Полезные статьи

Конфликты из сказок и способы разрешения

Внеклассное мероприятие в 4-м классе «Конфликт и пути его решения»

Внеклассное мероприятие по теме: «Конфликт и пути его решения» проведено в 4 классе в рамках районного семинара “Роль социума в профилактической работе с семьёй и учащимися, находящимися в социально- опасном положении”.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Сегодня эта тема одна из интереснейших в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки. Это — приметы нашего времени. А ведь это всё конфликты и конфликтные ситуации. Чтобы услышать и увидеть такое, не обязательно даже смотреть крутой боевик, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с этим ежедневно. И сегодня данную тему можно рассмотреть только во время проведения классных часов и во внеурочное время.

Особенностью данного мероприятия является то, что в нём принимали участие не только учащиеся, но и их родители. Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной для многих учащихся нашей школы, в том числе и для учеников начальной школы. Предварительно был проведён социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-ых классов нашей школы. Результаты анкетирования:

  • 58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя;
  • 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт- это непонимание друг, друга, ссора;
  • 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться;
  • 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.
  • К мероприятию дети самостоятельно выполняли задания, предложенные учителем, которые помогли им глубже понять проблему, проявить их творчество, самостоятельность. Ученики должны были посетить библиотеку, опросить сверстников, знакомых, родных, взглянуть на себя со стороны, выполнить рисунок по теме.

    На протяжении всего урока практически каждый ученик, так или иначе, проявил себя. Детям было предложено найти выход из конфликтных ситуаций. В процессе игр “Я отличаюсь от других людей тем, что я …” и “Армрестлинг” четвероклассники говорили о том, как можно избежать конфликтов и что терпимее нужно быть к недостаткам других. Этому же способствовал и просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”.

    Во время игры “Горящая река и лодочки” ученики воспользовались такими продуктивными приёмами выхода из конфликтных ситуаций как сотрудничество, компромисс. Рисунок осликов (предложенный ранее в ОКР) также помог сделать вывод о том, что часто поведение людей похоже на поведение изображённых животных. И главное здесь- сотрудничество.

    На примере сказки “Два козлика”, которую дети инсценировали, сделали вывод о том, что уступка — также один из выходов из конфликта.

    Родителям тоже было предложено задание: найти выход из конфликтной ситуации, предложенной детьми.

    К уроку ученики приготовили правила, с помощью которых люди приходят к согласию, и всех с ними познакомили.

    Можно говорить о том, что такие мероприятия нужны и должны проводиться уже в начальной школе. Ведь именно там закладываются основы взаимоотношений и формируется классный коллектив.

    Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

    Задачи:

    Образовательные:

    • формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
    • ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”;

    Развивающие:

    • развитие познавательного интереса учащихся;
    • развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
    • повышение активности учащихся на занятиях;
    • Воспитательные:

      • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
      • формирование социально одобряемых форм поведения.
      • Оборудование:

        • результаты анкетирования (приложение 1, приложение 2)
        • таблички конфликт”, “юмор”, “уступка”, “компромисс”, “сотрудничество” (приложение 6);
        • ситуации для обсуждения на столе у каждого ученика;
        • маски для сценки, сценка (приложение 3);
        • 2 сладких приза для игры “Армрестлинг”;
        • запись м/ф “Гадкий утёнок”;
        • рисунки осликов у каждого ученика (приложение 4);
        • рисунки учащихся на доске;
        • 4 альбомных листа для игры “Горящая река и лодочки”;
        • правила Карнеги для учащихся (приложение 5);
        • запись песни “Дружба крепкая”;
        • результаты самостоятельной работы учащихся.
        • Задания для самостоятельной подготовки учащихся:

          1. Совместно со взрослыми и сверстниками обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, друзей, сверстников, спроси у учителя, узнай в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
          2. Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других? Напиши.
          3. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
          4. Нарисуй рисунок, где бы ты показал, как можно разрешить разногласие или конфликт (например, как это делаешь ты). Рисунок передай учителю.

          Ход занятия

          Эпиграф на доске:

          Самый лучший день — сегодня.
          Самый лучший отдых – работа.
          Самая большая потребность — общение.
          Самое большое богатство — здоровье.
          Самый большой дар — любовь.

          — Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

          — Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной и для многих учащихся нашей школы, в том числе и для вас. Мы провели социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-х классов нашей школы. Результаты анкетирования:

          58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя.

          — Что такое конфликт? 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт — это непонимание друг, друга, ссора.

          — В чем сходство и различие понятий спор и конфликт?

          — Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

          — С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

          — Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться.

          — Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

          — Как видите, путей выхода из конфликта множество.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие, деструктивные. Виды тактик: жесткие, нейтральные, мягкие. Анализ деятельности военного руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными. Причины межличностных конфликтов воинских коллективов.

          дипломная работа, добавлен 28.02.2012

          презентация, добавлен 07.05.2015

          Понятие конфликта как противоречия, ведущего к конструктивным или деструктивным последствиям. Основные причины и источники возникновения конфликта, характеристика типов выхода из конфликтной ситуации. План разрешения споров и предупреждение конфликтов.

          реферат, добавлен 27.11.2010

          презентация, добавлен 21.12.2014

          курсовая работа, добавлен 12.11.2008

          Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

          контрольная работа, добавлен 11.02.2016

          Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

          курсовая работа, добавлен 08.06.2003

          Конфликт и конфликтная ситуация. Формы и способы разрешения конфликтной ситуации. Периоды и этапы динамики конфликтов. Методы преодоления конфликтной ситуации. Стратегии поведения в конфликте. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта.

