Полезные статьи

Заполнение декларации по налогу на прибыль приложение 5

Как представлять и заполнять декларацию по налогу на прибыль после закрытия обособленного подразделения

Представление декларации

Если дата снятия с учета обособленного подразделения (ОП) приходится на первый отчетный период (I квартал или январь), то представлять декларации по закрытому ОП за этот и следующие периоды не надо (Письмо УФНС по г. Москве от 13.04.2010 N 16-15/038587). В декларации по головному подразделению организации (ГП) за эти периоды заполнять Приложение 5 к Листу 02 по закрытому ОП также не надо.

Если ОП снято с учета в любом другом периоде, вам необходимо представлять по этому ОП отдельную декларацию в ИФНС по месту учета ГП:

— за отчетный период, в котором ОП снято с учета;

— за следующие отчетные периоды года, в котором ОП снято с учета;

— за год, в котором ОП снято с учета.

В декларации по ГП за эти периоды надо заполнять Приложение 5 к Листу 02 по закрытому ОП.

При заполнении деклараций по закрытому ОП, а также ГП и действующих ОП нужно учитывать указанные ниже особенности.

Заполнение декларации по закрытому ОП

При заполнении этой декларации соблюдайте следующие правила.

1. В титульном листе укажите (п. 2.8 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль):

— КПП закрытого ОП;

— по реквизиту «Представляется в налоговый орган (код)» — код ИФНС по месту учета ГП;

— по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» — «223».

2. В строке 010 подраздела 1.1 укажите код ОКТМО территории, где находилось закрытое ОП (п. 4.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

3. В Приложении 5 к Листу 02 по реквизиту «Расчет составлен» укажите код «3».

4. Даже если вы уплачиваете ежемесячные авансовые платежи, в строках 120 и 121 Приложения 5 к Листу 02, а также в строках 220 — 240 подраздела 1.2 поставьте прочерки.

В остальном порядок заполнения декларации по закрытому ОП зависит от того, как будет изменяться налогооблагаемая прибыль компании после снятия ОП с учета (п. 10.11 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, Письма ФНС от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, Минфина от 17.03.2006 N 03-03-04/1/258).

Ситуация 1. Налогооблагаемая прибыль за текущий период больше прибыли за период, предшествующий периоду, в котором ОП снято с учета

В таком случае в декларацию по закрытому ОП переносятся данные о доле прибыли и сумме налога из декларации за последний отчетный период перед снятием ОП с учета.

В результате у организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи, в декларации по ОП за квартал, в котором оно было снято с учета, может образоваться сумма налога к уменьшению. Это произойдет, если в квартале снятия с учета вы перечислили хотя бы один авансовый платеж в ИФНС по месту учета ОП (Письмо Минфина от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82). Такие ежемесячные авансовые платежи, уплаченные в ИФНС по месту учета закрытого ОП, образуют переплату, которую можно зачесть в счет уплаты налога по месту учета ГП. О том, как уточнить ежемесячные платежи за квартал снятия ОП с учета, рассказано здесь.

Пример. Заполнение организацией, уплачивающей ежемесячные авансовые платежи, декларации за квартал, в котором ОП снято с учета

У организации есть два ОП (ОП1 и ОП2), за каждое из которых налог на прибыль в региональный бюджет уплачивается отдельно. Ставка налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет, для ГП и обоих ОП — 18%.

В первичной декларации по ОП1 за полугодие 2015 г. были приведены такие данные:

— налоговая база в целом по организации — 45 000 000 руб.;

— доля налоговой базы — 30%;

— налоговая база исходя из доли — 13 500 000 руб.;

— исчисленный авансовый платеж — 2 430 000 руб.;

— общая сумма ежемесячных авансовых платежей на III квартал — 1 350 000 руб. (один платеж — 450 000 руб.).

ОП1 снято с учета в сентябре 2015 г., после уплаты двух ежемесячных авансовых платежей общей суммой 900 000 руб. После снятия с учета ОП1 организация представила уточненную декларацию по этому ОП за полугодие, где уменьшила сумму ежемесячных платежей до 900 000 руб. Налогооблагаемая прибыль компании по итогам 9 месяцев увеличилась до 67 500 000 руб.

Общая сумма авансовых платежей, подлежавших уплате по месту учета ОП1 до его закрытия, составила 3 330 000 руб. (2 430 000 руб. + 900 000 руб.).

В остальных случаях в декларациях по закрытому ОП не будет ни суммы налога к уплате, ни суммы налога к уменьшению. В частности, так произойдет, если вы:

— платите только квартальные авансовые платежи;

— платите ежемесячные платежи, рассчитанные исходя из фактической прибыли;

— платите квартальные платежи и ежемесячные платежи в течение квартала и заполняете декларацию за кварталы, следующие за кварталом, в котором ОП снято с учета.

Пример. Заполнение декларации за закрытое ОП при увеличении прибыли организации

В декларации по ОП1 за полугодие 2015 г. были приведены такие данные:

— налоговая база в целом по организации — 4 500 000 руб.;

— налоговая база исходя из доли — 1 350 00 руб.;

— исчисленный авансовый платеж — 243 000 руб.

ОП1 снято с учета в сентябре 2015 г. Налогооблагаемая прибыль компании по итогам 9 месяцев увеличилась до 7 250 000 руб.

