Полезные статьи

Замены в верховном суде

Замена кузова автомобиля или шасси решение Верховного суда

Верховный суд РФ внес важные и интересные разъяснения для многочисленных владельцев старых или «битых» автомобилей. Суть озвученного заключалась в том, что если автовладелец произвел замену старого кузова автомобиля на новый или же шасси, но не перерегистрировал свой автомобиль — то это не означает, что он управляет таким автомобилем по подложным документам.

На практике обыденный случай, когда инспектор ГИБДД останавливает автовладельца, который произвел замену кузова авто, но не перерегистрировал автомобиль. Сверяет номера, а идентификационный номер автомобиля не совпадает с тем, который указан в свидетельстве о регистрации. Все, управляешь машиной с заведомо подложными регистрационными знаками, за это в части 4 статьи 12.2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено лишение прав на срок от полугода до года. И тщетны будут попытки доказать, что Вы действительно поменяли кузов автомобиля и документы на него у вас на руках. Давно уже инспекторы ГИБДД не проверяют номер двигателя и он не вносится в регистрационные документы и есть только один способ идентифицировать автомобиль – по его идентификационному номеру, который нанесен на кузове автомобиля, а он не совпадает с тем что указан в документах. И получается так, что автовладелец управляет уже совершенно другим автомобилем, а не тем который зарегистрирован в ГИБДД с соответствующими регистрационными знаками.

Но по сути если отбросить все формальности, то ведь автовладелец получил номера для своего автомобиля на совершенно законных основаниях и автомобиль он полностью не менял, а заменил одну из запчастей автомобиля – кузов. Да это безусловно большая и номерная деталь, но ведь это такая же запчасть, как например руль или выхлопная труба. Вина такого автовладельца, который вовремя не внес изменения в регистрационные данные определяется статьей КоАП 12.1, которая предусматривает штраф от 500 до 800 рублей.

Один из пострадавших некто Сагателян А.А., управляя транспортным средством с замененным кузовом в Калининграде, без внесения соответствующих изменений в регистрационные документы. Был остановлен инспекторами ДПС, которые вменили ему управление транспортным средством с заведомо подложными номерами. Мировые судьи поддержали эту версию и вынесли наказание в виде лишения прав на 6 месяцев. Обжалования результатов не принесли. Районные и краевые суды утверждали ранее вынесенное решение. Добравшись до Верховного суда, заявитель Сагателян представил суду договор купли-продажи кузова и свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданное ГИБДД Калининградской области. Рассмотрев представленные документы Верховный суд посчитал, что нет оснований утверждать, что номера подложные, и постановил решения нижестоящих судов отменить, административное дело прекратить. В своих постановлениях Верховный суд указал, что «под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе в установленном законом порядке, либо государственные регистрационные знаки с какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них предприятием-изготовителем символы, а также государственные регистрационные знаки, выданные при государственной регистрации другого транспортного средства».

К большому сожалению благодаря такой возможности Россию наводнили так называемые автомобили «конструкторы». Что бы избежать высоких таможенных пошлин на ввоз, в страну ввозится не автомобиль, а запчасти к нему. Дальнейшая схема проста, покупается старый автомобиль от которого по сути мошенникам нужны только документы и по этим документам из ввезенных запчастей собирается автомобиль, который зачастую не соответствуют технике безопасности движения на дорогах. Или когда какая-нибудь из компаний закупая с десяток автомобилей, ставят на учет половину из них и в дальнейшей эксплуатации, перевешивают номера с одного авто на другое. Вот тут уже и есть управление автомобилем по подложным номерам.

Понятно, что теперь все суды будут выносить свои решения с оглядкой именно на такие постановления Верховного суда, одно из которых мы описали выше. Но как быть с теми, кто пользуется пробелами в законодательстве, ведь по формальным признакам разницы между аферистами и теми, кто честно купил кузов, нет никакой. В ГИБДД считают, что статью 12.5 можно применять. Но у автовладельца есть срок — 10 суток для постановки на учет вновь приобретенной машины или внесения изменений в регистрационные данные. Если срок истек, то должна применяться часть 1 статьи 12.1 КоАП — управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Ведь при замене номерных деталей необходимо вносить изменения в регистрационные данные, просто потому, что они фигурируют в документах. Казалось бы, статья безобидная, всего штраф, но за повторное нарушение уже будет грозить часть 1.1 этой статьи — штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

exp64.ru

Alexandr2508 › Блог › Верховный суд РФ запретил лишать прав за самовольную замену кузова или шасси автомобиля

Верховный суд в обзоре судебной практики напомнил, что считать подложными регистрационными знаками!

