Полезные статьи

Коллектор газовых баллонов

Оглавление:

Рампы баллонные

Рампы для газовых баллонов входят в состав систем централизованной подачи технических газов на промышленных предприятиях, строительстве и в медицине. Они позволяют обеспечить бесперебойную подачу газов к потребителю в необходимых объемах и сократить потери рабочего времени, связанные с заменой баллонов. Подключение каждого баллона через отдельную запорную арматуру дает возможность производить их поочередную замену.

Предлагаем ознакомиться с перечнем поставляемых нашей компанией баллонных рамп:

  • Рампы перепускные
  • Рампы разрядные
  • Рампы наполнительные
  • Рампы под сж. воздух

    Газовые рампы выпускаются в следующих исполнениях:

  • Стационарном, рассчитанном на крепление к стене помещения
  • Контейнерном исполнении
  • Шкафном исполнении
  • Рампа-стойка
  • Конструкция рампы для баллонов включает в себя одно- или двух-плечевой коллектор с перепускными вентилями к баллонам, общим запорным вентилем, предохранительным клапаном и манометром для контроля давления газа в системе. Закрепляются баллоны при помощи цепи, что обеспечивает их надежное устойчивое положение. Регулирование давления осуществляется при помощи установленного редуктора.

    Имеется возможность заказать как стандартные рампы, так и изготовленные по Вашим индивидуальным требованиям.

    В случае заинтересованности, Вы можете связаться с нами по следующим контактам:

    vpk-vlz.ru

    Как работает газовый котел на баллонном газе, особенности эксплуатации

    Можно ли подключать газовый котел к баллону

    Газовый котел для отопления дома от баллона предлагают многие европейские и отечественные производители. Немецкие Buderus, Viessmann и некоторые другие европейские модели, являются универсальными и могут работать как на магистральном, так и баллоном газе.

    Но, в основном потребителю предлагают котлы, предназначенные для работы исключительно на магистральном газе. В таком случае потребуется произвести переоборудование системы: заменить форсунки или полностью поменять горелку, чтобы сделать возможным использование сжиженного газа.

    Баллоны, как основной источник пропана

    Автономный газовый котёл на газовых баллонах устанавливается достаточно просто. Схема подключения такая же, как и в случае с магистральной трубой. Единственное, что необходимо учитывать во время установки, это правила пожарной безопасности, которые несколько отличаются от тех, что предусмотрены при эксплуатации природного газа.

    Существенным недостатком использования бытовых баллонов является необходимость их регулярной дозаправки. В среднем, емкости хватает не более чем на два дня, после чего требуется отсоединить ее и отвезти на АГЗС для заправки. Снизить частоту поездок можно при подключении в единую сеть сразу нескольких баллонов. Современные котлы позволяют подключение от двух до шести емкостей одновременно.

    Баллоны подключаются не напрямую, а через специальный редуктор, позволяющий поддерживать стабильное давление, достаточное для бесперебойной работы газовых отопительных котлов, работающих на баллонном газе.

    Подключение баллонов в резерв

    Еще одним недостатком системы отопления, работающей на сжиженном газе, является необходимость постоянного контроля над заполненностью баллонов. Бывают ситуации, когда газ заканчивается прямо ночью, система отопления быстро остывает, что доставляет неудобства хозяевам дома.

    Чтобы этого не произошло, питание котла от пропанового баллона подключают через специальную рампу, позволяющую установить 1-10 баллонов в резерв. Схема работы узла заключается в следующем:

    • Рампа представляет двухплечевой коллектор, делящий емкости на две группы.
    • Первоначальный забор газа идет с основной группы.
    • После окончания пропана, рампа автоматически переключает работу котла на резервные емкости и выдает механический сигнал.
    • После заправки и подключения ёмкостей к коллектору, автоматически включается основная рабочая группа баллонов.
    • Как подключить газовый котел к баллону с пропаном

      Установить газовый котёл для автономного отопления с использованием баллонного газа намного проще, чем при использовании магистрального топлива. Существует несколько правил, относительно пожарной безопасности, перенастройки оборудования и расчета мощности, требующих неукоснительного соблюдения.

      Не рекомендуется самовольная установка. Лучше пригласить специалиста. При условии грамотного подключения и квалифицированного переоборудования котла, работы по монтажу займут всего несколько часов.

      Можно ли установить баллоны с газом в котельной

      Нужно ли перенастраивать котёл под пропан?

      Обычный котел от газовых баллонов работает, только если соблюдены определенные условия и выполнено переоборудование. Перенастраивать оборудование не нужно, но потребуется установить дополнительные фитинги для стабилизации давления газа.

      Не каждый котел в состоянии работать на СУГ. Следует обратить внимание на техническую документацию. Неотъемлемым требованием считается способность агрегата работать при пониженном давлении газа 3-4 мБар.

      Что требуется для переключения котла на газ из баллона

      Как рассчитать объем и количество баллонов для котла

      Как показывает практика, на дом в 100 м², расход газа составит приблизительно 2 баллона в неделю. Соответственно, для дома в 200 м² расход увеличится до 4 ед. В месяц газовый котел отопления расходует 9 (100 м²) -18 (200 м²) баллонов пропана, в зависимости от общей отапливаемой площади. Расчет необходимого количества емкостей выполняют с учетом этого коэффициента.

      Так, установка газовой котельной в доме на баллонах с пропаном на 100 м², потребует одновременно подключить как минимум 4 баллона (2 рабочих и 2 резервных), на 200 м² 8-10. Для обеспечения максимального удобства эксплуатации, комплект оборудования для подключения должен включать рампу.

      Точно рассчитать потребность котла, работающего на баллонном газе, можно с помощью технической документации, предоставленной заводом изготовителем. По крайней мере, европейские концерны в инструкции к оборудованию указывают расход СУГ, после переоборудования агрегата.

      Какой котел лучше выбрать, при отоплении пропановыми баллонами?

      Опыт использования котлов от баллонов с газом показал, что не все оборудование одинаково успешно работает на СУГ после переоборудования. Увеличить КПД в процессе эксплуатации достаточно проблематично. Поэтому, необходимо правильно подобрать отопительное оборудование.

      • Принцип работы – наиболее экономично и приспособлено к эксплуатации на СУГ конденсационное оборудование. Время работы котла от баллона увеличивается в среднем на 15-20%. Конденсационное оборудование предназначено для эксплуатации при низком давлении газа и зачастую замена горелки и форсунки не требуется.
      • Количество контуров – исключительно для обогрева помещений следует выбрать одноконтурный котел, для нагрева воды двухконтурный.
      • Предназначение – оптимальным вариантом является оборудование, в инструкции по эксплуатации которого есть разрешение на подключение котла к баллону. Переоборудование обычных водогрейных агрегатов, как правило, приводит к перерасходу топлива и экономически невыгодно. Производители котлов предлагают всю необходимую арматуру для подключения баллонов, она идет в комплекте, либо приобретается отдельно.
      • Конденсационный котел – это оптимальный вариант для постоянного обогрева дома на СУГ. Для временного отопления, с целью дальнейшего перехода на магистральный газ, можно использовать и другие виды котлов, при условии возможности работы при пониженном давлении газа.

        Плюсы и минусы работы котла на баллонах с пропаном

        Главным преимуществом подключения к СУГ является скорость монтажа и отсутствие жестких норм, связанных с эксплуатацией. Отсутствует необходимость в получении разрешения на эксплуатацию, а также выполнения проектной документации, что требуется при магистральном подключении.