Ситуация 2. Налогооблагаемая прибыль за текущий период меньше прибыли за период, предшествующий периоду, в котором ОП снято с учета

В этом случае вам надо заново рассчитать часть прибыли, приходящуюся на закрытое ОП. При этом вы должны исходить из прибыли в целом по организации за текущий период и доли прибыли ОП за последний отчетный период перед снятием его с учета. В результате в декларации будет указана сумма налога к уменьшению.

Пример. Заполнение декларации по закрытому ОП при уменьшении прибыли организации

У организации, уплачивающей только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, есть два ОП (ОП1 и ОП2). За каждое из них налог в региональный бюджет уплачивается отдельно. Ставка налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет, для ГП и обоих ОП составляет 18%.

ОП1 снято с учета в сентябре 2015 г. Доля его прибыли в общей величине прибыли организации за полугодие (период, предшествующий периоду закрытия ОП) — 30%. Данные о прибыли в целом по организации, а также расчет части прибыли закрытого ОП и исчисленного авансового платежа по нему приведены в таблице.

В такой ситуации по итогам 9 месяцев по закрытому ОП будет сумма налога к уменьшению, которая составит 27 000 руб. (216 000 руб. — 243 000 руб.).

Декларацию за 9 месяцев 2015 г. по закрытому ОП1 надо заполнить так (приводятся только необходимые для иллюстрации примера строки, заполненные по правилам для декларации, представляемой в ИФНС в бумажном виде (п. 2.3 Порядка заполнения декларации)):

Заполнение декларации по ГП и действующим ОП

Декларации по ГП и действующим ОП заполняйте в общем порядке с учетом следующих особенностей (п. 10.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

1. При заполнении Приложений 5 к Листу 02 первым заполните Приложение по закрытому ОП.

2. Долю прибыли ГП и действующих ОП рассчитывайте без учета данных по закрытому ОП (п. 10.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, Письма ФНС от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, Минфина от 17.03.2006 N 03-03-04/1/258).

Пример. Определение доли прибыли ГП после закрытия ОП

У организации есть два ОП (ОП1 и ОП2). За каждое из них налог в региональный бюджет уплачивается отдельно. При расчете доли прибыли подразделений организация использует данные о расходах на оплату труда. ОП1 снято с учета в сентябре 2015 г. Данные, необходимые для расчета доли прибыли подразделений, приведены в таблице.

Доля прибыли ГП в общей величине прибыли по организации составит:

— при расчете налога за полугодие — 56,07% ((16 500 000 руб. / (9 000 000 руб. + 4 500 000 руб. + 16 500 000 руб.) + 20 000 000 руб. / (10 000 000 руб. + 5000 руб. + 20 000 000 руб.)) / 2 x 100%);

— при расчете налога за 9 месяцев — 79,37% ((25 000 000 руб. / (6 750 000 руб. + 25 000 000 руб.) + 22 000 000 руб. / (5 500 000 руб. + 22 000 000 руб.)) / 2 x 100%);

— при расчете налога за год — 79,19% ((34 000 000 руб. / (9 000 000 руб. + 34 000 000 руб.) + 23 000 000 руб. / (6 000 000 руб. + 23 000 000 руб.)) / 2 x 100%).

3. При заполнении Приложений 5 к Листу 02 по ГП и действующим ОП укажите:

— в строке 031 — разность между показателем строки 030 Приложения 5 к Листу 02, которое вы заполняете, и показателем строки 050 Приложения 5 к Листу 02 по закрытому ОП;

— в строке 040 — долю прибыли, рассчитанную без учета показателей закрытого ОП;

— в строке 050 — произведение показателей строк 031 и 040.

Пример. Заполнение декларации по ГП после снятия ОП с учета

У организации, уплачивающей только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, есть два ОП (ОП1 и ОП2). За каждое из них налог в региональный бюджет уплачивается отдельно.

В сентябре 2015 г. ОП1 было снято с учета. По итогам 9 месяцев 2015 г. прибыль компании составила 7 250 000 руб. Доля прибыли (рассчитанная без учета данных по закрытому ОП1) составила:

Прибыль закрытого ОП1 за 9 месяцев 2015 г. (строка 050 Приложения 5 к Листу 02 по закрытому ОП) — 1 350 000 руб.

В декларации за 9 месяцев по ГП и ОП2 авансовые платежи рассчитываются исходя из прибыли, уменьшенной на величину прибыли закрытого ОП1, т.е. из суммы 5 900 000 руб. (7 250 000 руб. — 1 350 000 руб.). Прибыль подразделений составит:

— ГП — 4 602 000 руб. (5 900 000 руб. x 78%);

— ОП2 — 1 298 000 руб. (5 900 000 руб. x 22%).

Приложения 5 к Листу 02 по ГП и ОП2 будут заполнены следующим образом (приводятся только необходимые для иллюстрации примера строки, заполненные по правилам для декларации, представляемой в ИФНС в бумажном виде (п. 2.3 Порядка заполнения декларации)).

vuzirossii.ru

Пример заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) по доходам 2010 года (продолжение).

Примеры 3, 4, 5, 6

Пример заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)
по доходам 2010 года (продолжение)

Пример 3. Получение доходов от продажи доли в уставном капитале организации, а также доходов, полученных в порядке дарения

Физическое лицо — Смирнов С.И. (далее — Декларант) находился на территории Российской Федерации в 2010 году более 183 календарных дней, на основании статьи 11 Кодекса является налоговым резидентом Российской Федерации, получил в 2010 году следующие доходы:

— доход от продажи доли участия в уставном капитале организации гражданину Петрову В.С.;

— доход, полученный в порядке дарения недвижимости (квартиры) от Михайловой М.М., которая не является членом семьи и (или) близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

При получении дохода от продажи имущественных прав, а также в порядке дарения не от близких родственников и (или) членов семьи, на основании статей 228, 229 Кодекса обязаны не позднее 30 апреля, года следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию формы 3-НДФЛ. Для Декларанта последний день подачи декларации по налогу на доходы физических лиц за 2010 год — 03.05.2011.