Если у автомобиля поменяли кузов, шасси или раму, это не означает, что водителя надо лишать прав на срок от полугода до года, за то, что он ездил с подложными номерами.
По сути, Верховный суд пояснил, что считать подложными номерами, а что другими нарушениями правил. Разберем это подробно и на конкретном примере, который, кстати, ВС и сделал примером для всех судов.

Ведь обзоры этой практики публикуются не просто так. У нас хоть и не прецедентное право, однако мнение судей Верховного суда на ту или иную проблему должно учитываться. Хотя бы для того, чтобы не загружать Верховный суд новой работой по старым историям.

Итак, ситуация следующая. Останавливает некий инспектор ДПС некую машину, за рулем которой сидит некий водитель Агошко. Инспектор попросил предъявить документы, водитель их, соответственно предъявил. Что вызвало подозрения инспектора — можно только догадываться. Возможно, слишком свежий вид кузова. И поэтому он решил проверить еще и соответствие номеров, указанных в документах, той технике, которая стоит перед его глазами.

Что же он увидел: несоответствие номера шасси тому, что прописано в регистрационных документах, то есть в свидетельстве о регистрации.

Инспектор тут же обвинил водителя в том, что он управлял автомобилем с подложными номерами. И вот тут встал вопрос, что считать подложным номером? Тот, который изготовлен кустарно, в домашних условиях, без разрешений и сертификатов — однозначно можно назвать подложным. А тот, который был получен в ГИБДД на конкретный автомобиль? Да, у автомобиля заменили одну запчасть. Да, эта запчасть имеет номер, важный для идентификации транспортного средства. Однако есть все документы на то, что эта запчасть была приобретена официально. Замена проводилась тоже с указанием всех данных. Все это свидетельствует, что автомобиль остался тем же, который официально зарегистрирован в ГИБДД. А значит, номера не могут считаться поддельными.

Согласно решению Верховного суда, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Агошко указал на то, что он произвел замену кузова принадлежащего ему и зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, что привело к изменению номера шасси автомобиля, в обоснование чего были представлены соответствующие подтверждающие документы.

Эксперты назвали авто, которые не будут сильно дорожать
Это не позволило сделать вывод, что государственный регистрационный знак, установленный на автомобиль, которым управлял Агошко, — подложный. Он был выдан на тот же автомобиль, на котором водитель ездит и сейчас. В этом автомобиле изменилась лишь одна из запчастей. Поэтому вменять ему часть 4 статьи 12.2 КоАП никак не получается. Правда, эта запчасть несет на себе номер, который служит главным для идентификации этого транспортного средства в ГИБДД.

Да, автовладелец нарушил правила. Перед тем, как выезжать на дороги общего пользования, он обязан был провести процедуру внесения изменений в регистрационные данные. Однако этого он не сделал.

Между тем на это у него, уже после замены номерных деталей, было десять дней. В отношении этого водителя и инспектор, и суд первой инстанции должны были применить часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность в виде штрафа 500 рублей.

Таким образом, при замене кузова, шасси или рамы на новые, несмотря на то, что водитель едет на принципиально новом автомобиле, который в базах данных ГИБДД пока нигде не зафиксирован, привлечь его можно только за то, что он нарушил условия эксплуатации машины. А это штраф 500 рублей.

Надо сказать, что Агошко повезло: когда принималось решение Верховного суда, исполнение производства по делу в отношении него уже началось. Права забрали, они лежат в ГИБДД. Если бы этого не произошло, то суд мог назначить иное наказание. однако в данном случае вступило в силу предыдущее. Поэтому переквалификация дела дела по другой статье не возможна — автовладелец понес наказание.

Возможность переквалифицировать то или иное нарушение по другим статьям появилась у ГАИ и судей в ноябре. Всем остальным, кто попался на нарушении до этого срока, смена статей не грозит.

www.drive2.ru

Верховный суд узаконил требование о замене крымских автономеров на российские

Лента новостей

Все новости »

Жители Крыма и Севастополя до 1 апреля обязаны заменить украинские регистрационные документы и автомобильные номера на российские. Так решил Верховный суд РФ, признав законным соответствующее постановление правительства

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Верховный суд России признал законным постановление правительства РФ, предписывающее автомобилистам Крыма и Севастополя до 1 апреля заменить украинские регистрационные документы и автомобильные номера на российские.

