Полезные статьи

История опеки попечительства

Из истории опеки и попечительства детей в России

В России практика социальной помощи детям-сиротам имеет свою глубокую культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 года была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью.

После 1917 года, когда большевики осудили благотворительность, как буржуазный пережиток, государство было вынуждено взять на себя защиту о тех детях, которые находились в особенно тяжелом положении. Сиротство и беспризорность стали в тот период острейшими социальными и педагогическими проблемами, которые требовали безотлагательного решения.

В России создается система социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), одной из задач которой явилось воспитание и перевоспитание детей, оказавшихся без родителей. Н.К Крупская (1869 – 1939), видный советский государственный деятель, одна из основоположниц системы народного образования, так описывала ситуацию, сложившуюся в России в самом начале становления советского государства: «Сейчас у нас нет недостатка в ребятах, который нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспитании – вопрос крайне острый, и мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос совсем не в том, что нет средств – это само собой, — вопрос еще в том, что мы плохо обдумали методы работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем вопрос идет о будущем целой массы ребят (10. 6-9)»

В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категории (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалида и т.д.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами или потеряли связь с семьей.

В середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все это многообразие различных детских учреждении исчезло и было заменено унифицированной системой домов младенца и детских домов-интернатов, которая сохранилась на протяжении всего советского периода.

Н.М. Щелованов (1892-1984) – физиолог, специалист по изучению нервно-писхического развития детей первых лет жизни, разработал руководство по воспитанию в яслях и домах ребенка. Он подчеркивал, что в органах здравоохранения существует неправильный взгляд на дома младенца, как на временную организацию, которая за ненадобностью скоро перестанет существовать. Н.М. Щелованов в своих работах утверждал, что «дома младенца нужны не для «подкидышей», а для детей временно или навсегда утративших родителей, главным образом для сирот или полусирот, которые, конечно, всегда будут, а связи с этим и дома младенца для их воспитания.

В 30-х годах система учреждении, оказывающих помощь детям-сиротам расширяется: появляются детские дома семейного типа, начинает разрабатываться институт приемной семьи и д.р. Функции таких учреждении также расширяются, начинают включать социальную защиту ребенка, медико-психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию таких детей в обществе.

Самоанализ уроков истории
Наш урок начался со звонком, класс построился на начало урока и поприветствовали меня стоя после приветствия учащихся мной. Командир класса Иванова Анастасия доложила о количестве отсутствующих, и после этого я разрешил учащимся присаживаться. Взглядом провожу по учащимся, их внешнему виду и готовн .

Возрастные особенности учащихся 11 классов
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста — представление о себе, как “не о ребенке”, подрос .

Экологическое образование дошкольников в современном дошкольном учебном заведении
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время находится в стадии становления. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляются парциаль .

www.covereducation.ru

§ 2. Историческое развитие института опеки и попечительства в России

Разновидностью родительской власти был институт опеки. ОПЕКАв России существовала с давних времен и относилась к компетенции государства, а не духовной власти. На Руси всегда существовало гуманное отношение к детям-сиротам, особенно брошенным.

До XVI в. институт опеки был развит слабо. Специальных законоположений на этот счет не издавалось. Чаще всего опекунами становились ближайшие родственники малолетнего без особого на то назначения. Их деятельность контролировалась приходскими священниками, в чьи обязанности входило знать семейную жизнь своих прихожан, особенно тех семей, где имелись сироты. Священник уделял этим семьям больше внимания, помогал вдовам в воспитании детей. При Иване IV опека над несовершеннолетними устанавливалась до достижения 15-летнего возраста. Затем мальчики должны были поступать на службу

В царствование Ивана IV забота о детях-сиротах входила в круг задач государственных органов управления – специальных приказов. В середине XVII в., при царе Алексее Михайловиче, получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимающиеся призрением бедных и сирот. После смерти мужа вдова с малолетними детьми стала получать часть поместья на «прожиток». При этом мать не являлась по закону опекуншей детей и могла управлять имением только до нового замужества. Если она выходила замуж, то опекунские обязанности возлагались на ее мужа или на родственников детей. Опекаемый по достижении совершеннолетия имел право обратиться с жалобой на действия опекуна, ущемляющего его интересы. Закон в основном регулировал конфликтные дела об опеке, но не регламентировал саму эту деятельность. Законодательство не предусматривало вознаграждение за опекунство.

В 1682 г. был подготовлен проект указа, в котором впервые ставился вопрос об открытии для детей-сирот специальных домов в целях обучения их грамоте, ремеслам и наукам. Именно этот проект зародил идею государственного призрения. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил на свои средства в Холмово-Успенском монастыре первую «сиропитательницу» для детей-сирот, а в самом Новгороде он основал еще 10 таких заведений, где воспитывалось до 3 тыс. детей-сирот. Петр I в 1715 г. своим Указом предписал устраивать в Москве и других городах «гошпитали» «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, и стыда ради отметывают в разные места»[41 — Брокгауз Ф.А., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь: в 86 т. – СПб., 1890–1907. -Т. 7. – Кн. 13.]. Эти «гошпитали» существовали обычно около церковных оград. Когда дети подрастали, то мальчиков отдавали в учение какому-нибудь мастерству, а девочек в услужение. Петр I изменил возраст совершеннолетия – с 15 до 20 лет. В его Указе о единонаследии 1714 г. были определены три способа назначения опекунов :

1) завещание родителей;

2) законное правило;

3) распоряжение правительства.

О правах и обязанностях опекунов говорилось не только в Указе о единонаследии, но и в Инструкции магистратам 1724 г. Наследник недвижимого имущества должен был иметь у себя в сохранении часть движимого имущества, принадлежащего его братьям и сестрам, пока они не достигнут совершеннолетия. Он должен был кормить их, снабжать чем надобно и учить грамоте. По достижении ими совершеннолетия он должен был каждому выдать сполна его наследственный жребий, не вычитая издержек, потраченных на него во время его малолетства.

Магистрат имел право назначать опекуна. Опекуну по описи передавалось все движимое и недвижимое имущество подопечного. По достижении питомцем совершеннолетия опекун должен дать отчет о своем управлении. После тщательной проверки отчета имущество передавалось подопечному под роспись. Кроме того, магистрат обязан был осуществлять контроль за деятельностью опекунов, определенных родителями, чтобы они содержали детей в добром призрении и воспитании, а оставшееся после родителей имущество питомцев хранили и приумножали. В 1722 г. Указом Петра I введена опека над душевнобольными (безумными и сумасшедшими – «дураками», как говорилось в Указе).