В то же время в декларации Декларант заявил документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением долей в уставном капитале в сумме 50000 руб.

Для подтверждения налогового вычета Декларант к декларации приложил документы, подтверждающие понесенные расходы.

Таким образом, Декларант обязан заполнить следующие листы декларации формы 3-НДФЛ:

1. Титульные листы (стр. 001 и стр. 002)

4. Приложение А (13%) (стр. 05)

5. Приложение Д (стр. 006)

Показатели листа А заполняются на основании справок формы 2-НДФЛ по доходам, полученным у налогового агента, а так же на основании выплат, которые были произведены физическими лицами.

На этом листе отражаются все источники дохода, которые находятся на территории Российской Федерации.

В нашем примере Декларант получил доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13%.

— от продажи доли в уставном капитале гражданину Петрову В.С. в сумме 100000 рублей;

— полученный в порядке дарения недвижимости (квартиры) от гражданки Михайловой М.И. в сумме 1000000 рублей.

Заполнение листа Д

«Расчет профессиональных налоговых вычетов, установленных п. 2,3 ст. 221, а также налоговых вычетов, установленных абзацем 2 пп.1 п.1 ст. 220 Кодекса, за исключением имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества» формы Декларации

Декларант заполняет пункт 4 «Сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, принимаемая к вычету при продажи доли (ее части) в уставном капитале организации».

В пункте 4.1 (код строки 070) указывает доход в размере 100000 рублей полученный от Петрова В.С. от продажи доли в уставном капитале;

В пункте 4.2 (код строки 080) документально подтвержденные расходы в размере 50000 рублей, (но не более значения строки 070);

В пункте 6 (код строки 110) указывает общую сумму документально подтвержденных расходов в размере 50000 рублей.

Далее заполняются разделы 1, 6

В Разделе 1 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%», рассчитывается налоговая база по доходам, облагаемым по ставке 13%. В результате расчета — сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 136500 руб.

В Разделе 6 «Суммы налога, подлежащие уплате, (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» указывает:

— код бюджетной классификации (код строки 020) — 182 1 01 02021 01 1000 110 по ставке 13% ,

— код по ОКАТО (код строки 030) –ОКАТО по месту проживания физического лица.

— сумма, налога подлежащая уплате в бюджет (код строки 040) — 136500 руб.;

Пример 4. Получение доходов в виде выигрыша

В представленном примере физическое лицо — Петров Н.И. (далее — Декларант) находился на территории Российской Федерации в 2010 году более 183 дней, на основании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса) является налоговым резидентом Российской Федерации, получил в 2010 году доходы в виде выигрыша. При получении дохода в виде выигрыша налогоплательщики на основании статей 228, 229 Кодекса обязаны не позднее 30 апреля, года следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию формы 3-НДФЛ (в 2011 году последний день сдачи деклараций — 03 мая 2011 года)

При представлении декларации Декларант обязан заполнить следующие листы декларации формы 3-НДФЛ:

1. Титульный лист (стр. 001 и стр. 002)

2. Раздел 1 (стр. 003)

3. Раздел 6 (стр.004)

Заполнение листа А
«Доходы от источников в Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке 13 %» формы Декларации

В нашем примере Декларант получил выигрыш, выплаченный организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), подлежащий налогообложению по ставке 13%.

Таким образом, Декларант заполняет лист А с доходами, облагаемыми по ставке 13%:

Петров Н.И. получил доход в виде выигрыша в размере 100000 руб. от ОАО «ТАЛИОН», ИНН/КПП 7808025538/784001001.

Учитывая, что налог на доходы физических лиц не был удержан, Декларант обязан отразить сумму налога, подлежащую к уплате в Разделах 1 и 6.

В Разделе 1 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%», рассчитывается налоговая база по доходам, облагаемым по ставке 13%. В результате расчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 13000 руб.

Для суммы налога подлежащей уплате в бюджет, Декларант в Разделе 6 «Суммы налога, подлежащие уплате, (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» указывает:

— код бюджетной классификации (код строки 020) 182 1 01 02021 01 1000 110 по ставке 13%

— сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет (руб.) (код строки 040 – 13000.

Пример 5. Получение доходов от преподавательской деятельности (репетиторство)

В представленном примере физическое лицо — Петухова В.И. (далее — Декларант) находилась на территории Российской Федерации в 2010 году более 183 дней, на основании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса) является налоговым резидентом Российской Федерации, получила в 2010 году доходы в виде оплаты за репетиторство. При получении дохода, с которого не был удержан налог на доходы физических лиц, налогоплательщики на основании статей 228, 229 Кодекса обязаны не позднее 30 апреля, года следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию формы 3-НДФЛ.

4. Приложение А (13%) (стр. 005)

Показатели листа А заполняются на основании выплат, которые были произведены физическому лицу.

В нашем примере Декларант получил доход в виде оплаты за репетиторство, подлежащий налогообложению по ставке 13%.

Петухова В.И. получила доход в виде оплаты за репетиторство в размере 125000 руб.