        Судя по отзывам потребителей, у отопления сжиженным газом есть и свои недостатки:

        • Необходимость в контроле над наполненностью баллонов. Для нормальной работы газового котла нужно 3-4 газовых баллона. Проследить за тем, когда именно закончится газ, без дополнительного оборудования достаточно проблематично. Если планируется постоянная эксплуатация системы, лучше потратиться и сделать подключение котла к нескольким баллонам через рампу и редуктор.
        • Стоимость газа – по сравнению с магистральным подключением, расходы на отопление СУГ несколько выше, но меньше, чем при использовании электрокотла.
        • Особенности при подключении к баллону с пропаном. Согласно ПБ, потребуется вынести емкости в другое вентилируемое помещение или на улицу, что не всегда удобно. Необходимо отдельно приобрести устройство для подсоединения как минимум четырех газовых баллонов к котлу, а также регулирующую и контролирующую арматуру.
        • Переоборудование – не все котлы можно перевести на СУГ с одинаковой эффективностью. Замена горелки обойдется приблизительно в 30-40% от общей стоимости котла.
        • Необходимость в привлечении квалифицированных специалистов. Связать несколько пропановых баллонов в единую сеть, поменять горелку и правильно выполнить подключение, может только лицензированный специалист.
        • Некоторые из вышеперечисленных минусов в одинаковой степени относятся и к подключению к магистральному газопроводу.

          Расчет мощности и температуры тёплого водяного пола

          Калькулятора выбора мощности отопительного котла

          avtonomnoeteplo.ru

          Испытания холодильных установок

          Испытания холодильной системы на прочность.

          Необходимость испытаний холодильной системы на прочность определяется организацией-разработчиком холодильного оборудования, при этом возможны испытания как отдельных элементов, так и всей холодильной установки.

          Ниже приведена последовательность действий при испытании на прочность установки в целом. Отличие испытания всей установки от испытаний отдельных элементов приведены ниже.

          Давление для проведения испытаний на прочность указывается в технической документации конкретной холодильной установки и зависит от области её применения и типа хладагента.

          При испытаниях холодильной установки на прочность используется следующее оборудование:

        • Манометры (2 шт.) класса точности не ниже 1,5 с диаметром корпуса не менее 160 мм и шкалой с максимальным значением, равным 4/3 измеряемого давления;
        • редуктор с предохранительным клапаном, предназначенный для работы с азотом.
          Испытания холодильного контура на прочность проводятся путем заполнения магистралей сухим (точка росы не выше -40 °С) азотом под давлением.
        • Испытания необходимо проводить в следующей последовательности:

        • Установить один манометр после запорного вентиля у источника давления, а второй—в самой удаленной точке системы.
        • В холодильном контуре открыть запорные вентили и при необходимости—электромагнитные клапаны—так, чтобы каждый участок контура имел возможность подачи и сброса азота.
        • Отключить от контура все приборы КИПиА, а также другие элементы, не рассчитанные на давление испытания.
        • Поднять давление в контуре до величины давления испытания. Подъем давления следует осуществлять со скоростью не выше 1 бар в минуту. При достижении давления, равного 0,3 и 0,6 давления испытания, а также при давлении испытания, необходимо прекратить повышение давления и провести промежуточный осмотр и проверку наружной поверхности контура.
        • Под давлением испытания система должна находиться не менее 10 мин, после чего давление следует постепенно снизить до расчетного, также указанного в документации. Затем следует осмотреть наружную поверхность сосудов, аппаратов, трубопроводов, арматуры с проверкой герметичности швов и разъемных соединений мыльным раствором.
        • Результаты признаются удовлетворительными, если во время испытаний не произошло разрывов, видимых деформаций, падения давления по показаниям манометра.
        • При обнаружении утечек, деформаций, разрывов необходимо сбросить давление из контура, выполнить работы по устранению неисправностей и повторить предыдущие операции.
          Испытания отдельных элементов холодильного контура проводятся в последовательности, указанной выше, но с учетом следующих мероприятий:
        • испытываемый элемент холодильного контура (сосуд, аппарат, трубопровод) должен быть отсоединен от других элементов с использованием металлических заглушек с прокладками, имеющими хвостовики, выступающие за пределы фланцев не менее, чем на 20 мм. Толщина заглушки указывается в документации.
        • места расположения заглушек на время проведения испытания должны быть отмечены предупредительными знаками, и пребывание около них людей не допускается.
        • использование запорной арматуры для отключения испытуемого сосуда (аппарата), трубопровода не допускается.
          1. Кто принимает решение о проведении испытаний на прочность?
          2. Кто назначает давление для проведения испытаний на прочность?
          3. В какой последовательности проводятся испытания на прочность?
          4. Какие особенности существуют при испытании отдельного элемента холодильного контура?

          Испытания системы на плотность.

          Проверка холодильного контура на плотность (опрессовка) проводится в обязательном порядке для обнаружения мест возможных утечек хладагента, а также после завершения ремонтных работ, связанных с разгерметизацией холодильного контура.

          Испытания на плотность проводятся раздельно по сторонам высокого и низкого давления. При равенстве давлений испытания для стороны высокого и низкого давления, например, для установок с воздухоохладителями, допускается проводить испытание на плотность всей системы.

          Давление для проведения испытаний на плотность назначается организацией-разработчиком и указывается в технической документации. Оно зависит от области применения установки и типа хладагента.

          При испытаниях холодильной установки на плотность используется следующее оборудование:

        • Манометры (2 шт.) класса точности не ниже 1,5 с диаметром корпуса не менее 160 мм и шкалой с максимальным давлением, равным 4/3 измеряемого давления;
        • баллоны с азотом;
        • редуктор с предохранительным клапаном, предназначенный для работы с азотом.
          Испытания холодильного контура на плотность проводятся путем заполнения магистралей сухим (точка росы не выше минус 40 °С) азотом под давлением.
        • При равенстве давлений испытания для стороны высокого и низкого давлений, последовательность испытаний такова:

        • Установить один манометр был установлен после запорного вентиля у источника давления, а второй—в самой удаленной точке системы.
        • В холодильном контуре открыть запорные вентили и, при необходимости, электромагнитные клапаны так, чтобы каждый участок контура имел возможность подачи и сброса азота.
        • Поднять давление в контуре до величины давления испытания. Подъем следует осуществлять со скоростью не выше 1 бар в минуту. При достижении давления, равного 0,3 и 0,6 давления испытания, необходимо прекратить повышение давления и провести промежуточный осмотр и проверку наружной поверхности контура.
        • Не производить никаких манипуляций с установкой в течение не менее 3 часов для выравнивания температур внутренней и наружной среды. Зафиксировать давление в контуре и температуру окружающей среды.
        • Выдержать установку под давлением не менее 12 часов. По прошествии данного времени проверить давление в контуре. Изменений давления, кроме вызванных колебаниями температуры окружающей среды, быть не должно. Эти изменения определяются следующей зависимостью:
        • где P1, P2 – абсолютные значения давления газа в контуре, бар, T1, T2 – термодинамическая температура газа в контуре, К.

        • Если во время испытаний не произошло разрывов, видимых деформаций, падения давления по показаниям манометра, их результаты признаются удовлетворительными,.
        • При обнаружении утечек, деформаций, разрывов необходимо сбросить давление из контура, выполнить работы по устранению неисправностей и повторить предыдущие операции.
        • Контрольные вопросы:

        • В каких случаях проводят испытания на плотность?
        • Кто назначает величину давления для проведения испытаний?
        • Какова последовательность действий при проведении испытаний на плотность?
        • Испытание на вакуум (вакуумирование холодильного контура)

          Вакуумирование холодильного контура проводится для удаления воздуха из агрегатов и трубопроводов и осушения холодильного контура после завершения ремонтных работ, а также после проведения испытаний на прочность и/или плотность.

          Вакуумирование проводится до восстановления теплоизоляции, нарушенной при проведении ремонтных работ.

          Использовать для вакуумирования компрессор холодильной установки категорически запрещено. Подавать напряжение на компрессор и проверять целостность его цепей в процессе выполнения работ по вакуумированию запрещено.

