Полезные статьи

Изменения в земельном налоге в 2013 году

Оглавление:

Не пропустите изменения по налогам на транспорт и имущество

начальник Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России

Беседу провела Екатерина Валуева , эксперт по финансовому законодательству

В конце прошлого года в Налоговый кодекс было внесено много изменений. Не обошли стороной и транспортный налог для дорогих автомобилей и налог на имущество организаций. Так, были введены повышающие коэффициенты, применять которые необходимо в зависимости от стоимости и возраста автомобилей. Для некоторых объектов недвижимости поменялся порядок расчета имущественного налога. Об этих и других изменениях нам рассказал Михаил Сергеев, начальник Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России.

В 2014 году увеличился транспортный налог для дорогих автомобилей. Михаил Викторович, расскажите, как, кем и на основании каких данных определяется стоимость автомобиля?

С 1 января 2014 года вступил в силу Закон 1 , в соответствии с которым в нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок расчета транспортного налога в отношении дорогих автомобилей, вносятся изменения. Так, пункт 2 статьи 362 Налогового кодекса дополнен положениями, устанавливающими применение повышающего коэффициента при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей.

Данный коэффициент определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Например, для автомобиля стоимостью 3—5 миллионов рублей и возрастом не более года коэффициент составит 1,5, а уже для автомобиля стоимостью 5—10 миллионов рублей и таким же возрастом повышающий коэффициент будет равняться 2.

Порядок расчета средней стоимости будет утвержден Минпромторгом России. Также он будет ежегодно размещать не позднее 1 марта на своем сайте перечень автомобилей средней стоимостью свыше трех миллионов рублей.

Как влияет на расчет налога увеличение стоимости транспорта в течение года (модернизация, ремонт)?

Предполагается, что расчет средней стоимости легкового автомобиля будет производиться исходя из базовой версии легкового автомобиля, то есть стоимости модели автомобиля в стандартной комплектации без учета модернизации.

Какой повышающий коэффициент должна применить компания, если совпадает только одно условие (стоимость или возраст)?

Повышающие коэффициенты применяются, если совпадают оба условия (стоимость и год выпуска). Для остальных авто коэффициент не применяется.

Будет ли по новым правилам учитываться объем двигателя или только стоимость транспорта?

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, а также, при необходимости, с учетом повышающего коэффициента.

Для транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах.

Объем двигателя в формуле исчисления налога напрямую не участвует. Вместе с тем при определении средней стоимости такой показатель тоже может быть учтен Минпромторгом.

С 2014 года вводится новый порядок расчета налога на имущество. Ко всем ли объектам он будет применяться?

С 2014 года налоговая база в отношении некоторых объектов недвижимого имущества будет определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода.

Прежде всего это коснется владельцев административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Также по-новому считать налог на имущество придется собственникам нежилых помещений, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

И наконец, придется пересчитать налоговую базу по недвижимости иностранным организациям, не осуществляющим деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также иностранным организациям, не относящимся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, владеющим недвижимостью.

Кто и на основании каких данных будет определять, относится имущество к группе объектов, облагаемых по новым правилам или по старым?

Указанный порядок исчисления налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет применяться в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации и включения соответствующего объекта в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Указанный перечень определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по местонахождению объекта недвижимости. На 2014 год такие особенности налогообложения недвижимого имущества организаций у себя ввели три субъекта РФ: Москва, Московская и Амурская области.

Как будет рассчитываться кадастровая стоимость объекта?
Будет ли создаваться комиссия по расчету/определению кадастровой

Кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона № 135 ФЗ 2 и нормативными актами Минэкономразвития России.

По новым правилам налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости по состоянию на начало налогового периода, а не по среднегодовой стоимости, как было раньше. А что делать компании, если на начало налогового периода кадастровая стоимость не установлена?

Когда известна кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Если по объектам недвижимого имущества российских и иностранных организаций, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, кадастровая стоимость не определена на начало налогового периода, они облагаются в данном налоговом периоде по среднегодовой стоимости.

В случае если кадастровая стоимость не определена по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, то налоговая база по ним в данном налоговом периоде принимается равной нулю.

Как рассчитать налог на имущество, если в течение года компания выявила новое имущество, подпадающее под расчет по новым правилам, например, приобрела помещение в торговом комплексе?

Если организация приобрела в течение налогового периода объект недвижимого имущества, включенный в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, и по этому объекту определена кадастровая стоимость, то в отношении этого объекта исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) будет производиться с учетом количества полных месяцев владения указанным объектом в течение налогового (отчетного периода).

