Полезные статьи

Ису в налогах

Операции с ипотечными сертификатами участия (ИСУ)

При инвестировании в ипотечные сертификаты участия (ИСУ) организация может получать следующие доходы:
1. Проценты по ипотечным сертификатам участия, поступившие от эмитентов во время нахождения сертификатов на балансе компании.
2. Разницу между стоимостью покупки и продажи ипотечных сертификатов участия.

Если принято решение приобрести ипотечные сертификаты участия, необходимо определить, по каким ставкам должны облагаться такие доходы, в какие сроки должен уплачиваться налог на прибыль.

Доходы организаций-владельцев ипотечных сертификатов участия при получении доходов от управляющего ипотечным покрытием облагаются по пониженным налоговым ставкам 9% или 15%, установленным в подп. 1 и 2 пункта 4 статьи 284 Налогового кодекса РФ.
Такие доходы учитывает сама организация-учредитель управления и отражает в налоговой декларации при исчислении налоговой базы на момент их распределения доверительным управляющим, независимо от даты фактической выплаты.

Однако однозначного ответа на вопрос о том, какую ставку налога на прибыль нужно применять при продаже ипотечных сертификатов участия, Налоговый кодекс не содержит. Полагаем, что такие доходы следует облагать по ставке 20% (согласно п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ) во избежание возможных споров с налоговыми органами по данному вопросу.
Доходы от реализации ипотечных сертификатов участия учитываются на дату перехода права собственности к покупателю, а именно на дату внесения приходной записи по счету депо приобретателя в случае учета прав на ценные бумаги у депозитария (если это предусмотрено правилами доверительного управления) или дату записи по лицевому счету приобретателя в реестре ценных бумаг.

Правовые основы инвестирования в ипотечные сертификаты участия
Такой вид ценных бумаг, как «ипотечные сертификаты участия», введен Федеральным законом от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – Закон об ипотечных ценных бумагах).
Согласно ст. 2 Закона об ипотечных ценных бумагах, ипотечный сертификат участия (ИСУ) – это именная ценная бумага, которая удостоверяет ряд прав ее владельца, установленных Законом об ипотечных ценных бумагах и Гражданским кодексом РФ. В частности, ИСУ удостоверяет право владельца на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие.
Компания приобретает ИСУ у управляющего ипотечным покрытием и вступает в отношения доверительного управления ипотечным покрытием, становясь учредителем доверительного управления (п. 1 ст. 18 Закона об ипотечных ценных бумагах). Управляющий ипотечным покрытием получает платежи по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие, и выплачивает владельцам ИСУ денежные средства за счет таких платежей (п. 3 ст. 18 Закона об ипотечных ценных бумагах).

Налоговые последствия приобретения ипотечных сертификатов участия

Налогообложение текущих доходов по ИСУ
Согласно подп. 1 п. 4 ст. ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка, которая применяется к доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ИСУ, не зависит от того, за счет каких средств управляющий выплачивает доходы по ИСУ учредителю управления.
Налоговая ставка в данном случае зависит от того, выдан ли ИСУ управляющим до 1 января 2007 года (в этом случае к доходам учредителя применяется ставка 9% в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. ст. 284 НК РФ) или после 1 января 2007 года (налоговая ставка 15 % согласно подп. 1 п. 4 ст. ст. 284 НК РФ). Учитывая, что ИСУ можно купить как ценную бумагу на вторичном рынке (п. 5 ст. 20 Закон об ипотечных ценных бумагах), для определения налоговой ставки по операции с ИСУ существенной является не дата приобретения ее налогоплательщиком, а дата выдачи управляющим (то есть дата выпуска сертификата в обращение).
Таким образом, любой доход учредителя управления при получении доходов от управляющего ипотечным покрытием (в форме перечисления процентов по ипотечному кредиту, уплаченному управляющему заемщиком, процентов по государственным ценным бумагам, входящим в ипотечное покрытие, доходов от использования недвижимости, входящих в покрытие и т.д.) облагается по пониженной налоговой ставке.

