Полезные статьи

Из пособия каше

Из пособия каше

Пособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения.

Излагаемая в предназначенном для логопедов пособии система коррекционного обучения рассчитана для детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Для этих детей характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность детей рассматриваемой группы к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников. Нередко наблюдается некоторое отставание в лексико-грамматическом развитии.

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь – июнь) при условии пребывания детей в специальном детском саду или группах (при массовых детских садах) для детей с недоразвитием фонетического строя речи.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой в объеме, предусмотренном программой для первого класса массовой школы.

При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д.).

В то же время в основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Речь идет о том, что процессу овладения детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой придается осознанный характер. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи Пособие для логопеда. М. Просвещение, 1985. 207 с., ил

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. — 207 с., ил.

В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей подготовительной группы.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. — 207 с., ил. 1

Общие методические указания 7

Формирование произношения 7

Обучение грамоте 12

Формирование грамматически правильной речи 18

Развитие словаря. 19

Формирование грамматически правильной речи 24

Развитие словаря. 26

Формирование грамматического строя речи. 29

Развитие связной речи. 32

Организация работы в специальных группах 33

Распорядок дня 48

Обучение на занятиях 50

Первый период обучения 50

Первая неделя обучения 58

Тема занятия: звук у (первое занятие). 59

Второе занятие на звук у. 60

Тема занятия: звуки а и у. 61

Вторая неделя обучения 64

Занятие на звук и. 64

Занятие на звуки уаи 64

Занятие на звуки п и п’. 65

Занятие на звук э 66

Третья неделя обучения 66

Тема занятия: звук и буква т. 66

Второе занятие на звук т 69

Занятие на звуки к и к’ 71

Четвертая неделя обучения 72

Занятие на звуки м, м’ и букву м 72

Тема занятия: звук л’. 74

Тема занятия: гласные звуки. 77

Пятая неделя обучения 79

Тема занятия: звук и буква о. 79

Занятие на звуки х и х’ 83

Тема занятия: дифференциация звуков к и х. 83

Шестая неделя обучения 86

Тема занятия: звук йот. 87

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот. 89

Тема занятия: звук ы. 94

Тема занятия: дифференциация звуков и – ы. 95

Седьмая неделя обучения 98

Тема занятия: мягкие звуки. 100

Тема занятия: звук и буква и (повторно). 101

Звуки с и с’ 102

Тема занятия: звук с. 104

Тема занятия: звук и буква с. 109

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь) 112

Второй период обучения 114

Формирование произношения и развитие речи. 114

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте. 115

Занятия во втором периоде обучения 117

Формирование произношения и развитие речи 117

Обучение грамоте 118

Занятия по формированию произношения и развитию речи 119

Звуки с, с’, з, з’ 119

Тема занятия: звук с. 119

Тема занятия: звуки с и с’. 123

Тема занятия: дифференциация звуков с и з. 130

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ 132

Звуки с, с’ и з, з’ 133

Буквы с, с’ и з, з’ 134

Звуки с и с’ 134

Звуки с, с’ и з, з’ 135

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’ 136

Тема занятия: дифференциация звуков п и б. 137

Тема занятия: звук т’. 141

Звуки д, д’, г, г’ 142

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’. 145

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’ 146

Шутки, скороговорки 147

Звуки б и б’ 147

Звуки д и д’ 147

Звуки г и г’ 148

Звуки б, б’, д, д’, г, г’ 148

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения) 149

Тема занятия: звук ш. 150

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш 154

Дифференциация ш – с 155

Тема занятия: дифференциация с – ш. 155

Тема занятия: дифференциация с – ш. 157

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш 161

Тема занятия: звук л. 166

Тема занятия: звук л. 168

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л 170

Звуки л и л’ 171

Звуки л, л’, ш, ж 172

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж 173

Тема занятия: дифференциация ж и з. 175

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков. 177

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж 180

Буквы ж и ш 181

Звуки ш, ж, с, з 181

Звуки ш и ж 181

Звуки с, з, ш, ж 181

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’ 182

Тема занятия: звуки р и р’. 183

Тема занятия: звуки р – л. 185

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’ 192

Занятия по обучению грамоте 196

Звук и буква н 198

Звук и буква з 201

Звук и буква х 202