Михаил Викторович, расскажите, пожалуйста, планируются ли какие-либо изменения в части порядка расчета и уплаты земельного налога?

В 2013 году каких-либо изменений в части земельного налога не произошло, поэтому в 2014 году налог исчисляется по текущим правилам. В дальнейшем мы планируем отменить обязанность индивидуальных предпринимателей представлять декларации по земельному налогу и направлять им уведомления аналогично порядку взаимодействия с обычными гражданами.

При расчете земельного налога необходимо учитывать кадастровую стоимость. Может ли она равняться рыночной стоимости?

Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Если на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка произошли изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, и такие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода, то кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной стоимости, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

Как рассчитать земельный налог, если кадастровая стоимость поменялась в течение года?

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если изменение кадастровой стоимости произошло в течение налогового периода в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то измененная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

Как узнать об изменении кадастровой стоимости?

Территориальные органы Росреестра представляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости (в том числе измененной) по письменному заявлению налогоплательщика.

Также сведения о кадастровой стоимости (в том числе измененной) для целей налогообложения можно посмотреть на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

2 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

www.garant.ru

Разъясняем законодательство

Про уплату земельного налога

Вопрос: Здравствуйте. К нам обратились пенсионеры – жители села Б-Жирово Фатежского района, которым пришло извещение уплатить земельный налог на 2014 и 2013 года, общая сумма составила 1831 рубль. Но за 2013–й год земельный налог уже был уплачен в размере 160 рублей. Пенсионеры обратились за разъяснениями в налоговую инспекцию по месту жительства, в устной беседе сотрудники налоговой сообщили, что сумма платежей за 2013-й год была невелика, поэтому и нужно оплатить новую сумму. Правомерно ли требовать уплатить налог повторно? Если да, с чем это связано. Если нет, куда могут обратиться люди за защитой своих интересов?

Отвечает заместитель прокурора Фатежского района Ярыгина Т.М.: Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата

Порядок и сроки уплаты земельного налога регулируются главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а также нормативными актами представительных органов муниципальных образований.

Всем гражданам, обладающим земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, направляются налоговые уведомления на уплату земельного налога, с указанием суммы налога к уплате, а также подробным ее расчетом.

Налоговые инспекторы определяют сумму земельного налога на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов муниципальных образований.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.391 НК РФ).

Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 391 НК РФ предусмотрена возможность изменения налоговой базы в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. В таком случае изменение налоговой базы учитывается, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Таким образом, в случае ошибки Росреестра подлежит пересчету налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Если кадастровая стоимость была изначально завышена по данным Росреестра, то излишне уплаченный налог можно вернуть (или зачесть), написав заявление в инспекцию. Одновременно, если кадастровая стоимость была изначально занижена, то в результате исправления технической ошибки может потребоваться доплата налога.

Вместе с тем, для установления достоверных обстоятельств конкретного случая пересчета налоговых платежей необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

prockurskobl.ru

Земельный налог в 2013-2014 году

Земельный налог относится к местным, подробно описан в 31 главе Налогового кодекса Российской Федерации и является обязательным к уплате в регионах, власти которых приняли нормативный правовой акт о введении этого налога. Земельный налог для ИП является довольно обширной темой, но мы постараемся рассказать о нем максимально информативно для вас.

Земельный закон в Рф – плательщики, налоговая база, льготы, проблемы

Плательщики земельного налога – абсолютно все организации, и обычные люди, владеющие землей.В Москве и Санкт-Петербурге нюансы земельного налога устанавливают сами местные власти. Местные власти регионов на основании Федерального закона издают местные положения о земельном налоге, которые устанавливают сроки порядок уплаты налога, отчетный период, льготы и прочее.

Федеральный закон о земельном налоге

Земельный налог введен Федеральным законом от 29.11.2004 №141-ФЗ, в 2010 году в статьи 396, 397 и 398 (в которых определяется порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, порядок и сроки представления налоговой декларации) Федеральным законом № 229-ФЗ внесены правки. В 31 главе Налогового кодекса прописаны все нюансы, касающиеся земельного налога, со всеми правками и изменениями.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база (то есть характеристика объекта, исходя из которой рассчитывается налог) – это кадастровая стоимость земельного участка, за который будет выплачиваться налог.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют ее сами, на основании сведений государственного земельного кадастра, физическим лицам налоговую базу определяет налоговая служба, на основании предоставленных государственными органами сведений из того же реестра.