Указ о единонаследии был отменен Анной Иоанновной в 1731 г. Оставлен был лишь запрет верить каким-либо письмам и записям несовершеннолетних.

В 1742 г. Елизавета Петровна разрешила Сенату продавать имения малолетних для уплаты долгов.

При Екатерине II был сделан самый значительный шаг вперед по пути развития института опеки и попечительства за всю предшествующую историю государства. Закон от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» учреждал дворянскую опеку, сиротский суд и другие органы, обязанные следить за деятельностью опекунов. Опекунами могли стать родственники сироты или посторонние лица, зарекомендовавшие себя с положительной стороны. Закон запрещал определять опекунами расточителей собственных имений, лиц, находившихся в ссоре с родителями сироты, и лиц, совершивших неблаговидные поступки.

В обязанности опекунов входило вести учет прихода и расхода, стараться увеличить доходы с имения малолетнего, содержать в порядке строения, находящиеся на территории, принадлежащей опекаемому. По окончании своей деятельности опекуны давали полный отчет дворянской опеке. За труды опекунам разрешалось брать 5 % из ежегодных доходов подопечного. ДВОРЯНСКАЯ ОПЕКАподчинялась Верхнему земскому суду, который рассматривал конфликты между опекунами и дворянской опекой.

По образцу дворянской опеки был учрежден городской СИРОТСКИЙ СУД,который ведал опекунскими делами купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот. Обязанности сиротского суда были аналогичны обязанностям дворянской опеки. Таким образом, Закон 1775 г. предусматривал регулирование всей системы опеки : органов, в чью компетенцию входила организация опеки, порядка обжалования действий опекунов, а также вознаграждения за их работу. Государство придало институтам опеки правовое закрепление, которое имело цель защитить права несовершеннолетних.

Опекунство существенно отличалось от родительской власти рядом признаков. Во-первых, оно длилось до совершеннолетия подопечного. Во-вторых, неправомерные действия опекунов осуждал закон и несовершеннолетний мог просить о защите для себя.

К опекуну законодатель относился как к постороннему лицу, который временно помогает несовершеннолетнему управлять имением. Поведение опекуна могло стать предметом разбирательства в органах государственной власти. В семейные же отношения государство не вмешивалось. Более того, оно защищало интересы главы семьи. Родители, желавшие сохранить власть над детьми, всегда находили у государства поддержку.

Екатерина II существенно изменила положение незаконнорожденных подкидышей. Если раньше они становились крепостными своего воспитателя, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего они становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей. В каждой губернии, а их было 50, учреждались приказы общественного призрения , в обязанности которых входил контроль за сиротскими домами. С 1770 г. стали строиться воспитательные дома , целью которых было истребление злодейства, уменьшение нищенства и воспитание детей с выгодой и пользой для государства. Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание родственникам или посторонним людям вместе с наследством. Сироты, у которых не осталось после смерти родителей никакого имущества, существовали на мирские подаяния. Широкое распространение имел детский труд. Дети в возрасте от 9 до 12 лет трудились на полотняных мануфактурах. По действующему законодательству в XVIII–XIX вв. дети мастеровых принадлежали заводскому ведомству и использовались на работе с 12 лет. Однако на практике часто использовался труд детей, не достигших этого возраста. Фабрикантам и заводчикам это было выгодно, так как детский труд ценился гораздо дешевле, чем труд взрослых. И лишь в 1885 г. были введены ограничения на использование детского труда, которые состояли в следующем:

• дети, не достигшие возраста 12 лет, к работам не допускались;

• дети в возрасте 12–15 лет должны были работать не более 8 часов;

• дети до 15 лет не могли работать в ночное время и выходные дни;

• труд детей в возрасте до 15 лет не должен был использоваться на производстве с вредными для здоровья условиями;

• продолжительность рабочего дня для детей в возрасте до 18 лет устанавливалась не более 10 часов в сутки.

Ответственность за нарушение этих правил возлагалась на владельцев заводов и фабрик. Контроль за ними осуществляла особая правительственная инспекция с широкими полномочиями.

В 1817 г. была установлена опека в отношении детей священнослужителей, в 1818 г. – в отношении сирот личных дворян, в 1820 г. – в отношении лиц, осиротевших за границей. Законов о крестьянской опеке не было: в этой сфере действовал обычай.

В XVIII–XIX вв. происходило формирование системы общественного и частного призрения. В 1837 г. появился новый вид социальной опеки – детский приют. Первый детский приют «Убежище для детей» был открыт при Демидовском доме призрения трудящихся в Петербурге. Приют предназначался для дневного присмотра за детьми, матери которых работали на промышленных предприятиях. Вскоре стали открываться детские приюты и в других регионах страны. Это побудило правительство принять в 1839 г. Положение о детских приютах. Заметной вехой в законодательстве стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях, усыновленных и узаконенных». Отныне детей можно было не только узаконивать, но и усыновлять. Причем это правило распространялось на всех детей без исключения. Ограничения вводились лишь для усыновителей. Так, не разрешалось усыновлять тем, кто имел своих собственных или узаконенных детей, а также лицам моложе 30 лет.

В XX в. детские и попечительские организации входили в Ведомство учреждений императрицы Марии – государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи.

В 1913 г. ввиду большой смертности детей, особенно младенческого возраста, было создано Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества под покровительством императрицы Александры Федоровны.

Попечительство должно было устраивать приюты для матерей и детей и способствовать усвоению правильных навыков по уходу за младенцами. Во главе Попечительства стоял совет, назначаемый императрицей. Средства Попечительства образовывались из пособий, поступающих из казны, и пожертвований.

Романовский комитет, созданный в память 300-летия царствования Дома Романовых, покровительствовал делу призрения беспризорных сирот сельского населения. Это было оформлено Законом от 29 июня 1914 г., а 7 июля 1915 г. во время Первой мировой войны царем подписан Указ «Об учреждении земледельческих приютов для детей увечных и павших воинов».

