Полезные статьи

Какую пенсию получает полковник

Повышение пенсий военным пенсионерам Украины в 2018 году

Пенсионная реформа — самая распространенная тема, волнующая как лиц достигших пенсионного возраста, так и приближенных к нему. Но если минимальные пенсии пересматриваются ежегодно, то последние 4 года не производился перерасчет пособий для бывших военнослужащих. Будут ли повышать пенсии военным пенсионерам Украины в 2018 году? Постараемся разобраться в вопросе.

Изменение минимальных пенсий в 2018

В конце 2017 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал поднять минимальную пенсию с 1 января 2018 года. Кабмин утвердил повышение пенсий на 10%. На сегодняшний день минимальное пособие для пенсионеров составляет 1373 гривны. Разница с декабрьской пенсией насчитывает около 120 гривен. Уже с 1 июля 2018 года минимальная пенсия в Украине вырастет до 1435 гривен и к декабрю повысится еще на 62 гривны — до 1497 гривен.

Накопления пенсионного фонда

Сегодня в Украине действует следующая система начисления пенсий гражданам населения:

  1. Работающая часть населения платит 22% от своей официальной зарплаты в пенсионный фонд.
  2. Эта сумма и распределяется между действующими пенсионерами.
  3. Если денежных средств в ПФ не хватает, правительство закрывает недостачу дотациями.

По итогам зачисления денежных средств в пенсионный фонд в 2017 году, в бюджет 2018 года кабмином было заложено недостаточная часть для полного погашения пенсий. Образовавшаяся “дыра” составляет 145 млрд. гривен. По словам Андрея Ревы (министра соцполитика) брешь в бюджете в наступившем году будет закрываться с помощью средств из бюджета, запланированных на ремонт дорог, развитие медицины и инфраструктуры. По мнению политика, это временная и необходимая мера.

Какая пенсия украинских военнослужащих 2018 год

Что же касается повышения пенсий бывшим военнослужащим, то пока правительство не дает никаких гарантий на успех в 2018 году.

Так недавно замминистр обороны Долгов Игорь Алексеевич на одном из заседаний по этому поводу сказал, что проблема есть и они стараются ее решить.

Согласно закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, принятого Кабмином еще в 1992 году (ст. №2265), индексация пенсия военных должна пересматриваться каждый раз, когда происходит изменение любого денежного обеспечения в Украине, в том числе изменения в минимальной зарплате или роста в стране уровня прожиточного минимума. Перерасчет пенсионных пособий происходит на момент установления права на индексацию пенсий. Это предусмотрено 51 ст. данного Закона.

Несмотря на это, последний перерасчет пенсий для бывших военных происходил в сентябре 2012 года, когда после постановления №355 Кабинета Министров 23 апреля 2012 года «Об увеличении размеров пенсионных выплат, назначенных на основании Закона «О пенсионном обеспечении лиц, которые уволены с воинской службы, и других лиц». Тогда размер надбавки составил 23% (вырос на 12%) от базового размера пособий пенсионеров. В то время повышение пенсии состоялось более, чем у 504 тысяч граждан военных пенсионеров.

3 октября 2017 года Верховная Рада Украины приняла во 2-м чтении и в целом законопроект № 6614, которым внедряется пенсионная реформа. Так, льготный выход на пенсию для военных, участников боевых действий оставили прежним — 55-ти лет при 25-ти годах стажа. Кроме этого, Рада поручила депутатам до 1 ноября подготовить отдельный законопроект о перерасчете пенсий военным и в течение полугода подготовить отдельный закон о введении профессиональной пенсионной системы и обеспечить проведение аудита Пенсионного фонда.

Обещания перерасчета военных пенсий 2018

В мае 2016 года президент Украины Петр Порошенко поставил перед Арсением Яценюком задачу пересмотреть военные пособия и назначить выплату обязательных надбавок. Но бывший премьер ушел из занимаемой должности, а нынешний все еще оставляет вопрос о повышении пенсий военным — открытым. Пенсия украинских военнослужащих на данный момент(2018 год) остается без изменений.

Но сегодняшняя картина такова, что спустя четыре года инфляция в Украине растет, а пенсии бывших военнослужащих пока остаются прежними. С момента пересмотра пособий в 2012 году, уровень инфляции поднялся в три раза. То есть пенсии военнослужащих стали меньше в несколько раз относительно потребительской возможности пенсионеров.

Стоит отметить, что существуют рабочие юридические группы, которые действуют в соответствии с принятым в 91 году Законом Украины о надбавкам к пенсии бывшим военнослужащим. Самостоятельно или с помощью опытных юристов, некоторые пенсионеры добиваются перерасчета пенсий и назначения выплаты компенсаций за время от последнего пересмотра пособия. Но даже несмотря на это, в результате надбавку получают единицы, так как выплачивать обещанные средства в бюджете “нечем”.

Откуда взять средства на выплату надбавок?

Как отмечают эксперты, проблемы с недостачей средств в Пенсионном фонде связаны с рядом причин. Именно от них зависит отсутствие возможности благоразумного повышения пенсий всем гражданам Украины и бывшим военнослужащим, в том числе.

Источниками “бреши”, которая постоянно образовывается в ПФ экономисты называют:

  • низкую оплату труда;
  • теневые доходы, что не облагаются налогом;
  • снижение процентной ставки обязательного социального взноса в пенсионный фонд (сегодня он составляет 22%, а еще несколько лет назад был около 37%);
  • тяжелую демографическую ситуацию в Украине.

По мнению действующего президента Петра Порошенко, для урегулирования вопроса в повышении пенсий, необходимо поднять украинцам минимальную заработную плату. Но на ближайшее время в плане заседаний Кабмина такие предложения к рассмотрению никем не выдвигались.