Налогообложение доходов от продажи ИСУ
Что касается налога на прибыль по доходам от продажи ИСУ, то законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос о том, какую ставку налога на прибыль нужно применять к таким доходам.
В подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 284 НК РФ указано, что налоговые ставки 15% или 9% применяются к «доходам…, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия…». В НК РФ не разъясняется, относятся ли доходы от реализации ИСУ к доходам, полученным на основании приобретения ИСУ.
С одной стороны, правомерно утверждать, что получение доходов от реализации ИСУ невозможно без его приобретения. Однако для иных ценных бумаг, которые упомянуты в этих подпунктах, по пониженной ставке облагаются только доходы в виде процентов (то есть текущий доход, а не доход от купли-продажи ценных бумаг). Поэтому налоговый орган, пользуясь аналогией, может отстаивать позицию о том, что по пониженным ставкам облагаются только доходы от владения ИСУ, а операции реализации ИСУ облагаются по общей ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом отсутствуют судебная практика или официальные разъяснения, подтверждающие подобную позицию контролирующих органов.
Так как право на применение пониженной ставки по операциям реализации ИСУ в НК РФ явным образом не прописано, данная ситуация может вызвать споры с налоговыми органами.

Таким образом, на наш взгляд, пониженная налоговая ставка (9 или 15%) применяется только в отношении доходов, полученных от владения ИСУ в период этого владения, если в целях налога на прибыль у учредителя управления возникает доход.
При продаже ИСУ налоговая база определяется в соответствии с положениями ст. 280 НК РФ (как разница между полученными доходами и понесенными расходами), и если компания желает избежать возможного спора с налоговыми органами, к ней следует применять общую ставку 20%. Применение пониженной ставки в данном случае может быть оспорено налоговыми органами.

Порядок уплаты налога на прибыль по операциям с ипотечными сертификатами участия (ИСУ)
Управляющий ипотечным покрытием, производя любые выплаты по ИСУ учредителю управления, не будет являться налоговым агентом и не вправе удерживать суммы налога на прибыль, так как такая обязанность не установлена главой 25 НК РФ. То есть учредитель обязан исчислить налоги самостоятельно и отразить их в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Данная позиция изложена и в письме Минфина РФ от 30.11.2005 № 03-03-04/1/395.

Налоговая база учредителя управления при получении доходов от доверительного управляющего определяется на последний день отчетного (налогового) периода, в котором управляющий распределил доходы в пользу учредителя (согласно подп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ). Доход учитывается независимо от даты, когда эти доходы были фактически выплачены учредителю. Такая позиция в отношении момента признания доходов от доверительного управления имуществом поддержана и в письме Минфина РФ от 09.08.2005 № 03-03-04/2/43.
В письме ФНС РФ от 16.04.2012 № ЕД-4-3/6325@ в отношении доходов от доверительного управления также прямо указано, что доходы учитываются учредителем управления при исчислении налоговой базы на момент их распределения доверительным управляющим, независимо от даты выплаты.
Для этого в п. 1 ст. 276 НК РФ установлена обязанность доверительного управляющего ежемесячно определять нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять сведения учредителю доверительного управления. На основании полученных сведений учредитель доверительного управления определяет налоговую базу по доходам, облагаемым по ставкам 9% или 15%, включает их в налоговую базу за отчетный (налоговый) период, за который представлена информация, и отражает в налоговой декларации за этот период (п. 2. ст. 286 НК РФ).
Авансовые платежи по прибыли за отчетный период (с учетом доходов, облагаемых по ставкам 9% или 15%) необходимо уплачивать не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1 ст. 287 НК РФ, п. 3 ст.289 НК РФ).

Таким образом, налог на прибыль организаций по доходам от владения ИСУ, облагаемым по пониженным ставкам, необходимо уплачивать в общем порядке одновременно с подачей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный или налоговый период.

Моментом определения доходов от реализации ИСУ будет дата перехода права собственности на них покупателю, то есть дата внесения приходной записи по счету депо приобретателя в случае учета прав на ценные бумаги у депозитария (если это предусмотрено правилами доверительного управления) или дата внесения записи по лицевому счету приобретателя в реестре ценных бумаг.

www.4dk-audit.ru

Проверяем уведомления об уплате физлицом транспортного, земельного и имущественного налогов

В какую налоговую инспекцию нужно уплатить имущественный налог, если собственность зарегистрирована в одном городе, а налогоплательщик – в другом? Ответ в Базе знаний службы Правового консалтинга
в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Сейчас всем гражданам-владельцам облагаемого налогом движимого и недвижимого имущества налоговые органы рассылают уведомления об уплате имущественных налогов. В них указываются само имущество, налоговая ставка для расчета налога, а также сумма налога. Кроме того, в уведомлении можно найти информацию и о наличии недоимки или переплаты за предыдущие периоды. Но прежде чем оплачивать налог, проверьте, вся ли содержащаяся в уведомлении информация достоверна. Мы расскажем, на что стоит обратить внимание, а также разберем некоторые спорные вопросы по уплате этих налогов.