Романовский комитет оказывал помощь сиротам в возрасте от 2 до 12 лет, содержащимся в сиротских домах, и детям в возрасте до 17 лет, проживающим в общежитиях при ремесленных отделениях и школах.

lawbook.online

Глава 1. Становление и развитие опеки и попечительства

1.1. История развития опеки и попечительства в России

1.2. Современная опека и попечительство

Глава 2. Органы опеки и попечительства в рф

2.1. Понятие и цели органов опеки и попечительства

2.2. Источники правового регулирования опеки и

попечительства над несовершеннолетними

2.3. Структура органов опеки и попечительства

2.4. Организация работы органов опеки и попечительства

Глава 3. Изменение и прекращение опеки и попечительства

3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей

от исполнения ими своих обязанностей

3.2. Прекращение опеки и попечительства

Актуальность темы исследования. В настоящий момент, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране, проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними являетсякак никогда актуальной.

По причине общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Практика, используемая сегодня в социальной работе с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Разрушительный для судьбы ребенка развод родителей и прекращение семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, напротив создает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии и ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья – самое важное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви и заботы родителей, не способны стать полноценными членами общества. Семья традиционно представлялась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы, защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из главных задач нашей страны. Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов , которые связаны и с семейным , и с гражданским законодательством. Понятие опеки и попечительства тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных . Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах , а их решением занимаются одни и те же государственные органы — органы опеки и попечительства. Одинаковым является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных. Тем не менее, между опекой и попечительством существуют некоторые различия. В связи с тем, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия, в то время как попечитель является лишь помощником своего подопечного.

В течение многих лет законодательство об опеке и попечительстве практически не изменялось. Формирование нового отечественного гражданского законодательства в начале 90-х-годов, изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, почти не коснулось. К числу произошедших перемен можно отнести: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия «опека над имуществом» Наиболее значимым для института опеки и попечительства изменением является «перемещение» его основных положений в гражданское законодательство.

Изучив вышесказанное, мы видим, что тема данной дипломной работы является действительно актуальной.

Степень изученности проблемы. Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целым рядом известных ученых. Можно выделить работы таких ученых, как М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других.

Данной проблеме были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова и другие), 1993 г. (A.M. Нечаева) .

Объектом исследований является институт опеки и попечительства в РФ.

Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.

Исходя из актуальности данной проблемы, цель проводимого в дипломной работе исследования — анализ института опеки и попечительства в России: его становление, развитие и действие в настоящее время.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

-изучить историю развития опеки и попечительства в РФ

— рассмотреть структуру и организацию работы органов опеки и попечительства в РФ

— раскрыть основания и порядок установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;

— осветить права детей, находящихся под опекой (попечительством);

-охарактеризовать права и обязанности опекуна (попечителя).

Законодательное регулирование выбранной темы работы осуществляется Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

В процессе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими являются методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, используются метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, которые используются в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы помогают наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения и списка литературы.

studfiles.net

Опека и попечительство в РФ. История попечительства в РФ. Социально-экономическое положение детей в современной России. Современная государственная система защиты детей-сирот

В России практика социальной помощи детям-сиротам имеет глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 года была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.

История становления системы призрения детей в России — это история возникновения и развития идей попечительства о детях, родители которых отказались от их воспитания. Ситуации воспитания детей-сирот, родители которых умерли, достаточно немногочисленны и, как правило, в таких трагических обстоятельствах сирота оказывался в семье ближайших родственников, которые и брали на себя ответственность за его воспитание. Общественное же воспитание детей касалось, в первую очередь, подкидышей и незаконнорожденных детей. Общество брало на себя также обязанности по профессиональному обучению детей-сирот. Заботу о них призваны были разделить церковь и государство.

Князь Владимир возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.

Во времена «Русской правды» (1072 г.) — основного закона древнерусского государства — заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья. Великий князь Ярослав учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства до 300 юношей.

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления — приказов. В частности, сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598-1605), Василия Шуйского (1606-1610), Алексея Михайловича (1646-1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. Так, в Соборном Уложении устанавливаются определенные правовые отношения детей, «рожденных от наложниц», к детям, «рожденным в законе», причем права незаконных были поставлены ниже, чем права законных детей.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. Патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи церковно-государственного призрения.

Первые учреждения для сирот и незаконнорожденных детей в России были основаны по личной инициативе и за собственный счёт Новгородским митрополитом Иовом в 1707 году. Были организованы сиропитательницы митрополита Иова, чья инициатива послужила основанием в 1715 году указа Петра Первого об устройстве при церквах «сиропитательных гошпиталий», в которых практиковался тайный приём подкидышей. Содержались «гошпиталии» на городские доходы и частные пожертвования. Являясь церковным заведением, приют был руководим надзирательницей, в обязанности которой входили уход и присмотр за воспитанием детей. По мере подрастания дети отдавались в услужение или в учение какому-либо ремеслу.

«Сиропитательные гошпиталии», учреждённые по личной инициативе Петра Первого, после его смерти стали закрываться одна за другой. До 1763 года не встречается никакого указания на существование в России каких-либо филантропических учреждений для незаконнорожденных, подкидышей, сирот.

Следующий этап в становлении церковно-общественного призрения детей в России связан с именами Екатерины II и Ивана Ивановича Бецкого, государственного деятеля того времени. Воспитание не только незаконнорожденных и подкидышей, но и детей из неблагополучных семей должно было стать заботой государства и церкви. Воспитание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот в государственном учреждении предполагало образование из них так называемого «третьего сословия» — среднего между привилегированным и податным. Граждане, обязанные своим воспитанием государству, призваны были «служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах». 1 сентября того же 1763 года императрицей Екатериной был издан манифест о постройки «общим подаянием воспитательного дома для приносимых детей». Сиропитательницы были открыты также в Нежине, Оренбурге, Новгороде, Белозерске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Коломне, Осташкове, Олонце, Воронеже, Казани, Архангельске, Нарве, Пензе, Тобольске, Вытегре, Ярославле, Екатеринбурге, Киеве. После смерти И.И.Бецкого в 1795 году императрица Мария Феодоровна приняла в своё ведение оба столичных Воспитательных Дома. Сделавшая очень много для развития милосердия и благотворительноси в России, Мария Федоровна смогла трезво оценить эффективность государственного призрения детей. Идея выращивания особого сословия, обязанного государству своим воспитанием, трансформировалась в конечном итоге, после смерти императрицы Марии Феодоровны в 1828 году, в признание государством его ненужности.

