Полезные статьи

Земли транспорта законы

Земли транспорта — Земельное право (Меденцов А.С.)

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки:

  • для размещения железнодорожных путей;
  • размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
  • установления полос отвода и охранных зон. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в арендугражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения.
  • Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования.

    В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки:

    • для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
    • размещения морских и речных портов, причалов, других объектов, необходимых для эксплуатации, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
    • выделения береговой полосы.

    В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

    Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

    be5.biz

    ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — Глава 16. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
    1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
    1) земли промышленности;
    2) земли энергетики;
    3) земли транспорта;
    4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
    5) земли для обеспечения космической деятельности;
    6) земли обороны и безопасности;
    7) земли иного специального назначения.Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:
    1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
    2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

    Статья 88. Земли промышленности
    1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

    Статья 89. Земли энергетики
    1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
    1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
    2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Статья 90. Земли транспорта
    1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
    1) размещения железнодорожных путей;
    2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
    3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
    1) размещения автомобильных дорог;
    2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
    3) установления полос отвода автомобильных дорог.3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
    1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
    2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
    3) выделения береговой полосы.Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
    1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
    2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
    3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

    Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
    1. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
    1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
    2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
    3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
    4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
    5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

    Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
    1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

    Статья 93. Земли обороны и безопасности
    1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
    1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
    2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
    3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

    21.05.2014Анна
    Строится предприятие по производству гипса. Размер СЗЗ 1000м. В районе 250 метров находятся склады яблок. Жилых застроек никаких нет в СЗЗ. Центр гигиены требует предоставить список мероприятий по отселению жителей в случае застройки территории. На чем можно основываться при составлении данных мероприятий.

    www.zemkodeks.ru

    Правовой режим земель железнодорожного транспорта

    О. В. Шихалева, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮА

    В соответствии с Земельным кодексом РФ земли транспорта входят в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. Следовательно, земли транспорта являются подгруппой (подкатегорией) самостоятельной категории земель – земли промышленности и иного специального назначения, что обуславливает в процессе правового регулирования землепользования применять общие нормы, касающиеся указанной категории с учетом особенностей, предусмотренных для земель транспорта.

    Единство правового режима земель данной категории обеспечивают принцип общегосударственного значения этой категории земель и принцип «специальных задач» использования таких земель.

    Первый принцип означает, что земли преимущественно используются для обеспечения деятельности в сферах, отнесенных исключительно к ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, в силу чего для них установлен соответствующий правовой режим.

    Второй принцип подразумевает, что в рамках одной категории земель земельные участки могут использоваться для решения различных, зачастую не связанных между собой задач. В то же время все это – специальные задачи, решение которых направлено на обеспечение устойчивого развития основных народнохозяйственных комплексов страны 1 . В нашем случае – транспортного хозяйства.

    Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ земли указанной категории представляют собой земельные участки, не используемые для целей ведения сельского хозяйства. Основополагающим критерием отнесения земельных участков к этой категории является их общая цель – строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, имеющих производственное назначение, второй критерий – расположение земельных участков за чертой населенных пунктов. Основная функция данных земельных участков – они являются местом размещения объектов недвижимости, пространственно-территориальным базисом, в частности, для объектов транспорта.

    Непосредственно землям транспорта в Земельном кодексе РФ посвящена ст. 90.

    Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Понятие «земли железнодорожного транспорта» содержится в ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 2 (далее – Закон о ж/д транспорте). Это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

    Согласно ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

    1) размещения железнодорожных путей;

    2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

    3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

    Дефиниции «полоса отвода» и «охранная зона железных дорог» закреплены в ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте.

    Полоса отвода железных дорог – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

    Охранные зоны – земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

    Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

    Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог» 3 ).

