Полезные статьи

Закон фасаде

Судебная практика судов общей юрисдикции по вопросу «нужно ли разрешение на установку кондиционера», на первый взгляд, единообразием не отличается. При рассмотрении одного дела в решении суда указывается, что на монтаж кондиционера нужно согласие собственников и органов власти, рассматривая другое дело, суд указывает, что таких согласований и разрешений по закону не требуется.

Существуют ли какие-то правила установки кондиционера, закон, регулирующий данную проблему, с кем согласовывать и т.д. — данными вопросами далеко не всегда задаются граждане и организации, желающие установить кондиционер на фасаде жилого дома. Иногда последствием подобного легкомыслия является решение суда о демонтаже уже установленного кондиционера.

Рассмотрим две позиции по вопросу данной темы

Оглавление:

1. Разрешение на установку кондиционера на фасаде здания получать необходимо в любом случае

Сторонники данной точки зрения приводят следующие аргументы.

Фасад здания как ограждающая несущая конструкция дома является общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 244 ГК РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Некоторые суды в решениях, а также авторы комментариев указывают, что «в правоприменительной практике установка кондиционера расценивается как переоборудование (переустройство) помещения и даже как реконструкция здания (п. 1 ст. 25 ЖК РФ, пп. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Госстрой РФ в п. 3.5.8 Постановления от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» указал следующее: «организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения».

Как указано в статье 44 ЖК РФ, решения о реконструкции и ремонте, а также о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме принимает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Из вышеприведенных норм права можно сделать вывод о том, что для установки кондиционера необходимо получить разрешения не только от уполномоченного органа местного самоуправления, но и от собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Приведенная позиция означает на практике следующее.

Для получения разрешение органа местного самоуправления на установку кондиционера на фасаде здания необходимо разработать проект установки кондиционера, согласовать проект на предмет соответствия санитарным нормам и правилам в Роспотребнадзоре, в управляющей организации, в органах власти, отвечающих за соответствие внешнего вида фасада здания после установки кондиционера принятым нормам и других.

Кроме того, гражданину, желающему установить кондиционер, необходимо инициировать проведение общего собрания собственников помещений дома, на котором большинство должно одобрить установку кондиционера. Понятно, что в домах с числом квартир в несколько сотен, сделать это крайне проблематично.

Таким образом, для установки небольшого, никому не мешающего кондиционера, гражданину придется потратить несколько недель, а то и месяцев. За данное время жаркое лето наверняка уже кончится.

2. Вторая позиция: по общему правилу, не требуется разрешение на установку кондиционера на фасаде здания

По нашему мнению, данная позиция более справедлива и обоснована.

1) Приведенный выше пункт 3.5.8. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 который гласит о недопустимости установки кондиционеров без соответствующего разрешения, не упоминает о каком именно разрешении идет речь: о разрешении собственников помещений дома или о разрешении органа местного самоуправления. Но, исходя из того, что вопросы пользования, владения и распоряжения общим имуществом, находящимся в долевой собственности, урегулирован нормами Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, учитывая при этом, что Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 является актом публичного, а не частного права, можно сделать вывод о том, что в п. 3.5.8. Постановления речь идет о необходимости получения разрешения уполномоченного органа власти.

Нормы федеральных законов, подзаконных нормативных актов не содержат прямого указания на необходимость получения разрешения на установку кондиционера. Вместе с тем, необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (регионов). Субъкт Федерации вправе принять закон, регламентирующий установку как кондиционеров, так и другого оборудования на фасадах зданий, прописать процедуру получения разрешений и согласований, назвать органы власти, уполномоченные согласовывать проект установки кондиционера.

Из судебной практики следует, что далеко не во всех регионах такой нормативный акт принят. Подобный регламент принят, например, в Санкт-Петербурге, до недавнего времени существовал и в г. Москве, но, с 2011 года отменен.