Звук и буква б 204

Звук и буква в 205

Звук и буква д 206

Звук и буква э 207

Звук и буква г 208

Звук и буква ш 208

Звук и буква л 212

Звук и буква ж 215

Звук и буква р 219

Звук и буква й 221

план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль) 224

Третий период обучения 225

Формирование произношения и развитие речи. 225

Развитие речи. 226

Занятия по формированию произношения и развитию речи 227

Тема занятия: звук ч. 227

Тема занятия: дифференциация звуков ч и т’. 229

Звук ц. Дифференциация ц – с 231

Тема занятия: звук щ. 233

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ 237

Звуки ц, с, т’ 237

Занятия по обучению грамоте 244

Звук и буква ч 246

Звук и буква ц 249

Звук и буква ф 249

Звук и буква щ 250

Ь разделительный 251

Ъ разделительный 252

Послебукварный период обучения 253

Занятия по развитию речи 256

Развитие словаря. 256

Тема занятия: образование слов с помощью приставок. 257

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных. 261

Развитие грамматического строя речи. 263

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь) 271

metodich.ru

Предисловие

Перед дошкольными учреждениями как общего типа, так и специального назначения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.

Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усво­ить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.

В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом раз­витии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.

Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сход­ных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых не сформированных словообразований и видовых понятий. В само­стоятельной речи этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д. Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и’ становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими.

Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа. Он приме­няется при обследовании речи детей и формировании:

а) звукопроизношения, фонематического слуха, навыка звуко­вого анализа и синтеза;

б) словарного запаса;

в) грамматической правильности речи;

Активизация умственной деятельности детей, развитие внима­ния и памяти являются существенно необходимыми условиями, обеспечивающими высокое качество учебно-воспитательной работы. Предлагаемый материал помогает решить и эти задами.

При подборе картинок учитывается насыщенность лексическо­го материала изучаемым звуком, место звука в слове (в начале, середине, конце), отсутствие смешиваемых или дефектно произ­носимых звуков.

Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки:

а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в в твердом и мягком звучании и звука т — I серия (картинки 1—24);

ль, йот, ы — II серия (картинки 1—36);

с, сь, з, зь, ц, ть — III серия (картинки 1—74);

б, бь, д, дь, г, гь — IV серия (картинки 1—20);

ш, ж — V серия (картинки 1—32);

р, рь, л —VI серия (картинки 1 — 125);

ч, щ —VII серия (картинки 1—65);

все пройденные звуки —VIII серия (картинки 1 — 140).

В словарный, фразовый и текстовой материал каждой из серий входят только те звуки, которые уже отработаны с детьми. Так, например, из материала I серии исключены все звуки последую­щих серий; из материала V серии исключены звуки VI и VII серий и т. д.

.Для удобства пользования пособием рекомендуется разрезать все листы, а полученные картинки подобрать по сериям и помес­тить в отдельные конверты.

studfiles.net

Почти с самого начала обучения понадобятся указки и цветные фишки (квадратики из плотного материала размером 1,5 × 1,5 см): красные – для обозначения гласных звуков, черные – для обозначения твердых согласных звуков, несколько позднее – синие – для обозначения мягких согласных звуков. Наборы фишек и указки вкладываются в индивидуальные конверты.

Кроме того, для составления и чтения слогов и слов используются картонные ленты с напечатанными на них буквами или слогами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе плотного материала (рис. 1) (так называемые «окошечки»). Протаскивая поочередно ленты, дети составляют слоги или слова.

В первую очередь для составления обратных и прямых слогов используются ленты № 1 и № 2. (Буквы можно вписывать постепенно по мере их прохождения.) В конце первого периода обучения добавляется лента № 3, которая используется вместе с лентой № 2 для чтения слов типа мак. В конце первого и начале второго периода обучения добавляются еще две ленты (№ 4 и № 5), с помощью которых дети упражняются в чтении слов типа косы, кони, няня.

Для упражнения в чтении слогов готовится пособие, состоящее из прямоугольника, сделанного из плотного материала (примерно 40 × 30 см), с шестью расположенными вертикально кармашками для гласных букв по обеим сторонам и одним кармашком в центре для согласной буквы (рис. 2).

Таблица слогов – необходимое пособие, используемое в течение всего букварного периода. На таблице пишутся прямые слоги со всеми буквами в последовательности их прохождения.

