Полезные статьи

Как обмануть осаго

Нажиться на страховщике – преступление или подвиг?

Стремление «нажиться» за счёт других старо как мир, и страхование – подходящая сфера для мошенничества. Российские страховые компании считают, что от 10% до 25% страхователей (в зависимости от вида страхования) пытается получить незаконную выплату. Подтасованные страховые события стали привычным делом. По разным оценкам, отечественные страховщики ежегодно выплачивают мошенникам до 10% возмещений, при этом число мошеннических схем растёт из года в год.

Мошенничество страхователей в России и за рубежом

Зарубежные мошенники и борьба с мошенничеством

Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире. 15-20% средств западные страховые компании переводят на счета мошенников. В Америке и Канаде до 80% махинаций приходится на личное страхование. Объясняется это тем, что выплаты по страхованию жизни обычно крупные, а собрать доказательную базу по таким события довольно сложно. Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты.

В Европе популярны фальсификации с автомобилями. К примеру, во Франции и Германии не редки случаи поджогов авто, застрахованных по завышенной стоимости, а также инсценировки угонов и аварий. Зачастую в ходе следствия выявляются организованные группы аферистов со своими врачами, экспертами и адвокатами.

Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России. Там сформированы и активно используются базы страховых историй клиентов, отслеживаются связи с базами данных банков и других финансовых организаций. Кроме того в противостоянии с мошенниками активно сотрудничают различные правоохранительные структуры.

Автостраховое мошенничество в России

Главная особенность российских мошеннических схем – активное участие госслужащих и правоохранителей, которые подделывают различные документы. При этом отечественные аферисты предпочитают автострахование. На КАСКО и ОСАГО приходится порядка 70% случаев мошенничества в страховании. Далее следует страхование имущества физических лиц, где распространено страхование по фотографии. В условиях жёсткой конкуренции для удобства страхователей компании нередко страхуют недвижимость без предварительного осмотра объекта (по снимку). Это стало благодатной почвой для любителей легкой наживы.

Рассчитать КАСКО – в 18 компаниях за 2 минуты

Мошенничество в автостраховании

По разным оценкам, на махинации с ОСАГО приходится от 15% до 35% общего числа сфальсифицированных выплат. На КАСКО – порядка 10-30%. В целом по рынку автострахования потери от действий мошенников ежегодно составляют до 20% выплат. В денежном выражении суммы просто шокируют. Преступные схемы как и уровень организованности мошенников бывают самые разные. До 80-85% случаев мошенничества приходится на одиночек, а ещё 15-20% преступлений совершаются организованными группами. В последнем случае преступники нередко вовлекают страховых агентов и сотрудников ГИБДД. Организованных групп намного меньше, но на их долю приходится более 60% всех убытков от действий фальсификаторов.

Особенности мошенничества в автостраховании:

  • Около 30% приходится инсценированные аварии;
  • 13% составляют фальсификации обстоятельств ДТП;
  • Около 40% случае мошенничества приходится на оформление полиса после страхового события.
  • Схемы махинаторов, действующих в автостраховании:

    1. «Автоподстава». Инсценировка аварии для получения компенсации со страховой компании «жертвы» автоподставы. В состав группы мошенников, как правило, входит сотрудник ГИБДД, оформляющий протокол происшествия. Именно он предоставляет фиктивные документы в страховые компании «виновников» аварии.
    2. Схема завышения оценки ущерба или подложный счёт с СТОА.
    3. Завышение стоимости страхуемой машины. Например, завезённая в Россию разваливающаяся, но сохранившая товарный вид иномарка, страхуется по завышенной цене. Затем по сценарию: ДТП и обращение за выплатой. По этой же схеме один и тот же автомобиль иногда страхуется в нескольких компаниях. Такие случае выявляются, но не всегда, ведь единой базы страхователей не существует.
    4. Инсценированные угоны. Это самый тяжёлый случай для страховщика. Доказать мошенничество здесь очень сложно и компания вынуждена платить серьёзную компенсацию. В последнее время растёт число случаев инсценировок угона автомобилей, приобретённых в кредит.

    Это неполный перечень схем, с течением времени он меняется. Мошенники подстраиваются под методы работы служб безопасности страховщиков и находят всё новые лазейки для лёгкой наживы.

    Причины распространения мошенничества в страховании

    Интересно, что к фактам обмана страховых компаний российские граждане относятся весьма лояльно. Такое отношение объясняется недоверием к страховщикам ещё со времён советского «Госстраха» и недовольством их работой. Долее того, страховые мошенники также зачастую даже не считают себя преступниками и в 99% случаев не признают свой проступок серьёзным. По данным страховых компаний:

    • 10% страхователей готовы совершить мошенничество;
    • 20% соблюдают правила и законы;
    • 70% способны подтасовать данные, если повезёт.
    • Немаловажная причина распространения мошенничества со стороны российских страхователей – их отношение к страхованию. Во всем мире потребители привыкли покупать страховку в надежде, что она никогда не потребуется. Российский же страхователь, потратив немалую сумму на полис КАСКО или ОСАГО, порой с нетерпением ждёт случая, когда можно будет окупить своё «вложение». Такой автолюбитель будет просто счастлив, если удастся заработать на страховке.

      Судите сами. По данным Всероссийского союза страховщиков:

    • 44% россиян не считают преступлением намеренное завышение суммы ущерба или инсценировку страхового события;
    • 41% наших сограждан полагают, что это – преступление;
    • 15% затрудняются ответить.
    • Цифры вполне логичные, ведь 34,1% граждан убеждены, что страховщики сами мошенничают. Кроме того, 27,3% респондентов считает, что компании берут слишком большие деньги за страхование.

      А между тем, оправдывать мошенников себе дороже!