В Разделе 1 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%», рассчитывается налоговая база по доходам, облагаемым по ставке 13%. В результате расчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 16250 руб.

— код бюджетной классификации (код строки 020)182 1 01 02021 01 1000 110 по ставке 13%

— код по ОКАТО (место проживания физического лица) (код строки 030),

— сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет (руб.) (код строки 040) – 16250.

Пример 6. Получение доходов, с которых налог на доходы физических лиц удержан не в полном объеме, а также при получении доходов от сдачи в наем жилья

В представленном примере физическое лицо — Сидоров Н.П. (далее-Декларант) находился на территории Российской Федерации в 2010 году более 183 дней в календарном году, на основании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса) является налоговым резидентом Российской Федерации, получил в 2010 году доход, с которого не полностью удержан налог на доходы физических лиц. Кроме того, Сидоров Н.П. сдавал в наем квартиру и получил в 2010 году доход от Иванова П.И. в сумме 220000 руб.

При получении дохода, с которого не был удержан налог, налогоплательщики на основании статей 228, 229 Кодекса обязаны не позднее 30 апреля, года следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию формы 3-НДФЛ.

Заполнение листа А
«Доходы от источников в Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке 13 %» формы Декларации

На этом листе отражаются источники дохода, которые находятся на территории Российской Федерации.

В нашем примере Декларант получил доход, выплаченный налоговым агентом, с которого не полностью удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13%.

Сидоров Н.П. получил доход от сдачи в аренду имущества в размере 450000 руб. от О0О «МЕРКУРИЙ», ИНН/КПП 7814142254/781401001. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по ставке 13% составляет 58500 руб., удержано налоговым агентом только 50000 руб.

Кроме того, Сидоров Н.П. получил доход в сумме 220000 руб. от Иванова П.И. от сдачи в найм квартиры, который он также должен отразить при заполнении листа А декларации.

Учитывая, что налог на доходы физических лиц был удержан не в полном объеме, Декларант обязан отразить сумму налога, подлежащую к уплате в Разделах 1 и 6.

Далее заполняются Разделы 1, 6

В Разделе 1 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%», рассчитывается налоговая база по доходам, облагаемым по ставке 13%. В результате расчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 37100 руб. (задолженность по расчету с ООО «МЕРКУРИЙ» -8500 руб. и налог по доходу, полученному от сдачи в найм квартиры в размере 28600 руб. (220000* 0,13%=28600)).

Для суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, Декларант в Разделе 6 «Суммы налога, подлежащие уплате, (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» указывает:

— код бюджетной классификации (код строки 020) 182 1 01 02021 01 1000 110 по ставке 13% ,

— сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет (руб.) (код строки 040) – 37100.

taxpravo.ru

Отчитываемся по транспортному налогу: исчисление и учет налога, заполнение декларации

Транспортный налог считается одним из самых понятных и простых налогов. Но здесь имеются свои подводные камни. Рассматриваемый налог, как известно, является региональным налогом. Он вводится в действие законом субъекта РФ, которым также определяются ставки налога, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 НК РФ). Ставки по налогу приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Законами субъектов РФ указанные в этом пункте значения могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 НК РФ). Следовательно, законодательные (представительные) органы субъектов РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, с начала текущего года вправе были уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л. с. в том числе до нуля.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке:
— наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
— воздушные транспортные средства — самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
— водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.
В разд. II «Термины» Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177) указано, что перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми. Для их определения фискалы рекомендуют использовать термины и понятия, применяемые в соответствующих отраслях законодательства. При этом в п. 2 Методических рекомендаций приведены транспортные средства, относимые в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) к водным и воздушным, а также их коды.