Если земельный участок находится в общей собственности, налоговая база делится поровну между всеми собственниками, если земельный участок находится в общей долевой собственности, налоговая база делится пропорционально долям собственников.

Земельный налог для ИП

Индивидуальные предприниматели обязаны платить земельный налог так же, как и все остальные, если их земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

То есть если ИП, например, занимается сельским хозяйством и владеет землей, на которой выращивает картошку на продажу, он обязан платить земельный налог. Но только если данный земельный участок принадлежит ИП по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения, если же земля в аренде или безвозмездном срочном пользовании, то земельный налог выплачивает ее владелец.
ИП обязан платить земельный налог вне зависимости от используемой им системы налогообложения.

Земельный налог физических лиц

Физические лица, владельцы земельных участков, так же, как организации и ИП (если владеют землей по праву собственности, праву постоянного (бессрочного) пользования или праву пожизненного наследуемого владения) являются плательщиками земельного налога. Сумма налога составляет процент от кадастровой стоимости земли (определяется специальной комиссией).

Налоговый период по земельному налогу

Согласно законодательной базе, налоговый период устанавливается сроком на календарный год (как для организаций, ИП, так и для физических лиц). Сроки уплаты налога устанавливают органы местного самоуправления, граждане должны выплачивать налог на основании присылаемых уведомлений из соответствующих организаций.

Начисление земельного налога

Физическим лицам начисление налога производится исключительно налоговыми органами, организации и ИП сами рассчитывают свой земельный налог.

И авансовые платежи по земельному налогу, и налог выплачиваются в соответствии с установленным налоговым периодом в местный бюджет (той территории, которой принадлежит земельный участок).

Задолженность по земельному налогу

Если вдруг у вас возникают сомнения о задолженностях или вы хотите проверить свою бухгалтерию, Федеральная служба Российской Федерации ввела новый онлайн сервис: возможность узнать и рассчитать задолженность с помощью специальной формы. Вам понадобится ввести лишь фамилию и имя, а также идентификационный код.
Кстати, данный сервис помогает не только узнать задолженность по земельному налогу,но и по имущественному, транспортному и налогу на доходы физических лиц.

Коды бюджетной классификации

Оплачивая земельный налог (впрочем, как и любой другой), необходимо правильно указывать все реквизиты, в частности коды бюджетной классификации. КБК по земельному налогу физических лиц на 2013 и 2014 года можно легко найти в интернете на сайтах, посвященных бухгалтерии и налогам.

Налоговые льготы по земельному налогу

p>Закон предусматривает налоговые льготы и налоговые вычеты для некоторых налогоплательщиков.

Льготы по уплате земельного налога

Пятый пункт статьи 391 Налогового кодекса гласит, что налоговую льготу в размере 10 000 рублей получают такие граждане, как:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I группы инвалидности и II группы инвалидности (если она была установлена до первого января 2004 года);
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
  • физические лица, которые принимали в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, которые подверглись радиационному влиянию в результате Чернобыльской катастрофы и ликвидации ее последствий, в результате аварии на ПО «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в речку Теча, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • физические лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами в результате взаимодействия с любыми видами ядерных установок.
  • Освобождение от земельного налога

    В 395 статье Налогового кодекса есть перечень из девяти действующих пунктов, согласно которому от земельного налога освобождаются (конечно, при условии целевого использования земельных участков):

  • религиозные организации;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  • организации, владеющие участками, по которым проходят государственные автомобильные дороги;
  • общественные организации инвалидов (при условии, что инвалиды составляют не менее 80% организации);
  • организации народных художественных промыслов;
  • судостроительные организации, которые имеют статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации-резиденты особой экономической зоны;
  • организации, подпадающие под Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»;
  • физические лица – представители малочисленных народовСибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Общины таких народов.
  • Как снизить земельный налог

    Сделать это можно только уменьшив кадастровую стоимость земли. Сделать это может не только владелец участка, но и землепользователь, арендатор и даже субарендатор.

    Для изменения кадастровой стоимости земельного участка нужно обратиться в арбитражный суд и предоставить туда пакет документов от заявления о пересмотре кадастровой стоимости до заключений и отчетов о стоимости объекта налогообложения и недвижимости (если таковая на земельном участке имеется).

    Второй способ снизить земельный налог: обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (в течение полугода после кадастровой оценки).