Пенсии для военных в мире

Не секрет, что пенсии в Украине самые низкие в Европе. Белорусская Республика платит своим гражданам пенсионного возраста минимальное пособие, в три раза выше украинского. Размер пенсии белорусов в переводе в гривну насчитывает — от 3700. Стоит ли говорить, что средняя минимальная пенсия в Европе составляет 800 евро. А сколько пенсия у военного пенсионера из США?

Рядовой военнослужащий без 20-ти летней выслуги, уволившийся по желанию получает половину своего оклада (от 1 до 3 тысяч долларов). Максимальная пенсия генерала (с выслугой от 40 лет) составляет около 20000 долларов в месяц. К тому, же во многих странах военным пенсионерам полагается целый ряд льгот: бесплатное проживание в государственной квартире, скидка в магазинах и на заправках, бесплатное лечение.

Подведем итоги

Как видим, в бюджете 2018 предусмотрено повышение минимальных пенсий всем гражданам Украины. Новости о пересмотре пенсионных выплат военнослужащим — пока не утешительны. Если верить обещаниям президента и Кабинета министров, то вопрос “когда повысят пенсии” решается и над ним работают. Эксперты же говорят, что для начала должны произойти изменения в экономике страны: необходима стабилизация гривны и существенный рост минимальной зарплаты.

Пока у руля государства будут неадекватны ничего не изменится. А виноват в этом сам народ, сначала стелились под коммуняк за светлое будущее, а сейчас стелятся под бандитов и мошенников за 1 кг. гречки.

100 % підтримую і завіряю. що тільки тоді буде в Державі порядок коли до влади прийдуть військові люди. Хочеться подивитись як ці хапуги, які прийшли до влади на людські крові, будуть тікати з країни. Але вони не знають , що коли військові люди організовуються, то нікому не вдасться втекти,
а воно до цього іде. І тільки тоді, коли відбудеться на МАЙДАНІ СУД над ВОРАМИ НАШОЇ УКРАЇНИ, над недолугими керівниками, які довели народ до зубожіння, втратили територіальну цілістність нашої рідної України — держави, які ми віддано служили, і зараз коли прийшов час, зному стали грудьми на її захист. Над тими ВОРАМИ — ДЕПУТАТАМИ, які забули для чого їх обрали люди до Верховної Ради. Перед памяттю людей які загинули на МАЙДАНІ і кожен день гинунь в АТО, захищаючи рідну землю, хочу сказати, що ВЛАДА повинна задуматись і поважати професію військового, який гідний отримувати гідну зарплату та пенсію та не брехати з великої трибуни і думати в цілому за весь народ нашої країни , а не за окремих її категорій. Ми розуміємо, що хаос в країні не потрібний , а саме, в той час коли її окуповує агресор, а вони спекулюють цим і не думають, що доводять до відчаю людей з погонами, які пройшли війну в Афганістані , АТО та інших гарачих точках по роду служби. Є восокодисципліновані, організовані, пунктуальні та мобільні люди, які являються прикладом для молодого покоління. Люди які є патріотами своєї країни та вміють тримати у руках зброю. СЛАВА УКРАЇНІ. МАЮ ЧЕСТЬ.

Пора весь состав Верховного совета и кабмина закрыть в отдельной деревне без газа и заставить работать через одного только на зарплату, а оставшихся на пенсию инженера.
И так целый год, чтобы они прочувствовали на собственной шкуре — как «счастливо» живут украинцы. Туда же и судей.

Пролетарі всіх слов*янських країн, єднаймося!
Як це роблять в Європі — не дають простолюдини олігархам зовсім вже жиріти та нажиратися на простому народові!
…………….Повставайте, кайдани порвіте!
І вражою злою (олігархічною) кров*ю
Волю окропіте.

В 2008 г Увеличили должностные оклады военным преподавателям.Пересчёт пенсионерам по новым окладам не проводилось,что является грубым нарушением Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих.Эти хапуги не могут выплатить даже положенную по закону пенсию,не говоря о каком-то повышении.В африканских странах сразу военные поднимают на штыки короля(президента) который задержал и не выплатил денежное довольствиеА мы всё терпим этих тварюк и скотиняк.Ляшко где твои вилы ? Пора их засадить им в их толстые зады.

И в дополнение к пенсии белоруссов. Военная пенсия в России в переводе на гривну-от 6 000 грн!

Да мы уже созрели выйти и дать «Им ПО ЗУБАМ», и рвать будем до последнего, никому сбежать не дадим. Эти! Всех подонков переплюнули. Ничего святого нет, безбожники.Нас рано на пенсии отправили, силы ещё есть, задумались бы……

Пусть заберут деньги у воров начиная с ПАРАШАнко и остальных воров и отдадут военным пенсионерам, которые защищали страну днём и ночью!

«Да мы уже созрели выйти и дать «Им ПО ЗУБАМ»»- да вы ЛОХИ. По каким зубам. )))
Под себя ср… только можете — старпёры )))) бугага.

Отработанный материал, который даже разместиться толком не может!

Полностью согласен,нечего ждать у моря погоды. Мы в этой стране отработанный материал. желаю всем без исключения руководителям высшей власти ,чтобы доживали остаток их жизни на пенсию в 2000 гривен(это пенсия подполковника с 23 летней выслугой)Создаём центр по защите прав военнослужащих «бомжей» Сбор у ВР,пишите плакаты,найдемся!

Уже 4 ноября но проект закона о повышении военных пенсий не появился в верховной раде! Ну и где оказались пустые обещания от Гройсмана и Ревы .

C 2009 года на пенсии, не подняли ни на копейку. О чём говорят … 2012 год был перерасчёт — бред.

Нас, советских военных пенсионеров, давно не считают за людей, так пускай нынешние военные задумаются какую пенсию они будут получать после службы в ВСУ.