Требование нормативных актов

Организации в большинстве случаев имеют наземные транспортные средства. Им-то и будет уделено внимание в статье. Напомним, что порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938. На территории Российской Федерации регистрацию:
— автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (за исключением спецтехники), осуществляют подразделения ГИБДД МВД России;
— тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, — органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Транспортные средства, в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) (далее — Правила регистрации), регистрируются только на их собственников. Ими являются юридические или физические лица, указанные в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (п. 20 Правил регистрации).
Согласно Правилам государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) (далее — Правила) государственной регистрации подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см (далее — машины), не подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России. Регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора.
Собственники транспортных средств и машин обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» либо в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 4 Правил регистрации, п. 1.5 Правил).
В то же время указанные собственники (владельцы) обязаны снять транспортные средства с учета или изменить регистрационные данные по истечении срока временной регистрации, в случаях утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца) (п. 5 Правил регистрации, п. 1.5 Правил). При этом не производится восстановление регистрации транспортных средств, снятых с учета на основании соответствующих документов в связи с утилизацией (списанием) (п. 13 Правил регистрации).
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте транспортного средства), или при необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений (п. 6 Правил регистрации).
Для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность и полномочия гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; документ об уплате государственной пошлины; регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; транспортное средство или акт технического осмотра транспортного средства; документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством РФ; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (п. 16 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. упомянутым Приказом МВД России N 1001).
Для регистрации транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, дополнительно представляется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученная не ранее чем за 6 месяцев до момента представления. С 1 июля 2011 г. выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в электронном или ином виде в целях регистрации транспортных средств получают соответствующие уполномоченные должностные лица ГИБДД самостоятельно в порядке, определяемом МВД России и ФНС России (п. 17 Административного регламента).
Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (п. 24.3 Правил регистрации).
При регистрации транспортных средств юридических лиц по месту нахождения их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений дополнительно к основным документам также представляются (п. 17.1 Административного регламента):
— уведомление о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
— документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании). Если юридическое лицо наделяет обособленное подразделение полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения, представляется документ, подтверждающий указанные полномочия;
— приказ (распоряжение) юридического лица о наделении обособленного подразделения транспортными средствами, в том числе приобретаемыми для юридического лица по доверенности самими обособленными подразделениями, и (или) приказ (распоряжение) подразделения при наличии у него соответствующих полномочий, зафиксированных в положении об обособленном подразделении, утвержденном юридическим лицом;
— доверенность, выданная юридическим лицом руководителю обособленного подразделения на право представлять полномочия юридического лица перед третьими лицами, и др.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения (п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ):
— о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;
— транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В целях обеспечения организационно-методического взаимодействия подразделений ГИБДД и налоговых органов при представлении указанных сведений МВД России и ФНС России утверждено Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (утв. совместным Приказом МВД России N 948, ФНС России N ММ-3-6/561 от 31.10.2008).
Управления ФНС России проводят сверку сведений, полученных из подразделений ГИБДД, со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах налоговых органов.
При изменении места нахождения организации она продолжает находиться на учете в налоговом органе в качестве плательщика транспортного налога до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. При этом если на дату снятия с учета налогоплательщика сальдо расчетов с бюджетом по данному налогу имеет отрицательное или положительное значение, соответствующая карточка расчетов с бюджетом (КРБ) передается в налоговый орган по новому месту его нахождения. Налоговый орган по новому месту нахождения открывает КРБ со своим ОКАТО.
Изменение места государственной регистрации юридического лица в пределах одного субъекта РФ не приводит к снятию с регистрационного учета транспортных средств. В этом случае по заявлению собственника (владельца) регистрационно-учетные данные передаются в регистрационное подразделение по новому месту нахождения юридического лица и одновременно об этом информируются налоговые органы (п. 31 Правил регистрации).

Исчисление налога

Организация самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества (п. 5 ст. 83 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ.
Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей), как было сказано выше, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Если отчетные периоды не установлены (к примеру, Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге»), то транспортный налог уплачивается один раз в год.
Если же отчетные периоды установлены (например, в Московской области — ст. 2 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области»), то за первый, второй и третий кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую необходимо будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой перечисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).
При определении срока уплаты транспортного налога (авансового платежа) следует руководствоваться региональным законом. При этом существуют некоторые ограничения по установлению срока уплаты налога. Для организаций срок уплаты для годовой суммы транспортного налога, установленный региональным законодательством, не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Исчисление транспортного налога осуществляется на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность транспортного средства в лошадиных силах.
Мощность двигателя указывается в регистрационных документах по данным технической документации на соответствующее транспортное средство. Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в киловаттах, соответствующий пересчет в лошадиные силы осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л. с.). При пересчете в лошадиные силы округление производится с точностью до второго знака после запятой (п. 19 Методических рекомендаций).
Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде. Для этого используется коэффициент Кв, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).
В налоговой декларации (форма декларации по транспортному налогу утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н) значение указанного коэффициента отражается в графе 9 по подстроке, относящейся к данному средству, строки 020 разд. 2 «Расчет суммы налога по каждому транспортному средству».
На момент подписания номера существовал проект приказа ФНС России об утверждении новой формы декларации по транспортному налогу. Согласно этому проекту использовать новую форму декларации предлагалось при отчете за 2011 г.
В новой форме для отражения значения коэффициента Кв предназначена строка 120 разд. 2.
Если регистрация транспортного средства и его снятие с регистрации происходят в течение календарного месяца, указанный период принимается за один полный месяц.

Пример 1. Организация приобрела и зарегистрировала автомобиль 4 октября 2011 г. В этом же месяце автомобиль был продан, в связи с чем он снят с учета 27 октября.
При расчете транспортного налога будет принят коэффициент, равный 0,0833 (1/12), октябрь в расчет принимается как один полный месяц.

Если же снятие с регистрации транспортного средства и его регистрация осуществляются в одном календарном месяце разными лицами, налог исчисляется за полный месяц каждым из собственников.
Для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, есть особенности в его исчислении. При передаче транспортных средств из одного подразделения в другое, которые находятся в разных субъектах РФ, может возникнуть проблема двойного налогообложения. Из буквального прочтения п. 3 ст. 362 НК РФ следует, что уплатить налог за этот месяц надлежит обоим подразделениям организации. Однако в Письме Минфина России от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11 уточнено, что нормы указанного пункта применяются только при приобретении, отчуждении или уничтожении транспортного средства. Поскольку гл. 28 НК РФ не предусмотрен порядок исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней нахождения транспортного средства у налогоплательщика после регистрации, то полный месяц при исчислении налога надлежит учитывать тому подразделению, по месту нахождения которого было зарегистрировано транспортное средство по состоянию на 1-е число месяца снятия с учета. По новому месту нахождения транспортного средства налог необходимо уплачивать начиная со следующего месяца.

Пример 2. Головная организация, находящаяся в Москве, 7 сентября 2011 г. передала автомобиль, состоявший на учете по ее местонахождению, в обособленное подразделение, находящееся в Липецке. Транспортное средство по новому местонахождению зарегистрировано в том же месяце — 16-го числа.
Налог за январь — сентябрь включительно подлежит уплате по месту нахождения головной организации — в Москве, а за октябрь — декабрь — по месту нахождения обособленного подразделения — в Липецке.

