Полезные статьи

Имущество многоквартирного дома находится в собственности

Оглавление:

Как узнать: ваш ремонт кровли — текущий или капитальный ремонт? Технический регламент и нормы СНиП для починки крыши

Жильцы многоквартирных домов не всегда согласны с тратами средств, особенно на ремонты. Ведь капитальный ремонт кровли — это, как правило, большие затраты.

За чей счет по закону должна ремонтироваться крыша, чьими силами, какова технология ремонта крыши многоквартирного дома?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Ремонт кровли — текущий или капитальный ремонт?

Категорийность зависит от масштаба бедствия: один вопрос, если покровный слой не удерживает атмосферные воды в отдельных местах, и совсем другой, когда пришли в негодность основные конструкции кровли на более чем 40% площади.

Это значит, что ремонт кровли может быть и текущим, и капитальным. Одним росчерком пера, сидя в кабинете, невозможно вынести вердикт относительно объема и масштабности работ.

Оценку состояния может сделать только квалифицированный инженер-строитель, да и то после тщательного осмотра, причем не только внешнего: придется выяснить, в каком состоянии каждый из слоев кровельного «пирога».

Текущий ремонт крыши многоквартирного дома обычно включает:

  • установку на место или замену отдельных поврежденных листов шифера, сорванных порывами ветра и др. явлениями;
  • заделку отдельных трещин, щелей;
  • отдельными местами восстановление стяжки, рубероида;
  • исправление других мелких дефектов.
  • Всякий объем работ, даже небольшой, потребует затрат труда и материалов, то есть вклада определенных средств. Чтобы установить, в какую сумму выльется восстановление непроницаемости кровли многоквартирного дома, необходимо составить смету.

    Определения для отнесения тех или иных работ к капитальному и текущему ремонту кровли дают Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а также Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88(р).

    Вот мы и разобрались, что такое капитальный ремонт крыши многоквартирного дома.

    Как следует вести работы?

    Существует ли на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома технический регламент? Крыша венчает любое здание, и ее исправное состояние гарантирует сохранность и долговечность конструкций стен и перекрытий.

    Любого масштаба работы должны выполняться в полном соответствии с требованиями на капитальный ремонт кровли СНиП и технических условий, с соблюдением технологической последовательности.

    Соответствующим должно быть и качество используемых материалов, и квалификация рабочих и ИТР. Удешевление за счет замены качественных материалов на более дешевые, но с худшими характеристиками, недопустимо.

    Контроль за ходом выполнения ремонтных работ должен быть поручен представителю предприятия, обслуживающего жилой дом и финансирующего работы (кроме инженерно-технического персонала фирмы, выполняющей кровельный ремонт и контролирующей ход работ со своей стороны).

    Когда должен проводиться и в какие сроки?

    Так как речь идет не об аварийном ремонте, то остальные его виды должны проводиться в плановом порядке в теплое время года, в период, когда ожидается минимальное количество атмосферных осадков.

    В комплект документации, кроме сметы, всегда входит график производства работ. Срок выполнения ремонта зависит от объема работ, и не может быть произвольно сокращен: этот срок определяется по количеству трудозатрат из сметной документации.

    Во избежание замачивания большой части площади крыши, работы следует вести в соответствии с технологической картой и проектом производства работ, а также графика производства работ, в котором учтено максимально возможное совмещение операций и их очередность. Именно график и отражает продолжительность и срок ведения ремонта, с конкретным указанием дат начала и окончания процесса. Однако продолжительность работ не должна превышать нормативной.

    П. 4.1 ВСН 58-88(р) установлено, что текущий ремонт должен выполняться с периодичностью, которая дает возможность нормально эксплуатировать здание с даты введения в строй до начала капитального ремонта.

    4.Текущий ремонт зданий и объектов

    4.1. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту — в рекомендуемом Прил. 7.

    Примерный список операций, относящихся к текущему ремонту, перечислен в Приложении 7 к Правилам N 170.

    Вести надзор во время эксплуатации жилого дома, а также устранять протечки кровли и выполнять ремонты обязана управляющая компания ( п.7 ПП РФ от 03.04.2013 N 290, п. 4.6.1.1 Правил N 170).