В суд обратился житель Севастополя, пенсионер МВД Вячеслав Муляр. Он просил признать недействующим постановление правительства от 31 октября 2015 года, согласно которому все регистрационные документы на машины, а также номерные знаки, выданные до 18 марта 2014 года на Украине, жители Крыма и Севастополя должны заменить на российские.

Заявитель утверждал, что данный нормативный акт противоречит статье 12 федерального закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым». «В ней говорится, что правоустанавливающие документы будут действовать без срока ограничения. Я считаю, что свидетельство о регистрации транспортного средства является таким документом, поэтому ограничение его срока действия является незаконным», — сказал истец.

Двойная регистрация

По словам Муляра, поскольку в его номерном знаке не указан срок действия, он полагал, что будет пользоваться им, пока не решит его поменять или не потеряет. Истец отметил, что при регистрации транспортного средств на территории России на него выдаются новые номера российского образца. Однако на Украине машина не снимается с регистрационного учета и остается в базе данных местной полиции. Таким образом, по мнению Муляра, транспортное средство оказывается зарегистрированным сразу в двух государствах, что противоречит Международной венской конвенции о безопасности дорожного движения.

Истец высказал опасения, что если он поедет к родственникам на Украину на машине с новыми российскими номерами, то она будет изъята украинскими полицейскими. В то же время, если снять машину с учета на Украине самостоятельно, то в дальнейшем ему придется заплатить ввозные пошлины. «Я знаю по меньшей мере о двух случаях, когда машины изъяли и не вернули», — отметил Муляр. Он пояснил, что об этом граждане Крыма сообщали на местном форуме Sevastopol.info.

«МВД России гарантирует, что мне компенсируют стоимость машины, если ее изымут на территории Украины?» — обратился истец к представителям МВД. При этом Муляр признал, что в ближайшее время не собирается ехать на Украину, так как является пенсионером МВД и «лицом призывного возраста». «Как только я пересеку границу, я буду задержан и арестован», — пояснил истец.

Посулы МВД

Юрист ведомства Гайк Марьян заверил, что, если у Муляра изымут машину, то автовладельца не бросят в беде. «Правительство РФ гарантирует, что если на территории любой страны в отношении вас будут совершены незаконные действия, не волнуйтесь, вам помогут», — уверял он. При этом Гайк Марьян указал на необходимость замены документов и номеров крымчанами. По его словам, в настоящее время жители Крыма и Севастополя, не перерегистрировавшие машины, оказались «вне правового поля» нашей страны: они не платят ни дорожного, ни какого другого налога, неясно, как их привлекать к ответственности за нарушения ПДД, так как неизвестно, куда должны отправляться штрафы, а также их машины могут использоваться для криминальных целей.

Гайк Марьян отметил, что в соответствии с международными правилами автомобиль может находиться на территории другого государства без регистрации не более шести месяцев, поэтому автовладельцы, не перерегистрирующие транспортные средства, нарушают закон. «Ситуация назрела, и надо ее решать», — заявил представитель МВД. Он отметил, что никто не запрещает крымчанам ездить на Украину к родственникам, но как именно будут решаться проблемы с местными сотрудниками ГИБДД, пояснить не смог. «Все со временем устаканится, успокоится», — заверил он. В то же время, по мнению представителя МВД, проблемы взаимоотношений России и Украины не должны быть поводом для нарушения законодательства.

Кто не успел, того накажут

Другой представитель министерства Роман Мишуров сообщил, что в настоящее время более 256 тысяч автовладельцев Крыма прошли процедуру перерегистрации, еще 45 тысячам владельцев предстоит поменять номера. Он добавил, что тем, кто не успеет до 1 апреля это сделать, в перерегистрации отказано не будет. При этом он признал, что к запоздавшим могут применить меры административной ответственности. Представитель ответчика предложил автолюбителям воспользоваться порталом госуслуг, подав заявку в электронном виде, что ускорит прием документов в ГИБДД.