          контрольная работа, добавлен 09.10.2008

          Рассмотрение основных функций сказки: терапевтическая, прогностическая и диагностическая. Использование диагностической сказки как метода психологического исследования личности с целью выявления жизненных сценариев и стратегий поведения индивида.

          отчет по практике, добавлен 27.10.2012

          Понятие и типология конфликтов, их стадии и структура, позитивные и негативные функции. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации, необходимость составления карты конфликта. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.

          allbest.ru

          Занимательные факты на тему:
          Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения.

          А вы задумывались над тем, что в сказках довольно часто встречаются конфликтные ситуации? Смотрим!

          Предварительный просмотр:

          1. «Сказка о золотой рыбке»
          2. Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

            Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

            Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

            В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.

            Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

            Шлет с письмом она гонца,
            Чтоб обрадовать отца.
            А ткачиха с поварихой,
            С сватьей бабой Бабарихой,
            Извести ее хотят,
            Перенять гонца велят;
            Сами шлют гонца другого
            Вот с чем от слова до слова:
            «Родила царица в ночь
            Не то сына, не то дочь;
            Не мышонка, не лягушку,
            А неведому зверюшку».

            В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.

            Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.

            Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

            – А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

            – Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

            – Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

            Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

            За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

            И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

            Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

            Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.

            Конфликт между Федорой и посудой.

            А за ними вдоль забора

            Скачет бабушка Федора:

            Но ответило корыто:

            «На Федору я сердито!»

            И сказала кочерга:

            «Я Федоре не слуга!»

            А фарфоровые блюдца

            Над Федорою смеются:

            «Никогда мы, никогда

            Не воротимся сюда!»

            Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.

            Конфликт между мальчиком и вещами.

            Вдруг из маминой из спальни,
            Кривоногий и хромой,
            Выбегает умывальник
            И качает головой:
            «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
            Неумытый поросёнок!
            Ты чернее трубочиста,
            Полюбуйся на себя:
            У тебя на шее вакса,
            У тебя под носом клякса,
            У тебя такие руки,
            Что сбежали даже брюки,
            Даже брюки, даже брюки
            Убежали от тебя.
            Рано утром на рассвете
            Умываются мышата,
            И котята, и утята,
            И жучки, и паучки.
            Ты один не умывался
            И грязнулею остался,
            И сбежали от грязнули
            И чулки и башмаки.

            Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.

            По теме: методические разработки, презентации и конспекты

            Эссе. Курс ОРКСЭ.

            Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем.

            В современном мире невозможно развитие и существование общества без полноценного, шагающего в ногу со временем образования и воспитания. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно.

            Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.Я хочу назвать несколько основных труднос.

            Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе, динамика социально-экономических процессов, совершенствование образования в России предъявляют повышенные требования к подготовке у.

            Период перехода ребёнка из начальной школы в среднюю является проблемой, которая требует особого внимания. Изменившиеся условия предъявляют более высокие требования к ребёнку, как личности. Как безбол.

            В статье я делюсь опытом формирования УУД на уроках в 1 классе.

            nsportal.ru

            Анализ конфликта на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

            Краткое изложение конфликтной ситуации в произведении Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассмотрение формата отношений между главными героями: Стариком и Старухой. Характеристика основных типов конфликтов и их функции: конструктивные и деструктивные.

            Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

            Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

            Размещено на http://www.allbest.ru/

            Анализ конфликта на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

            I. Краткое изложение конфликтной ситуации

            конфликт конструктивный деструктивный

            Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно. Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем. Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто. Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание. Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи. Рыбка исполняет это пожелание. Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей. Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации. Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание — стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.

            II. Анализ конфликтной ситуации

            1. Тип конфликта:

            а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт;

            б) по содержанию: ресурсно-материальный конфликт по мере развития конфликтной ситуации дополнительно приобретает черты конфликта доминирования;

            в) по коммуникативной направленности конфликт носит «горизонтальный» характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает «вертикальный» характер (дворянка/царица — рыбак).

            2. Структура конфликта:

            а) стороны конфликта: Старуха, Старик;

            б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса «Золотая Рыбка»;

            в) предмет конфликта: исполнения требований Старухи;

            г) условия протекания конфликта: конфликт приобретает затяжной характер;

            д) образы конфликтной ситуации у участников:

            Для Старухи — Старик («дурачина, простофиля») не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.

            Для Старика — неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, неспособность Старухи удовлетвориться достигнутым. Старик, по крайней мере, со 2 фазы развития конфликта, осознаёт деструктивность «революции притязаний» Старухи («сварливая баба», «вздурилась», «бунтует», «белены объелась»):

            е) возможные альтернативы действий участников конфликта:

            -А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).

            -Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, «революция притязаний» становится преодолимой только вмешательством извне.

            3. Динамика конфликта:

            а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;

            б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:

            1 фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;

            2 фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;

            3 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с «чёрной крестьянки» до «столбовой дворянки»;

            4 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;

            5 фаза развития конфликта: добившаяся статуса «вольной царицы» Старуха требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.

            в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решён вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой), устранением предмета и объекта конфликта (лишение Старухи полученных преимуществ с возвращением к фазе «обладательница разбитого корыта»).