    За чей счет и кто осуществляет?

    Если ваша крыша прохудилась, то, конечно же, вы задаетесь вопросом: кто же будет производить капитальный ремонт крыши многоквартирного дома — за чей счет?

    Можно ли будет взять средства управляющей компании на текущий ремонт кровли?

    Как разъяснено ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28, подп. «а» п. 30 Правил содержания общего имущества, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N 491, владельцы помещений должны сами содержать свое имущество, а крыша многоквартирного дома как раз к нему и относится.

    Статья 39 ЖК РФ. Содержание общего имущества в многоквартирном доме

    1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
    2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
    3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ)
    4. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. (часть четвертая введена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

    III. НЕСЕНИЕ СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩИХ РАСХОДОВ
    НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

    28. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
    а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме — в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
    б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    30. Содержание общего имущества обеспечивается:
    а) собственниками помещений — за счет собственных средств;

    Ежемесячные платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД распределяются пропорционально, в зависимости от квадратуры приватизированной площади. Кроме этого, п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ обязывает владельцев оплачивать и взносы на капремонт.

    Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
    2) взнос на капитальный ремонт;

    Если накопленных средств недостаточно, то следует организовать общее собрание собственников, чтобы принять решение об увеличении платы (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

    Статья 156 ЖК РФ. Размер платы за жилое помещение

    7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

    Если денег все равно мало, то управляющая компания не сможет уйти от ответственности за нерешенный вопрос относительно приведения в должный порядок крыши дома и должна попытаться изыскать средства, обратившись в Фонд содействия реформированию ЖКХ.

    Нужно ли обращаться в сторонние организации или проводить самостоятельно?

    Так как многоквартирные дома являются по большей части многоэтажными, то капремонт крыши многоквартирного дома придется выполнять на значительной высоте.

    Кроме того, кровельные работы относятся к тем, которые выполняются специализированными организациями, где рабочие проходят регулярно необходимые инструктажи и имеют навыки проведения трудовых операций на высоте.

    Своими силами можно делать только самые элементарные процедуры, а комплексный текущий, а тем более, капитальный ремонт стоит поручить сторонней организации, которая и будет нести ответственность за соблюдение техники безопасности и охрану труда.

    Когда требуется написать заявление и как это сделать?

    Вы можете подать заявление на ремонт кровли в многоквартирном доме. Его пишут те, кто в первую очередь страдает от протечек кровли – жильцы верхних этажей. Если произошла одна из неприятностей:

  • появились пятна и разводы на потолке,
  • проступили подтеки на стенах;
  • открылась течь в швах между плитами покрытия,
  • то следует, не мешкая, подавать бумагу руководству управляющей компании о нарушении проницаемости кровли.

    Адресовать нужно заявление главному инженеру или руководителю УК, далее указать свои данные, а также адрес. В текстовой части следует разъяснить, какая проблема возникла, и изложить конкретную просьбу – устранить протечку кровли, ликвидировать причину замокания или выполнить ремонт крыши. Стоит указать срок – прошу, дескать, в двухдневный срок сделать то-то и то-то, а также напомнить, что заявитель систематически оплачивает взносы на ремонты.

    Непременно закончить заявление подписью и датой. Составить такой документ нужно в 2-х экземплярах, причем себе оставить тот, на котором распишется секретарь или сам адресат.

    Здесь вы можете увидеть как написать заявление на ремонт кровли — образец .

    Как пожаловаться на некачественные работы?

    Прежде всего, следует вникнуть в договор с УК, чтобы точно знать, брало ли руководство на себя те функции, с которыми справляется плохо. В любом случае, текущий ремонт крыши – явно прерогатива именно УК.

    Если работы выполнены с нарушением строительных норм, некачественно, то следует написать жалобу в один из органов:

    • жилищную инспекцию;
    • Роспотребнадзор;
    • прокуратуру;
    • суд;
    • фонд содействия реформированию ЖКХ.
    • Звонки практической пользы не принесут, нужно оформлять жалобу письменно. Основной упор следует делать на то, что за личные средства собственников оказаны некачественные услуги, причем не стоит заявлять что-то голословно, должны быть указаны конкретные факты, подкрепленные, по возможности, документально.