      Убытки от действий мошенников достигли таких масштабов, что ощутимо влияют на ценовую политику страховых компаний. Дело в том, что издержки бизнеса практически всегда перекладываются на потребителя. Таким образом, в тарифы по основным видам добровольного автострахования закладываются потери от мошенничества. По разным оценкам, до 15% страховых премий приходится на такие издержки. Именно поэтому, слушая увлечённые рассказы знакомых о том, как они обманули страховую компанию, не забывайте, что такие действия бьют и по вашему карману. Просто рассчитайте стоимость КАСКО на калькуляторе и умножьте полученную сумму на 7-15%.

      www.inguru.ru

      10 СПОСОБОВ ОБМАНУТЬ страховую компанию

      Можно ли обмануть страховую компанию и получить выплату за страховой случай, который на самом деле не имел места? Можно ли оформить выплату страхового возмещения «задним числом»? Реально ли получить компенсацию за повреждение автомобиля дважды, а то и трижды? Вы будете удивлены, но некоторые эксперты и страховщики на все три вопроса дадут утвердительный ответ.

      Мошенники от автострахования

      Внедренное несколько лет назад обязательное страхование автогражданской ответственности в России вызвало определенное недовольство, а большое количество «подводных камней» в соглашении между автовладельцами и страховщиками грозило перерасти едва ли не в открытое противостояние. Каждая сторона считает едва ли не делом чести «объегорить» другую. Увы, в этом поединке победителей быть не может. Как считают сами страховщики, от 10 до 20% всех выплат по страховым случаям оседают в карманах мошенников. Такую статистику собрали во Всероссийском союзе страховщиков. Россияне вообще уверены, что в обмане страховых компаний нет ничего зазорного, а примерно половина опрошенных граждан не считает такой обман преступлением. На первом месте среди мошенничеств — автострахование. Будучи самой востребованной услугой на российском страховом рынке, она вызывает у недобросовестных граждан желание поживиться. Схемы мошенничества таковы: попытки получить страховое возмещение за одну и ту же разбитую в ДТП машину сразу в двух, а то и в нескольких компаниях. Также частенько заявляют об угонах, которых на самом деле не было, страхуют уже разбитый автомобиль, а затем пытаются получить возмещение. Понятно, что такую аферу проворачивают с помощью страхового агента. Сайт www.legalru.ru приводит следующую статистику: «…до 70% всех случаев страхового мошенничества приходится на автострахование. Считается, что если взять в долю инспектора ГИБДД и страхового агента, то мошенничество вполне может увенчаться успехом.

      Самые простые способы отъема денег у страховщиков хорошо известны:

      выставление счета за ранее полученные повреждения,

      сговор богатых автовладельцев с бедными и готовыми взять вину на себя,

      «подставы» на дорогах,

      фальсификация документов по технической экспертизе,

      страхование в нескольких компаниях».

      Впрочем, страховые компании тоже частенько идут на обман клиентов, находя в договоре нюансы, которые позволяют уменьшить выплату по страховому случаю, затянуть сроки выплаты, а то и во- все отказать в ней. Поэтому-то граждане России считают страховщика не другом и союзником, а противником, которого непременно надо переиграть. И включает народ пресловутую смекалку, и находит все новые и новые способы «выжать» из компании максимум денег. Рассказывает Людмила, сотрудница тюменской страховой компании: – Одна дама, приобретя полис каско в нашей компании, в течение года приезжала с различными мелкими повреждениями аж семь раз! То ей в крыло въехал мотоциклист без номеров и скрылся, то хулиганы бампер помяли. Конечно, компания возмещала ущерб, хотя понятно, что себе в убыток. Посчитайте сами: каско на год стоило порядка 16 тысяч рублей, а за каждый страховой случай мы выплачивали от 7 до 20 тысяч рублей. Причем по последнему случаю всплыла информация, что хозяйка застрахованной машины сама помяла задний бампер, не умея двигаться задним ходом — наехала на бетонный забор. В таком случае выплата существенно уменьшается, если на место ДТП не был вызван экипаж ДПС.

      объединяться, чтобы бороться

      Часто приходится слышать, как автовладельцы хвастаются друг другу, как лихо они обманули страховую компанию: ущерба насчитали на 55 тысяч, а отремонтировали свое авто тысяч за 20-25. Когда сумма искусственно завышена, понятно, что налицо сговор с оценщиком, который получает «откат» от клиента, либо, что случается довольно часто, является его знакомым. Причем такое положение дел наблюдается не только в автостраховании. –Я подвозил пассажира из центра, в дороге разговорились, и мужчина сообщил мне, что недавно построил второй этаж в своем частном доме, причем сделал это на деньги, выплаченные страховой компанией, — рассказал тюменский таксист. — Как сказал пассажир, в его доме случился пожар, но через знакомых сотрудников страховой компании он умудрился задним числом оформить договор страхования имущества, по которому получил 1,5 млн руб. Я удивился — разве такое возможно? Он ответил, что в нашей стране возможно все — главное, чтобы везде были «нужные люди». Еще один случай — правда, он имел место не в нашем городе. Человек обратился в свою страховую компанию с заявлением, что упавшее на крышу его дома дерево серьезно ее повредило. И только при визуальном осмотре было обнаружено, что по соседству с домом нет ни одного высокого дерева. Как правило, страховщики, если даже и узнают спустя какое-то время о случаях мошенничества, предпочитают о них не распространяться — по вполне понятным причинам. Между тем уже давно идут разговоры о создании общей базы данных, об обнародовании «черных списков» желающих поживиться нечестным путем и других мерах, которые позволят уменьшить число таких случаев. Несколько лет назад страховщики сделали попытку объединить свои усилия по защите от недобросовестных клиентов: рядом крупных компаний был подписан меморандум по противодействию страховому мошенничеству. Вот что сообщает сайт www.m3m.ru: «Данный документ предполагает, что службы безопасности компаний, подписавших его, будут обмениваться данными о подозрительных клиентах, а в случае подтверждения информации и наличия достаточного количества материалов — передавать дела на рассмотрение в правоохранительные органы. Важным является то, что обмен такой информацией будет производиться на безвозмездной основе. Может, это обстоятельство даст небольшой запас прочности новой инициативе страховщиков, ведь из-за высокой стоимости подобного предложения несколько лет назад аналогичная идея провалилась. Тогда предполагалось создать специальную ассоциацию, которая бы занималась вопросами защиты от страхового мошенничества. К этой деятельности планировалось подключить органы МВД и некоторые спец- службы. Но при цене вопроса в 10 тысяч долларов в год с каждой компании, желающих принять участие в работе такой ассоциации оказалось немного. Насколько серьезна эта проблема для страховых компаний, можно наглядно проиллюстрировать следующим образом. По оценке «Коммерсанта» со ссылкой на специалистов, страховые компании вынуждены выплачивать мошенникам от 5 до 12% совокупных выплат. А это достаточно весомые суммы — только в 2001 году они составили 135 млрд рублей». В России давно назрела необходимость создания базы данных, единой для всех страховых компаний. Увы — оказывается, закон не позволяет. С 1 января 2007 года вступил в действие закон о неразглашении личных данных граждан, по которому собирать и обрабатывать сведения о россиянах можно только с их согласия. Поэтому сведения о недобросовестных страхователях пока объединить, увы, не удастся.