            г) особенности поведения сторон конфликта:

            Поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивно-антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения на 4 фазе конфликта стремится смягчить, сгладить конфликтную ситуацию путём приспособления, уступчивости, исполнения требований противоположной стороны («не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить»).

            4. Функции конфликта:

            а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи «третьей стороны» имело воспитательные функции;

            б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.

            5. Возможности предотвращения конфликта:

            В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве «третьей силы».

            СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

            Жил старик со своею старухой

            У самого синего моря;

            Они жили в ветхой землянке

            Ровно тридцать лет и три года.

            Старик ловил неводом рыбу,

            Старуха пряла свою пряжу.

            Раз он в море закинул невод, —

            Пришел невод с одною тиной.

            Он в другой раз закинул невод,

            Пришел невод с травой морскою.

            В третий раз закинул он невод, —

            Пришел невод с одною рыбкой,

            С непростою рыбкой, — золотою.

            Как взмолится золотая рыбка!

            Голосом молвит человечьим:

            «Отпусти ты, старче, меня в море,

            Дорогой за себя дам откуп:

            Откуплюсь чем только пожелаешь.»

            Удивился старик, испугался:

            Он рыбачил тридцать лет и три года

            И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

            Отпустил он рыбку золотую

            И сказал ей ласковое слово:

            «Бог с тобою, золотая рыбка!

            Твоего мне откупа не надо;

            Ступай себе в синее море,

            Гуляй там себе на просторе».

            Рассказал ей великое чудо.

            «Я сегодня поймал было рыбку,

            Золотую рыбку, не простую;

            По-нашему говорила рыбка,

            Домой в море синее просилась,

            Дорогою ценою откупалась:

            Откупалась, чем только пожелаю.

            Не посмел я взять с нее выкуп;

            Так пустил ее в синее море».

            Старика старуха забранила:

            Не умел ты взять выкупа с рыбки!

            Хоть бы взял ты с нее корыто,

            Наше-то совсем раскололось».

            Вот пошел он к синему морю;

            Видит, — море слегка разыгралось.

            Стал он кликать золотую рыбку,

            Приплыла к нему рыбка и спросила:

            «Смилуйся, государыня рыбка,

            Разбранила меня моя старуха,

            Надобно ей новое корыто;

            «Не печалься, ступай себе с богом,

            Будет вам новое корыто».

            Воротился старик ко старухе,

            У старухи новое корыто.

            Еще пуще старуха бранится:

            «Дурачина ты, простофиля!

            Выпросил, дурачина, корыто!

            В корыте много ль корысти?

            Воротись, дурачина, ты к рыбке;

            Поклонись ей, выпроси уж избу».

            Вот пошел он к синему морю,

            (Помутилося синее море.)

            Приплыла к нему рыбка, спросила:

            Ей старик с поклоном отвечает:

            «Смилуйся, государыня рыбка!

            Еще пуще старуха бранится,

            Не дает старику мне покою:

            Избу просит сварливая баба».

            Так и быть: изба вам уж будет».

            Пошел он ко своей землянке,

            А землянки нет уж и следа;

            Перед ним изба со светелкой,

            С кирпичною, беленою трубою,

            С дубовыми, тесовыми вороты.

            Старуха сидит под окошком,

            На чем свет стоит мужа ругает.

            «Дурачина ты, прямой простофиля!

            Выпросил, простофиля, избу!

            Воротись, поклонися рыбке:

            Не хочу быть черной крестьянкой,

            Хочу быть столбовою дворянкой».

            Пошел старик к синему морю;

            (Не спокойно синее море.)

            Стал он кликать золотую рыбку.

            Ей с поклоном старик отвечает:

            Пуще прежнего старуха вздурилась,

            Уж не хочет быть она крестьянкой,

            Хочет быть столбовою дворянкой».

            «Не печалься, ступай себе с богом».

            Воротился старик ко старухе.

            Что ж он видит? Высокий терем.

            На крыльце стоит его старуха

            В дорогой собольей душегрейке,

            Парчовая на маковке кичка,

            Жемчуги огрузили шею,

            На руках золотые перстни,

            На ногах красные сапожки.

            Перед нею усердные слуги;

            Она бьет их, за чупрун таскает.

            Говорит старик своей старухе:

            «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

            Чай, теперь твоя душенька довольна».

            На него прикрикнула старуха,

            На конюшне служить его послала.

            Вот неделя, другая проходит,

            Опять к рыбке старика посылает.

            «Воротись, поклонися рыбке:

            Не хочу быть столбовою дворянкой,

            А хочу быть вольною царицей».

            Испугался старик, взмолился:

            «Что ты, баба, белены объелась?

            Ни ступить, ни молвить не умеешь,

            Насмешишь ты целое царство».

            Осердилася пуще старуха,

            По щеке ударила мужа.

            «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

            Со мною, дворянкой столбовою? —

            Ступай к морю, говорят тебе честью,

            Не пойдешь, поведут поневоле».

            Старичок отправился к морю,

            (Почернело синее море.)

            Опять моя старуха бунтует:

            Уж не хочет быть она дворянкой,

            Хочет быть вольною царицей».

            Отвечает золотая рыбка:

            «Не печалься, ступай себе с богом!

            Добро! будет старуха царицей!»

            Старичок к старухе воротился.

            Что ж? пред ним царские палаты.

            В палатах видит свою старуху,

            За столом сидит она царицей,

            Служат ей бояре да дворяне,

            Наливают ей заморские вины;

            Заедает она пряником печатным;

            Вкруг ее стоит грозная стража,

            На плечах топорики держат.