          Исходное состояние холодильной установки перед вакуумированием зависит от вида выполненного ремонта и характеризуется изолированностью участка холодильного контура, на котором выполнялись ремонтные работы, от остальной схемы холодильной установки. В этой связи выбор сервисных штуцеров для подключения вакуумного оборудования, используемого в процессе вакуумирования, производится оператором в зависимости от участка, который требуется вакуумировать.

          Для проведения вакуумирования применяют следующее оборудование:

        • манометрический коллектор*;
        • комплект гибких шлангов*;
        • вакуумный насос;
        • вакуумметр.
          Оборудование, помеченное *, должно быть предназначено для работы с применяемыми в установке хладагентом и маслом и иметь соответствующую маркировку.
        • Порядок действий при ваккумировании:

        • Произвести сборку схемы вакуумирования с таким расчетом, чтобы расстояние между вакуумным насосом и холодильной установкой было как можно меньшим, а диаметр соединительных шлангов как можно большим.
        • Подключить манометрический коллектор к контуру и убедиться в отсутствии избыточного давления. При наличии избыточного давления, понизить его до атмосферного и проконтролировать его рост.
        • Подключить вакуумный насос к сервисным штуцерам вакуумируемого участка холодильного контура.
        • Подключить вакуумметр в наиболее отдаленной от места установки вакуумного насоса точке.
        • Открыть вентиль перед вакуумным насосом и, при необходимости, электромагнитные клапаны так, чтобы каждый участок подлежащего вакуумированию контура имел возможность подключения вакуумного насоса.
        • Включить насос и отвакуумировать холодильный контур до остаточного давления
        • Остаточное давление следует принять 1 кПа (8 мм рт.ст.).
          Вакуумирование рекомендуется проводить при нормальных температурных условиях в помещениях (20°С), в крайнем случае, при температуре в помещениях с холодильным оборудованием не ниже 5°С.

        При низких температурах (ниже 2°С) рекомендуется проводить обогрев помещения, в которых размещен вакуумируемый участок контура.

        При протяженных трассах трубопроводов рекомендуется разбить подлежащий вакуумированию участок на несколько подучастков (с помощью запорных вентилей) и проводить вакуумирование по подучасткам.

        Запрещается подогревать участки холодильного контура открытым пламенем.

        После достижения величины остаточного давления, следует продолжить вакуумирование в течении 18 часов. После этого следует закрыть вентиль и выключить вакуумный насос.

        Если при низких температурах не удается достичь необходимой величины остаточного давления, то процесс вакуумирования следует чередовать с процессом наддува сухим азотом (отсоединяя насос) до абсолютного давления 2…3 бар.

        При проведении испытаний холодильная установка должна находиться под вакуумом в течении 18 часов, при этом изменение давление в контуре должно фиксироваться не реже, чем через 1 час. Допускается повышение давления до 50% за первые 6 ч. В остальное время давление должно оставаться постоянным.

        Если по окончании вакуумирования заправка установки хладагентом не планируется, то установку необходимо заполнить сухим азотом до абсолютного давления 2…3 бар.

        Если в первые 3 часа выдержки под вакуумом давление резко повышается до уровня давления насыщенных паров воды, соответствующего температуре окружающей среды в помещении, а затем стабилизируется, то, значит, система герметична, но не достаточно осушена. Необходимо продолжить вакуумирование.

        Если за 18 часов рост давления превысил 500 Па (5 мбар), давление не стабилизируется на уровне давления насыщенных паров воды при температуре окружающей среды и продолжает расти, то установка негерметична. Следует произвести поиск и устранить причину негерметичности контура. После этого повторить работы по вакуумированию.

        Ниже приведена таблица зависимости давления насыщенных паров воды от температуры окружающей среды.

        www.prof2.ru

        Двигатели на метане

        Мы можем перевести практически любой дизельный двигатель на использование метана, как газомоторного топлива.

        Не ждите завтра, начинайте экономить сегодня !

        Дизельный двигатель является двигателем, воспламенение топлива в котором осуществляется при нагревании от сжатия. Стандартный дизельный двигатель не может работать на газовом топливе, потому что метан обладает существенно более высокой температурой воспламенения чем дизельное топливо ( ДТ — 300-330 С, метан — 650 С) , которая не может быть достигнута при степенях сжатия, используемых в дизельных двигателях.

        Второй причиной, по которой дизельный двигатель не сможет работать на газовом топливе является явление детонации, т.е. не штатного ( взрывообразного горения топлива, которое возникает при избыточной степени сжатия. Для дизельных двигателей используются степень сжатия топливо-воздушной смеси в 14-22 раза, метановый двигатель может иметь степень сжатия до 12-16 раз.

        Поэтому, для перевода дизельного двигателя в газомоторный режим потребуется сделать две основных вещи:

      • Снизить степень сжатия двигателя
      • Установить искровую систему зажигания
      • После этих доработок Ваш двигатель будет работать только на метане. Возврат в дизельный режим возможен, только после проведения специальных работ.

        Подробнее о сути выполняемых работ смотрите в разделе «Как именно осуществляется перевод дизеля на метан»

        Величина Вашей экономии высчитывается как разница между затратами на 100 км пробега на дизельное топливо до конвертации двигателя и затратами на затратами на приобретение газового топлива.

        Например, для грузового автомобиля Freigtleiner Cascadia средний расход дизельного топлива составлял 35 литров на 100 км, а после конвертации для работы на метнане расход газового топлива составил 42 нм3. метана. Тогда при стоимости дизельного топлива в 31 рубль 100 км. пробега изначально стоило 1085 рублей, а после конвертации при стоимости метана 11 рублей за нормальный кубический метр (нм3) 100 км пробега стало стоить 462 рубля.

        Экономия составила 623 рубль на 100 км пробега или 57%. С учетом годового пробега в 100.000 км, годовая экономия составили 623.000 рубль. Стоимость установки пропана на эту машину составила 600.000 рублей. Таким образом срок окупаемости системы составил — примерно 11 месяцев.

        Так же дополнительным преимуществом метана как газомоторного топлива является то, что его крайне трудно украсть и практически не возможно «слить», так как при нормальных условиях это газ. По тем же соображениям, его не возможно продать.

        Расход метана после переделки дизеля в газомоторный режим может колебаться в пределах от 1.05 до 1,25 нм3 метана на литр расхода дизельного топлива ( зависит от конструкции дизеля, его изношенности и прочее ).

        Примеры из нашего опыта по потреблению метана, конвертированными нами дизелями, Вы сможете прочитать в той статье.

        В среднем для предварительных расчетов дизельный двигатель при работе на метане будет потреблять газомоторное топлива из расчета 1 л потребления ДТ в дизельном режиме = 1,2 нм3 метана в газомоторном режиме.

        Конкретные значения экономии для Вашей машины Вы сможете получить заполнив заявку на конвертацию, нажав красную кнопку в конце этой страницы.

        В странах СНГ насчитывается свыше 500 АГНКС, причем на Россию приходится больше чем 240 АГНКС.

        Вы сможете посмотреть актуальную информацию по расположению и часам работы АГНКС на интерактивной карте, расположенной ниже. Карта любезно предоставлена сайтом gazmap.ru

        Если в Вашем автохозяйстве будет больше 30-50 автомобилей имеет смысл рассмотреть вариант с заправкой автомобилей непосредственно в автохозяйстве с использованием передвижного автомобильного газового заправщика ( ПАГЗ ). Подробно об нашем ПАГЗЕ можно посмотреть здесь.

        А если еще рядом с Вашим автохозяйством проходит газовая труба, то имеет смысл рассмотреть варианты строительства собственной АГНКС.

        Просто позвоните нам и мы с удовольствием Вас проконсультируем по всем вариантам.

        Метан на борту автомашины хранится в газообразном состоянии под высоким давлением в 200 атмосфер в специальных баллонах. Большой вес и размер этих баллонов является существенным негативным фактором ограничивающим использование метана как газомоторного топлива.

        ООО «РАГСК» используем в своей работе высококачественные металопластиковые композитные баллоны ( Тип-2 ), сертифицированные для использования в РФ.