      заграничные «комбинаторы» и борьба с ними

      За границей, где опыт работы страховых компаний по борьбе с мошенниками значительно солиднее, все-таки подобные прецеденты случаются. Как считают специалисты американской «Коалиции против страхового мошенничества», за время существования рынка страхования выплаты мошенникам составили около 100 млрд долларов. И это только в США, где компании привлекают даже частных детективов для расследования сомнительных случаев. Немного сдерживает пыл злоумышленников и суровый американский закон: за обман страховой компании можно попасть в тюрьму на 20-25 лет. Зато американские любители наживы научились прилично «зарабатывать» при страховании автомобиля, имущества, здоровья. Причем используют абсолютно другие методы обмана, чем их российские «коллеги». Например, благо- даря всеобщей компьютеризации в США не получится дважды получить возмещение за одно ДТП; а вот потребовать со страховщика выплату компенсации за вред, нанесенный здоровью пассажиров, якобы попавших в аварию — это встречается сплошь и рядом. При этом в указанном автомобиле, попавшем в аварию, всех этих «пострадавших» и близко не было, поэтому, чтобы доказать факт причинения вреда здоровью, мошенники вступают в преступный сговор с представителями полиции или врачами. Не гнушаются за границей и мелкими мошенничествами. Например, с каждым годом на европейских горнолыжных курортах растет число заявлений о якобы хищениях имущества. По сообщению сайта www.votpusk.ru, «…за этот горнолыжный сезон британцами во Франции было подано около 1500 заявлений о краже лыж. Французская полиция подозревает, что большинство из этих краж — вымышленные. По данным полиции, не соответствующие действительности заявления о краже дорогостоящей экипировки чаще всего подают именно британцы, а также голландцы. Это объясняется тем, что английские страховые компании безропотно выплачивают заявителям в случае кражи их лыж не менее 200 фунтов, причем для этого достаточно всего лишь оставить в полиции заявление сразу после пропажи». Французская полиция вынуждена была заявить, что при обнаружении случаев мошенничества придется привлекать таких горе-заявителей к судебной ответственности. В той же Франции закон довольно сурово обходится с теми, кто пытается его нарушить. Если гражданин хоть раз в своей жизни сделает попытку обмануть страховую компанию, то он никогда больше не получит страховой полис. Данные обо всех нарушителях заносятся в общую базу, и ни один здравомыслящий страховщик не будет работать с такими гражданами. Особенно эта схема эффективна при страховании автомобилей. Оригинальную схему мошенничества использовали, на- пример, канадские махинаторы: чтобы дважды получить страховую выплату от компании, они составляли два заявления на страховую выплату — одно на английском, другое — на французском языке. Увы, не все жители Канады двуязычны, и простая схема мошенничества работала, пока сотрудник страховой компании, владеющий обоими языками, не обратил на это внимание. С тех пор мошенникам не удается провести страховщиков: одно из требований к сотрудникам состоит как раз во владении обоими государственными языками Канады. Мошенничества в сфере страхования здоровья достаточно широко распространены и за границей, и у нас. Особенно много стало регистрироваться случаев при выезде российских туристов за границу: среди них буквально «разразилась эпидемия» сотрясений мозга, полученных на отдыхе. Путешественники умудрялись договориться о получении поддельных справок у местных врачей, по которым потом требовали страховых выплат. В таком случае необходимо про- водить врачебную экспертизу. Правда, доказать, что человек пытается обмануть страховую компанию практически невозможно, поэтому чаще страховщик предпочитает заплатить.

      Анекдотический случай имел место несколько лет назад в Египте: один из западных туристов, приехавший на отдых, по рассеянности сел… на кактус. Поскольку у пострадавшего имелся медицинский полис, страховая компания выплатила около 70 долларов за понесенный ущерб. А поскольку случай попал в печать, страховая компания еще и выиграла — клиентов у нее стало заметно больше. Житель севера Тюменской области в марте 2005 года тоже попал в печать, но по поводу вовсе не смешному: он был уличен в попытке получения повторной компенсации за разбитый в аварии автомобиль. Автомобилист из Муравленко вступил в сговор с клиентом одной известной страховой компании, который утверждал, что пострадал в аварии с его участием. Однако страховщики не поленились провести серьезную проверку, тем более что речь шла о компенсации в размере 120 тыс. рублей — и обнаружили преступный сговор. Как сообщили страховщики, они не стремятся довести дело до суда: как только страхователь понимает, что изобличен, он немедленно забирает заявление о страховой выплате. И вновь возвращаемся к теме авто- страхования: на сайте www.profstrah. ru приводится список из 10 пунктов, по которому специалисту, оформляющему страховой случай, рекомендуется подсчитывать баллы. Если сумма баллов от 20 и выше, то мошенничество можно считать практически доказанным. Вот список моментов, на которые рекомендуется обратить внимание:

      1. Нанесение значительного материального ущерба автомобилю пострадавшего, хотя обстоятельства происшествия должны его исключать (например, на парковке) — 5 баллов.

      2. Страховое событие произошло в отдаленной местности при отсутствии свидетелей — 5 баллов .