Представители ответчика просили отклонить иск. Их поддержала прокурор Лариса Степанова из Генпрокуратуры России. Она отметила, что документы, на которые ссылался в заявлении истец, не относятся к тем, которые указаны в законе «О принятии в РФ республики Крым». «Регистрационные документы на транспортные средства и государственные регистрационные знаки не являются правоустанавливающими документами на транспортные средства. Данные документы подтверждают государственную регистрацию, а не право собственности, как ошибочно полагает истец», — высказала она свою точку зрения.

Выйдя из совещательной комнаты, судебная коллегия оставила иск севастопольца без удовлетворения. Была оглашена только вводная и резолютивная часть решения. Покидая суд, Вячеслав Муляр заявил Business FM, что обжалует решение в апелляции. В свою очередь, представитель МВД Гайк Марьян сообщил о том, что в настоящее время министерство прорабатывает возможность отменить ввозные налоги и пошлины для тех, кто хочет самостоятельно снять машины с учета на Украине.

www.bfm.ru

Верховный суд разъяснил, когда покупатель может потребовать заменить машину или вернуть деньги

Если новый автомобиль постоянно ломается, дилер обязан обменять его или вернуть покупателю деньги. Верховный суд назвал повторную поломку веским основанием для вышеназванного. При этом гарантийный ремонт не повод для отказа в возврате потраченных средств.

ВС РФ уже создал прецедент. Волгоградская фирма приобрела в лизинг машину за 3 миллиона рублей. Менее, чем через год, с передней левой стойкой начались проблемы. Дилеру потребовалось 43 дня, чтобы устранить неисправность по гарантии.

Однако почти сразу сломалась коробка передач. Компания-продавец потратила еще 24 дня на ремонт. После этого 35 дней ушло на восстановление неработающего доводчика капота, и снова возникли проблемы с коробкой передач.

Покупатель устал тратить свое время и потребовал заменить авто. Продавец ответил отказом. В судебных тяжбах владелец «сыплющегося» транспортного средства дошел до Верховного суда.

Высшая судебная инстанция постановила, что согласно пункту 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ, при обнаружении существенных недостатков покупатель может потребовать возврата денежных средств или замены товара.

При этом ВС РФ назвал проблемы с коробкой передач веским основанием для возврата или обмена, так как они возникли не единожды. Если же недостатки выявлены в течение 15 дней после покупки, то неважно насколько они существенны – покупатель может вернуть машину или потребовать ее поменять. Это распространяется и на фирмы, и на физические лица.

nversia.ru

Знаки препинания

Он установил, что если автовладелец поменял кузов или шасси, но не перерегистрировал автомобиль, то это не означает, что он управлял машиной с подложными номерами.

Дело в том, что в последнее время у гаишников и судей вошла в моду следующая практика. Поменял, допустим, водитель кузов своего автомобиля, но машину не перерегистрировал и продолжает на ней ездить. Останавливает его инспектор ГИБДД, сверяет номера, а идентификационный номер автомобиля не совпадает с тем, который указан в свидетельстве о регистрации. Все, управлял машиной с заведомо подложными регистрационными знаками. А за это в части 4 статьи 12.2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено лишение прав на срок от полугода до года. И никакие доказательства того, что водитель действительно поменял кузов и ездит с документами на него, уже не действуют. Вот уже несколько лет инспекторы ГИБДД не проверяют номер двигателя, и он, соответственно, не вносится в регистрационные документы.

Остается только один способ идентифицировать автомобиль — его идентификационный номер. А именно он нанесен на кузове, который поменяли. И, соответственно, не совпадает с тем, который указан в документах.

И получается, что человек управляет уже совершенно другим автомобилем, а не тем, который зарегистрирован в ГИБДД с соответствующими регистрационными знаками.

Но это, скажем так, формальный подход. Ведь автовладелец получил номера на совершенно законных основаниях, и потом он не менял автомобиль, а поменял всего лишь одну деталь. Да, дорогую, большую и номерную, но такую же запчасть, как выхлопная труба.

К сожалению, возможностью поменять кузов как банальную запчасть пользуются и откровенные мошенники. Например, именно благодаря такой возможности страну наводнили так называемые «конструкторы». Чтобы избежать высоких таможенных пошлин, некоторые граждане ввозят в Россию не автомобиль, а его запчасти. Затем покупают где-нибудь старый автомобиль такой же марки. От него им нужны только документы. Под эти документы и собирается из ввезенных запчастей машина.