Пенсии военным пенсионерам повышать….это хорошо ! Но с чего ? Экономика не в состоянии выделить столько средств на пенсионеров. Напечатать бумажки и спровацировать новый виток инфляции ? Страну загнали в тупик. Нужны новые экономические проэкты, международные договора, инвестиции. А правительство занимается политиканством. Это тупик.За 3 года не принято ни одного Закона улучшающего жизнь простого украинца….везде внешнее управление, политиканство, корупция, беспредел. Очень бы хотелось ошибиться.

Ты это кому говоришь? Скажи откуда берут деньги на повышение зарплат тунеядцам и недотёпам «слугам народа», которые для Украины ничего хорошего не сделавли! Вот у них и нужно забрать и установить им зарплату в 1420 грн. — это минимальная пенсия украинского пенсионера! Так может потом начнут мозгами шевелить где взять деньги!

Одного не могу понять? За что кровь поливают? За Родину? А если эта Родина тебя и в грош не ставит? Альтруизм штука хорошая.

Каких 4 года? C 2012 года! А это уже 5 с половиной лет не повышал никто и не индексировал . Обнищали наши пенсии военные уже дальше некуда!

не волнуйтесь служивые, ДОБАВЯТ, однозначно, НО лучше жить не станем, к сожалению

Наглое вранье о перерасчете пенсий в 2012 году, в последний раз перерасчет был в 2008 году, суки врут и не краснеют, индексации тоже не получишь если работаешь, а работать приходиться, на копейки не проживешь. Одни только обещания, ждут чтобы запасники и отставники поднялись, тогда мало не покажется. Даже не задумываются о последствиях.

Мужики, пока у судей будет зарплата от 200 до 400 тысяч ежемесячно, а некоторым госслужащим до 1000000, то нам не на что надеяться. Нам такие суммы и не снились. А ведь все это из бюджета, на который ссылаются, что нет средств на пенсии для военнослужащих. Я уже не говорю о тех деньгах, которые уходят на бессмысленную войну. Так что рассчитывать не на что.

Гражданским перерасчет уже сделают в октябре-ноябре. А что нам ждать?

www.kriza.com.ua

МиГ-15 – лучший истребитель Корейской войны

МиГ-15 (по классификации НАТО Fagot, версия МиГ-15УТИ – Midget) – первый массовый советский истребитель, который был спроектирован ОКБ Микояна и Гуревича в конце 40-х годов прошлого века. Является наиболее массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации. Первый полет истребитель совершил 30 декабря 1947 года, первый серийный самолет поднялся в воздух ровно через год 30 декабря 1948 года. Первые строевые подразделения, получившие на вооружение МиГ-15, были сформированы в 1949 году. Всего в СССР было построено 11 073 истребителя всех модификаций. Они достаточно широко экспортировались в Китай, КНДР и страны Варшавского Договора, а также в ряд стран Ближнего Востока (Сирия, Египет). Всего с учетом самолетов, которые были произведены по лицензии в Чехословакии и Польше, общее число выпушенных истребителей достигло 15 560 штук.

Освоенные в свое время советской промышленностью реактивные двигатели РД-10 и РД-20 к 1947 году полностью исчерпали свои возможности. Появилась насущная потребность в новых двигателях. В то же время на Западе в конце 40-х годов лучшими двигателями считались моторы с центробежным компрессором, которые еще называли «турбиной Уиттла». Силовая установка данного типа была достаточно надежной, простой и нетребовательной в эксплуатации и хотя данные двигатели не могли развивать большой тяги, данная схема на несколько лет стала востребованной в авиации многих стран.

Проектирование нового советского реактивного истребителя было решено начать именно под эти моторы. С этой целью в конце 1946 года в Англию, которая в те годы считалась лидером мирового реактивного двигателестроения, из СССР отправилась делегация, в состав которой вошли главные конструкторы: двигателист В. Я. Климов, авиаконструктор А. И. Микоян и ведущий специалист по авиационному материаловедению С. Т. Кишкин. Советская делегация приобрела в Великобритании наиболее совершенные на тот момент турбореактивные двигатели компании «Роллс-Ройс»: «Нин-I» с тягой 2040 кгс и «Нин-II» с тягой 2270 кгс, а также «Дервент-V» с тягой 1590 кгс. Уже в феврале 1947 года СССР получил двигатели «Дервент-V» (всего 30 единиц), а также «Нин-I» (20 единиц), в ноябре 1947 года было получено также 5 двигателей «Нин-II».

В дальнейшем новинки английского двигателестроения достаточно успешно удалось скопировать и запустить в серийное производство. «Нин-I» и «Нин-II» получили соответственно индексы РД-45 и РД-45Ф, а «Дервент-V» назвали РД-500. К подготовке серийного производства данных двигателей в СССР приступили уже в мае 1947 года. При этом специалистам ОКБ завода №45, который занимался двигателями РД-45, на анализ материалов, снятие чертежей и на длительные испытания было потрачено в сумме 6 двигателей «Нин», в том числе 2 двигателя второй версии.

Появление в СССР новых двигателей позволило приступить к проектированию реактивных истребителей, относящихся к новому поколению. Уже 11 марта 1947 года Совет Министров СССР подписал постановление о планах опытного самолетостроения на текущий год. В рамках данного плана конструкторскому коллективу, возглавляемому А. И. Микояном, было утверждено задание на создание реактивного фронтового истребителя, обладающего герметической кабиной. Самолет планировалось построить в 2-х экземплярах и предъявить на госиспытания уже в декабре 1947 года. Фактически работы над новым истребителем в ОКБ-155 А. И. Микояна начали еще в январе 1947 года.