Получение уведомления и уплата налога

В текущем году уведомления направляют не территориальные налоговые инспекции, а региональные филиалы ФКУ «Налог-сервис» ФНС России». При этом в случае возникновения вопросов по-прежнему нужно будет обратиться в ту налоговую, которая исчислила налог (информация о ней содержится в уведомлении). Рассылка уведомлений началась с 1 апреля 2015 года.

Раньше, до 31 декабря 2014 года, действовало правило, по которому если налогоплательщику уведомление по каким-либо причинам не высылалось, то и налог он не должен был платить. Но с 1 января 2015 года вступило в силу новое положение НК РФ, которое обязывает собственников сообщить в налоговую инспекцию о наличии облагаемого налогом имущества, если по такому имуществу уведомление получено не было. Сделать это нужно в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

При обращении в налоговую необходимо будет предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также право на применение льгот (если у налогоплательщика есть основания для их применения).

Заявлять в налоговую нужно только в отношении того имущества, по которому ранее уведомлений собственник не получал. За сокрытие такого имущества и неуплату по нему налога в настоящее время ответственности не предусмотрено. Однако уже с 1 января 2017 года за несообщение о наличии облагаемого налогом имущества придется заплатить штраф в размере 20% от суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ в новой редакции, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Но ожидать уведомления до конца года вовсе и не обязательно. Сроки рассылки уведомлений можно посмотреть на официальном сайте ФНС России по каждой налоговой инспекции. Если к указанному сроку уведомление так и не получено, то стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту постановки на учет имущества (или по месту своего жительства, если речь идет о движимом имуществе) за дубликатом уведомления.

Также в налоговую стоит обратиться и в случае утери уведомления. При этом никаких заявлений писать не нужно – инспекторы при личном визите налогоплательщика распечатают новое уведомление и квитанцию на уплату налога.

ОБРАЗЕЦ

Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами

Итак, уведомление на руках, но прежде чем оплатить его, стоит проверить содержащуюся в нем информацию.

Прежде всего, обратите внимание на период, за который начисляется налог. В соответствии с законодательством налоговые органы имеют право взыскивать налог не более, чем за три года, предшествующих году направления уведомления (абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ). Таким образом, в 2015 году в уведомлении об уплате налога могут быть указаны только 2012-2014 года. Если же в уведомлении указаны более ранние периоды, то налог за них уплачивать не нужно. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуем обратиться в территориальную налоговую по месту постановки на учет имущества (или в налоговую инспекцию по месту своего жительства при уплате транспортного налога) для корректировки уведомления. При этом нужно заполнить форму заявления, которая прикладывается к уведомлению, или же указать на неточности в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России.

Сумма налога также будет зависеть и от того, сколько месяцев в отчетном году собственник владел имуществом. В соответствии с положениями НК РФ если налогоплательщик приобретает (теряет) право собственности на имущество в налоговом периоде, то налог рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 3 ст. 362, п. 7 ст. 396, п. 5 ст. 408 НК РФ).

При этом для земельного налога и налога на имущество физлиц действует следующее правило. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения (прекращения) указанного права принимается за полный месяц. Если же наоборот, возникновение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) права при определении коэффициента не учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ, п. 5 ст. 408 НК РФ).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Обратите внимание, что если общая сумма налога составит менее 100 руб., то налоговый орган посылать уведомление не будет. Единственное исключение, если налог начислен за предыдущие налоговые периоды (абз. 3 п. 4 ст. 52 НК РФ). Поэтому, если собственник владеет имуществом, но уведомление в срок не получил, ему стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации имущества для получения уведомления и квитанции на оплату налога.

А вот для расчета транспортного налога все проще – месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц также принимается за один полный месяц (п. 3. ст. 362 НК РФ).

