (017) 200-12-25
            Факс: (017) 222-40-96
            E-mail: center@pmrb.gov.by
            Режим работы: пн.-пт. 9.00–18.00,
            перерыв: 13.00–14.00

            Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» – этап в совершенствовании законодательства в этой сфере

            Макаревич А.Г.
            Начальник отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

            Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 года (далее – Закон) направлен на совершенствование законодательства о борьбе с коррупцией, приведение его в соответствие с принятыми Республикой Беларусь международными обязательствами в этой сфере.

            Данный закон, как и Закон Республики Беларусь от 1997 года «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией» не устанавливает ответственности и не направлен на борьбу с конкретными коррупционными проявлениями, а носит системообразующий «рамочный характер» и в большей степени регулирует вопросы предупреждения коррупции.

            На сегодняшний день ряд вопросов, связанных с предупреждением коррупции, урегулирован различными законодательными актами. Это Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 года в редакции 2005 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2004 года № 136 «О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций», Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях».

            Вместе с тем, действующим законодательством, в том числе и Законом Республики Беларусь от 1997 года «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией», не были охвачены все вопросы предупреждения и организации работы по борьбе с этим социальным явлением. Более того, в связи с ратификацией в 2003 году Европейской конвенции «Об уголовной ответственности за коррупцию» и в 2004 году Конвенции ООН против коррупции, Республика Беларусь приняла на себя дополнительные обязательства, направленные на приведение законодательства в соответствии с требованиями указанных Конвенций. Все это и послужило основой для принятия нового закона о борьбе с коррупцией.

            Наряду с сохранением некоторых действенных положений Закона Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией», новый Закон содержит ряд новых норм.

            Так, Законом определены основные принципы борьбы с коррупцией, среди которых следует отметить такие как справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности и др.

            Определена система мер по борьбе с коррупцией, среди которых такие меры, как:

            • установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц (мерой финансового контроля является ежегодное декларирование — статья 19 Закона, в соответствии с которой государственные служащие и члены их семей обязаны предоставлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган. Порядок предоставления таких деклараций устанавливается статьей 23 Закона «О государственной службе» — эта норма закона вступает в силу только после 19 ноября 2006 года);
            • обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью (здесь речь идет об административных процедурах, но не только тех административных процедурах, которые затрагивают интересы граждан при обращении их в государственные органы за получением справок либо документов, но и процедурах принятия решений государственными органами и должностными лицами, их компетенции. Эти процедуры должны быть регламентированы законодательными актами);
            • совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством, и другие меры. (Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»).

            Ряд этих мер реализованы в Законе, других законодательных актах, а некоторые необходимо будет реализовать.

            Ответственность за организацию борьбы с коррупцией возложена на Прокуратуру Республики Беларусь, которая в этой связи наделяется специальными полномочиями, в основном по сбору и анализу информации о коррупционных проявлениях, координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, подготовке предложений по совершенствованию законодательства.

            Закреплена обязанность государственных органов, организаций, их должностных лиц, а также граждан содействовать государственным органам в борьбе с коррупцией и незамедлительно предоставлять им необходимую информацию.

            Государственные должностные лица (в их число входят также государственные служащие, которые в соответствии с законодательством являются должностными лицами), а равно лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица, дают письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона. Закон не устанавливает исчерпывающий перечень таких ограничений. Что касается государственных должностных лиц, то это понятие не отождествляется с понятием «должностное лицо» либо с понятием «государственный служащий», хотя к государственным должностным лицам относятся некоторые категории должностных лиц исходя из определения этого понятия в Уголовном кодексе, а также некоторые категории государственных служащих, определение которых дано в статье 5 Закона о «Государственной службе»

            Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

            Более широкий перечень таких ограничений установлен законодательством о государственной службе. Несоблюдение ограничений влечет ответственность, в том числе освобождение от должности.

            Меры, направленные на обеспечение финансового контроля в сфере борьбы с коррупцией, теперь предусматривают также представление деклараций о доходах и имуществе членами семьи лиц, поступающих на государственную службу, и государственных служащих.

            Введены такие понятия, как коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, и дан их исчерпывающий перечень. Это позволяет более точно определить сферу деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.

            К правонарушениям, создающим условия для коррупции, отнесены такие действия, как: требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических и юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов и другие.

            Коррупционными правонарушениями Закон называет действия, связанные с незаконным использованием или умышленным сокрытием имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом в результате совершения коррупционного правонарушения, принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом не только имущества (подарков), но и другой выгоды в виде услуги, использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, и другие. За совершение коррупционных правонарушений в основном предусмотрена уголовная ответственность. Вместе с тем, за коррупционные правонарушения, связанные с использованием своего служебного положения для получения выгоды неимущественного характера, а также связанные с торговлей влиянием, ответственность необходимо устанавливать. Соответствующий законопроект уже внесен Президентом Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

            Следует отметить, что фактически запрет установлен на получение подарков не только государственным должностным и приравненным к нему лицом, но и членам его семьи, которым запрещено получать какое-либо имущество от лиц, находящихся в служебной и иной зависимости от должностного лица. Для членов семьи государственного должностного или приравненного к нему лица установлены также ограничения по принятию имущества и услуг, в том числе приглашений в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного или приравненного к нему лица .

            Предусмотрены в Законе меры по минимизации последствий совершения коррупционных правонарушений, в том числе меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения: вред, причиненный их совершением подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, а срок исковой давности на данные требования составляет 10 лет.

            Дальнейшее развитие законодательства, направленного на противодействие коррупции, видится, прежде всего, в совершенствовании административного законодательства и законодательства, регулирующего экономические отношения, в снижении его коррупционности.

            center.gov.by