Проектируемый истребитель получил название И-310 и заводской шифр «С». Первый опытный экземпляр машины, имеющий обозначение С-1 был допущен к летным испытаниям 19 декабря 1947 года. После проведения процедур наземных испытаний самолет, пилотируемый летчиком-испытателем В. Н. Югановым, поднялся в воздух 30 декабря 1947 года. Уже на первой стадии испытаний новый самолет показывал отличные результаты. В связи с этим 15 марта 1948 года истребитель, который получил обозначение МиГ-15 и оснащался двигателем РД-45, был запущен в серию. Постройка самолета осуществлялась на заводе №.1 им. Сталина. Весной 1949 года на подмосковной авиабазе Кубинка в 29-м гвардейском авиаполку начались войсковые испытания нового фронтового истребителя. Испытания продолжались с 20 мая по 15 сентября, всего в них участвовало 20 самолетов.

Описание конструкции МиГ-15

Фронтовой реактивный истребитель МиГ-15 представлял из себя истребитель-среднеплан со стреловидным крылом и оперением, конструкция самолета была цельнометаллической. Фюзеляж самолета имел круглое сечение и тип – полумонокок. Хвостовая часть фюзеляжа была отъемной, с использованием внутренних фланцев для установки и проведения всестороннего обслуживания двигателей. В носовой части фюзеляжа находился воздухозаборник двигателя, который с двух сторон охватывал кабину летчика.

Крыло истребителя было однолонжеронным и имело косую поперечную балку, которая образовывала треугольную нишу для убираемого шасси. Крыло самолета состояло из 2-х отъемных консолей, которые стыковались непосредственно с фюзеляжем машины. Через фюзеляж проходили силовые балки шпангоутов, которые выступали продолжением силовой балки крыла и лонжерона.

Крыло самолета имело элероны со сдвижными щитками-закрылками на рельсовых каретках и внутренней аэродинамической компенсацией. Щитки могли отклоняться на посадке до 55°, на взлете – до 20°. Поверх крыла размещались 4-е аэродинамических гребня, которые предотвращали перетекание потока воздуха вдоль крыла и отрыв потока в концевой части крыла во время полета с большими углами атаки. Оперение истребителя было крестообразным, стабилизатор и киль были двухлонжеронными. Руль направления состоял из 2-х частей расположенных под и над стабилизатором.

Шасси истребителя было трехколесным, с носовой стойкой и рычажной подвеской колес. Выпуск и уборка шасси, а также 2-х тормозных щитков в хвостовой части фюзеляжа производились при помощи гидросистемы. Тормоза имели колеса главного шасси, тормозная система была пневматической. Управление истребителем было жестким и состояло из качалок и тяг. На последних версиях МиГ-15 в систему управления самолетом были введены гидроусилители. Силовая установка машины состояла из одного двигателя РД-45Ф с центробежным компрессором. Максимальная тяга двигателя равнялась 2270 кгс. На версии истребителя МиГ-15 бис использовался более мощный двигатель ВК-1.

Вооружение самолета было пушечным и включало в себя 37-мм пушку НС-37, а также 2-е 23-мм пушки НС-23. Все пушки находились в нижней части фюзеляжа самолета. Для облегчения процесса перезарядки пушки были смонтированы на специальном съемном лафете, который при помощи лебедки можно было опустить вниз. Под крылом истребителя можно было подвесить 2 дополнительных топливных бака или 2 бомбы.

Боевое применение машин в Корее

Пауза в боевом использовании истребителей после Второй мировой войны продлилась всего 5 лет. Историки еще не успели дописать свои труды о минувших сражениях, как в небе над Кореей развернулись новые воздушные битвы. Многие специалисты назвали эти боевые действия своеобразным полигоном по обкатке новой боевой техники. Именно в этой войне впервые в воздухе свои возможности в полной мере проверили реактивные истребители и истребители-бомбардировщики. Особое значение при этом было уделено противостоянию американского «Сейбра» F-86 и советского МиГ-15.

За 3 года боевых действий в небе над Кореей советские летчики-интернационалисты из состава 64-го истребительного авиакорпуса провели 1 872 воздушных боя, в которых смогли сбить 1 106 американских самолетов из них около 650 «Сейбров». При этом потери МиГов составили лишь 335 самолетов.

И американский «Сейбр», и советский МиГ-15 представляли собой первое поколение реактивных истребителей, оба самолет незначительно отличались по своим боевым возможностям. Советский истребитель был на 2,5 тонны легче, но лишний вес «Сейбр» компенсировал более тяговитым двигателем. Скорость самолетов у земли и тяговооруженность была практически идентичной. При этом F-86 лучше маневрировал на малых высотах, а МиГ-15 получал преимущество в скороподъемности и разгоне на большой высоте. Американец также мог большее время держаться в воздухе за счет «лишних» 1,5 тонн топлива. Основные бои истребители вели на околозвуковом режиме полета.

Разные подходы у истребителей отмечались лишь в вооружении. МиГ-15 обладал куда большим секундным залпом за счет пушечного вооружения, которое было представлено двумя 23-мм и одной 37-мм пушкой. В свою очередь «Сейбры» были вооружены лишь 6-ю 12,7-мм пулеметами (в самом конце войны появились версии с 4-мя 20-мм пушками). В целом же анализ «анкетных» данных машин не позволял неискушенному эксперту сделать выбор в пользу потенциального победителя. Разрешить все сомнения можно было лишь на практике.

Уже первые воздушные бои продемонстрировали, что вопреки многим прогнозам, технический прогресс практически не изменил содержание и форму воздушного боя. Он сохранял все закономерности и традиции прошлого, оставаясь групповым, маневренным и ближним. Все это объяснялось тем, что в вооружении самолетов не произошло никакой революции. На борт новых реактивных истребителей перекочевали пушки и пулеметы с поршневых истребителей – активных участников последней войны. Именно поэтому «убойная» дистанция для атак осталась практически той же. Относительная слабость разового залпа, как и во время Второй мировой, вынуждала компенсировать ее количеством стволов истребителей, участвующих в атаке.