      3. Знакомство между собой участников ДТП — 4 балла .

      4. Наступление страхового случая происходит в короткий период после заключения договора страхования или перед его окончанием — 3 балла .

      5. Предоставление клиентом при страховании дубликатов свидетельства о регистрации и ПТС — 3 балла .

      6. Противоречивые показания по обстоятельствам страхового случая — 3 балла .

      7. Несоответствие социального статуса страхователя стоимости пострадавшего автомобиля — 2 балла .

      8. При значительных механических повреждениях машины в ДТП отсутствуют телесные повреждения участников — 2 балла .

      9. Транспортное средство имеет пробег более 70 000 км — 1 балл .

      10. Участники ДТП владеют машиной по доверенности — 1 балл .

      Подводя итог всему сказанному, остается уповать на то, что сознательность граждан все-таки будет повышаться, и честные страхователи не будут оплачивать повышенные риски страховщиков из своего кармана за счет завышенных процентных ставок. Хотя надежды на единую базу данных о страхователях все-таки больше. Пока же страховщики обращаются друг к другу с просьбами «поднять» материалы по тому или иному подозрительному случаю, что является не самым действенным методом выявления фактов мошенничества.

      goldyard.club

      Как обойти КБМ при оформлении ОСАГО

      Всегда обидно оплачивать повышенный коэффициент КБМ, особенно если ты не был виноват в аварии, но в РСА тебя все равно «отметили». В результате у многих автовладельцев появляется законный вопрос – можно ли как-то избежать повышения коэффициента КБМ при оформлении страхового полиса?

      Как обмануть КБМ

      Итак, есть несколько работающих способов для водителей ТС, которые, тем не менее, не являются противозаконными.

      Способ первый

      Один из наиболее действенных вариантов – просто не включать того водителя, который попал в аварию, в свой страховой полис. Так, если этот водитель вам не очень то и нужен, то этот вариант будет самым простым и верным, особенно для собственников ТС.

      Способ второй

      Если в ДТП попали вы сами, то, естественно, себя выписать из страхового полиса вы не сможете. На эти случаи в ОСАГО есть небольшая лазейка, позволяющая избежать повышения КБМ.

      Так, вы можете сменить страховщика, заявив новому страхователю, что подобный полис вы оформляете впервые. В таком случае вы получите третий класс, лишитесь всех скидок, но при этом и КБМ повышен не будет.

      Из-за того что в заявлении не указывается предыдущий номер полиса, отследить, а был ли он вообще, практически невозможно. Кроме того, многие страховщики этим даже не занимаются, хотя определенная доля риска всегда имеется.

      Такой способ оформления особенно подойдет тем лицам, у которых ранее был класс ниже пятого, либо более одной выплаты.

      К слову, если ранее у вас был пятый класс, а в предыдущем периоде осуществлялась одна выплата, то вам и без того присвоят третий класс, что равняется КБМ=1. То есть вам совершенно не о чем волноваться, так как не будет ни надбавок, ни скидок.

      Если же вам присвоили шестой класс, но при этом выплата у вас была всего одна, то менее четвёртого класса вам и не присвоят, так что КБМ=0,95. Вот почему конкретно в этой ситуации вам будет даже выгоднее не избегать повышения КБМ.

      Способ третий

      Если вам нужно допустить к управлению ТС водителя, у которого ранее уже было несколько случаев с авариями, то можно воспользоваться вторым способом. Либо оформить так называемый полис без ограничения водителей.

      Конечно, здесь важно понимать, что полис без ограничения всегда может вскрыться случайно, а при оформлении такого ОСАГО придется заплатить больше, но зато без повышающего КБМ.

      www.sravni.ru

      Как обмануть осаго

      Большинство автолюбителей воспринимают ОСАГО как некую плату за «бесплатный» проезд мимо гаишников. Автовладельцы на собственном опыте или путем нехитрых расчетов убедились, что в случае несерьезного ДТП обращаться в страховую компанию за возмещением бессмысленно. При продлении договора ОСАГО будет применен так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Этот коэффициент определяет стоимость полиса ОСАГО (скидку либо надбавку к страховому тарифу при пролонгации полиса) в зависимости от качества езды его владельца в предыдущих периодах.

      Из-за этого коэффициента при одной аварии за год, по которой страховая компания выплатит порядка 300 долларов, автовладелец в последующие годы отдаст компании больше, чем ему выплатили за ДТП. И это при условии, что за это время больше аварий не случится. А если повезет, и выплаченная сумма будет несколько ниже, то жаль будет потерянного времени, потраченного на сбор бумаг для страховой компании.

      Статистика Российского Союза Автостраховщиков (РСА) свидетельствует о том, что убыточность (соотношение собранных страховых премий к выплатам) ОСАГО неумолимо растет. Этот показатель составляет сейчас порядка 50%. За последний год уровень выплат вырос в 2 раза и продолжает расти ежемесячно, а ведь еще практически не начались выплаты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП.
      Казалось бы, применяя повышенные коэффициенты, страховые компании вполне компенсируют свои выплаты. Однако если после вступления в силу закона об ОСАГО люди покупали полисы на автозаправках и супермаркетах, не особо задумываясь, что и у кого они покупают, то, когда пришло время продлевать полисы, они стали подходить к этому более осознанно. Автовладельцы стали умнее, но … не честнее по отношению к страховым компаниям.

      В основном, вся «оптимизация» страховых взносов касается именно коэффициента КБМ. Такие варианты «оптимизации», как оформление полиса на дядю из глухой провинции, чтобы не применялся «московский» коэффициент, на практике не являются выгодным мероприятием, так как надо учитывать расходы, например, на ежегодный талон техосмотра, без которого многие страховые компании попросту не выплачивают страховку. До деревни надо доехать на автомобиле, а это деньги на бензин и пр.