    Какие участки не подлежат налогообложению

    Земельный налог устанавливаетсяна конкретные земельные участки юридических и физических лиц. Существует ряд участков, который налогом не облагается, например, такие земли, как:

  • занятые объектами культурного и археологического наследия, заповедниками;
  • предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, а также для таможенных служб;
  • предоставленные лесному и водному фондам;
  • изъятые из оборота.
  • Налоговые ставки

    Размер земельного налога зависит от целевого назначения земель, а также от статуса его владельца (льготник или нет). Если вышенаписанное о льготах и освобождении от уплаты к вам не относится, а земельный участок вы используете для:

    • сельского хозяйства;
    • жилья или будущего жилья;
    • сада, огорода, личного подсобного хозяйства,
    • вы будете выплачивать 0,3 процента от кадастровой стоимости земли раз в год.

      В остальных случаях выплачивается 1,5 процента.

      Местные органы самоуправления могут установить дифференцированную налоговую ставку. Для земельных участков, приобретенных для строительства жилья, в период проектирования и постройки налогообложение производится с учетом коэффициента.

      Напомним, что налог на землю предпринимателями платится при любой системе налогообложения, то есть земельный налог при УСНили ЕНВД выплачивается так же, как и при общей системе.

      Перерасчет земельного налога

      Кадастровая оценка земель проводится раз в пять лет. Если по результатам переоценки произошло улучшение положения налогоплательщика, можно обратиться в налоговую службу с заявлением о перерасчете земельного налога.
      Новые данные считаются действующими с первого января нового года, следовательно, вы можете просить перерасчет налога, например, за прошлый год, потому что нормативные акты перерасчета имеют обратную силу, если улучшают положение налогоплательщика.

      Проблемы земельного налога

      В связи с тем, что налоговую базу определяют согласно кадастровой стоимости земельных участков, а многие муниципальные образования предоставляют информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков в налоговые службы не вовремя или не в полных объемах, страдают физические лица, которым сумму налога начисляют именно налоговые службы.

      Определенные проблемы возникают и при начислении налога на участки, где построены многоквартирные жилые дома: зачастую кадастровый учет таких участков не производился, и у владельцев квартир нет документов на землю.

      Если вы считаете, что с вашим налогом на землю какие-то проблемы, смело открывайте Налоговый кодекс, главу 31 «Земельный налог», и не стесняйтесь обращаться в государственные органы с жалобами и заявлениями.

      Земельный налог в 2012 году

      С первого января 2012 года на основании пункта 11 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации судостроительные организации (см. выше абзац об освобождении от земельного налога) не выплачивают земельный налог. Если, конечно, используют земельные участки для судоремонта и под производственные помещения.

      Также в 2011 году был произведен перерасчет кадастровой стоимости земель, что позволяет тем налогоплательщикам, чье положении в соответствии с новыми сведениями улучшилось, подать заявление о перерасчете земельного налога.

      Земельный налог в 2014 году

      В 2014 году планируется новый налог на недвижимость, который заменит одновременно земельный и имущественный налоги. Налог будет обязательным как для юридических, так и для физических лиц, а также будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости.

      Новый налог планировали ввести с первого января 2013 года, но теперь же сроки перенесли на следующий год.

      Как вы уже поняли, разобраться в том, что касается земельного налога в налоговом кодексе, не так уж сложно, если потратить несколько часов своего времени и внимательно изучить соответствующие статьи.

      www.hr-portal.ru

      Земельный налог — 2013: особенности уплаты

      Земельный налог, установленный главой 31 Налогового кодекса РФ, относится к местным налогам, вводится на территориях муниципальных образований правовыми актами представительных органов этих образований. В городах Москве и Санкт-Петербурге налог вводится в действие законами субъектов. Именно в этих актах компании и предприниматели найдут необходимую им информацию о налоговых ставках, порядке и сроках уплаты налога, а также о дополнительных льготах.

      Налогоплательщиками являются лица, которые владеют земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Если земля находится у компании на праве безвозмездного срочного пользования или получена по договору аренды, земельный участок налогом не облагается. Это следует из ст. 388 Налогового кодекса.

      Статус организации или физического лица в качестве налогоплательщика определяется на основании документов о соответствующих правах пользования на земельные участки (права собственника, права арендатора и т.п.). Речь идет о свидетельствах о праве собственности или о праве постоянного (бессрочного) пользования землей, а также договорах аренды.

      Юридические лица, которые пользуются участком на праве постоянного (бессрочного), за исключением государственных бюджетных и казенных учреждений в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ, должны были переоформить его на право аренды или выкупить землю до 1 января 2012 г. С 2013 г. ст. 7.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления либо приобретения таких участков. Нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 100 000 руб.