При этом МиГ-15 был создан для воздушного боя и полностью соответствовал своему целевому назначению. Конструкторы машин смогли сохранить идеи, которые были характерны еще для самолетов МиГ-1 и МиГ-3: скорость машины, высота и скороподъемность, что позволяло летчику-истребителю ориентироваться на ведение ярко выраженного наступательного боя. Одной из наиболее сильных сторон истребителя был его более высокий поражающий потенциал, что давало ему ощутимый выигрыш в основном этапе боя – атаке. Однако для победы необходимо было накопить позиционное и информационное преимущество на предыдущих этапах воздушного боя.

Прямолинейный полет, который совмещал встречное сближение с целью с атакой, стал доступен истребителям лишь через 30 лет – после появления на самолетах ракет средней дальности и радиолокаторов. МиГ-15 сочетал сближение с целью вместе с крутым маневром и заходом в заднюю полусферу. В том случае, если «Сейбр» замечал советский истребитель на отдалении, он стремился навязать ему маневренный бой (особенно на небольших высотах), который для МиГ-15 был невыгоден.

Хотя советский истребитель несколько проигрывал F-86 в горизонтальном маневрировании, это было не столь ощутимо, чтобы совсем отказываться от него при необходимости. Активность эффективной обороны напрямую связывалась со слетанностью пары летчиков и реализацией в бою принципа «щит и меч». Когда один из самолетов проводил атаку, а второй занимался прикрытием. Опыт и практика показывали, что согласованно и неразрывно действующая пара МиГ-15 практически неуязвима в ближнем маневренном бою. Также свою роль играл опыт, который советские летчики-истребители, в том числе и командиры полков, получили еще во время Великой Отечественной войны. Построение этажеркой и принципы группового боя все еще работали в небе Кореи.

Тактико-технические характеристики МиГ-15:
Размеры: размах крыла – 10,08 м., длина – 10,10 м., высота – 3,17 м.
Площадь крыла – 20,6 кв. м.
Масса самолета, кг.
— пустого – 3 149;
— нормальная взлетная – 4 806;
Тип двигателя – 1 ТРД РД-45Ф, максимальная тяга 2270 кгс.
Максимальная скорость у земли– 1 047 км/ч, на высоте – 1 031 км/ч.
Практическая дальность полета – 1 310 км.
Практический потолок – 15 200 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1х37-мм пушка НС-37 (40 патронов на ствол) и 2х23-мм пушки НС-23 (по 80 патронов на ствол).

Летчик-испытатель Федоров Иван Евграфович

Почти семь десятков лет откружилось-отмелось со дня окончания военной катастрофы, надолго погрузившей почти весь мир в пучину неимоверных бедствий, страданий и мук. В официальной истории остались имена политиков, маршалов и генералов, а вот имена рядовых участников, вынесших на своих плечах всю тяжесть той страды, «большая» история вспоминает редко и неохотно. К счастью, в последние годы повысился интерес именно к таким безымянным героям, все чаще стали появляться статьи, фильмы, исследовательские работы, посвященные похождениям этих Василиев Теркиных самой страшной войны в истории человечества. Перед вами одно из таких имен.

Федоров Иван Евграфович (настоящая фамилия – Денисов). Рядовой представитель того поколения, которому суждено было пережить две мировых, гражданскую и еще несколько войн «помельче». Уроженец Харькова, родился 23 февраля 1914-го года в рабочей семье. Неукротимый нрав Федорова проявился еще в раннем детстве. Будучи восьми лет от роду Иван, работая батраком у местного зажиточного крестьянина, поджёг его усадьбу в ответ за постоянные побои. Отец, воевавший в Гражданскую в конной армии, а также мать очень скоро умерли. В семь лет у мальчишки из родственников остался лишь один столетний дед. Иван беспризорничал до 1927-го года. В конце концов, советская власть позаботилась о четырнадцатилетнем подростке. Иван закончил пять классов, пошел работать слесарем, освоил профессию машиниста, а вскоре вместе со многими сверстниками по призыву Осовиахима поступил в 1929-ом году в Луганскую летно-планерную школу и уже в пятнадцать лет впервые поднялся в воздух. В 1931-ом, по окончанию фабрично-заводского ученичества, Федоров поступает в местный пединститут, но мечту летать не оставляет. В феврале следующего года его забирают в армию. Через год, досрочно закончив Ворошиловградскую авиационную школу, летает младшим летчиком, затем командиром звена истребителей авиабригады Киевского военного округа. Пилотаж юного лётчика уже тогда обращает на себя внимание своим напором, точной координацией и чёткостью линий. Командиры не раз ставят молодого пилота в пример остальным авиаторам. А среди своих друзей-летчиков он получает репутацию отчаянного заводилы, способного на самые безрассудные поступки.