      Самым простым для автовладельца способом является переход в другую страховую компанию. Однако при оформлении полиса в новой компании автовладелец должен либо принести справку из предыдущей компании о том, что заключенные в ней договора были безубыточны, — тогда он получит понижающий коэффициент, — либо написать по форме компании письменное заявление, что предыдущий год он прекрасно обходился без страховки. При этом автовладелец должен подписать документ, согласно которому он знает, что лишится страховой защиты в случае предоставления заведомо ложных сведений. Тот факт, что на каждом шагу такого нерадивого водителя должны были штрафовать сотрудники ДПС, страховщика волновать не должен.

      Как правило, страховые компании не проверяют достоверность сведений, указанных заявителем. Они это делают только в случае, если возникает необходимость выплаты по договору. «Чаще всего страховщики делают запрос по ряду компаний (прежде всего, по членам РСА) уже после наступления страхового случая», — говорит заместитель генерального директора Московской Страховой Компании Александр Федонкин, — «значительно реже такой запрос направляется при заключении договора страхования: при страховании особо дорогих машин или в случае, если клиент по каким-либо причинам кажется подозрительным. Более плотно сотрудничают службы безопасности компаний».
      Если выяснится, что заявитель указал неверные данные, автовладелец автоматически лишится страховой защиты. Более того, в случае доказанного обмана такому клиенту придется в будущем платить за полис в полтора раза больше обычной ставки. Также за страховщиком остается право досрочно расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке без возврата части страховой премии за не истекший период страхования.

      Вариантов мошенничества с участием страховых агентов, которые хорошо знакомы службам безопасности страховых компаний, много. Самые распространенные из них — это оформление полиса ОСАГО «задним числом» уже после ДТП, использование похищенных бланков полисов или намеренная порча бланков и их списание.
      Есть еще категория автовладельцев, которые действуют «на авось». Они покупают полис на полгода, надеясь, что представитель ГИБДД не будет смотреть на даты. Или слезно просят страхового агента, например, занизить мощность автомобиля, или, наоборот, добавить лишний год 21-летнему водителю. Если вы все-таки хотите получить возмещение, выплаты по последним вариантам страхового мошенничества вы не получите ни при каких обстоятельствах.

      Следуя букве закона, самым «юридически правильным», да еще и без необходимости замены страховой компании, способом является смена страхователя по договору. Эти условия прописаны в пунктах Закона об ОСАГО, касающихся правил продления полисов. При заключении договора впервые КБМ равен 1. В случае, если по договору ОСАГО были произведены страховые выплаты, чтобы на будущий год КБМ был также равен единице, достаточно просто заключить договор на другого страхователя (того, на кого будет оформлен полис), а «бывшего» страхователя вписать в полис как лицо, допущенное к управлению автомобилем.
      Интересно отметить, что если выплат по договору не было, а страхователь меняется, то КБМ также будет равен единице. Дополнительные расходы «бывшего» страхователя ограничиваются при этом лишь стоимостью доверенности на нового страхователя (если таковой не было до этого).

      С введением ОСАГО, у мошенников вырос интерес к такому распространенному виду страхового мошенничества, как двойное страхование и двойное возмещение — когда автомобиль страхуется в нескольких страховых компаниях, и в случае ДТП мошенники пытаются получить несколько возмещений. Подобные действия пока еще удается совершать, так как единая информационная база страховыхкомпаний еще не создана. «Контроль за «двойным страхованием» сейчас обеспечивается требованием представления оригиналов всех справок и документов, подтверждающих факт страхового случая и оценку размера ущерба, — отмечает заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов. Разумеется, службы безопасности крупнейших страховых компаний давно наладили взаимодействие как с правоохранительными органами, так и между собой, поскольку профессиональные страховые мошенники подчас идут на весьма изощренные хитрости, чтобы обмануть страховщиков.

      Обман страховых компаний не носит массового характера, так как службы безопасности крупных компаний не дремлют. Вместе с тем, считают специалисты страхового бизнеса, полностью избавиться от мошенничества вряд ли удастся. Эффективность системы «бонус-малус» доказана мировым опытом страхования, а с созданием единой информационной базы страховых компаний обмануть страховщиков станет практически невозможно.

      www.autonews.ru

      Топ-10 уловок страховых компаний от Drom.ru (ПАМЯТКА)

      Когда речь заходит о мошенничестве в автостраховании, водители часто вспоминают так называемых автоподставщиков и не чистых на руку автоюристов. Первые организовывают или имитируют ДТП, получая солидные компенсации по ОСАГО. Вторые выкупают у пострадавших в авариях право требования выплат, а затем, пользуясь несовершенством законов, отсуживают у страховщиков более крупные суммы. Однако и у самих страховых компаний есть целый арсенал способов, чтобы — в зависимости от ситуации — сэкономить средства либо заработать их в ущерб добропорядочным клиентам. Drom.ru составил своеобразный рейтинг таких уловок — от самых примитивных до откровенно грабительских.

      1. Уловки при продаже полисов ОСАГО

      Хитрить недобросовестные страховщики начинают задолго до ДТП, в которые попадают их клиенты, еще на этапе заключения договора. Считая ОСАГО невыгодной услугой, а в некоторых регионах — крайне убыточной, компании нередко ограничивают продажи полисов, накручивают их цену (забывая, например, о скидках за безаварийную езду) или навязывают автовладельцу еще несколько платных страховок.

      Как быть?

      Если принципы дороже нервов, а переплачивать нет желания и возможности — нужно требовать от страховщиков честного выполнения обязанностей и при необходимости жаловаться в надзорные организации.

      В интернет-приемной Банка России есть целый раздел, посвященный отказам в продаже полисов. Там просят «получить подтверждение данного факта», например, направив в страховую заявление о заключении договора страхования по почте с уведомлением либо зафиксировав отказ «с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей». «При наличии доказательств нарушения страхового законодательства вам следует направить жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства в Банк России».

      В ЦБ обещают принять меры «в рамках компетенции». Правда, насколько они будут эффективными, сказать сложно. Показателен декабрьский пример: в Воронежской области автолюбитель обращался и в саму страховую, и в ЦБ, а в итоге заставил крупного страховщика выдать ему полис ОСАГО без каких-либо обременений только через суд.