        Внутренняя часть этих баллонов выполнена из высокопрочной хроммо-молибденовой стали, а внешняя обмотана стеклопластиком и залита эпоксидной смолой.

        Для хранения 1 нм3 метана требуется 5 литров гидравлического объема баллона, т.е. например 100 литровый баллон позволяет хранить примерно 20 нм3 метана ( на самом деле чуть больше, за счет того, что метан не является идеальным газом и лучше сжимается ). Вес 1 литра гидравлического составляет примерно 0,85 кг, т.е. вес системы хранения 20 нм3 метана будет примерно 100 кг ( 85 кг это вес баллона и 15 кг вес собственно метана ).

        Баллоны Типа-2 для хранения метана выглядят так:

        Система хранения метана в сборе выглядит так:

        На практике, обычно удается, достигнуть следующих значений пробега:

      • 200-250 км — для микроавтобусов. Вес системы хранения — 250 кг
      • 250-300 км — для городских автобусов среднего размера. Вес системы хранения — 450 кг
      • 500 км — для седельных тягачей. Вес системы хранения — 900 кг
      • Конкретные значения пробега на метане для Вашей машины Вы сможете получить заполнив заявку на конвертацию, нажав красную кнопку в конце этой страницы.

        Перевод дизельного двигателя в газовый режим потребует серьезного вмешательства в сам двигатель.

        Сначала мы должны изменить степень сжатия ( зачем ? см. раздел » Как дизельный двигатель может работать на метане ?») Мы используем различные методы для этого, подбирая лучший для Вашего двигателя:

        • Фрезеровка поршня
        • Прокладка под ГБЦ
        • Установка новых поршней
        • Укорочение шатуна
        • В большей части случаев мы применяем фрезерование поршней ( см. иллюстрацию выше ).

          Примерно так будут выглядеть поршни после фрезерования:

          Далее мы устанавливаем системы впрыска газа через специальные форсунки и систему искрового зажигания ( зачем ? см. раздел «Как дизельный двигатель может работать на метане ?» ).

          Так же мы устанавливаем ряд дополнительных датчиков и устройств ( электронную педаль газа, датчик положения коленвала, датчик количества кислорода, датчик детонации и т.п. ).

          Все компоненты системы управляются электронным блоком управления (ECU).

          Примерно так будет выглядеть комплект компонентов для установки на двигатель:

          Для современных двигателей, оснащенных надувом это мнение ошибочно.

          Высокий прочностной ресурс исходного дизельного двигателя, предназначенный для работы с степенью сжатия 16-22 раза и высокое октановое число газового топлива позволяют нам использовать степень сжатия 12-14 раз. Такая высокая степень сжатия позволяет получать те же ( и да же большие ) удельные мощности , работая на стехеометрических топливных смесях.Однако выполнение при этом норм токсичности выше ЕВРО-3 не представляется возможным, так же вырастает тепловая напряженность конвертированного двигателя.

          Современные надувные дизели ( особенно с промежуточным охлаждением надувного воздуха ) позволяют работать на существенно обедненным смесях с сохранением мощности исходного дизельного двигателя, удержав тепловой режим в прежних пределах и уложившись в нормы токсичности ЕВРО-4 .

          Для безнадувных дизельных двигателей мы предлагаем 2 альтернативы: или снижение рабочей мощности на 10-15% или применение системы впрыска воды в впускной коллектор с целью поддержания приемлемой рабочей температуры и достижения норм токсичности выбросов ЕВРО-4

          Вид типичной зависимостей мощности от оборотов двигателя, по типам топлива:

          Момент Максимальная величина крутящего момента не изменится и даже может быть немного увеличена. Однако точка достижения максимального момента сместится в сторону более высоких оборотов. Это конечно не приятно, но на практике водители практически не жалуются и быстро привыкают, особенно если имеется запас по мощности двигателя.

          Радикальным решением проблемы смещения пика момента для газового двигателя является замена турбины на переразмеренную турбину специального типа с электромагнитным клапаном перепуска на высоких оборотах. Однако высокая стоимость такого решения не дает нам возможности применять его при индивидуальной конвертации.

          Надежность Ресурс двигателя существенно увеличится. Так как горение газа происходит более равномерно чем дизельного топлива, степень сжатия газового двигателя меньше чем у дизельного и газ не содержит в отличие от дизельного топлива посторонних примесей.

          Масло Газовые двигателя более требовательны к качеству масла. Мы рекомендуем применять качественные всесезонные масла классов SAE 15W-40, 10W-40 и менять масло не реже 10.000 км.

          Если есть возможность, желательно использовать специальные масла, типа ЛУКОЙЛ ЭФФОРСЕ 4004 или Shell Mysella LA SAE 40. Это не обязательно, но с ними двигатель прослужит очень долго.

          Вследствие большего содержания воды в продуктах сгорания газовоздушных смесей в газовых двигателях могут возникать проблемы водостойкости моторных масел, так же газовые двигатели более чувствительны к образованию зольных отложений в камере сгорания. Поэтому сульфатная зольность масел для газовых двигателей ограничивается более низкими значениями, а требования к гидрофобности масла повышаются.

          Шум Вы будете очень удивленны! Газовый двигатель — очень тихая машина по сравнению с дизельным. Уровень шума снизится на 10-15 Дб по приборам, что соответствует в 2-3 более тихой работе по субъективным ощущениям.

          Метановый газовый двигатель существенно превосходит по всем экологическим характеристикам аналогичный по мощности двигатель, работающий на дизельном топливе и уступает по уровню выбросов только электрическим и водородным двигателям.

          Особенно это заметно по такому важному для крупных городов показателю как дымность. Всех горажан изрядно раздражают дымные хвосты за ЛИАЗами На метане этого не будет, так при горение газа сажеобразование отсутствует !

          Как правило экологический класс для метанового двигателя — это Евро-4 ( без использования мочевины или системы рецеркуляции газов ). Однако при установке дополнительного катализатора можно повысить экологический класс до уровня Евро-5.

          cngas.ru

          РД 34.49.503-94. Типовая инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения на объектах энергетической отрасли

          РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ
          И
          ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ «ЕЭС РОССИИ»

          ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
          ПО
          СОДЕРЖАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ
          ПЕРВИЧНЫХ
          СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
          НА
          ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

          СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС

          РАЗРАБОТАНО акционерным обществом открытого типа «Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС»

          ИСПОЛНИТЕЛИ В.С. Зайцева, Д.А Замыслов, А.С. Козлов, В.М. Стариков

          УТВЕРЖДЕНО Департаментом Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО «ЕЭС России» 14.03.94 г.

          Начальник Н.Ф. ГОРЕВ

          ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
          ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ
          ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
          НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

          Срок действия установлен

          В Типовой инструкции приведены основные технические характеристики по содержанию и применению первичных средств пожаротушения на энергетических объектах.

          С выходом настоящей Типовой инструкции утрачивает силу «Типовая инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения на предприятиях Минэнерго СССР: ТИ 34-00-063-87» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1987).

          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          1.1. Настоящая Типовая инструкция определяет основные требования к содержанию и применению на энергетических объектах первичных средств пожаротушения и обязательна для всех работников энергетической отрасли.

          «Помимо требований настоящей Типовой инструкции следует руководствоваться технической и эксплуатационной документацией заводов-изготовителей средств пожаротушения, «Правилами пожарной безопасности для энергетических предприятий» (РД 153.-34.0-03.301-00) и Нормами пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (НПБ 166-97).

          (Измененная редакция, Изм. № 1).

          1.2. Знание устройства и эффективности первичных средств пожаротушения, а также порядок их применения приобретают особое значение при тушении пожаров на энергетических предприятиях, насыщенность которых сложным технологическим оборудованием и пожароопасными материалами при ограниченности площадей зданий и сооружений определяет необходимость обязательного применения средств противопожарной защиты.

