Полезные статьи

Иерархия институтов и правил

Пра¬вила — общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами

Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт — это набор определенных правил, тогда как правила — не всегда институт. Вот почему отде¬ление одной категории от другой обосновано

Правила могут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменить проще, чем другой

Правила, непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил и под¬дающиеся изменению с большими издержками, являются гло¬бальными. Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относят¬ся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются ме¬жду отдельными экономическими агентами

1) Конституционные правила Они устанавливают иерархическую структуру государства, это в первую очередь относится к конституционным правилам. Также данные правила определяют порядок принятия решений, что существенно влияет на результат голосования. Такие правила в явной форме фиксируют, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению

2) Экономические правила Экономическими называются правила, определяющие воз¬можные формы организации хозяйственной деятельности, в рам¬ках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. Например, к экономическим правилам может относиться запрет на слияние двух компаний, принадлежащих одной отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее опре¬деленной критической отметки. К аналогичного рода правилам может быть отнесено установление предельных цен на продукты и ресурсы, определяющих соответственно рамки обмена на кон¬кретном рынке; введение ограничений на импорт (посредством квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточения экологических требований и т.п.); сроки действия патентов. Эко¬номическими правилами являются правила собственности и ответственности

3) Контракты Контракты следует рассматривать как правила, структури¬рующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обме¬ниваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В принципе все правила могут быть ин¬терпретированы как контракты. Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых они возникают

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов: 1) Внешние — устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. Например, институт собственности

2) Внутренние — которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, виды договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления)

club-energy.ru

2. Иерархия правил и институтов

Пра­вила — общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.

Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт — это набор определенных правил, тогда как правила — не всегда институт. Вот почему отде­ление одной категории от другой обосновано.

Правила могут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменить проще, чем другой.

Правила, непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил и под­дающиеся изменению с большими издержками, являются гло­бальными. Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относят­ся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются ме­жду отдельными экономическими агентами.

1) Конституционные правила

Они устанавливают иерархическую структуру государства, это в первую очередь относится к конституционным правилам. Также данные правила определяют порядок принятия решений, что существенно влияет на результат голосования. Такие правила в явной форме фиксируют, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению.

2) Экономические правила

Экономическими называются правила, определяющие воз­можные формы организации хозяйственной деятельности, в рам­ках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. Например, к экономическим правилам может относиться запрет на слияние двух компаний, принадлежащих одной отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее опре­деленной критической отметки. К аналогичного рода правилам может быть отнесено установление предельных цен на продукты и ресурсы, определяющих соответственно рамки обмена на кон­кретном рынке; введение ограничений на импорт (посредством квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточения экологических требований и т.п.); сроки действия патентов. Эко­номическими правилами являются правила собственности и ответственности.

Контракты следует рассматривать как правила, структури­рующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обме­ниваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В принципе все правила могут быть ин­терпретированы как контракты. Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых они возникают.

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов:

1) Внешние — устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. Например, институт собственности.

2) Внутренние — которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, виды договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления).

udik.com.ua

Лекция 4 Институты. План 1.Проблема соблюдения правил 2.Понятие институтов 3.Формальные и неформальные институты 4.Функции институтов 5.Институты новой. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемeconom.nsu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Лекция 4 Институты. План 1.Проблема соблюдения правил 2.Понятие институтов 3.Формальные и неформальные институты 4.Функции институтов 5.Институты новой.» — Транскрипт:

1 Лекция 4 Институты

2 План 1.Проблема соблюдения правил 2.Понятие институтов 3.Формальные и неформальные институты 4.Функции институтов 5.Институты новой экономики

3 1. Принуждение к соблюдению правил Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное правило направлено на выигрыш общества в целом (возможно в долгосрочной перспективе), соблюдение правила гарантирует рост благосостояния всех экономических агентов. Примеры: соблюдение контрактов, реализация сделок в срок и без претензий. Но у отдельного агента могут возникать стимулы нарушить правило: в результате доминирования краткосрочных интересов над долгосрочными, из желания снизить индивидуальные издержки подчинения правилу, из желания воспользоваться результатами деятельности других агентов В связи с этим возникает проблема принуждения к исполнению правил. Механизмы принуждения к выполнению правил различаются для формальных и неформальных правил.