      Что касается игнорирования системы «бонус-малус», то не согласный с величиной (или отсутствием) бонуса автолюбитель может написать заявление в страховую компанию. К письму желательно приложить ксерокопии предыдущих полисов, закончивших свое действие. В компании, согласно закону, обязаны внести корректировки в базу Российского союза автостраховщиков (РСА). В случае же отказа придется призвать на помощь тот же Банк России. После рассмотрения вопроса оттуда придет официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии.

      2. Уловки после совершения мелкого ДТП

      На месте небольших ДТП часто можно заметить автомобили с фирменной раскраской на бортах — не считая, разумеется, экипажа ДПС. Как правило, это аварийные комиссары, помогающие водителям правильно оформлять так называемые европротоколы, чтобы разбежаться без «гаишников». Но на деле многие из них предлагают пострадавшему иную помощь — заключение договора цессии, который позволит уже без владельца автомобиля заниматься выбиванием компенсации со страховой, а заодно и бонусов — в виде штрафа и неустойки.

      Но в последнее время «конкуренцию» автоюристам пытаются составить агенты страховщиков. У них своя задача: как минимум не допустить никаких махинаций, как максимум — снизить последующие затраты компании. Наши эксперты утверждают, что этим «страховым уполномоченным» с бейджиком на шее и фотоаппаратом в руке нередко удается убедить потерпевшего в том, что ущерб его автомобилю нанесен незначительный, когда на самом деле он окажется больше, чем лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, — 50 тысяч рублей.

      Понимать, чем может грозить оформление ДТП без сотрудников ГИБДД, примерно представлять себе стоимость мелкого ремонта и помнить о возможных скрытых повреждениях. А также знать и о других подводных камнях. В частности, о буквальном толковании п. 8 ст. 11.1 «Закона об ОСАГО», где сказано, что европротокол не позволяет потерпевшему предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда, в отличие от обычного порядка фиксации ДТП. Например, страховая компания ущерб в 45 000 рублей оценивает в 10 000 и перечисляет эти деньги потерпевшему. Иногда разницу в 35 000 рублей между реально полученными и причитающимися деньгами ошибочно трактуют как дополнительное требование. Конечно, оно таковым не является, но даже суды совершают подобные ошибки.

      3. Уловки до проведения экспертизы и оценки ущерба

      После совершения ДТП автовладелец приходит в страховую компанию с собранными документами и получает предложение «разобраться на месте». Сотрудник доверительно советует не «бодаться» за суммы и сроки выплат, а в течение нескольких минут получить некую сумму страхового возмещения в обмен на отказ от дальнейших претензий. Есть и другой вариант — у пострадавшего забирают все бумаги и заявление и обещают сообщить, где и когда будет проведена оценка ущерба. Однако время идет, а информации нет. Умысел прост: нетерпеливый автолюбитель, особенно если он теряет доход, может не выдержать и начать приводить машину в порядок. А это — основание для отказа в выплате.

      Ничего не подписывать и не соглашаться ни на какие незаконные действия. В противном случае, если автовладелец пошел на сделку с совестью и страховщиком, а оговоренной суммы не хватит буквально ни на что, придется пенять на себя.

      Та же история — с самостоятельным ремонтом. Эксперты советуют запастись терпением. Компания обязана решить вопрос с выплатами в оговоренный законом срок — 20 календарных дней, за исключением праздничных. Далее она рискует не только репутацией, но и тем, что по суду придется выплатить клиенту и компенсационную выплату, и штраф с неустойкой.

      Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) регулярно проводит опрос россиян, оценивая их уровень доверия к страховым компаниям. До последнего времени этот показатель неуклонно снижался. Так, в 2013 году он составил 41%, в 2014-м — 38%, в апреле 2015-го — 35%, а в ноябре того же года — 34%. Между тем в июле 2016-го доля тех, кто ответил «доверяю» или «скорее доверяю», увеличилась до 40%.

      4. Уловки при проведении экспертизы и оценки ущерба по ОСАГО

      Здесь возможны самые разные варианты. Например, эксперт под разными предлогами не вносит в отчет об оценке те или иные повреждения, занижая сумму выплаты. Или вносит, но в итоге компенсации все равно не хватает для полноценного ремонта поврежденного автомобиля. Эксперты-техники утверждают, что суммы выплат и ремонта порой различаются в 10 раз.

      Необходимо тщательно осматривать автомобиль вместе с экспертом и настаивать на отражении в акте осмотра всех обнаруженных повреждений. В случае возникновения разногласий потерпевший может оставить в акте свои замечания. Впрочем, беспокоиться о решении этого вопроса нужно еще на этапе оформления ДТП, проследив, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в справку все видимые повреждения машины и указали на вероятность скрытых. Кстати, когда владелец автомобиля настаивает на осмотре внутренних повреждений, в страховой ему могут предложить поехать в сервис, там снять верхние детали и после этого вызвать эксперта компании. Большинство об этом забывает, а в итоге ремонтирует все внутренние повреждения за свой счет.

      Если же все, казалось бы, правильно учтено и оценено, но итоговая цифра оказалась меньше ожидаемой, следует попытаться найти «ошибку» в расчетах. Юридические службы многих компаний сталкиваются с фактами занижения в калькуляциях объема необходимых работ (по сравнению с нормативными), а также якобы со случайной забывчивостью ответственных сотрудников страховой компании включить в сумму к выплате некоторые детали, которые до этого присутствовали в дефектовочных актах, согласованных с клиентом. Это позволяет страховщикам занизить выплату на 5-40%.

      Автовладелец может провести независимую экспертизу для оценки ущерба, нанесенного автомобилю, а затем составить претензию и направить ее страховщику. В компании должны рассмотреть претензионный документ и принять по нему решение в течение пяти дней. Однако не все зависит от эксперта. Участники рынка отмечают, что в ценовых справочниках РСА, по которым производятся все расчеты, стоимость запчастей и материалов, а также нормо-часов сервисных работ в большинстве случаев занижены по сравнению со среднерыночными значениями.