          1.3. Производственные, административные, вспомогательные и складские здания, сооружения и помещения, а также открытые производственные площадки или участки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами, устанавливаемыми отраслевыми правилами пожарной безопасности.

          К первичным средствам пожаротушения относятся все виды переносных и передвижных огнетушителей, оборудование пожарных кранов, ящики с порошковыми составами (песок, перлит и т.п.), а также огнестойкие ткани (асбестовое полотно, кошма, войлок и т.п.).

          1.4. Первичные средства пожаротушения для их размещения, сохранности, организации, содержания, технического надзора и поддержания в постоянной готовности к использованию, передаются соответствующим руководителям цехов, мастерских, складов, участков и других подразделений.

          1.5. Лица, ответственные за содержание и готовность к использованию средств пожаротушения, обязаны организовать их регулярный осмотр не реже одного раза в полугодие, а также внеочередной осмотр после происшедших аварий и пожаров на объекте.

          Результаты осмотра состояния средств пожаротушения заносятся в специальный журнал (приложение 1).

          1.6. Первичные средства пожаротушения должны размещаться в легкодоступных местах и не должны быть помехой и препятствием при эвакуации персонала из помещений.

          Допускается установка огнетушителей в тумбах или шкафах, конструкция которых должна позволять визуально определить тип огнетушителя и осуществить быстрый доступ к нему для использования при пожаре.

          1.7. Запрещается использование пожарного инвентаря и других средств пожаротушения для хозяйственных, производственных и других нужд.

          Кроме прямого назначения разрешается использовать средства пожаротушения при ликвидации стихийных бедствий и катастроф, а также при обучении персонала и добровольных пожарных формирований объекта.

          За нарушение этих положений должностные или иные лица несут ответственность вплоть до уголовной в соответствии с действующим законодательством.

          1.8. Использованные или неисправные огнетушители (повреждение корпуса, раструба, предохранительных клапанов, отсутствие пломбы, недостаток огнетушащего вещества или газа и др.) должны быть немедленно убраны (особенно после пожара) из защищаемого помещения, от технологического оборудования и производственных площадок и заменены исправными.

          1.9. Выявленные при регулярных осмотрах неисправности огнетушителей, пожарных кранов и других средств пожаротушения должны устраняться в кратчайшие сроки.

          1.10. Снятие с эксплуатации и списание огнетушителей, пожарных рукавов и других средств пожаротушения, в том числе отбракованных при их испытании, производится по акту специальной комиссией, назначаемой руководителем объекта или организации.

          1.11. Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных помещениях, а также на территории предприятий или строительств, как правило, должны устанавливаться специальные пожарные щиты (посты).

          Одиночное размещение огнетушителей допускается в небольших помещениях.

          1.12. Размещение огнетушителей и пожарного инвентаря, а также их количество не определяется проектом, а устанавливается руководством соответствующих подразделений объекта или организаций, на основании отраслевых правил пожарной безопасности и норм расчета первичных средств пожаротушения.

          2. ПОЖАРНЫЕ ЩИТЫ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

          2.1. Пожарные щиты предназначены для концентрации и размещения в определенном месте ручных огнетушителей, немеханизированного пожарного инвентаря и инструмента, применяемого при ликвидации загораний на объектах, в складских помещениях и на строительных площадках.

          2.2. Щиты могут быть промышленного изготовления (деревянные ЩПД, металлические — ЩПМ) или изготовленные на месте.

          Пожарные щиты должны иметь габаритные размеры не менее 1200´600 мм и должны быть окрашены в соответствии с требованиями государственного стандарта.

          2.3. Допускается установка пожарных щитов в виде навесных шкафов с закрывающимися дверцами, которые должны позволять визуально определять вид хранящихся средств пожаротушения и инвентаря.

          Дверцы должны быть опломбированы и открываться без ключа и больших усилий.

          2.4. Крепление средств пожаротушения и инвентаря на щитах должно обеспечивать быстрое их снятие без специальных приспособлений или инструмента.

          2.5. Количество пожарных щитов на объекте или строительной площадке не регламентируется и определяется только спецификой местных условий, а также удобством пользования и надзора за их содержанием для персонала.

          3. ОГНЕТУШИТЕЛИ

          3.1. Классификация огнетушителей и требования к их содержанию

          3.1.1. Огнетушители предназначаются для тушения очагов горения в начальной их стадии, а также для противопожарной защиты небольших сооружений, машин и механизмов.

          Огнетушители бывают ручные и передвижные. К ручным огнетушителям относятся все их типы с объемом корпуса, вмещающим до 10 л заряда. Огнетушители с большим объемом заряда относятся к передвижным, их корпуса устанавливаются на специальные тележки.

          3.1.2. Огнетушители различаются по конструкции и типу используемого огнетушащего средства.

          В соответствии с применяемым огнетушащим средством огнетушители могут быть:

          пенные (химические, химические воздушно-пенные, воздушно-пенные);

          газовые (углекислотные, хладоновые, бромхладоновые);

          Наибольшее распространение получили пенные, газовые и порошковые огнетушители. Водные огнетушители (ранцевой конструкции) применяются только в лесной отрасли и для подразделений разведки пожарной охраны и поэтому в данной Типовой инструкции не рассматриваются.

          3.1.3. В местах установки огнетушителей температура окружающей среды должна быть не ниже 5 °С, за исключением газовых и порошковых огнетушителей, которые работоспособны при отрицательных температурах.

          При наступлении похолоданий и на осенне-зимний период пенные огнетушители следует перенести в отапливаемое помещение, а на месте их постоянной установки вывешивается табличка с указанием нового местонахождения.

          3.1.4. Огнетушители не допускается размещать вблизи отопительных и нагревательных приборов, а также в местах, не защищенных от действия солнечных лучей и атмосферных осадков.

          3.1.5. Запорная арматура огнетушителей (краны, клапаны, рукоятки, крышки горловин и т.п.) должна после зарядки пломбироваться, к ней должна прикрепляться бирка с указанием даты зарядки и лица, ее производившего.

          3.1.6. Регулярно огнетушители необходимо осматривать, очищать от грязи и пыли. Во время осмотров необходимо проверять состояние мембран и спрыска (пенные огнетушители), целостность пломбы и бирки. Огнетушители с неисправными узлами, глубокими вмятинами и коррозией на корпусе должны сниматься с эксплуатации.

          3.1.7. Огнетушители, использованные во время пожара, а также во время занятий персонала или добровольных пожарных формирований на объекте, необходимо в кратчайшие сроки убрать из помещений для последующей их зарядки.

          Для проведения занятий с применением огнетушителей рекомендуется использовать огнетушители, у которых наступил срок очередной перезарядки.

          3.1.8. Не допускается одновременно отправлять на перезарядку более 50 % огнетушителей, находящихся в эксплуатации. Зарядка и проверка огнетушителей должны быть произведены в сжатые сроки.

          3.1.9. Перед транспортировкой огнетушители необходимо упаковать таким образом, чтобы исключить удары корпуса о корпус.

          3.2. Ручные химические пенные и химические воздушно-пенные огнетушители

          3.2.1. Химические пенные (ОХП-10) и химические воздушно-пенные (ОХВП-10) огнетушители предназначаются для тушения различных горящих твердых материалов и горючих жидкостей. Категорически запрещается их использование для тушения горящих кабелей и проводов, находящихся под напряжением, а также щелочных материалов.

          3.2.2. Заряд химических пенных огнетушителей ОХП-10 состоит из водного раствора щелочи (бикарбонат натрия) и кислоты (серная кислота).

          Заряд химических воздушно-пенных огнетушителей ОХВП-10 состоит из аналогичных веществ, но в щелочную часть ОХВП-10 добавляется 500 см3 пенообразователя (ПО-1, ПО-6к, ПО-ЗАИ и т.п.) для увеличения выхода пены и повышения ее эффективности при тушении.