Таким образом, перед установкой кондиционера следует поинтересоваться, существует ли в вашей области, крае, республике нормативный акт, регулирующий порядок получения разрешений на монтаж оборудования на здании. Если такой акт отсутствует, полагаем, что у органов власти не имеется оснований для выдачи какого-либо разрешения. Для того чтобы убедиться в этом, можно обратиться в администрацию муниципального образования с просьбой разъяснить порядок установки кондиционера на фасаде здания.

Кроме того, не следует забывать, что если ваш дом является объектом культурного наследия, то получать разрешение на установку кондиционера, антенны, кабелей, или любого иного оборудования на несущую конструкцию здания в любом случае придется.

2) Установка кондиционера — переоборудование (переустройство)?

Согласно статье 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Различают промышленные, полупромышленные и бытовые кондиционеры. Для установки промышленных кондиционеров может потребоваться переустройство помещения, которое повлечет необходимость внесения изменений в технический паспорт помещения, или даже реконструкция здания. В данном случае без разрешительных документов не обойтись.

Однако, как показывает практика, установка кондиционера (бытового или полупромышленного) далеко не всегда квалифицируется судами как реконструкция, перепланировка или переоборудование помещения. Это означает, что разрешения со стороны органов власти на установку не требуется.

3) Требуется ли решение общего собрания собственников чтобы установить кондиционер?

Как показывает судебная практика, отсутствие согласия собственников помещений дома на установку кондиционера, как основание для удовлетворения требований о демонтаже кондиционера, суд приводит как дополнительный довод в случае если уже установленный кондиционер нарушает права других собственников помещений. Как правило, такие нарушения прав граждан выражаются в следующем:

  • кондиционер соседей громко шумит, гудит, вибрирует, чем нарушает покой граждан (как правило, соседей);
  • кондиционер установлен на балконе, лоджии граждан-истцов или на внешней стене здания непосредственно у окна квартиры граждан в периметре принадлежащего им жилого помещений — частично перекрывает обзор, вид из окна, во время дождя капли с установленного кондиционера попадают в окно квартиры;
  • дренажная трубка кондиционера смонтирована таким образом, что конденсат стекает на окна квартир, принадлежащих другим гражданам, что приводит к разрушению стены жилого дома.
  • иные нарушения, в том числе, допущенные при монтаже кондиционера (образование трещин на фасаде здания, несоблюдение мер пожарной безопасности, создающих угрозу возгорания, замыкания, и т.д.)
  • Стоит отметить, что встречаются и судебные акты, где удовлетворяются требования о демонтаже кондиционера на основании норм, приведенных выше в позиции № 1. Полагаем, что формальный подход к разрешению данного рода споров не является правильным и разумным. На наш взгляд, требования об обязании демонтировать кондиционер может быть удовлетворено лишь в том случае, если истец доказал, что нарушено его право. При этом довод о том, что стена является общим имуществом собственников помещений, а потому, во всех случаях необходимо согласие собственников на ее использование подлежит отклонению по тому основанию, что лицо, установившее кондиционер также является собственником помещения и сособственником доли в праве на общее имущество и если данный собственник не создает препятствий для осуществления права пользования и владения другим собственникам помещений, не нарушает их прав на благоприятные и безопасные условия проживания, то отсутствует нарушенное право, подлежащее защите в судебном порядке.

    Следует, однако, отметить следующее. Собственники помещений многоквартирного жилого дома вправе принять решения о порядке пользования общим имуществом дома. Не лишены собственники помещений и права принять решение, например о порядке установки кондиционеров, антенн и другого оборудования на фасаде жилого дома. Также собственники вправе констатировать, что уже размещенные на несущих конструкциях дома кондиционеры нарушают права граждан и подлежат демонтажу, что должно найти отражение в протоколе общего собрания собственников. Напомним, что решение общего собрания собственников (принятое большинство голосов и при наличии кворума) обязательно для исполнения всеми собственниками помещений данного жилого дома. Представляется, что в таком случае владелец кондиционера обязан подчиниться решению общего собрания, либо обжаловать данное решение в суде. При отказе владельца демонтировать кондиционер, собственники вправе обратиться в суд с требованием об устранении препятствий в пользовании (ст. 304 ГК РФ), т.е. об обязании ответчика демонтировать установленное оборудование.