            Как увидел старик, — испугался!

            В ноги он старухе поклонился,

            Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

            Ну, теперь твоя душенька довольна».

            На него старуха не взглянула,

            Лишь с очей прогнать его велела.

            Подбежали бояре и дворяне,

            Старика взашеи затолкали.

            А в дверях-то стража подбежала,

            Топорами чуть не изрубила.

            А народ-то над ним насмеялся:

            «Поделом тебе, старый невежа!

            Впредь тебе, невежа, наука:

            Не садися не в свои сани!»

            Еще пуще старуха вздурилась:

            Царедворцев за мужем посылает,

            Отыскали старика, привели к ней.

            Говорит старику старуха:

            «Воротись, поклонися рыбке.

            Не хочу быть вольною царицей,

            Хочу быть владычицей морскою,

            Чтобы жить мне в Окияне-море,

            Чтоб служила мне рыбка золотая

            И была б у меня на посылках».

            Старик не осмелился перечить,

            Не дерзнул поперек слова молвить.

            Вот идет он к синему морю,

            Видит, на море черная буря:

            Так и вздулись сердитые волны,

            Так и ходят, так воем и воют.

            «Чего тебе надобно, старче?»

            Что мне делать с проклятою бабой?

            Уж не хочет быть она царицей,

            Хочет быть владычицей морскою;

            Чтобы жить ей в Окияне-море,

            Чтобы ты сама ей служила

            И была бы у ней на посылках».

            Ничего не сказала рыбка,

            Лишь хвостом по воде плеснула

            И ушла в глубокое море.

            Долго у моря ждал он ответа,

            Не дождался, к старухе воротился —

            Глядь: опять перед ним землянка;

            На пороге сидит его старуха,

            А пред нею разбитое корыто.

            Размещено на Allbest.ru

            Подобные документы

            Понятие и функции конфликта. Типичные стили поведения в нем. Характеристика основных типов конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и конфликт между личностью и группой. Их основные особенности. Дисфункциональные последствия конфликта.

            реферат [32,4 K], добавлен 13.10.2013

            дипломная работа [254,2 K], добавлен 28.02.2012

            Рассмотрение основных типов конфликтов: межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Этапы развития конфликта: возникновение, осознание ситуации, конфликтное поведение, исход. Оптимизация организационно-управленческих условий создания компаний.

            презентация [1,9 M], добавлен 07.05.2015

            реферат [21,1 K], добавлен 27.11.2010

            Определение понятия «конфликт». Деструктивные функции конфликтов. Личностные причины возникновения конфликтов. Парадокс Г. Зиммеля. Деструктивные приемы воздействия на партнера. 12 шагов для разрешения конфликтов. Условия эффективности медиаторства.

            презентация [198,8 K], добавлен 21.12.2014

            Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе. Структура конфликта. Исследование стратегий поведения в студенческой группе. Анализ тактик поведения в конфликте.

            курсовая работа [58,6 K], добавлен 12.11.2008

            контрольная работа [26,6 K], добавлен 11.02.2016

            курсовая работа [25,2 K], добавлен 08.06.2003

            контрольная работа [1,2 M], добавлен 09.10.2008

            отчет по практике [5,8 M], добавлен 27.10.2012

            knowledge.allbest.ru

            Сайт посвящен изобретательским задачам и методам их решения.

            Secondary menu

            You are here

            Сказки — это серьезно

            Submitted by content manager on чт, 31/05/2012 — 10:25

            СКАЗКИ – ЭТО СЕРЬЕЗНО.

            Глава 5.6. из книги «Диагноз ТРИЗ»

            5.6.1. Сказка — ложь, да в ней намек.

            Сказки существуют у всех народов, у всех народов они существовали ранее, и с уверенностью можно сказать – будут существовать и дальше. Очевидно, что сказка – обязательный составной элемент культуры общества. На протяжении многих веков дошедшие до нас из древности мифы и сказки выполняли важнейшую функцию передачи информации от поколенья к поколенью.

            Поэмы Гомера, Басни Эзопа, мифы Древней Греции, легенды, эпические поэмы, новеллы, басни, притчи и волшебные сказки разных народов напоминали людям о различных сторонах общественной жизни, учили, предупреждали, показывали примеры разрешения конфликтов. Если рассматривать обобщенный сюжетный смысл, то становится очевидным, что мифические и сказочные персонажи сталкивались с теми же проблемами, с какими приходится сталкиваться и нам в современной жизни:

          3. Жизненные соблазны — и пение сирен;
          4. Ахилесова пята и слабое место в характере каждого человека;
          5. Камень на распутье – и проблема выбора.
          6. Так или иначе очень часто мы идентифицируем себя с героями сказок, переживая подобные конфликтные ситуации. Подлинный же опыт в этот момент по себе недоступен никому, кроме нас.

            Именно сказки мы предлагаем в качестве предмета рассмотрения, психологического анализа с целью их правильного методического использования и т.д.

            Я не отношусь к числу тех, кто видит во всех сказках однозначно положительный педагогический ресурс. Только потому, что сказка – это «народное творчество», играющее огромную роль в культуре человечества и т.д. Я не разделяю подобного пафоса и считаю, что сказка – это серьезно. К сказкам нужно относиться избирательно, если речь идет об использовании их в учебном процессе, особенно при работе с дошкольниками и младшими школьниками.