Таким образом, к началу ХХ века в России сложилось устойчивое представление о том, какой должна быть система призрения детей. Необходимость существования Воспитательных домов была очевидна. Но основными функциями этих заведений являлись призрение незаконнорожденных детей, передача их на воспитание в крестьянские семьи и последующая опека Воспитательного Дома над находящимся в приёмной семье питомцем. Кроме того, осознавалась в качестве насущной проблема временного помещения в приюты законных детей бедных родителей. В больших центрах эти два типа приютов должны были быть разделены. Также велась работа по децентрализации столичных воспитательных домов, направленная на создание сети таких учреждений в провинции.

До 1917 года в России существовало 583 приюта, в которых находилось 29.650 детей. Гражданская война и последующие годы разрухи не могли не сказаться на росте количества детей, нуждающихся в государственном попечении. Незаконнорожденные дети, от воспитания которых отказывались родители, в изменившейся ситуации уже не являлись большинством в составе призреваемых. Молодое советское государство в лице своих руководителей заявляло о намерениях создания особого типа государственного (являющегося по форме общественным) воспитания детей в противовес семейному и религиозному воспитанию. 12 декабря 1917 года народным комиссаром ведомства государственного призрения было принято постановление «Об упразднении совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии». Отныне для детей сирот раннего возраста предназначались дома младенцев, а для детей дошкольного и школьного возраста детские дома. В 20-е годы развивается система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов и др.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами. В подобного рода учреждениях виделся новый тип общественного государственного воспитания детей, которому предстояло воплотить в жизнь основную идею коммунистического воспитания вообще всех детей за счёт государства. Декретом об охране здоровья матери и ребёнка, подписанным В.И.Лениным 31 января 1918 года, материнство признавалось социальной функцией женщины, что подрывало не только семейные устои, но и духовную и психологическую основу материнства. Уже к январю 1919 года количество детей, находящихся на попечении государства, увеличилось более чем в два раза по сравнению с дореволюционным числом питомцев приютов, и в дальнейшем этот рост продолжался.

Семейное воспитание признавалось государством явлением временным, на смену которому должно прийти ни с чем несравнимое воспитание общественное или социальное. Поэтому помещение ребёнка в любое социальное учреждение являлось более приоритетным, чем поиск для него семьи, готовой взять на себя обязанности по его воспитанию. Детские дома, учреждённые к тому времени, не были в состоянии призревать всех детей, лишённых родительской опеки. Поэтому в 1922-23 годах Комиссия по улучшению жизни детей стала прикреплять детские учреждения к учреждениям советским, к профсоюзным организациям, войсковым частям, промышленным, торговым предприятиям и т. д. Бездумное экспериментирование, быстрая смена методов деятельности, связанных с охраной прав детей, ещё более усугубляли проблему роста детской беспризорности. Накануне Великой Отечественной войны в РСФСР было 1.700 детдомов, в которых воспитывалось 187.000 детей. Великая Отечественная война, унесшая жизни миллионов соотечественников, явилась причиной сиротства тысяч детей. Так же, как и в предвоенные годы, Советское государство признаёт наиболее целесообразной формой попечения о беспризорных детях детские дома. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто более 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счёт органов внутренних дел, системы трудовых резервов, профсоюзных и комсомольских организаций. После войны в 1950 году в стране функционировало уже 6.500 детских домов, в которых воспитывалось 635.900 детей.

В 1956 г. по решению ХХ съезда КПСС в СССР постепенно начинают открываться школы-интернаты, предназначенные не только для детей-сирот, но и для детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров, а также детей, родители которых в силу различных причин (занятость на производстве, проблемы со здоровьем, плохие жилищные условия и т.д.) нуждались в помощи государства.

Приведённые факты из советского периода истории призрения детей могут быть объяснены следующим образом. Социальный эксперимент, проводимый Советским государством, имел одной из основных своих задач разрушение не только религиозных, но и семейных основ воспитания. Последствия такого разрушения воспитательных функций социальной структуры общества не могли не сказаться на развитии демографической ситуации в государстве. Стремительный рост числа брошенных детей в России в настоящее время имеет под собой многолетнюю историю искусственного отчуждения ребёнка от семьи.

Период после 1990 года

Ратифицировав в 1990 г. Конвенцию о правах ребёнка, Россия признала право ребёнка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, число детей, лишённых родительского попечения, продолжает увеличиваться. В 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572.400, 1998 г. — 620.000, 2000 г. — 639.900. В 2005 году уже называется цифра 780.000. Несмотря на то, что рождаемость в России стремительно снижается, количество детей, не имеющих нормального для их развития семейного окружения, с каждым годом растет. Так, в 1990 году выявлено 49.105 оставшихся без родительского попечения детей до 14 лет, а в 1998 выявлено уже 110.930 таких детей. Изменившаяся социально-политическая структура российского общества выявила новые силы (в первую очередь, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей, и увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Основные законодательно установленные формы устройства детей, лишённых родительского попечения, в современной России таковы: усыновление, опека, патронат, определение детей в особое заведение — дом ребёнка, детский дом, школу-интернат. В последние годы всё чаще при православных общинах и монастырях стали появляться приюты и детские дома. Разницу между приютским и детдомовским попечением составляет то, что, по законодательству РФ, в приюте ребёнок может пребывать до выяснения обстоятельств его дальнейшего попечения, не более 6 месяцев. В последствии он должен быть помещен в детский дом или должна быть определена иная форма попечения о нем. Детальная проработка специальной законодательной базы в отношении церковного попечения о детях, оставшихся без родительского попечения, мыслится многими специалистами как важное средство борьбы с современной беспризорностью детей в России. Так, в своём докладе на XIII Международных Рождественских чтениях министр образования Фурсенко А.С. отметил, что в социально-педагогической сфере очень хорошо зарекомендовали себя детские дома и приюты при храмах и монастырях. Многие общины и монастыри взяли под своё попечительство детей, родившихся от алкоголиков и наркоманов и брошенных своими родителями. В создаваемой для таких детей системе призрения есть много ценного, и, в первую очередь, — атмосфера искренней заинтересованности попечителей в том, чтобы дети вырастали не только достойными гражданам России, но и воспитывались в православии верными чадами Церкви. Это обстоятельство, несомненно, позитивно отражается на деле воспитания современных сирот.

Опека — это форма охраны и личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимаются лица или учреждения, на которых возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства – опекунством.

Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей) то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – над этой категорией детей в возрасте от 14- до 18 лет.

Попечение детей-сирот осуществляется через усыновление или передачу на государственное попечение.

Усыновление – специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью.

Виды усыновления: приемная семья, опекунская семья, семья усыновителя.