В мае 1937-го года его направляют в Испанию, куда отбирали только лучших пилотов. Там, в небе Пиренейского полуострова, теперь уже Хуан на своем «ишачке» (так летчики называли истребители И-16) дрался с фашистами до конца января 1938-го года. В его послужном списке – более 150-ти боевых вылетов, первые два сбитых самолета, первые два ордена Боевого Красного Знамени, чрезвычайно редкие по тем временам и прозвище «Деабле Рохо» («Красный дьявол»), которым его нарекли местные жители. В Испании он одним из первых освоил опаснейший прием воздушного боя – таран шасси, которые тогда неподвижно закреплялись на фюзеляже самолетов. К сожалению, отсутствуют какие-либо официальные исторические документы, подтверждающие проведение Федоровым таранов. Однако этому есть два объяснения. Во-первых, невероятно сложно было вести документацию в условиях гражданской войны, бушующей в стране. А во-вторых, никто и не занимался дорогостоящим и кропотливым исследованием испанских архивов. Не исключено, что где-то такие документы и сохранились. О таранах Федорова стало известно благодаря рассказам его соратников. Первый из них Иван совершил 18-го июня над Мадридом. Республиканское правительство отметило отвагу и мастерство русского пилота своей высшей наградой – орденом «Лавры Мадрида», которого удостоились лишь пять советских «спецов» и среди них – будущий Маршал Советского Союза и министр обороны Р.Я. Малиновский. А Долорес Ибаррури, известная также как «Пассионария» («Неистовая»), вместе с поцелуем подарила молодому летчику именной пистолет.

Тогда же Ивана впервые представили к званию Героя Советского Союза. Для вернувшихся «испанцев» в столице был организован праздничный банкет, на который пригласили представителей всех родов войск: летчиков, артиллеристов, пехотинцев, танкистов, моряков. По какому-то незначительному поводу завязалась драка. Не будем судить строго молодых ребят, которым всего на всего было на тот момент от двадцати трех до двадцати пяти лет. Иван не был прямым участником возникшей потасовки, но воспользовался моментом и всего один раз ударил одного очень самоуверенного и нахального чекиста. А силы мастеру в шести видах спорта (кстати, один из них бокс) было не занимать. Чекист, не приходя в сознание, через два дня скончался.
Можно понять гнев начштаба ВВС комкора Я. Смушкевича (довольно часто в публикациях употребляют звание генерал-лейтенант, что не соответствует действительности, так как звания генералов были введены позднее, по майскому Указу Президиума Верховного Совета СССР 1940-го года) на собрании, куда были вызваны Федоров вместе с остальными летчиками-драчунами. По тем временам смерть энкавэдэшника грозила трибуналом и, если не расстрелом, то определенно несколькими годами в лагерях. Начштаба отчитал летунов крепкими словами, а Федорову отдельно, уже в разговоре один на один, сообщил, что по представлению НКВД звания Героя ему не видать, а кроме того на него заведено дело. Истины ради надо сказать, что дела у энкавэдэшников были заведены на всю армию, начиная от рядовых и кончая маршалами. Сталин очень опасался военных, понимая, что это реальная сила в стране, которая может угрожать его безграничной власти. Так или иначе, но Смушкевичу удалось отстоять опального летчика, но звание Героя Советского Союза он впервые не получил.

Федорова отправляют на старое место службы в житомирский авиаполк на должность командира отряда, затем его переводят в помощники командира полка и, наконец, назначают на должность комполка. По окончании в 1939-ом году Высших авиационных курсов по повышению квалификации офицерского состава Федорова определили командиром 17-го авиаполка истребителей в Великих Луках. Уже летом 1940-го года Федоров прикомандирован к горьковскому авиазаводу №21 в качестве летчика-испытателя, а в ноябре того же года его направляют в Китай, в Урумчи. Там силами советских специалистов был построен новый завод по выпуску истребителей И-16, и Иван получил назначение на должность начальника летно-испытательного участка. В мае следующего года случилось несчастье – потерпел крушение один из подчиненных ему пилотов. Федорова сразу же понизили в должности, назначив рядовым испытателем.

В начале войны его вновь направляют в Горький в качестве старшего летчика-испытателя истребителей конструкторского бюро Лавочникова. Здесь Ивану приходиться опробовать истребитель-моноплан ЛаГГ-3 только-только принятый на вооружение. Все рапорты об оправке на фронт командованием авиации отклоняются. И снова проявляется непокорный характер бывшего беспризорника. Июльским днем 1942-го года во время полигонных испытаний, совершив три опаснейших трюка – три петли Нестерова под мостом над Окой, закрутив на прощание «бочку» над аэродромом, он направляет свой самолет в сторону Калинина, где располагался штаб 3-ей воздушной армии Михаила Громова. По пути на аэродроме Монино Федоров под дулом незаряженного пистолета заставил бойца бензовоза заправить его ЛаГГ-3 и продолжил свой рискованный путь на фронт. Сел Иван прямо у КП, там уже находились и сам Громов, и его соратники Георгий Байдуков и Андрей Юмашев, хорошо известные в стране по удачным полярным перелетам.

Командарм не сдал старого товарища по довоенной испытательной работе и даже назначил своим заместителем по обучению технике пилотирования. В Горький Федоров вернулся еще раз, за своей женой Аней, тоже летчицей, освоившей азы летного дела под руководством будущего мужа. Громов разрешил слетать за ней на двухместном ЯК-7. Анна Артемьевна участвовала в воздушных сражениях, на ее счету числится три сбитых фашиста. Однако в 1943-ем году ее самолет был подбит, а она сама, раненная в ногу, смогла выпрыгнуть с парашютом. После этого она несколько лет провела на больничных койках и больше уже никогда не летала.

Командующий никогда не жалел о своем выборе. Федоров был отважным пилотом, летал мастерски и уже через несколько дней пребывания у Громова на своем ЛаГГ-3 завалил, как говаривали фронтовые пилоты, бомбардировщик «Юнкерс», экипаж которого, спустившийся на парашютах, был взят в плен. Всего в небе над Ржевом за август и сентябрь он сбил три самолета противника. Вот тогда-то и произошла самая, пожалуй, знаменитая в его биографии история с летчиками-штрафниками.