Заявление, прилагаемое к уведомлению, стоит заполнить и в случае обнаружения арифметических ошибок, указания неверного объекта налогообложения, ставки или иной информации. После направления заявления следует дождаться ответа налоговой инспекции с откорректированным уведомлением. Зачастую это может занять много времени, ведь в соответствии с законодательством отвечать на письменные заявления госорганы обязаны в течение 30 календарных дней со дня регистрации документа (п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). НК РФ специального срока для ответа на подобное заявление налогоплательщика не содержит. Поэтому если ошибки, содержащиеся в уведомлении, не влияют на сумму подлежащего уплате налога, мы рекомендуем все же уплатить налог, не дожидаясь ответа инспекции. Ведь если окажется, что ошибки в уведомлении не было, а срок уплаты налога уже наступил, то инспекция начислит пени за просрочку платежа (п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2015 года установлен единый срок уплаты транспортного, земельного и налога на имущество для физлиц – 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ). Оплатить налог можно как в отделениях банков, так и на официальном сайте ФНС России в разделе «Заплати налоги».

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся спорные ситуации в связи с начислением налогов.

У налогоплательщиков нередко возникает вопрос, как заплатить налог, если транспортное средство находится в угоне. Чтобы не платить налог за угнанную машину, собственник должен предоставить в налоговый орган подлинник справки, выданной органом МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.) и подтверждающей факт угона (подп. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, далее – Методические рекомендации), и написанное в произвольной форме заявление. Копию справки инспекция также примет, но в этом случае ей придется направить запрос в ОВД для подтверждения ее подлинности. После проверки налоговая пересчитает транспортный налог, скорректировав период нахождения транспортного средства в собственности налогоплательщика. При этом стоит учесть, что месяц, в котором автомобиль был угнан, будет включен в расчет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2011 г. № 16-15/015742).

БЛАНКИ

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с угоном автомобиля

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с продажей (передачей) другому лицу

Заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его продажей (передачей) другому лицу

Случается и такая ситуация, когда автомобиль уже продан, а уведомление об уплате налога на него все же приходит. Прежде всего, стоит проверить за какой именно период рассчитан налог. Ведь в соответствии с законодательством, даже если машина находилась в собственности менее месяца, за нее придется заплатить налог (п. 3. ст. 362 НК РФ). Но бывает и так, что новый покупатель просто не поставил на регистрационный учет автомобиль. В этом случае собственнику необходимо обратиться в любое регистрационное отделение ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него в связи с продажей другому лицу (п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации). Для этого также потребуется копия договора купли-продажи транспортного средства.

У бывшего собственника нет обязанности сообщать в налоговую о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него – это должно сделать отделение ГИБДД (п. 39 Методических рекомендаций). Но если такая информация не поступила, то налогоплательщик может предоставить в налоговый орган полученную в ГИБДД справку о снятии транспортного средства с учета либо копию ПТС с отметкой о новом владельце вместе с заявлением о перерасчете налога.

Наиболее часто встречающейся спорной ситуаций с уплатой этого налога является его неправильный расчет или применение несоответствующей ставки налога.

Чтобы проверить расчет земельного налога, нужно знать кадастровую стоимость участка, а также налоговую ставку. Кадастровую стоимость можно узнать, найдя соответствующий участок на Публичной кадастровой карте или же на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Также кадастровую стоимость можно найти в кадастровом паспорте земельного участка.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, направляемый в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Что касается налоговых ставок, то их можно узнать на официальном сайте ФНС России. Зависят они от категории земли, узнать которую также можно на Публичной кадастровой карте. Обращаем внимание, что ставки устанавливаются не субъектами федерации, а муниципальными образованиями, поэтому для различных городов, сел, городских и сельских поселений, находящихся в одном регионе, ставки налога могут быть разными.