Государственное попечение — создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения.

Виды госпопечения: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат.

Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимое — здоровье, образование, отношение к детям в семье, материальное благосостояние, нравственность.

Здоровье детей может быть оценено различными показателями: смертность, в т.ч. младенческая, заболеваемость, уровень их физического развития. Результаты проводимого Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в Вологодской области мониторинга формирования здорового поколения свидетельствует, что если при рождении доля здоровых детей составляла 7 1,1% от всех включенных в обследование, то к возрасту 3 лет они составляли лишь 7,5%, те. их число сократилось более чем в 9,5 раз. Быстрыми темпами растет заболеваемость детей (за период 1990-1999 гг. — более чем на 15%), в среднем практически все дети в возрасте 0-14 лет имели какое-либо заболевание. В настоящее время здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, средних — 8%, старших — 5%. В результате в активный трудоспособный и репродуктивный возраст вступит больное поколение, которое будет воспроизводить таких же больных детей. Не благоприятствуют здоровью детей плохие условия труда родителей, прежде всего женщин. Отрицательно влияет на здоровье детей и существующая практика здравоохранения. Сейчас она организована так, что основные средства и силы уходят на лечение уже больных детей. Медицина борется со следствием, в то же время для снижения заболеваемости детей наиболее эффективным средством было бы внедрение системы профилактических мероприятий. Однако пока они носят эпизодический характер.

Образование детей За период с 1990 по 1999 гг. число постоянных дошкольных учреждений сократилось на 21,9%. а численность детей в них — на 37,8%. Это объясняется сокращением численности детей соответствующего возраста, возможностью воспитывать детей дома до 3-х лет без потери родителями трудового стажа, выплачиваемыми родителям, воспитывающим детей дома, пособий; возросшей платой за пребывание детей в детских садах и яслях; при определении приоритетов при распределении средств на образование интересы детей дошкольного возраста,как правило учитываются в последнюю очередь. детей (23,5%), услуги по ремонту детских дошкольных учреждений (56%), различные сборы в родительский комитет (46%). Столь значительное сокращение численности детей в дошкольных учреждениях, рост затрат за оплату детей, посещающих данные заведения, имеет серьезные последствия, особенно для детей, проживающих в неблагоприятных условиях, неблагоприятных семьях, живущих за чертой бедности. Для таких детей эти учреждения выступают средством социальной защиты, восполняя пробелы или недостатки семейного воспитания и бюджета семьи.
Необходимо отметить, что хотя воспитание детей раннего возраста родителями, а не в дошкольных учреждениях имеет значительные преимущества, надо иметь в виду, что родители мало подготовлены к воспитанию своих детей. Детский сад дает детям значительно больше, чем просто уход за ними. Они получают азы подготовки в школе, учатся общению друг с другом.

Научный центр здоровья детей РАМН обследовал более 2 тыс, школьников— учащихся 1-11 классов массовых школ, лицеев, гимназий. Оказалось, что дефицитом сна страдает около 50% учащихся массовых школ, 60% лицеистов и гимназий. В результате несовершенства методов обучения, перегрузки школьников растет число второгодников, участились отчисления и уход из школы учащихся моложе 14 лет. до начала перестройки почти 100 процентов детей учились в основной общеобразовательной школе. К настоящему времени, по данным Минобразования РФ, около 2 млн. детей школьного возраста не учится и не работает. Процессы ограничения доступа к образованию и снижения уровня обучения, если их не приостановить, могут иметь далеко идущие последствия, особенно учитывая, что завтра дети станут работниками, а уже сегодня мир переживает второй — компьютерный этап научно-технической революции, активно идет процесс формирования «экономики знаний», В этих условиях становления ребенка работником может быть успешным, только если он сформируется как полноценная, хорошо образованная личность. Еще одной группой детей, доступ которых к образованию часто ограничен, являются дети с умственными и физическими недостатками. «дефектологический» подход к детям-инвалидам обусловил обучение таких детей в специальных школах, отдельно от остальных. Это не способствует социальной интеграции детей- инвалидов. А условия в специальных школах-интернатах, куда часто помещают таких детей, нередко опасны для их благополучия. Важным элементом оценки положения детей является отношение к ним в семье. Для определенной части населения дети стали лишними. В России, постоянно растет число неполных семей. В 1994 г. их доля составляла 16,6%. Основные причины их увеличения — развод. В 1990 г. на 100 браков приходилось 60 разводов. В результате расторгнутых браков, например, только в 1999 г. более 454 тыс, детей оказались без одного из родителей другая причина увеличения неполных семей — рост числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке ( в 1999 г. их было 25%).
В то же время дети рассматривают семью как свой тыл, она им необходима. даже дети, убегающие из дома, отмечают её важность.

Материальное благосостояние Материальное положение детей непосредственно отражает материальное положение их родителей и их семьи. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженным по сравнению с другими группами населения размерами доходов. Так, в 1998 г. доля бедных семей с детьми составляла 54,8%, в том числе с 1-2 детьми — 53,0%, с 3 и более — 78,1%. В наиболее сложном положении оказались многодетные, неполные семьи. Структура потребительских расходов семей с детьми показывает, что низкодоходные семьи имеют ограниченные возможности пользования медицинскими услугами, санаторно-курортным лечением, занятиями спортом, так как вынуждены почти все средства тратить на покупку продуктов питания. Ухудшение условий жизни категории семей с низкими доходами происходит на фоне расширения рынка товаров и услуг для обеспеченных, что порождает дифференциацию учащихся, снижает авторитет родителей, ведет к росту семейных конфликтов. А в конечном счете сдерживает процесс социализации детей.

Наркомания, алкоголизм детей

Среди детей возрастает число наркоманов, токсикоманов, употребляющих алкоголь, табак. Так, только за последние 3 года число токсикоманов выросло в 3,5 раза. Серьезнейшей проблемой современных подростков является злоупотребление наркотиками. Если в 1986-1987 гг. различные одурманивающие вещества употребляли 6,4% подростков, то сейчас эта цифра составляет более 20%. Эта средняя цифра раскладывается так: от 10% в средних школах, до 100% в отдельных ПТУ. А как утверждают американские социологи, из 100 человек, попробовавших наркотики, 15 становятся настоящими наркоманами. В 1999 г. число подростков, впервые взятых на учет с диагнозом «наркоманию>, составило 77,4 на 100 тыс, населения соответствующего возраста (в 1991 г. —4,9). С 1997 г. смертность от употребления наркотиков возросла у подростков в 42 раза (у всего населения — в 12 раз). Решение проблемы обостряется тем, что наркотики выступают средством общения подростков, поэтому остановить этот процесс становится все более сложно. Не менее значима проблема злоупотребления алкоголем. По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков — 80-85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически. Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю — через членов семьи. По мнению некоторых исследователей, они же основные поставщики алкоголя для подростков.