3. Что касается развития речи детей, то как это указывалось выше, материал, который служит для закрепления правильного произношения звуков, подбирается таким образом, чтобы он одновременно удовлетворял задаче устранения пробелов лексико-грамматического развития. Уже в это время, несмотря на ограниченность правильно произносимого речевого фонда, появляется возможность включать в занятия некоторые упражнения, направленные на развитие словаря и формирование грамматически правильной речи. Так, слова, используемые для закрепления правильного произношения любого из усваиваемых в это время звуков, предлагаются детям как в единственном, так и во множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа, по возможности в уменьшительной форме (дом – дома – домов – домик – домики – домиков; колесо – колеса – колес – колесико – колесики – колесиков). Во всех случаях дети самостоятельно образовывают нужные формы слова. Включаются упражнения: в договаривании недостающих слов «Это утка, а это?» (Утки.) «Тут много?» (Уток.) «Это дуб, а это маленький?» (Дубок.); в угадывании задуманного слова по его окончанию: «Какую картинку (вывешивают картинки «Муха» и «Мухи») я задумала, если в слове последний звук и

pedlib.ru

Дидактическое пособие «Сварим кашу»

Лариса Бородич
Дидактическое пособие «Сварим кашу»

Автор: Бородич Лариса Николаевна, воспитатель высшей квалификационной

Название пособия: «Сварим кашу».

Цель пособия: развитие связной речи, формирование лексико — грамматических конструкций, обогащение словаря дошкольников посредством усвоения знаний о полезности каши как продукте здорового питания.

Задачи пособия:

образовательные: формировать представления детей о каше, как о полезном продукте питания для здоровья человека; обогащать знания детей из чего варят каши, различать и называть разные виды круп; учить детей использовать жизненный опыт в игре, формировать навыки словообразования и словоизменения; закрепить представления об основных цветах и их оттенков; закрепление понятий ягоды и фрукты.

развивающие: развивать речь детей и способность общаться со сверстниками и взрослым в процессе совместной деятельности; развивать познавательный интерес к экспериментированию, фантазию, наблюдательность; мелкую моторику рук;

воспитательные: воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;

Возрастная направленность: пособие можно использовать младшего и старшего дошкольного возраста.

Описание пособия: ламинированные макеты кастрюль разного цвета и крышки к ним; тканевые мешочки с разной крупой; прозрачные мешочки с той же крупой; ламинированные тарелки с разными видами каш; ламинированные фрукты и ягоды.

Методические рекомендации по работе с пособием: пособие может использоваться в совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи; при организации познавательно-исследовательской деятельности; в индивидуальной работы;

для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности.

Дидактическое пособие «Сварим кашу» позволяет обогащать словарный запас детей дошкольного возраста, способствует речевому развитию детей.

Использование пособия: детям предлагается сварить кашу (можно обыграть

этот момент). Дети рассматривают прозрачные мешочки с крупой и выбирают из какой крупы сварить кашу, называют ее и рассказывают какая она. Воспитатель предлагает детям сварить кашу в кастрюле определенного цвета или дети выбирают цвет самостоятельно. А чтобы каша варилась быстрее, дети подбирают крышку для кастрюли такого же цвета. На ощупь находят крупу среди мешочков из ткани и кладут мешочек в кастрюлю. Когда каша готова, дети находят тарелку с соответствующей кашей и украшают ягодами или фруктами. В ходе игры добиваться от детей четкого проговаривания действий.

Дидактическое пособие «Трудовизор» Дидактическое пособие «Трудовизор» Педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам.

Дидактическое пособие «Черепашка» Дидактическое пособие «Черепашка» многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач предназначено для работы с.

Дидактическое пособие «Кукляндия» Дидактическое пособие «Кукляндия» представляет собой наборы плоскостных кукол и шкафчиков из разноцветного фетра в дизайнерском исполнении.

Дидактическое пособие «Мы-метеорологи» Цель: поддерживать интерес детей к новым знаниям и знакомству с оборудованием метеоплощадки, определению погодных показаний; упражнять в.

Дидактическое пособие «Огород» Дидактическое пособие «Огород» предназначено для развивающей игры детей дошкольного возраста. Для детей 2-3 лет учим называть овощи и ягоды,.

Дидактическое пособие «Осьминог» Многофункциональное вязаное дидактическое пособие «Осьминог» поможет дошкольникам: — развить тактильное восприятие так как связано из различных.

Дидактическое пособие «Портрет» Представляю свой вариант дидактической игры «Собери портрет», который выполнен из фетра. Сейчас игрушки из фетра пользуются большой популярностью.

www.maam.ru