      5. Уловки при подписании документов об экспертизе

      Выше мы уже приводили пример с подписанием бумаги об отказе от каких-либо претензий при так называемой моментальной выплате компенсации. Но есть и другой случай, когда не менее любезный страховщик после проведенной экспертизы подсовывает пострадавшему в ДТП на подпись некое соглашение об определении размера повреждений. Естественно, этот размер не соответствует реальному, о чем невнимательный или доверчивый автолюбитель узнает уже позже.

      Никому и ничему не доверять. Подобный документ лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно сверх установленного соглашением. Чтобы сделать это, надо признать сам документ недействительным. Однако судебная практика толкует условия такого соглашения буквально: если текст составлен в доступной форме, то считается, что у потерпевшего заблуждений о последствиях быть не должно.

      6. Уловки с выплатами по ОСАГО

      После наступления страхового случая автолюбитель собрал и подал в компанию все необходимые документы, прошел экспертизу по оценке ущерба, но страховщик банально тянет с выплатой.

      Уловкой такое поведение страховщика можно назвать с натяжкой, поскольку, очевидно, она работает лишь в тех случаях, когда сумма выплаты несущественна для автовладельца и он о ней «забывает», чтобы не тратить время на переписку со страховщиком и тем более на судебные процессы. В остальном тут все абсолютно прозрачно: есть закон об ОСАГО и правила страхования, в которых четко прописан весь регламент, включая сроки выплат. Если страховая их нарушает, а клиент попадается принципиальный, она сильно рискует.

      Для начала нужно направить жалобу в Центробанк и РСА. Если и оттуда не удалось получить внятного ответа, пишите в страховую компанию досудебную претензию. Ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или подать через секретаря с отметкой о принятии. В претензии надо попросить письменно объяснить причину задержки и потребовать произвести выплату. Если компания не отреагировала, стоит обратиться в суд и добиваться страхового возмещения, а также неустойки или процентов за задержку выплаты.

      7. Уловки с проблемным полисом ОСАГО

      Клиент получает отказ от выплаты возмещения, поскольку, как утверждает страховая компания, у кого-то из участников ДТП оказался недействительный или поддельный полис. Опустим те случаи, когда пострадавший в аварии водитель осознанно приобрел полис у мошенников по низкой цене, — он, как говорится, сам виноват. А что делать, если в такую ситуацию угодил добропорядочный автовладелец?

      Проблема не только с реальными подделками, но и с недобросовестностью некоторых страховщиков, которые уже после официальной продажи (зачастую прямо в своем офисе) через какое-то время объявляют данный полис утраченным. Категорически нельзя страховаться там, где тарифы ниже средних по рынку, а еще лучше покупать полисы только в компаниях, которые рекомендуют бывалые автовладельцы.

      Но если все пошло по неприятному сценарию, главное — найти сам полис и квитанцию о его покупке. Верховный суд РФ в Постановлении от 29 января 2015 г. подчеркнул, что «выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное», и судебная практика опирается именно на эту позицию.

      Дело в Кемеровской области. Суд признал неправоту страховой компании, которая отказалась выплатить клиенту возмещение из-за поддельного, по ее мнению, полиса. «Закон не возлагает на страхователя обязанность при заключении договора проверять законность владения страховой компании бланком полиса; страхователь, уплативший страховую премию, получивший бланк полиса без явных признаков подделки, в данном случае не должен отвечать за те или иные действия представителя страховщика либо третьих лиц», — говорится в резюме судебного акта.

      Чуть сложнее для пострадавшего ситуация с нелегитимным полисом виновника ДТП. Решение проблемы заключается в подаче документов в суд и запросе в РСА по факту заключения договора страхования с виновником ДТП. Если страховщик отказал на основании «невыплаты агентом денег от сделки по проданному полису», но при этом у владельца полиса есть квитанция об оплате, то это внутренние проблемы страховщика по учету и контролю оплаты, которые покупателя услуги не касаются. Другое дело, если в выплате отказано по той причине, что полис оказался фальшивкой. Тогда судиться придется не с компанией, а непосредственно с обладателем этого полиса.

      8. Уловки с апелляцией к другим проблемам

      Страховые компании могут не выплатить компенсацию по целому ряду причин, которые никак не зависят от пострадавшего в ДТП автовладельца. Более того, утверждают юристы, большинство из этих причин — надуманные. Например, когда виновник ДТП не был указан в полисе ОСАГО или что вина второго водителя не установлена по причине отсутствия состава преступления.

      Смело обращаться в суд, чтобы наказать страховую компанию за манипуляции. Все это не является основанием для отказа в компенсации ущерба. Как и состояние алкогольного опьянения виновного водителя, оставление им места ДТП или нежелание предоставить автомобиль на оценку страховщику. И даже лишение страховщика лицензии на ведение деятельности — не повод для отказа в компенсации.

      Среди всех пользователей ОСАГО, опрошенных НАФИ, у 82% не было страховых случаев в период действия текущего полиса. 63% из оставшихся остались довольны действиями страховой компании при урегулировании страхового случая, 9% затруднились дать оценку. 47% опрошенных пользователей страховых услуг уверены в защищенности своих прав как потребителей, но только 11% знают, в какие организации надо обращаться для решения возникающих проблем. Из этого числа 13% успешно отстояли свои права, 8% имели отрицательный опыт обращения с жалобами, у остальных такого опыта нет.

      9. Уловки с выплатами по КАСКО

      Еще одна группа различных уловок, часть из которых касается владельца пострадавшего автомобиля, а часть — виновника ДТП. Очевидно, что в самых простых случаях страховая компания стремится сократить издержки, занизив стоимость ущерба владельца полиса КАСКО с помощью «ошибок» в экспертизе и оценке ущерба. Но бывают ситуации гораздо сложнее.