4 Принуждение к неформальным правилам Неформальные правила не фиксируются в письменном виде, складываются на основе ценностей и норм социальной группы в процессе развития. Санкции за нарушение неформальных правил: персональные; коллективные.

5 Принуждение к неформальным правилам Персональные санкции реализуются индивидуально пострадавшей стороной; Коллективные санкции реализуются группой, членом которой является нарушитель: социальное осуждение, потеря репутации, исключение из группы. Коллективные санкции оказываются эффективными, если принадлежность к группе ценится экономическим агентом. Примеры: первобытная община, гильдии, межбанковские взаимодействия, предприятия, в которых высока роль доверия Группы заинтересованы создать условия, в которых отдельный агент полностью зависит от группы. Чем значимее и интенсивнее социальные связи, тем эффективнее коллективные санкции и сильнее роль неформальных правил Конкретные способы принуждения к исполнению неформальных правил зависят от культуры, ценностей, ментальных моделей.

6 Принуждение к формальным правилам Условия применения формальных правил социальные связи между агентами слабые; высокие издержки коллективных действий; информация о нарушении приходит несвоевременно, либо не достигает потенциальных контрагентов; существуют альтернативы социальных связей. Нарушитель в состоянии стать участником другой социальной группы и продолжать экономическую и социальную активность. Стимулы к нарушению неформальных правил – высокие. Санкции за нарушение формальных правила не зависят от принадлежности к социальной группе и имеют организованный характер. Так как свобода от групповых ограничений допускает отдачу от масштаба, то санкции за нарушение формальных правил часто вводятся государством.

7 Система контроля за соблюдением правил Контролирующая сторона Правила Санкции за нарушение правил Система принуждения к соблюдению правил Агент Ценности, моральные и этические нормы Санкции самого агента, зависящие от моральных норм Самоконтроль Участники взаимодействия Неформальные контракты Санкции, осуществляемые участниками взаимодействия самостоятельно Неформальные контракты, обещания

8 Система контроля за соблюдением правил Контролирующая сторона Правила Санкции за нарушение правил Система принуждения к соблюдению правил Социальная группа Моральные и этические нормы, принятые в социальной группе Санкции, осуществляемые социальной группой Неформальный контроль со стороны социальной группы Организация Внутренние правила организации Система принуждения, принятая в организации Система контроля, принятая в организации Государство Государственные законы и формальные контракты Государственная система принуждения Система права

9 Классификация санкций Общественное осуждение — неодобрение поступка словом или жестом, утрата уважения, потеря репутации санкционируемого агента; Официальное порицание – устное или письменное замечание, сделанное гарантом правила (может содержать угрозу последующей более серьезной санкции в случае повторного нарушения правила); Денежный штраф, налагаемый на нарушителя; Силовое прекращение начатого действия;

10 Классификация санкций Силовое принуждение (или его угроза) к повторению совершенного действия, но уже по правилам (если нарушение не является необратимым); Ограничение нарушителя в некоторых его правах; Лишение свободы; Смертная казнь.

11 2. Понятие институтов Институты – это совокупность, состоящая из правила (формального или неформального) и механизма принуждения агента к их выполнению. Понятия «институт» и «организация» связывают. Институты правила игры, организации игроки, действующие по этим правилам. Институт влияет на многие организации, при этом организация регулируется набором институтов.

12 Институты — правила Согласно Э. Остром, правила определяют, какие действия или ситуации для агентов являются необходимыми, запрещенными или разрешенными. Правила включают: возможные роли агентов; позиции агентов и порядок их изменения; действия, которые агенты могут, должны и не должны предпринимать; результаты, которые агенты могут, должны и не должны добиваться. Правила задают рамки, в которых участники делают выбор, а не предписывают выбор.

13 Институты — правила Правила задают: перечень ролей и число агентов, которые могут играть определенную роль; технологию выбора среди агентов кандидатов на те или иные роли и смену ролей; результаты и издержки альтернатив; набор доступных стратегий для агента в определенной роли при взаимодействии с другими агентами; функцию принятия решений для каждой ситуации; разрешенные каналы и форму коммуникации между агентами, которые играют ту или иную роль.