Если собственник считает, что кадастровая стоимость существенно отличается от рыночной, то первую можно оспорить. Это можно сделать, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ). Для обращения в комиссию нужно составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В соответствии с положениями Закона № 135-ФЗ к заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о кадастровой стоимости земли;
  • отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (выдается независимым оценщиком). Стоимость оценки будет зависеть от месторасположения участка и его назначения (например, оценка участка под индивидуальное жилищное строительство в Подмосковье обойдется примерно в 8-15 тыс. руб.);
  • положительное экспертное заключение в отношении отчета об оценке рыночной стоимости, подготовленное специалистами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (обычно его предоставляет сам же оценщик);
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на землю (например, свидетельство о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например, налоговая инспекция исходила из неверной площади участка), в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений (ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).
  • Справку о кадастровой стоимости земли можно получить из государственного кадастра недвижимости, подав заявление в территориальное подразделение Росреестра, многофункциональный центр или заполнив соответствующую электронную форму на сайте Росреестра. В последнем случае ответ на запрос формируется в течение пяти рабочих дней и по выбору заявителя направляется либо на электронную почту, либо на почтовый адрес заявителя, либо в выбранный территориальный офис Росреестра. Услуга эта платная и цена будет зависеть от того, в каком виде будет предоставлен ответ, – в электронном (150 руб.) или на бумаге (400 руб.) 1 .

    Рассматривать поданное заявление комиссия будет в течение месяца. После того как решение будет принято, в течение пяти рабочих дней с этого момента заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения (абз. 26 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

    Если комиссия приняла положительное решение и кадастровая стоимость земельного участка была пересмотрена, то расчет земельного налога будет производиться уже по новым данным. Однако тут есть нюанс. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости (абз. 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ). Иными словами, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2015 году, то (если удалось добиться ее снижения), новая стоимость будет применяться при исчислении имущественных налогов за 2015 и последующие годы (Определение ВС РФ от 6 марта 2015 г. № 304-КГ15-356, письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013@ «О земельном налоге», письмо ФНС России от 26 марта 2015 г. № БС-4-11/4935@ «О земельном налоге», письмо ФНС России от 14 апреля 2015 г. № БС-4-11/6355@ «О земельном налоге»). Пересчитать налог за 2014 год исходя из новой стоимости не получится.

    Налог на имущество

    С этим налогом сложности также могут возникнуть с выбором налоговой базы и порядком его расчета. Прежде всего стоит учесть, что с 1 января 2015 года регионы могут перейти на исчисление налога на имущество граждан исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 1 ст. 402 НК РФ, Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ). Некоторые субъекты федерации уже воспользовались этой возможностью, остальные должны перейти на исчисление данного налога с использованием кадастровой стоимости до 1 января 2020 года.

    Однако нововведение будет действовать только для налогов, начисленных за 2015 и последующие годы, налог по предыдущим периодам должен рассчитываться по старым правилам – исходя из инвентаризационной стоимости имущества.

    Налог на имущество физлиц за 2015 год будет рассчитываться по кадастровой стоимости в следующих субъектах Российской Федерации: Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области и Ненецкий АО, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО-Югра и Ямало-Ненецкий АО (по данным ФНС России).

    Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и могут устанавливаться представительными органами местного самоуправления в определенных границах (см. табл.)

    Таблица. Ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости облагаемых объектов (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц»)

    Суммарная инвентаризационная стоимость объектов обложения

    www.garant.ru

    Главная страница Фонды и ИСУ

    Мы специализируемся на создании и управлении ЗПИФ недвижимости и ИСУ для реализации девелоперских, строительных и рентных проектов

    Одним из наиболее простых и понятных способов получения дохода для инвесторов является покупка паев закрытых ПИФов, инвестирующих в недвижимость. Отношения инвестора и организатора инвестирования в паевые фонды строятся на основе договора доверительного управления. Управляющая компания ЗПИФ распоряжается не индивидуально средствами каждого клиента, а общим собранным капиталом. Инвестор может купить паи при формировании ЗПИФ, при дополнительном выпуске паев и на вторичном рынке, а продать паи на вторичном рынке или же по окончании срока действия договора доверительного управления паевым фондом.

    Ипотечные сертификаты участия – один из наиболее перспективных инвестиционных продуктов на современном рынке, представляющий уникальную возможность прямого получения доходности от ипотечных активов. Каждый ИСУ имеет одинаковую стоимость, и удостоверяет право на получение денежного потока, формируемого ипотечными требованиями. ИСУ свободно обращаются на рынке, в том числе на бирже. Принадлежащие инвесторам активы Ипотечного покрытия находятся в доверительном управлении управляющей компании, при этом они обособлены как от личного имущества инвесторов, так и от имущества управляющей компании.