          3.2.3. Конструктивно ОХП-10 (рис. 1) и ОХВП-10 одинаковы, но их внешнее различие состоит в том, что на ОХВП-10 устанавливается пенный насадок (малогабаритный пеногенератор — рис. 2) для увеличения кратности выходящей пены.

          Рис. 1. Огнетушитель ОХП-10:

          1 — корпус огнетушителя; 2 — кислотный стакан; 3 — предохранительная мембрана; 4 — спрыск; 5 — крышка огнетушителя; 6 — шток; 7 — рукоятка; 8 и 9 — резиновые прокладки; 10 — пружина; 11 — горловина; 12 — верх огнетушителя; 13 — резиновый клапан; 14 — боковая ручка; 15 — днище

          1 — распылитель; 2 — латунная сетка; 3 — предохранительная мембрана; 4 — корпус насадка; 5 — огнетушитель ОХВП-10

          3.2.4. Для приведения огнетушителя ОХП-10 (см. рис. 1) в действие необходимо:

          снять огнетушитель с крепления или вынуть из шкафа и, используя боковую ручку, поднести его в вертикальном положении к очагу пожара;

          установить огнетушитель на пол и прочистить спрыск 4 шпилькой (подвешивается к ручке огнетушителя), если он не закрыт предохранительной мембраной 3;

          перевернуть рукоятку 7 на 180° от первоначального положения;

          взяться одной рукой за боковую ручку 14 и приподнять огнетушитель от пола, после чего, придерживая другой рукой огнетушитель за днище, перевернуть его горловиной вниз;

          выходящую струю пены направить на очаг горения твердых веществ или, начиная с ближнего края, покрыть пеной поверхность горящей жидкости.

          Для лучшего пенообразования в начальный момент действия огнетушителя рекомендуется встряхнуть его корпус, что обеспечит лучшее взаимодействие кислоты и водного раствора щелочи.

          3.2.5. Если во время работы огнетушителя произошло засорение спрыска 4 (см. рис. 1), и прочистить шпилькой его не удалось, необходимо положить огнетушитель в безопасное для персонала место, так как до окончательного снижения давления выходящего газа не исключена опасность разрыва корпуса или срыва крышки горловины с резьбы.

          3.2.6. Порядок применения огнетушителей ОХВП-10 при тушении пожара аналогичен действиям с огнетушителем ОХП-10.

          3.2.7. Перезарядка огнетушителей ОХП-10 и ОХВП-10 производится ежегодно. Одновременно осуществляется осмотр корпуса огнетушителя для выявления дефектов.

          Огнетушители должны сниматься с эксплуатации при сильной коррозии корпуса, неисправности пускового механизма, сорванной резьбе крышки или горловины корпуса.

          Накладка заплат или заварка свищей на корпусе огнетушителя не допускается. Такие огнетушители должны быть сняты с эксплуатации с оформлением соответствующего акта.

          3.2.8. Порядок зарядки огнетушителей ОХП-10 и ОХВП-10 следующий (см. рис. 1):

          3.2.8.1. Рукоятку 7 перевернуть на 180° от первоначального положения и открутить крышку 5 огнетушителя.

          3.2.8.2. Вынуть из корпуса кислотный стакан 2 и слить из корпуса щелочную часть заряда.

          3.2.8.3. Промыть корпус огнетушителя и залить в него щелочной раствор (5 л чистой воды и 450 г соды). Для огнетушителя ОХВП-10 дополнительно влить 0,5 л пенообразователя (ПО-1, ПО-6к и др.) в щелочной раствор, после этого в корпус добавить чистой воды (около 3 л) и весь раствор перемешать.

          3.2.8.4. В кислотный стакан залить 200 г чистой серной кислоты и поместить его в корпус огнетушителя.

          3.2.8.5. Закрутить крышкой горловину огнетушителя, опломбировать запорную рукоятку в исходном положении и повесить бирку.

          3.2.9. При перезарядке огнетушителей необходимо соблюдать требования по безопасности труда при работе с кислотами и щелочами на производстве.

          3.2.10. Тактико-технические характеристики огнетушителей приведены в приложении 2.

          3.3. Воздушно-пенные огнетушители

          3.3.1. Воздушно-пенные огнетушители предназначены для тушения пожаров и загораний твердых веществ и горючих жидкостей.

          Запрещается применение этих огнетушителей для тушения горящих электроустановок, находящихся под напряжением, а также щелочных металлов.

          3.3.2. Воздушно-пенные огнетушители выпускаются ручные ОВП-10 (рис. 3), передвижные ОВП-100 (рис. 4) и стационарно установленные УВП-250 (рис. 5) — соответственно на 10; 100 и 250 л объема заряда.

          Рис. 3. Ручной воздушно-пенный огнетушитель ОВП-10:

          1 — рукав; 2 — пломба; 3 — сифонная трубка; 4 — корпус; 5 — ствол-распылитель; 6 — рукоятка; 7 — кронштейн; 8 — рычаг; 9 — колпак; 10 — предохранительный клапан; 11 — напорно-пусковое устройство

          Рис. 4. Передвижной воздушно-пенный огнетушитель ОВП-100:

          1 — корпус огнетушителя; 2 — тележка; 3 — крышка; 4 — пеногенератор; 5 — предохранительный клапан; 6 — запорное устройство; 7 — баллон высокого давления; 8 — резиновый шланг

          Рис. 5. Стационарный воздушно-пенный огнетушитель ОВПУ-250 (УВП-250):

          1 — резиновый шланг с вращающейся катушкой; 2 — предохранительный клапан; 3 — пеногенератор; 4 — корпус; 5 — пусковой баллон

          Ранее выпускались огнетушители ОВП-5 (на 5 л) и ОВПУ-250, аналогичный УВП-250.

          3.3.3. В качестве огнетушащего вещества в огнетушителях используется водный раствор специального пенообразователя (ПО-1; ПО-6к; ПО-ЗАИ и др.), который составляет 4 — 6 % объема заряда.

          Для подачи пены в огнетушителях устанавливаются пусковые газовые баллоны (углекислота, воздух, азот и др.) вместимостью, соответствующей его заряду.

          3.3.4. Для приведения в действие ручного огнетушителя ОВП-10 (см. рис. 3) необходимо:

          снять с помощью транспортной рукоятки 6 огнетушитель и поднести его к месту горения;

          сорвать пломбу и нажать на рычаг запорно-пускового устройства 8, при этом игла вскрывает баллончик с рабочим газом, под действием которого повышается давление в корпусе и раствор пенообразователя подается через сифонную трубку и шланг к стволу-распылителю 5, где, смешиваясь с подсасываемым воздухом, образуется воздушно-механическая пена средней кратности;

          направить пену на очаг горения.

          При работе огнетушитель необходимо держать в вертикальном положении.

          3.3.5. Для приведения в действие передвижного огнетушителя ОВП-100 (см. рис. 4) необходимо:

          установить тележку в вертикальном положении в 5 — 6 м от очага горения и размотать шланг, не допуская перегибов и скручиваний;

          сорвать пломбу и открыть до отказа запорное устройство (вентиль или рычаг) пускового баллона;

          направить струю пены на очаг горения.

          3.3.6. Для приведения в действие огнетушителя ОВПУ-250 (УВП-250) (см. рис. 5) необходимо:

          размотать шланг 1 с пеногенератором 3 и направить на очаг пожара;

          сорвать пломбу и до отказа открыть запорное устройство (вентиль или рычаг) пускового баллона 5.

          3.3.7. Тактико-технические характеристики воздушно-пенных огнетушителей приведены в приложении 2.

          3.3.8. Перезарядка огнетушителей производится ежегодно, заменяется водный раствор пенообразователя, проверяется вместимость пускового баллона путем его взвешивания (ОВП-100 и УВП-250).

          Баллоны с рычажным запорным устройством проверяются один раз в год, а с вентильным запором — один раз в квартал путем взвешивания. Если утечка газа из пускового баллона составляет более 5 % массы заряда, то баллон должен быть заменен или отправлен на перезарядку.