14 Институты — равновесия По Э.Шоттеру, институты это равновесия в стандартной повторяющейся координационной игре. В процессе взаимодействия агентов происходит их обучение, новые знания определяют изменения их стратегий поведения, имеет место долгосрочная эволюция взаимодействия, эволюция институтов. Система институтов это свойство равновесного состояния взаимодействия. Важно не содержание правил, а то, какие результаты они приносят.

15 3. Формальные и неформальные институты В основе формальных институтов лежат формальные правила, санкции за их нарушение являются организованными. В основе неформальных институтов лежат неформальные правила, санкции за их нарушение носят неорганизованный характер и реализуется спонтанно.

16 Формальные и неформальные институты

17 Описание института содержится в памяти агентов, которые следуют входящим в него правилам (адресат знает как следует себя вести, гарант знает, что представляет собой нарушение и как реагировать на него). Содержание института может иметь представление и в виде текста, которые могут быть 1) описаниями обычаев и норм или 2) законами, кодексами, сводом правил и инструкций. Описание обычаев и норм никого ни к чему не обязывает. Законы и инструкции являются официальными публикациями, осуществляемыми от имени государства, и обязывают их исполнять.

18 Формальные и неформальные институты Иногда неформальные правила и институты понимаются как нежесткие, а формальные трактуются как жесткие. Хотя: вероятность обнаружения нарушения формальных правил может быть ниже, чем неформальных; исполнение формальных правил определяется стимулами к добросовестному выполнению обязанностей гаранта, эффективностью специализированной деятельности гаранта.

19 Преимущества и недостатки неформальных институтов Преимущества неформальных институтов: -быстрая адаптации к меняющимся условиям; -гибкость применения санкций в каждом конкретном случае. Недостатки неформальных институтов: -неоднозначностью трактовки правил; -возможность возникновения дискриминации отдельных участников; -снижение доверия и эффективности

20 Преимущества формальных институтов Формализация делает правила и санкции за их нарушение понятнее, устраняет противоречия и разночтения. Формальные правила позволяют решать «проблему безбилетника». Формальные институты противодействуют дискриминации.

21 Формальные и неформальные институты Соотношение формальных и неформальных институтов в динамике имеет сложный характер: Формальный институт вводится на базе позитивно проявившего себя неформального института; Формальный институт вводится для противодействия сложившимся неформальным нормам, если они оцениваются государством негативно; Неформальный институт вытесняет формальный, который несет неоправданно высокие издержки и не приносит ощутимых выгод обществу или гаранту; Возникающие неформальные институты способствуют реализации введенных формальных институтов.

22 Формальные и неформальные институты Формальные институты связаны с государством. Сильное государство имеет: 1)монополию в организации санкций; 2)преимущества в распространении информации; 3)преимущества в инвестировании в технологии мониторинга и принуждения; 4)ресурс доверия граждан; 5)подтверждения достоверности санкций. Если государство слабое, то могут возникать альтернативные институты («крыши», «черные» арбитражные суды).

23 4. Функции институтов Поведение агентов, следующих правилу, приводит к регулярности. Основная роль институтов — уменьшение неопределенности и формирование устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Существование института говорит о том, что действия агентов зависят друг от друга и влияют друг на друга. Действия агентов создают экстерналии.

24 Функции институтов Функции институтов условно можно разделить на 2 группы: 1) функции отдельных институтов; 2) функции институциональной среды в целом. Институциональная среда – совокупность основных социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки поведения экономических агентов.

