Полезные статьи

Измена родине уголовный кодекс

Измена родине уголовный кодекс

1. Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории — записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.
Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
Суверенитет — это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.
Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.
2. Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.
Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
3. В УК РСФСР были предусмотрены семь форм измены: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти.
Переход на сторону врага предполагал совершение этого деяния в период войны или в боевой обстановке. УК не называет военное время и боевую обстановку в качестве признаков состава преступления.
Бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы по существу не были формами измены, а лишь способами совершения указанного преступления. Буквальное толкование этих форм как перемещение гражданина СССР на территорию иностранного государства или отказ возвратиться на территорию СССР противоречило понятию измены Родине как враждебной деятельности гражданина СССР совместно с внешним противником и не позволяло отграничить это преступление от незаконного выезда из страны (ст. 83 УК РСФСР).
В УК эта форма государственной измены отменена.
Не вписывалась полностью в признаки измены и такая ее форма, как заговор с целью захвата власти. В тех случаях, когда заговорщики осуществляют свою деятельность совместно с иностранным государством или иностранной организацией, их действия образуют состав государственной измены. Но когда заговорщики действуют, не контактируя с иностранными государствами или иностранными организациями, заговор не содержит признаков государственной измены.
Важное изменение внесено в содержание таких форм измены, как выдача государственной тайны и оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В УК РСФСР в качестве адресата выдачи и оказания помощи называлось только иностранное государство и не назывались иностранные организации или их представители.
В УК речь идет не только об иностранном государстве, но и об иностранных организациях или их представителях.
4. Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
5. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации, — ст. 2 Федерального закона от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 06.10.97) .
———————————
РГ. 1993. N 182; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно»; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
6. Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
И шпионаж, и выдача — конкретизация основной формы измены — оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях, и т.д.
7. Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической — срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной — поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки — расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.
8. Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи — с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
9. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности России.
10. Субъектом государственной измены является только гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.
11. Если за измену Родине по п. «а» ст. 64 УК РСФСР предусматривалась смертная казнь с обязательной конфискацией имущества, то в комментируемой статье — санкция от двенадцати до двадцати лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК это преступление относится к особо тяжкому, поскольку за совершение его законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.
12. В примеч. к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

www.ukrf.net

Статья 111. Государственная измена

1. Государственная измена, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины:

переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта, шпионаж,

оказание иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении

подрывной деятельности против Украины,наказывается лишением свободы на срок от десяти

до пятнадцати лет.

2. Освобождается от уголовной ответственности гражданин Украины, если он во исполнение преступного

задания иностранного государства, иностраннной организации или их представителей никаких действий не

совершил и добровольно заявил органам государственной

власти о своей связи с ними и о полученном задании.

1. Непосредственным объектом государственной измены является государственная безопасность в различных

сферах общественной жизни, главным образом в сфере

обеспечения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности.

Государственный суверенитет — это самостоятельность

государственной власти как внутри государства, так и за

Территориальная неприкосновенность выражается в защищенности территории государства в пределах существующей государственной границы от различных посягательств извне.

Обороноспособность определяется степенью готовности

государства к защите от агрессии. Она определяется совокупностью экономического, социального, научного, морально-психологического и военного потенциалов.

2. Объективная сторона государственной измены выражается в следующих формах:

1) переход на сторону врага в военное время или в

период военного конфликта;

3) оказание иностранному государству, иностранной

организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.

Переход на сторону врага может выразиться в разнообразных формах сознательного сотрудничества с противником в военное время или в период военного конфликта.

Например, вступление гражданина Украины в военные или

карательные формирования вражеского государства, добровольная сдача в плен с целью оказания помощи неприятелю и т.п.

Данная форма преступления осуществима в военное

время, либо в мирное время в период вооруженного конфликта.

Военное время — это период с момента объявления Верховной Радой Украины состояния войны или начала военных действий в случае нападения на территорию Украины, а также если существует необходимость исполнения международных договоров в области оборонного

сотрудничества. Такое положение сохраняется к моменту

объявления Верховной Радой Украины решения о прекращении военных действий.

Вооруженный конфликт — это определенное положение военных формирований Украины, которые ведут согласованные действия по уничтожению военного противника, защиты определенных рубежей государства, а также

выполнения различных тактических заданий.

Шпионаж как форма государственной измены признается таковой в том случае, если передача или собирание с

целью передачи иностранному государству, иностранной

организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, совершаются гражданином

В отличие от шпионажа, предусмотренного в ст.