Подростки — одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. чел. (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии совершено 189,3 тыс. преступлений (в 1990 г. 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных составляет 12,3 % (в 1990 г. — 14,7%). Однако объясняется это не столько в сокращении преступности, сколько в увеличении возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяюшихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии. Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс, уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс, из них совершается подростками, не достигшими 14 лет. Подростки все чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет преступным группировкам избежать уголовной ответственности, а это ведет к ещё большему вовлечению подростков в эту сферу.

1. Понятие и причины возникновения сиротства.

Проблема социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является наиболее приоритетной национальной проблемой. Фактически общество переживает состояние растерянности, вызванное отсутствием эффективного механизма решения проблемы сиротства. Сиротство – социальное явление. В ФЗ от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые определены такие понятия, как дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с Законом детьми – сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Таким образом выделяют два вида сиротства:

— полное сиротство – когда по тем или иным причинам у ребенка отсутствуют биологические родители. Это прямые сироты – их родители умерли.

— социальное сиротство – это когда число безнадзорных и беспризорных детей, а также детей, оставшихся без попечения родителей пополняется из семей (полных или неполных) в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем. Такие дети лишь условно могут называться сиротами. Их родители, как правило, живы и документально известны. Массовый характер этого явления породил новый термин «сиротство при живых родителях».

Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченная дееспособность), находящихся в лечебных учреждениях, объявлением умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уклонением родителей от воспитания детей и пр.

Лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это лица в возрасте от 118 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей, а дети – сироты – это дети, оставшиеся без родителей.

Таким образом, можно выделить «круглых» сирот из-за преждевременной смерти родителей, чаще всего в результате неестественных причин или несчастных случаев и т.п., и «социальных сирот», категорию которых составляют дети, чьи родители либо лишены родительских прав, либо находятся в заключении, либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять родительские обязанности. «социальное сиротство» сегодня приобрело все же широкие масштабы, так как растет количество детей из неблагополучных семей с низким уровнем жизни.

Ученые выделяют также категорию «скрытых сирот», к которым относят безнадзорных детей, чье положение скрыто от нас, и они долгое время не получают помощи.

Проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят:

1. Социальный характер. Причины – социальный статус ребенка – сироты в детском доме или интернатом учреждении – он «ничей» ребенок. Пренебрежительное отношение к таким детям из обеспеченных семей и самих родителей может только осложнить их положение. Ребенок – сирота испытывает дефицит внимания со стороны взрослых, так как в детском доме внимание педагогов сосредоточено на группе детей. Кроме того, у воспитанников интернатного учреждения формируется иждивенчество, для них характерен индекс самостоятельности.

2. Медицинский характер. Повышенный риск заболеваемости детей — сирот: поражение головного мозга в следствие внутриутробной интоксикации, перенесенных родовых травм, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов; неврозы, обусловленные психическими травмами, частые хронические патологии и др.. Для большинства характерны отставание в уровне физического, психического и интеллектуального развития.

3. Психологический. Ранняя депривация неформального общения со взрослыми (недостаток родительской ласки, любви). Внимание работников детских домов, домов – интернатов не может компенсировать детям прежнего семейного общения. Ребенок общается в ограниченном кругу. Итог: замкнутость, эмоциональная холодность, агрессивность, повышенная уязвимость.

4. Педагогический характер. Такие проблемы возникают в следствии социально-педагогической запущенности детей, поступивших в интернатные учреждения, детские дома. Согласно многочисленным исследованиям у некоторой части поступающих воспитанников наряду с психопатологическими проявлениями выявляется и общее психическое недоразвитие, что затрудняет процесс обучения.

2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 123 Семейного кодекса гласит: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей – сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения социальной защиты населения и др. аналогичные учреждения)».

Усыновление. Основные положения о порядке усыновления ребенка содержатся в СК РФ. Усыновителями могут быть любые лица, кроме тех, кто специально указан в законе. Ребенок может быть усыновлен как обоими супругами, так и одним из них. В последнем случае необходимо получение согласие на усыновление второго супруга. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Круг лиц, которые не могут быть усыновителями, определен ст. 127 СК. Большинство из этих ограничений, например, наличие заболеваний, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542, (туберкулез, онкологические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, инвалидность I и II группы, исключающая трудоспособность), лишение или ограничение дееспособности одного из супругов являются безусловными. Два основания: отсутствие дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители; жилье усыновителей не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам – не являются обязательными и могут быть оставлены судом без внимания, если это соответствует интереса ребенка. Разница в возрасте между усыновляемым ребенком и усыновителем, не состоящим в браке, должна быть не менее шестнадцати лет, однако суд при наличии уважительных причин вправе сократить разницу в возрасте. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо письменное согласие их опекунов (попечителей), если ребенок находится в интернатном учреждении, согласие дает руководитель учреждения. В интересах ребенка суд вправе вынести решение о его усыновлении без согласия опекуна (попечителя).

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли; признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания; неизвестны или отказались от ребенка. Неизвестными считаются родители найденного или подкинутого ребенка. Факт обнаружения такого ребенка удостоверяется актом орган внутренних дел. Отказ от ребенка (оставление его в родильном доме или ином медицинском учреждении) удостоверяется либо актом об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении (составляется администрацией учреждения), либо заявлением о согласии на усыновление ребенка (подписывается матерью или обоими родителями, если отец ребенка известен). Минобразованием России определены стандартные формы этих документов.

Процедура усыновления детально регламентируется Правилами передачи детей на усыновление (удочерение), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К заявлению прилагаются следующие документы: краткая автобиография; справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; справка, выданная органами внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; медицинское заключение об отсутствии заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка; копия свидетельства о браке (если лицо состоит в браке). Медицинское заключение о состоянии здоровья действительно в течение 3 месяцев, остальные справки – в течение года.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, утвержден Приказом Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. № 332. Медицинское освидетельствование проводится государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, поскольку только они вправе выдать медицинское заключение установленного образца (форма № 164/у-96). Бланк «Медицинского заключения» выдается каждому кандидату в усыновители в органах опеки и попечительства. После проведения освидетельствования в заключении указывается только выявлены или нет заболевания, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка.