      Желательно привлечь незаинтересованного специалиста, чтобы он проверил соответствие фактически выполненных объемов работ смете, именно здесь кроются чаще всего приписки. Жалобу отправлять нужно заказным письмом, оставив себе один экземпляр для контроля.

      Не следует одновременно адресовать свои жалобы сразу во все инстанции, судебные органы должны в этой последовательной цепочке занимать последнее место, как самая крайняя мера. Управляющая компания в ответе за использование средств жильцов, и начинать распутывать клубок претензий стоит именно от нее.

      Полезное видео

      Узнайте, как вы можете ускорить сроки капитального ремонта вашей кровли, на видео ниже:

      svoe.guru

      Правила осуществления благоустройства придомовой территории многоквартирного дома и ее содержания в порядке

      Любой нормальный застройщик оставляет клиентам не только построенный дом, но и ухоженную территорию вокруг него.

      С момента сдачи в эксплуатацию она становится заботой жильцов, но то, как ухаживать за ней, определяется специальными нормами.

      Будь то возведение детской площадки или выращивание газона, знакомства с нормами законодательства не избежать.

      Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

      Кто несет ответственность за придомовое имущество?

      Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва выяснить, кому принадлежит и кто отвечает за благоустройство дворовой территории многоквартирного дома.

      Сдавая новостройки в эксплуатацию, фирмы сами проводят нарезку земельного участка, после чего жильцы получают право на управление этим участком.

      Как говорит нам правительственное постановление №491, вместе с ним жильцам достаются обязанности по поддержанию доставшегося им имущества в норме.

      В эти обязанности входит, например, вывоз мусора и своевременная уборка придомовой территории. Также жильцы обязаны следить за сохранностью элементов озеленения территории.

      Если дом старый, то все зависит от того, приватизирована ли земля вокруг него или нет. После приватизации действует то же правило, что и с новостройками.

      Чтобы оно начало действовать со старым домом, нужно провести собрание жильцов, которое назначит уполномоченное лицо и проведет постановку на кадастровый учет.

      После этого жильцы будут отвечать за определенную им государством территорию. В противном случае за благоустройство многоквартирных дворов будет отвечать государство.

      Правила благоустройства

      Правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома определяются тем же постановлением правительства №491.

      Попробуем разобраться с этим вопросом подробнее.

      Итак, содержание придомовой территории многоквартирного дома, что входит в правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома?

      В зимний период правила предписывают убирать снег, если его слой больше 5 см.

      Также жильцы обязаны убирать последствия оледенения площади около дома. Рекомендуется убирать вход к каждому подъезду с особой тщательностью. Обязательно счищать снег и лед с поверхностей канализационных люков и пожарных гидрантов.

      Правительственные нормы предписывают подстригать газон возле дома, если таковой имеется, и красить его. Также в требованиях указано, что жильцы обязаны прочищать ливневую канализацию от листвы и мусора.

      ВНИМАНИЕ. Для любого времени года подходит правило, по которому собственники обязаны обеспечить периодический вывоз мусора с территории своего дома. Каждый раз, когда скапливается более 2.5 кубических метров твердых отходов, должен производиться их вывоз.

      Нормы озеленения

      Нормы озеленения придомовой территории многоквартирного дома определяются приказом Госстроя №170 .

      Согласно его тексту, жильцы обязаны обеспечивать сохранность естественного экологического окружения дома.

      Несанкционированное уничтожение или порча зеленых насаждений в пределах придомовой территории считаются административными правонарушениями.

      Закон предписывает не сажать деревья, которые во время летнего периода обильно выделяют пух или пыльцу. Нужно обязательно подстригать и подкрашивать газон.

      Если увеличивается площадь газона, это не должно привести к уменьшению площади дорожек.

      Если на территории имеются водоемы, их тоже надо прочищать, следить за тем, чтобы разрастание флоры не привело к появлению неприятных запахов.