    Преимущества ЗПИФ

    Защита прав инвестора

    Деятельность Паевых Инвестиционных Фондов строго регулируются законами. Именно следствием жесткого законодательного контроля со стороны государства являются пониженные риски инвестиций в ПИФ

    Диверсификация

    ПИФы имеют дело с большим числом различных ценных бумаг, минимизируя риски, которые связаны с инвестированием в один инструмент. При помощи диверсификации значительно снижается вероятность того, что стоимость пая упадет при падении цен на облигации или акции отдельных эмитентов.

    Низкие издержки

    При управлении большим числом мелких инвестиций как одним крупным портфелем можно добиться экономии на издержках за счет масштаба операций, что позволит инвестору получить выгоду в виде низкой платы за управление.

    Профессиональное управление

    Средствами инвесторов ПИФов управляет профессиональная команда специалистов Управляющей Компании, квалификация которых подтверждается аттестатами ФСФР и многолетним опытом работы на рынке ценных бумаг.

    Прозрачность

    Управляющие Компании регулярно информируют пайщиков и публикуют отчетность о своей работе. Тем самым информация о том куда и как вкладываются деньги инвесторов является открытой и пайщики всегда могут получить отчет о вложенных средств.

    Льготное налогообложение

    ПИФы не являются юридическими лицами, поэтому налогом на прибыль не облагаются . Их пайщики облагаются только налогом на доходы физических лиц (13%), при этом он уплачивается при выводе денег (продаже паев) из ПИФа. Расчет налога и его перечисление в бюджет производит Управляющая компания.

    capeman.ru

    Методы управления налоговыми рисками: как компании снизить вероятность финансовых и имиджевых потерь

    Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.

    В рамках услуги «Аналог выездной налоговой проверки» юристы и аудиторы могут оценить степень налоговых рисков и разработать решения по их минимизации.

    Опытные специалисты могут помочь в обжаловании актов налоговых органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

    Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.

    Процедуры по возмещению НДС — один из самых сложных видов работ с государственным бюджетом, поэтому их стоит доверить опытным специалистам.

    Большинство толковых словарей трактуют понятие риска как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики явлений природы либо тех или иных видов человеческой деятельности. Аналогичным характером обладает и понятие налогового риска, причем для всех участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов и даже для налоговых органов.

    Понятие и виды налоговых рисков

    Само определение налогового риска появилось сравнительно недавно. Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого компания, организация или частное лицо, принявшие то или иное решение в сфере налогообложения, могут потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые либо имиджевые убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

    Это определение подразумевает существование налоговых рисков не только для налогоплательщиков, но и для государства в лице органов исполнительной власти. В этом случае налоговые риски состоят в возможном снижении поступления суммы налогов, которые являются основной составляющей бюджета.

    Налоговые риски, которые можно оценить в денежном выражении, относятся к категории финансовых, поскольку и сами налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Нефинансовыми можно назвать только те риски, которые связаны с уголовной ответственностью, поскольку она не может быть оценена в денежном выражении, по крайней мере, законным образом.

    Главными характеристиками налогового риска являются:

    • отсутствие возможности благоприятного исхода;
    • высокий уровень субъективной оценки и возможность возникновения новых рисков, предусмотреть появление которых в момент принятия решения было сложно или невозможно;
    • тесная связь с неопределенностью экономической и правовой информации;
    • негативный характер для всех участников налоговых отношения, в отличие от других видов риска;
    • разное проявление для каждого участника налоговых отношений.
    • Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности.

      На возникновение налоговых рисков оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.

      Внешние факторы:

    • Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
    • Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.
    • Социальные: социальная политика, коррупция.
    • Политические: конфликт с органами власти.
    • Внутренние факторы:

    • Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
    • Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
    • Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
    • Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.
    • Обычно налоговые риски возникают там, где имеется неопределенность. Но если с другими видами рисков отечественные бизнесмены уже научились более или менее эффективно бороться, то отношение к налоговым рискам в России, в отличие от всего остального цивилизованного мира, является не слишком серьезным. Нередко руководство компании узнает об обременительных налоговых последствиях той или иной сделки уже после ее завершения, когда уже поздно принимать меры по их снижению.