При обращении в орган опеки с просьбой об усыновлении гражданин предъявляет паспорт или иной документ, его заменяющий. Орган опеки проводит обследование условий жизни заявителя, по результатам которого и с учетом представленных документов готовит заключение о возможности быть усыновителем. Заключение должно быть подготовлено в течение 15 дней со дня подачи заявления.

При положительном заключении гражданин ставится органом опеки и попечительства на учет в качестве кандидата в усыновители, после чего ему представляется информация о проживающих в данном муниципальном образовании детях, подлежащих усыновлению. Эта информация включает сведения о состоянии здоровья ребенка; его физическом и умственном развитии; особенностях характера ребенка; этническом происхождении; причинах отсутствия родительского попечения. Орган опеки выдает направление для посещения ребенка, выбранного усыновителями. Кандидат в усыновители имеет право получить подробную информацию о выбранном ребенке и сведения о наличии у него родственников. Он может обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка. Кандидат в усыновители обязан встретиться с ребенком и установить с ним контакт; ознакомиться с документами ребенка; подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Если кандидат в усыновители не смог подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, он может обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в любой другой орган опеки и попечительства, а также в региональный или федеральный банк данных о детях, подлежащих усыновлению. При обращении в региональный или федеральный банки данных на кандидата в усыновители составляется анкета, в которой также указывается информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание.

Решение об усыновлении ребенка принимается судом (федеральным судьей) в порядке, установленном главой 29 Гражданского процессуального кодекса. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет. Удовлетворив заявление об усыновлении, суд по ходатайству усыновителя может принять следующие решения: об изменении фамилии, имени и отчества ребенка; о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка; об изменениях даты и (или) места рождения усыновленного ребенка. Изменение даты рождения усыновленного ребенка, как правило, принимается в отношении детей в возрасте до года. Возможность изменения фамилии, имени и отчества ребенка, сведений о месте и времени его рождения с учетом того, что ¾ российских усыновителей хотят взять в свою семью ребенка младше трех лет, позволяет скрыть факт усыновления от усыновленного ребенка.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и родственникам. Усыновители в отношении усыновленного ребенка приобретают все права родителей, вместе с этим они в полном объеме несут обязанности родителей, в том числе и обязанность содержать ребенка. Усыновленный ребенок приобретает права на имущество усыновителей, он обязан заботиться об усыновителях, если они потеряют трудоспособность. Правоотношения между усыновленным и усыновителем не прекращаются после достижения ребенком совершеннолетия.

Из всех форм семейного устройства усыновление максимально полно позволяет создать для ребенка условия воспитания в родной семье, в том числе, и бедность, характерную для значительной части российских семей. Усыновителям выплачивается такое же пособие на ребенка, как и биологическим родителям, опекунам же компенсируются расходы, связанные с содержанием ребенка. Хотя в некоторых регионах размеры выплат опекунам искусственно занижаются, они все равно многократно выше детских пособий.

Опека (попечительство). Опека – наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Закон предъявляет к опекунам менее строгие требования, чем к усыновителям. Так, на них не распространяются ограничения об отсутствии судимости, обеспеченности жильем и уровне доходов. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания. Указанные цели определяют права и обязанности опекунов, характер правоотношений между опекунами и подопечными. Опекун становится законным представителем ребенка, он обязан его воспитывать и вправе определять способы воспитания ребенка.

Однако права опекуна ограничены, по сравнению с правами усыновителя. Закон дает органу опеки и попечительства по месту жительства подопечных право осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей. Опекун не вполне самостоятелен при определении способов воспитания ребенка, а должен учитывать рекомендации органа опеки и попечительства. При установлении опеки или попечительства сохраняется общение между ребенком и его родителями (близкими родственниками), за исключением случаев, если такое общение противоречит интересам ребенка.

Имущественные отношения между опекуном и подопечным регулируются Гражданским кодексом. Опекун не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению имущества подопечного. Доходы подопечного могут расходоваться опекуном только в интересах ребенка и после предварительного согласия органа опеки. Опекун и его близкие родственники не могут совершать сделок с подопечным, кроме дарения или передачи ему в безвозмездное пользование имущества.

Опека над несовершеннолетним прекращается без особого распоряжения при достижении подопечным 18-летенего возраста. После прекращения опеки опекун утрачивает все права и обязанности в отношении подопечного, в том числе обязанность проживать вместе с подопечным, воспитывать его, создавать условия для всестороннего развития. Отношения между опекунами и подопечными могут продолжаться и в дальнейшем, однако они не порождают прав и обязанностей, предусмотренных для опеки.

В связи с этим СК РФ закрепляет за подопечными детьми ряд прав, обеспечивающих им возможность самостоятельного проживания после прекращения опеки. К таким правам можно отнести сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, в котором ребенок проживал до назначения опеки, а также право на получение жилого помещения при отсутствии закрепленного за ним жилья. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) сохраняют статус детей, оставшихся без попечения родителей, и право на все связанные с этим статусом льготы.

Опекуны и попечители выполняют свои обязанности безвозмездно, но они не несут затрат на содержание ребенка, поскольку им ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законами субъектов Федерации. Кроме того, за подопечным сохраняется право на получение причитающихся ему алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, а не только пенсий и пособий в связи со смертью родителей, как в случае усыновления. Эти выплаты также получают опекуны и расходуют их на содержание подопечных.

Процедура назначения опеки значительно проще, чем усыновления. Опека устанавливается решением органа местного самоуправления, а не суда. Отмеченные особенности опеки (простой порядок назначения, денежные выплаты на содержание ребенка, прекращение обязанностей опекуна после совершеннолетия ребенка) определяют ее широкое распространение. Чаще всего опекунами назначаются бабушки детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Опеку критикуют за низкую педагогическую эффективность, которая связана с пожилым возрастом опекунов, отсутствие у них необходимых навыков по воспитанию (об этом свидетельствует то обстоятельство, что они их собственные дети были лишены родительских прав). Последнее обстоятельство усугубляется тем, специальный отбор и подготовка опекунов законом не предусмотрены, возможности психолого-педагогической поддержки опекунов ограничены. Закон не обязывает органы опеки и попечительства оказывать опекуна необходимую помощь, как в случае помещения ребенка в приемную семью.