Организации, имеющие обособленные подразделения, довольно часто для выполнения работ в одном из них используют транспортные средства другого подразделения. При этом такие автомобили могут временно регистрироваться по месту выполнения работ.
Если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет, уплата транспортного налога по месту их временной регистрации во избежание двойного налогообложения не производится (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-05-06-04/46).
Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. При наличии документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства, находящегося в розыске, данный автомобиль не является объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем угона (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/015742). Руководство же налогового ведомства уточнило, что транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения, если в налоговый орган будет представлен подлинник справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства (Письмо ФНС России от 07.04.2010 N 3-3-07/475@).
Если же налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением ОВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона. При этом следует иметь в виду, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.
В целях исчисления транспортного налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.
Напомним, что при угоне (краже) автомобиля организацией должна быть проведена инвентаризация транспортных средств (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. соответственно Приказами Минфина России от 29.07.1998 N 34н и от 13.06.1995 N 49)). Итогом инвентаризации должна стать недостача в виде угнанного автомобиля.
В отношении утраченных транспортных средств либо транспортных средств, находящихся в розыске, может быть прекращена регистрация по заявлению их собственников (владельцев). При этом если транспортное средство будет обнаружено, его регистрация восстанавливается в связи с изменением волеизъявления собственников (п. п. 5 и 13 Правил регистрации).
Исчисление транспортного налога по украденным (возвращенным) транспортным средствам в течение налогового периода производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика (п. 30 Методических рекомендаций).

Пример 3. Транспортное средство украдено 18 марта 2011 г. Организация получила из органа МВД России документальное подтверждение факта угона. 22 июля транспортное средство найдено и возвращено его собственнику.
При исчислении транспортного налога за 2011 г. в этом случае принимается коэффициент Кв, равный 0,75 (9 : 12). В расчет принимаются периоды с января по март и с июля по декабрь, поскольку исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон машины согласно документу, полученному из органов полиции.
Воспользоваться коэффициентом 0,75 при расчете транспортного налога по автомобилю организация сможет, предоставив в ИФНС справку об угоне автотранспортного средства, выданную органами МВД России.

Расчет транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и при этом изменилась его мощность, производится с учетом таких изменений (п. 31 Методических рекомендаций). Собственник при этом должен сообщить в регистрирующий орган о необходимости внесения изменений в техническую документацию. С учетом этих данных им и исчисляется транспортный налог.

Пример 4. Организация в сентябре 2011 г. заменила двигатель на автомобиле, мощность снятого — 180 л. с., установленного — 210 л. с. Регистрация изменений в технической документации осуществлена отделением ГИБДД 27 сентября.
При исчислении транспортного налога за 2011 г. за первые восемь месяцев (с января по август) налоговая база определяется мощностью двигателя 180 л. с., за оставшиеся четыре месяца года (с сентября по декабрь) ее размер возрос до 210 л. с.
Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах — указывается в графе 6 соответствующей подстроки строки 020 разд. 2 налоговой декларации. Поскольку в течение отчетного периода по рассматриваемому транспортному средству произошло изменение величины налоговой базы, то при оформлении строки 020 по данному автомобилю заполняются две подстроки: по первой из них в графах 6 и 9 приводится 180 и 0,6667 (8 : 12), по второй — в эти графы заносится 210 и 0,3333 (4 : 12).
В новой же форме декларации, по всей вероятности, необходимо оформить два листа разд. 2, указав по строкам:
— 070 (налоговая база) — в первом случае 180 л. с., во втором — 210 л. с.;
— 110 (количество полных месяцев владения транспортным средством) — 8 и 4;
— 120 (коэффициент Кв) — 0,6667 и 0,3333.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ).
Финансовое ведомство считает, что при определении количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, учитываются все налоговые периоды по транспортному налогу начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, включая налоговый период, за который уплачивается налог (Письмо Минфина России от 27.05.2011 N 03-05-05-01/36).
В налоговой декларации возраст транспортного средства отражается в графе 8 подстроки, относящейся к данному средству, строки 020 разд. 2 (по строке 100 разд. 2 — в новой форме).

Пример 5. На учете в организации стоит транспортное средство 2005 г. выпуска. Законом субъекта РФ установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств по группе транспортных средств, в которую входит рассматриваемый автомобиль.
Налогоплательщик последовал рекомендациям финансистов. При исчислении транспортного налога за 2011 г. в отношении этого транспортного средства при определении количества лет, прошедших с года его выпуска, им принят период с 2006 по 2011 г. включительно. Искомая величина 6 лет указывается в графе 8 соответствующей подстроки строки 020 разд. 2 налоговой декларации (по строке 100 разд. 2 — в новой форме декларации).

Не столь уж редко транспортное средство передается в аренду. Отдельными договорами аренды предусматривается право арендатора поставить на временный учет по своему местонахождению арендованные транспортные средства. Минфин России в Письме от 04.03.2011 N 03-05-05-04/04 разъяснил, что в случае если государственная регистрация транспортных средств осуществлена за арендодателем, а временная регистрация — за арендатором, то налогоплательщиком транспортного налога признается арендодатель.
Если транспортные средства длительное время не используются в связи с текущим ремонтом или по случаю своей негодности в результате аварии и иных чрезвычайных обстоятельств, то исчислять и уплачивать транспортный налог необходимо до тех пор, пока они не сняты с регистрационного учета в ГИБДД. Обязанность по уплате транспортного налога, по мнению минфиновцев, ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01, от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05).
Взимание транспортного налога в случае утраты автомобиля в результате пожара прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета (Письмо Минфина России от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123).
Даже списание утилизированного транспортного средства с бухгалтерского учета без снятия его с регистрации в органах ГИБДД, по мнению фискалов, не освобождает организацию от уплаты транспортного налога (подробнее см. Комментарий к Определению ВАС РФ от 07.10.2011 N ВАС-12223/10 в «720 часов», 2011, N 12).