    Рекомендуем другие публикации на тему:

    • Разрешение на установку кондиционера на фасаде жилого дома и демонтаж (Судебная практика судов общей юрисдикции, решения судов, Нужно ли разрешение собственников помещений, органов власти на установку кондиционера, антенны, кабелей на фасаде и крыше здания? Судебно-арбитражная практика)
    • Установка кондиционера, антенны на фасаде и крыше здания. Нужно ли согласие собственников и органов власти? Судебная практика
    • Как узаконить устроенный балкон, крышу, козырек балкона, остекление балкона, лоджии, объединить комнату с балконом? Судебная практика
    • Перепланировка и переустройство квартиры. Узаконивание самовольной перепланировки. Нормы закона и практика
    • logos-pravo.ru

      Вывеска на фасаде: реклама или требование закона

      Реклама — удовольствие платное, поэтому многие ТСЖ хотели бы получать доход от вывесок, которые располагаются на фасаде многоквартирного дома, которым они управляют. Обосновано ли требование о заключении договора на размещение рекламной конструкции и вывески на фасаде многоквартирного дома и взимание за это платы? Не всегда.

      В пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым этим Законом.

      В соответствии со ст.ст. 9, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также иные сведения, предусмотренные в этих нормах.

      Как указывалось в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при применении п. 1 ст. 3 этого Закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

      К такой информации относятся, например, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со ст. 495 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и т.д.

      Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, обязанность довести необходимую информацию до потребителя является публичной, неисполнение которой исполнителем (продавцом) влечет предусмотренную законом ответственность.

      Поэтому вывеска, содержащая информацию, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей», не является рекламной и может размещаться на фасаде дома.

      Вывеска, которая не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей», должна быть размещена при соблюдении процедуры ее установки как рекламной конструкции.

      Вывеска, которая направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижению является рекламной конструкцией.

      Обязанность по оплате использования фасада многоквартирного дома для размещения рекламной вывески или конструкции, возникает на основании положений ч. ч. 2 и 4 ст. 36, ст. 44 ЖК РФ.

      В соответствии со статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе посредством заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, должно быть принято общим собранием собственников многоквартирного жилого дома.

      Законом установлена возможность принятия такого решения на общем собрании собственников помещений об использовании общего имущества дома, определении размера платы лишь при использовании имущества для установки и эксплуатации другими лицами рекламных конструкций, но не в случае размещения информации согласно требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей».

      Если вывеска содержит информацию в соответствии с требованиями названного Закона, то продавец (исполнитель) при ее размещении выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

      Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

      ya-advokat.ru

      Что такое фасад здания?

      Фасад здания, что это такое? Это внешние или наружные стены, смотря на которые формируется вид дома. Фасад отвечает за долговечность, прочность, устойчивость и безопасность дома, здания и т. д. Также он полностью огнеустойчив, несет тепло в ваш дом и является самой важной частью здания. В каждом городе, можно встретить свой тип архитектуры здания, различные варианты оформления фасадов и неповторимое сочетание культурных особенностей по оформлению фасадов.

      Вариантов для отделки и какого-либо оформления наружных стен в современном мире существует огромное количество, дизайнеры придумывают все новые и новые идеи, которые подчеркнут статус хозяина дома, его вкус, оригинальность и, конечно, архитектуру его родной страны. Именно фасады зданий делают города мира разными между собой, хотя многие из них очень похожи по принципам организации, фасады становятся оригинальной изюминкой и карточкой города.