      Например, автомобиль застрахован на сумму 1 000 000 рублей — это его рыночная стоимость на момент заключения полиса. Условиями страхования предусмотрено, что если повреждения автомобиля достигают 70% от его стоимости, это считается тотальной гибелью автомобиля. По условиям полиса в таком случае страховщик выплачивает разницу между страховой стоимостью автомобиля и стоимостью его годных остатков. При этом годные остатки остаются у страхователя. И вот происходит ДТП. Размер ущерба — 650 000 рублей, которые должен выплатить страховщик. Он производит оценку ущерба и специально ее… завышает. Насчитывает, например, 720 000 рублей ущерба, что составляет 72% от стоимости, и по нашему примеру этого достаточно для признания тотальной гибели автомобиля. Когда же страховщик проводит оценку годных остатков, то оценивает их в 450 000 рублей. После чего выплачивает клиенту, согласно договору, разницу между страховой стоимостью и стоимостью годных остатков — выходит 550 000 рублей. Вуаля! Вместо 650 000 рублей страховщик теряет 550 000 рублей. Кстати, стоимость ремонта автомобиля в сумме со стоимостью годных остатков практически всегда будет выше стоимости целого автомобиля. На этом страховые и обманывают страхователей.

      Примерно так же, как и в случае с ОСАГО: провести независимую оценку ущерба или (в случае тотальной гибели автомобиля) его годных остатков, а затем направить претензию в страховую. Если там с доводами автовладельца не согласятся, ему предстоит обратиться с иском в суд.

      10. Уловки с выбиванием денег с виновника ДТП

      Полис ОСАГО защищает автовладельца, ставшего виновником ДТП: ущерб, нанесенный автомобилям других участников аварии в размере до 400 тысяч рублей, обязана компенсировать страховая компания. Впрочем, в ряде случаев у нее остается возможность требовать через суд возмещения своих выплат с виновника. В частности, если реальный ущерб оказался выше лимитированной законом выплаты по ОСАГО. А такое случается регулярно — например, когда водитель умудрился разбить сразу несколько машин.

      Виновника может ждать обыкновенный регрессный иск. Но есть и более сложные случаи с так называемой суброгацией, когда к возместившему вред страховщику переходит право требовать компенсацию с лица, ответственного за причинение этого вреда. Как правило, такой метод используется компаниями, если у пострадавшего имелся полис КАСКО, по которому он получил полную компенсацию ущерба.

      Так, при оформлении ДТП с помощью европротокола оба участника аварии обязаны в течение пяти суток предоставить в свою страховую компанию бланк извещения о ДТП. Пострадавший, как правило, делает это незамедлительно, поскольку торопится получить выплаты. Виновник же зачастую в своей обязанности не уверен. И как утверждают некоторые автовладельцы, лукавые страховщики порой пользуются этим обстоятельством. Вместо того чтобы взять у виновника оригинал извещения и зарегистрировать его по всем правилам, они снимают с документа копию, которую, разумеется, тут же теряют. А значит — имеют полное право подать в суд тот самый регрессный иск.

      Есть, оказывается, и другой вариант — страховщик под самым благовидным предлогом не принимает извещение у пострадавшего (дескать, требуется только бланк виновника), а затем, разумеется, отказывается возмещать убытки.

      Впрочем, тут речь идет о довольно небольших суммах, тогда как в случаях с суброгацией — о сотнях тысяч и даже нескольких миллионах рублей. Типичный пример с автофорума: летом 2011 года женщина на светофоре собрала «паровозик», нанеся ущерб двум иномаркам. У их водителей имелись полисы КАСКО, и виновница была уверена, что все обойдется малой кровью. Однако через какое-то время она получила заочные судебные решения на 400 и 398 тысяч рублей.

      Как выяснил взявшийся за дело юрист, экспертиза повреждений обоих автомобилей прошла без уведомления об этом виновника ДТП. Умело завышая стоимость каждого поврежденного элемента (так, обычные фары стали ксеноновыми) и добавляя в калькуляцию вовсе не затронутые элементы (в данном случае — якобы пробитый радиатор), оценщик добился того, что сумма ремонта превысила 70% стоимости автомобиля. Страховая признала конструктивную гибель машины и, следовательно, должна была забрать его себе, реализовать годные остатки, а оставшуюся сумму взыскать с виновника.

      К счастью, юристу удалось через суд отменить заочные решения. А как позже выяснилось с помощью независимой экспертизы, стоимость ремонта двух автомобилей была завышена в 3,5 и 4 раза соответственно. В итоге автоледи все-таки пришлось заплатить страховой, но совсем другие, гораздо меньшие суммы.

      Как быть?

      Будучи виновником ДТП — не расслабляться в течение всего срока исковой давности, а это три года с момента, когда у потерпевшего возникло право требования компенсации за причиненный ущерб, то есть с момента ДТП. В этот период у страховой компании есть десятки законных причин подать в суд на виновника ДТП, не говоря уже о сомнительных. От регрессного иска отбиться проще — в законе об ОСАГО четко перечислены все ситуации, когда стоит его ждать. А с суброгацией, пожалуй, стоит прибегнуть к помощи сильного юриста, поскольку ставки здесь гораздо выше, а схемы — сложнее.

      Если речь идет о предъявлении требования страховой компании о возмещении ущерба, не превышающего размер страховой суммы по ОСАГО, необходимо связаться со своей компанией и выяснить, производилась ли выплата. Но чаще всего эти требования предъявляются в размере, превышающем страховую сумму по ОСАГО. В таком случае в страховой надо запросить акт осмотра и калькуляцию, чтобы можно было сопоставить количество повреждений с объемом работ, а при необходимости провести экспертизу по документам.

      Можно, впрочем, действовать на опережение. Например, попытаться снизить сумму ущерба, доказав, что вина была обоюдной. Второй вариант: сократить сумму ущерба, доказав, что страховая включила в него какие-то повреждения, не имеющие отношения именно к этому ДТП. Можно также обжаловать действия страховой компании в суде, назначить судебную экспертизу.

      И главный совет для всех автолюбителей: быть осторожными и не попадать в ДТП. Если же такая неприятность случилась, не следует паниковать, нужно тщательно сверять каждый дальнейший шаг с законом об ОСАГО. Как бы его ни ругали, он все же способен защитить автовладельца, столкнувшегося с уловками страховых компаний. Ну а в сложных случаях с регрессивными и суброгационными исками лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

      www.newsvl.ru