Есть и более вопиющие случаи. Например, некоторые транспортные компании, закупив 10 машин одной марки и цвета, ставят на учет только три из них. А потом, по необходимости, перевешивают номера с одного на другой. Вот это уже точно управление автомобилем с подложными номерами. Но по формальным признакам разницы между такими деятелями и теми, кто честно купил кузов, нет никакой. Причем вина последних в том, что они вовремя не внесли изменений в регистрационные данные. А это уже совершенно другая статья КоАП — 12.1. Она предусматривает только штраф от 500 до 800 рублей.

И вот как минимум двоим пострадавшим от несправедливого лишения прав удалось добраться до Верховного суда. Один из них — некто Сагателян А.А. — управлял автомобилем с замененным кузовом в Калининграде. Второй — некто Агошко А.А. — ехал по трассе «Уссури» в Приморском крае на машине, у которой было заменено шасси. И в том и в другом случае инспекторы ДПС вменили им управление транспортным средством с заведомо подложными номерами. Мировые судьи поддержали эту версию и вынесли наказание в виде лишения прав на 6 месяцев. Обжалования результатов не принесли. Районные и краевые суды утверждали ранее вынесенное решение. Однако Верховный суд посчитал иначе. В своих постановлениях он указал, что «под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе в установленном законом порядке, либо государственные регистрационные знаки с какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них предприятием-изготовителем символы, а также государственные регистрационные знаки, выданные при государственной регистрации другого транспортного средства».

Заявитель Сагателян представил суду договор купли-продажи кузова и свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданное ГИБДД Калининградской области. При таких обстоятельствах Верховный суд посчитал, что нет оснований утверждать, что номера подложные, и постановил решения нижестоящих судов отменить, административное дело прекратить.

Агошко представил договор купли продажи номерных агрегатов, наряд-заказ на выполнение работ по замене и добавочный лист к декларации на товары, подтверждающий законность ввоза этих запчастей. Однако свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности он не представил. Верховный суд также не нашел оснований считать номера подложными. Но, по его мнению, было нарушено требование по допуску к эксплуатации транспортного средства. Ответственность за это предусмотрена частью 1 статьи 12.5 КоАП — штраф 500 рублей.

Понятно, что теперь все суды будут выносить свои решения с оглядкой именно на эти постановления. Но как быть с теми, кто пользуется пробелами в законодательстве, о ком мы писали выше? В ГИБДД считают, что статью 12.5 можно применять. Но у автовладельца есть срок — 10 суток для постановки на учет вновь приобретенной машины или внесения изменений в регистрационные данные. И если срок истек, то должна применяться часть 1 статьи 12.1 КоАП — управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Ведь при замене номерных деталей необходимо вносить изменения в регистрационные данные, просто потому, что они фигурируют в документах. Казалось бы, статья безобидная, всего штраф, но за повторное нарушение уже будет грозить часть 1.1 этой статьи — штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Всего по итогам 2013 года по данным ГИБДД в России зарегистрировано более 53 миллионов транспортных средств. Из них почти 23 с половиной миллиона составляют иномарки. Новых машин, с момента производства которых не прошло и года, зарегистрировано чуть более 3 миллионов 606 тысяч. Автомобилей старше 3 лет — более 6,5 миллиона. От трех до пяти лет — 4,9 миллиона.

Один из наиболее массовых сегментов — это автомобили от пяти до десяти лет. Их насчитывается почти 12 миллионов. Автомобили возрастом от 10 до 15 лет не столь многочисленны. Их количество чуть-чуть не дотянуло до 8 миллионов. Ну и, наконец, самый большой сегмент — автомобили старше 15 лет. Их колесит по нашей стране более 18 миллионов.

Необязательно менять кузов машины в связи с высоким возрастом. Тем более, что иностранные производители дают гарантию на сквозную коррозию кузова 10 лет. Но в большинстве случаев кузова меняют не из-за сквозной коррозии, а в результате аварии, когда его восстановление невозможно или сопоставимо по цене с покупкой нового авто. Другое дело, что потом необходимо перерегистрировать машину. Ведь была заменена номерная деталь. А перед этим необходимо получить в ГИБДД свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Ведь, по сути, сборочные производства иномарок в России занимаются тем же самым, чем будут заниматься на сервисе: на готовый кузов навешивают колеса, двигатель и прочее оборудование.

rg.ru