УК, выдача государственной или военной тайны может

быть совершена лишь таким гражданином Украины, которому сведения, составляющие государственную или военную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе. При отсутствии антигосударственного

умысла разглашение государственной тайны должно квалифицироваться при соответствующих обстоятельствах по

Подрывная деятельность может заключаться в вербовке лиц для проведения враждебной деятельности против

Украины, укрытии иностранных разведчиков, представлении им нужных инструкций и информации, изготовлении

и добывании для них документов, предоставлении средств

передвижения, снабжении одеждой и продуктами питания

и в другом содействии иностранному государству или его

представителям в ущерб государственной независимости,

территориальной неприкосновенности и военной мощи Украины. Также такая деятельность может выразиться в содействии иностранному государству в совершении террористических или диверсионных актов, в способствовании

разрыву дипломатических отношений, договоров, заключенных между Украиной и другими государствами, развязыванию войны между государствами и т.п.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи иностранному государству

или его представителю. Нередко могут иметь место стадии совершения этого преступления. Как приготовление

можно рассмотреть: разработку плана оказания помощи,

создание условий для установления контакта с адресатами и т.д. Покушение образуют: неудавшаяся попытка

установить контакт с представителями иностранного государства или иностранной организацией, совершение действий, направленных на оказание помощи, которой иностранная разведка по каким-либо причинам не воспользовалась, и т.п.

3. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо сознает общественно-опасный характер своих

действий и желает их осуществить. Также в данном составе имеет место специальная цель — причинение ущерба государственной безопасности Украины.

4. Субъект преступления — только гражданин Украины, достигший 16-летнего возраста.

5. Ч. 2 статьи предусматривает специальное основание

освобождения от уголовной ответственности гражданина

Украины в том случае, если:

1) лицо добровольно и своевременно сообщило органам власти или каким-либо образом содействовало предотвращению нанесения ущерба интересам Украины;

2) в действиях лица не содержится признаки иного

Данная поощрительная норма дает возможность лицу

отказаться от совершения преступления и при выполнении им указанных условий гарантировать его освобождение от уголовной ответственности.

lawbook.online

Наказания за выдачу секретной информации в разных странах

Главное полицейское управление Японии объявило в среду, 16 января, что работник канцелярии премьер-министра Ясуо Фукуды (Yasuo Fukuda) передавал сотруднику посольства РФ материалы, содержащие секретную информацию. Уже в течение января все материалы дела будут направлены в прокуратуру. Японскому чиновнику грозит наказание в связи с нарушением закона о деятельности госслужащих в части сохранения гостайны.

Выдача секретной информации многими квалифицируется как государственная измена.

В зарубежном уголовном законодательстве даются различные определения государственной измены, не всегда совпадающие терминологически, но по существу выражающие одно и то же.

Одной из форм считается шпионаж, предметом которого являются те же сведения, что и при государственной измене — это сведения, содержащие государственную тайну.

Из всех способов совершения шпионажа наибольшую опасность представляет передача сведений иностранному государству, иностранной организации либо их представителям для использования в ущерб внешней безопасности государства.

Наказание за государственную измену обычно полагается самое суровое. Долгое время она каралась преимущественно смертной казнью, для военных — через расстрел. В наше время за серьёзные случаи государственной измены даются большие сроки заключения, вплоть до пожизненного.

В Англии такие государственные преступления, как измена, шпионаж, выделяются в самостоятельную категорию под названием либо «преступления против безопасности государства», либо «преступления против короны и правительства».

В законодательстве Англии ответственность за государственные преступления предусмотрена специальными законами, отдельные из которых приняты еще в XIV-XIX вв.: Законом о государственной измене 1351 г., Законами об охране государственной тайны (официальные секреты) 1911, 1920, 1939, 1989 гг., Законами об охране государственной тайны 1911, 1920, 1939, 1989 гг. предусмотрена ответственность за шпионаж и незаконное раскрытие государственной тайны. При этом речь идет о самых разных преступлениях: о незаконном приближении к запретным местам; о незаконной передаче с целью причинения ущерба безопасности государства документов или сведений, которые могут быть использованы врагом; о непринятии разумных мер заботы о секретных служебных документах; об укрывательстве шпионов; о незаконном использовании служебной формы и т.п. Виды подобных преступлений многочисленны, и их субъектом может быть любое лицо — как подданный Англии, так и иностранец.

В настоящее время большая часть государственных преступлений относится к так называемым арестным преступлениям, наказание за которые составляет от пяти лет лишения свободы до пожизненного.

В США понятие государственного преступления трактуется достаточно широко. Ответственность за государственные преступления регламентируется в основном федеральными актами, включая Конституцию США. Ответственность за шпионаж и тождественные ему преступления установлена в Своде законов США. Нормы отличаются казуистичностью, особенно при перечислении секретных объектов либо способов собирания, хранения или передачи информации. Признаки шпионажа в Своде законов США предполагают: передачу или попытку передачи иностранному правительству, его агентам или гражданам «информации, относящейся к национальной обороне», если лицо действовало с намерением причинить ущерб Соединенным Штатам или, имея основания полагать, что это причинит ущерб Соединенным Штатам либо принесет выгоду иностранному государству. Это преступление наказывается смертной казнью либо лишением свободы на любой срок или пожизненно. Таким образом, за шпионаж предусмотрена более строгая ответственность, чем за измену.