      Права на землю подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Таким образом, плательщиком земельного налога признается лицо, которое указано в ЕГРП в качестве правообладателя. Налог уплачивается с момента внесения записи в ЕГРП о праве организации на земельный участок и до внесения записи о переходе этих прав к другому лицу.

      Арендаторы земельных участков налогоплательщиками не являются. Этого правила придерживаются суды (постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54) и Минфин России (письмо от 21.10.2011 № 03-05-06-02/110). Но это общее правило. Есть еще два частных случая, когда организация должна платить налог даже при отсутствии в ЕГРП сведений о ее правах на участок. Один из них связан с универсальным правопреемством при реорганизации компаний (за исключением выделения). Так вот, права на земельные участки в силу закона переходят непосредственно к правопреемнику реорганизованной организации, и он становится плательщиком земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

      Второй случай связан с правоустанавливающими документами на землю, полученными до вступления в силу законодательства о регистрации прав на недвижимость, то есть до 31 января 1998 г. В силу ст. 6 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

      В случае отсутствия в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ.

      Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земли по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Результаты оценки земель утверждаются региональными нормативно-правовыми актами, на основании которых кадастровая стоимость вводится в реестр и доводится до сведения налоговых органов Росреестром. Сведения о кадастровой стоимости и номере земельного участка предоставляются бесплатно любым юридическим лицам в виде кадастровой справки. Кроме того, на интернет-сайте Росреестра каждый собственник может узнать кадастровую стоимость своего земельного участка согласно указанному в свидетельстве о праве собственности кадастровому номеру земельного участка.

      Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, для целей налогообложения в силу ст. 65 Земельного кодекса РФ применяется нормативная цена земли (письмо Минфина России от 13.08.2009 № 03-05-04-02/55). При отсутствии кадастровой стоимости нормативная цена земельного участка указывается в кадастре. Такого же мнения придерживаются и арбитражные суды, руководствуясь позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54.

      Нормативная цена — это показатель, характеризующий стоимость участка, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости, но не более 75% рыночной цены типичного участка с таким же целевым назначением. Этот показатель должны ежегодно определять органы исполнительной власти субъектов РФ.

      Минфин России письмом от 10.03.2011 № 03-05-04-02/18 разъяснил, что для земельных участков, в отношении которых принято решение суда об отмене их кадастровой стоимости, утвержденной нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ с даты вступления в силу такого акта, кадастровая стоимость не может являться определенной (установленной) в период с даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по дату вступления в законную силу решения суда. Таким образом, в целях установления налоговой базы по земельному налогу применяется нормативная цена земли, если она утверждена в установленном порядке.

      Изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.

      Поэтому, если изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло в течение налогового периода, данное изменение должно учитываться при определении налоговой базы, которая будет использоваться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде (письмо Минфина России от 12.08.2011 № 03-05-05-02/42). В силу ст. 5 Налогового кодекса при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, когда улучшается положение налогоплательщика, а если вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель ухудшают положение налогоплательщика, то вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются с нового налогового периода (письмо Минфина России от 12.09.2011 № 03-05-05-02/46).

      Налоговым кодексом установлены две налоговые ставки — 0,3 и 1,5%. Конкретные ставки земельного налога определяются органами местного самоуправления в пределах установленных Налоговым кодексом с учетом категории земель и вида разрешенного использования земли.

      Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в главу 31 «Земельный налог» Кодекса внесены изменения. А именно, отменена налоговая преференция в отношении земель, предназначенных для обороны, безопасности и таможенных нужд. Для этой категории земель с 1 января 2013 г. установлена ставка земельного налога в размере не более 0,3%.

      Перспективы введения налога на недвижимость

      Что касается перехода на налог на недвижимость, который предусматривает отмену земельного налога, данная мера позволит объединить земельный налог и налог на имущество физичес­ких лиц в один налог. Ожидается, что переход на налог на недвижимость будет осуществляться с 2014 г. При этом преду­сматривается установление переходного периода до 2017 г., который позволит муниципальным образованиям завершить кадастровую оценку объектов недвижимости и принять нормативные правовые акты о налоге на недвижимость.

      Переход на налог на недвижимость для юридических лиц пока не определен. Однако постепенный вывод из налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества (активной части основных средств) и ускоренная амортизационная политика позволят создать предпосылки для его введения на ближайшую перспективу.

      www.eg-online.ru