            Что заставляет меня так думать?

            Прежде всего то, что сказка оказывает очень сильное психологическое воздействие на ребенка. Язык сказки изначально близок и понятен ребенку. Это язык детства, язык мамы, бабушки, язык добра, т.е. язык, которому ребенок сразу и безоговорочно верит.

            Может ли ребенок объяснить окружающий его мир с естественно-научных позиций, с позиций формальной логики? Конечно же – нет. Для понимания и для объяснения мира ребенок выбирает модель, которая более всего подходит ему. Модель сказочную, хорошо усвоенную с детства.

            Каждый из нас, взрослых, понимает, осознает, что сказка – это вымысел. Дети же воспринимают мир не рационально, а посредством чувств, т.е. эмоционально. Эмоция в переводе с латинского значит «потрясаю», «волную». Именно чувственное восприятие и образное мышление являются характерными для детей, начиная примерно с четырех лет. На подсознательном уровне дети усваивают схемы взаимоотношений сказочных персонажей, а также обобщенные способы решения этими персонажами своих проблем.

            Сказки не могут не оказывать влияние на впечатлительную, формирующуюся психику ребенка. Более того, по утверждению Э. Берна, именно они лежат в основе формирования всего жизненного сценария. Приведем отрывок из книги «Игры, в которые играют люди» почти без осокращений в виду важности для понимания обсуждаемой здесь проблемы.

            Сказка про Красную Шапочку

            Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка. Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя — волка. Девочка показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу, погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно, не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями.

            Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения «марсианина», эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»

            Сказка о Красной Шапочке с точки зрения марсианина

            . Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка.

            Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками?

            Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время, едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями!

            В любом случае, всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».

            Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.

            Читателю может показаться, что я намеренно сгущаю краски. Но я действительно считаю, что сказка – это инструмент воздействия на подсознание. Это – прямое внушение. Что дает нам основание судить о сказке подобным образом?

            Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума. Cвязь, которая устанавливается между внушаемым и внушающим во время сеанса гипноза называют рапортом. Раппорт характеризуется высокой степенью избирательности, т.е. сверхвосприимчивостью к воздействиям внушающего (преимущественно вербальным, словесным) и нечувствительностью к другим внешним воздействиям (например, посторонним звукам). Еще одно замечание касается того, что слова, обращенные к человеку, находящемуся в состоянии транса, оказывают особое воздействие. Позже человек, возможно, никогда не осознает, откуда у него взялись определенные идеи, мысли или переживания.

            А теперь отметим факторы, способствующие формированию транса, т.е. наведению гипнотического состояния, во время которого возможны воздействия на подсознательную сферу пациента.

            Погружению в гипнотический сон способствует все то, что приводит к наступлению естественного сна: достижение расслабленного состояния, снимающего психологическое напряжение, тишина, отсутствие яркого, раздражающего света (полумрак), т.е. уменьшение потока раздражений, поступающих через слуховой или зрительные анализаторы. Кроме того играют большую роль следующие факторы:

          7. личностная значимость (авторитет) рассказывающего (внушающего) для слушающего (пациента);
          8. контакт (раппорт) с пациентом, основанный на абсолютном доверии к внушающему;
          9. повторяющиеся и малопонятные формулы, воздействующие на подсознание;
          10. вполне реальные эмоциональные переживания, закрепляющиеся в памяти.
          11. Вспомните атмосферу, при которой , с одной стороны, происходит рассказывание сказки и, с другой стороны, ее восприятие ребенком. Вечер. ребенок устал. ему хочется спать. добрая бабушка, мягким голосом начинающая рассказывать сказку, поглаживая внука по голове. запутанность сюжета. присказки. волшебные заклинания. таинственность волшебных превращений. полусонное состояние . и сквозь него тихий бабушкин голос. сон.

            Похоже, не правда ли? Берусь утверждать, что не просто похоже. Дети действительно находятся в состоянии транса и испытывают гипнотическое воздействие. Со стороны внушающего (взрослый, рассказывающий сказку) существует возможность передачи информации, со стороны внушаемого (ребенка) нет никаких механизмов, осуществляющих ее критическую оценку, тем самым блокирующих внушение.

            Впрочем, существуют и отличия. Обоснованность применения гипноза зависит от ряда психологических и этических аспектов, в частности:

          12. право на проведение гипнотерапии имеют только квалифицированные и этически безупречные лица;
          13. введение в гипнотический транс и проведение гипнотических сеансов происходит только при согласии пациента;
          14. не может быть никаких оправданий для вмешательства в процессе гипнотерапии в личную жизнь пациентов или их моральные принципы.
          15. У ребенка согласия на внушение никто не спрашивает. Родители (или бабушки с дедушками), сами того не подозревая, проводят систематические сеансы гипноза, внушая детям определенные способы поведения, ценности, убеждения, формируя в результате жизненные сценарии, т.е. своеобразную психологическую коллею, из которой в будущем будет не так просто выбраться. Внушение без сознательного внушения.

            Сказка может быть использована и как способ решения конкретной проблемы ребенка. Об этом будет говориться ниже, а сейчас попытаюсь пояснить, что мне не нравится в сказках в содержательном плане.