          Масса газа заряженного пускового баллона определяется как разность масс пустого и заряженного баллона (значения массы оттеснены на горловине баллона).

          3.3.9. При периодических осмотрах следует обращать внимание на целость шлангов, чистоту пеногенераторов, состояние пусковых баллонов (ОВП-100 и УВП-250), а также транспортных колес (ОВП-100).

          3.3.10. Не рекомендуется устанавливать воздушно-пенные огнетушители вблизи источников с высокой температурой, так как для водного раствора пенообразователя оптимальной температурой является 20 °С, при которой он дольше сохраняет свои огнетушащие свойства.

          3.4. Газовые огнетушители

          3.4.1. В газовых огнетушителях в качестве огнетушащего средства применяются негорючие газы (двуокись углерода) или галоидуглеводородные соединения (бромэтил, хладон).

          В зависимости от применяемого огнетушащего средства огнетушители называются углекислотными, хладоновыми, бромхладоновыми и т.п.

          3.4.2. Углекислотные огнетушители (ОУ) получили наибольшее распространение из-за их универсального применения, компактности и эффективности тушения.

          3.4.3. Углекислотные огнетушители (рис. 6 — 9) могут быть ручными (ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-8), передвижными (ОУ-25 и ОУ-80), а также возимыми (ОУ-400).

          Возимые огнетушители ОУ-400 устанавливаются на автомобильном одноосном шасси. Они не нашли широкого применения из-за необходимости транспортирования их автотранспортом, сложности эксплуатации, ограниченного применения для тушения пожаров в производственных зданиях и поэтому не рассматриваются в данной Типовой инструкции.

          Рис. 6. Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2:

          1 — маховичок; 2 — вентиль; 3 — баллон; 4 — раструб; 5 — сифонная трубка; 6 — кронштейн

          Рис. 7. Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-5 (ОУ-8):

          1 — баллон; 2 — поворотный раструб; 3 — опорная головка; 4 — сифонная трубка; 5 — хомут; 6 — крюк; 7 — упор; 8 — ручка; 9 — чека

          Рис. 8. Передвижной углекислотный огнетушитель ОУ-25:

          1 — баллон; 2 — запорный вентиль; 3 — шланг; 4 — раструб; 5 — тележка

          3.4.4. Огнетушители типа ОУ различаются объемом заряда (2; 5; 8; 25 и 80 л), а также конструкцией запорного устройства (вентильное или рычажное).

          3.4.5. Углекислотные огнетушители предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов, а также электроустановок, кабелей и проводов, находящихся под напряжением до 10 кВ (10000 В).

          3.4.6. Заряд углекислотных огнетушителей находится под высоким давлением, поэтому корпуса (баллоны) снабжаются предохранительными мембранами, а заполнение диоксидом углерода допускается до 75 %.

          3.4.7. Запрещается эксплуатация углекислотных огнетушителей без предохранительных мембран, а также установка транспортных баллонов на передвижные тележки вместо штатных.

          3.4.8. Для приведения в действие ручных углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-8 (см. рис. 6 и 7) необходимо:

          используя транспортную рукоятку, снять и поднести огнетушитель к месту горения;

          направить раструб на очаг горения и открыть запорно-пусковое устройство (вентиль или рычаг).

          Запорно-пусковое устройство позволяет прерывать подачу углекислоты.

          Рис. 9. Передвижной углекислотный огнетушитель ОУ-80

          3.4.9. При работе углекислотных огнетушителей всех типов запрещается держать раструб незащищенной рукой, так как при выходе углекислоты образуется снегообразная масса с температурой минус 80 °С.

          У передвижных огнетушителей ОУ-25 и ОУ-80 на раструбе имеется специальная изолированная ручка, которой следует пользоваться при тушении пожара.

          3.4.10. При использовании огнетушителей ОУ необходимо иметь в виду, что углекислота в больших концентрациях к объему помещения может вызвать отравления персонала, поэтому после применения углекислотных огнетушителей небольшие помещения следует проветрить.

          3.4.11. Для приведения в действие передвижных огнетушителей ОУ-25 и ОУ-80 (см. рис. 8 и 9) необходимо:

          подкатить тележку к месту пожара и установить их в рабочее положение (вертикально для ОУ-25 и наклонно для ОУ-80);

          размотать шланг и открыть запорно-пусковое устройство;

          держа раструб за специальную изолированную ручку, направить снежную массу на очаг пожара.

          3.4.12. Не допускается располагать огнетушители ОУ вблизи отопительных приборов, где температура может быть более 50 °С, следует избегать прямого попадания солнечных лучей на баллоны.

          3.4.13. Углекислотные огнетушители с запорно-пусковым устройством рычажного типа УН-52 (рис. 10) следует проверять не реже одного раза в год, а с вентильным запором — один раз в квартал путем взвешивания.

          Из полученной массы вычитается масса пустого баллона с запорным устройством, которая указывается в паспорте огнетушителя и выбита на его корпусе.

          Утечка заряда из баллона не должна быть более 5 % исходного количества в год.

          3.4.14. Хладоновые огнетушители (рис. 11) и их разновидности: бромхладоновые (ОБХ), углекислотно-бромэтиловые (ОУБ); аэрозольные хладоновые (ОХ, ОАХ) и другие — предназначены для тушения загораний горючих жидкостей и тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 0,4 кВ.

          Рис. 10. Запорно-пусковое устройство рычажного типа УН-52:

          1 — рычаг; 2 — пружина; 3 — прокладка; 4 — седло клапана; 5 — гайка; 6 — хвостовик; 7 — манжета; 8 — шток клапана; 9 — ось рычага; 10 — пломба

          Запрещается применять эти огнетушители для тушения щелочных металлов.

          3.4.15. Хладоновые огнетушители по эффективности тушения превосходят углекислотные огнетушители, т.е. для тушения требуется меньше огнетушащего состава огнетушителя по массе и объему.

          Заряд этих огнетушителей токсичен, поэтому тушить загорание в закрытых помещениях объемом менее 50 м3 следует через дверные проемы или вентиляционные отверстия. После тушения загорания помещение следует тщательно проветрить.

          Из-за небольших габаритных размеров эти огнетушители используются для тушения загораний автотранспорта, судов и других транспортных механизмов.

          3.4.16. Для приведения в действие хладоновых огнетушителей или их разновидностей следует поднести их за ручку к очагу пожара и, нажимая на кнопку или рычаг запорно-пускового устройства, вскрыть предохранительную мембрану и направить струю на пламя.

          Рис. 11. Хладоновый огнетушитель ОУБ-3А (ОУБ-7А):

          1 — пусковой рычаг; 2 — запорная головка; 3 — рукоятка; 4 — крепление; 5 — баллон; 6 — кронштейн; 7 — распыливающее устройство; 8 — предохранительный колпак

          3.4.17. Испытание и освидетельствование газовых огнетушителей следует осуществлять в соответствии с паспортами заводов-изготовителей и действующими Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

          3.5. Порошковые огнетушители

          3.5.1. Порошковые огнетушители (ОП) предназначены для тушения пожаров твердых, жидких и газообразных веществ (в зависимости от марки используемого огнетушащего порошка), а также электроустановок, находящихся под напряжением до 1 кВ (1000 В).

          Ручные порошковые огнетушители (рис. 12) выпускаются с массами заряда 1; 2; 5 и 10 кг, передвижные (рис. 13) — 50 и 100 кг, стационарные автоматические огнетушители (рис. 14) — 50 и 100 кг.