      Для территорий, расположенных в зоне вечной мерзлоты, действует правило, по которому сажаемые растения должны обязательно обогащать почву.

      Нельзя сажать в почву, очень бедную на удобрения и минералы.

      Запрещено вытаптывать газоны, закон предписывает жильцам строго пресекать такие действия.

      Нельзя не только ходить по газонам, но и лежать там, устраивать игры, то есть осуществлять любые действия, которые могут привести к его повреждению.

      Категорически запрещено использовать зеленые насаждения в качестве каркаса для качелей, либо удобного столба для коммерческих объявлений. Насаждения несут чисто эстетическую функцию, любая попытка приспособить их под чьи-то нужды является административным правонарушением.

      Нельзя устраивать склад строительных материалов рядом с насаждениями. Категорически запрещено разводить в таких местах свалки, устраивать костры.

      Если требуется по каким-то соображениям изменить ландшафт на придомовой территории, надо провести согласование с жильцами и муниципалитетом.

      Детские площадки во дворе многоквартирного дома

      Нормы, которыми нужно руководствоваться при возведении и обслуживании детской площадки, регулируются ГОСТ Р 52169-2003 .

      Обязанность по обслуживанию площадок лежит на муниципалитете, если дом не приватизирован.

      Если дом в частной собственности, обязанность ложится на управляющую компанию, которую наняли жильцы.

      Согласно государственному стандарту, детская площадка должна находиться вдали от пешеходных дорожек, вне зоны доступности для прохожих. Вокруг площадки в обязательном порядке должны быть зеленые насаждения, причем такие, которые в летний период создавали бы для детей тень.

      Жильцы обязаны стирать сделанные маркерами надписи на сооружениях детской площадки.

      Детская площадка не должна находиться рядом с парковкой автомобилей или мусорными контейнерами.

      Расстояние от них должно быть не менее 20 метров.

      Работники управляющей компании должны следить за состоянием площадки, раз в месяц проводить осмотр, делать фотографии и письменные отчеты, своевременно исправлять поломки, и убирать мусор.

      СПРАВКА. Существуют сооружения для детских площадок, предусмотренные для разных возрастов детей.

      Желательно разделить их, но застройщики уделяют мало места площадкам, поэтому если есть хотя бы по одному сооружению на каждую возрастную группу, правила не нарушены.

      Асфальтирование придомовой территории

      Асфальтирование придомовой территории многоквартирного дома — это вопрос, который должны решать жильцы и их управляющая компания. Создается специальный фонд при управляющей компании, куда жильцы вносят деньги за дополнительные работы по укладке асфальта.

      Также рекомендуется использовать мелкозернистый асфальт, потому что в нем реже образуются ямы. Жильцы обязаны обеспечить асфальтовое покрытие для дорожек, ведущих в подъезды и парковок.

      Не менее 1 м. должен составлять слой асфальта, который уложили вокруг самого дома.

      План и нормы благоустройства

      На практике чаще всего бывает так, что план благоустройства придомовой территории многоквартирного дома не требуется.

      Дом сдает застройщик, с уже заасфальтированными дорожками, парковкой и детскими площадками.

      Жильцы только делают отчисления в фонд управляющей компании, а та проводит незначительный ремонт и вывозит мусор.

      Но если еще не проводились работы по благоустройству, потребуется план. По уже упомянутому указу №491 в плане должны содержаться данные не только о детских площадках, но и о подвалах, мусорных контейнерах, зонах озеленения и фонтанах.

      Но это простая формальность и можно обойтись сбором подписей под уже готовым проектом благоустройства.

      Заключение

      Очень часто возникает вопрос: «Кто отвечает за придомовую территорию многоквартирного дома?».

      За обустройство придомовой территории многоквартирного дома отвечают сами жильцы, если дом не находится в государственной собственности.

      Они проводят озеленение, асфальтирование, строят и ремонтируют детские площадки.

      Нормы благоустройства придомовой территории многоквартирного дома регулируют государственные стандарты.