Заполнение декларации

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Налоговую декларацию им необходимо представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ). Следовательно, налоговую декларацию по транспортному налогу за 2011 г. надлежит подать не позднее 1 февраля 2012 г.
При наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, находящихся на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна налоговая декларация.
Налоговая декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде.
Организации, среднесписочная численность работников которых за 2011 г. не превысила 100 человек, вправе представить декларацию на бумажном носителе непосредственно в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств лично или через представителя или отправить ее по почте. При отправке отчетности по почте днем ее представления считается дата ее отправки. Подтверждением того, что отчетность представлена, является отметка на декларации о приеме (с указанием даты ее получения) либо опись вложения с отметкой учреждения связи, а также квитанция об отправке и уведомление о вручении, если использовался такой вид услуги при отправке декларации по почте. По желанию такие организации могут представить декларацию и в электронном виде.
Отчитываться же только в электронном виде обязаны организации, среднесписочная численность работников которых за 2011 г. превысила 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Причем если по месту нахождения обособленных подразделений организации зарегистрированы транспортные средства, то налоговые декларации по транспортному налогу независимо от численности этих подразделений организация обязана представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений в электронном виде (Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/1/464).
При передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок приема отчетности регламентируется Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@). Подтверждением даты отправки будет являться электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком отчетности (квитанции о приеме).
Как старая, так и новая форма налоговой декларации состоит из титульного листа, разд. 1 «Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет. » и разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству. «.
Для заполнения новой формы декларации понадобится информация из справочников: «Коды, определяющие налоговый период», «Коды форм реорганизации и код ликвидации организации», «Коды представления декларации», «Коды, определяющие способ представления декларации в налоговый орган», «Коды видов транспортных средств», «Коды единиц измерения налоговой базы на основании ОКЕИ (выписка)», «Коды налоговых льгот» (Приложения N N 1 — 7 к Порядку заполнения налоговой декларации по транспортному налогу).
Оформление декларации любой формы начинается с заполнения разд. 2.
В старой форме по строке 020 приводилась таблица. Каждому транспортному средству отводится своя подстрока в строке 020. При этом данные по нему вносились в графы со 2-й по 14-ю таблицы.
Если в течение года на автомобиле был установлен двигатель, мощность которого отличается от мощности замененного двигателя, то по такому транспортному средству, на наш взгляд, надлежало заполнить две подстроки.
В новой же форме разд. 2 заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. Количество показателей в разделе увеличилось до 23 (в таблице их было 13) за счет указания в том числе и видов льгот.
Если в старой форме информацию по льготе надлежало отразить в графах 12 и 13 (код льготы и сумма налоговой льготы), то в новой для такой информации отведено восемь строк с 150 по 220.
И связано это с тем, что законами субъектов РФ могут быть установлены следующие виды льгот:
— освобождение от налогообложения по транспортному налогу (код льготы 20 210);
— уменьшение суммы транспортного налога (код льготы 20 220);
— снижение налоговой ставки (код льготы 20 230).
В справочнике налоговых льгот помимо перечисленных приведен еще один код — 30 200. Он проставляется, если используются льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
На каждый вид льготы отводится по две строки за исключением льготы по освобождению от налогообложения, информация по которой отражается в четырех строках — со 150 по 180.
По строке 150 предлагается отразить количество полных месяцев использования льготы. В следующей строке, 160, указывается коэффициент Кл. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде), то есть Кл = (12 — стр. 150) : 12. Значение коэффициента приводится в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
По строке 170 предусмотрено заполнение двух полей:
— в первом поле указывается код налоговой льготы;
— во втором — приводится основание для ее использования: номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ о транспортном налоге, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по два знако-места).
Два поля предусмотрены также и по строкам 190 и 210. Порядок их заполнения такой же.
При льготе по международным договорам заполняется только первое поле строки 170.
Сумма же льготы указывается по строке 180.
Для информации по льготам в виде уменьшения суммы транспортного налога и снижения налоговой ставки предусмотрено по паре строк: (190 и 200) и (210 и 220) соответственно. Сумма каждой льготы отражается по строкам 200 и 220 соответственно.
При установлении льготы по транспортному налогу в виде снижения налоговой ставки сумма налоговой льготы исчисляется как разность суммы налога, исчисленной по полной (НС) и пониженной (НСпон.) налоговой ставке, то есть стр. 220 = стр. 070 x (НС — НСпон.) : 100.
По строке 070 указывается налоговая база. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, таковой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Код единицы измерения налоговой базы в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ) приводится по строке 080. Его значение берется из Приложения N 6 к Порядку. Для лошадиных сил это 251.
В случае установления льготы по транспортному налогу, уменьшающей исчисленную сумму налога в процентах, сумма налоговой льготы рассчитывается как произведение значения, указанного по строке 140, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога, деленное на 100.
К примеру, исчисленная сумма налога, согласно закону субъекта РФ, уменьшается на 40%. В этом случае стр. 200 = стр. 140 x 40 : 100.
По строке же 140 приводится сумма исчисленного налога. Она, в свою очередь, определяется как произведение налоговой базы (стр. 070), налоговой ставки (стр. 130) и коэффициента Кв (стр. 120), то есть стр. 140 = стр. 070 x стр. 120 x стр. 130.
Коэффициент Кв исчисляется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (стр. 110), к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде). Значение коэффициента (Кв = стр. 110 / 12) указывается по строке 120 в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
Налоговая ставка транспортного налога, установленная законом соответствующего субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства, приводится по строке 130. Она может быть установлена дифференцированно с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
В старой форме приводился лишь срок использования транспортного средства (графа 8). Указанная графа заполнялась только в случаях установления дифференцированных налоговых ставок с учетом срока, прошедшего с года выпуска транспортных средств.
Такая информация в новой форме заносится по строке 100. В предыдущей же строке, 090, предлагается указать экологический класс транспортного средства. Но только в случаях установления законами субъектов РФ дифференцированных налоговых ставок с учетом данного показателя.
Для индивидуальных показателей транспортного средства:
— идентификационного номера по документу о регистрации транспортного средства;
— его марке (из документа о государственной регистрации транспортного средства);
— регистрационном знаке транспортного средства —
предназначены строки 040, 050 и 060 соответственно. По наземным транспортным средствам указывается идентификационный номер — VIN.
По строке 030 приводится код вида транспортного средства. Он берется из соответствующего справочника (Приложение N 5 к Порядку).
Исчисленная сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, приводится по строке 230. Ее значение определяется как разность показателей строк 140 и 180 или разность показателя строки 140 и совокупности значений строк 200, 220, то есть стр. 230 = стр. 140 — стр. 180 или стр. 230 = стр. 140 — (стр. 200 + стр. 220).
В разд. 2 теперь необходимо привести также и код ОКАТО (строка 020).
В старой форме сумма значений по графе 14 всех страниц разд. 2 декларации с соответствующим кодом ОКАТО переносилась в строку 030 разд. 1.
В новой же форме для этого предназначена строка 021 разд. 1. В ней указывается исчисленная сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по данным налогоплательщика. Она формируется как совокупность значений по строке 230 всех представленных страниц разд. 2 декларации с соответствующим кодом ОКАТО.
Выше приводилось, что сумма авансового платежа по транспортному налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода исчисляется как одна четвертая произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Для их отражения в разд. 1 предусмотрено три строки: 023, 025 и 027. Внесенные значения авансовых платежей важны для налоговиков, поскольку с плательщиков транспортного налога с 2011 г. снята обязанность по представлению расчета по авансовым платежам.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика по соответствующим ОКАТО указывается по строке 030. Значение по этой строке с соответствующими ОКАТО определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и суммами авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащими уплате в бюджет в течение налогового периода, то есть стр. 030 = стр. 021 — (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027).
При положительном значении этой разницы строка 040 прочеркивается.
В случае же получения отрицательного значения прочеркивается строка 030. Само полученное значение без знака «-» как сумма транспортного налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода, заносится по строке 040.
По строке 010 приводится код бюджетной классификации (КБК). КБК по транспортному налогу для организаций на 2011 г. в соответствии с Классификацией доходов бюджетов (Приложение N 1 к Указаниям о Порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н) — 182 1 06 04011 02 1000 110.
Титульный лист декларации представляет собой унифицированную форму. Его заполнение производится в общем порядке. Напомним, что в поле «Налоговый период, за который представляется декларация» надлежит внести код 34. Он приведен в соответствующем справочнике (Приложение N 1 к Порядку).
Отметим, что плательщики транспортного налога, представляющие декларацию за 2011 г., должны будут воспользоваться новой ее формой, если указанный проект приказа после регистрации в Минюсте России будет опубликован в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» не позднее 31 декабря 2011 г. В противном случае до момента, определяемого десятью днями после дня опубликования декларации, они могут использовать для сдачи старую форму декларации (п. п. 8 и 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Налоговики, скорее всего, будут все же настаивать на использовании новой формы при сдаче декларации за 2011 г.