            Какие моменты в сказках (особенно в волшебных), по моему личному мнению, имеют, мягко скажем, спорное значение с точки зрения выполнения воспитательной функции? Почему, например, в сказках с такой навязчивой настойчивостью повторяются сюжеты нелюбви, мести и предательства? Или это обязательный и вечный атрибут общественных отношений, о которых сказка хочет предупредить нас? Так что же мы часто видим в сказках?

          16. Очень часто сказки начинаются с описания благополучной жизненной ситуации, а потом ситуация меняется к худшему. Это порождает чувство тревоги, ощущение неминуемой опасности, которая рано или поздно, но все равно придет. Ожидание неотвратимого несчастья. Грустно и страшно для ребенка.
          17. Неполноценная (несчастливая) семья и родительская нелюбовь (обязательные персонажи – злая мачеха и добрый отец и редко – наоборот. Заботливая, добрая мать очень редко присутствует в сказках. Сказка словно предупреждает об опасности эмоциональной депривации (лишения), ведь все проблемы в сказке (а значит – и в жизни) начинаются с описания этой семейной ситуации. Очень часто в сказке описывается либо смерть родителей, либо их отъезд. Беззащитный герой остается в одиночестве. Как вы считаете, кто из детей окажется особенно чувствителен к такой сказке? И может быть, именно поэтому в начальной школе среди школьников так распространен страх смерти?
          18. В сказках обязательно происходит нарушение какого-либо запрета. Чтобы добиться желаемой цели в конце сказки, главный герой обязательно проходит через запреты и их нарушения. Запреты в сказках часто накладываются или родителями или другими значимыми персонажами. Что вынесет ребенок из такой сказки? Сказка словно нашептывает ребенку: «Не страшно, что тебе что-то запрещается. Будь героем – не бойся нарушать запреты.» Отсюда, очевидно, закрепившееся в народе выражение: «Запретный плод сладок».
          19. Соперничество братьев и сестер. Например, два старших брата могут даже жестоко расправиться с третьим, поскольку он оказался более удачлив. Значит, ради собственного благополучия можно не остановливаться перед родственными чувствами – так получается?
          20. Как происходит в сказках выбор жизненного пути? Главный герой либо как-будто специально из предложенных ему вариантов выбирает наихудший (не «богатому быть», не «женатому быть», а «убитому быть»), либо пользуется знакомым нам методом проб и ошибок (в поисках решения свое проблемы идет «куда глаза глядят»).
          21. В ходе сказки происходит трансформация героя. Слабый обретает силу, дурак оказывается умнее всех, живой водой побеждается даже смерть. Это модель изменения. Для ребенка – модель превращения его во взрослого. Но ведь для этого нужно поступать так же, как в сказке. Подсознание ребенка получает первые предписания, представления о допустимых для достижения цели средствах.
          22. В сказках, как правило, герою без всякого усилия удается добиться успеха, победить своего врага, получив в свои руки то или иное волшебное средство. А как по ТРИЗу? Желательно бы, чтобы герой без всяких волшебных средств это сделал САМ, изобретя свой способ достижения цели.
          23. В сказках положительный герой в конце побеждает. А что нужно сделать с отрицательным? Убить, конечно – отрубить голову дракону или медузе Горгоне; распороть живот волку, выпустив оттуда Красную шапочку, а потом (видимо для полного удовлетворения) набить волку живот камнями; в кипятке должен свариться глупый король. Просто фильмы ужасов.
          24. Давайте обобщим сказанное. Что получается? Логика сказок: не жди хорошей оценки и любви в семье – терпи; ожидай беды – она придет; перед лицом опасности останешься один; не слушайся старших, не учись, относись ко всему спустя рукава, не имей цели, в своих поисках руководствуйся случаем, ничего не планируй, ничего сам не предпринимай, относись ко всему, как к испытанию и жди. твои ожидания и бездействия будут вознаграждены.

            Чем заканчиваются сказки? Герой становится богатым, красивым, молодым. Но преобразования, происходящие с ним по воле волшебных сил, оказывающих ему содействие, не распространяются на личность самого героя. Что изменилось в нем самом? Не известно. В сказке доминирует мир черно-белых красок. Очень просто можно разделить героев по принципу «хороший – плохой». Подсознательно ребенок может усвоить, что мир тоже состоит либо из хороших людей, либо из плохих. Никаких оттенков. И эти люди не меняются.

            Многие волшебные сказки строятся по подобной логике.

            Сказки не говорят, что в жизни нужно поступать точно так же, как поступает тот или иной герой, но ребенок, усваивая сказочные образы, усваивает и сказочную мораль, модель поведения.

            Однажды в процессе курсового исследования одна из студенток предложила написать детям, живущим в интернате, свои сказки. И что же вы думаете? Испугалась не только сама студентка, испугались все преподаватели кафедры. Фантазия детей рисовала страшные, кровавые картины. И что характерно, многие сказки не были закончены.

            Какая существует связь между образами, полученными ребенком из сказок, рассказанных в детстве и его будущим? Сказочный образ, в том числе и пугающий, вызывает у ребенка определенное эмоциональное переживание. Если это переживание достаточно сильно, то оно закрепляет в подсознании вызвавший его образ. Ребенок, подрастая, может забыть конкреную ситуацию, которая вызвала у него, например, чувство страха. Но вытесненный в подсознание образ может в последствие служить источником не только страхов, но и часто возникающей тревоги в ситуациях, ассоциативно напоминающих этот образ. Лохматое чудище — собака – мех – неясное очертание предметов в сумерках – темнота и т.д. В связи с выше сказанным мы рекомендуем внимательно относиться к отбору сказок для занятий. Необходимо самому попытаться понять обобщенный смысл сказки и решить вопрос о целесообразности ее использования.