В федеральном законодательстве предусматривается ответственность и за другие преступления, сходные по объективной стороне со шпионажем. Так, лишением свободы на срок до десяти лет или штрафом наказываются следующие действия: 1) собирание информации, относящейся к национальной обороне при указанных выше целях; 2) получение такой информации; 3) передача ее любому лицу, не уполномоченному на ее получение (в отличие от собственно шпионажа здесь информация передается не иностранным государству, агентам или гражданам, а иным лицам); 4) утрата содержащего такую информацию документа в результате грубой небрежности; 5) несообщение начальнику об его утрате.

По федеральному законодательству наступает ответственность и за незаконное фотографирование или зарисовку важных оборонных объектов, за публикацию таких снимков, рисунков и т.д. Согласно Свода законов США такие действия, независимо от их цели и мотивов, наказываются лишением свободы на срок до одного года или штрафом.

Во Франции ответственность за государственные преступления регламентирована Книгой IV «Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия» Уголовного кодекса.

Открывает названную Книгу глава, предусматривающая ответственность за измену и шпионаж. При этом данные преступления различаются по субъекту. Так, если преступное деяние совершено гражданином или военнослужащим Франции, то оно образует измену, если же другим лицом — шпионаж. Все другие признаки (материальный, психологический) у измены и шпионажа совпадают. К примеру, Уголовный кодекс Франции предусматривает ответственность за сдачу иностранному государству, иностранной организации или организации, находящейся под иностранным контролем, либо их уполномоченным войсковых частей Франции, всей или части национальной территории либо военной техники, сооружений, снаряжения и т.п., предназначенных для национальной обороны. Если это преступление совершено гражданином (военнослужащим) Франции, оно составляет измену, если любым другим лицом — шпионаж.

При условии, если исполнители и соучастники таких преступлений, как поддержание связей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты агрессии против Франции или собирание с целью передачи иностранному государству сведений и др., добровольно известили административные или судебные органы о совершенном или совершаемом преступлении, способствовали пресечению преступных действий или недопущению гибели людей, а также установлению в случае необходимости других виновных, то наказание в таком случае сокращается наполовину, а в случае, когда за преступление предусматривается пожизненное лишение свободы, оно сокращается до двадцати лет.

В Германии государственная измена, согласно Уголовному кодексу ФРГ, — это посягательство на территориальную и конституционную неприкосновенность. Ответственность за измену Родине и угрозу внешней безопасности предусмотрена в Особенной части Кодекса ФРГ. Эти деяния условно поделены на преступления, связанные с изменнической выдачей и разглашением государственной тайны, а также подобные им действия с различными видами шпионской деятельности, связанной с изменой Родине. Это следующие составы преступлений: разглашение государственной тайны; изменническое и иное выведывание государственной тайны; выдача государственной тайны; выдача тайны, не являющейся государственной; разглашение сведений, ошибочно принимаемых за государственную тайну; шпионская агентурная деятельность; агентурная деятельность по заданию иностранных секретных служб; сношения, создающие угрозу мирному существованию ФРГ; изменнический подлог.

Понятие «государственная тайна», являющееся определяющим для данных составов, дается в УК: «государственной тайной являются факты, предметы или сведения, которые доступны только ограниченному кругу лиц и должны держаться в тайне от иностранного государства, с тем, чтобы предотвратить опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности ФРГ».

УК ФРГ предусматривает уголовную ответственность за измену Родине в форме выдачи государственной тайны. Деятельное же раскаяние предполагает, что исполнитель добровольно отказывается от дальнейшего выполнения деяния и предотвращает известную ему опасность продолжения другим лицом выполнения данного деяния или существенно ее уменьшает, или если он добровольно препятствует доведению этого преступления до конца. При наличии перечисленных условий суд может либо смягчить наказание, либо освободить от него.

В Уголовном кодексе Швейцарии содержатся статьи о дипломатическом шпионаже, об экономической разведывательной деятельности, о военной разведывательной деятельности. Например, дипломатический шпионаж заключается не только в разглашении определенных сведений, но и в фальсификации, уничтожении определенных документов, а также в умышленном проведении сношений с иностранным правительством в ущерб Конфедерации.

В Швеции к ответственности за шпионаж может быть привлечено лицо, которое с целью оказания помощи иностранной державе без законных полномочий получает, передает, предоставляет или иным образом выдает информацию, касающуюся оборонных сооружений, вооружения, снабжения, импорта, экспорта, производственных технологий и пр., если раскрытие этой информации может причинить вред безопасности Королевства.

ria.ru

Статья 275 УК РФ. Государственная измена (действующая редакция)

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 275 УК РФ

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:

2) выдача государственной тайны;

3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны — это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др.

4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

6. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройство, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

www.zakonrf.info