      Красивое дизайнерское решение фасада здания

      Для чего нужны фасады

      Фасады несут в себе несколько основных задач:

    • Фасад позволяет дому «дышать», выводя лишнюю влагу из дома наружу, а также предохраняет помещение от попадания влаги с улицы в дом.
    • Для фасада необходима отделка, она играет большую роль. Правильная облицовка утепляет стены дома, помогает сохранять тепло в помещении и легкую прохладу летом, не пропускает ветер и морозы зимой.
    • Фасад должен сочетаться и являться единым целым со всеми составляющими дома – это окна, стены, двери, пристройки, проемы и прочая окружающая среда.
    • Очень важно, чтобы облицовка для фасада была долговечной, чтобы предохраняла сами стены дома и была неприхотлива в уходе. Добиться реализации всех этих пунктов можно, только если подобрать качественную облицовку.
    • Фасад городских зданий

      К фасадам городских зданий и объектов применяются особые требования. Имеется отдельный закон, который введен с целью сохранить уникальность и неповторимость внешнего облика города. Такое заключение включает в себя целый паспорт для оформления фасада зданий.

      Фасад библиотеки в Южной Кореи

      Любое изменение в фасаде здания, должно быть, узаконено, а в паспорте прописаны все технические требования о нужном исходном состоянии фасада. Такой закон утвержден и призван, чтобы сохранить внешний облик города и его исторический вид, нарушение данного закона, несет за собой административную ответственность, предупреждения и соответствующие штрафы.

      Функциональные особенности наружных стен

      Фасад играет очень важную не только декоративную роль, но и функциональную. Он несет определенную нагрузку, именно поэтому перепланировку фасада стоит проводить с осторожностью, чтобы не повредить структуру всей постройки и не создать риск аварийных последствий. Очень важно при постройке дома, а на этапе строительства фундамента, соблюдать все расчеты, в особенности те, которые относятся к несущей конструкции.

      Любая ошибка в соблюдении этих расчетов, понесет за собой неправильное распределение нагрузки и в дальнейшем к разрушению дома или его деформации.

      Износ фасада

      Если вы покупаете старый дом, или здание, которое было в эксплуатации долгие года или десятилетия. Очень важно провести проверку фасада и при необходимости его ремонт. Любое здание рассчитано на срок службы не более 20 лет, но так, как спрос на жилье растет быстрее, чем дома успевают строить, постройки эксплуатируются намного дольше и некоторые из них не способны выдерживать 50 летние нагрузки и сохранять приемлемый внешний вид.

      Изношенный фасад дома, которому 40 лет

      Любые несущие конструкции, как бы качественно они ни были построены, и какие дорогостоящие материалы не применялись при возведении имеют свойство изнашиваться. Их необходимо укреплять, ремонтировать, так как от них зависит ваша безопасность, а так же то, как крепко будут держаться остальные элементы здания.

      Очень важно по истечении срока эксплуатации дополнительно укреплять стены начиная от основания фундамента дома. Для этого можно использовать различные новейшие технологии, это могут быть швеллеры или металлические обоймы, при помощи которых создается специальный внешний скелет для здания, крепится это все с использованием арматурной сетки. Чтобы скрыть все неровности и улучшить внешний вид, сверху лучше нанести цветной раствор. После этой простой процедуры, на смену ветхому фундаменту, приходит прочная и крепкая конструкция.

      Фундамент также можно разделить на несколько частей – это лицевая сторона, боковые и задняя сторона.

      Фундаментная основа на которой будет стоять дом

      Лицевая сторона здания

      Лицевая сторона имеет несколько разновидностей, она отличается по форме, пропорциям и архитектурному дизайну.

      Существуют следующие виды лицевой стороны:

      Лицевая сторона – это та часть фасада, которую, видно, с улицы, именно её первой видят гости, когда заходят к вам во двор. Но не только эта часть является фасадов, все остальные стороны дома также имеют фасад. Но они имеют своё определенное название и классификацию.

      Лицевая сторона фасада здания

      Все стороны можно поделить между собой по различным конструктивным особенностям:

      1. Они бывают с кирпичной или каменной кладкой.
      2. Монолитной или бетонной основой.
      3. Также существуют светопрозрачные основы.
      4. Вентилируемые фасады и навесные конструкции, которые отличаются между собой по варианту облицовки. Для отделки фасадов чаще всего используют шпаклевку, керамогранит, алюминиевые панели, фиброцемент, сайдинг, нержавеющую сталь и т. д.
      5. Самой современной и более актуальной разновидностью лицевых фасадов называют – медиафасад. В этом варианте используется некий экран, при соединении все экранов, получается целостная видеокарта. Вся лицевая часть дома выглядит как большой экран, что смотрится стильно и модно, а главное, современно.