            Именно поэтому одна из задач использования упражнений, направленных на развитие воображения, заключается в том, чтобы вывести из подсознания отрицательные образы и преобразовать в образы положительные. Здоровье ребенка во многом зависит от состояния его нервной системы. Каким образом это достигается? Что значит «вывести из подсознания» какую-либо информацию, дать ей выход?

            Прежде всего необходимо постараться понять, с какими образами мы имеем дело. Из практики психоаналитического подхода известно, что если ситуация, связанная с психологической проблемой проговаривается словами или получает свое выражение в символической форме, например, в виде рисунка, то подсознательные малоосознаваемые образы, вызывающие проблему также могут получить выход. При этом психологическая проблема в ряде случаев снимается. На этом основано лечение многих видов неврозов.

            Дети любят сочинять и рассказывать, а также слушать различные «страшилки». Это общеизвестный факт. При этом они буквально переполнены такими сильными эмоциями, словно они воспринимают реальные события и реальных героев. Но это касается в основном воспринимающих эти истории детей. Словесный же образ, которым пользуется рассказывающий, наоборот, снижает его эмоциональное напряжение, способствует выходу из подсознания подавленных эмоций.

            Приведем цитату из книги психотерапевта Горина С.А. («А гипноз вы пробовали?»): «Ребенок, который боится темноты, очень охотно расскажет вам о тех чудови­щах, которые ходят в темноте и которых он боится; и чем подробнее он рассказывает, тем глубже пог­ружается в транс. Мне остается только присоеди­ниться к этому трансу и в течение одного сеанса избавить ребенка от страхов.»

            В связи с этим мы считаем работу с отрицательными образами, с такими эмоциями, как страх не только возможной, но и необходимой. Полезными мы считаем упражнения типа «Пересочини сказку», в которых, используя приемы фантазирования, можно сознательно изменять образы героев, делая страшные образы абсолютно не страшными или даже смешными.

            Об использовании метафор или что такое «Сказкотерапия».

            Очень часто возникающие психологические проблемы ребенка могут быть разрешены также применением сказки, этого надежного тайного ключика к детской психике. Сказанное подтверждается многочисленными исследованиями в этой области и успешным опытом лечения детских расстройств психики средствами психологической сказки, психологической метафоры. Это направление получило даже специальное название – сказкотерапия.

            Почему в психотерапии выбран путь использования сказок, метафорических аналогий?

            Если Вы слушаете объяснение какого-либо научного факта или логику доказательства теоремы, Вы максимально напряжены. Достаточно пропустить лишь малую часть информации, и Вы рискуете потерять контроль над общей логикой, перестать понимать изложение дальнейшего. Это происходит потому, что восприятие информации в данном случае контролируется левым полушарием мозга, отвечающим за логику.

            Совсем другое дело, когда Вы слушаете притчу или сказку. Вам не нужно напрягаться, Вы легко улавливаете общий смысл, даже пропустив несколько фраз. В метафорах слова и выражения употребляются в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве, она выражает аналоговые отношения. Для того, чтобы понять смысл метафоры, человек активизирует своё правое полушарие, а это значит, что улавливает нужный смысл бессознательно. «Исследованиями установлено, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Оно же в большей мере, чем левое отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления, — пишут известные американские психологи Д.Милле и Р.Кроулин в своей книге «Терапевтические метафоры для внутреннего мира ребенка».

            Использование метафор позволяет не только общаться с правым полушарием на «понятном» ему языке, но и способствует его развитию.

            Все виды метафор (сказки, притчи, анекдоты, шутки, эпизоды из кинофильмов) имеют одно общее свойство: в них содержатся важные информация относительно какой-либо проблемы, способ ее решения. Содержание сказки, не имея отношения к настоящей жизни ребенка, вполне может являться отражением его внутреннего конфликта, который кажется ребенку непонятным, а потому является для него неразрешимым.

            Описанная в сказке (притче) ситуация или персонажи, идентифицируемые со знакомыми людьми, могут напомнить ребенку проблему из его собственной жизни. В этом случае повествование становится более значимым для ребенка, поскольку он, ожидая, чем закончится сказка, подсознательно ищет ответа на свои нерешенные вопросы.

            Слушая такую сказку, ребенок, ассоциируя происходящее в сказке с своими внутренними конфликтами, может найти решение своей проблемы по аналогии со сказкой. В этом состоит терапевтическое значение сказок.

            Целью использования метафорического подхода является активизация подсознательного поиска ребенком личных ресурсов для осознания проблемной ситуации и тем самым – для обогащения его личностной модели мира.

            Что такое модель мира, которую имеет ребенок? Это совокупность всех ощущений, которые испытал ребенок, и обобщений, которые он о них сделал. Индивидуальная модель мира имеет огромную власть над поведением ребенка.

            Для решения каких задач можно использовать метафорический подход?