    При анализе нормативных актов выявляются следующие характеристики земель железнодорожного транспорта: 1) указанные земли предоставляются организациям железнодорожного транспорта в целях обеспечения функционирования их деятельности. К организациям федерального железнодорожного транспорта согласно ст. 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» 4 относятся государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также единый хозяйствующий субъект – открытое акционерное общество «Российские железные дороги», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта; 2) указанные земли обладают федеральным значением и предоставляются единому хозяйствующему субъекту – ОАО «Российские железные дороги» и государственным унитарным предприятиям на праве аренды, а государственным учреждениям, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта, – на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Правовой же режим земель железнодорожного транспорта складывается из следующих элементов: 1) порядок предоставления земельных участков организациям железнодорожного транспорта для строительства и реконструкции железной дороги; 2) порядок предоставления земельных участков организациям для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта; 3) титулы землепользования, на которых предоставляются земельные участки; 4) права и обязанности участников земельных отношений, ограничение, обременение, стеснение прав; 5) управление (государственное регулирование) земельными ресурсами в сфере железнодорожного транспорта и охрана земель как природных объектов на железнодорожном транспорте; 6) разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства на железнодорожном транспорте.

    Остановимся на первом элементе, являющемся наиболее актуальным на сегодняшний день – порядке предоставления земельных участков организациям железнодорожного транспорта для строительства и реконструкции железной дороги.

    В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» (далее – Закон о концессионных соглашениях) 5 .

    Закон о концессионных соглашениях, регулирующий отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного закона концессионное соглашение – это договор, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

    Для целей настоящей статьи важно, что согласно абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав объектов железнодорожного транспорта.

    Стороны концессионного соглашения:

    концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

    концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

    Таким образом, концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное договором недвижимое имущество, входящее в состав объектов железнодорожного транспорта, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).

    Концессионное соглашение по общему правилу заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (исключение – концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случае объявления конкурса несостоявшимся по причине признания участником конкурса одного лица, что закреплено в ч. 7 ст. 32 и ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).

    В состав конкурсной документации должен входить проект договора аренды (субаренды) земельного участка, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (в нашем случае деятельность, связанная со строительством и (или) реконструкцией объектов железнодорожного транспорта).

    Согласно ст. 11 Закона о концессионных соглашениях земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения (объект железнодорожного транспорта) и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (создание объекта железнодорожного транспорта), предоставляется концедентом концессионеру в аренду (субаренду) на срок действия концессионного соглашения. Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды (субаренды) земельного участка.

    Из данных норм следует, что земельный участок комиссионеру должен предоставляться концедентом (публичным образованием – стороной концессионного соглашения). Важно, что к моменту заключения указанного соглашения должны быть осуществлены следующие мероприятия:

    1. Определено разрешенное использование земельного участка (в нашем случае – для строительства железной дороги).

    2. Проведено межевание земельного участка.

    3. Земельному участку должен быть присвоен кадастровый номер, что свидетельствует о постановке на государственный кадастровый учет.

    Если сторона по концессионному соглашению (концедент) совпадает с органом, уполномоченным на распоряжение публичными землями, то проблем по передаче земельного участка возникать не будет (в случае реконструкции существующей железной дороги), если же совпадение отсутствует (например, при необходимости строительства новых объектов железнодорожного транспорта, и если концедентом выступает Российская Федерация, а публичными землями распоряжается муниципальное образование), то выход из сложившейся ситуации возможен путем реализации следующих вариантов: 1) концедент приобретает право собственности на земельный участок и передает его в аренду концессионеру; 2) концедент создает юридическое лицо (например, федеральное государственное унитарное предприятие), которое приобретает земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта у органа, уполномоченного распоряжаться публичными землями, в том числе с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Далее указанное юридическое лицо передает участок концессионеру в субаренду после заключения концессионного соглашения.

    Из ч. 1 ст. 11 Закона о концессионных соглашения следует, что в субаренду земельный участок может передать только концедент, однако указанное правило вступает в противоречие как с земельным законодательством (ст. 22 Земельного кодекса, регулирующая отношения аренды земельных участков), так и с гражданским, что свидетельствует о необходимости внесения изменений в Закон о концессионных соглашениях.

    1 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под. ред. проф А. К. Голиченкова. – М.: Издательство БЕК, 2002. С. 276–277.

    2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

    3 Собрание законодательства РФ. 2006. № 42. Ст. 4385.

    4 Собрание законодательства РФ. 2003. № 9. Ст. 805.

    5 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (часть вторая). Ст. 3126.

    www.bmpravo.ru