      Сухой и мокрый фасад

      Фундамент здания также подразделяется на мокрый и сухой. Сухой вид фасада – это создание облицовки без использования мокрых смесей и растворов. Сухая облицовка крепится к фасаду с использованием гвоздей, дюбелей, саморезов и т. д. К сухим фасадам относится сайдинг, термоплиты и т. д.

      Мокрый фасад Каркасный способ (сухой фасад)

      Мокрые фасады крепятся при помощи различных растворов и смесей.

    • штукатурка;
    • отделка камнем;
    • кирпичом;
    • плиткой и т. д.
    • fasadam.ru

      Закон фасаде

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
      • Главная
      • Размещение вывески на фасаде дома не требует согласия собственников
      • Вправе ли собственник помещения, используемого под магазин разместить на фасаде жилого дома вывеску с наименованием магазина не спрашивая согласия собственников помещений дома? Как разграничить где вывеска, а где уже реклама?

        Ответ: Рекламная информация — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке ( статья 3 закона о рекламе ).

        В пункте 1 статьи 9 закона о защите прав потребителей указано, что продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.

        Для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 N 7517/11 по делу N А71-5758/2010-А25)

        То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» ).

        Таким образом, если на вывеске указано, например, «ООО «Радость», режим работы: понедельник-пятница с 9:00 до 18:00, г. Омск, ул. …..», то в силу того, что согласно статье 9 закона о защите прав потребителей такая информация обязательна к размещению, получать согласие собственников для размещения данной вывески не требуется.

        Кроме того, согласно статье 10 закона о защите прав потребителей , продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В связи с этим, суды, как правило, исходят из того, что указание на вывеске вида реализуемых товаров также не может квалифицироваться как реклама товара. Например, «продуктовый магазин», «магазин морепродуктов».
        Но в том случае, если размещаются сведения о конкретном товаре, которые очевидно вызывают у потребителя интерес к товару, то налицо признаки рекламы. Например, «Японская аудиотехника Sony», «Свежая норвежская сельдь».

        Элементы рекламы на вывеске магазина

        В некоторых случаях, предприниматели, не желающие получать согласие собственников помещений дома на установку рекламной конструкции, и, тем более, платить за ее размещение на фасаде здания, пытаются совместить вывеску и рекламу на одной конструкции. Полагают, при этом, что, коль скоро, вывеска, на которой указаны сведения о наименовании, режиме работы и местонахождении, обязательна и на ее размещение не требуется согласия собственников, то частичное добавление на такую вывеску сведений рекламного характера, а также изображений, не повлечет никаких негативных последствий.

        Однако такое микширование обязательных на основании статьи 9 закона о защите прав потребителей сведений и рекламы обернется квалификацией данной вывески как носящей рекламный характер.
        В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

        Вернуться к оглавлению обзора « Размещение рекламы, вывески на жилом доме. Судебная практика, комментарии », где содержатся ответы на вопросы о разграничении понятий «сведения рекламного характера» и «сведения о предпринимателе или юрлице, обязательные для размещения на вывеске», в том числе о виде деятельности; вправе ли собственники помещений дома требовать оплату за размещение на фасаде дома вывески или рекламы

        Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

        Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

        Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

        Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

        Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

        Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

        Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

        Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

        Договор на установку рекламной конструкции

        Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

        В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

        Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

        Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

        Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

        Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

        Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

        Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

        Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

        Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

        Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

        Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

        Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

        Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

        Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

        В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

        Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

        После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

        Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

        Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“».

        Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

        Разрешение на размещение рекламной конструкции

        После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

        Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

        Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

        Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

        Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

        Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

        Реклама или информационная вывеска

        Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

        Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

        Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

        В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

        Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

        Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

        Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

        Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

        В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

        По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

        Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

        В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

        Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

        Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

        Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

        www.eg-online.ru