28-го июля 1942-го года Сталин издает свой приказ №227, суть которого сводится к одному – драться до последнего, ни шагу назад! На основании этого приказа возникли печально знаменитые штрафные батальоны и роты, куда направлялись провинившиеся бойцы и офицеры. Вину свою, настоящую или мнимую, они искупали кровью. Штрафников чаще всего бросали в лобовые атаки, на взятие хорошо укрепленных позиций врага. После таких атак из нескольких сотен человек в живых нередко оставалось лишь несколько «счастливчиков».

О создании подобных штрафбатов в авиации в приказе ничего не говорилось, тем не менее, командарм Михаил Громов сознательно пошел на формирование таких частей. Он обратился к командующему Калининского фронта Коневу, предложив сформировать «специальную группу из опытных летчиков», которым по тем или иным причинам грозил штрафбат. Вопрос был очень скользкий, и даже Конев не мог его решить самостоятельно. С идеей Громова он обратился на самый «верх» и вскоре получил добро. Вероятно, это решение исходило от самого Сталина. Но и в этом случае подтверждающие документы в архивах обнаружены не были. Как бы там ни было, во второй половине августа в армию Громова начали прибывать пилоты с однообразной формулировкой в предписании: «Направляется в группу истребителей-штрафников». Число «прикомандированных» летчиков вскоре составило штатное количество авиаполка.

Громову было необходимо найти командира для проштрафившихся воздушных бойцов. Многие лучшие асы отказывались от такой «чести», не доверяя штрафникам, боясь очереди «в спину» от будущих подчиненных. Видя затруднительное положение командарма, майор Федоров сам предложил свою кандидатуру. Поначалу Громов не хотел назначать его, но видя безвыходность ситуации, согласился. Федоров получил всего две недели на формирование полка и полную власть над жизнью и смертью штрафников. Командарм наделил его правом расстреливать людей без суда и следствия. На вооружение части были выделены истребители ЯК-1 и более современные ЯК-7. Штаб армии, кроме того, повысил зарплату летчиков-штрафников.
Как рассказывал сам Иван Евграфович, он никогда не интересовался, за что его подопечные загремели в штрафники. Не до этого было, да и не любил боевой пилот рыться в личных делах. Лишь впоследствии он случайно узнавал «провинности» некоторых из них. Кто-то под горячую руку расстрелял своего ведомого, трижды оставившего своего ведущего без прикрытия. Кто-то, наоборот, потерял своего ведущего в бою. Нередки были случаи, когда штабное начальство или особисты, рьяно не возлюбившие конкретного человека, отправляли его в штрафники по любому подвернувшемуся поводу. Например, хорошо известна печальная история с легендарным Покрышкиным, вступившим в конфликт с вышестоящими начальниками, равнодушно и даже халатно отнесшихся к похоронам его погибшего товарища. Тогда Покрышкина исключили из партии и отдали под суд, но все обошлось. Многие пилоты оказывались виноватыми лишь за то, что, будучи сбитыми над вражеской территорией, попадали в немецкий плен. После возвращения на родину боевых летчиков ожидали в пехотных штрафбатах, где им грозила неминуемая гибель.

Однако немалое число авиаторов попадало к Федорову за хулиганство или даже за уголовщину. В частности, у него служили трое друзей, бросивших нерадивого повара в котел с горячей водой, в котором тот и сварился. Один из молодых летчиков из ревности застрелил свою подругу, после чего сам пошел сдаваться особистам. А несколько пилотов в состоянии алкогольного опьянения выбросили с балкона девушку лишь за то, что та отказала в танце одному из них. Нет, это были отнюдь не ангелы, молодые ребята на юность и молодость которых свалилась непомерная смертельно-кровавая круговерть того времени.

Вообще о лётчиках-штрафниках очень мало упоминается в трудах военных историков. Вопросы касательно них остаются до конца не проясненными и по сей день. Среди фронтовиков преобладало мнение, что групп истребителей-штрафников вовсе не существовало, а пилотов просто переводили в штурмовые полки, где они в качестве стрелков-радистов летали на ИЛ-2. Поскольку в задней кабине, где сидел стрелок, отсутствовала броневая защита, то они часто гибли от пуль немецких истребителей. Это распространенное суждение опиралось на реальную практику тех лет. Действительно, командиры авиаподразделений имели и пользовались правом наказывать провинившихся, посылая их в качестве стрелков-радистов в штурмовую авиацию на какое-то число вылетов. Отлетав положенное количество, проштрафившиеся (но никак ни штрафники) офицеры возвращались в свои «родные» подразделения.
Однако все, что касается Федоровского авиаотряда, существовало на самом деле. Как было и то, что о них строго-настрого запрещалось говорить «посторонним». Все и старались молчать. Именно этим объясняется отсутствие упоминаний о штрафниках в официально изданных мемуарах М. Громова. Никогда об этом не рассказывали и другие ветераны 3-ей воздушной армии. Но вот в личном деле летчика И.Е. Федорова, так и записано: «Командир группы летчиков-штрафников». А все личные дела тогда проходили под грифом «секретно».

Выписка из наградного листа, найденного в Центральном архиве Министерства обороны, не оставляет никаких сомнений. В характеристике, выданной зимой 1943-го года за подписями генералов Ерлыкина и Руденко, написано следующее: «В Отечественной войне полковник И.Е. Федоров участвует непрерывно с 27.07.1942-го года. За этот период он участвовал в боях в должности старшего инструктора по технике пилотирования 3-ей Воздушной армии и по совместительству командовал группой штрафников летного состава (выделено автором). За период командования группы штрафников лично произвел восемьдесят четыре боевых вылета».

В составе 3-ей громовской армии Иван со своими штрафниками дрался на Калининском и Центральном фронтах. За время проведения Ржевско-Сычевской операции его полк записал на свой счет сто тридцать подбитых немецких самолетов. Сам И.Е. Федоров вспоминал, что подчиненные ему штрафники отчаянно дрались не за ордена и медали, а лишь за возможность вновь вернуться в свои родные полки. По его словам, летчик-штрафник, чтобы заслужить такое возвращение, должен был сбить минимум десять фашистских самолетов. Напомню, что к звезде Героя представляли летчиков, уничтоживших не менее двенадцати самолетов противника.