      Почему рисками нужно управлять

      Как правило, предприниматели, активно развивающие свой бизнес, вместе с этим воспроизводят и налоговые риски, поэтому наиболее дальновидные и опытные компании, особенно средние и крупные, стали создавать у себя отдельные подразделения, которые и занимаются управлением налоговыми рисками.

      Основные задачи риск-менеджмента:

      1. Сбор и хранение информации об изменениях во внутренней и внешней среде, например, о новшествах в налоговом законодательстве.
      2. Определение совокупности факторов налоговых рисков для конкретной компании.
      3. Установление уровня угроз, связанных с этими рисками.
      4. Выработка тактики и стратегии борьбы с ними.
      5. Разработка программы мероприятий по снижению уровня налоговых рисков и введение ее в работу.
      6. Ведение управленческого учета и финансовой отчетности по решениям, которые могут вызвать возникновение налоговых рисков.
      7. Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, российские и зарубежные риск-менеджеры эти риски видят по-разному. Для отечественных компаний самым важным является снижение угрозы предъявления претензий со стороны налоговой инспекции и доначисления налогов, а также наложения штрафов. Иностранные компании под риском понимают еще и риск переплаты налогов. Именно такое, более широкое понимание налогового риска стимулирует внедрение в организации полноценной системы внутреннего контроля, направленной не только на избежание доначислений, но и на выбор оптимальной системы налогообложения.

        Согласно опросу, проведенному среди компаний из стран-участниц БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), только 10% российских компаний уделяют налоговому планированию время в своей повседневной деятельности. Для сравнения — в остальных странах БРИК, например, этим занимаются 20% фирм. Еще одной отечественной проблемой остается отсутствие внутрикорпоративных коммуникаций по вопросам налогов. Только 24% из опрошенных заявили, что регулярно отчитываются перед руководством (в других странах БРИК — 45%).

        На сегодня методы анализа и управления налоговыми рисками на российских предприятиях существенно отличаются друг от друга в зависимости от размера организации, ее публичности и уровня развития корпоративного управления.

        Методы оценки налоговых рисков

        Для того чтобы дать налогоплательщикам возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Эта концепция утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@.

        Теперь каждый налогоплательщик может самостоятельно проанализировать деятельность своей компании, чтобы понять, относится ли она к высокорисковой или же нет. Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков:

      8. Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли.
      9. Отражение убытков в бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов.
      10. Отражение в отчетности крупных сумм налоговых вычетов за определенный период.
      11. Рост расходов превышает рост доходов от реализации товаров или услуг.
      12. Среднемесячная заработная плата в компании ниже, чем средняя по другим компаниям в этом же виде экономической деятельности в России.
      13. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
      14. Отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за один календарный год.
      15. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия обоснованных экономических или других причин.
      16. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений по поводу выявленных несоответствий показателей деятельности, непредоставление запрашиваемых документов, наличие информации об их порче или уничтожении.
      17. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.
      18. Значительное отклонение уровня рентабельности компании от уровня рентабельности, характерной для данной сферы деятельности.
      19. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

      Пользуясь этим перечнем, налогоплательщик сможет своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства. Если риски действительно высоки, то налоговые органы рекомендуют компании исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за конкретный период, уведомить налоговые органы о принятых мерах для снижения рисков.

      Если же компания ведет свою деятельность в высокорисковой области и не принимает никаких мер, то, скорее всего, ее включат в план выездной налоговой проверки, по результатам которой с большей или меньшей очевидностью будут начислены штрафы, пени или назначено иное наказание, вплоть до уголовной ответственности.

      Методы налогового риск-менеджмента

      Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема возможных потерь. Для этого применяется целый спектр методов оценки налоговых рисков, каждый из которых способен принести реальную пользу компании:

    • Диверсификация. Она представляет собой процесс заключения однотипных сделок в различных вариантах, которые варьируются по степени налогового риска от нуля до допустимого в компании уровня. Одним из видов диверсификации может быть расширение присутствия на территориях с разными условиями налогообложения, например, в офшорах. Но свести налоговые риски к нулю с помощью диверсификации невозможно.
    • Лимитирование сумм сделок. Под ним понимают установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения налогообложения. Лимитирование — один из важнейших и наиболее эффективных приемов снижения налоговых рисков, обычно оно применяется компаниями в случае наличия значительных портфельных рисков.
    • Создание системы внутреннего мониторинга процессов, связанных с налогами. Такая система подразумевает отслеживание всех мероприятий по исчислению и уплате налогов. Для этого для всех структурных подразделений компании разрабатываются и вводятся в действие нормативные документы, регламентирующие это процесс: внутренние регламенты, методологические указания, формализованные процедуры расчета налогов, должностные инструкции, система KPI.
    • Формализация налоговых процессов внутри компании. Позволяет эффективно выявлять, собирать и анализировать информацию о возможных налоговых рисках с целью принятия необходимых решений по их минимизации. Построение формата системы управления рисками зависит от особенностей бизнес-процессов в конкретной компании. Большинство организаций реализуют ее через внутренние приказы, регламенты, конкретные процедуры, ужесточая при этом требования к документам системы внутреннего контроля.
      • Автоматизация процессов, в том числе, документооборота. Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.
      • Повышение осведомленности специалистов и руководства. В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм. Еще один путь повышения осведомленности — проведение дью дилидженс контрагентов, с целью получения исчерпывающий информации об их надежности с точки зрения налоговых рисков.
      • Повышение квалификации сотрудников налогового департамента и оптимизация штатного расписания в этой области. Для повышения квалификации сотрудников, отвечающих за исчисление и уплату налогов, необходимо обеспечить условия для отслеживания всех изменений в законодательстве, изучения и применения новейших компьютерных программ. Для оптимизации штатного расписания в компании может быть выделена группа, осуществляющая налоговый учет, или введена должность специалиста по налоговым расчетам.
      • Создание внутренней системы аудита налоговых рисков или привлечение внешних аудиторов (налоговый инициативный внутренний и внешний аудит). Эффективный метод налогового риск-менеджмента, заключающийся в создании в компании службы, отвечающей за соблюдение установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Внутренний налоговый аудит проводится в интересах компании и регламентируется ее внутренней документацией, все проверки такого рода осуществляются собственными силами организации. Отдел внутреннего аудита целесообразно создавать только в больших фирмах, поэтому небольшие и средние организации обычно привлекают для минимизации налоговых рисков внешних аудиторов.
      • Налоговый консалтинг. Постоянное сотрудничество с консалтинговыми фирмами по вопросам налогообложения также может стать одним из эффективных методов снижения рисков, поскольку эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
      • Самострахование. Этот метод заключается в том, что компания предпочитает страховаться сама, нежели покупать страховку, экономя таким образом средства. Самострахование — это форма создания резервных фондов непосредственно на самих предприятиях.
      • Страхование. Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести.
      • При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике. Часто оказывается, что компания, особенно небольшая, в состоянии сделать это только с помощью внешних специалистов.

        Помощь в построении системы управления налоговыми рисками на предприятии

        О том, чем помогают бизнесу приглашенные консультанты, нам рассказал Дмитрий Водчиц, руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

        «Любой бизнес так или иначе связан с появлением налоговых рисков, возникающих из-за частых изменений в налоговом законодательстве и по многим другим причинам. Даже добросовестные налогоплательщики нередко оказываются заложниками неприятной ситуации, поскольку не всегда успевают отслеживать ситуацию внутри компании и за ее пределами. В этом случае может потребоваться помощь специалистов по налогообложению консалтинговых компаний. Глубокий анализ налоговых рисков дает возможность избежать опасных последствий, связанных с несвоевременной реакцией на законодательные новеллы или поведение недобросовестных контрагентов. Несмотря на то, что налоговыми органами разработана концепция самостоятельной оценки налоговых рисков, при малейшем подозрении на то, что компания подпадает под эти критерии, лучше обратиться к профессионалам.

        Специалисты КСК групп оказывают исчерпывающий перечень услуг, которые могут состоять в выборе налогового режима и ведении учета, в формировании стратегии взаимодействия с налоговыми органами, в консультациях по легальному возмещению НДС, в сопровождении налоговой проверки, в ведении исполнительного производства в суде, в оспаривании результатов налоговой проверки и судебного заключения и во многом другом. По результатам анализа налоговых рисков компания получит исчерпывающий отчет, составленный в доступной форме. Благодаря этому, руководитель, даже не имея специальных знаний, сможет вынести собственное решение и принять нужные меры по минимизации рисков».

        www.kp.ru