25 Функции институтов и институциональной среды

26 Координация Институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. играют роль ограничений в задачах принятия решений. Ограничивая способы действия и стратегии поведения институты координируют поведение агентов, давая знания о том, как должен агент себя вести. Проблема координации решается через информированность агентов о содержании института, которая обеспечивается путем информационной инфраструктуры и доступа к ней всех потенциальных участников отношений. Пример: правила дорожного движения

27 Координация Координационный эффект создается за счет 1) снижения издержек изучения; 2) прогнозирования поведения агентов, 3) снижения уровня неопределенности среды. Система принуждения координационным институтам не требуется, поскольку следование правилу является доминантной стратегией участников отношений, т. е. координационные институты -самоподдерживающиеся. Координационный эффект возникает и проявляет себя как фактор, позитивно влияющий на экономику, если институты согласованы между собой по предписываемым действиям агентов, в противном случае неопределенность среды может возрастать. Пример: противоречие законодательных норм.

28 Кооперация Институты кооперации ограничивают деятельность агентов таким образом, чтобы избежать социально неэффективных результатов и достигнуть общественно эффективного результата. Институты кооперации используют механизм принуждения. Пример: контрактное право Институты часто решают одновременно проблему координации и кооперации. Пример: правила дорожного движения

29 Кооперация Проблема кооперации Работник 1 Кооперативное поведение Некооперативное поведение Работник 2 Кооперативное поведение 10,10-1, 15 Некооперативное поведение 15,-10,0

30 Кооперация Решение проблемы кооперации Работник 1 Кооперативное поведение Некооперативное поведение Работник 2 Кооперативное поведение 10,10-1, 9 Некооперативное поведение 9,-1-6,-6

31 Распределение Ограничения на возможные способы действия определяет распределение ресурсов, выгод и издержек. Координация отношений между агентами влияет на равновесие во взаимодействии и может иметь как следствие неравенство или равенство между ними. Примеры: аукционы, приоритет выплат в случае банкротства, зонирование земель, правила выдачи лицензий. Кроме последствий для отдельных агентов институты могут иметь общий распределительный эффект. Пример: изменение правил русского языка, запрет на предпринимательскую деятельность в СССР.

32 Распределение Выбор технологического стандарта Фирма 2 Стандарт 1Стандарт 2 Фирма 1 Стандарт 1 7,30,0 Стандарт 2 0,03,7

33 Функции институциональной среды. Схема О.Уильямсона.

34 Функции институциональной среды Институциональные соглашения – договоренности между индивидами или группами индивидов, определяющие способы кооперации и конкуренции Институциональная среда – совокупность основных социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки поведения экономических агентов.

35 Функции институциональной среды. Схема О.Уильямсона.

36 Классификация формальных правил Д. Норта

37 Функции институциональной среды. Уточнение Д.Норта.

38 Функции институциональной среды Надконституционные правила – общие неформальные правила, связанные с историческими корнями, религиозными представлениями, стереотипами поведения. Они определяют иерархию ценностей общества, отношение к власти, психологические установки на кооперацию или противостояние. Конституционные правила устанавливают иерархическую структуру государства, определяют правила формирования государственных органов власти, формы и правила действий государства со стороны общества Экономические правила определяют формы организации хозяйственной деятельности агентов, в рамках которых формируются соглашения и принимаются решения об использовании ресурсов (квоты на экспорт и импорт, сроки действия патентов).

39 Функции институциональной среды Рамочное регулирование. Институциональная среда определяет доступные альтернативы и регулирует деятельность агентов, снижая издержки конфликтов и обеспечивая координацию. Предсказуемость и стабильность. Институциональная среда дает предсказуемость выгод и издержек от действий агентов и гарантирует некоторую устойчивость экономической ситуации. Обеспечение свободы и безопасности. Институциональная среда обеспечивает свободу и безопасность действий агентов в заданных рамках. Контракты, экономические и конституционные правила задают рамки, в которых агентов не накажет закон и они могут действовать защищенные законом. Надконституционные правила определяют рамки, в которых агенты свободны действовать, не вызывая общественного порицания.

40 Функции институциональной среды Минимизация затрат взаимодействия. Институциональная среда в процессе координации и создании условий для кооперации способствует сокращению издержек по поиску добросовестных партнеров (выполняющих обязательства). Примеры: бумажные деньги, бартер, кредит Обучение и передача знаний. Институциональная среда способствует передаче и закреплению знаний о правилах. Примеры: формальное обучения правилам институт высшего образования, неформальное обучения правилам институт семьи, передача знаний – деятельность в фирме.