Чтобы закончить историю со штрафниками остается сообщить, что через два месяца после создания этой авиагруппы по представлению Федорова, подписанного командующим Калининским фронтом Коневым, летчики-штрафники были откомандированы в родные части. Четверо из них были представлены к званию Героя Советского Союза, остальные были отмечены орденами и медалями, получили очередные воинские звания. Успешное командование подразделением не осталось незамеченным, Федоров в апреле 1943-го года после окончания курсов начальствующего состава был назначен командиром 256-ой дивизии истребителей на том же Калининском фронте. В должности комдива он продолжал воевать на Центральном и Белорусском фронтах. В январе 1944-го года комкор Н. Жильцов во второй раз подписал характеристику на представление Федорова к звезде Героя. Однако командующий 16-ой Воздушной армии генерал Руденко (будущий маршал авиации Советского Союза), в составе которой тогда воевала дивизия Федорова, в рапорте на имя Главного маршала авиации А.А. Новикова обвинил летчика в «вымогательстве наград», приписках лишних сбитых самолетов и попросил о снятии Федорова с должности комдива с последующим понижением. Назначенный на смену Жильцову новый командир корпуса Е. Ерлыкин оперативно обнаружил массу недочетов в боевой работе дивизии Федорова и отстранил того с занимаемой должности. Так во второй раз звезда не нашла своего Героя.

С июня 1944-го года и до конца войны Иван служил в должности замкомдива в составе 3-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронтов. Он прошел с боями Белоруссию, Прибалтику, Польшу, Восточную Пруссию и Германию. Был неоднократно ранен. По официальным данным в период пребывания на фронте полковник И.Е. Федоров совершил сто двадцать боевых вылетов, лично сбил семнадцать самолетов противника (из которых семь истребителей и десять бомбардировщиков) и два в составе группы. Эти цифры больше всего соответствуют реальности, хотя у многих исследователей и вызывают очень сильные сомнения, учитывая более чем трехлетнее пребывание Федорова на фронте. Даже если не считать нелетных дней, лечения от полученных ранений, то все равно концы не сходятся. Ведь еще в 1943-ем году генералами Ерлыкиным и Руденко было подписано представление к награждению Федорова орденом Отечественной войны 1-ой степени, в котором указывалось число боевых вылетов совершенных им лично за неполные три месяца – восемьдесят четыре. Таким образом, получается, что за оставшиеся два с лишним года войны боевой пилот взлетел всего лишь тридцать шесть раз. Принимая во внимание его участие в одном только Курском сражении, когда советские пилоты впервые захватили господство в воздухе, то этим цифрам верить никак нельзя. В архивных документах стоят бесстрастные цифры – по три-четыре вылета в день. Именно столько, а нередко и больше, делали советские пилоты во время Курско-Орловской операции. Фронтовик имеет право приукрасить, преувеличить свои рассказы о войне. Исследователь такого права лишен начисто, особенно когда преуменьшаются действительные заслуги.

А вот наградами аса командование действительно не баловало. И хотя на его груди висели ордена Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-ой степени, орден Отечественной войны 2-ой степени, орден Красной Звезды и три Боевого Красного Знамени (из которых первые два он получил в Испании), все равно по сравнению с «иконостасами» других фронтовых пилотов Иван Евграфович выглядел весьма скромно. Но говоря словами Твардовского «Я б мечтал не ради славы. ».

После войны лихой пилот возвращается в конструкторское бюро Лавочника, кстати, по личной просьбе самого гениального разработчика. Он испытывает новые типы самолетов, в том числе первые отечественные реактивные аппараты. Федоров первым выполнил полет на Ла-160 с треугольно-стреловидным крылом, одним из первых был вынужден на практике испытать катапультирование и опять же первым превысил звуковой барьер на истребителе Ла-176. Скрупулезный Лавочкин после доклада об этом испытании, как настоящий ученый приказал опыт повторить, измерительные приборы заменить и лишь тогда зафиксировать скорость. В повторный эксперимент по преодолению скорости звука вылетел Олег Соколовский, который официально и является первым летчиком, преодолевшим скорость звука. Также Иван Евграфович испытывал Ла-150, Ла-150Ф, Ла-150М, Ла-154, Ла-156 и Ла-174ТК. В 1948-ом году состоялось, наконец, давно заслуженное награждение Федорова звездой Героя Советского Союза одновременно с вручением ему ордена Ленина. С 1949-го по 1950-ый год он работал лётчиком-испытателем 1 класса в ОКБ-1 в городе Дубна. Поднял в небо опытный самолёт немецких конструкторов «140-Р». С 1950-го по 1954-ый годы испытывал различную новую технику научно-исследовательского института самолётного оборудования на Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ил-12, Ту-2 и Ил-28. Всего Федоров поднимал в воздух 284 различных летательных аппарата.

Один из лучших летчиков-испытателей нашей страны, полковник Федоров летал до 2 марта 1954-го года, в этот день он, сорокалетний, но по-прежнему крепкий духом и телом, ушел в запас из Вооруженных сил. Его ждали еще пятьдесят семь лет жизни полной работы. «Гражданку» он начал в журнале «Международная жизнь», потом перешел в Управление делами Министерства иностранных дел. Был сотрудником дипломатической миссии в Тунисе, по возвращении из которой продолжил работу в МИДе. На пенсию вышел в 1974-ом году. Скончался в Москве 12 февраля 2011-го года, чуть-чуть не дожив до своего 97-летия.

topwar.ru