Учет транспортного налога

В бухгалтерском учете расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Порядок его отражения в учете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.
Начисление и уплата транспортного налога сопровождаются следующими проводками:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»,
— начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);
Дебет 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу», Кредит 51
— уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).
Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации (например, передано по договору аренды при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»,
— начислен транспортный налог.
При расчете налога на прибыль сумма транспортного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу нормы пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Если организация применяет метод начисления, сумма транспортного налога (авансового платежа по налогу) включается ею в расходы в момент начисления — в последний день налогового (отчетного) периода (пп. 1 п. 7 ст. 272, п. 1 ст. 318 НК РФ).
При применении же кассового метода сумма налога показывается в расходах только после перечисления ее в бюджет (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
При расчете налога на прибыль можно учесть также и сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в предпринимательской деятельности (находится в простое, передан на хранение в другую организацию и т.д.). Начисленный в этом случае налог соответствует всем критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:
— у организации имеется обязанность заплатить налог (даже по неиспользуемым транспортным средствам);
— сумма налога подтверждена документально (декларацией, расчетом авансовых платежей, платежными поручениями).
Организация, применяющая «упрощенку» с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», сумму транспортного налога (авансового платежа по налогу) вправе включить в состав расходов (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшают налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Начисленная, но не уплаченная сумма транспортного налога при расчете облагаемой базы не учитывается.

www.pnalog.ru