41 5. Институты новой экономики Новая экономика объединяет отрасли, где: бόльший вклад капитала человеческого и интеллектуального, а не материального; нематериальные активы обладают специфичностью или уникальностью ; высокая инновационная активность. Примеры: информационные технологии, консультирование; аудит; юридические услуги; маркетинг; оценочная деятельность; доверительное управление активами; технологический и финансовый аудит; подбор персонала; реклама и пиар; аналитические услуги. Новая экономика составляет около 10% ВВП

42 Специфика социальных и экономических отношений Новая экономика создала новые инструменты и области взаимодействия агентов. Интернет дал новые технологии взаимодействия, что создало запрос на институты, регулирующие поведение в условиях Интернет-технологий. Особенности взаимодействий Интернет- пространстве: 1)возможность анонимности агента; 2)невозможность идентификации агента с социальной группой.

43 Нормы Интернет — сети и проблемы принуждения к исполнению Социальные связи в Интернет – сетях слабые, отношения анонимные, группы нестабильные и динамичные. В результате эффективность неформальных норм – низкая. Динамичны не только группы, но и нормы поведения меняются. Открытость, кооперация и свободный обмен замещаются коммерческими интересами и анонимностью. Проблема формального принуждения наталкивается на отсутствие законов.

www.myshared.ru

4. Иерархия правил

Для характеристики всей совокупности институтов в рамках экономической системы в целом можно взять за основу трехуровневую схему анализа, предложенную О.Уильямсоном.

Эта схема в наглядном виде представляет взаимодействие индивидов (первый уровень) и институтов разных типов: тех, которые представляют собой институциональные соглашения (второй уровень), и тех, которые являются составляющими институциональной среды (третий уровень).

6 7

В соответствии с терминологией, предложенной Д. Нортом и Л.Дэвисом,

Институциональные соглашения – это договоренности между индивидами и (или) их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции. (контракты)

Институциональная среда– совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения.

Рассмотрим основные связи между блоками схемы, обозначенные на рисунке цифрами:

1. Воздействие индивидов на институциональные соглашения.Поскольку институциональные соглашения, по определению, представляют собой добровольные договоренности, предпочтения и интересы индивидов играют решающие роль в возникновении (создании) тех или иных институциональных соглашений (разумеется в рамках определяемых институциональной средой)

2. Влияние институциональных соглашений друг на друга. Содержание данного типа взаимоотношений достаточно разнообразно: поведение отдельных организаций влияет на характер изменяющегося рынка (скажем, выстраивание барьеров входа может приблизить рынок к монополистическому), объемлющие договоренности предопределяют типы более частных контрактов, правила действий гарантов контрактов влияют на выбор экономическими агентами типов заключаемых договоров, а характер рынка (например, его сегментация) – на структуру фирмы и т.д.

3. Влияние институциональной среды на институциональные соглашения.Содержание данной связи непосредственно вытекает из определений институциональной среды и институциональных соглашений: правила, входящие в состав институциональной среды, определяют несовпадающие издержки заключения различных институциональных соглашений.

4. Влияние институциональных соглашений на индивидуальное поведение.Хотя институциональные соглашения и заключаются добровольно, непредвиденные обстоятельства могут так поменять ситуацию принятия решений, что следование ранее заключенному контракту может оказаться для индивида невыгодным.

5. Влияние институциональных соглашений на институциональную среду.Наиболее типичный способ такого воздействия тесно связан с распределительными эффектами институтов: институциональное соглашение, обеспечивающее ощутимые выгоды своим участника, может сформировать так называемую группу специальных интересов – совокупность индивидов, заинтересованных в сохранении и увеличении получаемых выгод.

6. Влияние институциональной среды на индивидуальное поведение.Такое воздействие оказывается основополагающими правилами как непосредственно, так и через институциональные соглашения, также формирующиеся под влиянием институциональной среды.

7. Влияние индивида на институциональную среду.Индивиды воздействуют на институциональную среду двумя основными способами: во-первых, через участие в выборах законодательных органов государства, принимающих законы, в во-вторых, через заключение институциональных соглашений, содержание которых как было отмечено выше, также способно воздействовать на институциональную среду.