          25. Психологические исследования показывают, что наиболее прочной является эмоциональная память. На этом может быть основано применение сказок для передачи необходимой для запоминания информации. Если просто сформулировать какой-либо факт, он удерживается в памяти хуже, чем в случае, когда этот же факт будет преподнесен в контексте интересной истории или сказки.
          26. Мотивация учебной деятельности. Если в текст сказки включить, например, математическую задачу, то решаться детьми она будет с гораздо большим интересом. В дидактике давно известен принцип связи обучения с жизнью. Если проанализировать задачники по математике для учеников младших классов, можно обнаружить эту самую связь, но только нес жизнью ребенка, а с жизнью взрослого. Ребенок живет в мире совсем других образов. Нами был разработан маленький экспериментальный задачник, в котором тексты задач представляли собой маленькие рассказы или сказки с участием известных каждому ребенку сказочных героев. Практика работы показала, что такие задачи не просто решаются с интересом, но и побуждают детей к сочинению подобных историй-задач. Задание по составлению математических задач выполняется с удовольствием.
          27. Вариант решения проблемы. Очень важно, чтобы ребенок САМ находил решения личных проблем. Прямое указание на вариант решения может быть просто проигнорировано именно как «родителькое вмешательство». Прямым советам не всегда следуют не только дети, но и взрослые. Если же рассказать человеку случай, аналогичный его собственному, можно подсказать решение, не подсказывая его. Аналогия все равно будет замечена подсознанием. А ключевая фраза героя может в дальнейшем служить запусковым механизмом, сигналом для подсознания по активизации определенного поведения (см. ниже понятие «психологического якоря»).
          28. Формирование самосознания. Удачно подобранная метафора, в которой приведены некоторые эффективные (или наоборот – неэффективные) модели поведения, или образы мышления, могут способствовать их осознанию, формированию эмоциональной или нравственной сферы. Ребенок получает возможность как бы взглянуть на себя со стороны и понять, что нужно изменить в собственном поведении.
          29. Регуляция межличностных отношений. Моделирование различных форм межличностных отношений (включая конфликты) в сказках с описанием способов их разрешения помогают ребенку разобраться в своих (порою очень сложных) отношениях с близкими, переосмыслить проблему, найти способ разрешения существующего противоречия.
          30. Эффективность использования метафоры зависит от соблюдения, по крайней мере, следующих условий:

            • метафора должна обладать той же или подобной структурой, что и содержание проблемы;
            • метафора должна предлагать замещающий опыт, в котором человек имеет возможность действовать с другой точки зрения, имея ранее не замечавшиеся возможности выбора;
            • метафора должна предлагать разрешение (ряд разрешений), таким образом подводя человека к соответствующим выборам.
            • Заметим, что как описание основной сути проблемы, так и представление основных действующих сил (т.е. лиц, вовлеченных в ситуацию) должно осуществляться в обобщенной символической форме.

              Еще раз подчеркнем основную суть психологической (и даже психотерапевтической) метафоры. Метафора — это иносказательное изложение проблемной ситуации того человека, которому она рассказывается. Иносказательное – значит описывающее ситуацию с использованием символов, исключая при этом прямые аналогии. Метафора помимо описания подсказывает человеку, что выход из ситуации, другими словами, решение проблемы существует. А внутреннее «Я» человека, получив подсказку, домыслит сказанное, опираясь на свой личностный опыт.

              Вот почему разные люди по-разному объясняют основной смысл притч, метафор и т.д. У каждого человека существует внутренний личностный ресурс, который поможет ему справиться с проблемой. Это не значит, что ресурс один и тот же, поскольку одни и те же символы, содержащиеся в метафоре, наполняются воспринимающими их людьми различным смыслом.

              Сочиненная сказка тоже может являться метафорой. Сочиняя сказку, описывая приключения сказочных героев, ребенок может переживать те эмоциональные переживания, недостаток которых испытывает в жизни. В этом состоит компенсаторная психологическая функция сказки.

              В сочиненных сказках ребенок часто прибегает к использованию волшебной силы, чтобы решить сказочные проблемы. Практически любую сказочную проблему можно превратить в изобретательскую задачу и попытаться вместе с ребенком найти решение, опирающееся на реальность. Подобные примеры можно найти в книге З.Шустерман «Новые приключения колобка» (Москва, Педагогика-Пресс, 1993 г.).

              Мы уже говорили о проблеме страхов и тревожности детей (особенно младшего школьного возраста). Преодоление тревожности у детей предполагает:

            • выработку конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях;
            • овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой и т.д.;
            • укрепление уверенности и формирование положительного представления о себе.
            • Модели подобных сложных ситуаций (несправедливось по отношению к ребенку, наказание, невнимательность, а также пугающие ситуации) могут быть рассмотрены в сочиненных сказках. Изменение же сказки вместе с ребенком позволит снизить влияние отрицательных факторов. Изменяя образ, вызывающий страх у ребенка (используя описанные приемы фантазирования), мы меняем отношение ребенка к этому образу.

              Можно предложить детям сочинить «страшилку», а потом «пересочинить». Возможны варианты, когда детям зачитывается только начало подобной истории и дается задания, досочинить ее с условием, чтобы окончание было обязательно веселым.

              Обратим внимание читателя на тот факт, что, как показывает практика использования групповых форм в работы со сказками, это положительным образом сказывается на психологическом климате в группе. Школьники становятся более доброжелательными, открытыми, готовыми к сопереживанию и помощи друг другу . В Приложении 28 нами приведены несколько сказок, взятых из психотерапевтической практики работы с детьми, а также афоризмы и притчи, которые мы использовали в работе со взрослыми. Предлагаем педагогу сначала самому подумать над смыслом, заложенным в приведенных текстах, а также над возможностью их использования.

              www.metodolog.ru