Сравнительно новой формой семейного устройства детей является приемная семья, которая образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Этот договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами). Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, в то же время им выплачивается заработная плата в зависимости от количества принятых на воспитание детей и состояния их здоровья. Размер заработной платы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Так же как опекунам приемным родителям компенсируются затраты, связанные с содержанием детей. Детально порядок создания и функционирования приемной семьи регламентируется Положением о приемной семье, утвержденном Постановлением правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829. Анализ Положения позволяет сделать вывод о том, что приемная семья ориентирован на устройство значительного числа детей. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Договор о создании приемной семьи для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3-х детей и не имеющих необходимого жилого помещения, должен предусматривать выделение органами местного самоуправления квартиры или дома.

В большинстве случаев в приемную семью, как правило, берутся на воспитание 1-2 ребенка. Отчасти это связано с трудностями предоставления приемным родителям жилья. Однако такая практика больше соответствует интересам ребенка, создает наиболее удачные условия для его воспитания. Несмотря на очевидные преимущества (простота передачи ребенка, компенсация затрат на содержание ребенка, оплата труда по воспитанию ребенка, возможность получения помощи со стороны органов опеки) приемная семья не получила столь же широкого распространения как опека и попечительство. В недавнем прошлом создание приемных семей сдерживалось отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации регионального законодательства об оплате труда приемных родителей и социальной поддержке приемных семей. В настоящее время правовые нормативные акты, регулирующие оплату труда приемных родителей и иные вопросы, связанные с созданием и функционированием приемных семей, приняты более чем в 2/3 регионов, из них в 44 регионах в форме законов.

Примером наиболее успешного развития института приемной семьи является Самарская область, где благодаря передаче детей в приемные семьи удалось практически полностью отказаться от институциональных форм устройства. Приемные семьи начали создаваться в Самарской области в 1994 г. Широкое распространение этой формы устройства детей обусловлено следующими обстоятельствами: активной позицией региональных органов исполнительной власти; создание специализированных органов исполнительной власти (комитетов по вопросам семьи, материнства и детства при областной администрации и во всех муниципальных образованиях), занимающихся реализацией семейной политики, и передача им функций органов опеки и попечительства; создание инфраструктуры учреждений, осуществляющих социальную работу с семьей (основой этой системы стали центры социальной помощи семье и детям «Семья», созданные во всех муниципальных образованиях области; а также социально-реабилитационные центры или социальные приюты; центры социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями; центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции); многократное (в 10 раз) увеличение числа специалистов по охране детства в органах опеки и попечительства; материальная поддержка приемных родителей – за каждого взятого в семью ребенка выплачивается заработная плата.

В Самарской области нет специального закона о приемной семье, порядок их создания и функционирования определяется несколькими статьями областного закона «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области». Основной причиной, сдерживающей распространение приемных семей, является незаинтересованность региональных органов исполнительной власти, которые не создают необходимых для этого учреждений, не оказывают материальной поддержки приемным родителям.

Согласно ст. 123 СК РФ законами субъектов Федерации могут устанавливаться иные, помимо закрепленных в Кодексе, формы устройства детей. Такой формой устройства является патронат – передача ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую (патронатную) семью на основании договора между патронатным воспитателем и органом местного самоуправления, за которым сохраняются права и обязанности законного представителя ребенка, находящегося в патронатной семье. Часть своих полномочий законного представителя ребенка орган местного самоуправления делегирует патронатным воспитателям. Обязанности по содержанию ребенка в патронатной семье и оплате труда патронатных воспитателей несет орган местного самоуправления. Органы опеки и попечительства осуществляют подбор патронатных воспитателей, их предварительную подготовку, готовят для ребенка программу реабилитации и контролируют ее реализацию в патронатной семье, оказывают патронатным родителям необходимую помощь. Из всех форм семейного устройства патронат предусматривает наибольшую степень вмешательства органов опеки в замещающую семью.

Патронат существует в трети субъектов Федерации, однако отсутствие соответствующей статистической отчетности не позволяет получить точные данные о числе детей, находящихся в патронатных семьях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что данная форма устройства детей не получила широкого распространения, что объясняется следующими обстоятельствами. Первое, законным представителем ребенка, проживающего в патронатной семье, остается орган опеки и попечительства, что порождает сложности разграничения прав и ответственности между опекой и патронатными воспитателями. Второе, понятие «патронат», не имеет четкого юридического содержания. Наряду с патронатным воспитанием (помещением ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью на основании договора о патронате) существует постинтернатный патронат (Московская область) и социальный патронат (Москва, Московская и Пермская области). Под постинтернатным патронатом понимается оказание социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Социальный патронат устанавливаться органом опеки и попечительства над семьей для защиты прав ребенка при неспособности родителей осуществлять надлежа­щим образом воспитание и содержание детей в семье. Таким образом, под патронатом находятся совершеннолетние дееспособные лица или дети, родители которых не лишены родительских прав и не ограничены в них. Это порождает неясность и противоречивость правоотношений, в которых оказываются патронатные воспитатели и лица, находящиеся под патронатом. Социальный патронат, несомненно, может стать эффективным средством предупреждения социального сиротства, однако его внедрение возможно только на основании федерального закона, поскольку он сопряжен с ограничением прав биологических родителей. Третье, для передачи детей на патронат необходимо развитие социальных служб, часто называемых уполномоченными службами, которые должны осуществлять отбор и подготовку патронатных воспитателей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку. Наиболее успешно патронат развивается в Пермской области, что связано с поддержкой этой формы устройства детей в семью региональными органами исполнительной власти. Передача с 1 января 2008 г. полномочий по опеки и попечительству с муниципального на региональный уровень создает благоприятные условия для развития патроната.

Формой устройства детей, близкой к патронату, являются семейные воспитательные группы, создаваемые в учреждениях социального обслуживания. Учреждение принимает на работу в качестве воспитателей граждан, которые берут на воспитание в свою семью детей, находящихся в учреждении на полном государственном обеспечении. Администрация учреждения является законным представителем ребенка и отвечает за его материальное обеспечение, оказание медицинской помощи, разработку и реализацию индивидуальной программы социально-психологической реабилитации. Воспитатель за свой труд получает заработную плату. Отличие семейных воспитательных групп от патроната заключается в то, что функции органа опеки и попечительства в этом случае исполняет администрация учреждения. Эта форма устройства детей поддерживается Министерством здравоохранения и социального развития.

любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

studopedia.org