В рамках институциональной среды можно вычленить надконституциональные, конституциональные и экономические правила (согласно мнения Д.Норта) и дополнить рассмотренную ранее классификацию правил.

Надконституциональные правила– это наиболее общие и трудно изменяемые неформальные правила, имеющие глубокие исторические корни в жизни различных народов, тесно связанные с преобладающими стереотипами поведения, религиозными представлениями и т.п., и зачастую не осознающиеся индивидами, т.е. перешедшие в разряд стереотипов поведения больших групп населения.

Конституционные правила– это правила, которые устанавливают иерархическую структуру государства, определяют правила принятия рений по формированию государственных органов власти, определяют формы и правила контроля действий государств со стороны общества.

Экономические правила– это правила непосредственно определяющие формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которых экономические агенты формируют институциональные соглашения и принимают решения об использовании ресурсов.

Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет сложный характер. Здесь выделяются следующие ситуации:

Формальное правило вводится на базе позитивно проявляющего себя неформального правила; иначе говоря, последнееформализуется, что позволяет дополнить действовавшие механизмы принуждения его к исполнению также и формальными механизмами; примером такого соотношения могут служить средневековые кодексы, в которых записывались и приобретали силу норм, защищаемых государством, нормы обычного права, которыми руководствовались горожане при разрешении конфликтных ситуаций;

Формальное правило вводится для противодействия сложившимся неформальным нормам; если последние оцениваются государством негативно, создание механизма принуждения к поведению, отличающемуся от того, которое предполагают неформальные правила, является одним из вариантов действий государства в соответствующей сфере; типичный пример – введение запретов на дуэли, практиковавшиеся в дворянской среде вплоть до первой половиныXIXв.;

Неформальные правила вытесняют формальные, если последние порождают неоправданные издержки у их субъектов, не принося ощутимых выгод на государству, ни непосредственно гарантам таких правил; в этом случае формальное правило как бы «засыпает»: не будучи формально отмененным, оно перестает быть объектом мониторинга со стороны гарантов и, в силу своей вредности для адресатов, перестает ими исполняться; примерами могут служить многочисленные прецедентные судебные решения в штатах США, принимавшие по отдельным конфликтным случаям и впоследствии забытые, вроде запрета чистить овощи после 11 часов вечера;

Возникающие неформальные правила способствуют реализациивведенных формальных правил; такие ситуации возникают тогда, когда последние вводятся в форме, недостаточно ясно и полно характеризующей действия либо адресатов, либо гарантов правила; в этом случае практика реализации «духа» введенного формального правила (если, разумеется, его выполнение в целом выгодно для его адресатов) вырабатывает и отбирает такие неформальные модели поведения, которые способствуют достижению цели исходного формального правила, —деформализация правил; примеров могут служить нормы взаимоотношений в организациях, фактически складывающиеся «вокруг» формальных инструкций, направленные на то, чтобы более эффективно достигать поставленные цели.

В целом, формальные и неформальные правила могут как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга.

Методические рекомендации по изучению лекционного курса

УМП включает краткий курс лекций по данной дисциплине. В соответствии с кредитной системой обучения студенты должны ознакомиться с лекционным материалом до занятия. На лекционном занятии преподаватель разъясняет вопросы, в диалоговом режиме разбирают неясные вопросы и рассматривают сложные и проблемные вопросы.

В конце лекций представлены вопросы для самоконтроля и самопроверки. Рекомендуется после изучения лекции проверить себя, ответив на эти вопросы.

1.Дайте определение понятию «норма»

2. Укажите и аргументируйте какое из этих опредлений ближе вам.

3. В чем отличие норм от правил

3. Назовите виды санкций.

Институциональная экономика. Учебное пособие./ Под рук. Львова Д.С. – ИНФРА-М, 2001

Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория / Под общ.ред. д.э.н. проф. А.А. Аузана – М.: Инфра-М, 200 с.

Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2004 — 416 с.

Тарушкин А.Б. Институциональная экономика. Учебное пособие – СПб.: Питер, 2004 – 368 с.

studfiles.net