          Рис. 12. Общий вид ручного порошкового огнетушителя ОП-5:

          1 — пистолет; 2 — рычаг; 3 — рукав; 4 — пломба; 5 — сифонная труба; 6 — баллончик; 7 — игла; 8 — корпус; 9 — чека

          Рис. 13. Общий вид передвижного порошкового огнетушителя ОП-100:

          1 — корпус для порошка; 2 — баллон для рабочего газа; 3 — шланг; 4 — выпускной клапан с насадкой; 5 — регулятор давления; 6 — 8 — трубопроводы; 9 — предохранительный клапан; 10 — манометр; 11 — запорная головка

          3.5.2. Для приведения в действие ручных порошковых огнетушителей ОП-2, ОП-5 (см. рис. 12) и ОП-10 необходимо поднести огнетушитель к очагу пожара, выдернуть клин или чеку 9, нажать на рычаг 2 и направить струю порошка в огонь. Для прекращения подачи струи порошка достаточно опустить рычаг.

          Допускается многократное пользование и прерывистое действие.

          Рис. 14. Схема устройства стационарного автоматического огнетушителя ОПА:

          1 — корпус огнетушителя; 2 — баллон для сжатого газа; 3 — направляющая труба для груза; 4 — пусковой груз; 5 — пусковой многозвенник; 6 — тросовая система ручного пуска; 7, 13 и 14 — направляющие ролики; 8 — рукоятка ручного пуска; 9 — предохранительная чека; 10 — пороговый клапан; 11 — тросовая система автоматического пуска; 12 — легкоплавкий и легковыжигаемый замки; 15 — кронштейн; 16 — распределительная сеть; 17 — соединительная муфта; 18 — 21 — тройники; 22 — 24 — контргайки; 25 — угольник; 26 — распылитель; 27 — диктующий участок трубопровода; 28 — узел автоматического пуска; 29 — узел ручного пуска; 30 — запорно-пусковое устройство; 31 — чека блокировки пускового груза

          В рабочем положении огнетушитель следует держать строго вертикально, не переворачивая его.

          3.5.3. Передвижные огнетушители ОП-50 и ОП-100 (см. рис. 13) имеют транспортную тележку, рабочий и пусковой баллоны, а также шланг подачи порошка в зону пожара.

          Для приведения огнетушителя в действие необходимо выполнить следующее:

          подкатить огнетушитель без резкого опрокидывания на расстояние 5 — 10 м к очагу пожара и установить строго в вертикальном положении;

          снять и проложить без перегибов и скручиваний шланг подачи порошка;

          сорвать пломбу и повернуть рычаг запорной головки до отказа;

          открыв выпускной клапан, направить струю порошка в зону пожара зигзагообразными движениями для достижения большего охвата пламени порошковым облаком.

          Допускается многократное открытие и закрытие выпускного клапана при тушении пожара.

          После окончания тушения давление в огнетушителе должно быть снижено за счет открытия выпускного клапана.

          3.5.4. Запрещается разбирать огнетушитель, находящийся под давлением, для снижения давления.

          3.5.5. Автоматические порошковые огнетушители ОПА-50 и ОПА-100 (см. рис. 14) используются для защиты технологических установок или небольших помещений. Конструкция огнетушителей позволяет использовать их в качестве автоматических установок пожаротушения модульного типа (рис. 15). Номинальная длина распределительной сети составляет 24 м, а число распылителей не более шести.

          Рис. 15. Принципиальная схема монтажа УПМ на базе огнетушителей ОПА-100 модульного типа с централизованным источником рабочего газа:

          1 — пожарный извещатель; 2 — установка автоматической пожарной сигнализации; 3 — устройство звуковой сигнализации; 4 — баллон с рабочим газом; 5 — коллектор; 6 — 9 — огнетушители ОПЛ-100 модульного типа; 10 — предохранительный клапан; 11 — распределительная сеть; 12 — распылители; 13 — кнопка ручного пуска; 14 — запорно-пусковое устройство; 15 — подставка огнетушителя

          Конструкция огнетушителей ОПА аналогична передвижным ОП-50 и ОП-100, но для приведения в действие используется тросовая система с легкоплавкими замками, которая дублируется ручным приводом.

          3.5.6. Не допускается располагать огнетушители вблизи отопительных приборов, где температура может быть более 50 °С, а также в местах с прямым воздействием солнечных лучей.

          3.5.7. В зависимости от применяемой марки порошка и заряда пускового баллона следует проводить проверку, техническое освидетельствование и испытание в соответствии с заводским паспортом.

          3.5.8. При заряде порошка следует особое внимание уделять его сыпучести и отсутствию комков.

          Тактико-технические характеристики порошковых огнетушителей изложены в приложении 2.

          4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ИНВЕНТАРЬ

          4.1.1. Ящики вместимостью 0,5 м3 с песком и лопатами (совками) устанавливаются только на основных отметках обслуживания турбогенераторов, у трансформаторов и масляных реакторов открытой установки, монтажных площадок, мазутных насосных, на эстакадах слива мазута, маслоаппаратных и т.п.

          4.1.2. Тушение песком должно производиться путем разбрасывания его по горящей поверхности, чем достигается механическое воздействие на пламя и его частичная изоляция.

          4.1.3. Песок, который хранится в металлических ящиках вместимостью 0,5 м3, должен быть постоянно сухим, сыпучим, без комков. Один раз в год его необходимо перемешивать и удалять комки.

          4.1.4. Допускается применять песок для предотвращения растекания горючих жидкостей, а также для их засыпки с последующей уборкой помещения.

          4.2. Асбестовое полотно, войлок, кошма

          4.2.1. Асбестовое полотно, войлок, кошма должны размещаться только в тех местах, где их необходимо применять для защиты отдельного оборудования от огня или изоляции от искр и очагов загорания при аварийной ситуации.

          4.2.2. При небольших пожарах асбестовое полотно, войлок, кошма набрасываются на горящую поверхность, изолируя ее от доступа воздуха.

          4.2.3. Асбестовое полотно следует хранить в закрытом металлическом ящике, проверка состояния готовности к действию должна производиться не реже двух раз в год.

          4.3. Внутренние пожарные краны

          4.3.1. Пожарные краны должны быть оборудованы пожарными рукавами и стволами, размещаться в пломбируемых шкафах. На дверце шкафа должен быть указан буквенный индекс «ПК», порядковый номер пожарного крана, номер телефона вызова пожарной помощи.

          4.3.2. Пожарные рукава следует хранить сухими, хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год рукава необходимо перематывать, изменяя места складок.

          4.3.3. Работоспособность пожарных кранов проверяется не реже одного раза в 6 мес. посредством пуска воды, результаты проверки регистрируются в специальном журнале. Исправная задвижка должна плотно закрываться без больших усилий и применения ручного инструмента.

          4.3.4. Внутренние пожарные краны укомплектовываются пожарными напорными рукавами диаметром 51 мм и длиной от 15 до 20 м, а также стволами. Напорные рукава рассчитаны на рабочее давление 0,7 МПа.

          4.3.5. Пожарные шкафы могут быть навесными или встроенными в стену. При установке шкафов на топливоподачах их конструкция не должна допускать скопления пыли.

          В пожарных шкафах допускается устанавливать ручные огнетушители.

          4.4. Пожарные топоры, багры, ведра и другой инвентарь

          4.4.1. Пожарные топоры, ведра и другой инвентарь предназначены для вскрытия конструкций или растаскивания горящих материалов. Этот инвентарь навешивается на пожарных щитах, устанавливаемых на строительных площадках, складах и других вспомогательных сооружениях.

          Использование этого инвентаря в помещениях электростанций и подстанций не требуется.

          5. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ПОДСТАНЦИЙ

          5.1. В качестве огнетушащих веществ при тушении пожаров на электроустановках под напряжением целесообразно использовать: компактные и распыленные струи воды, негорючие газы, хладон и порошковые составы, а также комбинированные составы: углекислоту с хладоном и распыленную воду с порошком.

          5.2. Загорания в электроустановках под напряжением ликвидируются персоналом энергетического объекта с помощью ручных и передвижных огнетушителей, типы которых приведены в табл. 1.

          snipov.net