      Надеемся, что эта статья была вам полезна, и вы теперь знаете каковы правила содержания придомовой территории в многоквартирном доме.

      zhivemvrossii.com

      Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (с изменениями и дополнениями)

      Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47
      «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»

      С изменениями и дополнениями от:

      Решением Верховного Суда РФ от 17 октября 2011 г. N ГКПИ11-1477, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. N КАС11-659, настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству в части, не предусматривающей возможность признания помещения нежилым помещением и жилого помещения, не отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям, непригодным для проживания

      Решением Верховного Суда РФ от 14 июля 2010 г. N ГКПИ10-628, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 2010 г. N КАС10-388, настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству

      В соответствии со статьями 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 494 в пункт 1 внесены изменения

      1. Утвердить прилагаемое Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3586).

      Председатель Правительства
      Российской Федерации

      28 января 2006 г.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 494 в наименование внесены изменения

      Положение
      о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
      МДС 13-21.2007
      (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47)

      2 августа 2007 г., 8 апреля 2013 г., 25 марта 2015 г., 9 июля, 2 августа 2016 г., 28 февраля 2018 г.

      Шифр МДС 13-21.2007 присвоен настоящему Положению в соответствии с Общероссийским строительным каталогом

      См. обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.

      Решением Верховного Суда РФ от 14 июля 2010 г. N ГКПИ10-628, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 2010 г. N КАС10-388, настоящее Положение признано не противоречащим действующему законодательству

      I. Общие положения

      1. Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

      Решением Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N АКПИ15-956, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2016 г. N АПЛ15-615, пункт 2 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

      2. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

      3. Действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

      4. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

      5. Жилым помещением признается:

      жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

      квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

      комната — часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

      Решением Верховного Суда РФ от 1 июля 2013 г. N АКПИ13-593, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 октября 2013 г. N АПЛ13-410, абзац первый пункта 6 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

      6. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

      Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

      Пункт 7 изменен с 10 марта 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2018 г. N 205

      7. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

      Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

      Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

      В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости — представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

      Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

      В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее — правообладатель).

      Решением Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N АКПИ15-956, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2016 г. N АПЛ15-615, абзац седьмой пункт 7 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

      Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2016 г. N 746 Положение дополнено пунктом 7.1

      7.1. В случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения.

      В случае наличия в составе комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностных лиц, осуществивших выдачу разрешения на строительство многоквартирного дома либо осуществивших выдачу разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, а также представителей органов государственного надзора (контроля), органов местного самоуправления, организаций и экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, участвовавших в подготовке документов, необходимых для выдачи указанных разрешений, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о создании другой комиссии в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта. При этом в состав такой комиссии не включаются указанные лица и представители.

      Состав комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, формируется в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 7 настоящего Положения. При этом в состав этой комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2016 г. N 746 пункт 8 изложен в новой редакции

      8. Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

      II. Требования, которым должно отвечать жилое помещение

      9. Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

      10. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях — в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

      Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

      11. Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.

      Решением Верховного Суда РФ от 27 апреля 2018 г. N АКПИ18-141 пункт 12 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству. Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 9 августа 2018 г.

      12. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

      13. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

      Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.

      14. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов — изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

      15. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

      16. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

      17. Доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта.

      18. Допустимая высота эксплуатируемого жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивать пожарную безопасность жилого помещения и жилого дома в целом.

      19. В реконструируемом жилом помещении при изменении местоположения санитарно-технических узлов должны быть осуществлены мероприятия по гидро-, шумо- и виброизоляции, обеспечению их системами вентиляции, а также при необходимости должны быть усилены перекрытия, на которых установлено оборудование санитарно-технических узлов.

      20. Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

      21. В жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир — не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир — не менее чем в 2 комнатах. Длительность инсоляции в осенне-зимний период года в жилом помещении для центральной, северной и южной зон должна отвечать соответствующим санитарным нормам. Коэффициент естественной освещенности в комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 процента в середине жилого помещения.

      22. Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах — не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.

      23. Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

      Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

      Решением Верховного Суда РФ от 22 сентября 2010 г. N ГКПИ10-786 пункт 24 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

      24. Размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях.

      25. Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение.

      Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.). Отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1:5,5 и не менее 1:8, а для верхних этажей со световыми проемами в плоскости наклонных ограждающих конструкций — не менее 1:10.

      26. В жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное — 45 дБ. При этом допустимые уровни шума, создаваемого в жилых помещениях системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, должны быть ниже на 5 дБА указанных уровней в дневное и ночное время суток.

      Межквартирные стены и перегородки должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 50 дБ.

      27. В жилом помещении допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах.

      28. В жилом помещении допустимый уровень инфразвука должен соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах.

      29. В жилом помещении интенсивность электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от стационарных передающих радиотехнических объектов (30 кГц — 300 ГГц) не должна превышать допустимых значений, установленных в действующих нормативных правовых актах.

      Информация об изменениях:

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2016 г. N 746 пункт 30 изложен в новой редакции

      30. В жилом помещении предельно допустимая напряженность переменного электрического поля и предельно допустимая напряженность переменного магнитного поля должны соответствовать значениям, установленным в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      31. Внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м.

      32. Концентрация вредных веществ в воздухе жилого помещения не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, установленных в действующих нормативных правовых актах. При этом оценка соответствия жилого помещения требованиям, которым оно должно отвечать, проводится по величине предельно допустимых концентраций наиболее гигиенически значимых веществ, загрязняющих воздушную среду помещений, таких, как оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 494 в наименование раздела III внесены изменения

      III. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

      33. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

      ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

      Решением Верховного Суда РФ от 13 июля 2016 г. N АКПИ16-394, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N АПЛ16-408, абзац третий пункта 33 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части

      изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 494 в пункт 34 внесены изменения

      34. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

      35. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

      Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 268 в пункт 36 настоящего Положения внесены изменения

      36. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

      Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией. Зоны вероятных разрушений при техногенных авариях устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании материалов технического расследования их причин.

      37. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

      38. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

      39. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, указанной в пункте 26 настоящего Положения, следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

      40. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания.

      41. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

      Решением Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N АКПИ12-801 абзац второй пункта 41 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в части использования слова «горячего»

      отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

      отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

      Решением Верховного Суда РФ от 14 мая 2007 г. N ГКПИ07-185 абзац четвертый пункта 41 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

      несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 г. N 494 в наименование раздела IV внесены изменения

      IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

      Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 269 пункт 42 изложен в новой редакции

      42. Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

      43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

      Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 269 в пункт 44 внесены изменения

      44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

      прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

      определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

      определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

      работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

      составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее — заключение);

      составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

      принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

      передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

      Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2013 г. N 311 пункт 45 изложен в новой редакции

      45. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

      а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

      б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

      в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;

      г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

      Решением Верховного Суда РФ от 15 июня 2016 г. N АКПИ16-355 подпункт «д» пункта 45 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

      д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

      е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

      Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

      Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

      Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45.2 настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.

      Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2013 г. N 311 Положение дополнено пунктом 45.1

      45.1. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

      Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2013 г. N 311 Положение дополнено пунктом 45.2

      45.2. Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

      а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

      б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений — технический план;

      в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

      Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.

      Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 269 Положение дополнено пунктом 45.3

      45.3. В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начала работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладатель такого имущества в течение 5 дней со дня получения уведомления о дате начала работы комиссии направляют в комиссию посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала информацию о своем представителе, уполномоченном на участие в работе комиссии.

      В случае если уполномоченные представители не принимали участие в работе комиссии (при условии соблюдения установленного настоящим пунктом порядка уведомления о дате начала работы комиссии), комиссия принимает решение в отсутствие указанных представителей.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2016 г. N 746 в пункт 46 внесены изменения

      46. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

      В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

      В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

      Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2016 г. N 746 в пункт 47 внесены изменения

      Решением Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N АКПИ15-956, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2016 г. N АПЛ15-615, пункт 47 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству в той части, в какой он не предусматривает принятие решений об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу

      Решением Верховного Суда РФ от 27 марта 2015 г. N АКПИ15-166 пункт 47 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

      47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

      о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

      о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

      о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

      о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

      о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

      об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

      Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

      base.garant.ru